МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Раннее обучение иностранному языку в доу: Иностранный язык в детском саду

Иностранный язык в детском саду

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.

В современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к обучению. Существует мнение, что раннее обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень.

Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка понимается обучение, осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него (искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить, застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок, который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Доказано, что лучше всего дети запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью. На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно создается художественная среда. Театральная, музыкальная, литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В. Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей, на выработку у них способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком.

Наиболее благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список положительных результатов раннего изучения иностранного языка. Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении является его гуманистическая направленность.

Существует множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных способов и действенных является преподавание иностранного языка в игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в игре четыре важнейшие для ребенка функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умственных действий; средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления, воображения [8].

Итак, игра является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания иностранного языка с использованием игровой деятельности на начальном этапе занимались Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина, Е.И. Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и старшем этапах нашли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В. Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой деятельности на различных этапах обучения – начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся.

Например, при обучении иностранному языку маленьких детей необходимо принимать во внимание такие особенности, как пытливость и любознательность.

Также, важно помнить, что им трудно в течение длительного времени удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой дети овладевают к третьему году жизни, знакомятся с человеческими отношениями, открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном возрасте формируется готовность к учению.

Игры можно использовать при введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия для естественного общения детей.

Сколько лет многие из нас, взрослых, изучали английский язык? В школе, в институте. Мы обладаем приличным словарным запасом, но разговариваем на английском гораздо хуже, чем любой подросток на улицах Европы. Почему мы, годами изучая английский, не можем на нем общаться, а наши дети разговаривают на нем? Они отвечают на вопросы учителя, играют, даже делают друг другу замечания только на английском языке. Все дело в разных методиках. Всегда и везде (в том числе в дореволюционной России) иностранный язык НЕ ИЗУЧАЛИ, на нем просто разговаривали. И ребенок постепенно, шаг за шагом, овладевал чужим языком. А та система, по которой учились нынешние взрослые и по которой, к сожалению, и сейчас учатся многие дети (и не только в школах, но зачастую на платных курсах), заключается в принципе «от алфавита – к слову, от слова – к фразе». На основе сравнительного анализа самых современных методик обучения английскому языку мы выбрали курс В.

Н.Мещеряковой.

Наши учебные пособия

I ступень для детей 3-5 лет

II ступень для детей 4-6 лет

III Ступень

 Ребенок с 3-4 лет может приобщиться к английскому языку, но учить его совсем не нужно. Что больше всего любят делать дети этого возраста? Конечно, петь и играть! Именно поэтому мы используем на занятиях по английскому языку музыкально-игровую форму по методике Валерии Мещеряковой. И в этом основную помощь оказывает аудиоприложение к нашим занятиям диск I CAN SING для детей 3-5 лет и методическое пособие I CAN SPEAK для детей 5-7 лет. Цель обучения по этому методу – не заучивать отдельные слова и фразы, а учить общаться на английском, учить играя. У детей 3-9 лет существует способность «впечатывать» в мозг целые языковые блоки, не анализируя их. Именно благодаря этой способности все мы обучились родной речи. И именно эту способность используем мы, работая по данной методике. «Впечатывание» структур изучаемого языка происходит наиболее эффективно при погружении в языковую среду, поэтому уроки ведутся полностью на английском языке.

Учитель владеет целым арсеналом средств, позволяющих довести смысл сказанного до ребенка, минуя прямой перевод. Это и наглядность, и жесты и пр.

Групповые и индивидуальные занятия по английскому языку по программе Валерии Мещеряковой «I LOVE ENGLISH» рассчитаны для детей от 2 до 9 лет.

Методика I Love English полностью игровая. Именно с помощью разнообразных игр мы достигаем полного понимания и усвоения изучаемого материала.

К детям приходят в гости игрушки из Англии, которые общаются с ними на английском языке. Пение, подвижные игры, танцы помогают детям чувствовать себя комфортно на уроке, а меру своей включенности и активности они выбирают сами (немало таких детей, которые сначала предпочитают побыть в стороне, понаблюдать, а потом постепенно включаются в общую деятельность). На уроках мы, в первую очередь, задействуем слуховой аппарат — приучаем детей слышать иностранную речь и понимать ее. Это первая ступенька к умению говорить.

Цели проведения наших занятий:

— психическое и социальное развитие ребенка посредством иностранного языка; — знакомство и приобщение к иностранному языку;

— формирование положительного отношения ребенка к изучению английского языка, развитие его интереса к языку;

— развитие способности слушать и понимать иностранную речь;

— формирование центра иностранной речи у детей.

Методика I LOVE ENGLISH уникальна и дает превосходные результаты, а самое главное — дети просто влюбляются в английский язык и с радостью посещают уроки. Принцип, которым руководствуется В.Мещерякова при разработке обучающих программ, состоит в следующем: «Занятия должны приносить ребенку удовольствие».

 

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- № 2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, № 6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе. — 2000.- № 6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В. Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№ 2.-С.42-50.

6. Мещерякова В.Н.  I can sing // Книга для учителя/ Учебное пособие. – Казань, 2009.-24с.     

7. Уланова О.Б. Английский для дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия», 1998.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 г. — 360 с.

Статья. Раннее обучение иностранному языку

Васильева Е. Д. Раннее обучение иностранному языку.

Сведения об авторе: Васильева Екатерина Дмитриевна – член Санкт-Петербургского библиотечного общества, заведующая библиотекой ГБОУ СОШ № 135 Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга.

Контактная информация: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы раннего обучения иностранным языка. Предложены методы и технологии по обучению. Статья затрагивает психолингвистические особенности детей.

Ключевые слова: языкознание, лингвистика, раннее обучение.

Введение. Методика раннего обучения иностранным языкам начала зарождаться ещё в 19 веке как отрасль методической науки. В России, на тот момент, был широко распространен опыт обучения детей иностранным языка в раннем возрасте. В конце 18 начале 19 века среди русских детей можно было встретить тех, кто свободно говорил на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение 5-7 летних детей зажиточных слоёв населения носило массовых характер.

На сегодняшний день, современное общество динамично развивается и развитие разносторонних отношений с зарубежными странами сделало язык востребованным обществом.

Одним из самых приоритетных направлений в образовании стало изучение иностранного языка. Многие дошкольные образовательные учреждения и различные центры разрабатываю программы обучения иностранным языкам на ранних этапах развития ребенка. Интегративные занятия применяются для разностороннего воспитания дошкольника, для развития его языковых и общих способностей.

Проблема обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе актуальна для современного образования. Это обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сензитивный период для обучения иностранным языкам.

Проблемой раннего обучения иностранным языкам занимается большой ряд учёных, как отечественных, так и зарубежных. Среди них: В.Н. Мещерякова, Н.В. Семенова, И.Н. Павленко, И.Л. Шолпо, З.Я. Футерман, Л.П. Гусева, Н.А.Горловой, М.А. Хасанова, Carol Read, Cristiana Bruni, Diana Webster и другие. Учёные и практики так и не пришли к единому мнению, что можно под ранним обучением иностранному языку.

Одна группа учёных считает, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к иностранному языку детей дошкольного возраста. Их точка зрения придерживается мнения, что раннее обучение, это обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу.

Вторая группа учёных придерживается мнения, что раннее обучение иностранному языку, это обучение детей младшего школьного возраста. Среди них Н. Д. Гальскова и З. Н. Никитенко, они предлагают делать различие между ранним дошкольным обучением и ранним школьным обучение.

Раннее дошкольное обучение осуществляется в детском дошкольном учреждении с 4-7 лет, до поступления ребёнка в школу.

Раннее школьное обучение – это первая ступень обучения младших школьников 1-4 классы.

Методисты образования не могут прийти к единому решению, когда наступает наиболее благоприятный возраст для обучения детей иностранным языкам. Каждый возраст имеет свои плюсы и минусы для овладения иностранным языком.

Проблемы психолингвистических способностей. М. М. Гохлернер и Г. В. Ейгер в анализе нескольких точек зрения на проблему психолингвистических способностей дошкольника, выделили следующие компоненты лингвистических способностей:

— ярко выраженная вербальная память;

— быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений;

— имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях;

— способность к быстрому овладению новым психолингвистическим углом зрения на предметы объективного мира при переходе от одного языка к другому;

— способность к формализации вербального материала.

Можно предположить, что не все из перечисленных компонентов, обязательны в случае с лингвистическими способностями дошкольника. Принципиально значимыми компонентами для данной возрастной категории можно выделить ярко выраженную языковую память. Она позволяет быстро пополнить словарный запас, овладеть новыми формами и грамматическими конструкциями, перевести слова из пассивного словаря в активный, и имитационные речевые способности на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях, которые предполагают чуткость к различным сторонам речи.

Начало обучения иностранным языкам. Основным моментом при обучении иностранному языку, является психологическая и физиологическая готовность ребенка к усвоению предмета. Точный возраст, с которого детей можно начинать обучать иностранным языкам невозможно, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному.

В своей статье «К вопросу о раннем обучении иностранным языкам»1 А. А. Загороднова указывает основные параметры психологической готовности ребенка к усвоению иностранного языка. Перечислим некоторые из них:

— сформированность сознательного восприятия, устойчивого внимания;

— способность к переключению, наблюдательность;

— развитая зрительная и слуховая память, логическое мышление;

— умение внимательно слушать и слышать учителя, понимать и принимать учебную задачу, внятно и четко отвечать на вопросы по ходу учебной работы, соблюдать речевой этикет при общении;

— сформированность навыка самоконтроля — умение проявлять волевое усилие для достижения учебной цели (делать то, что должно, а не то, что хочется), умение работать в заданном темпе.

Методики обучения иностранному языку. Разговор об обучении детей 3-6 лет иностранному языку привел к появлению новых методик преподавания. Психологи и педагоги пришли к единому мнению, что дошкольный возраст уникален для изучения иностранного языка. Повышенный интерес к раннему обучению иностранному языку сопровождается значительным числом экспериментов на базе начальной школы и детского сада. В силу психологических особенностей этого возраста, таких как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

С точки зрения логопедии, учёные отмечают, что обучение иностранному языку положительно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке. Дети, которые занимаются иностранными языками, обладают высоким уровнем памяти, у них значительно повышается устойчивость внимания.

Л. С. Выготский и С. Н. Рубинштейн считают, что изучать иностранный язык лучше начинать с 6-8 лет, когда система родного языка уже хорошо усвоена и к новому языку ребенок относится сознательно. В этом возрасте прослеживается отсутствие штампов речевого поведения, нет трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Ребенок легко овладевает иностранным языком при использовании игровой методики обучения. У детей хорошо развито конкретно-образное мышление, которое реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями об объектах.

При обучении детей очень важна наглядность, это повышает интерес детей к языку и снижает утомляемость в процессе обучения. Процесс обучения должен быть выстроен таким образом, чтобы переключать произвольное внимание детей на непроизвольное.

Обучение иностранным языкам на раннем этапе. Начиная обучать детей иностранному языку на ранних этапах, мы преследуем развивающую цель, личностное развитие ребёнка.

Реализация развивающей цели предусматривает:

— Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;

— Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;

— Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;

— Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером

Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:

— умений в типичных ситуациях повседневного общения и в рамках лексико-грамматического материала, обозначенного программой, понимать устную иноязычную речь и реагировать на нее как вербально, так и не вербально;

— умений в условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на иностранном языке, в том числе носителем этого языка, понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально;

— осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.

Воспитательные и образовательные цели:

— формирование у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

— воспитание нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности, коллективизма, терпимости и уважения друг к другу;

— развитие у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения, произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;

— расширение общеобразовательного кругозора детей.

Учебно-образовательные цели:

— формирование навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на иностранном языке;

— формирование навыков межличностного общения и навыков самоконтроля;

— приобретение элементарных лингвострановедческих знаний.

Наполняемость группы, частота и продолжительность занятий. З. Я. Футерман, говоря о занятиях иностранным языком в условиях детского сада, настаивает на работе с группой в 25-30 человек. Это он мотивирует тем, что дети привыкли друг к другу, а также большей эффективностью массовых игр в процессе обучения. Был проведён эксперимент, который показал увеличения эффективности занятий в условиях деления на подгруппы. Однако И. Л. Шолпо подвергает сомнению эти выводы. По его мнению, привычка детей друг к другу действительно столь сильна, что оказывается решающим фактором, однако, если речь идёт о других структурах, где в группы соединяются незнакомые дети, то занятия с группой в 25 человек оказываются малоэффективными. Шолпо И. Л. Рекомендует формировать группы не менее чем из 5 и не более чем из 10 человек, объясняя это тем, что общая беседа, организованная совместная деятельность возможны в группе, состоящей не более чем из 8 человек.

Другой важный вопрос — продолжительность и частота занятий. По мнению З. Я. Футермана, занятия для детей пяти-шести лет не должны длиться более 20 — 25 мин. Это утверждение он основывает на результатах эксперимента. И. Л. Шолпо считает, что эти результаты связаны с предыдущим условием: при наполняемости группы в 25-30 человек ни преподаватель, ни дети не в состоянии заниматься дольше. Опыт работы Е. И. Негневицкой в группах от 5 до 15 человек и опыт И. Л. Шолпо в группах 7-10 человек, показывают, что при таком количестве детей продолжительность занятия от 35 до 45 минут не утомляют детей, и у них сохраняется желание уходить, завершать занятие, которое, как совершенно справедливо считает З. Я. Футерман, необходимо для эффективного обучения.

Очень важно менять вид деятельности на протяжении всего занятия. Переходить от подвижной игры к разговору, к танцу, зарядке, петь песенки и т. д. Обычная частота занятий, по мнению И. Л. Шолпо — два-три раза в неделю. Занятия раз в неделю, малопродуктивны, дети успевают забыть материал, в течении стольких дней не получавший подкрепления.

Обучение должно быть мотивированным и целенаправленным. Ребёнку необходима положительная мотивация и интерес к изучаемому языку. Для этого необходима игра. Она налаживает связь ученика и учителя, развивает воображение и внимание, а также должна иметь сквозную игровую методику, объединяющую и интегрирующую в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребёнком или преподавателем той или иной роли.

Принципы обучения иностранным языкам на раннем этапе. Абсолютная понятность для ребёнка того, что происходит и говорится, это один из основополагающих принципов обучения иностранным языкам на раннем этапе.

По наблюдениям за детьми, которые говорят на разных языках, можно сказать, что первое время они избегают прямого речевого общения друг с другом. Преподаватель в этом случае, является связующим звеном между ними.

Родной язык является опорой для ребенка при изучении иностранного, это подразумевает познавательную активность детей к явлениям языка.

С помощью родного языка дети осознают значение новых слов и речевых оборотов. Поскольку дети заучивают много рифмовок, считалок, стихотворений и песен, с их содержанием знакомятся лишь с помощью перевода на родной язык. Еще больше возрастает роль родного языка при разучивании инсценированных сказок на английском языке, т.к. содержание большинства из них детям известно на родном языке.

Детям необходима опора на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которая не только стимулирует разные анализаторы, но и мобилизует разные виды памяти, включая двигательную. Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных.

Обучение в течение первых двух лет должно быть устным, без чтения и письма, для того чтобы избежать множества трудностей в начале обучения и чтобы английская графика не интерферировала с русской и не затрудняла обучение чтению и письму на родном языке.

Заключение. В настоящее время одной из важнейших компетенций человека является коммуникативная компетенция. Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Эти умения учителю нужно формировать и развивать. Исходя из концепции коммуникативного обучения, одной из главных задач является интеллектуальное развитие учащихся, а одним из принципов коммуникативного обучения является принцип индивидуализации, то есть учет и использование личностных свойств учащегося в процессе обучения. Учет личностных свойств (интересов, склонностей, личного опыта, статуса в классе) особенно важен, так как он порождает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.

Начиная заниматься ранним обучением учащихся английскому языку, нужно решить с чего начать? Как сделать так, чтобы учащиеся, начав изучать английский язык, не потеряли интерес к нему на протяжении всего курса? Ведь практически 100% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, а уже через год интерес значительно ослабевает и в средней школе практически полностью пропадает. Другими словами, как сформировать и поддержать мотивацию изучения английского языка, активизировать познавательный интерес учащихся в условиях массовой школы, когда класс неравномерно делится на подгруппы и учитель вынужден работать с двадцатью и более учащимися.

Во-первых, каждый учитель должен осознать, что можно учить ребенка иностранному языку, так как он входит в учебный план, но заставить ребенка захотеть изучать и полюбить иностранный язык невозможно.

Во-вторых, общеизвестно, что деятельность без мотива не бывает. Иными словами, ребенок должен знать и осознавать, зачем он изучает иностранный язык.

Обучение в этом возрасте способствует развитию познавательной активности учащихся, выработке стойкого интереса к предмету «иностранный язык». Коммуникативная направленность обучения, широкое использование игр и в игровых ситуаций в качестве основного приема обучения, построение процесса преподавания с опорой на родной язык, принцип коллективно-индивидуального взаимодействия на уроке позволяют добиться хороших результатов обучения. Детям этого возраста свойственна любознательность, активность, неистраченная потребность в новых впечатлениях. Они обладают врожденной и еще не утраченной способностью к овладению языками, а языки свою очередь могут стать действенным средством развития детей.

Перечитав большое количество методической литературы как отечественных, так и зарубежных педагогов, становится понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости – одна из важнейших задач учителя. При ее решении следует учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя, позволяющего себя обучать, в активного и творческого участника процесса.

У учащихся необходимо заложить интерес к изучаемому предмету, используя разнообразные приемы стимулирования их эмоциональных реакций в ходе урока. Это в значительной степени способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс.

Начиная работать с детьми нужно понимать, что от того на сколько они будут заинтересованы, будет зависеть дальнейший успех в обучении детей.

Список литературы

1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. – М., 1963.

2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. — М., 1968.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. — 1966- №6.- С. 62-76.

4. Гальскова Н.Д., Глухарева Е.А. Немецкий язык в детском саду. – М., 1993.

5. ИжогинаТ.И. Как научить малышей читать// Иностранные языки в школе. – 1993. — №1. – С. 49-51.

6. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе. – 1985. — №5. – С. 24-29.

7. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра// Иностранные языки в школе – 1987. — №6. – С. 20-26.

8. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. – М., 1933.

9. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

10. Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы// Иностранные языки в школе. – 1991. — №4. – С. 52-59, 71.

11. Смирнова А.И., Кронидова В.А. Практическая фонетика английского языка: Учебное пособие для первого года обучения школьников английскому языку. – СПб., 1995.

12. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. – Киев, 1984.

13. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. – М., 1965.

14. Щебедина В.В. Обучение детей английской разговорной речи в детском саду// Иностранные языки в школе – 1997. — №2. – С. 55-58.

15. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. Общие вопросы методики. – М., 1947.

16. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности »Преподаватель иностранного языка в детском саду». – СПб., 1999.

1 http://vestnik.yspu.org/?page=1997_4

Методика раннего обучения иностранным языкам

Цель: познакомиться с доводами о необходимости раннего обучения иностранному языку

Вопрос о раннем обучении иностранным языкам возник еще в 19 веке. Именно тогда начала зарождаться методика раннего обучения иностранным языкам как отрасль методической науки. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. По свидетельству современников в России в 19 веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: английском, французском, немецком. Обучение 5-10 летних детей зажиточных  слоев населения носило массовый характер.

В современном, динамично развивающемся обществе все более четко прослеживаются тенденции к интернационализации  и интеграции разных сфер человеческой деятельности. Сегодня развитие разносторонних отношений с другими странами сделало язык реально востребованным обществом.

Раннее начало изучения иностранного языка стало одним из приоритетных направлений в практике обучения предмету. В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях, в различных центрах дети с раннего возраста знакомятся с иностранным языком. Интегративные занятия дают дополнительные возможности для разностороннего воспитания дошкольника, для развития не только языковых, но и общих способностей.

Актуальность проблемы обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сензитивный период для изучения иностранного языка.

Данная проблема не решена до конца ни в нашей стране, ни за рубежом, хотя многие методисты проявляют огромный интерес к ней. Например, вскоре после второй мировой войны, современная языковая ассоциация США во главе с Теодором Андерсеном начала эксперимент по обучению иностранным языкам в начальной школе. Это было сделано для того, чтобы доказать необходимость раннего начала обучения иностранным языкам. В нашей стране интерес к обучению иностранным языкам маленьких детей возник в скоре после того, как в Москве и других городах появились школы, в которых некоторые предметы велись на иностранном языке. Эксперимент доказал, что чем раньше дети начинают изучать иностранный язык, тем лучше они им овладевают.

Проблема раннего обучения иностранным языкам нашла свое отражение в ряде научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и методистов, таких как В.Н. Мещерякова, Н.В. Семенова, И.Н. Павленко, И.Л. Шолпо, З.Я. Футерман, Л.П. Гусева, Н.А. Горловой, М. А. Хасанова, Carol Read, Cristiana Bruni, Diana Webster и другие.

При этом среди ученых и практиков нет единого мнения относительно того, что следует понимать под ранним обучением иностранному языку. Одни считают, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к иностранному языку детей дошкольного возраста. Они под ранним обучением иностранному языку понимают такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно — практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу. Другие полагают, что раннее обучение иностранному языку — это обучение детей младшего школьного возраста Н.Д. Галькова и З.Н. Никитенко предлагают различать раннее дошкольное обучение и раннее школьное обучение. Первое осуществляется в детском дошкольном учреждении с 4-5 лет до поступления ребенка в школу. Раннее школьное обучение — это первая ступень обучения младших школьников (с 1 или 2 по 4 класс).

Подтверждение экспериментов

Эксперименты подтверждают возможность изучения иностранного языка с рождения, свидетельствуют об особой способности к этому детей раннего возраста.  

Психологи отмечают, что обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.

Известны утверждения исследователей, что лучше всего начинать изучение иностранного языка в 5-8 лет, когда система родного языка уже хорошо освоена, а к новому языку ребенок относится сознательно. К тому же, в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по новому кодировать мысли, нет значительных психологических трудностей при вступлений контакт на иностранном языке. Как в отечественной (Л.С.Выготский, С.Н.Рубинштейн), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер, Р.Робертс) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Маленькие дети меньше тратят сил на запоминание, они еще не отягощены предрассудками, у них меньше стереотипов в мышлении и поведении, они очень любопытны, а потому проще понимают правила «новой игры». Игровой характер общения — основная особенность обучения иностранному языку детей младшего возраста.

Психология располагает данными, свидетельствующими о том, что у детей о 2 до 7 лет развито конкретно- образное мышление, которое реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями об объектах. Умозаключения детей  в этом возрасте опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Эти особенности мышления дошкольников служат основой широкого применения наглядности в обучении, что одновременно повышает интерес детей к предмету, и тем самым снимает возможную утомляемость в процессе обучения. Возрастная психология располагает данными о том, что дети дошкольного и младшего возраста не обладают еще целенаправленным вниманием, их произвольное внимание неустойчиво, поскольку они не имеют еще внутренних средств саморегуляции, поэтому в этом возрасте быстро наступает утомляемость. В связи с этим процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы систематически переключать произвольное внимание детей на непроизвольное.  

И, наконец, обучение детей в детском саду иностранным языкам позволит заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе. Оно скажется благоприятно на речевом и общем развитий малышей при условий методически правильного учебного процесса и благодаря учету психолого- физиологических особенностей детей данного возраста.

Уважаемые читатели, Ваши дети ходят на английский язык? Если ходят напишите пожалуйста по какой методике занимаются? Сколько лет Вашим детям?

Иностранный с детского сада – надо ли? — Блог инспектора народного образования

В том, что знание иностранного языка нужно и важно, сегодня уже никто не сомневается. В школах иностранный язык изучается с начальных классов.  Предполагается даже ввести обязательный выпускной экзамен по иностранному языку. Во многих дошкольных образовательных учреждениях, в различных центрах дети знакомятся с иностранным языком с раннего возраста.

В сентябре 2013 года в г. Костроме по просьбе родителей открылся первый специализированный английский детский сад. Городское управление образования поддержало эту инициативу и разработало пилотный проект «Английский язык для дошкольников».  Парциальная программа обучения детей 4-5 лет иностранному языку рассчитана на три года. Ожидается, что к моменту выпуска из детского сада большинство детей будет бегло общаться не только по-русски, но и по-английски.

Многие родители отдают своих детей на курсы иностранного языка чуть ли не с рождения. В то же время другие родители считают, что раннее начало изучения иностранного языка вредно, поскольку «лишает ребенка беззаботного детства».

Нет единого мнения и среди ученых. Проблемы обучения иностранному языку детей раннего возраста не решены до конца ни в нашей стране, ни за рубежом.  При этом одни считают, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к иностранному языку детей дошкольного возраста. Другие полагают, что раннее обучение иностранному языку – это обучение детей младшего школьного возраста.

Немного истории

Вопрос о раннем обучении иностранным языкам возник еще в XIX веке. Именно тогда начала зарождаться методика раннего обучения иностранным языкам как отрасль методической науки. По свидетельствам современников в нашей стране в XIX веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение языкам 5-10-летних детей зажиточных слоев населения носило массовый характер.

В 1987 году коллегия Министерства просвещения РСФСР приняла решение о проведении эксперимента по обучению иностранным языкам детей четырехлетнего возраста (обучающихся в детском саду) и шестилетнего возраста (обучающихся в первом классе средней школы) на базе школы или детского сада. Эксперимент охватил десятки тысяч детей. В нем участвовали сотни учителей и воспитателей детских садов.

«За» и «Против»

Сторонники раннего обучения иностранному языку полагают, что изучение иностранных языков в раннем детстве полезно и эффективно.   Дошкольный возраст – отличное время для начала обучения языкам, поскольку в сознании ребенка еще не укоренилось четкое осознание разницы между его родным языком и иностранным. Детское сознание впитывает новые знания, словно губка, и спустя короткое время малыш уже не обращает внимания на то, что все вокруг разговаривают не на русском языке!  Самым важным плюсом подобного обучения является общий образовательный эффект. Параллельное изучение двух языков развивает умственные способности ребенка.  Знание и изучение иностранных языков благотворно сказываются на эмоциональном и нравственном развитии ребенка, развитии внимания, памяти, воображения и образного мышления. Оно также стимулирует общие речевые способности ребенка, что благоприятно сказывается и на владении родным языком.

Те, кто против раннего обучения иностранному языку предполагают, что нет смысла изучать язык столь рано, что это трудно для детей, поскольку может привести к переутомлению и болезни. Главное,  что родители не могут помочь своим детям, потому что не владеют иностранным языком.   Ибо, если отсутствует языковая среда, навыки владения им быстро утрачиваются.

Большинство педагогов и психологов единодушно сходятся во мнении, что изучение иностранного языка в возрасте 5-6 лет неоправданно. Спрашивается, тогда зачем?  А вот здесь-то основную роль играют родительские амбиции: в каждом приличном детском саду должно быть преподавание иностранного языка.

С какого возраста?

На этот вопрос также нет однозначного ответа. В отечественной и зарубежной психологии имеются данные о том, что ребенок дошкольного возраста овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Однако длительность сенситивного (наиболее благоприятного) периода для овладения иностранным языком характеризуется разными авторами неодинаково: например, В. Пенфильд и Р. Робертс определяют его с 4 до 8 лет, а Т. Элиот – с 1,5 до 7 лет.

Исследования показывают, что ребенок до восьми-девяти лет – прирожденный специалист в овладении речью, но затем механизмы речи в мозге постепенно становятся менее гибкими. После десятилетнего возраста уже приходится преодолевать множество препятствий, вызываемых естественными причинами.

Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми начиная с трех лет. До трех лет это делать бессмысленно, а при начале обучения иностранному языку после десяти лет уже бесполезно надеяться на положительный результат. Он по достижении этого возраста возможен лишь для незначительной части учеников – а именно для тех, кто обладает языковыми способностями выше среднего уровня.

Как считают ученые, периодом наиболее высокой «языковой одаренности» является пятый год жизни ребенка. Таким образом, считают они, лучше всего начинать изучать иностранный язык в 4-6 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно и серьезно.

Именно в этом возрасте у ребенка еще мало штампов речевого поведения, ему легко по-новому «кодировать» свои мысли, он не испытывает трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если система обучения иностранному языку построена грамотно, то успех в овладении иностранным языком и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого языка обеспечен практически всем детям.

Однако  все же  точно определить возраст, с которого всех детей можно начинать обучать иностранному языку, не представляется возможным, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному. Еще Л.Н.Толстой писал: «Учите детей только тогда, когда их психика готова к обучению».

Советы специалистов

Прежде всего, самим  родителям надо понять, какую цель они преследуют,  отдавая ребенка на обучение иностранному языку. Изучение языка должно быть осмысленным. Те несколько десятков слов, выученных детьми во время занятий, долго в памяти ребенка не удержатся. Такого рода знания опираются на механическую память, поэтому кратковременны и быстро забываются.

Обучение иностранному языку стоит начинать тогда,  когда ребенок овладел родным языком.

Прежде чем отдать ребенка в группу раннего обучения иностранным языкам или найти ему учителя, посмотрите на его особенности:  готов ли он к обучению, пусть и в форме игры;  будет ли ему интересен иностранный язык или он больше увлечется рисованием или футболом. Особое внимание необходимо уделить уровню развития речи ребенка на родном языке. Если ваш ребенок еще недостаточно четко произносит звуки родного языка, путается в падежах и склонениях, то вряд ли стоит нагружать его еще и иностранной грамматикой. Подождите годик-другой, избавьтесь  от логопедических проблем, научите ребенка красиво и правильно говорить на родном языке, и тогда обучение иностранному языку пойдет легче и эффективнее.

Для изучения языка необходимо создать соответствующую языковую  среду: желательно, чтобы вся семья говорила на правильном иностранном языке несколько часов в день. При отсутствии такой возможности можно пользоваться аудиозаписями с песнями и стихами на иностранном языке.

Если вы пригласили для изучения языка своему ребенку учителя на дом,  поинтересуйтесь, прежде всего,  наличием у него опыта работы с маленькими детьми, попросите специалиста объективно оценить у ребенка знания и уровень развития родного языка.

В дошкольном возрасте, считают специалисты, допускается изучение иностранного языка, если учитываются возрастные особенности ребенка, его желание и при этом соблюдается принцип: «Не навреди!».

При подготовке использованы материалы интернет-сайтов по данной  теме

Образовательный семинар-тренинг на базе КГПУ им. В.П. Астафьева «Раннее обучение иностранному языку: немецкий язык в детском саду и начальной школе» (Гёте-Институт, Новосибирск) :: КГПУ им. В.П. Астафьева

Кафедра лингводидактики факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева совместно с Немецким культурным центром им. Гёте в Новосибирске приглашает принять участие в серии образовательных семинаров по теме: 

«Раннее обучение иностранному языку: немецкий язык в детском саду и начальной школе».  Владимир Недбай,  кандидат педагогических наук, методист / референт Немецкого культурного центра им. Гёте в России

Место проведения: главный корпус КГПУ им. В.П. Астафьева, ул. А. Лебедевой, 89, ауд. 1-13.

Даты проведения: 31.10, 07.11, 14.11 2015 г.

Время проведения: 9:30-16:00.

Рабочий язык: немецкий.

Семинар ориентирован на студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов  и активных учителей немецкого языка.

Содержание семинара

  •         Учебно-методические принципы раннего обучения иностранному языку.
  •         Метод «Total Physical Response» в раннем обучении иностранному языку (билингвальная модель).
  •         Основы интегрированного обучения иностранному языку (CLIL).
  •         Элементы театральной педагогики. Техника работы с перчаточной куклой.
  •       Методика работы с детской иллюстрированной книгой при раннем обучении иностранному языку (нарративный подход).
  •       Работа с учебно-методическим комплексом «Deutsch mit Hans Hase in Kindergarten und Vorschule» (Goethe-Instutut e. V.).

На семинаре будут представлены актуальные материалы Гёте-Института для начальной школы и детского сада.

Требования: знание немецкого языка не ниже уровня A2.
Количество участников: максимально 25 человек.
По окончании семинара выдается сертификат участника.

Обучение иностранному языку дошкольников (Реферат)

1. Введение

За последние 5-6 лет число людей, изучающих английский, резко возросло. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех. Изменился и возраст учащихся. Если до сих пор методика ориентировалась прежде всего на школьников, то теперь родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности.

Изменившаяся ситуация создает все возрастающую потребность общества в квалифицированных преподавателях. Отсутствие их приводит к довольно печальным последствиям. Люди едва владеющие основами языка, считают себя способными учить дошкольников, поскольку маленьким детям этих знаний, якобы, вполне достаточно. В результате не просто бесполезно тратится время, но и наносится ущерб дальнейшему продвижению детей в этой области: ведь переучивать всегда тяжелее, чем учить, и исправить дурное произношение труднее, чем поставить звуки с »нуля». Но даже когда к малышам приходят люди, прекрасно знающие язык, им не всегда удается добиться желаемого результата: обучение малышей – это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников и взрослых. Столкнувшись с методически беспомощными уроками, дети могут надолго приобрести отвращение к иностранному языку, разувериться в своих возможностях.

Цель данной работы – раскрыть основные возможные направления, общую идею организации преподавания иностранного языка детям дошкольного возраста.

Основными задачами исследования являются:

— определить возможности дошкольников в области изучения иностранного языка.

— раскрыть основные цели и задачи обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.

— раскрыть основные методы обучения иностранному языку дошкольников.

Предметом исследования является проблема обучения иностранному языку дошкольников.

Объектом исследования является игра, как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку в отечественной и зарубежной методиках.

Работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части мы определяем возможности дошкольников в области изучения иностранного языка, раскрываем основные цели и задачи обучения иностранному языку дошкольников, а так же решаем проблему наполняемости группы, раскрываем основные методы обучения иностранному языку дошкольников.

В практической части данной работы приводятся примерные упражнения в обучении дошкольников произношению, овладению транскрипцией, чтением, письмом, иноязычной лексикой, а так же даются методические рекомендации по организации уроков в дошкольных учреждениях.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать дальнейшему введению обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях, а так же разрешению многих проблем связанных с обучением детей иностранному языку.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что данные методические рекомендации и многие задания и упражнения могут быть применены учителями иностранных языков в дошкольных учреждениях, а так же в начальной школе.

2. Возможности дошкольников в области изучения иностранного языка

2.1 Готовность дошкольников к обучению

За последние годы возрастной порог начала обучения детей иностранному языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые же родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считать наиболее подходящим для начала обучения?

Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К.Д. Ушинский писал: » Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет».

Уникальная предрасположенность к речи (а зоной наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возрастной период от 4 до 8-9 лет), пластичность природного механизма усвоения речи, а так же определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных к принадлежности к той или иной национальности, — все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть иностранным языком. С возрастом эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму иностранному языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы.

Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это много выразить малым количеством лексики).

Итак, со скольки лет нужно начинать обучение иностранному языку? По мнению автора учебного пособия »Как научить детей говорить по-английски», Шолпо И.Л., лучше всего начинать учиться иностранному языку в возрасте пяти лет. Обучение четырехлеток, по ее мнению, конечно возможно, но малопродуктивно. Четырехлетние дети усваивают материал гораздо медленнее, чем пятилетние. Их реакции спонтанны, эмоции бьют через край, внимание постоянно переключается с одного предмета на другой. Детям этого возраста, не посещающим детский сад, трудно обходиться без присутствия родителей, кроме того, у них еще не сформировано как следует чувство смешного, – а это немаловажно при организации обучения иностранному языку. Кроме того, четырехлетние дети еще недостаточно хорошо владеют родным языком: у них не развита способность к общению, не сформирована регулирующая функция речи и внутренняя речь. Не достигла развитых форм и ролевая игра, которая имеет наибольшее значение при обучении иностранному языку дошкольников.

Экспериментальное подтверждение нецелесообразности начала обучения иностранному языку в четырехлетнем возрасте, по словам автора книги, получено З.Я. Футерманом, сравнивавшим успехи в обучении двух групп детей, одна из которых начала заниматься в четырехлетнем, а другая – в пятилетнем возрасте. Четырехлетние дети не только отставали от пятилетних в первый год обучения, но и на второй год продвигались медленнее, чем пятилетки в первый, что позволило педагогу сделать вывод о »некотором отрицательном влиянии раннего обучения иностранному языку на дальнейший ход обучения». Оптимальным возрастом для начала занятий З.Я. Футерман считает пятилетний; к такому же выводу приходит на основе своего практического опыта и Е.И. Негневицкая.

Что же касается трехлетних детей, то об овладении ими иностранным языком в процессе более или менее сознательного обучения в коллективе, говорить тем более не приходится. В этом возрасте ребенок лишь начинает овладевать грамматически оформленной речью на родном языке, диалогическая речь только зарождается. Словарный запас ребенка до трех лет обогащается почти исключительно путем накопления отдельных слов, и лишь после трех лет начинает быстро расти за счет овладения законами слово- и формообразования. Ни учебная, ни коллективная игровая деятельность им пока недоступны. Как показывает опыт раннего развития детей (в частности обучение малышей плаванию), дети до трех лет способны учиться чему-либо только в тесном непосредственном контакте с родителями.

Однако, автор статьи, из журнала »Иностранные языки в школе» №2 1997 года, »Обучение детей английской разговорной речи в детском саду» Щебедина В.В., делится с читателями информацией об успешном завершении четырехлетнего эксперимента по обучению английскому языку малышей трехлетнего возраста, проходившего в 1994 году в детском саду №14 города Сыктывкара. Автор статьи делает выводы что, »теперь уже можно с уверенностью сказать, что раннее обучение детей иноязычной речи детей этого возраста является правомерным, так как дает возможность гибкого перехода к углубленному обучению иностранному языку в начальной школе, позволяет сохранить и углубить положительную мотивацию изучения предмета в школе». Автор отмечает, что дети этого возраста очень пытливы, любознательны, им свойственна неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях, жажда исследования и все эти психофизиологические особенности использовались преподавателями при обучении английской разговорной речи. Однако, как именно использовались все эти особенности преподавателями, автор статьи оставляет в секрете, но автор раскрывает другой, что в основу каждого занятия был положен принцип коммуникативного обучения, что само по себе очевидно, т.к. статья называется » Обучение детей английской разговорной речи в детском саду ». Хотелось бы отметить один интересный факт, что каждые два месяца в детском саду проводились занятия-развлечения: инсценировались различные сказки, дети пели песни, читали стихи, и все такие занятия записывались на видео. По нашему мнению, преподаватели создали новый интересный стимул для изучения иностранного языка у малышей, хотя автор видит более глубокий смысл в использовании видео, а именно » Видеофильм позволяет им увидеть себя со стороны, проанализировать ошибки, отметить успехи». И опять автор умалчивает о том, как дети трех лет будут анализировать свои ошибки. Так же, необходимо помнить, что именно в трехлетнем возрасте дети переживают так называемый »кризис трех лет», что негативно сказывается на обучении ребенка иностранному языку. Мы можем сделать вывод, что утверждения автора о том, что трехлетний возраст можно назвать правомерным для изучения иностранного языка, абсолютно не подкреплены фактами, а именно, голословны.

Методика преподавания иностранного языка (английский) детям дошкольного и младшего школьного возраста согласно ФГОС

Программа для педагогов, воспитателей, педагогов дополнительного образования

Актуальность обучения иностранному языку в раннем возрасте особенно возросла в последние годы. Это определяется современными тенденциями развития системы воспитания ребенка, обусловленного изменениями социокультурной среды. Дети в возрасте 4-6 лет обладают высоким уровнем восприимчивости к изучению иностранного языка.

Снижение возрастного порога начала обучения иностранному языку к дошкольному возрасту делает необходимым разработку специальных методик, ориентированных на данный возраст.

Предложенный курс разработан на основе требований ФГОС ДО, профессиональных стандартов «Педагог» и «Педагог дополнительного образования».

Цели программы

Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области использования современных приемов, методик, технологий раннего обучения и развития дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Продолжительность обучения

Продолжительность обучения составляет 72 академических часа. Календарный учебный график программы (типовой срок обучения) составляет 3 недели. Поскольку программа реализуется с использованием дистанционных технологий, Вы сможете выбрать наиболее приемлемый для себя режим и график обучения.

Как будут проходить занятия?

Форма обучения по данной программе — заочная, с применением дистанционных образовательных технологий. Вам будут предоставлены для изучения текстовые лекции и дополнительные материалы. Вы всегда сможете обсудить появившиеся вопросы с Вашим куратором и преподавателем.

Основные разделы программы:

  1. Развивающий потенциал обучения иностранным языкам на раннем этапе
  • Педагогика достоинства, идеология дошкольного и дополнительного образования
  • Возрастные особенности дошкольников (3-4 года, 5-6 лет)
  • Задачи социально-коммуникативного, речевого познавательного развития в ФГОС ДО
  • Развитие памяти, внимания, мышления и воображения в процессе обучения иностранному языку
  • Развитие самостоятельности на занятиях по иностранному языку
  • Технологии обучения иностранным языкам дошкольников согласно ФГОС
    • Игровые технологии
    • Информационно-коммуникационные технологии
    • Мультисенсорные технологии
    • Авторские технологии раннего развития детей
    • Педагогические технологии, характеризующие отношение взрослых к ребенку
  • Методика обучения иностранному языку. Формирование элементарных коммуникативных умений у дошкольников
    • Обучение фонетике
    • Формирование лексического запаса
    • Обучение устной речи
    • Развитие мелкой моторики
    • Подходы к обучению технике чтения
    • Организация предметно-развивающей среды для изучения английского языка
  • Взаимодействие специалиста по преподаванию иностранного языка с родителями и воспитателями
  • Разработка и презентация образовательных продуктов
  • Оценка качества обучения:

    • промежуточная аттестация в форме тестов
    • итоговое тестирование

    Оплата

    1. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 человек)
    2. Действует система льгот для социально незащищенных категорий граждан
    3. После подтверждения менеджера Вы можете оплатить прямо с сайта с помощью платёжных систем

    Заполнив онлайн заявку на прохождение курса Вы получите подробную информацию у менеджера Вашего курса. Форму для заполнения Вы найдете на этой же странице в левом боковом информационном блоке.

    Вы также можете задать интересующий Вас вопрос по телефону 8-800-700-38-34 (по России звонок бесплатный) или написать сообщение консультанту на открытую линию (в нижнем правом углу страницы).

    10 основных преимуществ изучения второго языка в раннем возрасте

    Изучение нового языка полезно в любом возрасте, но дети получают пользу от изучения другого языка в очень раннем возрасте. Научные исследования особенно поддерживают начало двуязычного образования на дошкольном уровне. Очень маленькие дети быстро учатся и усваивают новый язык.

    Есть также много преимуществ, которые дети могут получить, изучая второй язык. Ряд исследований показал, что дети, которые выучили второй язык в раннем возрасте, продемонстрировали когнитивные преимущества, такие как улучшение навыков решения проблем и творчества.

    Пособия по обучению второму языку:

    Более высокие баллы за тест: Многочисленные отчеты доказали, что учащиеся, изучавшие иностранный язык, намного лучше своих одноязычных сверстников справляются со многими стандартизированными тестами, включая все разделы SAT. Фактически, отчет College Bound Seniors за 2007 год, выпущенный Советом колледжей, который проводит SAT, показывает значительные преимущества изучения иностранного языка. В отчете показано, что студенты, изучающие иностранный язык 4 года и более, набирают в среднем на 140 баллов больше (из 800!), чем студенты со стажем менее полугода.

    Более совершенные и продвинутые навыки чтения: Исследование, проведенное Йоркским университетом в Канаде, показывает, что двуязычные дети, владеющие вторым языком, дают им преимущество в обучении чтению.

    Больше уверенности: Дети всегда открывают для себя что-то новое, и для детей изучение языка дается им более естественно и, как правило, доставляет удовольствие, поскольку они учатся в игровой форме. Это достижение также придает им необходимую уверенность.

    Усиливает работу мозга: Исследования влияния двуязычия на детей показывают, что знакомство с более чем одним языком — отличный способ напрягать эти мозговые мышцы, а также укреплять их! Двуязычные дети в одном исследовании, опубликованном в журнале Nature, показали значительно большую плотность «серого вещества» в их мозгу. А у тех, кто с раннего возраста знакомился со вторым языком, оказалось больше всего серого вещества. Серое вещество отвечает за обработку информации, включая память, речь и сенсорное восприятие.

    Натурально звучащий родной акцент : Дети всегда имитируют то, что слышат. Они уникально настроены на небольшие различия в тоне и звуке. Их чуткие уши помогают им уловить и воспроизвести каверзные звуки, на которые часто спотыкаются взрослые и даже подростки. Начав с раннего возраста, ваши дети смогут говорить плавно и уверенно.

    Большие возможности для поступления в колледж и карьеры: В настоящее время колледжи придают все большее значение знанию более чем одного языка.По мере того, как процесс поступления становится более конкурентным по всем направлениям, знание второго или третьего языка добавляет новое измерение к резюме абитуриента.

    Взгляд на мир шире: Путешествие за границу — это опыт, который может принести пользу любому, но возможность путешествовать и знать язык места, которое вы посещаете, дает вам уверенность в том, что вы сможете познакомиться с различными культурами.

    Более глубокое понимание родного языка, включая больший и богатый словарный запас: Большую часть времени мы используем наш родной язык, мало задумываясь о грамматических правилах.Имея возможность сравнивать их, мы узнаем больше, чем когда-либо, будучи одноязычными. Дети используют то, что они изучают на одном языке, чтобы закрепить понятия и термины, которые они изучили на другом языке.

    Создание и поддержание культурных связей: Некоторым из нас посчастливилось иметь родственника, который до сих пор говорит на иностранном языке своей национальности. Возможность общения со старшими родственниками помогает им больше узнать о своей национальности, семейной истории и традициях.

    Занятие для всей семьи: Раннее начало этого процесса с вашим ребенком или детьми обеспечивает вашей семье занятие и опыт, к которому они могут вернуться и расти с годами. Ваш ребенок и ваша семья выиграют — в этих и других отношениях — от изучения второго языка. А пользы от изучения иностранного языка хватит на долгие годы.

    Пожизненные преимущества изучения второго языка

    Ясно, что изучение второго языка дает много преимуществ для детей с точки зрения улучшения коммуникативных способностей, когнитивного развития и культурной осведомленности.Никогда не поздно начать с вашего ребенка путь овладения вторым языком, так что начните сегодня!

    Преимущества изучения иностранного языка в раннем возрасте

    Янв 2022

    Изучение иностранного языка в раннем возрасте имеет много преимуществ для детей.

    Янв 2022

    В общем, чем моложе человек, тем легче ему выучить второй или даже третий язык.

    Если вы думаете об обучении своих детей иностранному языку, может быть полезно подумать о преимуществах, которые приобретение этого навыка может принести вашим детям в будущем:

    Желательность трудоустройства
    С точки зрения карьеры профессионалы, способные общаться на втором или третьем языке, часто имеют преимущество, поскольку они могут взять на себя дополнительные обязанности и возможности трудоустройства.

    В этом смысле вы можете подумать о языках, которые могут быть более полезными для изучения в будущем. Например, английский в настоящее время является основным языком для бизнеса на глобальном уровне, поэтому семьи во всем мире отдают предпочтение английскому языку как одному из лучших языков для изучения. Кроме того, такие языки, как китайско-мандаринское, испанский и португальский, популярны как языки для ведения бизнеса.

    Когнитивные преимущества
    Исследования показывают, что на когнитивном и академическом уровне дети, изучающие дополнительный язык, проявляют больше творчества, лучше решают сложные задачи и обычно получают более высокие баллы по стандартным тестам.Как только дети узнают второй язык, им легче понять структуру других языков, поэтому эксперты говорят, что каждый новый выученный язык дается легче, чем предыдущий.

    Культурная осведомленность
    На личном уровне, чем больше языков говорит человек, тем лучше у него будет доступ к разным людям и ресурсам из других стран и культур. Кроме того, это помогает детям лучше понять другие культуры, выражения и стили общения.Это может побудить детей оценить, насколько велик мир, и значительно расширит их кругозор, что всегда хорошо.

    Повышение уверенности
    Наконец, дети, хорошо владеющие иностранным языком или свободно владеющие им, будут чувствовать себя особенно довольными, практикуя его за границей. Обнаружение того, что они могут общаться с иностранцами, повысит их самооценку, самостоятельность и уверенность в себе.

    Чем моложе, тем лучше?
    Изучение нового языка требует очевидных усилий для любого человека, будь то ребенок или взрослый.Но чем ты моложе, тем проще — ведь ты помнишь, как научился говорить на родном языке?

    Дети проходят через «критический период», который, как считается, происходит в возрасте от двух до семи лет, когда происходит быстрое формирование нервной системы. Например, у двухлетнего ребенка в два раза больше мозговых связей («синапсов»), чем у взрослого.

    Эксперты говорят, что дети, которые изучают язык до подросткового возраста, чаще, чем ученики старшего возраста, достигают произношения, близкого к родному.Кроме того, исследования показали, что у детей есть врожденная способность усваивать правила любого языка — способность, которая исчезает во взрослом возрасте.

    Хотя известно, что детский разум «похож на губку», которая впитывает все, вы можете подумать о том, чтобы дать им достаточно времени, чтобы усвоить и полностью понять один язык, прежде чем знакомить с другим. В противном случае они могут пройти через запутанное время, когда не знают, как выразить себя.

    Если вы планируете знакомить с несколькими языками одновременно, вы должны подумать, есть ли у вас достаточные ресурсы и сможете ли вы предоставить своему ребенку достаточно знакомства с новыми языками, чтобы они могли свободно говорить .

    В любом случае, само собой разумеется, что чем больше лет посвящено изучению языка и чем больше он используется, тем выше будет достигнуто мастерство!

    Преимущества двуязычного мозга

    Обучение маленьких детей второму языку полезно во многих отношениях.

    Почему мы хотим, чтобы маленькие дети изучали второй язык, в то время как они сосредоточены на изучении своего основного? Кажется, что это будет перегрузка по обучению, в то время как они также учатся дружить, считать, играть на детской площадке и многому другому.Тем не менее, это время в нашей жизни, когда изучение второго языка происходит очень естественно.

    В возрасте от 0 до 3 лет мозг маленьких детей уникально приспособлен для изучения второго языка, поскольку мозг находится на наиболее гибкой стадии. На самом деле, младенцы, говорившие на двух языках, преуспели в обнаружении смены языка уже в возрасте 6 месяцев. Они могут выучить второй язык так же легко, как научились ходить и выучить свой основной язык. По данным Вашингтонского университета новостей, U.S. census показывает, что 27 процентов детей в возрасте до 6 лет в настоящее время изучают язык, отличный от английского. Изучение второго языка не оказывает негативного влияния на родной язык ребенка.

    Будучи взрослыми, мы должны учитывать грамматические правила и практиковаться, но маленькие дети очень легко усваивают звуки, структуры, интонационные модели и правила второго языка. Вплоть до 8 лет учащиеся извлекают пользу из гибких слуховых и речевых мышц, которые могут обнаруживать различия между звуками второго языка.

    Если молодежь может выучить несколько языков, почему бы не учить их? Согласно статье «Что происходит внутри мозга двуязычного ребенка?» из новостей KQED, изучение двух языков вместо одного имеет много преимуществ. гибкость». Обе черты требуют самоконтроля, очень желательной черты как в школе, так и в жизни.Когда двуязычный малыш пытается общаться, языки в мозгу «соревнуются» за активацию и выбор.Ребенок должен выбрать одно и подавить другое, что требует внимания и способности мозга быть гибким, что возможно в этом раннем возрасте. Вмешательство заставляет мозг разрешать внутренний конфликт, давая мозгу тренировку, которая укрепляет его когнитивные мышцы.

    Дети-билингвы также лучше решают определенные виды умственных головоломок. Исследование, проведенное в 2004 году психологами Эллен Бялысток и Мишель Мартин-Ри, показало, что двуязычная молодежь более успешно разделяла объекты по форме и цвету по сравнению с их одноязычными сверстниками, которым было трудно, когда добавлялась вторая характеристика (сортировка по форме). Это говорит о том, что двуязычный опыт улучшает командный центр мозга, тем самым давая ему возможность планировать, решать проблемы и выполнять другие умственные задачи. Эти задачи включают в себя переключение внимания с одного предмета на другой и удержание информации в памяти, например, запоминание последовательности направлений, когда утром собираются в школу или, для взрослых, вождение автомобиля.

    Хотя маленьким детям может быть легче освоить второй язык, есть преимущества и для взрослых.Исследователи обнаружили, что молодые люди, владеющие двумя языками, лучше справлялись с тестами на внимание и лучше концентрировались по сравнению с теми, кто говорил только на одном языке. Они также реагируют быстрее или точнее, чем их одноязычные сверстники, согласно Kapa and Colombo, 2013. Это во многом связано с нагрузкой, которую получает наш мозг, переключаясь с одного языка на другой, когда решает, как общаться. Это позволяет нам лучше сосредоточиться во время лекции и запомнить нужную информацию.

    Изучение второго языка также может защитить от болезни Альцгеймера. Недавние исследования мозга показали, что мозг двуязычных людей функционирует лучше и дольше после развития болезни. В среднем заболевание задерживается на четыре года по сравнению с монолингвами.

    Не бойтесь, что изучение двух языков запутает или отвлечет вашего ребенка. Помните, что их мозг гибок, и навыки, развиваемые помимо изучения второго языка, неизмеримы. Двуязычные дети узнают, что объект остается неизменным, даже если он имеет другое имя на другом языке (постоянство объекта).Например, фут остается футом как в английском, так и во французском языке. Исследования также неоднократно показывали, что изучение иностранного языка повышает навыки критического мышления, творчества и гибкости ума.

    Расширение Университета штата Мичиган предлагает следующие статьи для получения дополнительной информации о преимуществах изучения второго языка, а также полезные советы по поддержке вашего ребенка:

    Для получения дополнительных статей о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Мичиганского государственного университета.

    Была ли эта статья полезной для вас?