МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Сказка терапия в детском саду: Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Сказкатерапия в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Родничок»

Доклад на тему:

«Сказкотерапия в детском саду»

Подготовила: М.И.Васкевич

Сказка развивает внутренние силы ребенка,

Благодаря которым человек не может делать добра

То есть учит сопереживать.

В.А.Сухомлинский.

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних.. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Сказка и терапия-как можно объединить эти два понятия?

Занятия с использованием сказочных сюжетов помогают ребёнку справиться со многими возрастными проблемами, со многими внутренними переживаниями. Маленькому ребёнку всегда проще передать нормы поведения и умения, ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме.

В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление .Разыгрывая сказочное представление

или обсуждая сказку, дети приобретают навыки общения.

Сказкотерапия помогает замкнутому ребенка раскрыться, а слишком

агрессивного и непоседливого учит задумываться.

Чему учат сказки наших детей?

На примере героев сказки ребёнок учится быть добрым, смелым, искренним,

порядочным, любить близких ему людей.

Мягкое обучение без насилия

Из сказок малыш узнаёт что-то новое, ранее неведомое, неизвестное.

Есть даже дидактические сказки- которые пишутся для обучения детей в игровой форме. В таких сказках предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, звуки. Ребёнок наблюдает за их жизнью, а потом

в решающий момент, приходит на помощь герою.

Понимание мира вокруг и отношений между людьми.

Ребёнку нужно видеть , что вокруг него –огромный мир, он полон всего интересного и пока неизвестного. И у каждого есть своё место.

И, конечно, на примерах героев сказок дети знакомятся с моделями взаимоотношений между людьми, а значит , в будущем будет готов

Как можно проходить терапию в группе? Воспитатель подбирает

сказочные истории на разные темы. Например, о страхе, и смелости,

о добрых и злых поступках, о жадности. Хорошо применять разные виды театров: пальчиковые, куклы, игрушки.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой . Сказка не только

учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас , грамматический строй речи , звукопроизношение, навыки связной речи, выразительности речи.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду.

Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Мы начинаем играть в сказки и творить чудеса. Сказки помогают раскрыть творческие способности детей. В каждом ребёнке можно раскрыть артиста.

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако прежде следует посоветоваться со специалистами.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя…»). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

А вы знаете , как с помощью сказок можно развивать память, мышление и воображение?

Вот мы сейчас и проверим. Приглашаю вас принять участие по сказочному миру:

_ Какую ошибку совершили герои сказки «Волк и семеро козлят»?

( Не открывать дверь незнакомцам .)

_Почему с колобком случилась беда? ——

_Какое правило личной гигиены не соблюдал герой сказки

«Мойдодыр »

_Какое правило гигиены нарушила Маша из сказки

« Три медведя»?

_В какой сказке жили дедушка, бабушка, лиса, медведь, волк и заяц и такой кругленький, румяненький путешественник?

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Сказки для адаптации | Детский Эко-садик Зёрнышко

СКАЗКА №5

Как работать со сказкой: если Вы читаете сказку дочке, то замените главного героя на девочку (например, Соню), а железную дорогу на домик для кукол.  

После прочтения обсудите с ребенком, что ему запомнилось из сказки. Что ему понравилось? Что не понравилось? Пусть малыш придумает, как разворачивались события на следующий день. Хотел ли Славик в детский сад? Что он там делал?

Жил-был маленький мальчик Славик. Славик жил с мамой и папой. Мама и папа его очень любили, играли с ним, кормили его, читали ему книжки и рассказывали сказки.

 

Больше всего на свете Славик любил играть в игрушки! У него были машинки, кубики, мячики и даже цветная бумага и пластилин! Но Славик всегда хотел иметь железную дорогу. Такую, по которой ездят поезда. Только Славик был маленький и не знал, как рассказать родителям про железную дорогу. Приходилось играть в машинки и кубики! И Славик это с удовольствием делал.

Однажды утром, Славика разбудил папа и позвал его на кухню. На кухне мама готовила завтрак. У Славика в тарелке лежала каша (которую он не очень-то любил) и ягоды из варенья (которым он очень даже любил лакомиться).

 

Славик начал возить по тарелке ложкой — получались красивые разводы. Но родители не дали Славику полюбоваться на получающуюся красоту.

 

«Сегодня нужно поторопиться», — сказала мама. «Ты сегодня идешь в детский сад!», — объявил торжественно папа.

 

Славик не хотел идти в детский сад. Во-первых, он не знал, что это такое… Во-вторых, сегодня его ждали его игрушки. Он хотел построить домик из кубиков, покатать все свои игрушки на машинках, раскрасить картинку, которую он начал рисовать на обоях рядом с батареей.

 

Но родители не хотели ничего слушать: «Нам надо на работу! Не останешься же ты дома один?».

 

Славика причесали и одели. Хотя Славик и так умел сам одеваться. Было обидно. Неужели его теперь всегда будут одевать взрослые?

 

По дороге в садик папа объяснял Славику, что в садике будет тетя-воспитательница, а также другие ребята и много игрушек.

 

В детском саду Славику не понравилось. Комнатка была маленькая, в ней стояли шкафчики с картинками, детей не было, и игрушек тоже! Однако на встречу вышла воспитательница: «Здравствуй, Славик! Меня зовут Ирина Ивановна. Я тебя ждала. Вот твой шкафчик, раздевайся скорее!».

 

Мама раздела Славика. Славик опять удивился: он же может это делать САМ! Потом мама сказала: «Ну, все, Славик! Теперь мы с папой уходим на работу, а ты останешься здесь. Мы за тобой вернемся вечером. Не скучай!».

 

Тут Славик понял, что он не хочет оставаться без мамы и папы в детском саду. Кроме того, он не хочет оставаться здесь до самого вечера с Ириной Ивановной. Что он будет делать? Все его игрушки остались дома! Славик понял, что он будет очень-очень скучать, и решил дать понять это родителям.

 

Славик заплакал! Ну, да! Мальчики не плачут. Но в таких ситуациях кто угодно заплакал бы! Мама и папа испугались. Славик посмотрел на них и увидел, что если он заплачет громче, они его заберут домой. Славик набрал полную грудь воздуха и приготовился выдать «Ааа!!! Не пойдуууу!!! Не хочуууу!!! Мамааа!!! Хочу к тебеееее!!!».

 

Но тут в комнатку вбежали девочка и мальчик. Они играли в большой красный мяч. Славик заглянул в комнату, из которой они выбежали, и увидел там еще ребят. И еще он увидел много игрушек.

 

Славику стало интересно. Он забыл на время про маму и папу и пошел исследовать новую комнату. Там были столики, стульчики, кубики, книжки, куклы, мягкие мишки и зайки, а посередине комнаты… Посередине комнаты стояла большая железная дорога. И мальчики возили по ней паровозики! Славик подбежал к мальчикам. А Ирина Ивановна дала ему маленький паровозик и предложила поиграть с ребятами.

 

Конечно, Славик с радостью согласился! Ту-ту! Паровозик едет! Едет в дальние края! А за ним — паровозик Максимки и паровозик Юры.

 

Славик нашел себе новых друзей! Они поиграли в паровозики, потом поели опять кашу, потом пошли гулять и на прогулке построили из песка гараж!

 

А когда за Славиком пришли мама и папа, Ирина Ивановна читала всем ребятам интересную историю про маленького мальчика, который не хотел идти в детский сад. И этого мальчика тоже звали Славиком!

Сказкотерапия для детей и взрослых. Душевные беседы для счастливой жизни

Гаджеты, компьютерные игры и интернет детям сейчас интереснее всего — и кто поспорит, это и правда увлекательное времяпровождение. Мы сами проводим время таким образом. А дети берут с нас пример.

В условиях карантина выросла нагрузка на интернет, что напрямую говорит о том, что многие люди проводят время не с книгами и не в общении с семьей, а в сети. Кто-то работает, кто-то смотрит сериалы, кто-то играет, а кто-то сидит в социальных сетях и мессенджерах или сёрфит интернет.

Однако никакое увлечение и даже активное виртуальное общение никогда не заменит ребенку контакт с его родителем. Мы все знаем, что вместе можно строить лего, сражаться в настольных играх, собирать пазлы, рисовать, читать вслух книги. Но если закончились идеи, то есть еще одна очень интересная возможность не только увлекательно провести время с ребенком, но и открыть очень-очень многое для самого себя.

До появления книг информация передавалась из уст в уста. Или как говорят дзен-буддисты, от сердца к сердцу. И несмотря на то, что сегодня в мире выпущено более 130 млн книг (а экземпляров — около 20 млрд), мы до сих пор используем этот метод передачи, когда рассказываем сказки еще не умеющим читать малышам. Получается, как будто в нашем онтогенезе мы сами каждый раз проходим эволюцию человечества: сначала не умеем говорить, потом получаем информацию вербально, а затем переходим к книгам, и как венец — осваиваем уже виртуальный мир. Однако это развитие должно проходить правильно на каждом этапе, чтобы каждый следующий этап реализовывался гармонично, созидательно, с пользой для жизни, а не во вред. Чтобы в итоге не получилось так, что интернет стал не просто местом для получения информации и удобным способом связи с людьми, а основой жизни.

Сказкотерапия — это арт-терапевтический метод передачи информации из уст в уста. С одной стороны, он достаточно молодой: его психологическое направление началось со времен Фрейда и Юнга. С другой, его корни идут из традиционного фольклора человечества — накопленной мудрости, передачи моральных, социальных норм и правил. Сказкотерапия одинаково подходит как малышам, так и взрослым. Она популярна в детских садах, школах и реабилитационных центрах, активно используется педагогами и специалистами наряду с традиционными методиками.

Книга «Мастерская сказок для детей». Издательство «Малыш» (АСТ)

Сказки, повествующие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок, называют терапевтическими. И чтение таких сказок называется сказкотерапией. Когда малыш легко представляет себя в роли главного героя и помогает ему преодолевать трудности в сказочном мире, он может перенести полученный опыт и в реальную жизнь. Приемы сказкотерапии вполне могут освоить и родители. Рассказывая сказку, родитель останавливается и фиксируется на определенных моментах, задает вопросы, делится своей точкой зрения, вместе с ребенком придумывает варианты разрешения той или иной ситуации. Более того, такой особый подход к анализу информации откроет для взрослого возможность посмотреть на многое в своей жизни под другим углом. У ребенка во время слушания и обсуждения сказки развивается воображение, формируется творческий подход к жизни. Благодаря пониманию и анализу информации он учится вырабатывать эффективные механизмы поиска решений — один из самых полезных навыков в жизни, к которому обычно приходят лишь через собственные ошибки, однако заложить его можно куда раньше. Таким образом, сказкотерапия становится мостом между слушанием сказки и чтением книг, причем чтением осознанным — не просто с целью развлечения, но и с целью анализа и получения полезной информации.

С этой задачей справится как старая добрая сказка, так и книги от мастеров-сказкотерапевтов. Они создали много готовых сборников со сказками на все случаи жизни: от капризов над манной кашей до затяжных ночных страхов или расстройств от потери любимого друга. Они помогают детям развиваться и гармонично менять свое поведение. Они интересны детям, удобны взрослым и содержат множество подсказок и советов для каждой ситуации.

Отечественные психологи-сказкотерапевты Т. Зинкевич-Евстигнеева и А. Зинкевич создали эффективную методику развития детей. Суть методики заключается в деликатном воздействии на сознание, чувства, мироощущение человека. Через книгу малыш узнаёт ответы на важные вопросы, а также развивается речь и мышление ребенка. Настоящая комплексная терапия! «Мастерская» состоит из большой книги народных сказок и метафорических карт. Занятия и вопросы для ребенка подробно расписаны в книге, а на картах изображены картинки-загадки.

Книги серии «Сказкотерапия» от издательства «Феникс-премьер» помогут ребёнку адаптироваться к стрессовым ситуациям, с которыми он сталкивается почти каждый день. Поход в детский сад или к врачу, боязнь темноты или страх поссориться с лучшим другом — обо всех этих и многих других ситуациях ребёнок узнает со страниц книг серии.

Издательство «Клевер» также предлагает целую серию художественных книг по сказкотерапии.

Иллюстрации из книги «Волшебная сила знаний». Издательство Clever

Одной маленькой девочке все время снились плохие сны. Она даже решила не ложиться спать. Но все равно засыпала, а ночью просыпалась, пытаясь прогнать мрачные сновидения… Почему же детям снятся плохие сны? Оказывается, под каждой подушкой живет сонный гном, который по ночам сочиняет сны. Но ему нужно давать подсказки, какие сны ты хочешь смотреть, ведь всем детям нравятся разные сны. Кто-то любит драконов, а кто-то боится их! Книжка «Сладких снов. Прощайте, ночные кошмары» рассказывает о том, как преодолеть страх ночных кошмаров.

Книга «Волшебная сила знаний» — это не просто добрая сказка, которая сблизит вас с вашим малышом, это настоящая волшебная палочка в руках родителей! Маленький принц из страны Болтливых королевских корон очень хочет получить свою корону и совершенно не хочет учиться! И вот заветное желание исполняется, но корона мгновенно чернеет. Оказывается, чтобы камни на ней засверкали, нужны знания. Что нужно будет сделать принцу, чтобы заставить их засиять? Прочитайте эту книгу и узнайте! Очаровательные персонажи не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых. А волшебные иллюстрации от художницы с мировым именем Анастасии Дружининской будут сопровождать вас на протяжении всего повествования.

Как сделать так, чтобы малыш с удовольствием пошел в детский сад? Почитайте ему эту добрую сказку «В детском саду», и ваш ребенок легко справится со своими тревогами и адаптируется в детском саду.

Читайте сказки своим детям — и вы убедитесь в их волшебной целительной силе!

Терапевтические сказки

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей

В любом даже самом коротеньком тексте сказки зашифрован код, который помогает бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам, найти ответы на интересующие вопросы.

Психологи давно поняли, что с помощью сказки можно лечить людей, так и возник метод сказкотерапия, который подходит как маленьким пациентам, так и тем, кто давно повзрослел.

Содержание

Как Кенгуреныш стал самостоятельным

О подсолнечном семечке

Белочка-Припевочка

Случай в лесу

Про ежика Витю

Маленький гном

О песике по имени Тобик

Роза и ромашка

Цветок по имени Незабудка

Маленький медвежонок

Про Енота

Помидор Сашка

О Зайчике, который обиделся на свою маму

О глупенькой маме

Гномик

Про семью карандашиков

Маленький Котенок

О маленьком Тигренке

Серое ухо

Смелый Гномик

Медвежонок и Баба Яга

Мышонок и темнота

Белочка Нуся

Слоненок, который боялся темноты

Приключения медвежонка

О Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание

Фея Равнодушие и Страна Надежды

Кенгуренок Вася

Цветик-семицветик

Медвежонок и Старый Гриб

Котенок Маша

Шустрик и Обжорик

О простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Кораблик

О Котенке, или Чего мне волноваться?

О двух братьях и сильной воле

О непоседливой Обезьянке

Петя-Петушок

Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие

Мальчик и Светлячок

Девочка Надя и Баба Яга

О Ежонке

Мальчик Сережа

Тип и Топ

Про маленькое Облачко

Маленькое Привидение

Часы

Хвостатик

Гусеница-крапивница

Нужная вещь

Скрипочка

Костерчик

Ловкая Лапка

На маленькой полянке

Щечка

Светлячок

Тёма и сон

Смелый мальчик и Тётушка Ночь

Про кроватку

Как Илюша животик кормил

Почему нужно кушать

Про Катюшину Капризку

Как Андрюша гостей встречал

Как Оля полюбила садик

Про смелого Алёшу

Бум-бум-бум

 

Опубликованные материалы на сайте СМИ «Солнечный свет».

Статья Сказка-терапия для дошкольников. Автор: Молчанова Ирина Владимировна.

Автор: Молчанова Ирина Владимировна
 

сказкотерапия для детей дошкольного возраста

 

Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

 

 

 

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольноСго возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

 

Почему сказкотерапия для детей полезна?

 

мягкая коррекция поведения;

 

устранение страхов, фобий, неврозов;

 

проживание отрицательных эмоций;

 

воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;

 

ненавязчивое обучение и развитие;

 

накопление ситуационного опыта.

 

Сказкотерапия для детей 2-3

 

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

 

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

 

1.    Сказка про Звонкую речку радость – для часто болеющих детей. Помогает создать нужный психологический настрой для скорейшего выздоровления.

 

2.    Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик – история от детского психолога Александры Бондаренко для детей, которым предстоит начать ходить в детский сад.

 

Сказкотерапия для детей 3-5 лет

 

В этом возрасте дети начинают ощущать себя как отдельную личность. У них могут появиться капризы, истерики, ночные страхи. Со всеми этими проблемами поможет справиться лечение сказками.

 

1.    Сказка о солнышке – для гиперактивных и капризных детей.

 

В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко — папа, меньшее Солнышко — мама, небольшое Солнышко — сынок и крошечное Солнышко — дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.

 

Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков — они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: капризничает, говорит «не хочу», «не буду» …

 

А у тебя такое бывает?

 

Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком — это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.

 

Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:

 

— Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать … Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!

 

И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки — кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.

 

Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.

 

Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми — кипрянами, которые так боялись темноты.

 

С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.

 

Какой молодец Солнышко-сынок!

 

А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?

 

2.     Сказка о Тигрёнке – история от психолога Анны Кутявиной, которая поможет застенчивым детям найти друзей

 

3.    Сказка «Почему Серёжа не боится засыпать сам» — терапевтическая сказка для преодоления ночных страхов

 

4.    «Сказка о грустной тарелке» — история от Марии Шкуриной про проблемы с едой у дошкольников

 

Сказкотерапия для детей 5-6 лет

 

Старшие дошкольники часто испытывают неуверенность, боятся показаться смешными, сделать что-то не так. Сказки могут помочь справиться с такими состояниями. Например, классическая история про гадкого утёнка подойдёт детям с низкой самооценкой, а сказка про стойкого оловянного солдатика – неуверенным, излишне осторожным детям.

 

В этом возрасте наилучшие результаты можно получить как чтении сказок вслух, так и при совместном их сочинении. При внимательном наблюдении такое упражнение даёт много дополнительной информации (положение тела, мимика, интонации) об общем психологическом состоянии ребёнка.

 

Сказка «Карандаши» — для развития терпимости, чувства равенства, принадлежности к общей группе

 

————-

 

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста служит верным подспорьем для тех, кто столкнулся с проблемами поведения или стрессом у ребёнка. Будучи мягким методом, она воздействует исподволь, без нотаций и нравоучений, а потому благоприятно воспринимается детьми. Кроме лечебного эффекта сказки оказывают общее развивающее действие, улучшают микроклимат и повышают психологическое здоровье всей семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор: Молчанова Ирина Владимировна
Скачать работу

Детский сад № 26 Сказка

ДОПУ «SAND ART»

Интерактивные технологии в эмоциональном и познавательном  развитии детей:

песочная терапия, световые песочные столы, арт терапия, сенсорная комната

Педагог дополнительного образования

ЛЕБЕДЕВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА 

 

Направленность: социально-педагогическая

Форма обучения: подгрупповая, очная (не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии)

Нормативный срок обучения: 1 год (36 часов)

Языки, на которых осуществляется образование (обучение): русский

Уровень образования: дошкольное образование, дополнительное образование

Возрастная категория: дошкольный возраст (3-7 лет)

Учебный план на 2021-2022 учебный год  >>>  открыть файл

Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год  >>> открыть файл


Аннотация к дополнительной  общеразвивающей программе «SAND ART» >>> открыть файл

Дополнительная  общеразвивающая программа «SAND ART» на 2021-2022 учебный год  >>> открыть файл

Рабочая программа педагога дополнительного образования «SAND ART» на 2021-2022 учебный год. Вторая младшая группа 3-4 года  >>> открыть файл

Рабочая программа педагога дополнительного образования «SAND ART» на 2021-2022 учебный год. Средняя группа 4-5 лет  >>> открыть файл

Рабочая программа педагога дополнительного образования «SAND ART» на 2021-2022 учебный год. Старшая группа 5-6 лет  >>> открыть файл

Рабочая программа педагога дополнительного образования «SAND ART» на 2021-2022 учебный год. Подготовительная группа 6-7 лет  >>> открыть файл


Численность обучающихся по реализуемой дополнительной платной образовательной программе дошкольного образования

Договор на предоставление дополнительной платной образовательной услуги

 

 

Обратно к разделу «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ»>>>

Детский сад № 67 Калининского района

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Сказкотерапия для детей.

январь 2021г

Дети очень требовательны и порой капризны. Если что не так, они вам не поверят и не захотят слушать. А вот сказка может очень даже помочь в воспитании ребенка. Ее можно даже не читать, а сочинять.
Есть такие народные мудрости как: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». Это и есть терапия сказкой, т.е. психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение.
Взрослые сами выбирают, что им читать или слушать. Маленькие дети как раз доверчиво впитывают то, что им преподносят родители. И чаще всего это бывают нотации и нравоучения, которые отпугивают детей, вызывая у них отторжение.
А мы должны донести до них информацию, помочь побороть те или иные комплексы, страхи, потерю веры в себя. Разные бывают ситуации. Подружка подняла на смех, дружок сломал любимую игрушку, отвращение от молока из-за пенки.
Вот здесь и выручает сказкотерапия. Сказка — это всегда тайна, интрига, волшебство. И их готовы слушать и гиперактивные дети, и флегматики, и молчуны.
Сказки важны разные. Классику, русские народные никто не отменял. Но можно сочинять и обыгрывать и свои сказки. В зависимости от ситуации, проблемы, можно придумать сказку. А если вы будете читать ее на протяжении долгого времени, то проблема у ребенка постепенно сотрётся и уйдет.
Примеряя роль главного героя на себя, ребенок демонстрирует затаившийся в его душе страх, показывает, каким он видит решение проблем, сам учится выпутываться из тех ситуаций, в которых оказался герой.
Подбирая сказки, мы можем акцентировать внимание ребенка на конкретной ситуации, доступно указать ему на ошибочность выбранной линии поведения, помочь ему избавиться от той или иной привычки, добиться желаемого результата.
Например, ребенок боится темноты. Находим или придумываем героя, который одним взглядом или вздохом побеждает самые черные козни темного царства.
Или ребенок часто привирает. Можно рассказать сказку об овечьем пастушке и волках. Или вместе с ним создаём героя, который до того заврался, что забыл как его зовут, и пришлось врунишку заново знакомить с собой.
Вот так через сказку и ее обсуждение ребенок начинает понимать неправильные, подлые поступки, или избавляется от страхов и дурных привычек. И это все в игровой волшебной форме, а не в виде нравоучений, которые, как мы помним ребенок не воспринимает.

 

Полезные ссылки
Календарь
«  Апрель 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Учебник по логопедии для детского сада «Сказка»

Красная Курочка хотела бы немного хлеба. Найдет ли она помощь или сделает это сама? Прочитай узнай. Вашим первым читателям понравится эта современная интерпретация классической сказки. Отличное дополнение к вашему pre-k, kinder или речевому классу. Много практики с видением слов и словарного запаса уровня 2.

_____________________________________________________________________________________________

Ранний читатель Сказочные сказки для рассылки для речевой терапии _____________________________________________________________________________________________________

Эта загрузка содержит:

  • Printable Reader Reader Book — Goldilocks и три медведя (цветные и черные и белые)
  • Список Грунтовка, грунтовка и прошедшие временные слова в книге
  • ранних стратегии чтения напечатаны на спине
  • Совет по коммуникации для пользователей AAC (подходит для Talk 9+)

Dolch View Syves

  • Pre-Primer : Я, помогите, это, сделайте, мне, не, нам, вам
  • Primer : все, я, сделал, съел, он, нет, она, так, хочу, будет
  • Уровень 2 : одна, занята, сама, сама

Книг 5. 5″ х 8,5″ в собранном виде.

Низкий уровень чернил, черно-белая копия в комплекте.

Все наборы

________________________________________________________________

Вопросы или замечания

Буду рад услышать от вас. Отправьте мне сообщение, [email protected]

________________________________________________________________

Хотите скидку 50%?

Следуйте за мной на TPT (нажмите здесь), чтобы получать обновления, когда публикуются новые элементы.Скидка 50% на первые 24 часа!

Вам также может понравиться:

Красная Курочка Книга без слов

Сборник сказок без слов

Книга для первых читателей: У старого Макдональда была ферма (AAC, pre-k, детский сад) ________________________________________________________________

2 О 10093002 Лиа 3 90

2

Приятно познакомиться. Я детский логопед, работаю в сфере домашнего здравоохранения/частной практики. Я был сертифицированным SLP в течение 20 лет.

Моя цель — создавать красивые высококачественные материалы для повседневного использования. Я надеюсь, что вы найдете то, что я создаю, полезным и вдохновляющим, чтобы вы могли делать то, что у вас получается лучше всего.

Оставайтесь на связи.

→ Веб-сайт

→ Рассылка*

→ Instagram

→ Facebook

→ Pinterest

*Подписчики рассылки получают БЕСПЛАТНЫЕ материалы 3 раза в месяц и имеют доступ к огромной библиотеке материалов. Не пропустите.

Дополняющая и альтернативная коммуникация, Сложные коммуникативные потребности, Невербальное общение, Особые потребности, Домашнее обучение, Раннее вмешательство, Задержка речи, Синдром Дауна, РАС, Аутизм, Версия для печати, Логопедия, Дошкольное учреждение, Сказки, Время круга, Центры грамотности, Книжки-картинки без слов, мини-книги, сказочная тематика

Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий Сказкотерапия в детском саду для родителей

Сказкотерапия для дошкольников – современный инструмент, широко используемый детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Разыгрывание ситуаций с любимыми персонажами из сказок позволяет добиться уникальных результатов в области психологии, развития и воспитания детей.

Сказка ложь, и в ней намек, добрым молодцам урок! Эта поговорка знакома каждому человеку с детства. Сказкотерапия для детей – это способ, которым вы без истерик, ругани и лекций помогаете ребенку избавиться от вредных привычек или, наоборот, прививаете хорошие качества.Сказка – это именно то общение, которое наиболее понятно ребенку. Она не только воспитывает, но и улучшает отношения мамы и малыша, что помогает избежать многих конфликтных ситуаций в будущем. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, формирования его как личности, раскрытия творческого потенциала. Это связано с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается перед читателями и исследователями не только как явление культуры, но и как явление психологическое, как форма духовного опыта человечества.

Целью сказкотерапии является активизация творческого, творческого начала в ребенке, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Также есть ряд заданий:

1. Создать условия для развития творческого воображения, неординарности мышления.
2. Стимулировать творческое самовыражение.
3. Формировать положительное отношение ребенка к своему «Я».
Сказки бывают:
*дидактические
*психокоррекционные
*медитативные
*психотерапевтические
*художественные — народные и авторские

Основной принцип подбора сказок — это направленность проблемной ситуации, характерная для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для понимания детьми старшего дошкольного возраста. Например, в центре внимания сказки «Белка-Хор» находится страх перед независимостью, тревога.Проблема, выраженная в метафоре, доступна ребенку в образе, он может ее обсуждать и понимать причины, перерабатывать через собственное эмоциональное переживание.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить их образами и представлениями, формирующими воображение.

Пусть в душе вашего ребенка аккумулируется могучая энергия сказки! Шикарное взросление!

Консультации для родителей

«Сказкотерапия в жизни дошкольников»

Сообщение было:

ЛАЙЧУК НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

педагог-логопед 1 квалификационной категории

В настоящее время внимание многих педагогов мира приковано к проблемам дошкольного детства.Это не случайно, так как оказывается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья ребенка. Ее будущее во многом зависит от условий, в которых она протекает.

Взрослые, конечно, делают все, чтобы ребенок становился умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, учат считать и писать и т. д., но я тоже хочу, чтобы наши дети умели не только считать и писать, но и любить.Очень важно любить небо, ветер, звезды, деревья, землю, бабочку, птицу, и еще важнее уметь любить людей: всех вместе и каждого встречного. в пути.

Занятия сказкотерапией они помогают нашим детям спокойно преодолевать различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе отрицательных качеств. Ведь такие разные дети приходят в детский сад. Они умеют и капризничать, и упрямиться, и проявлять агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты.Занятия сказкотерапией помогают детям гармонично развиваться – попадая в сказку, ребенок легко усваивает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. И здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребенка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут слушать своих друзей, или поссорятся с кем-то, то сказка просто исчезнет, ​​а живущие в ней добрые сказочные персонажи могут погибнуть вместе с ней.
Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – деятельность с помощью сказки, направленная на решение проблемы. Этот способ уходит корнями в глубокую древность – еще наши прапрабабушки не ругали за проступки, а рассказывали сказку.Сказки знакомили детей с действительностью, давали понять, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Поэтому сказкотерапия в детском саду – это метод, который успешно применяется и применяется достаточно давно. Действительно, сказки были и остаются популярными у младших дошкольников. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление, а значит, информация, передаваемая через яркие образы, является наиболее восприимчивой. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе отношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознания событий, приобретение знаний о законах жизни и способах существования. социальное проявление творческой творческой силы.

Сказкотерапия – это процесс формирования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс воплощения сказочных смыслов в реальность.

В сказках на главного героя «выливается» множество испытаний. В результате всех приключений и злоключений он становится сильнее. Отсюда следует сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Представление о живой природе дает нам богатый инструмент для развития личности. Если рассказать ребенку об удивительных маленьких невидимках, которые живут в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, возникнет ли у него желание бездумно ломать ветки и срывать цветы? Мир растений создан для любящего человека.То же самое касается воды и воздуха. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Но магия связана не только с обитателями волшебного мира. Он связан с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новые возможности. Это невидимо для глаза, но ощутимо для сердца. В детстве все мы любили слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представить себя тем или иным героем; то ли Снежная королева с ее неприступностью и холодностью, то ли добрый Гномик, то ли сказочная Ёлка.

Сейчас многие родители не читают сказки своим детям. Но это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который в новогоднюю ночь приносит подарки, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с некоторыми проблемами, они приходят к нам, взрослым, но чаще всего методы, которые мы предлагаем, им не подходят.Потом они приходят к выводу, что мы не можем им помочь. А что делать с накопившейся грустью, раздражением, гневом или радостью, которые уже переполняют ребенка? И здесь может прийти помощь. сказкотерапия.

Психическое развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме, даже когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели действительности, с которой имеет дело, строить ее описание.Он делает это с помощью сказки. Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность так, как он ее понимает.

Каждая группа сказок имеет свою возрастную аудиторию. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их поведение.

Начиная с 5 лет ребенок сравнивает себя в основном с человеческими персонажами: Принцами, Принцессами, Солдатами и т. д. Чем старше становится ребенок, тем больше ему нравится читать истории и сказки о людях, ведь в этих рассказах есть сюжет о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок отдает предпочтение сказкам.

Основным принципом подбора сказок является направленность характерной для данного возраста проблемной ситуации, нравственный урок, который дает сказка, доступный для понимания дошкольниками.

Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал «вхождения в сказку» (постановку), основную часть, где представлены приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития у ребенка используется словесное воображение, ритуал «выхода из сказки». Такая структура урока создает атмосферу «фантастического мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение.При этом в обсуждении ребенок должен быть уверен, что может высказать любое свое мнение, т. е. все, что он говорит, не должно осуждаться.

2) рисунок самого значимого для ребенка отрывка;

3) инсценировка, т.е. разыгрывание сказки по ролям. Ребенок интуитивно выбирает себе «лечебную» роль. И здесь надо отдать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно пропадут. Но это невозможно сделать за один раз.

Что могут дать такие сказки для детей?

    Во-первых, ребенок понимает, что взрослым интересны его проблемы, что мы взрослые на его стороне.

    Во-вторых, он принимает следующий подход к жизни: «ищи в себе силы для разрешения конфликта, ты их обязательно найдешь и преодолеешь трудности», т.е. мы проживаем свою жизнь так, как строим ее для себя.

    В-третьих, истории показывают, что из любой ситуации всегда есть выход, нужно только его искать.

В сказках можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают: 1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Почти все агрессивное поведение является следствием ощущения собственной «незначительности» и попытки таким образом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по разным причинам.

4. Проблемы, связанные с особенностями возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без матери, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, в которой так нуждается. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Технику сказкотерапии могут освоить родители. Однако им нужна наша помощь, то есть помощь педагогов, консультации, рекомендации.Можно сказать им следующее: если вы заметили, что у вашего ребенка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), вам нужно придумать сказку, где герои, их приключения и подвиги помогут вашему ребенку решить эту проблему. . Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться словами: «Жил-был мальчик, очень похожий на вас…»). Далее показываем жизнь героя в сказке, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, необходимо, чтобы ребенок увидел себя в главном герое).Затем придуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, аналогичную реальному положению ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и т. д.) и мы приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться множество возможностей и способов преодоления этих препятствий). Тогда сказочный герой (а вместе с ним и ребенок) начинает искать выход из сложившейся ситуации и, конечно же, находит его.

Художественные рассказы тоже очень полезны.Например, ребенку, любящему приврать о пустяках, стоит прочитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленную и шутливую «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «Про Рыбак и Рыбка», а робких и застенчивых — «Про трусливого зайца». При этом не стоит явно указывать на сходство героя с ребенком — выводы сделает малыш сам. Просто обсудите историю вместе. Здесь на помощь придут практически все методы арт-терапии: цветотерапия (можно нарисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по мотивам сказки или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия ( выбирать мелодии, соответствующие настроению того или иного сюжета).Это поможет малышу лучше усвоить опыт, почерпнутый из сказки, а родителям – лучше понять своего ребенка.

Благодаря занятиям сказкотерапии мы учимся преодолевать различные трудности, учимся общаться с миром, друг с другом, заботиться друг о друге, сочувствовать и сопереживать героям. А воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости, человечности – важнейшая часть правильного воспитания. Если ребенок понимает чувства другого, активно реагирует на переживания окружающих его людей или героев сказки, стремится помочь тем, кто в беде, в трудной ситуации, он не будет проявлять враждебности и агрессивности.

Сказкотерапия или лечение сказкой души

«Маленькие дети — маленькие беды», — гласит народная мудрость. Действительно, чем старше становятся наши дети, тем больше у них взрослых проблем. Подрастающего ребенка часто одолевают всевозможные страхи, грусть, гнев и раздражение. В чем причина этого беспокойства, порой не понимают ни дети, ни их родители. Что делать в этом случае? Как помочь своему ребенку? Может, стоит обратиться к психологу? Грамотная психологическая консультация поможет родителям найти ключик к внутреннему миру своего малыша.Сегодня психологи вооружены множеством методов, которые помогут решить проблемы ребенка самым приятным для него образом. Одним из основных таких методов является арт-терапия (лечение искусством). Для малышей актуальны такие виды арт-терапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры как способа решения психологических проблем ребенка) и, конечно же, сказкотерапия. Лучше всего подходят сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно же, один из самых древних. Ведь еще наши предки, воспитывая детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился понятен смысл поступка. Сказки служили нравственным и нравственным законом, оберегали детей от бед, учили их жить. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, вы можете очень помочь своему ребенку.Есть ли у него любимая сказка, которую он просит перечитывать снова и снова? Итак, эта сказка затрагивает очень важные для ребенка вопросы. Проконсультируйтесь с психологом. Занятия сказкотерапией помогут понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, кто из героев ему нравится больше всего, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем у ребенка меняется пристрастие к той или иной сказке, а это значит, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.Психологические исследования показывают, что жизнь ребенка в определенном смысле запрограммирована в любимых сказках. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты», — так перефразировали психоаналитики известную пословицу. Родители могут научиться сказкотерапии самостоятельно, но психологическая консультация не помешает. Для мягкого воздействия на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально созданные, психокоррекционные сказки и многие другие.Часто психолог предлагает малышу самостоятельно сочинить сказку. Сочинение сказок ребенком и для ребенка составляет основу сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, о которых они сами толком не догадываются, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку, например, можно узнать об отношении дошкольника к своим родителям.

Всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем.Существуют специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не просто считайте это спасением от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее в разовом приеме, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем будет виден, но обязательно будет. Конечно, сказкотерапия имеет особые условия при работе с детьми: ребенок должен четко понимать, что существует сказочная реальность, отличная от реальной жизни.Навык такого различения обычно появляется у ребенка к 3,5—4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Как написать историю исцеления?

Прежде чем заниматься сказкотерапией самостоятельно, родителям было бы неплохо прочитать книги по этой методике. Если вы заметили, что у вашего ребенка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), вам необходимо придумать сказку, где герои, их приключения и подвиги помогут вашему ребенку решить эту проблему. проблема.Сначала описываем героя, похожего на ребенка, показываем жизнь героя в сказке, чтобы ребенок сам увидел сходство с собственной жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, это необходимо, чтобы малыш смог увидеть себя в главном герое). Затем придуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, аналогичную реальному положению ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и т. д.), и мы приписываем герою все переживания малыша (разумеется, по по сюжету должно появиться множество возможностей и путей для преодоления этих преград).Тогда сказочный герой (а вместе с ним и ребенок) начинает искать выход из сложившейся ситуации и, конечно же, находит его. Художественные рассказы очень полезны. Например, ребенку, любящему приврать о пустяках, стоит прочитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шутливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «Про Рыбак и Рыбка», а пугливые и боязливые — «Про трусливого зайца». В этом случае не стоит прямо указывать на сходство героя с ребенком — выводы сделает малыш сам.Просто обсудите историю вместе. Здесь на помощь придут практически все методы арт-терапии: цветотерапия (можно нарисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по мотивам сказки или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (выбрать мелодии, соответствующие настроению того или иного сюжета). Это поможет малышу лучше усвоить опыт, почерпнутый из сказки, а родителям – лучше понять своего ребенка. Любовь детей к сказкам, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии сказок на детей, данные итоговой диагностики позволяют сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости ее продолжения для формировать у детей положительное мировоззрение, адекватную самооценку, веру в собственные интеллектуальные и физические силы.

Сказка как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия – лечение детей дошкольного возраста сказками.

Наверное, нет такого ребенка, который бы не любил сказки. На протяжении веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказок для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут ценную нравственную ценность, воздействуя на сознание малышей.Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Сказка представляет окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы в увлекательной форме, доступной для понимания. За короткое время показывает, к чему приводят те или иные действия героя. Дает возможность примерить и испытать на себе чужую судьбу, чужие радости и беды.

Сказкотерапия для дошкольников — это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы.Используя зашифрованные в сказке переживания прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на внутреннем уровне могут увидеть собственный мир переживаний и чувств.

Эта особенность ставит сказку в один ряд с наиболее эффективными способами воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

В каких случаях необходима сказкотерапия дошкольникам?

«Лечение сказкой» целесообразно при наличии у ребенка поведенческих и эмоционально-личностных проблем: тревожности, агрессивности, капризности, страхов, неуверенности в себе и застенчивости.Сказкотерапия применяется в работе с детьми с патологией психофизиологических функций: нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, а также с детьми с заболеваниями аутистического спектра. С детьми этой категории могут работать только педагоги, психологи и логопеды.

Сказкотерапия может быть применена к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся ребенку. С помощью сказок родители могут скорректировать поведение не совсем послушного ребенка.

Когда следует обратиться за помощью к сказкотерапии?

Когда родители не могут самостоятельно справиться с проблемами, которые есть у дошкольника.Когда были испробованы обычные методы, но они не принесли существенного результата.

Сказкотерапия – это не просто способ воспитания, а прежде всего метод психологической коррекции. А если у родителей нет должного опыта и образования в этой области, то лучше доверить эту работу специалисту – сказкотерапевту.

Типы сказок, используемых сказкотерапевтами:

1) Медитативный (используются для снятия психоэмоционального напряжения).Как правило, в сюжете опосредованных сказок отсутствуют отрицательные персонажи и конфликты.

2) Дидактический , в виде обучающего задания. Используется для передачи новых знаний детям.

3) Художественный (народный). В них заключена мудрость народа. Простой, доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.

4) Психотерапевтический .Характерной чертой этих сказок является счастливый конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, мастерят игрушки по образам главных героев.

5) Психокоррекционный . Рассказанные сказки мягко и ненавязчиво воздействуют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая ребенку возможность подумать наедине с собой.

Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом следующих правил:

    дозировка информации.Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым чтением и рассматриванием иллюстраций;

    сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и способностям малыша;

    в дальнейшем, чтобы сказка оказала лечебный эффект, необходимо вместе с ребенком инсценировать, обыгрывать сюжет, анализировать и делать выводы;

    в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача ребенку знаний и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружеской обстановке;

    после прочтения и инсценировки сказки необходимо активизировать дошкольника на анализ действий и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.

Лечебная сила сказок

Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется развитием образного мышления. Сказка для ребенка не просто фантазия, а особая реальность.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо» на эмоциональном и вербальном уровне. Примерьте на себя роли как обидчика, так и обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого.Примерьте на себя роль родителя, чтобы посмотреть на свой поступок со стороны. Это также позволяет малышу взглянуть на близких и окружающий мир другими глазами.

Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, установить с ним контакт, упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировка помогают преодолевать проблемы и корректировать поведение; или просто обучать ребенка, обогащая его знания. Сказка для ребенка – это учебник жизненных и духовных знаний.

Для первого знакомства со сказками педагоги и психологи рекомендуют самые короткие и простые народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».Малышам от 3 до 5 лет будут интересны сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-то любимым животным, отождествляют себя с ним. Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке нужны сказки, в которых после тяжелых испытаний к принцессе приезжает принц на белом коне, все заканчивается свадьбой, а через некоторое время появляются дети.Мальчику для формирования в сознании образа настоящего мужчины полезны рассказы не о роботах или монстрах, а о героях или рыцарях, героях, прошедших тяжелые испытания и сумевших сочетать в себе силу и доброту. Дети 6-7 лет с удовольствием слушают сказки, в которых герои используют волшебные предметы. В сказке возможно все, а значит, все события принимаются слушателем без критики и работают на бессознательном уровне.

Родители часто задают вопрос: «Нужно ли читать ребенку коррекционные сказки, если у него нет этой проблемы?» Обычно психологи рекомендуют сначала обратиться к той сказке, которая больше подходит для ситуации в семье или для работы с конкретными отклонениями в поведении ребенка.Но даже если вам кажется, что рассматриваемый в сказке случай не касается вашего ребенка, чтение пойдет малышу только на пользу. И, возможно, в последующем обсуждении вы с удивлением узнаете, что ваш ребенок беспокоится о чем-то, о чем вы даже не подозревали. Сказка позволяет ненавязчиво и незаметно для слушателя «вытащить» из подсознания вытесненные и скрытые от глаз переживания. Благодаря этому вы сможете понять, что чувствует ребенок, какие его желания и потребности остаются без внимания.

Дорогие родители, читайте детям сказки!

Из книги: Монина Е.С. Почему облака превращаются в облака? Сказкотерапия для детей и родителей. — 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.

Центр дополнительного образования «Алые паруса»

Психологическая служба

Клуб родителей «Растем вместе»

Сказкотерапия для детей и родителей

Памятка для родителей

02 02 02

2014

Слово сказка вызывает у человека самые приятные воспоминания, связанные с детством. Безусловно, это волшебство, тайна, то, что вызывает живой интерес у каждого малыша, а значит, проходит через его эмоциональные переживания. Сказка – самый доступный способ донести до ребенка причинно-следственные связи событий и действий, заложить в душе ребенка ценные ориентиры и помочь ему найти свое место в этом большом мире.

Сказки бывают художественные (литературное наследие), дидактические или воспитательные (придуманы педагогами для мотивации и оптимизации учебного процесса), а также психологические, которые, в свою очередь, делятся на психотерапевтические, психокоррекционные, медитативные.

Сказки психотерапии — помогают решить сложные личностные проблемы, эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями (обычно используются специалистами).

Психокоррекционные сказки – это готовые модели, созданные для решения одной конкретной и краткосрочной проблемы, например, коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности.

Медитативные сказки- Это особый вид сказок. Они похожи на путешествия, где повествование течет свободно. Эти сказки часто используют психологи – они помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после психологической работы, почувствовать свое тепло «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и крепкого здоровья.Их также могут использовать родители. Например, для непродолжительного отдыха детей после напряжённых школьных занятий или для чтения перед сном. Медитативные сказки обычно рассказываются под специальную музыку.

Конечно, это деление условно, и, как правило, сказки одного типа содержат в себе элементы других. Практически в каждой сказке можно найти свой скрытый психотерапевтический смысл, важно лишь желание его увидеть.

Основные правила работы со сказкой

  • Сказку должен читать взрослый, которому ребенок полностью и полностью доверяет.Если какие-то конфликты и недопонимания в отношениях с ребенком все-таки есть, то нужно проработать эти проблемы (самостоятельно или с помощью профессионала).
  • Важен физический контакт. Если вы хотите проработать какие-либо вопросы, которые волнуют ребенка, особенно его страхи, посадите его на колени, обнимите — ребенок должен чувствовать себя в безопасности при встрече с тем, что его особенно волнует.
  • Прочитайте рассказ медленным, спокойным голосом. Интонации и ваш голос должны передавать атмосферу сказки, а диалоги читать эмоционально.
  • Немного отложите обсуждение, если ребенок очень мал или быстро устает. Вернитесь к этой сказке позже, предварительно пересказав ее краткое содержание.
  • Не указывайте прямо на сходство поведения вашего ребенка и главного героя, т. е. не говорите: «Вот, ты ведешь себя точно так же» и т. д. Ребенок уже поймет это, если сказка попадает в точку, особенно если видит, что персонаж изначально ведет себя не очень хорошо. Кроме того, как и в любой ситуации психологической работы, у детей старшего возраста может отмечаться нежелание идентифицировать себя с главным героем.При этом опирайтесь на положительные изменения, произошедшие в поведении главного героя в результате тех или иных событий, концентрируйтесь на том, что любой человек может исправиться, главное верить в него.

Читать психотерапевтические сказки можно с того возраста, когда ребенок начинает с интересом их слушать и понимать происходящие в них события. Это возраст 3,5-4 года, когда у ребенка уже хорошо развита активная речь, и он может строить диалог со взрослыми.

(PDF) Влияние сказкотерапии на развитие речи у дошкольников с задержкой психического развития обзор под ответственностью Оргкомитета конференции

eISSN: 2357-1330

1. Введение

В современном развитии социальной педагогики, системы инклюзивного образования и коррекционной

психологии вопросы задержки психического развития решаются с растущее внимание.В первую очередь это

в связи с отрицательной динамикой роста числа дошкольников с разной степенью задержки психического

развития, отсутствием четко определенных критериев ранней диагностики данной патологии,

сложной и многокомпонентные особенности задержки психического развития дошкольников. Таким образом,

очевидна необходимость ранней диагностики и более эффективной коррекционной работы с дошкольниками

с задержкой психического развития (Кисляков и др. , 2017).

В последних научных исследованиях в области коррекционной психологии и педагогики рассматриваются такие симптомы

задержки психического развития, как нарушения когнитивных и эмоциональных функций (Жукова и др., 2014;

Тригер, 2008; Шичанина, 2008). Нарушения познавательной деятельности у дошкольников с

задержкой психического развития обычно проявляются в развитии психических процессов, сложных как по составу, так и по

структуре, таких как речь, которая у этой категории дошкольников развивается весьма специфично и разнообразно

образом (Левченко, 2013; Кисляков, 2017).Речевое развитие дошкольников с задержкой умственного развития обычно характеризуется медленными темпами развития, рядом качественных особенностей и многочисленными нарушениями речевого развития. На это неоднократно указывали такие

ученых, как Глухов (2013), Лалаева и др. (2016), Трауготт (2004), Шевченко (2001).

На современном этапе развития дошкольного образования появилось новое направление – игровые

методы специальной психологии, в которых

сказкотерапия рассматривается как ведущий метод коррекции

речевых нарушений у дошкольников с задержкой психического развития. Использование сказкотерапии в

коррекционной работе может способствовать как развитию личности, так и речи у дошкольников с задержкой психического

развития. Благодаря использованию метода сказкотерапии в коррекционных классах большинство из

дошкольников с диагнозом ЗПР могут постепенно отказаться от преимущественно невербальных

форм общения и перейти к использованию речи. Это также возможный метод прогрессивного увеличения

активного словарного запаса для данной категории дошкольников (Кузьмин, 2015).

Сказки также несут знания об окружающем мире. Поступательно воспринимая и оценивая сюжеты

сказок, дошкольники с задержкой психического развития учатся видеть себя действующими лицами

собственных поступков, знакомятся с характерами персонажей как русских, так и зарубежных

сказок. Таким образом, сказки являются действенным средством исправления. Кроме того, общеизвестна воспитательная польза

сказок как инструмента специальной психологии. Сказки способствуют формированию и

поддержанию творческих и созидательных систем ценностей у старших дошкольников, воспитывают и помогают решать

проблемы социальной изоляции и тревожности, а будучи доступными для дошкольников с

задержкой психического развития, помогают психологам в их коррекционная работа по развитию речи.

2. Постановка задачи

Метод сказкотерапии является эффективным методом работы с дошкольниками, но условия

его эффективности в коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития

еще недостаточно изучены.

Блог: Значение сказок для детей

Значение сказок для детей

Сказки — это, как правило, рассказы для детей, в которых фигурируют причудливые и чудесные персонажи, такие как эльфы, гоблины-волшебники и феи. Термин «фея» относится не только к феям, но и к фантастической и волшебной обстановке в истории. Сказки, чаще всего традиционные и передаваемые устно из поколения в поколение.Эти истории больше, чем просто счастливый конец. Они изображают настоящие моральные уроки через персонажей. Эти истории увлекательны и помогают повысить силу воображения и творчества ребенка. Уход за детьми Chino Hills, CA делает упор на ежедневное прослушивание детьми сказок для общего умственного развития ребенка.

Сказки помогают детям понять окружающий мир. Они узнают, что такое добродетель и что такое пороки. Эксперты дошкольного образования говорят, что сказки важны, потому что они позволяют детям испытать вещи в уме, прежде чем они испытают их в реальном мире.В этих историях может случиться что угодно, но в конце истории есть решение. Дети узнают, что у многих проблем, с которыми вы можете столкнуться в реальной жизни, должно быть решение. Сказки учат детей быть оптимистами.

По словам воспитателей дошкольного учреждения Chino Hills, CA , сказки учат детей, как справляться с основными человеческими конфликтами, желаниями и отношениями здоровым образом. Регулярное прослушивание этих историй помогает детям приобрести навык здраво решать жизненные проблемы, улучшает качество жизни, учит быть счастливым даже в тяжелой ситуации, любить людей.

Некоторые родители сомневаются в силе сказок. Они думают, что сказки делают детей непрактичными. Обращаясь к этим родителям, детские психологи вместе с экспертами по уходу за детьми на семинаре в начальной школе в Чино-Хиллз, штат Калифорния, говорят, что сказка — прекрасная вещь и приносит неисчислимую пользу детям.

  • Великий ученый Альберт Эйнштейн сам делал упор на сказки. Он сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были более умными, читайте им сказки.Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок».
  • Метод рассказывания играет важную роль в раннем развитии грамотности детей. Дети узнают новые слова из сказок, и это обогащает их словарный запас.
  • Регулярная привычка рассказывать истории и слушать их перед сном укрепляет связь между родителями и детьми. В качестве сказок на ночь детские психологи предпочитают сказки для маленьких детей.
  • Когда ваши дети слушают сказки, они узнают о различных жизненных проблемах и их положительном решении. Не бывает таких сказок, которые заканчиваются без решения проблемы. Они учат нас, что у каждой проблемы есть свое решение, и вы должны найти это решение. Сказки помогают улучшить навыки решения проблем детей.
  • В сегодняшнем напряженном мире, где дети проходят через жесткую конкуренцию, сказки необходимы в терапевтических целях. Из большей части рассказа дети узнают, что каждый человек может пройти через обратную ситуацию. Но героически столкнуться с этим — величайшее испытание. Мир прекрасное место, и вы должны найти свое счастье. Это развивает у детей устойчивость.

30 лучших подкастов о сказках, за которыми вы должны следить в 2022 году

1.

Story Story Podcast: Истории и сказки для всей семьи, родителей, детей и прекрасных ботаников.

Сказки, сказки и народные сказки из уст сказителей со всего мира. Для родителей, детей, семей, библиотекарей, учителей и людей, которые одержимы «жили-были» и «долго и счастливо». Собирайте сказки со всего мира с принцессами, привидениями, умными Джеками и великанами.