МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Типы темперамента детей: Темперамент ребенка. Типы темперамента у детей

Темперамент ребенка. Типы темперамента у детей

Если вы внимательно присмотритесь к своему ребенку, то увидите, чем именно он отличается от своих сверстников. Речь идет не о внешности или привычках, а о таком качестве, как темперамент. Все мы знаем, что существует четыре вида темперамента — сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Зарождается темперамент именно в детстве, поэтому родителям будет не очень трудно понять, к какому именно типу относится их ребенок.

Для чего это нужно?

Зная, какой именно у ребенка темперамент, можно будет подобрать для малыша оптимальную программу обучения, а также правильную стратегию воспитания. К каждому из вариантов темперамента необходим собственный подход, и те методы, которые будут эффективными для сангвиника, не будут эффективными для меланхолика. При этом следует помнить, что «чистые» темпераменты встречаются довольно редко, в основном они смешиваются, то есть одному четкому типу могут быть присущи определенные черты других типов.

Это важно для разработки стратегии обучения и воспитания ребенка.

Определяем темперамент

Определить темперамент ребенка несложно, но обращать внимание необходимо на его естественное поведение и естественные эмоции. Родители могут без труда определить тип темперамента своего ребенка:

  • Сангвиник — спокойный и уравновешенный малыш, но с небольшой долей рассеянности. Мало проявляет эмоции, но и не скрывает их. У ребенка практически постоянно хорошее настроение, он легко общается со сверстниками и со взрослыми. Не навязчив, но и не слишком стеснителен.
  • Холерик — резко активный, вспыльчивый и энергичный ребенок. Молниеносно принимает решения, независимо от последствий. Часто ссорится со сверстниками, непослушный и упрямый со взрослыми. Своеобразный «монстрик» в семье, который, впрочем, не лишен определенной харизмы, свойственной маленьким хулиганам.
  • Меланхолик — чувствительный, ранимый и обидчивый малыш. Ему трудно в незнакомой обстановке, он теряется при необходимости установить новый контакт, имеет мало друзей и с трудом заводит новых. Часто играет сам с собой, не очень любит компании. Застенчив и послушен. Редко спорит и редко отстаивает свою позицию, даже если полностью уверен в своей правоте.
  • Флегматик — предельно спокойный ребенок с минимальными эмоциями. Все делает медленно и выверено. Любит спокойные игры. Со сверстниками или со взрослыми может общаться с интересом, но всегда больше слушает, чем говорит. Жесты и мимика у такого ребенка мало выразительные. Практически все время напоминает «сонного».

Как уже отмечалось, у людей редко бывает «чистый» вариант темперамента, но в любом случае какой-то из этих типов будет основным. Определив темперамент своего ребенка, родителям будет легче с его воспитанием. Также можно будет организовать более эффективное обучение малыша. Например, холерикам желательно давать материал небольшими дозами, а флегматикам необходимо долго «разжевывать».

Каждый из вариантов темперамента имеет целый ряд особенностей, и именно из этого необходимо исходить при разработке стратегии воспитания и обучения ребенка.

Итог

Определение типа темперамента ребенка полезно тем, что это может существенно повысить эффективность воспитания и обучения. Темперамент изменить невозможно — можно изменить только отдельные черты характера ребенка. Понимая, к какому именно типу темперамента относится малыш, родители смогут легко управлять своим ребенком, подсказывая ему правильные направления в мыслях, решениях и поступках. Разумеется, для этого необходимо работать над собой и самим родителям.

Справиться можно с любым темпераментом, но для этого необходимо изучить особенности каждого из них. Родителям рекомендуется чаще наблюдать за своим ребенком и проводить коммуникации уже с учетом особенностей детского темперамента.

Типы темперамента у детей | Сто тысяч почему

Какой темперамент у вашего ребенка

Каждый ребенок по-своему индивидуален. Это проявляется не только во внешности, но и в темпераменте ребенка. Существует четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. В большинстве случаев в семьях встречаются сочетания  нескольких типов темпераментов.

Как воспитывать ребенка — холерика.

Если в вашем доме постоянный шум (ребенок ведет себя дико, не организованно), это говорит о том, что у него темперамент холерика. Такой ребенок для родителей зачастую является одной головной болью. Его энергия вечна, она никогда не угасает, он находится в постоянном движении. Ему все интересно, и все это он хочет узнать за короткий промежуток времени. Любой запрет на что-либо — огромная проблема. Такой ребенок всегда упрям (будет так, как хочет он). Очень часто бывают случаи, когда он может перейти и на повышенный тон.

Основной задачей родителей является не изменить характер ребенка, а правильно его воспитать, дабы в дальнейшем он стал вменяемым, настоящим человеком (помочь ему разобраться в себе и стать менее агрессивным и более уравновешенным).

Необходимо стараться отказывать ему в желаниях (все это может привести к не очень хорошим последствиям в дальнейшем). Если не научиться отказывать ребенку сейчас, далее будет поздно. Если же подобное произошло, возможно, использовать такую схему воспитания: послушание, выполнение чего-либо — награда. Это может быть элементарная помощь по дому, либо высокая успеваемость в учебе. Главное — ребенок должен понимать, за что получает вознаграждение.

Бурную энергию ребенка — холерика необходимо направить в нужное русло. Взрослым нужно придумать, чем заняться с малышом, это может быть какая-то интересная игра, спортивная секция.

Детей — холериков часто называют гиперактивными детьми, так как нервная система у них неуравновешенная. Поэтому взрослым необходимо правильно чередовать виды деятельности, подвижные игры, так необходимые таким малышам должны вовремя сменяться спокойными играми или занятиями.

Учите малыша доводить начатое дело до конца, поощряйте его за это.

Чтобы ребенок почувствовал свою значимость, советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение

 

Как воспитывать ребенка — сангвиника.

Такой ребенок в основном не приносит проблем. Он хорошо учится, слушает родителей, ведет себя стабильно, без проявления характера. Такой ребенок всегда будет выполнять все указания, но свое мнение он обязан выработать.  Ребенок — сангвиник не конфликтен, легко адаптируется на новом месте, с легкостью заводит знакомства.  Может браться сразу за несколько дел, что не всегда положительно сказывается на конечном результате.  Неудачи переживает легко.

Малыша — сангвиника необходимо научить выполнять начатое дело до конца. Предоставьте ему больше самостоятельности. Пусть ребенок сам принимает решения, выбирает пути достижения поставленных целей.

Именно такой тип темперамента в будущем может стать гордостью своих родителей. В его воспитании главное — сохранить уравновешенность и далее развивать его таланты.

 

Как воспитывать ребенка — флегматика.

Ребенок — флегматик спокоен и невозмутим. Может играть один, сложно адаптируется в коллективе. Маленький флегматик отличается усидчивостью, выносливостью, может кропотливо выполнять монотонную работу.

Старается избегать конфликтных ситуаций, не любят соревноваться. Флегматикам сложно быстро поменять вид деятельности. Любую работу выполняет медленно, обстоятельно.

Такой тип ребенка очень любит тишину и спокойствие. Многие родители пытаются внести что-то новое в его жизнь: купить что-либо, подарить что-либо, предоставить положительные эмоции. Но данный тип детей этого не понимают. Они чувствуют себя уверенно и без всего того, чего у них попросту не имеется.

Воспитание такого ребенка не является сложной задачей, он всегда послушен и спокоен. Родители, понимая, какого типа темперамент у их ребенка, не должны постоянно подгонять и торопить его. Не стоит заставлять его выполнять задания на скорость. Не высмеивайте ребенка за медлительность и не ставьте ему в пример более подвижных и шустрых детей. Самого ребенка следует чаще хвалить и всячески поощрять его активность. Развивайте у малыша — флегматика коммуникативные навыки. Чаще бывайте с ним в местах, где он может пообщаться с другими детьми, побуждайте его к такому общению.

В спортивных мероприятиях отдавайте предпочтения легкой атлетике, плаванию, шахматам. В таких видах спорта ему легче будет добиться хороших результатов.

 Как воспитать ребенка — меланхолика.

Этот тип очень сложен. Ребенок чувствует себя максимально плохо: постоянно плачет, не может выйти из так называемого сонного режима. Такие малыши не уверены в себе и в своих поступках, они замкнуты, пассивны, обидчивы. Ребенок — меланхолик с трудом адаптируется в коллективе, ему сложно заводить знакомства. Нервная система неуравновешенна, внимание рассеянное, ребенок с трудом запоминает новую информацию. В данном случае исправить характер практически невозможно, но…

Необходимо постоянно развивать какие-либо навыки, постоянно учить его чему-то новому. В процессе обучения меланхолики предъявляют интерес к чему-либо и зачастую становятся очень грамотными, но невероятно спокойными людьми.

В общении с такими детьми избегайте крика и ругани. Не критикуйте и не высмеивайте характер ребенка — меланхолика. Помните, что малыш из-за этого может подвергаться серьезному стрессу.

Чаще хвалите ребенка. Поощряйте его за любое проявление активности. В качестве дополнительных занятий таким малышам можно порекомендовать художественную или музыкальную школу. Из таких малышей зачастую вырастают творческие, художественно одаренные натуры.

 

Как определить темперамент ребенка? ✅ Блог IQsha.ru

Наверняка вы обращали внимание, что каждый ребёнок имеет индивидуальные особенности в поведении, общении, способах реакций на внешние раздражители. Если один малыш “тянет всё одеяло на себя”, а второй скрупулёзно занят своим делом, не отвлекаясь ни на что, то третий мечтательно наблюдает за происходящим… Сколько людей — столько и характеров, а можно ли найти что-то общее и выделить однотипных детей?

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься
прямо сейчас

Оказывается, да. Среди многообразия индивидуальностей определяются похожие качества, по которым всех людей можно разделить на четыре группы по типу темперамента: холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

Что такое темперамент, какой он бывает, как определить тип темперамента у ребёнка и как использовать эти знания взрослым при общении с малышами — об этом мы поговорим в нашей статье. 

Что такое темперамент? В чём разница между темпераментом и характером?

Темперамент — врождённое сочетание свойств человека, которое проявляется в особенностях поведения, реакций и способах взаимодействия с окружающим миром.


В зависимости от темперамента жизнь человека может быть окрашена различными эмоциями. Считается, что темперамент, в отличие от характера, является именно врождённой особенностью. Однако с течением жизни многие факторы влияют на образ мыслей и поведение, люди обрастают бронёй жизненного опыта, именно поэтому определить и оценить темперамент у ребёнка бывает проще, чем у взрослого. Родителю и педагогу можно и нужно научиться определять тип темперамента и использовать полученные знания для выстраивании верной стратегии общения с детьми и их качественного обучения.

Проявление темперамента можно наблюдать во всех сферах жизни: стиль контактов с другими людьми, реакции и отношения к различным событиям, скорость обработки информации, темпы и типы мышления и многое другое. Так как темперамент — это сочетание психических и физиологических особенностей, то воспитать его невозможно, в отличие от характера.

Считается, что темперамент — это одно из многих проявлений характера. В то время как темперамент определяется врождённым типом нервной организации, характер формируется под воздействием следующих окружающих факторов: 

  • норма и образ жизни семьи, 

  • стиль воспитания,

  • культурное окружение,

  • социальное положение и др.

Процесс становления характера продолжается всю жизнь, и особую роль в этом играет опыт взаимодействия человека с социумом. Поэтому в результате мы можем говорить, что тип темперамента закладывает основу характера, а полученный жизненный опыт придаёт ему больше уникальности и индивидуальности.

Для чего определяют тип темперамента ребёнка?

Основной вопрос, на который можно ответить, выяснив тип детского темперамента, — как лучше всего выстраивать образовательный, воспитательный и коммуникационный маршруты с конкретным ребёнком 

Определяя типа темперамента, мы закладываем основу индивидуального подхода, потому что это позволит отслеживать степень увлечения процессом, скорость обработки информации, выполнения заданий, качество использования знаний и общей реакции на обучение. Также немаловажно отметить отличия в стилях общения разных типов темперамента как со взрослыми, так и внутри детских  коллективов.

Безусловно, знание и понимание типа темперамента ребёнка поможет родителям и педагогам лучше понимать, а значит, и принимать малыша со всеми его особенностями. Взрослые смогут осознанно подойти к организации и контролю как образовательного, так и бытового процесса взаимодействия с ребёнком для создания лучших условий развития малыша.

Типы темперамента

В древние времена известный учёный Гиппократ сделал предположение, что на виды и течения болезней, а также на характер человека влияет соотношение основных жидкостей (“соков”) в организме. Древнеримские врачи назвали это соотношение “темпераментум”. В зависимости от того, какой “жизненный сок” преобладает, человеку передаются определённые отличительные черты. Учёные развивали эту теорию, и количество типов темперамента доходило до 13. В настоящее время принято выделять четыре основные типа темперамента, схематично их можно изобразить так:

Отличительные особенности каждого типа  темперамента:

  • Холерики. Те, у кого преобладает жёлтая жёлчь — она делает человека “горячим”, импульсивным. Это особенно заметно на тех детях, которые вечно куда-то бегут, что-то доказывают, не готовы проигрывать, а также любят командовать и раздавать указания. Они порывисты и вспыльчивы, кажется, что эмоции им неподвластны.

  • Сангвиники. Те, у кого преобладает кровь — она делает человека подвижным и жизнерадостным. Дети такого типа предпочитают активные игры, частую смену деятельности, сидеть на месте желания у них нет, а вот пообщаться на любую тему они будут всегда рады. В отличие от холериков им присуща лёгкость и позитивный настрой, а также умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

  • Меланхолики. Те, у кого преобладает чёрная жёлчь — она делает человека печальным и боязливым. Нерешительный меланхолический ребёнок часто стоит в сторонке, долгое время привыкает к изменениям, особенно к изменениям в коллективе. Это застенчивый, ранимый, остро реагирующий, чуткий и часто грустный малыш. 

  • Флегматики. Те, у кого преобладает лимфа — она делает человека спокойным и медлительным. Ребёнок-флегматик уравновешен и спокоен, может долгое время концентрироваться на одном деле. Порученное задание будет стараться выполнить с усердием и некоторой дотошностью, медленно, но верно. Как и меланхолик, на принятие изменений ему требуется больше времени, чем сангвинику или холерику, но процесс этот происходит без тревожности.


Важно отметить, что представители какого-либо чистого типа темперамента встречаются редко. Чаще всего мы говорим о смешанном типе темперамента с возможным преобладанием черт одного или двух типов. 

Ребёнок-холерик

Энергичные, неусидчивые дети-холерики ярко заявляют о своей позиции, не хотят идти на компромисс. Их основной девиз: “Всегда готов!” Активный новатор, ищущий приключения, может организовать других детей на свершение подвигов. Ребёнок-холерик выбирает подвижные игры, избегая дел, в которых требуется концентрация внимания и усидчивость. Готов устанавливать свою диктатуру, но не соблюдать навязанную другими дисциплину. Все эти процессы сопровождаются вспышками эмоций, которые проявляются резко и сразу в максимальной форме. Плавного и медленного перехода из одного состояния в другое нет. У ребёнка-холерика вечно бушует буря, он должен “бежать и прыгать, всё хватать, ногами дрыгать”, как в известной песенке. Если надо прерваться на обед, то лучше быстро перекусить в пути, ведь в мире так много всего интересного, и не смейте стоять у меня на пути 🙂 Но если малышу вдруг захотелось есть, то взрослый обязан организовать решение вопроса здесь и сейчас. Быстрее расстилайте скатерть-самобранку!

Можно сказать, что основной отличительной особенность детей-холериков является гипертрофированная реакция на обычные, даже повседневные ситуации, которые резонируют с его настроением, мнением, желанием. Яркое проявление всего спектра эмоций может приводить к конфликтным ситуациям с другими детьми. Малыши с темпераментом холерика остро нуждаются в общении, но не всегда способны выстраивать отношения.

Ребёнок-сангвиник


Это тоже активные и при этом жизнерадостные и весёлые дети. Как и холерики, любят подвижные игры, живо интересуются происходящим, предпочитают быструю смену видов деятельности. Это касается как перехода от сна к бодрствованию и наоборот, так и переключения между разными занятиями. Отличие сангвиников от холериков — в наличии дружелюбия к миру и более лёгком характере. Если мы говорим “душа компании”, то это именно про них. Такие детки легко идут на контакт, не любят играть в одиночестве, открыто проявляют свои эмоции, увлечённо берутся за разные дела. Можно сказать, что малыши усердны в своих делах, но только при наличии устойчивого интереса. В противном случае всё начинает валиться из рук или мы наблюдаем протест сразу после потери интереса к делу. Также к отличительным особенностям сангвиников отнесём возможность подчинения, соблюдения дисциплины и правил, наличие самоконтроля, отсутствие злопамятности.

Недостатки характера — продолжение достоинств, поэтому при несомненных преимуществах такого темперамента возможны следующие проявления: 

  • ребёнок начинает новое дело и бросает, 

  • неразборчивость в социальных связях.

Ребёнок-флегматик

Если холерик и сангвиник относятся к активным, направленным вовне типам, то флегматики и меланхолики — представители интровертов.  

Флегматика можно сразу заметить в группе детей. Чаще всего этот малыш серьёзен и занят своим делом. Его, конечно, увлекают подвижные игры и общение с другими ребятами, но из всех занятий он выберет что-то спокойное, без работы в коллективе: пазлы, конструкторы или игру с любимыми игрушками. Также флегматика отличает любовь к дисциплине, налаженному порядку дел и некоторая медлительность в действиях. Иногда кажется, что он безучастен к происходящему вокруг него. Действительно, к новым знакомствам малыш относится с долей подозрения, нужно немного больше времени на привыкание к смене обстановки или погружению в новое дело.

Стремление к лидерству у флегматика отсутствует. Можно сказать, что этот человек, несмотря на свою юный возраст, крепко стоит на ногах и осознаёт свои интересы и потребности. Кропотливо и тщательно выполняя свои обязанности, имея высокую степень концентрации внимания, ребёнок-флегматик не будет отвлекаться на посторонние раздражители, он эмоционально стабилен, а свои переживания не транслирует на окружающих.  

Излишняя зацикленность на постоянстве может приводить к проблемам в переключении внимания, к сложностям в общении с другими детьми. Низкая двигательная активность чревата лишним весом, а медлительность в выполнении заданий — невозможностью подстроиться под общий быстрый ритм коллектива.

Ребёнок-меланхолик

А кто это сидит такой грустный? Кто чаще всех плачет и с трудом переключается на игры с детьми, продолжая ждать прихода мамы? Познакомьтесь, это ребёнок-меланхолик. Будьте предельно внимательны и аккуратны в выражениях, обидеть этого человечка проще всего. Так же, как и флегматику, меланхолику нужно некоторое время на раскачку. Он не готов утром вскакивать с постели и бежать покорять этот мир, как холерик или сангвиник, он предпочитает немного поваляться и понежиться в постели. Как и флегматик, меланхолик предпочтёт поиграть поодаль от основной группы детей, новые знакомства он заводит с трудом, нужно присутствие и поддержка взрослого. Меланхолик не против поиграть в одиночестве, а можно и с друзьями. Это один-два человека, с которыми у малыша устанавливаются прочные доверительные отношения и которыми он сильно дорожит. У такого ребёнка можно наблюдать усталость от длительного нахождения в коллективе, потому что ему требуется больше других времени на восстановление сил. 

Может показаться, что этот тип темперамента лишён положительных качеств, но это ошибочно. Именно меланхолики, обладая тонкой душевной организацией, могут стать преданными, понимающими друзьями. Среди меланхоликов много людей с острым чувством к прекрасному и развитым творческим потенциалом: музыканты, живописцы, писатели. Несомненно, такой тип с рождения обладает высокими нравственными понятиями. Имея способность к концентрации внимания, меланхолик может докопаться до сути изучаемого вопроса, тщательно разобравшись во всех нюансах. Часто такие дети любят смотреть и читать энциклопедии, например, про динозавров, транспорт, природу, географию и т.п.

Как определить темперамент ребенка?

Итак, мы поняли, что существуют врождённые типы темперамента. Чтобы взрослый мог организовать и корректировать воспитательный и учебный процесс, усиливая лучшие качества и нивелируя недостатки, а также для помощи и адаптации в различных жизненных ситуациях, надо уметь определять и понимать детский темперамент. Невозможно использовать универсальный подход: холерик громко воспротивится новому правилу, флегматик просто молча не сдвинется с места. Одно и то же задание сангвиник выполнит поспешно, с потерей качества и, возможно, сомнительным результатом, быстро переходя к следующему. А меланхолик долго, кропотливо и тщательно будет идти к одной цели в ущерб количеству выполненной работы.

Поэтому определение детского темперамента — важный шаг к формированию прочных и качественных связей между ребёнком и взрослым.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Предлагаем вам способ определения темперамента ребёнка, основанный на наблюдении. Он отлично подходит для маленьких деток, которые ещё не могут отвечать на вопросы тестов. В течение недели наблюдайте за поведением ребёнка в описанных ниже ситуациях и записывайте, какие проявления встречаются:  

отношение к еде

а) ест быстро, без разбора, под мультфильм

б) ест часто, с удовольствием, но только то, что по вкусу

в) ест с удовольствием, просит добавку

г) ест под настроение, может долго просидеть за столом, размазывая еду по тарелке, пока не разрешат встать из-за стола

переключение на другой вид деятельности

а) происходит активно, если не противоречит личным взглядам, возможен яркий протест

б) переключается с интересом, увлечённо, поверхностно

в) быстрой реакции на приглашение к новому делу нет, переключит внимание после завершения текущего

г) если позовут, подойдёт, включается с осторожностью

проявление активного действия

а) импульсивно, ярко, демонстративно

б) лёгкое включение, участие с интересом

в) медленно и уверенно, после некоторого раздумья

г) робко, по возможности предпочитает постоять в стороне

поведение в незнакомой ситуации

а) реагирует возбуждённо, возможно агрессивно

б) пытается оценить ситуацию, найти выход 

в) спокойное наблюдение

г) неуверенность в себе, растерянность

реакция на замечание

а) протест, в том числе в открытой форме

б) возможны извинения и обещания, которые забываются

в) спокойствие и терпение

г) обида, плач, возвращение к ситуации спустя некоторое время

Какие варианты ответов преобладают? 

больше а) мы имеем дело с холериком

больше б) перед нами сангвиник

больше в) это флегматик

больше г) так проявляется поведение меланхолика

Помните, что чаще всего встречается смешанный тип темперамента, поэтому проанализируйте полученный результат. Это поможет вам без перегибов выстроить линию поведения, уникальную для каждого ребёнка, и не совершить ошибок в общении, воспитании и обучении детей.

Успехов в познании мира и больше детских улыбок в этом увлекательном деле!

Анастасия Барышникова,
арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься
прямо сейчас

Особенности общения с детьми разного темперамента — Психолога — Странички специалистов — Каталог статей

Все дети уже с рождения отличаются друг от друга по темпераменту. Иногда родители,  не зная этих особенностей, беспокоятся, нет ли в поведении ребёнка каких либо нарушений. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий ребенка, а затем и взрослого человека в окружающей среде. Темперамент включает индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения. Свойства темперамента являются врожденными и начинают проявляться уже с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды.

  Вероломные вторжения в индивидуальность малыша может способствовать развитию таких личностных черт, как капризность, нервозность, упрямство, агрессивность, тревожность и др. Поэтому малыша стоит принимать таким, какой он есть, учитывая его тип темперамента. Знание поведенческих проявлений различных типов темперамента помогут вам  избежать многих ошибок в воспитании ребенка.

 

Традиционно выделяют четыре типа темперамента.

 

Дети-холерики


Дети-холерики активны, подвижны и общительны. Как правило, они часто, но далеко не всегда, оптимистично настроены, любят говорить, быстро вступают в контакты с другими детьми и взрослыми. После общения с незнакомыми людьми или посещения массовых мероприятий: театра, музея, зоопарка могут быть возбуждены.  У детей холериков быстрая смена настроения: их радость может мгновенно перейти в беспокойство и раздражительностью,  а печальное состояние  вдруг обращается в невиданную активность.
Нередко они бывают несдержанными и агрессивными, особенно, если родители их не понимают. 

С холериками следует играть в быстрые подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребёнка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать.

Читать и рассказывать ребёнку-холерику лучше книги, где воля и спокойствие творят чудеса. Помните, что ругать и наказывать ребёнка-холерика не стоит. Лучше провести беседу после того, как он успокоится, может быть, даже через день, объясняя последствия его поступка, ни в коем случае не стыдить его при других! Ребёнок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, поймите его и помогите. На что самим взрослым потребуется немало терпения и такта.

 

Дети-сангвиники


Дети-сангвиники очень общительны и разговорчивы. Они могут долго говорить без умолку, задавать множество вопросов и тут же комментировать их — это не просто детский лепет, это мысли в слух, в высказывании которых нуждается сангвиник. После общения с другими людьми сангвиники обычно активны и деятельны. В целом, эти дети отзывчивы, открыты, жизнерадостны и непринужденны. Но, как отмечают многие родители, такого ребенка трудно чем-то надолго увлечь,
заинтересовать, а еще труднее оставить одного без внимания взрослых. Он не любит находиться один. Чаще всего он там, где много народу. 

С ребенком — сангвиником взрослым стоит играть в веселые подвижные игры, можно совместно сочинять, фантазировать. Они  устают от однообразных занятий, легко и быстро переключаются с одного дело на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом интересных игр.

 

Дети-флегматики


Дети-флегматики отличаются вдумчивостью, осмотрительностью, осторожностью. Как правило, они неторопливы, сдержаны, им в меньшей степени свойственны резкие перепады настроения. Они не склонны устраивать капризы по пустякам и в большей степени, чем другие дети, умеют  контролировать свое поведение.
Аккуратно складывает свою одежду, игрушки, во всём любит порядок: пьёт только из своей чашки, ест своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, он добивается своего с холерической энергией.      

Дети- флегматики разговаривают медленно, с паузами, терпеть не могут игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Обычно такие дети знают много стихов и песен, не любят новое, а с радостью вспоминают уже знакомое. Им трудно самостоятельно принимать какие-либо решения, поэтому, иногда, создается впечатление, что они безразличны ко всему, что происходит вокруг.

 Для других детей они скучны и ленивы, их не приглашают в активные игры, но любят с ними играть в традиционные ролевые игры (больница, дочки-матери).  Эти дети долго запоминают новую информацию и правила, но надолго. Они редко ошибаются. Родителей беспокоит тусклость эмоционального мира ребёнка-флегматика, некоторое безразличие и неспособность сопереживать, пассивность.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать, строить из конструктора. Эти дети предпочитают спокойные игры. Для более гармоничного развития ребенка-флегматика родителям следует учить его сочинять и фантазировать, рекомендуются занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Закаляйте, поторапливайте его во время еды. В игре не предоставляйте ребёнка самому себе, тормошите, заинтересовывайте его.

 

Дети-меланхолики


Дети — меланхолики так же, как и флегматики, не отличаются особой общительностью. Они не любят шумных компаний, с осторожностью относятся к новым знакомствам, а после общения с незнакомыми людьми часто чувствуют себя утомленными. Эти дети ведут себя тихо и почти незаметны в группе своих сверстников.  Они тонко чувствуют настроение окружающих и беспокоятся по самым незначительным поводам.
Ничего не стоит расстроить ребенка-меланхолика, но и обрадовать его также совсем несложно. Это милые, обаятельные, легкоранимые малыши. 

Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Если Ваш ребенок — меланхолик, следует помнить, что грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.   В совместных занятиях с ребёнком лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

Каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и в обучении.

Следует отметить, что чистые типы темперамента встречаются, не так часто, чаще – смешанные.

 

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

  • Темперамент ребенка необходимо учитывать не только при подборе игр, но и в повседневном общении. Так флегматикам и меланхоликам необходимо чуть больше пространства, чем холерикам и сангвиникам. Холерики и сангвиники могут спокойно переносить повышенный шум, а флегматики и меланхолики быстро утомляются от него.
  • Общаясь с маленьким ребенком, следует соотносить темп своих движений с типом темперамента малыша. Одевая меланхолика или флегматика на прогулку, взрослым лучше не делать быстрых и резких движений – это может не понравиться малышу и даже спровоцировать его на капризы. Сангвиники и холерики устанут долго ждать, пока неторопливый взрослый поправит ему шарфик и шапочку и т. д. В этом случае, холерик может проявить агрессию, а сангвиник – потерять всякий интерес к прогулке.
  • Темп и интонации речи взрослого также должны строиться в соответствии с типом темперамента, особенно в критические моменты, когда ребенок упрямится или проявляет недовольство без видимой причины. Темп и интонации – это сильные инструменты педагогического воздействия.
  • Многие конфликты и непонимание поступков ребенка связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого, например: маму холерика будет раздражать медлительность ребенка-флегматика.

 

    Темперамент — это, прежде всего то, что дано природой. В каждом типе много положительного, у каждого ребёнка есть свой запас свойств и качеств, которые помогают ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Помните! Данные определения  лишь схематично и приближённо могут помочь определить тип темперамента.  Чаще встречаются смешанные типы. Поэтому старайтесь понимать своего ребёнка, оценивайте его не по состоянию на данный момент, а с рождения.

ТЕМПЕРАМЕНТ ВАШЕГО РЕБЕНКА

ТЕМПЕРАМЕНТ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Каждый ребенок уникален и индивидуален с рождения. Даже младенец – это уже личность, которая имеет свой собственный характер и темперамент. Слова “темперамент”, “характер”, “личность” употребляются нами постоянно и повсеместно. Мы используем эти понятия для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным.                                                                                 

Темперамент — это индивидуальные особенности каждого человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения, подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Даже у маленьких детей уже можно отметить крайности проявления темперамента: у одних — вялость, инертность, пассивность, а у других — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Конечно, такие две крайности редки. Обычно, между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

Каким образом можно разобраться в проявлении темперамента вашего малыша? Присмотритесь к нему повнимательнее, оцените его двигательную и эмоциональную активность. Они выражаются в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости), в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их) и пр.
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках ребенка и имеет внешнее выражение. По устойчивым внешним признакам можно будет судить о некоторых свойствах темперамента вашего малыша.
Все родители должны учитывать особенности темперамента своего ребенка, чтобы правильно направить его воспитание, способности и таланты. Нужно учитывать и тот факт, что характер и темперамент малыша еще развивается и формируется. Поэтому каждому взрослому следует быть особенно внимательным и чутким в формировании личности ребенка.

 

 

Рассмотрим основные виды темперамента:

Сангвинический темперамент

Это сильный, уравновешенный и подвижный тип. Сангвиник — малыш очень легко и быстро сходится с другими детьми, он жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Его речь обычно громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. По незначительному поводу он громко хохочет. Но вы должны учитывать, что любой, даже несущественный факт может его сильно рассердить. Малыш живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекающее его внимание. По его лицу легко угадать, какое у него настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Он умеет быстро сосредоточивать внимание. У него высокий порог чувствительности, поэтому очень слабые звуки и световые раздражители он может не замечать. Такой ребенок очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на занятии, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Его легко можно дисциплинировать. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстрота ума и находчивость помогают ему быстро включаться в новую работу. Следует учитывать, что такой ребенок несколько непоседлив, нуждается постоянно в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка дня, системы в играх и учебе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей и творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство. 

Родителям следует обращать на это повышенное внимание и стараться направлять активность ребенка в нужном направлении, создавать малышу новые впечатления и вырабатывать полезные навыки порядка!

          

                                       

Флегматический темперамент

Это сильный, уравновешенный, инертный тип.
Малыш с таким темпераментом медлителен, спокоен, нетороплив и уравновешен. В любой работе и игре он проявляет основательность, продуманность и упорство, доводит начатое до конца. Все психические процессы у ребенка-флегматика протекают как бы замедленно, а чувства внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Все его действия спокойны, мимика и речь ровная и постоянная, понятная, пронизана глубиной чувств и настроений. Такой ребенок в меру общителен и не любит попусту болтать. Его бывает даже трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все громко смеются по какому-либо поводу, он обычно остается невозмутимым. При больших неприятностях тоже чаще всего остается спокойным.
В отношениях с друзьями он всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое, его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Это очень удобно для многих родителей, потому что такой ребенок не приносит много хлопот. Очень важно ребенку-флегматику развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, потому что это может привести к безразличному отношению к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.  В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Холерический темперамент

Дети с таким темпераментом быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро и интенсивно. Преобладание процесса возбуждения над процессом торможения, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности ребенка-холерика. Отсюда и выразительная мимика, и торопливая речь, и резкие жесты, и несдержанные движения. Он с большой радостью и энергией берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у малыша с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе игры или работы, и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает, сил не хватает, чтобы доделать начатое до конца…. . Вот на эту проблему следует обратить родителям детей этого типа темперамента. Им необходимо научить ребенка правильно организовать свой труд и правильно распределить свои силы.
             В общении в коллективе холерик допускает часто резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что создает конфликтные ситуации. Излишняя прямолинейность, эмоциональность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание их в школе или детском саду.

Меланхолический темперамент

Застенчивый, робкий, нерешительный тип. У детей-меланхоликов медленно протекают психические процессы, поэтому они с трудом реагируют на сильные раздражители; а длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.
В игре и работе меланхолики обычно пассивны. Они чаще всего подчиняются “лидеру” в классе или группе детей. Такие малыши очень легко уязвимы, обидчивы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Даже незначительный повод может вызвать слезы на глазах, но плачет он так тихо, что почти никто не слышит его….. Во весь голос он обычно не смеется. На занятиях он очень редко поднимает руку, обычно не уверен в себе, робок, и даже малейшая трудность заставляет опускать руки. Такой ребенок не энергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Его внимание легко отвлечь. Именно на эти стороны характера родителям стоит обратить свое внимание, чтобы вселить уверенность в себе такому малышу, поддержать его в трудных ситуациях и повлиять на отрицательные стороны его характера. Важно помнить, что такие дети склонны к замкнутости и одиночеству, они избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у них торможение. Но в привычной и спокойной обстановке такие дети чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. Обычно, малыши–меланхолики очень любят рисовать, лепить, создавать что-то красивое и теплое.

Всем родителям следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. “Чистые” темпераменты встречаются относительно редко. Но знание темперамента вашего ребенка, знание особенностей его прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности, необходимо будет для учебной и воспитательной работы.

Психологами установлено, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Например, сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Не существует лучших или худших темпераментов у людей. Поэтому все усилия родителей должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ данного темперамента.

классификация. Специфические особенности темперамента детей дошкольного возраста

Все дети развиваются по индивидуальной программе и лишь отчасти похожи между собой. Один растет спокойным и усидчивым, другой – непоседой, третий – тот, о котором говорят «душа компании», а четвертый комфортно чувствует себя в одиночестве. Даже близнецы отличаются своим поведением, которое зависит от темперамента детей. Что собой представляет это понятие? Какие типы темперамента бывают, поддаются ли они изменениям и как научиться управлять ими? Ответы на эти и другие вопросы будут представлены в следующей статье.

Что такое темперамент?

Каждый человек обладает врожденной особенностью, которая ни при каких условиях не поддается изменениям. Это и есть темперамент. Он определяет поведение человека, его эмоциональное состояние, психические процессы. Темперамент не влияет на умственные способности человека, но он проявляется в моторике, физической активности, эмоциональности. Это более обширное понятие нежели характер.

На темперамент детей не оказывают влияние те социально-бытовые условия, в которых воспитывается с ребенок. Он заложен в человеке с рождения. И если характер под влиянием условий внешней среды может кардинально измениться, то с темпераментом такого не произойдет никогда. Со временем родители могут научить ребенка управлять им. Но для этого в процессе воспитания необходимо обязательно учитывать тип темперамента. Правильно подобранные методы позволят вырастить психически уравновешенного, здорового и счастливого ребенка.

Типы темперамента

Темп и ритм деятельности, поведение, речь, коммуникабельность, мимика – все эти черты определены еще с рождения малыша. Знание того, какой тип темперамента присущ малышу, позволяет родителям более взвешенно подходить к процессу воспитания и обучения. А определить его зачастую можно уже на первом году жизни ребенка.

В психологии выделяют 4 типа темперамента детей:

  1. Холерик.
  2. Сангвиник.
  3. Флегматик.
  4. Меланхолик.

Дети, которым присущ конкретный вид темперамента, встречаются достаточно редко. Обычно у ребенка в разной степени проявляются черты того или иного типа. И только один из них является доминантным или ведущим. Существует целый ряд тестов на определение типа темперамента. Проводить их целесообразно в отношении дошкольников старше 6 лет, которые могут четко сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Характеристика темпераментов

Определить, к какому психоэмоциональному типу относится ребенок, можно уже в дошкольном возрасте. А помогут в этом наблюдательность и внимательность родителей. Можно дать следующую характеристику типов темпераментов у детей:

  1. Холерик. К этому виду относятся легко возбудимые, беспокойные, даже агрессивные дети. Они эмоциональны, энергичны, подвержены резкой смене настроения. Трудно предсказать, как такой ребенок поведет себя в новой для него обстановке.
  2. Сангвиник. Ребенка, обладающего этим типом темперамента, видно издалека. Он общителен, сдержан, уравновешен, улыбчив. Это настоящее «солнышко» – жизнерадостное, любознательное, активное создание, практически всегда пребывающее в хорошем настроении.
  3. Флегматик. Этот ребенок сдержан, старателен, вдумчив, но неразговорчив. Флегматик настроен миролюбиво, старается избегать конфликтных ситуаций и не нарушать привычный для него распорядок дня.
  4. Меланхолик. Ребенок, обладающий таким типом темперамента, необщителен, замкнут и угрюм. Он не уверен в собственных силах и нуждается в помощи, когда нужно сделать правильный выбор.

Для каждого индивидуально применяются свои методы воспитания. Остановимся на них более детально.

Сангвиник: особенности темперамента ребенка

Этот живой, жизнерадостный, общительный и энергичный малыш обладает сильной и уравновешенной нервной системой. Ребенок-сангвиник деловит, внимателен, всегда пребывает в хорошем настроении и быстро заводит новых друзей. За любое дело берется с энтузиазмом, но стоит только потерять к нему интерес, как малыш тут же бросает его и переключается на другое. Ребенок-сангвиник легко адаптируется к новым для него условиям, находит общий язык с малознакомыми людьми. Он эмоционален, но все неудачи переживает достаточно легко.

В процессе воспитания сангвиника необходимо учитывать все особенности характера и темперамента ребенка:

  1. Необходимо помочь малышу усвоить следующее правило – начатое дело должно быть закончено. Для этого до начала работы нужно поставить перед ребенком четкую цель, а в конце обязательно продемонстрировать результаты его труда.
  2. Подходить к сангвинику следует только с теплым отношением. В противном случае он замкнется. Ребенку-сангвинику обязательно нужна поддержка и одобрение.
  3. Формирование устойчивых отношений с товарищами. Маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится к новым знакомствам. В результате приятелей у него много, а настоящих друзей нет. Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать в ребенке постоянство и устойчивость его интересов.

Воспитание ребенка-холерика

Нервная система этого малыша сильная, но неуравновешенная. У холерика процессы возбуждения преобладают над торможением. Такому ребенку сложно контролировать свои эмоции. Его хорошее настроение и безудержное веселье за одну секунду сменяется громкими рыданиями. Холерик легко заводит новых друзей. Он моментально адаптируется в коллективе, но также быстро может спровоцировать соперника на конфликт.

Что касается воспитания ребенка дошкольного возраста с темпераментом холерик, то родителям нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

  1. Важно поддерживать увлечения, связанные с двигательной активностью. Его неуемная энергия должна быть направлена в «нужное русло».
  2. Разговаривать с ребенком-холериком следует ровным тоном, спокойно, но требовательно. Уговоров быть не должно. Ребенок должен усвоить, что общаться нужно без криков и грубостей, а за свои поступки следует извиняться.
  3. Строго соблюдать распорядок дня.
  4. Ограничить все, что приводит к возбуждению нервной системы малыша.
  5. Помогать ребенку переживать его неудачи. В противном случае его излишняя эмоциональность может привести к срыву.

Индивидуальный подход к ребенку-флегматику

Этого малыша с детства называют «удобным». Он мало и негромко плачет, много спит, не требует к себе повышенного внимания. Его сильная и уравновешенная нервная система как-бы малоподвижна. Ребенок-флегматик любит постоянство. Он медленно адаптируется к новой обстановке. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть, приспособиться, выполнить. Это ребенок с пониженной активностью, немного вялый и замкнутый. Он никогда не бывает и не стремится быть первым.

Особенности темперамента ребенка-флегматика требуют определенного подхода в воспитании:

  1. Не нужно торопить и подгонять малыша. Это может привести к тому, что он начнет теряться и перестанет реагировать на любые замечания взрослых или же замкнется в себе еще сильнее.
  2. Флегматика следует приобщать к подвижным командным играм, где можно научиться преодолевать трудности и побеждать.
  3. Важно демонстрировать ребенку результаты его деятельности, но не переставать контролировать его на каждом этапе выполнения работы.
  4. Относиться к флегматику спокойно и уважать его внутренний покой.

Тип темперамента – меланхолик

Главные черты характера такого ребенка – замкнутость и нерешительность. Дети с темпераментом меланхолик отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, плаксивостью, застенчивостью. В благоприятной для них обстановке они стеснительны и милы. Также никогда не показывают на людях свои эмоции, но огорчения, обиды и неудачи переносят достаточно сложно.

Меланхолики – медлительные дети, которые быстро устают. Их утомляют подвижные игры, шумные сверстники и замечания. Они ненавидят садик и школу. Им тяжело адаптироваться в коллективе.

При воспитании ребенка с таким типом темперамента необходимо учесть следующее:

  1. Не нужно давить на меланхолика и подгонять его вперед при выполнении любой работы. Для восстановления сил такому ребенку требуется больше времени. Он долго овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.
  2. Самооценку меланхоликов нужно постоянно поднимать и поддерживать на высоком уровне. Им нужна родительская похвала и одобрение.
  3. Приказы и категорические запреты по отношению к детям-меланхоликам противопоказаны. Они гораздо лучше воспринимают обсуждения, причем с обязательными акцентами на положительные стороны вопроса.

Простой тест на определение темперамента детей

В одном ребенке могут присутствовать черты и сангвиника, и холерика. Очень редко можно встретить человека, которому присущ только один тип темперамента. Важно уделять достаточно внимания своим малышам, чтобы выработать правильную стратегию их воспитания.

Следующий тест поможет определить тип темперамента вашего ребенка. Из четырех вариантов ответов, приложенных к каждому вопросу, нужно выбрать только один:

1. Какие игры предпочитает ребенок:

  • а) тихие, спокойные, преимущественно в одиночестве;
  • б) тихие, но быстро утомляется от них;
  • в) шумные и подвижные;
  • г) шумные и обязательно со зрителями.

2. Как ребенок реагирует на критику взрослых:

  • а) молча, соглашается со своей виной;
  • б) обижается и плачет;
  • в) обещает больше так не делать, но сразу же забывает о данном им слове;
  • г) с возмущением и криками.

3. Как ребенок общается со сверстниками:

  • а) говорит отчетливо, спокойно, без эмоций;
  • б) предпочитает молчать;
  • в) четко, внятно, прислушивается к тому, что ему говорят;
  • г) громко, быстро, возбужденно, совершенно не слушая других.

4. Как ребенок принимает решения:

  • а) спокойно, хладнокровно;
  • б) сложно, нерешительно;
  • в) быстро и правильно;
  • г) инициативно, но его азарт быстро угасает.

5. Какое место ребенок занимает в коллективе и в обществе:

  • а) долго присматривается, интерес проявляет не сразу;
  • б) скован и нерешителен;
  • в) легко адаптируется, проявляет ко всему интерес;
  • г) быстро возбуждается и нервничает.

Результаты теста: если преобладают ответы «а» – ребенок относится к типу темперамента флегматик, если больше букв «б» – меланхолик, «в» — сангвиник, «г» – холерик.

Классификация темперамента младенцев

Известный британский психолог Пенелопа Лич выделяет следующие типы темперамента у детей от рождения до 1 года:

  1. «Несчастные». Малыши, которые относятся к этому типу, часто капризничают и раздражаются по любому поводу. Кроха долго и упорно не желает засыпать, нервничает от этого, и даже кормление грудью не может его успокоить. Как правило, такие дети плохо растут и набирают в весе. Частые пробуждения для них являются вариантом нормы.
  2. «Нервные». Такие дети очень остро реагируют на громкий голос, новые звуки, обстановку. Даже включенный в темноте свет может вызвать у них испуг. Когда такой ребенок голоден, он очень громко кричит и ничто не может успокоить его хотя бы на время.
  3. «Сони». Это ребенок-флегматик. Он спокойно переносит голод и мокрые подгузники, редко бывает чем-то недоволен.
  4. «Бодрячки». Эти дети вместо сна предпочитают изучать окружающую обстановку. Как правило, они развиваются раньше сверстников.

Увлечения детей

Для развития заложенных природой способностей, которые безусловно имеются у каждого ребенка, необходимо найти для малыша «правильные» занятия, раскрывающие его потенциал. Детям разных темпераментов подходят разные увлечения и спортивные секции:

  1. Холерик. Такому ребенку рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, где он сможет реализовать свои лидерские качества. Футбол, хоккей, баскетбол – это то, что нужно холерику. Для контроля над тормозными процессами рекомендуются совместные со взрослыми занятия рисованием и конструированием.
  2. Флегматик. Ребенку с таким типом темперамента подойдет рисование, шахматы музыка, где он сможет развить свои творческие способности. Его могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.
  3. Сангвиник. Таким детям необходимы подвижные игры, но в спорте они не особо сильно будут стремиться к лучшему результату. Для них важен сам процесс обучения, поэтому в этому случае важно найти хорошего и дружелюбного тренера.
  4. Меланхолик. Такой ребенок сложно включается в коллективные игры. Но занятия в одиночку могут привести к тому, что он еще больше замкнется. Важно помочь ребенку преодолеть себя, чтобы в последствии веселиться наравне со всеми.

Рекомендации для родителей

Важно запомнить, что не бывает «хороших» или «плохих» темпераментов. И у сангвиников, и у флегматиков, меланхоликов или холериков имеются свои положительные и отрицательные стороны. Родители не могут изменить то, что заложено природой. Темперамент ребенка школьного возраста зависит не от того, насколько он правильно был воспитан дома или в детскому саду. Он дается детям с рождения. Но задача родителей состоит в том, чтобы выделить и подчеркнуть сильные стороны темперамента и «сгладить» слабые.

Как определить тип темперамента ребенка | Сергей Сарайчиков

Что такое темперамент, какие виды существуют и как они влияют на поведение детей?

Развитие темперамента у детей

Темпераментом называют совокупность особенностей характера и поведения. Это врожденное явление. На развитие темперамента влияет много факторов. Начиная от наследственности и заканчивая даже некоторыми хроническими заболеваниями. Темперамент начинает проявляться еще когда малыш именуется новорожденным. Заметен он становится, когда кроха реагирует на внешний мир. Вот особенности реагирования составляют основу темперамента. Сразу после рождения ребенок мало себя проявляет, но постепенно становится понятно, каким он будет, когда подрастет. Одни детки много спят, не спеша кушают, не реагируют бурно на смену подгузника. Другие наоборот — много капризничают и не по причине заболевания, а потому, что натура такая.
В зависимости от набора врожденных особенностей реагирования на внешний мир, так и будет развиваться темперамент. Условно специалисты выделяют 4 типа, но в природе, в чистом виде они встречаются крайне редко. В основном существуют смешанные типы.

Отличия темперамента от характера:

Влияние типа темперамента на развитие личности ребенка

Ребенок холерик

К данному типу относятся очень не спокойные детки. Она сверх активны. Кроме того, очень эмоциональные. Они не скрывают истинных чувств, быстро и остро реагируют на внешний раздражитель. Такие детки доставляют родителям массу хлопот. Отличить их можно по таким признакам:

  • Предпочитает подвижные игры и спорт.
  • Присутствуют качества лидера.
  • Самостоятельно принимает решения.
  • Агрессивный. Легко «воспламеняется» и так же быстро отходит.
  • Вступает без раздумий в конфликт.
  • Всех задирает, провоцирует драки.
  • Демонстрирует чрезмерную самостоятельность.
  • Свойственна импульсивность.
  • Рано встает, не любит долго и много спать.
  • Нетерпелив.

Не придирчив к еде, ест жадно, не дожидаясь приглашения.
Не обязательно у такого малыша наблюдается «плохое» поведение. В некоторых случаях он весьма послушный. Главное в такие минуты стараться как можно больше ему рассказывать о том, как следует себя вести в обществе. Важно интересоваться его жизнью, играть с ним подолгу в активные игры, поддерживать его в любых начинаниях, чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь и тогда отклонений в поведении не будет. Кроме того, холерика нельзя критиковать, нужно найти другой подход к коррекции поведения, если понадобиться.

Ребенок сангвиник

Детки, принадлежащие к данному виду темперамента тоже очень активные, но в отличие от холерика не так раздражительны и более дружелюбные. В их основную характеристику входят следующие черты:

  • Быстро откликаются на призыв и обращает внимание на то, что ему нравится.
  • Обладают живой мимикой, очень эмоциональной.
  • Их легко рассмешить и обидеть.
  • Не плачут долго, легко отходят от стресса.
  • Любит общаться, душа компании.
  • Для него характерна быстрая речь, шустрые движения.
  • Легко идет на контакт. В детском коллективе быстро находит друзей.

Недостатком сангвиников является то, что они как быстро проявляют интерес к чему-то, так его и теряют, порой не доводя дело до конца. Таким деткам важно разнообразие и быстрая смена деятельности. Ко всему, ребенка-сангвиника необходимо все время контролировать, иначе он самостоятельно не сможет стать лучшей версией себя. При этом контроль должен быть не тотальным и навязчивым, а доброжелательным и почти незаметным.

Ребенок флегматик

Такие детки все делают не спеша. Их часто называют копушами или мямлями. Для них характерно:

  • Спокойная реакция даже на экстремальные ситуации.
  • Невозмутимость.
  • Медлительность.
  • Слабая адаптивность. Долго привыкают к изменившимся внешним обстоятельствам.
  • Медленная речь.
  • Сопротивляется всему новому.
  • Отличная память. Знает очень много стихов, песенок, рассказов, сказок.
  • Усваивает информацию медленно, но длительный период ее помнит.
  • Предпочитает малоподвижный образ жизни.

Преимущества флегматиков в том, что они очень аккуратные, во всем любят порядок. Обязательно дома у них своя чашка, ложка, миска, любимая игрушка. Никому не разрешают пользоваться своими вещами. Любит поспать. Хороший аппетит, в еде особо не разборчив. Таких деток нельзя подгонять и критиковать за медлительность.

Ребенок меланхолик

Еще более медлительными реакциями обладает меланхолик. У деток с данным видом темперамента наблюдаются следующие качества:

  • Некая заторможенность.
  • Высокая степень обидчивости.
  • Недоверие к чужим.
  • Засыпает долго, не любит рано вставать.
  • Склонность к замкнутости.
  • Боится новых обстоятельств, смены привычной обстановки, чужих людей.
  • Часто испытывает чувство вины.
  • Основательны в обучении, не делают все тяп-ляп.
  • Творчески одаренные личности.
При воспитании меланхолика не рекомендуется указывать на его недостатки, можно отбить охоту от всего. Эти детки достаточно терпеливые, но этот навык нужно дальше развивать. В сочетании с трудолюбием дадут отличные результаты в работе и жизни. На таких детей нельзя кричать. К всему новому приучать постепенно, не вызывая стресса. Темперамент, как и родителей, не выбирают. Пытаться ребенку сменить врожденные качества бесполезно, можно навсегда и бесповоротно его испортить. Лучше определить положительные черты и делать на них акцент, а негативные мягко корректировать по возможности. Ставь палец вверх если прчоел до конца!

При воспитании меланхолика не рекомендуется указывать на его недостатки, можно отбить охоту от всего. Эти детки достаточно терпеливые, но этот навык нужно дальше развивать. В сочетании с трудолюбием дадут отличные результаты в работе и жизни. На таких детей нельзя кричать. К всему новому приучать постепенно, не вызывая стресса. Темперамент, как и родителей, не выбирают. Пытаться ребенку сменить врожденные качества бесполезно, можно навсегда и бесповоротно его испортить. Лучше определить положительные черты и делать на них акцент, а негативные мягко корректировать по возможности. Ставь палец вверх если прчоел до конца!

Как понять темперамент вашего ребенка

Как мне лучше понять темперамент моего ребенка?

Некоторые дети «легкие». Они предсказуемы, спокойны и позитивно относятся к новому опыту. Другим детям сложнее, они не могут с легкостью справляться со своими эмоциональными переживаниями и выражениями. Когда личность ребенка не совсем соответствует или не совпадает с личностью других членов семьи, это может стать проблемой для всех. Конечно, ни один ребенок не бывает все время одним, но у каждого свой обычный тип.

Легкость, с которой ребенок приспосабливается к окружающей среде, во многом зависит от его темперамента – приспособляемости и эмоционального стиля. По большей части темперамент является врожденным качеством ребенка, с которым он рождается. Оно несколько видоизменяется (особенно в первые годы жизни) его опытом и взаимодействием с другими людьми, с его окружением и его здоровьем.

К тому времени, когда ребенок достигает школьного возраста, его темперамент уже хорошо определен и очевиден для тех, кто его знает.Это не то, что может сильно измениться в будущем. Эти врожденные характеристики не имеют ничего общего с вашими собственными родительскими навыками. Тем не менее поведенческая адаптация ребенка школьного возраста во многом зависит от взаимодействия между его темпераментом и вашим, а также от того, как другие реагируют на него — насколько комфортно он вписывается в свое окружение и в окружающих его людей.

Характеристики темперамента

Зная некоторые характеристики темперамента, вы сможете лучше понять своего ребенка, оценить его уникальность и справиться с проблемами несоответствия, которые могут привести к недопониманию и конфликтам.

Существует по меньшей мере девять основных характеристик, составляющих темперамент.

  • Уровень активности : уровень физической активности, движения, беспокойства или беспокойного поведения, которые ребенок демонстрирует в повседневной деятельности (и которые также могут влиять на сон).
    Ритмичность или регулярность: наличие или отсутствие регулярного характера основных физических функций, таких как аппетит, сон и режим работы кишечника.

  • Приближение и отстранение : то, как ребенок первоначально реагирует на новый стимул (быстрый и резкий или медленный и нерешительный), будь то люди, ситуации, места, продукты питания, изменения в распорядке дня или другие переходы.

  • Адаптивность : степень легкости или трудности, с которой ребенок приспосабливается к изменениям или новой ситуации, и насколько хорошо ребенок может изменить свою реакцию.

  • Интенсивность : уровень энергии, с которой ребенок реагирует на ситуацию, положительную или отрицательную.

  • Настроение : настроение, положительное или отрицательное, или степень приятности или недружелюбия в словах и поведении ребенка.

  • Объем внимания : способность концентрироваться или оставаться на задаче, с отвлечением внимания или без него.

  • Отвлекаемость : легкость, с которой ребенок может быть отвлечен от задачи внешними (обычно визуальными или слуховыми) раздражителями.

  • Сенсорный порог : количество стимуляции, необходимое ребенку для ответа. Некоторые дети реагируют на малейшую стимуляцию, а другим требуется интенсивное воздействие.

Влияние темперамента на детей и их родителей

У каждого ребенка свой набор девяти характеристик темперамента. Многие, но не все дети, как правило, попадают в одну из трех широких и несколько расплывчато определенных категорий: легкие, медленно разминающиеся или застенчивые, трудные или вызывающие. Эти ярлыки — полезное условное обозначение, но ни одно из них не дает полного представления о ребенке. Многие родители считают более полезным думать о своем ребенке с точки зрения девяти черт темперамента.

Легкомысленный ребенок легко реагирует на окружающий мир. Настроение у него позитивное, напряженность от легкой до умеренной. Он легко адаптируется к новым школам и людям. Когда он сталкивается с фрустрирующей ситуацией, он обычно делает это с относительно небольшим беспокойством. Его родители, вероятно, описывают его как «радость быть рядом». Около 40 процентов детей попадают в эту категорию.

Другой профиль темперамента может выявить несколько медленно согревающегося или застенчивого ребенка, у которого обычно, но не всегда, негативные настроения.Он медленно приспосабливается к незнакомому окружению и людям, нерешителен и застенчив, когда заводит новых друзей, и имеет тенденцию отстраняться при встрече с новыми людьми и обстоятельствами. Столкнувшись с новой ситуацией, у него, скорее всего, возникнут проблемы с тревогой, физическими симптомами или разлукой. Однако со временем он станет более восприимчивым к новым людям и ситуациям, как только он лучше с ними познакомится.

Трудный или сложный ребенок склонен реагировать на мир негативно и интенсивно.В младенчестве его можно было отнести к категории суетливых младенцев. В детстве он, возможно, был склонен к истерикам или ему было трудно угодить. Иногда он все еще может быть взрывным, упрямым и настойчивым, и он может плохо приспосабливаться к новым ситуациям. У некоторых детей с трудным темпераментом могут возникнуть проблемы с адаптацией в школе, а их учителя могут жаловаться на проблемы в классе или на игровой площадке. У детей с трудным темпераментом обычно больше проблем с поведением, и они создают большую нагрузку на мать и семью.

Важно отличать трудный темперамент от других проблем. Например, повторяющиеся или хронические заболевания или эмоциональные и физические стрессы могут вызывать поведенческие трудности, которые на самом деле вовсе не связаны с темпераментом

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Девять черт темперамента

Понимание различных черт темперамента поможет вам понять и поддержать своего ребенка.

Темперамент

Темперамент относится к чертам личности, которые определяют, как кто-то реагирует на мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасливый? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы рождаемся, хотя на них может влиять семья, культура или опыт человека.Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и взаимодействует с другими людьми и в своем мире. Существует девять различных черт темперамента:

  1. Уровень активности
  2. Биологические ритмы
  3. Чувствительность
  4. Интенсивность реакции
  5. Адаптивность
  6. Подход/отход
  7. Постоянство
  8. Отвлекаемость
  9. Настроение

У каждого человека есть свое уникальное сочетание черт личности или темперамента, поэтому вы можете быть похожи на другого человека или вашего ребенка в одних чертах и ​​отличаться в других. Эти черты являются частью чьей-то личности и одним из способов, который делает каждого из нас уникальным. Нет правильного или неправильного темперамента — у каждого человека свой уникальный стиль мышления, действия и взаимодействия с миром.

Воспитание и понимание темперамента

Темперамент может описывать поведение вашего ребенка или объяснять его контекст. Например, если ваш ребенок привередлив в еде, это может быть очень неприятно. Однако, если вы понимаете, что ваш ребенок очень чувствителен к текстуре и прикосновениям, это может помочь объяснить его поведение, которое может изменить ваше отношение к нему и вашу реакцию на него.

Понимание темперамента вашего ребенка также поможет вам иметь соответствующие ожидания от него. Точно так же, как несправедливо ожидать, что малыш будет терпеливо ждать, несправедливо ожидать, что ребенок, который «медленно согревается» или склонен к замкнутости, сразу же прыгнет в новую игровую группу или будет играть с другими детьми на игровой площадке.

Иногда ваш темперамент очень похож на вашего ребенка, а иногда или в каких-то определенных отношениях он может сильно отличаться. Когда стили похожи, может быть очень легко воспитывать вашего ребенка, но когда они разные или в определенных способах или ситуациях, когда они разные, это может быть очень сложно.Если вы потратите время на то, чтобы понять темперамент вашего ребенка и то, чем он похож или отличается от вашего собственного, это поможет вам адаптировать свое воспитание, чтобы опираться на сильные стороны вашего ребенка и удовлетворять его особые потребности.

Если вы не понимаете поведения вашего ребенка или у вас возникают трудности с выполнением таких рутинных действий, как подготовка ко сну, смена подгузников или поход в магазин за продуктами, найдите минутку и подумайте, не связана ли эта борьба с темпераментом вашего ребенка. Если это так, вы можете внести небольшие коррективы в свои ожидания, распорядок или методы, которые облегчат жизнь вам и вашему ребенку.

В этой серии статей мы рассмотрим все девять черт темперамента и то, как они могут повлиять на поведение ребенка, а также поговорим о том, как вы можете поддержать своего ребенка, поняв его темперамент.

Для получения дополнительных статей о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Мичиганского государственного университета.

Чтобы узнать о положительном влиянии программ расширения MSU на детей и семьи, ознакомьтесь с нашим отчетом о воздействии за 2016 год.Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов положительного воздействия расширений штата Мичиган 4-H и MSU на отдельных лиц и сообщества в 2015 году, можно загрузить с веб-сайта штата Мичиган 4-H.

Другие статьи из серии

Была ли эта статья полезной для вас?