Рекомендации родителям

 

    Психологическая поддержка выпускников, участвующих в ГИА-9 и ЕГЭ

Почему они так волнуются?

 

                         «Экзамен»  — (лат.) — испытанье; предложенье вопросов, для знания степени чьих-либо сведений. Не     для знания, для экзамена учимся. Экзаменовать кого, пытать, испытывать, расспрашивая узнавать степень сведений его».

В школьной реальности экзамен  — это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает  теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели начали применять новые инструменты – ГИА -9 и  ЕГЭ.

Своеобразие ГИА-9, ЕГЭ его непохожесть  на традиционный экзамен,  сопряжены   с определенным    рядом   трудностей. С ними  подросткам приходится сталкиваться  как  в подготовительный период к ЕГЭ, так и во время самого экзамена. Но, несомненно, основная психологическая поддержка требуется  учащимся  именно на подготовительном этапе и  может проводиться в различных формах: групповые и индивидуальные занятия с  учащимися, групповые и индивидуальные консультации выпускников и их родителей,  составление рекомендаций для всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.

Для оказания действенной психологической помощи необходимо, прежде всего, выявление детей, испытывающих те или иные познавательные и личностные трудности при подготовке  к сдаче ЕГЭ и ГИА-9 и относящихся к так называемым,  группам риска. Для этого можно использовать разные способы, которые  будут строиться, и опираться на итоги разного рода диагностики,  на результаты наблюдений и итоги экспертных оценок учителей.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ ГИА-9 и ЕГЭ

Отличительные особенности

Традиционный
экзамен

ГИА-9, ЕГЭ

Что оценивается? Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях Оцениваются
фактические знания и умение рассуждать, решать
Что влияет
на оценку?
Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. Оценка максимальнообъективна
Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы Практически отсутствует
Кто оценивает? Знакомые ученику люди Незнакомые эксперты
Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней Через сравнительно
более длительное время
Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала
Как происходит фиксация результатов? На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике Результаты выполнения задания необходимо
перенести на специальный бланк регистрации ответов
Стратегия деятельности во время экзамена Унифицированная Индивидуальная

Основная цель психологической подготовки учеников к ГИА-9, ЕГЭ – ознакомление выпускников с процедурой ГИА-9 и ЕГЭ, формирование у них адекватного реалистичного мнения о ГИА-9 и ЕГЭ и определение конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Для  достижения поставленной цели используются следующие стратегии деятельности психологической службы:

  — Ресурсно-ориентированная  стратегия, которая направлена на поиск сильных сторон учащихся  и путей их использования на этапе подготовки и на самом  экзамене;

-Технологически-ориентированная стратегия, целью которой является освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации педагогам

по подготовке выпускников к сдаче экзаменов в новой независимой форме

  1. Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;
  1. Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ;
  2. Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;
  3. Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;
  4. Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;
  5. Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;
  6. Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;
  7. Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;
  8. Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;
  9. Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям

Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи  ГИА – 9 и ЕГЭ

В подготовке выпускников к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители во многом внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. ЕГЭ представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. А коль скоро родители принимают непосредственное  участие в выпускных экзаменах, мы считаем, что им тоже необходима особая подготовка.

Проанализировав специфику проживания  предэкзаменационного периода родителями выпускников, обозначим следующие задачи работы психолога  с родителями по подготовке к ГИА – 9, ЕГЭ:

  1. Определение меры ответственности  родителей   за подготовку  детей к сдаче ЕГЭ и сам процесс участие ребенка в ГИА- 9,   ЕГЭ.
  2. Формирование у родителей реалистичной картины ГИА-9,  ЕГЭ;
  3. Поддержка родителей, испытывающих тревогу  до, в процессе и после сдачи детьми  ГИА-9, ЕГЭ;
  4. Владением информации о процессе проведения экзамена
  5. Пониманием  и поддержкой, любовью и верой в его силы
  • Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
  • Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
  1. Участием в подготовке к экзаменам
  • Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
  • Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днем, если «сова» — вечером.
  • Проведите репетицию письменного экзаменам. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
  1. Организацией режима (именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам.
  • Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
  1. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

 

 

 

 

 

 

Государственная аттестация выпускников IX классов

 

            Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников IX классов), представляет собой новую форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

В настоящий момент ГИА выпускников IX классов проводится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 03.12.1999 №1075.

ГИА выпускников IX классов организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.

Вопросы ГИА выпускников IX классов курирует Управление оценки качества образования Рособрнадзор.

 Функции Рособрнадзора:

·                            сбор заявок от субъектов Российской Федерации на участие в проведении ГИА в новой форме обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии (ТЭК);

·                            организация работ по подготовке экзаменационных материалов и направление их в субъекты Российской Федерации;

·                            научно-методическое и информационное обеспечение ГИА;

·                            контроль за проведением ГИА, в том числе в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок соблюдения установленного порядка организации и проведения ГИА в субъектах Российской Федерации; осуществление иных полномочий в рамках существующего законодательства.

.