МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Роль семьи для дошкольника: Беседа «Роль семьи в воспитании ребенка»

Какова роль семьи в подготовке детей к школе?

Какова роль семьи в подготовке детей к школе?

Готов ли ребенок к школе?
Что является важным в подготовке к школе?
Какими качествами должен обладать будущий первоклассник?

На эти и многие другие вопросы постарались ответить специалисты МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы 29 апреля 2017 года на семинаре «Подготовка детей к школе» для семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей.

Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся общению, подражая и слушая. Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, обращаются к нему, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.


Особое внимание при подготовке детей к школе обращают на режим дня. Если он не установлен или плохо выполняется, следует добиваться его соблюдения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.
Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. Но не стоит забывать и про выходные дни – ребенок имеет право на отдых.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Поэтому необходимо воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность.
Очень важно следить за своей речью, в присутствии ребенка не допускать негативных разговоров о школе, об учебе и учителях. Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьей. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит занять ему достойное место среди сверстников, чувствовать себя в школе комфортно.

Несколько полезных советов:
— Показывайте ребенку, что его любят за то, что он есть, а не за его достижения.
— Приучайте ребенка к самостоятельности.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть с ним наедине.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена».
— Не стесняйтесь подчеркивать свою гордость, хвалите ребенка за достижения, особенно за те, что дались ему с трудом и упорством.
— Ребенок всегда должен слышать правду.
— Оценивать стоит только поступки, а не самого ребенка.
— Ребенок имеет право на ошибки.
Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. Тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь.

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКА

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Лупина Марина Васильевна Г. Нижний Новгород МБДОУ «Детский сад №257»

Уже в дошкольные годы у ребенка начинают формироваться важные нравственные чувства и представления, некоторые нравственные способы поведения, которые выражаются и проявляются в трудолюбии, правдивости, уважении к старшим, доброжелательности, доброте ко всему живому.

Дошкольный возраст очень восприимчив, как к хорошему, так и к плохому. Все зависит от окружающей среды. У любящих родителей ребенок скорее набирает опыта любви и кротости. [5, с. 213]. Действительно, уже с раннего возраста через семейную практику общения, через семейные ценности у ребенка вырабатываются поведенческие привычки, взгляды, которые в будущем становятся компонентами его характера.

Первые нравственные ценности, ценностные качества ребенка формируются в процессе воспитания в семье. Потому именно от них будет зависеть, какими глазами будет видеть мир, какими категориями будет мыслить ребенок [6, с. 111].

Одной из базовых ценностей, которые подлежат формированию в первые годы жизни ребенка является трудолюбие [8, с. 213].

С древних времен трудолюбие считалась одной из важнейших личностных ценностей. И это естественно, поскольку труд всегда выступает как важный фактор жизнедеятельности людей, источник материального и духовного богатства общества.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы относительно определения понятия «трудолюбие»:

  • трудолюбие как привычка или черта характера, что выражается в определенных стереотипах поведения
    (А. Ахматов, М.Семыкин и др.)
    ;
  • трудолюбие как потребность в труде, как отношение, чувство (Г. Смирнов, В.Турченко, В Абилов и др.);
  • трудолюбие как личностное качество (Д. Сергеева, П.Чернецов и др.) [4, с. 12].

Мы поддерживаем подход, в соответствии с которым трудолюбие определяется как личностное качество, которое заключается в позитивном отношении человека к процессу трудовой деятельности и выражается в активности, инициативности, ответственности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

Известный педагог В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда:

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком» [10, с. 579].

В настоящее время трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.

Согласно ФГОС ДО, «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

[11]. Все эти задачи социально-коммуникативного развития детей могут быть решены в процессе трудового воспитания.

В современной дошкольной педагогике трудовое воспитание дошкольников рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, воспитания нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых [3, с. 62].

По утверждению Н. Лосевой, воспитание трудолюбия как личностного качества начинается в дошкольном возрасте и требует создания соответствующих педагогических условий в семье.

  • Эмоционально-позитивная атмосфера в детской группе. Дети должны видеть, что родители работают с удовольствием, не жалуются на трудности, радуются позитивному результату. Позитивную атмосферу создают и обсуждения результатов труда.
  • Согласование влияний детского сада и семьи при организации процесса трудового воспитания детей. Реализация этого условия обеспечивается целеустремленной работой воспитателя с родителями по таким направлениям: ознакомление родителей с заданиями, содержанием и методами трудового воспитания детей в детском садике; предоставление воспитателем помощи в организации трудового воспитания в условиях семьи (помочь определить содержание труда ребенка в семье, ознакомить родителей с методами и приемами руководства трудом детей, изучать особенности взаимоотношений в семье и раскрывать родителям их влияние на формирование трудолюбия); изучение, обобщение и распространение передового опыта семейного трудового воспитания; привлечение родителей к трудовой деятельности в детском саду
    [7, с. 124]
    . Конечно, воспитать самостоятельного, организованного и трудолюбивого ребенка невозможно лишь в стенах детского сада. Ведь личный пример и участие родителей в трудовом воспитании детей имеет огромное значение [9, с. 520].

Поэтому важно активно привлекать их к этой работе, проводить с ними беседы, консультации, привлекать к участию в образовательном процессе, в дни добрых дел», давать конкретные рекомендации относительно приемов трудового воспитания дома, какие трудовые поручения следует давать конкретным детям, как правильно оценить результаты детского труда, поддержать в случае неудачного выполнения поручение и тому подобное.

Для выполнения трудовых обязанностей дома под руководством родителей можно предложить посильные для ребенка поручения, в частности:

  • поддерживать порядок в своем игровом уголке
  • поливать комнатные растения
  • если семья держит огород, цветник, выделить для ребенка грядку, где он сможет посеять огородные культуры
  • помогать маме в домашней работе — подмести пол, вытереть пыль, убрать посуду со стола
  • мыть чайную посуду, вытирать ее и аккуратно ставить на место [2, с. 175].

Когда дети осознают свои обязанности и приобретают практический опыт, у них появляется уверенность в своих силах и возможностях, готовность работать. Наблюдая, как работают родители, дети с радостью вместе с ними будут убирать дома, стирать, будут готовить, будут работать в саду и на огороде.

Для того, чтобы дети любили труд, чтобы он постепенно стал для них потребностью, необходимы крепкие трудовые навыки, которые формируются лишь в результате повседневного применения. Если приобретенные навыки станут постоянными, а обязанности осознанными, то их систематическое выполнение перерастет в привычку. В этот период лучше приучать детей к самообслуживанию [1, с. 247].

Следовательно, семья как институт трудового воспитания занимает важное место. Первоочередным в процессе воспитания является поощрение ребенка к труду, которое должно начинаться в дошкольные годы. Трудовое участие детей в семье необходимо сначала связывать с игрой, постепенно приучая ребенка к труду и ответственности за свои поступки.

Список литературы

  1. Абрамовских, Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. 2015. №S17.
  2. Бобер, В. С. Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников //Ответственный редактор. – 2015. – С. 171-181.
  3. Бурак, А. О., Пустовойтова М. В., Ядвиршис Л. А. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации //Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2015. – №. 10. – С. 61-65.
  4. Жиенбаева, С. Н. Педагогическая модель воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста //International Scientific and Practical Conference World science. – ROST, 2015. – Т. 3. – №. 4. – С. 11-13.
  5. Золотухина, И. Д. Трудовое воспитание дошкольников //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №. 1. – С. 213-214.
  6. Корона, Ю. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых //Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2015. – С. 109-113.
  7. Кочисов, В. К., Гогицаева О. У. Семья как условие социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №2 (21).
  8. Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Организация преемственности трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье и в дошкольной образовательной организации //ББК 74. 202. 4Я71. – 2016. – С. 210-216.
  9. Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Педагогические приёмы формирования трудолюбия у дошкольников //Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 17. – С. 519–523.
  10. Москвина, А. С. Трудовая деятельность с малых лет //Гуманитарное пространство. – 2013. – Т. 2. – №. 4. – С. 575-582.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
< Предыдущая   Следующая >

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Быть ребенком – трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа – расти: открывать мир, узнавать людей, учиться любить. Многие наши беды от того, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. Мы часто оставляем их один на один с огромным миром, который они еще не успели понять.

Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо очень хорошо его знать. Для этого надо уметь замечать те мелочи в поведении детей, которые проливают свет на зарождающиеся черты характера; чутко улавливать изменения в мыслях; чувствовать тончайшие перемены в настроении.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, и в более  старшем возрасте оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании ребёнка, их образовательный уровень, нравственные устои семьи. 

Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания. 

Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых  – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

Если:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
  • Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
  • Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
  • Ребенок растет в терпимости, он учится. .. (понимать других).  
  • Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
  • Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).
  • Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
  • Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
  • Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
  • Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей». 

Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.  

Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным. 

Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия. 

Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным.

Памятка для родителей:

НУЖНО:

  • Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
  • Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  • Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  • Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
  • Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
  • Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  • Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  • Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, педагогов, бабушек и дедушек!

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Ежегодно, по результатам психологического обследования  с печалью отмечаешь, что дети в утвердительной форме говорят, что их родители от случая к случаю интересуются школьной жизнью своего ребенка, Есть и такие родители, которые отдали ребенка в школу – «камеру хранения» и забыли про него, пусть и воспитывают. Эти неутешительные показатели растут из года в год по самоаттестации ситуации в семьях. Но на радость всем, есть родители, которые живут совместной жизнью ребенка, знают все его радости и горести всегда рядом и являются примером. В такой родительский дом всегда хотят возвращаться уже взрослые дети и со своими семьями.

В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и  нравоучения.  

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей!

Роль семьи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Автор: Орадченко Наталья Юрьевна

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:

обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;

повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье

выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;

целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

учитывать пожелания родителей, их предложения;

познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

групповые собрания;

индивидуальные беседы;

консультации;

анкетирование;

наглядная агитация;

открытые занятия с детьми;

День открытых дверей;

приглашение родителей на праздники;

совместные мероприятия;

закрытые ящики и информационные корзины.

Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.

Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.

Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

 

Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья


В современном мире почти каждый десятый житель нашей планеты испытывает определенные ограничения нормальной жизнедеятельности. Они могут быть обусловлены физическими или психическими нарушениями и дефектами. Даже существенный прогресс науки и медицины не смог остановить рост количества людей, страдающих от этих расстройств. Это в полной мере касается и детей – ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) у них также встречаются достаточно часто.

Семья, безусловно, выступает наилучшей средой для полноценного развития личности ребенка, в особенности, если ребенок ограничен в своих физических способностях. Исходя из этого, таким детям необходимо уделять больше внимания и заботы, а также общения как вербального, так и невербального характера. Следует отметить, что ребенок с ОВЗ никогда не должен рассматриваться как «тяжелая ноша» для его родителей или других близких родственников. Если такой этот ребенок воспринимается близкими родственниками как полноценный член семьи, то проявляемая забота и любовь позволяет легче преодолевать жизненные трудности, с которыми он сталкивается на своем пути. Любящая семья становится для ребенка с ОВЗ не только надежной опорой, но и источником надежды и радостных эмоций.

Заинтересованность родителей в воспитании ребенка с ОВЗ значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия заинтересованности родителей в воспитании, а также в силу других причин дети с ОВЗ часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Такие семьи могут усиливать существующее давление на ребенка со стороны общества отчуждением в собственной семье.

Институт семьи является не просто биологическим или социологическим фактором развития ребенка. Родители несут ответственность за духовное развитие своих детей, их взгляд на жизнь и восприятие самой жизни как драгоценного дара, который дается только один раз каждому человеку. По этому поводу можно сказать, что основной задачей семьи, где есть дети с ОВЗ, является сохранение любви к жизни и любви к другим людям. В семье ребенок должен чувствовать, что его любят, ценят и заботятся о нем. Родители должны беспокоиться о том, чтобы семейная жизнь приносила радость и счастье. Нельзя всегда сосредотачиваться на недостатках. Необходимо постоянно искать и выделять что-то хорошее у ребенка, пытаться развивать хорошие привычки.

Именно в семье ребенок должен чувствовать себя в безопасности, то есть защищенным от окружающих неурядиц и трудностей. Родители должны научить ребенка различать понятия добра и зла. Они должны прививать ему только добрые черты, которые помогут проявлять сочувствие и любовь к другим людям.

Дети с ОВЗ чаще других страдают именно из-за неприятия и эмоционального отчуждения в семье. Семьи, где есть дети с особыми потребностями, характеризуются различными типами негармоничного воспитания и низким уровнем общения. Такой семейный стереотип может привести к своеобразным чертам личности ребенка с ОВЗ, а именно высокой степени зависимости от семьи, слабым навыкам внешних социальных взаимодействий, элементам аутичного поведения, преувеличению собственных недостатков, развитию различных страхов.

Некоторые родители не могут принять тот факт, что их ребенок имеет инвалидность. Они пытаются оспорить этот факт, то есть избежать реальности. Но, избегая ее, родители только ухудшают ситуацию. С другой стороны, они могут всю жизнь винить себя или других в том, что их ребенок родился с определенной инвалидностью. Только это не поможет решить проблему и преодолеть все трудности, которые возникают на их жизненном пути.

Иногда родители не способны адаптироваться к реальности. Они не пытаются способствовать тому, чтобы их ребенок вырос полноценной личностью, независимой и самостоятельной. Случается, что родители проявляют гиперопеку в отношении своих детей с ОВЗ. На первый взгляд здесь нет ничего плохого, но, если посмотреть глубже на это, то можно увидеть, что таким поведением они не позволяют своему ребенку нормально развиваться.

Тот факт, что родители делают все за ребенка, не способствует развитию его автономии. Родители должны сделать все, чтобы их ребенок был счастливым и жил полноценной жизнью, не ощущал разницы между ним и другими детьми. Поэтому перед родителями возникает важная задача – сформировать мировоззрение своего ребенка таким образом, чтобы он почувствовал себя настоящей личностью, которая может свободно выбирать, что для нее важно, а что – нет. Вера в своего ребенка, в ее будущее, уважение к его потребностям, желаниям, планам, действиям помогают развитию детской инициативы и мирозданию.

Именно родители ребенка и другие близкие члены семьи играют решающую роль в становлении и развитии личности ребенка, который во взрослой жизни займет активную жизненную позицию, будет способен принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свою жизнь и своих близких.

Рождение ребенка еще не означает рождение личности, поскольку ее формирование происходит именно в человеческом окружении, когда члены общества непосредственно взаимодействуют друг с другом. К ближайшему окружению новорожденного относятся его родственники по крови, которые всегда рядом (родители, братья и сестры, бабушки, дедушки). На развитие детей (в особенности детей с ОВЗ, поскольку они испытывают большую зависимость от семьи) имеет значительное влияние эмоциональный фон семьи, включающий комплекс переживаний ее членов, перемены настроения, эмоциональное взаимодействие, аффекты, проявления чувств и взаимного уважения.

Постоянное взаимодействие и общение детей с взрослыми выступает в качестве важнейшего фактора полноценного психического развития для детей раннего возраста. При этом общение взрослых с детьми, которые имеют определенные нарушения развития, должно помочь ребенку осознать себя в обществе взрослых и детей, стимулировать интерес к окружающему миру и обогатить их представления об устройстве общественной жизни и природных явлениях. Также общение взрослых и детей позволяет сформировать определенные положительные свойства личности, такие как ответственность, инициативность и самостоятельность.

Для детей с ОВЗ важным фактором эффективности воспитательного процесса является привлечение профессиональных специалистов. Родителям ребенка необходимо постоянно взаимодействовать с социальными работниками, предоставляющими консультации. Помощь профессионалов позволяет родителям более легко преодолевать эмоциональные проблемы, которые неизбежно возникают во время воспитания.

Семьи детей с ОВЗ также нуждаются в адекватной поддержке со стороны представителей общества, поскольку внешнее окружение и его отношение также имеет большое значение в воспитании и развитии детей. Если окружающие не готовы принять таких детей в качестве полноценных членов общества, то это будет негативно отражаться на их дальнейшем становлении и развитии как личности. Они просто могут запереться и больше никогда не общаться с другими. Поэтому, надо принимать и включать этих детей в общество, где они смогут раскрыться и проявить свои таланты, потому что каждый человек имеет определенные способности.

Важным является раннее выявление проблем и попытки решить их на ранних стадиях. Ведь намного легче вылечить и что-то поправить с самого начала и не ждать, когда все станет еще хуже.

Каждая семья должна лелеять определенные ценности: моральные, духовные, гражданские и другие. Ни один человек не может быть действительно счастливым семья является основой для развития полноценной личности.

Таким образом, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются с необходимостью решения очень важной и сложной проблемы – оказать своему ребенку необходимую помощь и поддержку для того, чтобы развить его таланты и способности, которые необходимы для дальнейшего успешного развития. Особая важность этой задачи связана с тем, что дети, которые имеют проблемы с физическим или психическим здоровьем и развитием, должны как-то компенсировать существующие недостатки. Родителям следует не отделять своего ребенка от окружающих, а показать, что их ребенок также заслуживает уважения и не хуже других детей.

Другим важным фактором гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ выступает духовная и эмоциональная атмосфера его семьи. Именно семья должна стать основой для формирования у ребенка таких важных человеческих ценностей, как доброта, любовь, сострадание, взаимопомощь, искренность, и др.

Дальнейших исследований и изучения требует вопрос формирования семейных ценностей в семьях с детьми с ОВЗ. В ситуации, когда дело касается семей, имеющих детей с ОВЗ, воспитание в домашних условиях становится не только ключевым и определяющим фактором социализации ребенка, но и является надежным фундаментом его успешной социальной интеграции и самостоятельной взрослой жизни.

Рождение ребенка с ОВЗ чаще всего переживается родителями как неожиданное событие. Разные авторы достаточно единодушны в описании наиболее общих характеристик родительских реакций, к которым относят: отрицание, гнев, чувство вины, эмоциональную адаптацию.

Принятие больного ребенка – очень сложный и неоднозначный по своему содержанию процесс у разных родителей, что зависит не столько от характера заболевания ребенка, сколько от особенностей личности матери и отца.

Исследователи отмечают, что иррациональный страх за ребенка дополняется таким же иррациональным чувством вины перед ней. В большей степени переживают чувство вины матери. Это чувство в определенной степени распространяется и на мужчину.

В. М. Сорокин в своем исследовании вопросов кризисных переживаний родителей детей с отклонениями в развитии приводит информацию о том, что у 70% матерей наблюдается двойственное восприятие собственного ребенка. Противоречивость чувств и эмоций объясняется тем, что ребенок одновременно выступает в роли объекта любви, и, вместе с этим, в роли объекта страданий и переживаний. Последнее выступает причиной перманентных приступов раздражения и агрессии в отношении ребенка. Также мать может испытывать необъяснимую тревогу, постоянно чувствуя приближение мнимой опасности.

Более чем треть опрошенных матерей отмечают, что испытывают чувство стыда за собственного ребенка, которое, как правило, провоцируется недоброжелательным отношением окружающих людей. Чувство стыда и вины перед собственным ребенком формируются также под воздействием внутренних переживаний и ощущения своей неполноценности как матери.

Практика подтверждает, что в большинстве случаев родители нуждаются в квалифицированной психологической поддержке, которая позволяет предотвратить неадекватное отношение к больному ребенку на ранней стадии. Поддержка также поможет не допустить фиксацию такого состояния, что значительно усложняет процесс психического развития ребенка даже в большей мере, чем сама болезнь.

Профессиональные услуги по поддержке семьи также играют жизненно важную роль в укреплении социальной интеграции и способствуют условиям, которые позволяют детям переживать тяжелые семейные обстоятельства, участвовать и получать какую-то пользу от определенной деятельности.

Анализ имеющейся психологической литературы по проблеме показал, что семьи, которые воспитывают ребенка с ОВЗ, как правило, рассматриваются через призму особенностей развития ребенка и проявлений его инвалидности. «Образ ребенка» и обусловленная этим степень несоответствия ему конкретного ребенка в значительной степени определяется общественными ценностями и установками. Так, в частности, культура современного общества ориентирована на социальные достижения личности, большой уровень участия человека в социальных коммуникациях, его интеллектуальном развитии и достижениях.

Такие социокультурные установки и общественные ценности только усугубляют ситуацию психических нарушений у ребенка, которая также является сильной психологической травмой его родителей. Положение семьи ухудшается в связи с зачастую негативным отношением общества к людям с психическими отклонениями. Переживания, связанные с болезненным состоянием ребенка, усиливаются под воздействием внешней среды, и у многих родителей на фоне этого возникает чувство стыда, вины и смущения за собственного ребенка. В связи с этим, некоторые родители предпочитают скрывать от окружающих информацию о том, что их ребенок имеет отклонения в развитии.

Жизнедеятельность таких семей характеризуется рядом нарушений, среди которых выделяют следующие:

а) нарушение социальных коммуникаций с родными и близкими, друзьями, врачами и социальными работниками, замкнутость и отгороженность от внешнего мира, неадекватная реакция на медицинские профессиональные рекомендации, частые конфликты;

б) нарушение отношений внутри семьи, в частности между супругами. Как правило, в данном случае установка отца меняется более явно: отец испытывает более сильные переживания о болезни ребенка и что он пребывает в положении «заброшенного»;

в) нарушение репродуктивных установок, существовавших ранее в данной семье: случае даже незначительного риска рождения ребенка с аналогичной патологией супруги решают больше не иметь детей;

г) формирование негативных установок в отношении дальнейшего лечения и воспитания ребенка с патологией. Необратимость поставленного диагноза и его последствия в будущем могут принять далеко не все родители и тем более не одномоментно.

В процессе взаимодействия с родителями является наличие у них психологических защит. От психологических защит зависит общее психическое благополучие человека. Защиты отличаются своим взглядом в прошлое, а значит, ригидностью, повторяемостью, инфантильностью, ориентированностью на незавершенные дела детства, которые психика никогда не сможет завершить в связи с социальными табу.

Защитные механизмы могут искажать факты как внутренней, так и внешней реальности. Например, «Я» может защищать себя как незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, так и незнанием о существовании внешних объектов. Семьи, которые воспитывают детей с особыми потребностями, так или иначе должны сотрудничать со специалистами разных областей (медицинский персонал, психологи, дефектологи и др.).

Проблемой является то, что чаще всего родители не хотят принимать какую-либо помощь от окружающих. Подобное поведение со стороны родителей может порождать определенные проблемы в процессе лечения и непосредственно воспитание ребенка. Родители, имеющие детей с особыми потребностями, чаще всего считают, что воспитание ребенка является их личной проблемой и поэтому отказываются от любой помощи окружающих.

У детей с ОВЗ следует обязательно необходимо сформировать определенные ценности, в том числе:

  • взаимное уважение, т. е. человек должен рассматриваться как важнейшая ценность и получать соответствующее отношение;
  • толерантность, предполагающая сдержанное отношение к представителям других культур, национальностей, социальных слоев и пр.;
  • осознание своей принадлежности к обществу;
  • необходимость развития талантов каждого конкретного человека, поскольку все имеют определенные способности, которые следует выявлять и развивать в течение всей жизни;
  • взаимопомощь, являющаяся неотъемлемой частью социальных отношений,  поскольку благодаря ей формируется доверие, дружба и надежные отношения между людьми; возможность учиться у других, которая является залогом успеха образовательного и воспитательного процесса;
  • возможность оказывать помощь и поддержку себе и другим людям в социуме.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что именно семья играет ключевую роль в развитии детей с ОВЗ. Она имеет прямое влияние на эффективность процессов укрепления здоровья и правильного воспитания подрастающих членов общества.

С особенностями социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.


Список использованных источников

1.     Киприянова Е.А. Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Киприянова // Концепт. 2015. №1.

2.     Макаров А. О. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ / А. О. Макаров // Педагогическое образование в России. 2015. №4

3.     Титова, Г.Ю. Социальная педагогика: учебное пособие. [Текст] / Г.Ю. Титова, Н.В. Логинова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2012. – 356 с.

4.     Хайрудинова Р.И. Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде / Р.И. Хайрудинова  // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №11.

Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.


В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших ‑ создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи.

Второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.


Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в специальной литературе, помогающей людям сохранить здоровье, где изложены специальные комплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.


Организации правильного питания, восполнить недостаток витаминов в зимний и весенний периоды по силам каждой семье.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер, — к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики.

 Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты, по возможности подобрать в тон к обоям шторы и т.п. Украсят интерьер живые цветы или композиции из сухих трав. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними.


Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными  (зимой — лыжными) или автомобильными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции.

Важнейшим условием охраны здоровья и правильного воспитания ребенка является обеспечение его безопасности. Нужно не только ограждать ребенка от возможных травм в игровой деятельности, но и постепенно формировать у него представления о необходимости остерегаться возможной опасности во время прогулок, занятий физическими упражнениями, игр с крупногабаритными игрушками, пособиями. Необходимо приучать малыша остерегаться бездомных животных, во время загородных прогулок не собирать ягоды, грибы, дикорастущие плоды, не брать их в рот.
Необходимо также оберегать нервную систему ребенка от перенапряжения, избытка впечатлений, стрессовых ситуаций.

Для этого дома должна быть создана обстановка психологического комфорта, которая обеспечивается, в частности, и предъявлением к ребенку единых воспитательных требований со стороны всех взрослых членов семьи.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы совместная работа педагогов и родителей помогла детям стать истинно здоровыми.

Ссылка скопирована — QR-код с ссылкой на эту страницы. А еще вы можете скопировать адрес этой страницы.

Поделиться

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

МУДРЫЕ МЫСЛИ.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОМЕ, СЕМЬЕ, ВОСПИТАНИИ.

В недружной семье добра не бывает.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Где любовь и совет-там и горя нет.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.

Родители трудолюбивы- и дети не ленивы.

Птица рада весне, а младенец -матери.

Семья без ребенка, что очаг без огня.

АФОРИЗМЫ О НРАВСТВЕННОСТИ,

ДОМЕ, СЕМЬЕ, ВОСПИТАНИИ.

«Очень важно с малых лет учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином». В.Сухомлинский.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому». Себастьян Брант

«Нет места роднее родного дома». Цицерон

«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости». Эмиль Золя

«Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений». Владимир Бехтерев

«Воспитание – лучший припас к старости». Аристотель

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребёнок — зеркало семьи.

РОЛЬ СЕМЬИ

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Дениченко Альбина Витальевна

РОДИТЕЛЯМ

НУЖНО:

  1. Хвалить своего ребёнка часто и от души.

  2. Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить, прежде всего, себя.

  3. Испытывать радость от совместной с ребёнком деятельности.

  4. Стремиться понять, что хочет ребёнок, о чем он думает.

  5. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

  1. Сравнивать детей друг с другом.

  2. Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

  3. Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили.

  4. Использовать ребёнка, как средство для достижения, пусть самых благородных (но своих), целей.

  5. Не выслушивать своего ребёнка.

ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ

Старайтесь проявлять интерес к жизни и проблемам ребёнка, и очень скоро он вернёт это вам.

С первых дней жизни ребёнка воспитывайте положительные привычки.

Формируйте у детей культуру поведения, соблюдая общепринятые нормы.

Учите уважительно относиться к окружающим, считаться с их интересами.

Воспитывать культуру речи – умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «ВЫ».

Воспитывать коллективные навыки и культуру общения.

Станьте хорошим примером для своего ребёнка!

СЕМЬЯ

Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу.

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья- это труд. друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно!

Семья- это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша Семья!

Важность участия семьи

Участие семьи помогает школам и общественным организациям подготовить детей и семьи к успеху.

Когда вы слышите слова «семейная помолвка», вы можете представить себе семью, которая улыбается, смеется и играет вместе. Положительный семейный опыт имеет решающее значение для здорового развития и обучения ребенка, но участие семьи выходит далеко за рамки четырех стен семейного дома. По данным Национальной ассоциации семьи, школы и сообщества (NAFSCE), участие семьи составляет:

  • Общая ответственность школ и других общественных организаций, направленных на активное привлечение семей к обучению и развитию детей.
  • Непрерывный, что означает, что он распространяется за пределы детства и на протяжении отношений между родителями и детьми, даже когда дети достигают взрослой жизни.
  • Не привязан к месту, то есть происходит в различных условиях, в том числе дома, в школе или других учебных заведениях, а также в других общественных программах.

Многие школы, внешкольные программы и другие общественные организации стремятся создать сильное сообщество, ориентированное на совместную работу молодежи и семей.

Почему участие семьи важно?

По мнению молодежи.gov, исследования показывают, что участие родителей или семьи в образовании ребенка может улучшить его результаты тестов, посещаемость, социальные навыки, отношения, поведение и то, как ребенок относится к школе. Почему участие семьи связано с такими положительными результатами? Участие семьи работает, потому что оно создает:

  • Подключенные дети. Взаимодействие с семьей помогает детям чувствовать связь со своими опекунами, семьями и сообществами. Подключенные дети чувствуют себя в безопасности, защищены, получают поддержку и готовы учиться.
  • Подключенные взрослые. Взаимодействие с семьей помогает родителям и другим опекунам чувствовать себя связанными и настроенными на своих детей и сообщества. Когда взрослые настроены и чувствуют поддержку со стороны школ и других учреждений, они чувствуют связь со своим ребенком и более готовы его поддержать.
  • Подключенные школы или учреждения. Когда школы или другие агентства взаимодействуют с семьями, родителями и детьми и взаимодействуют с ними, они получают ценную информацию о том, что нужно семьям, какими сильными сторонами они обладают и как работают их программы.
  • Веселье! Семейные помолвки и мероприятия должны быть именно такими, увлекательными! Когда семьи весело проводят время вместе, они создают прочные связи и укрепляют доверие друг к другу.

Дополнительные ресурсы MSU Heads In, Hearts In family

Расширение Университета штата Мичиган разработало серию мероприятий для семейного взаимодействия под названием «Heads In, Hearts In». Эти ресурсы содержат простые и понятные задания, в которых родители могут пообщаться со своими детьми по определенной образовательной теме.Занятия «Heads In, Hearts In» побудят семьи использовать свой разум (вкладывая «голову»), чтобы расширять свои знания и работать, расти и учиться вместе (вкладывая «сердце»).

Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте Университета штата Мичиган.

Была ли эта статья полезной для вас?