МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Обучение грамоте в детском саду старшая группа: Обучение грамоте в детском саду

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей 5-6 лет на тему: «Путешествие в страну Азбуки»

Область «Познавательное развитие»:

  • развивать познавательную активность, любознательность;
  • уметь на слух определять звуки природы и называть их.

Область «Социально – коммуникативное развитие»:

  • побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
  • развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Область «Речевое развитие»:

  • развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;
  • учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • закрепить умение проводить звуковой анализ слова «утки»;
  • упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком;
  • закрепить знание гласных и согласных звуков.

Цель:

  • закрепить умение проводить звуковой анализ слова «утки».
  • учить называть слова с заданным звуком [а].
  • закреплять знания о гласных и согласных звуках, мягких и твердых.

Материалы и оборудование:

  • картинка – схема слова «утки»;
  • красные, синие, зеленые фишки, указка;
  • полоски с четырьмя клеточками;
  • рабочая тетрадь.

 

Ход занятия:

Сюрпризный момент (Появляется королева Азбуки.)

— Дети, а вы хотите попасть в страну Азбуки?

— Хотим!

Ну тогда закрывайте глаза и мы с вами помечтаем! Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы мечтать! Открываем глаза дети. Посмотрите, я Королева Азбуки, а это моя страна Азбуки. В моей стране вы должны правильно отвечать на все задания. А кто же нас встречает здесь?

— (Ответы детей.) Буквы. Рассматривают и называют их.

Почему одни буквы синим цветом, а другие красным.

— Гласные и согласные.

Первое задание.

Игра: «Назови братца». (В кругу с мячом.) Я называю твердый звук, а вы мне мягкий. И наоборот, я называю мягкий, а вы твердый.

Второе задание. Дети у вас у каждого есть имя, а ваше имя состоит из звуков.

Сейчас я буду называть звуки, если такой звук есть в вашем имени, значит этот ребенок садится за стол.

— Молодцы, справились с заданием.

Все сели, ручки перед собой положили спинка прямая и все посмотрели на меня.

Третье задание. Дети а какие бывают звуки?

Гласные и согласные звуки.

— Гласные – это, какие звуки? (Их можно пропеть и воздух во рту не встречает преград.)

— Молодцы!

— А какие гласные мы с вами уже знаем? А, О, У, Ы, И, Э на доску выставляет один ребенок, а остальные называют.

— А согласные? Какие это звуки? Можно их пропеть? Свободно они произносятся? Нет пропеть нельзя, воздух во рту встречает преграды.

— А какие согласные звуки мы уже знаем?

— М, Н, Р,  Ш, С, Т

— А какими бывают согласные? (Почему они синим и зеленым цветом написаны?)

— Твердые и мягкие.

— Кто помнит, почему синий цвет взяли для М, а зеленый для Н, (синий твердый как лед, а зеленый – мягкий, как травка)

Четвертое задание.

Отгадаем загадку:

Как на речку приплывают,

Сразу в воду залезают.

«Кря» — нырнули на минутку,

Назовите, кто это – утки.

Правильно дети, это утки.

Пятое задание. А теперь произведем звуковой анализ слова утки.

— Сколько слогов в слове утки? (Два слога.)

— Сколько звуков ? (Четыре звука?)

— Как вы узнали ? (Четыре домика.)

— Сколько гласных? (два гласных домика.) Сколько согласных звуков? (Два: один синий домик (твердый звук) и один зеленый (мягкий звук).)

— У – у — утки – первый гласный звук (у) — гласный, т.к. мы можем его пропеть.

— Ут – тки –второй звук согласный, твердый, т.к. встречается преграда.

— Утк – ки – третий звук согласный, мягкий, мы его не можем пропеть.

— Утки — и – и — четвертый звук гласный.

Физминутка «В декабре».

В декабре, декабре

Будет холод на дворе

И тогда, мы все ребятки

Будем одевать перчатки

Будем так их одевать

А потом их так снимать.

Шестое задание. Игра с заданиями. Вызвать звуки [и], [к], [т], [у].

Седьмое задание. Назовем слова с заданным звуком [а] в начале слова, в середине, в конце.

Последнее наше задание. Работа в тетради. Нужно заштриховать букву У в одном направлении.

— Молодцы дети, со всеми заданиями справились правильно. Вы мне все очень понравились. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и еще раз помечтаем. Раз. Два, три, четыре, пять мы закончили мечтать.

— И вот мы дети снова оказались в детском саду. Занятие окончено. Все ребятки идут на ковер, а дежурные помогут мне убрать со столов.

Обучение грамоте. Старшая группа. Звук и буква А. Конспект.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад №169»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

 непосредственно

 образовательной

 деятельности

Обучение грамоте

Старшая  группа

Тема: «В мире звуков.

Звук и буква А».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

 педагог дополнительного образования

  Золотарева Алла Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2016-2017 учебный год

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Обучение грамоте

Старшая  группа

Тема: «В мире звуков. Звук и буква А».

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

Задачи: познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением, формировать умение определять место звука в словах, выделять его из ряда других звуков на слух. познакомить с буквой А, учить писать ее, используя образец;

развивать фонематический слух, внимание, память;

воспитывать интерес к познанию, трудолюбие.

Форма организации: подрупповая, индивидуальная.

Оборудование: кукла,

дудочка, колокольчик, бубен,

буква А,

Д/и «Буква сломалась»,

иллюстрации — рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

магнитная азбука,

схемы слов для определения места буквы в словах, магниты красного цвета,

магнитофон

аудиозаписи «У жирафа пятнышки»,  «Слова на букву А»

 

Ход деятельности.

1′

1. Организационный момент.

2′

2. Введение в тему занятия, сюрпризный момент.

Игра «Молчанка»

В гости пришла кукла Аня и принесла игрушки — бубен, колокольчик, дудочку.

слушание звуков вокруг;

с закрытыми глазами:

Раз, два, три четыре, пять –

Начинаем мы молчать

И слушать разные звуки.

Педагог с помощью детей демонстрирует различные звуки.

Вывод звуки бывают разные — громкие, тихие. Звуки мы слышим ушами. Звуки могут издавать не только разные предметы, но и сам человек.

 

1′

3.  Д/и «Найди одинаковый звук»

Кукла Аня принесла не только игрушки, но и картинки. Ананас, автобус, аист. Какой звук в этих словах одинаковый?

1′

4. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями – белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

(Рот)

1′

5. Фонетическая зарядка.

Фонетическая зарядка

— Как мама укачивает малыша?

— Как мы показываем больное горло доктору?

 

1′

6. Д/и «Поймай звук» ( из череды звуков «поймать» 9 хлопнуть в ладоши) только звук А)

 

1′

7. Характеристика звука А.

Звук А — гласный, так как произносится голосом, воздух проходит свободно, не встречая преград.  Обозначение звука красным цветом.

1′

8. Д/и «Найди звук «А»

Выбрать только те картинки, в названии которых есть звук А.

3′

9. Д/и «Найди место звука А»

Работа на магнитной доске на схеме.

рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

2′

10. Физпауза

«У жирафа пятнышки»

3′

11. Знакомство с буквой А.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

 

Рассматривание буквы.

На что похожа буква А?

 

Д/и «Вспомни слова на букву А»

 

Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля —
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
— Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще … аквалангистом!. .
А какие вы слова
Знаете на букву А?

 

Прослушивание аудиозаписи «Слова на букву А»

2′

12. Рисование буквы на магнитных экранах.

3′

13. Работа в рабочих тетрадях

Найди и обведи букву А.

 

2′

14. Д/и «Буква сломалась».

Из отдельных элементов составляем букву.

1′

Рефлексия

 

 

Список использованной литературы:

 

1.                  Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991

2.                 Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000

3.                 Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)

МДОУ д/с 28 г. Ржева Тверской области Учитель – логопед высшей категории: Ворошилова Ирина Анатольевна

Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».

Задачи

Коррекционно — образовательная:

  • учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З».

Коррекционно — развивающие:

  • упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;
  • развивать внимание, мышление.

Скачать конспект

Коррекционно — воспитательная:

  • формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: картинка для звукоподражания «Комар», предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З», карточки с буквой «З», карандаши, нитка (по количеству детей).

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведём и к себе скорей прижмём.

— Брови к верху поднимаем, а потом их опускаем.

— Щечки мы надули, щечки мы втянули.

— удивились, улыбнулись, растолстели, похудели.

Если услышите, что звучит колокольчик, садятся за столы девочки,

если музыкальный молоточек- садятся мальчики.

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик», «Трубочка». Чередовать упражнения «Заборчик»«Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик» Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок» «пя-пя-пя», а потом «тя-тя-тя».

«Блинчик» Удерживать под счет от 10 до 15 секунд, «Остудим блинчик»

«Почистим нижние зубки», «Горка».

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

Загадки

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет — сделает наоборот. (Зонт)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(Замок)

Зимой серый, летом белый.

(Заяц)

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя

По земле ползёт она.

(Змея)

После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.

Объявление темы занятия

С какого звука начинаются все слова — отгадки?

Ответы детей.

Логопед выставляет картинку для звукоподражания.

К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издаёт, когда летит?

Дети: «З- з з.»

Логопед: «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся».

Послушайте сказку о Язычке.

«Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: «з – з — з». «Это новая песенка, — сказал Язычок, — это песенка комара. Комар так поёт, когда летит и хочет кого – то укусить». (Споём все вместе песенку комара)

Произнесение звука [З] хором и индивидуально.

Характеристика артикуляции звука [З]:

губы в «улыбке»;

зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

кончик языка упирается в нижние зубы;

посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.

Звук [З] — согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [З] — звонкий.

Давай те поселим его в домик для звуков. В какой дом его поселим? (ответы детей).

Упражнение «Слушай внимательно».

Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [З] в звуках, слогах, словах.

«С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З»

«са», «за», «то», «ша», «со»

«санки», «зонт», «шуба», «заяц»

Повтори чистоговорки

За – за – за – вот идёт коза

Зу –зу – зу – мы ведем козу

Зы – зы – зы – новые тазы

Упражнение «Где звук?».

Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З] с помощью звуковой схемы (начало, середина, конец слова).

Дети с помощью синей фишки показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.

Картинки: заяц, зуб, зубр, арбуз, забор, зонт, забор.

Физкультминутка Зайка

Проговаривание слов с имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет.

В чехарду играть зовет.

Лапками вверх, лапками вниз.

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Развитие фонематических представлений.

Игра «Назови слова»

Назвать слова, которые начинаются со звука[З].

Логопед: «Ваше внимание, ваше старание,

Хорошая работа будет награждаться «звездой».

За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду».

Игра «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Гимнастика для глаз

«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Смотрят вверх. Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. Моргают глазками. Глазки закрывают.

Знакомство с буквой «З».

Логопед демонстрирует детям букву «З».

— Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».

Логопед предлагает рассмотреть букву «З».

Уточнить, на что похожа буква «З», прочитать про неё стихотворение.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра «три».

С. Я. Маршак

— Предложить детям нарисовать букву «З» карандашом в воздухе.

— Выложить букву «З» ниткой

Итог занятия

-Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии?

Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] — согласный, твёрдый, звонкий).

Логопед находит положительные моменты в работе детей.

Будем звёзды зажигать.

Будем букву составлять

На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З».

Логопед предлагает Детям встать в круг:

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Список использованной литературы

  1. Генинг М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи Чебоксары 1970г. стр. 67
  2. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. — 160 с.
  3. Интернет ресурсы
  4. Попова Г.П. Занимательное азбуковедение – Издательство «Учитель» Волгоград стр. 44
  5. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 184 с.
< Предыдущая   Следующая >

Игры для обучения грамоте дошкольников в старшей группе

Конспект тематического фрагмента родительского собрания в старшей группе.

В старшей и подготовительной группе некоторые вопросы обучения детей мы по запросу родителей выносим на родительские собрания. На одном из них были представлены игровые средства обучения дошкольников грамоте.

Задача: познакомить родителей с дидактическими играми для подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мяч.

Демонстрационный материал: выставка дидактических игр; слайды: тест «Проверь себя!», слоги для игры «Замени звук»; изображения предметов-отгадок загадок; «Звуковая коробочка» с ленточками; изображения звуковичков; плоскостные изображения цветов синего, зелёного и красного цвета.

Раздаточный материал: карандаши, бланки с тестами, предметные картинки: арбуз, удочка, пушка, пила, обруч, парашют, пуговица, пингвин, аист, улитка, ослик, панда, пугало; набор карточек с 4-я предметными картинками, фишки.

Ход собрания

(С родителями проводят игру «Комплимент-шутка», способствующую созданию благоприятной свободному общению эмоциональной обстановки. Стоя в кругу, каждый участник по очереди называет свое имя, а стоящий рядом родитель делает ему комплимент в шуточной форме.)

Логопед: Уважаемые родители, мы хотим, чтобы обучение дошкольников грамоте было интересным и увлекательным. Давайте выясним, нужны ли взрослым для этого специальные знания. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. (Логопед демонстрирует на экране слайд с вопросами теста.)

Сколько гласных звуков в русском языке?

Сколько букв в русском языке?

Какие буквы в русском языке не имеют звука?

Какие гласные называются йотированными?

Чем звуки отличаются от букв?

Как можно посчитать слоги в слове?

Сколько слогов в слове «длинношеее» (животное)?

Сколько звуков в слове «июль»?

Сколько мягких согласных звуков в слове «Юлия»?

Сколько глухих согласных звуков в слове «лодка»?

Сколько звуков [о] в слове «молоко» мы произносим?

(Родители заполняют бланки с тестом, логопед анализирует ответы. )

Логопед: Казалось бы, ответить на эти вопросы просто, но результаты теста показали необходимость знаний, некоторые из которых дошкольники уже получили в детском саду. Ваши дети могут ответить на ряд вопросов, поэтому приглашаем принять участие вместе с ними в играх. (В зал приходят дети с воспитателем, они встают полукругом перед родителями.)

Логопед: Ребята, давайте расскажем, что мы знаем о звуках. (Логопед предлагает всем подойти к стенду с символами звуков.) Кто сможет рассказать, что это за символы?

Дети: Красные звуковички обозначают гласные звуки, синие – согласные твёрдые звуки; зелёные – согласные мягкие звуки. Колокольчик всегда у звуковичка, который обозначает звонкий звук.

Логопед: Давайте поиграем с волшебной коробочкой, она поможет проверить гласные или согласные звуки. (Логопед произносит звук [c], ребёнок повторяет его и, пока звук звучит, вместе с родителем вытягивает из коробочки цветную ленточку, затем даёт характеристику звуку с учётом длины ленточки. Логопед последовательно называет звуки [а], [к], [у], [н], [о], [ж], [м] и играет с другими детьми.)

Логопед: Теперь наши гости увидели, как мы с вами определяем гласный или согласный звук. С какими звуками мы будем играть с вами сегодня? Это вы узнаете, когда отгадаете мои загадки! (Логопед загадывает загадки про паука, подушку, пирожок, помидор и поросёнка. Дети отгадывают их, после каждого правильного ответа на слайде появляется картинка-отгадка. Затем логопед демонстрирует слайд, на котором вместе представлены все отгадки. Дети с родителями произносят каждое слово, выделяя голосом первый звук, и приходят к выводу о том, что в слове пирожок первый звук [пь], а во всех остальных словах первый звук [п].)

Логопед: Что можно сказать про эти звуки? Какие они? (Дети характеризуют [п] как согласный твёрдый и [пь] как согласный мягкий звуки.) Молодцы! Теперь предлагаю разделиться на две команды. В одной команде будут родители, а в другой дети. Родители, первые слоги, которые понадобятся нам для игры, вы можете прочитать на слайде, а потом называйте их сами. (Проводится игра с мячом «Замени звук». На слайде последовательность слогов: АП, ОП, УП, ПЫ, ПЭ, ИП. Команды встают друг напротив друга, каждый родитель произносят слог со звуком [п] и бросает мяч ребёнку-игроку другой команды. Дошкольник меняет в слоге звук [п] на [пь] и бросает мяч другому взрослому.)

Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Сейчас мы с вами погуляем по цветочной полянке. На ней красные, синие и зелёные цветы. (Логопед раздаёт каждой паре ребёнок-родитель по одной предметной картинке.) Вы будете гулять по полянке, пока звучит музыка. Как только музыка прекратится, нужно найти свой цветок. Если слово на вашей картинке начинается на гласный звук, то нужно встать рядом с красным цветком, если на согласный твёрдый звук — рядом с синим цветком, если первый звук согласный мягкий, то встать надо рядом с зелёным цветком. (Проводится дидактическая игра «Звуковые полянки», затем дети и родители садятся за столы.)

Логопед: А теперь игра «Закрой картинку». У каждого участника игры карточка с 4-я картинками. Например: пила, посуда, попугай, подушка. В названии каждой картинки есть звук [п] или [пь]. Надо закрыть каждую картинку фишкой синего или зелёного цвета, в зависимости от того, мягкий [пь] или твёрдый [п] согласный звук в слове. (Дети выполняют задание вместе с родителями.)

Логопед: Ребята, вы все очень хорошо играли, и в группе вас ждёт сюрприз. (Дети уходят с воспитателем. Логопедом заранее оставлены в группе картинки-раскраски.) Уважаемые родители, игры и упражнения, в которых вы сегодня участвовали вместе с детьми, нужны нам при подготовке к обучению грамоте. Предлагаю ознакомиться и с другими играми, которые представлены на нашей выставке, а потом мы перейдём к другим вопросам собрания. (Логопед обращает внимание родителей на дидактические игры и уточняет игровые правила некоторых из них. )

Татьяна Зверева, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 86 «Антошка»
г. Братск, Иркутская область

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада «Звуки [А], [О], [У]» (закрепление пройденного материала)

Конспект занятия в комбинированной логопедической группе

по формированию звукопроизношения и подготовке

к обучению грамоте

( старшая группа)

Подготовил: учитель – логопед Каретина Е.В.

Тема. Гласные звуки А О У

Цель. Обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках [а][о][у], их артикулировании и звучании

Задачи: Образовательные:

— закреплять понятие « гласный звук»

— закрепить умение чётко артикулировать гласные звуки [а][о][у]

— закрепить умение определять звук, стоящий в начале слова

— закрепить зрительные образы символов гласных звуков

Коррекционно – образовательные:

— закрепление понятий « слово», « звук»

— обучение различению звуков [а][о][у] на слух и в произнесении

— выделение и определение в словах первого гласного звука с последующим подбором « портрета звука»

— подбор слов ( картинок) с заданным гласным звуком в начальной позиции

Коррекционно – развивающие:

— развитие фонематического восприятия и слуха

— развитие артикуляционной моторики

— развитие зрительного и слухового внимания

— развитие чувства рифмы

— развитие общей и мелкой моторики

— формирование плавного выдоха

Коррекционно- воспитательные:

— воспитание самостоятельности, инициативности, интереса к занятиям

— воспитывать умение работать в течение всего занятия

— воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь педагога

Оборудование. Магнитная доска, карточки — буквы ( А,О, У),символы гласных звуков (по числу детей), картинки для артикуляционной гимнастики, картинки, которые начинаются с гласных звуков, куклы бибабо « щенок» и « снеговик»,домики звуков( красные коробочки с символами букв и « портретами звуков»,бумажные варежки по кол-ву детей ( цветные плоские карточки) со снежинками из бумажных салфеток на ниточке, раскраска «Дерево звуков» (по числу детей).


 

Ход занятия

1.Организационный момент. Сообщение темы занятия. Дети стоят вокруг логопеда.

Логопед. Доброе утро! Я очень рада видеть вас на занятии. Я улыбаюсь вам, улыбнитесь и вы мне, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем гостей и скажем : « Доброе утро!» Уважаемые гости, посмотрите как мы умеем играть со звуками.

Вместе с нами поиграет щенок Всезнайка. Говорит он : « Угадай- ка, если знаешь, назови буквы эти, посмотри. Щенок картинки нам принёс. Итак, стоп, внимание, вопрос!

Щенок « загадывает» загадки, дети отгадывают.

Демонстрация картинок – отгадок.( А О У)

1 .

Эта буква высока и стройна,

Очень похожа на арку она.( А)

2.

Океан шумит волнами,

Остров прямо перед нами,

Облака висят над пальмами,

Обезьяны ходят стаями.(О)


 

3.                                          Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт .( Улитка)


 

Я нашёл сучок в лесу,

Он похож на букву …( У)

Логопед. Молодцы! Справились с заданием! Спасибо тебе, щенок Всезнайка, приходи к нам ещё, а пока отдыхай – ка. ( Щенок «уходит» в будку)

Дети переходят для дальнейшей работы за столы.

А мы с вами, дети, поиграем.Присаживайтесь за столы.Мы поговорим о звуках, ведь звуки – целая наука! Вы смогли их узнать, а теперь посмотрите на доску. Здесь мы видим буквы, которые и обозначают определённый звук. Назовём их ( дети хором называют буквы, на которые указывает логопед).Правильно: это буквы А ,О ,У.

Выполнение артикуляционной гимнастики. Правильная осанка, без напряжения плечевого пояса, шеи; руки лежат на столе или на коленях.

Логопед. Для того, чтобы лучше, ярче, чётче произносить звуки необходимо упражнения выполнять, чтобы что тренировать? (Дети дают полный ответ: Нужно тренировать язычок, губки, щёчки)

Логопед. Сидим спокойно,руки на столе, плечи расслаблены. Внимательно и правильно выполняем упражнения.( Ориентируясь на картинки и показ артикуляции логопедом , дети выполняют артикуляционную гимнастику. Заключительное упражнение « Мостик»)

Логопед. Котик по мосту гулял. Язычок ваш не устал? Нет, тогда, пожалуй, попросим его исполнить песенку. Для этого подберём « портреты звуков» к каждой букве. Итак, угадайте, какой звук я беззвучно произношу( логопед беззвучно изображает артикуляцию звуков А О У и демонстрирует соответствующую карточку – портрет , размещая её на доске под соответствующей звуку буквой).Какая песенка получилась? Пропоём её.

( Вместе с детьми хором логопед пропевает звуки : А О У) .Прекрасно у вас получается. Нет преграды для воздушной струи? Нет. Значит, эти звуки какие,- гласные или согласные? Правильно, эти звуки гласные!Поэтому портреты их красные.Произносятся гласные звуки только голосом.

Мы порепетировали, а сейчас каждый из вас исполнит свою песенку звуков. Я разложу вам « портреты звуков», из них вам нужно выложить песенку. Итак, по порядку, слушаем исполнение каждого ребёнка (дети раскладывают « портреты звуков» на столе в линию из 3-х карточек, потом по очереди произносят протяжно получившееся сочетание). Поаплодируем друг другу! Красиво получилось!А звуки отправляются в свои домики ( логопед подходит к каждому ребёнку с коробочкой , на которой есть символы звука: изображение печатное буквы, « портрет звука», дети раскладывают карточки по местам , закрепляя их артикуляцию)

Логопед. Предлагаю всем вместе навести порядок у звуков. Ведь звуков сколько? А букв? А портретов звуков? Правильно — три. А картинок одна стопочка, а должно быть три. Разберём их по местам.Посмотрим на картинки, назовём первый звук в названии и положим картинку в одну из трёх стопочек (1-А, 2-О, 3-У)(логопед демонстрирует картинки и раскладывает их по стопкам после того,как дети угадают первый звук в каждом слове).Отлично!Навели порядок у наших звуков!

Дыхательная гимнастика « Сдуй с варежки снежинку».

Снеговик принёс вам варежки, да не простые, а с секретом, ведь на улице не лето, а, конечно же……правильно, зима. На снежинки дуть пора. Словно вьюга завываем и снежинки мы сдуваем. Плечи мы не напрягаем, воздух сильно вбираем и весь полностью выдыхая, щёчки при этом не надуваем).(Логопед даёт каждому ребёнку варежку, озвучивая при этом цвет варежки задавая вопрос и требуя полного ответа: « У тебя варежка какого цвета?»)

Логопед.Звуки с буквами к нам сегодня пришли, да порядок навели.Скажите, дети, что вам в занятии понравилось?(дети дают полный ответ). Прислушайтесь, я слышу шелест бумаги, шорох…Это щенок Всезнайка приготовил вам раскраски непростые, на них звуки гласные и дерево прекрасное. Называется раскраска « Дерево звуков» . Сегодня вместе с воспитателем вы аккуратно будете раскрашивать карандашами это волшебное дерево, на котором звуки гласные, поэтому карандаши вам пригодятся красные! А так как сейчас зима, и нет уже листьев, то дерево укрытое снегом какого цвета ( правильно — белое). Вот закончилась игра! Прозвенеть колокольчику пора! ( логопед звонит в колокольчик).Спасибо!До новых встреч!

«Обучение грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>