МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Является ли бабушка близким родственником внучке: СК РФ Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников / КонсультантПлюс

Бабушкам и дедушкам предлагают облегчить участие в воспитании внуков

Семейный кодекс предложили дополнить положением, согласно которому дети с согласия родителей будут вправе пребывать и находиться под надзором у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестер и других родственников. Такой законопроект, как стало известно «Парламентской газете», внесет в Госдуму зампред Комитета палаты по контролю и регламенту Наталья Костенко.

У чужих людей больше возможностей, чем у родственников

Наталья Костенко рассказала, что документ устанавливает гарантии прав ближайших родственников несовершеннолетних детей, в первую очередь бабушек и дедушек, на участие в их воспитании.

Она пояснила, что в действующем законодательстве из родственников детей законными представителями ребенка считаются только родители. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (попечителей).

Совершение сделок несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет одобряют тоже только они.

При этом в документах установлено, что законный представитель может возложить свои полномочия на посторонних для семьи лиц — например, на руководителя выезжающей группы при организованном выезде ребёнка за пределы страны, на усыновителей, опекунов или попечителей. Однако в отношении дедушек, бабушек, братьев, сестёр и других родственников ситуация принципиально иная. Семейным кодексом предусмотрено лишь то, что они имеют право на общение с ребёнком.

«Сейчас никак не решён вопрос о возможности пребывания детей с ближайшими родственниками, — рассказала депутат. — Исходя из действующего правового регулирования, в случае краткосрочного отсутствия родителей — их оставление с бабушкой или дедушкой, даже при согласии родителей, находится вне правового поля».

Из-за этого пробела в законодательстве у семей возникают проблемы, добавила Костенко. Речь идёт как о передвижениях детей вместе с бабушками и дедушками по территории России в целях отдыха, так и сложностях при осуществлении ежедневного ухода и присмотра за детьми бабушками в медицинских и образовательных учреждениях в отсутствие матерей, когда последние находятся на работе, в том числе на заработках в другом регионе или даже за рубежом.

«Проще говоря, бабушки и дедушки, согласно действующему Семейному кодексу, не могут отвести и забрать ребёнка из детского садика или поликлиники, так как по закону исполняют исключительные полномочия родителей, — добавила парламентарий. — В этой ситуации реальной угрозой является лишение прав родителей и изъятие ребёнка из семьи органами опеки».

Бабушки и дедушки, согласно действующему Семейному кодексу, не могут отвести и забрать ребёнка из детского садика или поликлиники

Бабушек и дедушек могут избавить от необходимости возиться с документами

Эта ситуация, сообщила депутат, породила практику, когда бабушкам, дедушкам и другим близким родственникам приходится оформлять опеку над внуками или нотариальные доверенности, содержание которых сводится к тому, что родители позволяют бабушке или дедушке находиться с внуком или внучкой и защищать его интересы.

Однако опеку близкие родственники оформляют фактически на тех же основаниях, что и чужие для ребёнка люди, долго и муторно собирая справки и анализы, а нотариальная доверенность не только не даёт никаких существенных преимуществ — например, возможность дать вместо ребёнка информированное согласие на вмешательство при посещении больницы, принять решение в отношении путей его лечения, — но и прямо противоречит законодательству.

«Это является недопустимым проявлением института ювенальной юстиции, противоречащей традициям и устоям российского общества, так как законодательная ситуация равным образом подходит к случаям, когда родители злоупотребляют своим обязанностями и когда не могут их исполнять по уважительным причинам, — заявила Наталья Костенко. — Если следовать букве закона, за бабушками и дедушками, присматривающими за своими внуками, должна в этот момент присматривать опека, а в случае если родители систематически не исполняют таким образом свои обязанности, их могут лишить родительских прав».

Законопроектом, внесённым в Госдуму, предлагается дополнить пункт 1 статьи 55 Семейного кодекса РФ положением о том, что дети с согласия родителей вправе пребывать и находиться под надзором у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестер и других родственников.

Это означает, что если от родителей ни в правоохранительные органы, ни в органы опеки не поступила информация о похищении ребёнка, ни к бабушкам, ни к родителям, у которых он находится, не должно предъявляться никаких претензий со стороны соответствующих органов.

Помимо этого законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 13 закона «Об опеке и попечительстве» специальным регулированием: в ситуациях, когда при назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей с согласия соответствующих лиц назначаются бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры ребёнка, до момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя ребёнок вправе пребывать у указанных лиц.

«Таким образом в случае затягивания процедур оформления опеки, это никак не будет ставить под сомнение их права, — пояснила Костенко. — Это регулирование будет действовать также в ситуациях гибели родителей ребенка. Ребенка не будут забирать от родных людей на время решения вопроса о назначении опекуна или попечителя».

Бабка за дедку… а внучка в пролете — Архив

Однако, на основании статьи 60 действующего Закона, для опеки над живущим в Эстонии родителем или бабушкой (дедушкой) можно ходатайствовать о предоставлении долгосрочной визы, которая позволит человеку находиться в Эстонии до шести месяцев в течение двенадцати месяцев. При необходимости можно данную визу продлить на срок до 90 дней за один раз.

Поскольку Закон не предусматривает возможности предоставить вид на жительство для проживания у живущих в Эстонии родителей или бабушки, нуждающихся в уходе по состоянию здоровья, то невозможно представить и соответствующую статистику. Но можно привести данные по временным видам на жительство, представленным на основании пункта третьего, части первой статьи 150 Закона, которые были даны нуждающимся в уходе родителям и бабушкам (дедушкам), чтобы они смогли жить у своих совершеннолетних детей или внуков, постоянно проживающих в Эстонии.

В 2011 году было представлено 106 ходатайств о видах на жительство, и вид на жительство был дан 103 лицам. Также было предоставлено 57 ходатайств о продлении видов на жительство, и 53 лицам виды на жительство продлили.

Согласно эстонской иммиграционной политике, нуждающийся в помощи человек должен жить у того, кто предоставляет ему помощь. Введение обратной возможности увеличит приток въезжающих в Эстонию. Мы также предвидим вероятность того, что помощник откажется от дохода и жилья в своей стране, чтобы переехать к нуждающемуся в помощи, и тем самым обременит систему социальной помощи Эстонии».

Такое вот, с позволения сказать, человеческое решение по-человечески понятной проблемы предложил министр Вахер. Он, правда, не учел, что виза, о которой говорит министр, не разрешает человеку работать в государстве пребывания, а потому для ухода за бабушкой внуку нужно найти клад или априори быть состоятельным человеком. А также то, что Мария никоим образом не может уехать из Эстонии в Белоруссию, оставив могилу мужа, недвижимость и «обременив социальную систему» своим больным сыном. Также министр, почему-то, не обратил внимания на тот факт, что бабушка является гражданкой Эстонии, а государство, выгоняющее собственного гражданина, поступает по меньшей мере странно.

Таким образом, вопрос с забавным законом остался открытым. Как пообещала Яна Тоом, до осени: когда парламент вновь соберется вместе и начнет творить новые, может быть, не менее забавные законы.

А пока будем радоваться закону существующему. В частности, в том же Законе об иностранцах, на который ссылается Вахер, написано, что получить вид на жительство в Эстонии можно по квоте для въезжающих. А в статье 115 того же закона говорится, что дети граждан Эстонии и иностранцев, постоянно тут проживающих, в эту квоту не входят и могут «ввозиться» вполне себе спокойно. (См. Справка «ДД»). Что плохо согласуется со статьей 150, где сказано, что вид на жительство дадут только несовершеннолетнему ребенку, а совершеннолетний непременно должен быть инвалидом, причем не абы каким, а не способным жить самостоятельно. Но про внуков, даже совсем убогих, и в статье 115 нет ни слова…

Учет заполнения въездной квоты

При учете заполнения въездной квоты не учитываются следующие лица:

1) эстонец;
2) супруг гражданина Эстонии и живущего на основании вида на жительство в Эстонии иностранца, которому предоставляется вид на жительство для проживания у супруга;
3) несовершеннолетний и совершеннолетний ребенок гражданина Эстонии или проживающего на основании вида на жительство в Эстонии иностранца, а также его родитель, бабушка (дедушка) и подопечный, которым предоставлен вид на жительство для проживания у ближайшего родственника;
4) иностранец, которому предоставлен вид на жительство для учебы;
5) иностранец, которому предоставлен вид на жительство для работы с целью научной деятельности, при условии, что у него есть для этого профессиональная подготовка;
6) иностранец, которому предоставлен вид на жительство в случае весомого общественного интереса;
7) иностранец, предоставление вида на жительство которому обосновано и не вредит интересам Эстонии и который начал проживать в Эстонии до 1 июля 1990 года или после указанного числа переехал жить в какое-то другое государство;
8) гражданин Соединенных Штатов Америки;
9) гражданин Японии и
10) иностранец, которому вид на жительство был выдан с учетом заполнения въездной квоты, и который после этого не уехал жить в какое-то другое государство.

Источник: Закон об иностранцах, статья 115.

50 лучших советских новогодних фильмов

Советские новогодние фильмы навсегда захватили сердце зрителя и вот уже не один десяток лет остаются обязательной частью праздничной программы. Предлагаю вам вспомнить любимое кино и, возможно, даже найти для праздничного просмотра что-то новое.
Праздничные кинокартины расположены в списке в хронологическом порядке, некоторые фильмы показываются ежегодно по телевидению в праздничные дни, другие же несправедливо забыты.

1. «Ночь перед Рождеством» 1913

Немой фильм, которому уже более ста лет снят по мотивам произведения Н.В. Гоголя. Фильм вышел на экраны накануне Нового Года, 26 декабря 1913 года. Примечательно, что из-за того, что в России существовал цензурный запрет на изображение в кинофильмах особ из царствующей династии, ввести в фильм роль императрицы Екатерины второй режиссеру не удалось, поэтому вместо неё черевички царицы кузнецу Вакуле отдает князь Потемкин.

2. «Чук и Гек» 1953

По сюжету фильма, братья Чук и Гек живут вместе с мамой в столице. Они очень скучают по папе, который работает геологом и находится в экспедиции. На Новый год они хотят сделать ему сюрприз и приехать все вместе в его геологический лагерь.

3. «Карнавальная ночь» 1956

Комедийный музыкальный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» долгое время был новогодней картиной номер один, и сегодня является любимым праздничным фильмом многих зрителей. Легкая, полная доброго юмора и колкой сатиры, в 1956 году эта история стала лидером советского кинопроката.

4. «Снежная сказка» 1959

Эта история о том, как мальчик Митя, который любит фантазировать, в шутку рассказывает в школе товарищам, что его детские игрушечные часики с нарисованными стрелками — волшебные и могут остановить все часы на свете, остановить время или даже оживить снежную бабу. Ему, конечно же, никто не верит. Но его фантазии неожиданно начинают сбываться.
Фильм планировался к показу на фестивале в Каннах, но цензура заподозрила в персонаже Леонова намёк на Хрущева, и решением комиссии во главе с председателем Сергеем Михалковым фильм не был допущен на фестиваль и выпущен в прокат небольшим тиражом под четвёртой прокатной категорией.

5. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961

Основной претенденткой на главную роль деревенской красавицы Оксаны в фильм была певица Юлия Пашковская. Её посоветовал режиссеру Юрий Тимошенко, который сам пробовался на роль дьяка. Но когда Александр Роу увидел 19-летнюю Людмилу Мызникову, проходя по коридору киностудии Довженко, он понял что другой Оксаны ему не надо. Вот как вспоминала актриса эту встречу:
«Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот моя Оксана!», я просто опешила. До меня перебрали около 5000 претенденток. С Юрием Тавровым (Вакулой) у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!»

6. «Високосный год» 1961

Готовясь к встрече Нового года, никто из героев этой истории не предполагал, какие драматические события обрушатся на них, как сложно и неожиданно переплетутся судьбы трех семей и как нелегко будет им оправиться от пережитого.

7. «Карьера Димы Горина» 1961

По сюжету фильма, молодой служащий сберкассы Дима Горин совершает ошибку в расчете зарплаты и вынужден отправиться в Сибирь, чтобы разобраться в ситуации и привести дела в порядок. В непроходимой тайге на линии строительства ЛЭП «Сибирь – Урал» Дима Горин неожиданно для себя открывает новый мир с крепкой дружбой и взаимовыручкой. Но главное – он влюбляется в простую девушку Галю.

8. «Как рождаются тосты» 1962

«Как рождаются тосты»— советский художественный фильм— сатира на бюрократов. В небольшом тресте с длинным названием «Гортопсантехочиствод» готовятся к встрече Нового года. У всех —множество забот. Главное, по мнению счетовода Плюща— это подготовить тост, соответствующий торжественности момента.

9. «Морозко» 1964

Советский музыкальный фильм-сказка «Морозко» – это рассказ о волшебстве, вере в добро и любовь. Сюжет разворачивается вокруг семейства тихого старика и сварливой старухи, которые воспитывают двух дочерей. Одна – умница и труженица Настенька. Вторая – лентяйка Марфушка.

10. «На одной планете» 1965

Жизнь «вождя пролетариата» показана в фильме необычайно насыщенной, за сравнительно небольшой временной отрезок он успевает отпраздновать Новый год в компании с рабочими и женой-соратником Надеждой Крупской, принять иностранных послов, встретиться с давним другом, швейцарским коммунистом, дать наставление Сталину и пережить покушение на свою жизнь.

11. «Снежная королева» 1966

Фильм-сказка повествует об удивительном путешествии смелой маленькой девочки Герды. Она разыскивает своего друга Кая, которого забрала в свое царство Снежная королева.

12. «Сказки русского леса» 1966

Самые яркие звезды советского кино и эстрады в новогоднюю ночь 1966 года по независящим от них причинам оказались в лесу. Артисты не подозревают, что попали в западню, на них объявлена охота, стоят капканы и расставлены ловушки.

13. «Зигзаг удачи» 1968

«Зигзаг удачи» — советская комедия с Евгением Леоновым в главной роли, вышедшая в 1968 году. Сценарий написали вместе Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Фильму быстро дали зелёный свет, потому что предыдущая их совместная работа «Берегись автомобиля» 1966 года полюбилась советским зрителям, а также получила международное признание.

14. «Снегурочка» 1968

Сказка, поставленная по одноименной пьесе А.Н.Островского, рассказывает историю девушки, вылепленной из снега и не дожившей до середины весны. Снималось кино на родине Островского.

15. «Улыбнись соседу» 1968

«Улыбнись соседу»—сюжетный фильм-концерт, в основу которого лег рассказ о том, как складывались отношения семьи, получившей новую квартиру в доме, где жили певцы, музыканты, артисты эстрады.

16. «Новогоднее похищение» 1969

По сюжету фильма, в пожарной части готовятся к встрече Нового года. Трое активистов xудожественной самодеятельности решают поxитить для новогоднего концерта профессиональныx артистов.

17. «В тринадцатом часу ночи» 1969

Главные герои фильма «В тринадцатом часу ночи» – злые герои русских народных сказок: Баба-Яга, Леший, Водяной. Все они собрались в Избушке на Курьих Ножках по приглашению Бабы-Яги, чтобы отпраздновать Новый Год.

18. «Семья как семья» или «Коробовы встречают Новый год» 1970

В центре фильма — семья мастера трикотажной фабрики Николая Коробова. Молодые Коробовы решают встречать Новый год со своими друзьями. Огорченные их уходом, старики остаются одни. Но в Новый Год не принято скучать и праздник все расставит на свои места.

19. «Бушует „Маргарита“» 1970

Бушует циклон «Маргарита» и пассажиры вынуждены коротать время в аэропорту в ожидании лучшей погоды. Их ожидания ярко скрашивают выступления популярных в 60-70-е годы эстрадных артистов.

20. «Джентльмены удачи» 1971

Фильм про «джентльменов удачи», пользовавшийся бешеным успехом ещё во времена выпуска, до сих пор для многих остается одной из любимейших комедий советского кинематографа. Первый вариант сценария под названием «Рецидивист» значительно отличался от финального варианта. Изначально персонажи закоренелых уголовников, писались под конкретных актеров: фальшивомонетчика по кличке «Миллиметр» должен был сыграть Ролан Быков, профессионального многоженца-альфонса — Юрий Никулин, Андрей Миронов предполагался на роль угонщика «Пижона», а Савелий Крамаров идеально подходил на роль мелкого карманника по кличке «Косой». Но из-за занятости большинства актеров в других фильмах, часть персонажей пришлось изменить.

21. «Телеграмма» 1971

По сюжету фильма, шестиклассник Костя нашел в библиотечной книге старую телеграмму времен Великой Отечественной войны. Телеграмма предназначалась Кате Иноземцевой. Костя, его маленький братик Руслан и его подружка Тоша решают разыскать адресата, чтобы вернуть ей давно забытое послание.

22. «Двенадцать месяцев» 1972

«Двенадцать месяцев» — советский двухсерийный цветной телевизионный фильм-сказка по одноимённой пьесе Самуила Маршака. В этой волшебной истории жадная мачеха отправила падчерицу в лес, где она встретила у костра 12 братьев-месяцев.

23. «Карнавал» 1972

«Карнавал» — двухсерийный комедийный телефильм-ревю с участием Олега Попова и других советских клоунов. Фильм впервые был показан в новогодний праздник 1 января 1972 года.

24. «Эта веселая планета» 1973

Это история о том, как на Землю прилетели пришельцы Икс, Игрек и Зет, причем приземлились они на нашей планете не когда-нибудь, а прямо под Новый год. Инопланетяне сразу же попадают на праздничную костюмированную вечеринку в Доме культуры, но их появление не вызывает ожидаемого ажиотажа.

25. «Ирония судьбы, или с легким паром» 1975

«Ирония судьбы»—всенародно любимая комедия режиссера Эльдара Рязанова. Под Новый год главный герой картины, Женя Лукашин с друзьями ходит в баню. Однажды друзья по ошибке отправляют Евгения в Ленинград, где он находит такую же квартиру, которую открывает собственным ключом. Вернувшаяся домой Надя долго не может понять, откуда на ее диване взялся пьяный мужчина. Ситуацию осложняет то, что к Наде вот-вот должен прийти ревнивый жених, а Женю в Москве ждет невеста.

26. «Новогодние приключения Маши и Вити» 1975

Любимая многими детьми и взрослыми новогодняя сказка «Маша и Витя против „Диких гитар“» была снята в 1975 году, режиссерами Игорем Усовым и Геннадием Казанским по мотивам пьесы Павла Финна. Маша и Витя знают друг друга с детства и учатся в одном классе, но вряд ли можно найти более непохожих детей. Она— обожает сказки и верит в чудеса, он— считает все это глупостью и почитает только логику и человеческий разум.

27. «Орех Кракатук» 1977

Мюзикл «Орех Кракатук» снят по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». По сюжету, девочка Маша попала в сказочное елочное королевство, где встретила Короля и Королеву, похожих на отца и мачеху, ее напугали злобные и коварные мыши. Девочка узнала о том, что раз в год, именно в новогоднюю ночь, здесь созревает волшебный орех Кракатук, который может исполнить самое сокровенное желание.

28. «Большая новогодняя ночь» 1978

Герой фильма, молодой инженер Имант, накануне Нового года отправляется в лыжный поход по тундре со своими друзьями. Во время пурги он заблудился. Замерзающего Иманта спасает девушка-оленевод Лайла. Встреча с необыкновенной девушкой оставляет в его сердце глубокий след.

29. «Запасное колесо» 1978

«Запасное колесо»—короткометражная комедия грузинских кинематографистов, романтичная, музыкальная и веселая. О том, как благородный герой фильма Гоги для того, чтобы помочь девушке, застрявшей на дороге, вовремя попасть на встречу Нового года, заменяет лопнувшее колесо на ее машине колесом со своего автомобиля, оставшись в новогоднюю ночь на дороге.

30. «Удивительные приключения Дениса Кораблева» 1979

Фильм рассказывает о веселых приключениях восьмилетнего мальчика Дениса Кораблева. По мотивам рассказов Виктора Драгунского «Ровно двадцать пять кило», «Не хуже вас, цирковых», «Друг детства», «Девочка на шаре».

31. «Что-то с телефоном» 1979

Герой фильма под Новый Год звонит своей знакомой и удивительным образом все время попадает по другому номеру. Из разговора он постепенно понимает, что разговаривает с девочкой, которая живет в 1942 году.

32. «Глубокие родственники» 1980

По сюжету, накануне Нового года Лена и Толик, долго прожившие в браке, решают расстаться. Неожиданная комическая ситуация, в которую они попадают, заставляют супругов по-другому посмотреть на свои отношения.

33. «Зигзаг» 1980

Новогодний вечер у главной героини фильма «Зигзаг» складывается не совсем так, как ей хотелось бы. Свидание отменилось, а впереди долгая ночь, которая должна была стать самой счастливой в году. Но внезапно в ее доме появляется незнакомец, который увозит ее к морю и воплощает в жизнь ее мечты о волшебной сказке.

34. «Ледяная внучка» 1980

«Ледяная внучка»—фильм-сказка по мотивам русской народной сказки о Снегурочке. Полюбился Снегурочке деревенский гончар — и захотела она стать обыкновенной девушкой и выйти за него замуж.

«35. „Старый Новый Год“ 1980

Картина „Старый Новый год“ затрагивает важную для любого человека тему кризиса среднего возраста и способы борьбы с ним. Главные герои Петр Себейкин и Петр Полуорлов — отцы семейств, соседи по новостройке. Они совсем разные: один – интеллигент, а второй – простой рабочий мужик. Оба собирают друзей и родственников, чтобы отпраздновать Старый Новый год. Уставшие от быта, они оставляют свои застолья и начинают беседовать по душам.

36. „Карнавал“ 1981

После роли в фильме „Карнавал“ Ирина Муравьева закрепила за собой репутацию лучшей киноактрисы начала 1980-х годов. Как ни странно, сама она была недовольна своей работой, считала, что нелепо выглядит в фильме с хвостиками и веснушками, и переживала из-за того, что ей не дали самостоятельно спеть песню „Позвони мне, позвони“.

37. „Немухинские музыканты“ 1981

»Немухинские музыканты»—эта история о ничем непримечательном городе Немухине, в котором после приезда молодой учительницы музыки, стали происходить невероятно странные события.

38. «Детский мир» 1982

«Детский мир» —лирическая комедия о человеке, который в канун Нового года разыскивает игру «Дорожные знаки», ведь об этом подарке давно мечтает сын его любимой женщины.

39.«Ищите женщину» 1982

«Ищите женщину» —замечательный иронический детектив, ставший одним из любимых праздничных фильмов советского зрителя. По сюжету, в нотариальной конторе обнаружен покойник. В поиски убийцы включается секретарь конторы, женщина неукротимой энергии.

40. «Личная жизнь Деда Мороза» 1982

Фильм рассказывает о новогодних приключениях «среднестатистического» актера Роберта, подрабатывающего на детских ёлках в роли Деда Мороза. Встречаясь с людьми, преданными искусству, Роберт убеждается, что для актёра не может быть маленьких ролей.

41. «Серебряное ревю» 1982

Фильм рассказывает о том, как фантазерка Лена, солистка балета на льду, мечтает поставить сказочный спектакль. Однажды героиня знакомится с Юрой, таким же мечтателем, как и она сама, и, не назвав своего имени, оставляет ему свой телефон.

42. «Чародеи» 1982

Премьера двухсерийного телефильма «Чародеи» состоялась вечером 31 декабря 1982 года на Центральном телевидении. В основу сценария картины легла фантастическая повесть Бориса и Аркадия Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

43. «Одиноким предоставляется общежитие» 1983

Звезды советского кино Наталья Гундарева и Александр Михайлов блистательно сыграли вместе в трогательной романтической истории о нелегком поиске второй половины. Главная героиня то и дело «сводит» своих подруг с привлекательными мужчинами, но сама не может наладить личную жизнь.

44. «Последняя ночь уходящего года» 1983

Немного грустный фильм «Последняя ночь уходящего года» посвящается матери, оберегающей тепло своего очага, спокойствие и благополучие семьи.

45. «Еще люблю, еще надеюсь» 1984

Всю свою жизнь герой фильма преданно любил одну женщину. Но она замужем, мать взрослых детей, бабушка. С ее замужеством он смирился и был все эти годы был ей хорошим другом. Однажды в новогодний вечер она постучала в его дверь.

46. «Как стать счастливым» 1985

По сюжету фильма «Как стать счастливым», начинающий фотокорреспондент по имени Гоша однажды под Новый год по заданию редакции знакомится с удивительным изобретателем. Им оказывается маленький старичок, который утверждает, что придумал способ всех сделать счастливыми.

47. «Снегурочку вызывали?» 1985

Это история о том, как в канун Нового года водитель автобуса соглашается заменить заболевшего актера и сыграть роль Деда Мороза. Так он знакомится со Снегурочкой —не слишком удачливой в личной жизни актрисой.

48. «Нейлоновая елка» 1986

Действие комедии Резо Эсадзе «Нейлоновая елка» происходит в новогоднюю ночь в пригородном автобусе, переполненном людьми, желающими вовремя попасть к праздничному столу.

49. «Праздник Нептуна» 1986

В этой истории директор Дома культуры опрометчиво указывает в планах 150 моржей, которые должны искупаться в холодной воде во время праздника 1 января. Вышестоящие инстанции удивлены рекордной цифрой и приглашают на представление гостей из Швеции. Теперь администрации нужно вдохновить жителей поселка, чтобы они не ударили в грязь лицом.

50. «Тайна Снежной Королевы» 1986

«Тайна Снежной королевы» — фильм режиссера Николая Александровича, поставленный в 1986 году по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Актриса Алиса Фрейндлих воплотила образ не совсем привычной Снежной королевы. Ее героиня не холодная и бездушная, а живая женщина, которой хочется хоть иногда жить по-человечески.

P. S.
Друзья, поздравляю всех подписчиков сайта «Назад в СССР» с наступающим 2021 годом. Желаю всех благ и процветания вам и вашим родным и близким. Пусть новый год принесёт только хорошее, доброе, вечное!

бабушек и дедушек отдают предпочтение генетически близким внукам

На этом изображении показана кодирующая область в сегменте эукариотической ДНК. Предоставлено: Национальный исследовательский институт генома человека

(PhysOrg.com) — Новое исследование показывает, что бабушки и дедушки естественно и подсознательно отдают предпочтение внукам, которые наиболее тесно связаны с ними генетически. Это явление называется «сексуально антагонистической заботой бабушек и дедушек», и уже давно известно, что бабушка, естественно, предпочитает дочерей своего сына (с которыми она разделяет 31 процент своих генов) сыновьям своего сына (с которыми она разделяет только 23 процента генов). процентов, предполагая, что она больше всего будет воспитывать внука, который унаследует больше ее генов.

Доктор Урбан Фриберг из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и его коллеги использовали математические методы для проверки предположения о том, что бабушка и дедушка «по-разному» заботятся о внуках в зависимости от их происхождения и пола.

У отца есть пара хромосом XY, где X происходит от матери, а Y — от отца. Он передает копии X своим дочерям и Y своим сыновьям.По словам команды Фриберга, это имеет эволюционные последствия из-за врожденного стремления обеспечить выживание наших генов в будущих поколениях. Команда разработала новую парадигму, которую они назвали правилом «кумовства без затрат для себя», чтобы генерировать прогнозы о поведении бабушек и дедушек.

Основное предсказание, сделанное группой, заключалось в том, что бабушки (и, в меньшей степени, дедушки) разовьют вредные для внуков фенотипы, которые эффективно уменьшат конкуренцию между братьями и сестрами и отдадут предпочтение их более близким внучкам, особенно дочерям их сыновей (у которых определенно есть унаследовал Х-хромосому от бабушки).

Женщины всегда знают, что их дети принадлежат им, в то время как отцы всегда испытывают некоторую неуверенность из-за возможности того, что им наставили рога. Это означает, что бабушки по материнской линии точно знают, что их внуки являются получателями копий их генов, в то время как дедушки по отцовской линии вдвойне не уверены в генетической наследственности своих внуков. Результаты текущего исследования подтверждают результаты предыдущих исследований, которые показали, что шансы девочки на выживание увеличиваются, если о ней заботится бабушка по отцовской линии, в то время как шансы мальчика уменьшаются.Если вовлечена бабушка по материнской линии, у мальчиков больше шансов на выживание.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B .


Семейные узы, которые связывают: бабушка и дедушка по материнской линии больше вовлечены в жизнь своих внуков.
Дополнительная информация: Уильям Р.Райс и др., Эволюция вреда, причиняемого бабушкам и дедушкам в зависимости от пола, Proceedings of the Royal Society B , опубликовано в Интернете перед печатью 28 апреля 2010 г., doi: 10.1098 / rspb.2010.0409.

© 2010 PhysOrg.ru

Цитата : Бабушки и дедушки отдают предпочтение генетически близким внукам (2010, 29 апреля) получено 28 февраля 2022 г. с https://физ. org/news/2010-04-grandparents-favor-geneticly-grandchildren.html

Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.

Почему бабушка по материнской линии так важна для ребенка / AdMe.ru

Если в вашем воспитании принимали участие бабушки, ваши детские воспоминания, скорее всего, наполнены радостью и ощущением безопасности и комфорта.Мало кто из нас когда-либо думал, что есть какая-то разница в том, как бабушки по отцовской и материнской линии влияют на своих внуков. Однако, по мнению ученых, помимо любви и привязанности мы получаем нечто особенное от наших бабушек по материнской линии.

Здесь, по адресу AdMe.ru , мы изучили некоторые теории о роли бабушки по материнской линии в жизни ребенка и вот что нашли.

Чем мы делимся с нашими бабушками и дедушками?

Гены — это основные единицы наследственности, состоящие из ДНК.Согласно генетике, бабушек и дедушек имеют в среднем 25% ДНК своих внуков , а точный процент зависит от замены ДНК. Конечно, мы наследуем наши гены как от наших бабушек и дедушек мужского, так и женского пола, но, по мнению ученых, именно бабушки по материнской линии имеют более высокую степень влияния на потомство.

Наши бабушки дарят нам что-то особенное.

Бабушки по материнской линии имеют более тесную связь со своими внуками, так как рожают матерей, которые, в свою очередь, рожают детей.Во многих семьях бабушки по материнской линии, как правило, несут больше ответственности за детей и проводят с ними больше времени. Не только психологическая связь делает роль бабушек по материнской линии столь важной, но и некоторые теории предполагают, что генетически говорящие бабушки по отцовской и материнской линии неодинаково инвестируют в своих внуков .

Научные теории доказывают, что между бабушками по материнской линии и их детьми существует прочная генетическая связь.

Одна из теорий утверждает, что различие в том, как бабушки по отцовской и материнской линии связаны со своими внуками, может быть объяснено связью Х-хромосомы. Бабушки по материнской линии имеют 25% Х-родства как с внуками, так и с внучками , в то время как бабушки по отцовской линии передают одну из своих Х-хромосом своим внучкам, но не своим внукам. Таким образом, бабушки по отцовской линии на 50% связаны X со своими внучками и на 0% связаны X со своими внуками.

Другая теория предполагает, что так называемая «отцовская неуверенность» может сильно повлиять на стремление бабушек и дедушек заботиться о своих внуках. Отцовская неуверенность подразумевает, что члены семьи мужского пола не всегда могут быть уверены, что воспитывают собственных детей, так как сами не рожают.В долгосрочной перспективе это может уменьшить участие родственников по отцовской линии, включая бабушек, в заботливом поведении по отношению к потомству . При этом женщина всегда уверена, что родила ребенка, что делает матрилинейную связь самой прочной в семье на протяжении поколений.

Другие теории, предполагающие уникальную роль бабушки по материнской линии.

Эта теория, разработанная чилийским писателем, эссеистом и драматургом Алехандро Ходоровски, предполагает, что из всех 4 бабушек и дедушек мы наиболее тесно связаны с нашими бабушками по материнской линии .Согласно его теории, наши гены могут «перескакивать» через поколение и передаваться от бабушек и дедушек напрямую нам, о чем свидетельствует тот факт, что некоторые люди больше похожи на своих бабушек и дедушек, чем на своих мам и пап. Ходоровски считает, что помимо биологического материала матери передают эмоции своим дочерям, которые затем передают их своим детям.

Теории, которыми мы только что поделились с вами, говорят об особой роли бабушки по материнской линии в жизни ребенка. Однако мы все разные, и у нас разные семьи с разными связями и отношениями. Итак, давайте будем благодарны и ценим любовь, заботу и мудрость, которые дарят нам наши дедушки и бабушки, независимо от генетического родства .

Что вы думаете об этих теориях? Была ли какая-то особая связь между вами и вашей бабушкой или бабушками? Не стесняйтесь делиться своими мыслями в комментариях!

Бабушки могут быть больше связаны с внуками, чем с собственными отпрысками | Бабушки и дедушки и дедушки и бабушки

Говорят, что внуки — самая большая радость в жизни, и теперь первое исследование, посвященное изучению работы мозга бабушек, показало, что бабушки могут быть более эмоционально связаны со своими внуками, чем с собственными сыновьями и дочерьми.

С 1960-х годов исследователи утверждают, что одна из причин, по которой женщины, как правило, живут на десятилетия позже своего репродуктивного возраста, заключается в том, что это увеличивает шансы их внуков на выживание благодаря физической поддержке, которую они часто оказывают — гипотеза бабушки. Более свежие данные свидетельствуют о том, что благополучие детей и успеваемость в учебе также улучшаются благодаря присутствию помолвленных бабушек и дедушек.

Чтобы лучше понять биологические основы этой связи, профессор Джеймс Риллинг, антрополог из Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия, и его коллеги набрали 50 женщин, имеющих по крайней мере одного биологического внука в возрасте от трех до 12 лет, и использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для сканировали их мозг, когда они смотрели на фотографии этого ребенка, родителей ребенка и изображения неродственного ребенка и взрослого.

«Что действительно бросается в глаза, так это активация в областях мозга, связанных с эмоциональным сочувствием», — сказал Риллинг. «Это говорит о том, что бабушки настроены на то, чтобы чувствовать то, что чувствуют их внуки, когда они общаются с ними. Если их внук улыбается, они чувствуют радость ребенка. И если их внук плачет, они чувствуют боль и страдания ребенка».

Риллинг ранее выполнял подобное упражнение с отцами, когда они рассматривали фотографии своих детей.Активация, наблюдаемая в областях обработки эмоций бабушек и в тех областях, которые связаны с вознаграждением и мотивацией, в среднем была сильнее, чем у отцов, хотя были некоторые отцы, у которых была такая же активация в этих областях.

Напротив, когда бабушки смотрели на изображения своего взрослого ребенка, активировались немного другие области мозга: те, которые связаны с когнитивной эмпатией. Это могло указывать на то, что они пытались когнитивно понять своего взрослого ребенка, а не испытывали эту более прямую эмоциональную связь.«Эмоциональная эмпатия — это когда вы можете чувствовать то, что чувствует другой человек, а когнитивная эмпатия — это когда вы на когнитивном уровне понимаете, что чувствует другой человек и почему», — сказал Риллинг.

Возможно, это могло бы помочь объяснить тот опыт, который многие взрослые дети испытывают, когда их родители часто кажутся более взволнованными, увидев своих внуков, чем они сами. «Я думаю, что это правдоподобно, — сказал Риллинг, результаты которого были опубликованы в Proceedings of the Royal Society B. — Маленькие дети, вероятно, развили черты, позволяющие манипулировать не только материнским мозгом, но и мозгом бабушки.У взрослого ребенка нет такого милого фактора, поэтому у него может быть разная эмоциональная реакция».

Результаты подтверждают идею о том, что в мозгу может существовать глобальная система заботы, которая активируется у матерей (которые изучались в отдельных исследованиях), отцов и бабушек. Теперь Риллинг надеется изучить дедушек и других воспитателей, чтобы сравнить их.

Развитие близких отношений с бабушкой и дедушкой

Нам нужны ваши отзывы!

Пожалуйста, дайте нам отзыв об одной из наших еженедельных статей вопросов и ответов.Мы ценим ваше время, поэтому оценка займет всего 3 минуты или меньше, обещаем!

Проводить исследование »

By Christina Pay, Доцент УрГУ по расширению

Тесные отношения между бабушками и дедушками и внуками взаимовыгодны, когда речь идет о здоровье и благополучии обоих. Бабушки и дедушки обеспечивают своим внукам принятие, терпение, любовь, стабильность, мудрость, веселье и поддержку. Это, в свою очередь, положительно сказывается на самочувствии ребенка. Исследование Сары Мурман, доктора философии. и Джеффри Стоукс обнаружили, что дети, которые растут в большей эмоциональной близости со своими бабушками и дедушками, с меньшей вероятностью будут впадать в депрессию во взрослом возрасте (Moorman & Stokes, 2016). Для бабушек и дедушек тесные отношения с внуками могут улучшить работу мозга (Arpino & Bordone, 2014), защитить от депрессии (Moorman & Stokes, 2016) и увеличить продолжительность их жизни (Hilbrand, et al., 2017). В современном мире, где многие семьи могут жить не в непосредственной близости друг от друга, как родители могут способствовать установлению близких отношений между своими детьми, бабушками и дедушками?

Родители могут помочь бабушкам и дедушкам и внукам построить близкие отношения, поощряя частые контакты. По возможности бабушек и дедушек следует часто приглашать в гости к внукам. Тем не менее, несмотря на то, что физическое расстояние может создавать некоторые проблемы, есть вещи, которые можно сделать для поощрения частых контактов.

Часто посещайте.  Если бабушка и дедушка живут в другом городе или штате, планируя поездку к ним, ваш ребенок может наполниться ожиданием и волнением. Даже если визиты будут нечастыми, они помогут вашему ребенку считать время, проведенное вместе с бабушкой и дедушкой, особенным.

Использовать технологию.  Столько вариантов! Zoom, Facetime, электронная почта, текстовые сообщения, Instagram и т. д., все из которых могут облегчить поддержание контакта. Бабушки и дедушки могут записать, как они читают сказку на ночь, чтобы поделиться со своими внуками. Внуки могут отправлять персонализированные сообщения и фотографии. Оба с одинаковым результатом поддержания контакта и близости.

Делитесь фотографиями.   Разместите дома фотографии бабушек и дедушек и часто показывайте их своим детям. Вы также можете создать семейный фотоальбом, чтобы пролистать его, называя членов семьи.Возможно, ваши дети не смогут часто видеть своих бабушек и дедушек, но они узнают, кто они такие, и почувствуют свою значимость в семье.

Пишите письма.   Кто не любит получать почту? Поощряйте общение по почте или по электронной почте с участием как бабушек и дедушек, так и внуков. Оба будут ожидать регулярного общения, и оба будут рады получить ответы.

Обучение навыкам.   Будь то рыбалка или шитье, у многих бабушек и дедушек есть хобби или навыки, которые они хотели бы передать своим внукам. Это обучение может проводиться лично или с использованием технологий. Убедитесь, что у ваших детей есть необходимые инструменты и материалы, чтобы учиться у своих бабушек и дедушек.

Поднимитесь по Семейному древу.   Детям всех возрастов нравится узнавать историю своей семьи. Попросите бабушек и дедушек поделиться семейными историями и родословной.Возможно, они помогут вашим детям нарисовать генеалогическое древо.

Ссылки

  • Арпино, Б., и Бордоне, В. (2014). Окупается ли дедушка с бабушкой? Влияние ухода за детьми на когнитивное функционирование бабушек и дедушек. Журнал брака и семьи, 76 (2), 337–351. https://doi.org/10.1111/jomf.12096
  • Доушен, С., доктор медицины (ред.). (2017). Связь с бабушками и дедушками. Здоровье детей.Получено 3 декабря 2020 г. с сайта https://kidshealth.org/Nemours/en/parents/grandparents.html.
  • Хилбранд, С., Коул, Д. А., Герсторф, Д., и Хертвиг, Р. (2017). Уход в семье и за ее пределами связан с более низкой смертностью для лица, осуществляющего уход: проспективное исследование. Эволюция и поведение человека, 38(3), 397–403. http://dx.doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2016.11.010
  • Мурман, С.М., доктор философии, и Стоукс, Дж. Э., Массачусетс. (2016). Солидарность в отношениях бабушек и дедушек и взрослых внуков и траектории депрессивных симптомов. Геронтолог, 56 (3), 408–420. https://doi.org/10.1093/geront/gnu056

Матери как посредники в интимных отношениях между бабушками и их молодыми взрослыми внучками на JSTOR

Абстрактный

Опосредуют ли матери близость между бабушками и их молодыми взрослыми внучками, или отношения между бабушкой и внучкой являются прямыми? Было предсказано, что связь опосредована средним поколением, когда контакт между бабушкой и внучкой низок, но, когда контакт высок, связь между бабушкой и внучкой является прямой и минует среднее поколение.Используя выборку из 126 триад (студентки, их матери и бабушки по материнской линии), прогноз подтвердился при рассмотрении восприятия близости внучками. Однако при рассмотрении восприятия интимности бабушками старшее поколение вообще не различало их чувства к дочери и их чувства к внучке. Ввиду этого глобального «семейного чувства» вопрос посредничества для бабушек неактуален. Похоже, что для предсказания чувств бабушек к внучкам нужна другая модель, чем для предсказания чувств внучек к своим бабушкам.

Информация о журнале

Семейные отношения публикует прикладные статьи, которые являются оригинальными, инновационными. и междисциплинарные, и которые сосредоточены на различных семьях и семейных проблемах. Аудитории включать преподавателей семейной жизни в академических и общественных учреждениях, исследователей с прикладной или оценочной направленностью, семейные врачи, которые используют профилактику или терапевтические модели и методы, а также специалисты по семейной политике. Примеры соответствующих статей включают те, которые касаются прикладных исследований, образовательных философии или практики, синтезы основных областей, программные оценки, разработка и оценка учебных программ. Статьи должны быть задуманы и написаны с учетом потребностей практиков. С 1951 года семейные отношения охватывают критически важные области. к семейным специалистам. Основное внимание уделяется семейным исследованиям с последствиями для вмешательства, образования и государственной политики. Он публикует: Эмпирические исследования Обзоры литературы Концептуальный анализ Более 80% наших читателей идентифицируют семейные отношения как встречи их потребности лучше, чем любой другой прикладной журнал. Каждый номер ежеквартального журнала (янв., апрель, июль и октябрь) средние значения 120 страниц. Общий тираж более 4200 экземпляров. Статьи рецензируются.

Информация об издателе

Уже более шестидесяти четырех лет Национальный совет по семейным отношениям (НССР) связывает междисциплинарных семейных профессионалов через свои журналы, конференции, государственные аффилированные советы и секции по особым интересам. NCFR является некоммерческим, беспристрастным и полностью финансируется членами. Исследователи, педагоги, практики и политики из всех семейных областей и дисциплин разделяют знания и информацию о семьях.НКФР был основан в 1938 году. Миссия NCFR: Национальный совет по семейным отношениям (NCFR) обеспечивает форум для семейных исследователей, педагогов и практиков, чтобы участвовать в развитии и распространение знаний о семье и семейных отношениях, устанавливает профессиональные стандарты и работает на благо семейного благополучия.

Новое исследование объясняет особую связь между бабушками и внуками

Исследователи узнают больше о том, что делает отношения бабушек с внуками такими особенными.И оказывается, что в основе этой динамики лежит сложная биология.

В новом исследовании, опубликованном в прошлом месяце в журнале Proceedings of the Royal Society B, группа антропологов и нейробиологов объединилась для изучения отношений 50 бабушек с их детьми и внуками. Для этого они показывали бабушкам фотографии своих детей, внуков, взрослого, которого бабушка не знала, и ребенка, которого они не знали, при этом контролируя активность их мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Участники также заполнили анкеты об отношениях со своими внуками, в том числе информацию о том, в какой степени они вовлечены в деятельность по уходу.

Их результаты выявили некоторую интригующую новую информацию, которая дополняет наше понимание того, как различные типы эмпатии функционируют в отношениях бабушек с их детьми по сравнению с их внуками, Джеймс К. Риллинг, ведущий автор и профессор антропологии, психологии и поведенческих наук в Университете Эмори, рассказал СЕГОДНЯ.

Когда участники смотрели на фотографии своих внуков, исследователи наблюдали активацию в областях мозга, связанных с эмоциональным сочувствием, объяснил Риллинг. Но когда бабушки смотрели на фотографии однополых родителей своих внуков (часто собственного ребенка бабушки), активизировались области мозга, связанные с так называемой когнитивной эмпатией.

«Эмоциональная эмпатия — это способность как бы чувствовать эмоции, которые испытывает другой человек, тогда как когнитивная эмпатия (также называемая теорией разума) — это более глубокое понимание на когнитивном уровне того, что кто-то думает или чувствует и почему», — сказал Риллинг. Эти результаты «предполагают, что, когда матери общаются со своими внуками, а не со своими детьми, они могут принимать такие разные точки зрения».

И чем больше бабушка указывала, что хочет участвовать в уходе за внуком, тем больше у нее активизировались области мозга, также связанные с когнитивной эмпатией.

По его словам, по сравнению с данными группы отцов, которых ранее изучала команда Риллинга, бабушки показали большую активацию в областях, связанных с эмоциональным сопереживанием, а также в областях, связанных с вознаграждением и мотивацией.Но важно помнить, что это общие тенденции, а не строгие правила. На самом деле, результаты этих двух групп участников частично совпадают — например, у некоторых отцов эмпатия выше, чем у бабушек, — и изрядное количество различий от человека к человеку даже внутри каждой группы.

«Это очень важное исследование», — сказала СЕГОДНЯ Мирна Вайсман, профессор эпидемиологии и психиатрии в Школе общественного здравоохранения Мейлмана при Колумбийском университете. Хотя размер выборки исследования был относительно небольшим, она сказала, что комбинация изображений мозга и данных анкеты была «новаторской» и указывает путь вперед для тех, кто работает в этой области.В собственном длительном исследовании Вайсмана изучалась распространенность депрессии среди бабушек и дедушек, их детей и внуков, а также социальные и биологические факторы, которые играют роль в депрессии из поколения в поколение.

Потребуются дополнительные исследования, чтобы лучше понять биологию, лежащую в основе семейных отношений бабушек. Но Вайсман, не участвовавший в исследовании, подчеркнул, что это «отличный первый шаг».

Полученные данные могут помочь объяснить, почему вы можете чувствовать, что у вашего ребенка другие отношения с матерью, чем в его возрасте.И это дополняет наше понимание той полезной роли, которую бабушка может играть в семье. «Тот факт, что бабушки могут помочь в воспитании потомства, является важной человеческой адаптацией», — сказал Риллинг, добавив, что эта работа является напоминанием об уникальном обогащающем вкладе пожилых людей в нашу жизнь.

Связанный:

Сара Джейкоби — репортер здравоохранения в СЕГОДНЯ. Она является выпускницей Программы отчетности по науке, здоровью и окружающей среде Нью-Йоркского университета и имеет опыт работы в области психологии и неврологии.

Бабушки и дедушки и внуки | Психолог

В то время как много написано о родителях, относительно мало написано о бабушках и дедушках и их отношениях с внуками. Тем не менее около трех четвертей взрослых станут бабушками и дедушками, а средний возраст, в котором они становятся дедушками и бабушками, в настоящее время в Великобритании составляет около 54 лет (Dench & Ogg, 2002). Таким образом, большинство людей будут бабушками и дедушками около трети своей жизни. С падением рождаемости и демографическим старением западных промышленно развитых обществ семейные сети меняются с широких/ горизонтальных на узкие/ вертикальные структуры или «промежуточные семьи», в которых бабушки и дедушки, возможно, играют все более важную роль (Hagestad, 2000). И эта роль должна заинтересовать широкий круг психологов, особенно специалистов по развитию, социальных, клинических и педагогических наук.

Бабушки и дедушки на протяжении многих лет

В настоящее время бабушка и дедушка обычно пользуются хорошей репутацией в прессе. Так было не всегда. Клинические тематические исследования с 1930-х по 1950-е годы, такие как «Бабушка: 90 189. Проблема в воспитании детей» (1937 г.) и «Бабушка сделала Джонни правонарушителем» (1943 г.) (оба опубликованы в Американском журнале ортопсихиатрии), осуждали неблагоприятное влияние бабушек, которые старомодными и дидактическими способами вмешивались в воспитание детей матери.На самом деле есть некоторые подтверждающие данные: Staples и Smith (1954) обнаружили, что у бабушек более строгие и авторитарные взгляды, чем у матерей. Но взгляды на воспитание детей быстро менялись в 1950-х годах, и, опрашивая пожилых людей в Великобритании, Таунсенд (1957) сообщил, что «бабушки и дедушки были особенно снисходительны к внукам». Эта снисходительность и избалованность могли быть реакцией на воспринимавшуюся ранее более строгую роль бабушек и дедушек. Как сказал один дедушка: «Раньше я баловал своих детей.Но мне не нравится смотреть, как бьют моих внуков»
. 2002). Сегодняшние бабушки и дедушки будут иметь гораздо более полное образование, гораздо меньшее их число будет жить непосредственно с внуками, и их роль обычно рассматривается как помощник, а не как защитник семьи.

Нынешние отношения бабушек и дедушек и внуков

Современные бабушки и дедушки и внуки видятся умеренно часто.В Соединенном Королевстве исследование British Social Attitudes (BSA) 1998 года показало, что 30 процентов бабушек и дедушек сообщили, что видят внуков несколько раз в неделю; и наоборот, 32% сказали, что видят внука реже, чем раз в месяц (Dench & Ogg, 2002). Отношения обычно (хотя и не всегда) довольно близкие и удовлетворительные, а не конфликтные, и рассматриваются обоими поколениями как позитивные и важные.
Точно так же, как матери чаще являются более близкими родителями для детей, многие исследования показывают, что бабушки связаны со своими внуками больше, чем дедушки. Кроме того, бабушки и дедушки со стороны матери обычно более вовлечены, чем со стороны отца (Dench & Ogg, 2002).
Бабушки и дедушки и внуки вместе делают самые разные вещи, например, участвуют в семейных мероприятиях, угощают, рассказывают семейную историю, играют в игры, ходят в отпуск, делают покупки, смотрят телевизор или видео, присматривают за детьми, оказывают экстренную помощь, дают личные советы и т. д. участие в религиозной деятельности и предоставление советов по учебе (Smith & Drew, 2002). Опрос BSA показал, что поездки в парк или на игровую площадку, как правило, уступали место играм в помещении или просмотру телевизора примерно в шестилетнем возрасте (Dench & Ogg, 2002).Tyszkowa (1991) сообщила, что разговоры занимают видное место в деятельности, о которой рассказывают польские внуки: «Когда мы идем на рыбалку с дедушкой, мы разговариваем. Мы рассказываем друг другу о себе»; «…с бабушкой я могу поговорить о своих проблемах». Поскольку они близки, но не имеют роли родительского авторитета, бабушка и дедушка могут выступать в качестве доверенных лиц в ситуациях, когда старший ребенок может не захотеть доверять родителю. Кроме того, бабушки и дедушки часто больше знают об истории семьи и истории страны; Тышкова обнаружил, что многие внуки в Польше сообщили, что бабушка и дедушка рассказывали им о таких эпизодах, как Вторая мировая война.
Уленберг и Хэммилл (1998) обнаружили шесть факторов, предопределяющих контакт между дедушкой и бабушкой и внуком; географическая близость была самой сильной, за ней следовало качество отношений между родителями и бабушками и дедушками. В Великобритании исследование BSA показало, что 74 процента бабушек и дедушек сообщали о контактах несколько раз в неделю, если они жили в пределах 15 минут от внука, 37 процентов, если они жили на расстоянии от 15 минут до часа, и 0 процентов, если они жили больше часа езды. Тем не менее, 86 процентов
бабушек и дедушек и внуков поддерживают регулярные контакты по телефону (Age Concern, 1998), а 4 процента — через Интернет или электронную почту, и эти процентные показатели, вероятно, будут быстро расти.
У разных внуков разные потребности и характеры. Фергюсон и др. (2004) обнаружили, что, хотя некоторые бабушки и дедушки сообщали о норме одинакового отношения к
всем внукам, у других были заметно более близкие отношения с одним или несколькими внуками; это может быть связано с возрастом, характером или обстоятельствами:
«Я полагаю, что у К., старшей, были самые особые отношения, потому что какое-то время у нее были няня и дедушка…» (стр. 53).

Стереотипы

Телевидение и детские книги часто изображают бабушек и дедушек престарелыми, суетливыми, домашними и малоподвижными, возможно, с немощами (виновником в этом отношении является Роальд Даль), хотя это начинает меняться (Janelli & Sorge, 2001).Стереотип не соответствует демографическим реалиям, поскольку у большинства внуков, читающих детские книги, есть бабушка и дедушка в возрасте от 40 до 60 лет. Как заметил Хагестад (1985) в телевизионной рекламе: «Часто бабушка, представленная на экране, должна быть прабабушкой. У женщины, у которой есть маленькие златовласые внуки, вряд ли будут серебряные волосы, собранные в пучок… Ее реалистичнее было бы изобразить в спортивном костюме по пути на аэробику или в костюме, возвращающемся домой с работы» (стр. .35–36).

Дедушки и бабушки, работающие и не работающие

Для большинства людей стать бабушкой и дедушкой — это положительный опыт; но это может зависеть от возраста, в котором это происходит. Почти треть бабушек и дедушек становятся бабушками и дедушками «в нерабочее время»: либо до 40, либо после 60 лет (Szinovacz, 1998). Бертон и Бенгтсон (1985) опросили афроамериканских бабушек и обнаружили, что те женщины, которые рано стали бабушками (25–37 лет), были недовольны, чувствуя обязательства, к которым они не были готовы: «У меня нет времени делать то, что я хотела бы». делать как бабушка.Я работаю каждый день. У меня есть маленькие дети. Сейчас я просто слишком занята», — сказала одна 31-летняя бабушка. На них также повлияли стереотипы, связанные с бабушкой и дедушкой и возрастом: «Я слишком молода, чтобы быть бабушкой». Это для стариков, не для меня» (с. 68). Те бабушки и дедушки, которые пережили переход «поздно» (в свои семьдесят), часто были разочарованы тем, что они были недостаточно физически активны, чтобы максимально использовать роль бабушек и дедушек. Таким образом, дедушки и бабушки вне рабочего времени, рано или поздно, скорее всего, будут испытывать больше трудностей в этой роли.Об этом свидетельствуют результаты опроса BSA. Бабушки и дедушки в возрасте 50–65 лет с большей вероятностью считали эту роль полезной и чувствовали себя очень близкими со своим внуком, чем бабушки и дедушки в возрасте до 50 или 66 лет и старше (Dench & Ogg, 2002).

Какое влияние на развитие?

Влияние может быть прямым, возникающим в результате контакта и взаимодействия лицом к лицу, и косвенным, опосредованным другими средствами, такими как поведение родителей. Одним из источников косвенного влияния бабушек и дедушек является финансовая поддержка.Кроме того, действуя как родители, бабушки и дедушки влияют на то, как их дети ведут себя как родители. Бенуа и Паркер (1994) обнаружили 65-процентную согласованность в безопасности привязанности в трех поколениях: статус опроса привязанности взрослых бабушек и матерей (AAI) и классификация странных ситуаций младенцев в 12 месяцев.
Теория привязанности делает упор на постоянство поколений, но она также предсказывает, что взрослые могут преодолевать или разрешать неудовлетворительные отношения со своими родителями и изменять свои внутренние рабочие модели либо посредством саморефлексии, либо с помощью терапии или консультирования.Многие выжившие во время Холокоста во время Второй мировой войны (теперь бабушки и дедушки) имеют нерешенные проблемы по шкале AAI из-за того, что в раннем возрасте они потеряли своих родителей; но немногие из их детей имеют неразрешенные проблемы, а их внуки неотличимы от остальной популяции с точки зрения характеристик привязанности (Sagi-Schwartz et al., 2003).
В других исследованиях рассматривалась передача более общих качеств, таких как теплота, автономия, депрессия и агрессия.Например, Vermulst et al. (1991) отметили общие различия между поколениями в голландских парах бабушка/мать; матери набрали более высокие баллы, чем бабушки, по уровню образования, привязанности и воспринимаемой поддержки, но ниже по конформизму и ограничениям. Они обнаружили связь от привязанности бабушки к психологическому благополучию матери. Около одной трети вариаций, обнаруженных в родительском функционировании матери, можно объяснить с точки зрения более раннего родительского функционирования бабушки.
Исследования антиобщественного поведения детей также указывают на межпоколенческое влияние.Использование физически агрессивных и карательных методов в поколении родителей/бабушек предсказывает аналогичное поведение в поколении родителей/внуков, а также антиобщественное поведение внуков (Farrington, 1993; Murphy-Cowan & Stringer, 1999). Каспи и Элдер (1988) обнаружили усиливающуюся динамику между проблемным поведением и нестабильными семейными связями в четырех поколениях женщин в своем исследовании Berkeley Guidance Study.
Примеры прямого влияния: дарить подарки, быть компаньоном и доверенным лицом, выступать в качестве эмоциональной поддержки или «буфера» в периоды стресса в семье, передавать семейную историю или национальные традиции, а также служить образцом для подражания в старости. Джессел и др. (2004) работал с семьями бангладешского происхождения в лондонском Ист-Энде. Они нашли примеры синергетического учебного взаимодействия между бабушками и дедушками и внуками; бабушка будет помогать внуку узнать об их бенгальском языке и наследии, а внук будет помогать своей бабушке научиться пользоваться компьютером.

Уход за детьми

Регулярный уход за детьми со стороны бабушек и дедушек может оказать помощь среднему поколению. Опрос BSA показал, что примерно пятая часть бабушек и дедушек присматривают за внуками раз в неделю или чаще; это было почти так же характерно для детей в возрасте 5–12 лет (занятия после школы или во время каникул), как и для детей дошкольного возраста, и чаще, когда матери работали неполный рабочий день, чем полный рабочий день (Dench & Ogg, 2002).Забота о внуках может позже привести к близким отношениям бабушек и дедушек/внуков.
Многим бабушкам и дедушкам нравится присматривать за внуками, что может быть возможностью побаловать их. Как поется в одной песне, Бабушка балует нас, ох, как весело, Возьми конфет и липкой булочки, Не говори маме, что не ложился до десяти, Я хочу снова прийти и посидеть с детьми!
Но некоторые бабушки, особенно бабушки по отцовской линии, могут не захотеть оказывать долгосрочную поддержку по уходу за детьми работающим матерям: «Одна вещь, которую я всегда говорила, даже со своей собственной дочерью, никогда не буду присматривать за внуками на том же основании. в течение дня, пока они идут на работу.Я не согласен с этим. Я вырастил собственных детей и не хочу каждый день привязываться к внукам» (Коттерилл, 1992, с. 614).
В домохозяйствах, находящихся на содержании родителей, где совместно проживают бабушка и дедушка, гораздо больше возможностей для помощи в уходе за детьми. Хотя это скорее норма в некоторых традиционных обществах, Pearson et al. (1990) изучали преимущественно афроамериканское сообщество в Чикаго и обнаружили, что в 10 % семей с детьми в возрасте от шести до восьми лет проживали бабушки. Бабушки играли важную роль в воспитании детей в этих семьях, контролируя, поддерживая и наказывая. Ойсерман и др. (1993) изучали семьи, в которых матери-подростки с детьми до двух лет получали помощь от бабушек и дедушек. Вовлеченные дедушки оказали положительное влияние, вероятно, моделируя мужскую роль заботы и сотрудничества.
В семьях, которые содержат бабушки и дедушки, бабушки и дедушки фактически несут ответственность за своих внуков (Clarke & Cairns, 2001; Richards, 2001). Во многих таких случаях имеют место семейные проблемы и бедность, и исследования (в основном в США) показывают, что внуки, выросшие в домохозяйствах, возглавляемых бабушкой и дедушкой, имеют более низкую успеваемость, чем такие же дети в домохозяйствах, возглавляемых родителями, и что бабушки и дедушки в домохозяйствах, возглавляемых бабушкой и дедушкой, более высокая частота депрессии и риск возникновения физических и эмоциональных проблем со здоровьем (Szinovacz et al., 1999). Некоторым бабушкам и дедушкам, находящимся под опекой, для эффективной работы требуется поддержка на национальном и местном уровне; однако данные Бюро переписи населения США 1997 года свидетельствуют о том, что 36 процентов бабушек и дедушек, находящихся под опекой, имели отличное или очень хорошее здоровье и работали вне дома. 90–189 Бабушки и дедушки могут столкнуться с неожиданными трудностями, если захотят усыновить внуков, лишенных родительской заботы (Chesterman et al., 2005; Jenkins, 2001). Однако наиболее обсуждаемые правовые аспекты, касающиеся бабушек и дедушек, касаются доступа
к внукам при разводе родителей.

После разрыва отношений

Когда родители разводятся и разводятся, отношения бабушек и дедушек с родителями, особенно с родителем-опекуном (или тем, кто заботится о внуках и контролирует их), становятся критически важным вопросом.
Если они гармоничны, бабушка и дедушка могут обеспечить стабильность, поддержку и заботу внуку (детям) и семье, часто предоставляя финансовую помощь или уход за ребенком (Dench & Ogg, 2002; Ferguson et al., 2004). Они могут преодолевать трудности в отношениях между родителем и внуком и быть «буфером» во время семейных бед.Люссье и др. (2002), используя данные лонгитюдного исследования ALSPAC, обнаружили, что близость к бабушке и дедушке по материнской (но не по отцовской) линии была в значительной степени связана с приспособлением к внукам, когда родители разошлись, даже если учитывались другие семейные переменные. 90–189 Напротив, сложные или нарушенные отношения между бабушкой и дедушкой и родителями могут угрожать близости бабушек и дедушек к внукам, контактам, вовлеченности и выполнению удовлетворительной роли бабушек и дедушек (Ferguson et al., 2004; Lavers & Sonuga-Barke, 1997).Если (как это обычно бывает) дети проживают со своей матерью, то бабушкам и дедушкам по отцовской линии, возможно, придется «действовать осторожно», чтобы получить доступ к своим внукам; и это можно опровергнуть. Последствия нежелательной потери контакта с внуками могут быть разрушительными. Дрю и Смит (2002) выбрали бабушек и дедушек, которые были членами групп поддержки, таких как Ассоциация бабушек и дедушек; после потери контакта с внуками из-за развода родителей бабушки и дедушки сообщали о симптомах тяжелой утраты и негативных последствиях для их физического и эмоционального здоровья (в большей степени, чем в случае разлуки, вызванной лишь географическим расстоянием).Надежда на воссоединение со своими внуками, хотя и не совсем нереалистичная,
затрудняет процесс преодоления горя.
Важным вопросом для бабушек и дедушек является то, какие права доступа и посещения у них есть с внуками. Иногда судебные приказы о контактах являются единственным способом их получения. В соответствии с Законом о детях 1989 года любое лицо (а не только дедушки и бабушки или родственники) может просить разрешения подать заявление о постановлении о контакте с ребенком. Но даже если бабушка и дедушка получили распоряжение о контакте, мало что заставляет родителя соблюдать решение суда.Вопрос о том, какими дополнительными законными правами должны обладать бабушки и дедушки, продолжает обсуждаться (Chesterman et al., 2005; Ferguson et al., 2004; Jenkins, 2001).
Семейные отношения трех поколений, которые могут последовать за разводом, сложны. Внук может иметь различные типы сводных прародителей, в результате
повторного брака родителя (наиболее обычно), повторного брака бабушки и дедушки или повторного брака родителя приемного родителя! Опрос BSA показал, что приемные бабушки и дедушки обычно меньше контактировали с внуками, чем бабушки и дедушки; но интересное открытие заключалось в том, что приемные дедушки, как правило, больше общались (20% видят приемных внуков несколько раз в неделю) по сравнению с приемными бабушками (11%).

Бабушки и дедушки в обществе

В США есть курсы для бабушек и дедушек (Szinovacz & Roberts, 1998). Они могут включать в себя компоненты, связанные с обменом чувствами и идеями со сверстниками, выслушиванием мнений молодых людей, изучением вопросов развития на протяжении всей жизни, улучшением навыков семейного общения и фокусировкой на самооценке. Существуют также программы «приемных бабушек и дедушек». Вернер (1991) описал, как они дают «пожилым людям с низким доходом возможность обеспечивать дружеские отношения и заботиться о различных детях и подростках из групп высокого риска в обмен на не облагаемую налогом стипендию» (стр.78). Они проводятся в больницах, интернатных учреждениях, детских садах и семейных приютах. Оценка этих программ представляется положительной.

Разногласия и новые направления

Исследования о дедушках и бабушках набирают силу и актуальность. Теперь необходимо более тщательное применение теории к сбору и интерпретации данных. Теоретические перспективы могут быть получены из теории эволюции, психоанализа и теории привязанности, теории семейных систем, семейной социологии, развития продолжительности жизни и геронтологии. Кроме того, большинство исследований проводилось в США, а некоторые — в Европе. Дальнейшая работа над межкультурными вариациями роли бабушек и дедушек может дать более широкий взгляд на эту тему. Среди афроамериканцев, например, бабушка по материнской линии, как правило, играет особенно влиятельную роль.
Хотя в отношениях бабушек и дедушек и внуков участвуют три поколения, большинство исследований сосредоточено на точке зрения только одного поколения посредством интервью или анкетирования. Иногда выяснялись мнения бабушек и дедушек; чаще — перспектива внука.Тем не менее, исследования, которые получили несколько точек зрения, регулярно сообщают о некотором несоответствии. Манген и Миллер (1988) обнаружили лишь умеренную корреляцию между поколениями по количеству контактов (от 0,41 до 0,75). Разногласия могут означать трудности в отношениях; один отец утверждал, что раз в месяц приводит своих детей к бабушке, но бабушка жаловалась, что он почти никогда не приезжал и что «я недостаточно вижу детей своего сына, чтобы знать их отчества» (с. 121). Эти различия во взглядах нашли отражение в результатах исследования BSA (Dench & Ogg, 2002).Они заслуживают большего внимания в будущем, как из-за их теоретического интереса, так и из-за возможных практических преимуществ, которые могут возникнуть, если удастся избежать недоразумений.

— Профессор Питер Смит возглавляет отдел школьных и семейных исследований Голдсмитского колледжа Лондонского университета. Электронная почта: [email защищен].

Обсуждения и дебаты

Почему взгляды на роль бабушек и дедушек изменились за последнее столетие?

Почему бабушки и дедушки, родители и (внуки)дети могут различаться в своем восприятии отношений между бабушкой и дедушкой и внуком?

Каковы более широкие последствия существенной помощи бабушек и дедушек в уходе за детьми дошкольного возраста?

Какую роль бабушка или дедушка могут играть в развитии своих внуков?

Какие права доступа должны быть у бабушек и дедушек при разводе родителей?

Веб-ссылки

Закон о детях Великобритании: www. kidslawuk.org
Ассоциация бабушек и дедушек: www.grandparents-association.org.uk
Фонд бабушек и дедушек: www.grandparenting.org
Исследовательская сеть обучения бабушек и дедушек: www.gold.ac.uk/research/rtn

Ссылки 

Возраст Концерн (1998). Через поколения. Лондон: Автор.
Бенуа, Д. и Паркер, К. (1994). Стабильность и передача привязанности через три поколения. Развитие ребенка, 65, 1444–1456.
Бертон, Л. М. и Бенгтсон, В.Л. (1985). Черные бабушки: вопросы времени и преемственности ролей. В В.Л. Бенгтсон и Дж. Ф. Робертсон (ред.) Дедушка и бабушка (стр. 61–77). Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Каспи, А. и Элдер, Г.Х. (1988). Возникающие семейные модели. В Р.А. Хинде и Дж. Стивенсон-Хинде (ред.) Отношения в семьях: взаимное влияние (стр. 218–260). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Честерман, Л., Фэрроу, Г. и Наги, Р. (редакторы) (2005). Относительные ценности… Наилучшие интересы ребенка? Харлоу: Ассоциация бабушек и дедушек.
Кларк, Л. и Кэрнс, Х. (2001). Бабушки и дедушки и забота о детях. В Б. Броуд (ред.) Родственная забота (стр. 11–19). Лайм-Реджис: Дом Рассела.
Коттерилл, П. (1992). «Но на свободу, видите ли, не быть няней»: Отношение женщин к бабушке. Социология, 26, 603–618.
Денч, Г. и Огг, Дж. (2002). Дедушка в Британии. Лондон: Институт общественных исследований.
Дрю, Л. и Смит, П.К. (2002). Последствия для бабушек и дедушек, когда они теряют связь со своими внуками: развод, семейная вражда и географическое разделение.Журнал психического здоровья и старения, 8, 95–119.
Фаррингтон, Д.П. (1993). Понимание и предотвращение издевательств. В М. Тонри (ред.) Преступность и правосудие: ежегодный обзор исследований, Vol. 17 (стр. 381–458). Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
Фергюсон Н., Дуглас Г., Лоу Н. и соавт. (2004). Бабушки и дедушки в разведенных семьях. Бристоль: Политическая пресса.
Хагестад, GO (1985). Непрерывность и связность. В В.Л. Бенгтсон и Дж. Ф. Робертсон (ред.) Дедушка и бабушка (стр. 31–48). Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Хагестад, Г. О. (2000). Межпоколенческие отношения взрослых. Программа «Поколения и гендер»: изучение будущих исследований и вариантов сбора данных (глава 4). Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций.
Джанелли, Л. М. и Зорге, Л. (2001). Образы бабушек и дедушек в детских сказках. Геронтология и гериатрическое образование, 22, 69–88.
Дженкинс, Дж. (2001). Обзор правового положения бабушек и дедушек как опекунов. В B. Broad (Ed.) Родственная забота (стр. 1–10). Лайм-Реджис: Дом Рассела.
Джессел, Дж., Грегори, Э., Арью, Т., Кеннер, К. и Руби, М. (2004). Дети и их бабушки и дедушки дома. English Quarterly, 36, 16–23.
Лейверс, Калифорния и Сонуга-Барке, Э.Дж.С. (1997). Аннотация: О роли бабушек в приспособлении и дезадаптации внуков. Журнал детской психологии и психиатрии, 38, 747–753.
Люссье, Г., Дитер-Декард, К., Данн, Дж. и Дэвис, Л. (2002). Поддержка двух поколений. Журнал семейной психологии, 16, 363–376.
Манген, Д.Дж. и Миллер, Р. Б. (1988). Измерение межпоколенных контактов в семье. В Д.Дж. Манген и др. (Ред.) Измерение межпоколенческих отношений (стр. 98–125). Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.
Мерфи-Коуэн, Т. и Стрингер, М. (1999). Физические наказания и родительский цикл: опрос родителей из Северной Ирландии. Журнал общественной и прикладной социальной психологии, 9, 61–71.
Ойсерман, Д., Радин, Н. и Бенн, Р. (1993). Динамика в семье из трех поколений. Психология развития, 29, 564–572.
Пирсон, Дж. Л., Хантер, А. Г., Энсмингер, М. Э. и Келлам. С. Г. (1990). Черные бабушки в семьях с несколькими поколениями. Развитие ребенка, 61, 434–442.
Ричардс, А. (2001). Второй раз: опрос бабушек и дедушек, воспитывающих внуков. Лондон: Группа по правам семьи.
Саги-Шварц, А., ван Эйзендорн, М.Х., Гроссманн, К.Е. и другие. (2003). Привязанность и травматический стресс у женщин, переживших Холокост, и их дочерей. Американский журнал психиатрии, 160, 1086–1092.
Смит, П.К. и Дрю, Л. (2002). Дедушка. В М. Борнштейн (ред.) Справочник по воспитанию детей: Vol. 3. Быть и стать родителем (2-е изд.) (стр. 141–172). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Стейплз, Р. и Смит, Дж.В. (1954). Отношение бабушек и матерей к практике воспитания детей. Развитие ребенка, 25, 91–97.
Szinovacz, ME (Ed.) (1999). Справочник по бабушке и дедушке. Вестпорт, Китай: Greenwood Press.
Шиновач, М.Э., ДеВайни, С. и Аткинсон, член парламента (1999). Влияние суррогатного материнства на благополучие бабушек и дедушек.Журнал геронтологии: социальные науки, 54B, S376–S388.
Шиновач, М.Е. и Робертс, А. (1998). Программы для бабушек и дедушек. В ME Szinovacz (Ed.) Справочник по бабушке и дедушке. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Таунсенд, П. (1957). Семейная жизнь стариков. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Тышкова, М. (1991). Роль бабушек и дедушек в развитии внуков в восприятии подростков и молодых людей в Польше. В П.К. Смит (ред.) Психология дедушки и бабушки: международная перспектива (стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>