МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Загадки неживая природа: Представление не найдено [name, type, prefix]: article, htmlstart, contentView

Интересные явления неживой природы зимой. Признаки зимы в живой и неживой природе. Что делают звери в преддверии морозов

Ирина Ведерина
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе»

Цель : создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе . Задачи :

Обучающая.

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе , связанные с зимним периодом ; упражнять в подборе определений к заданному слову.

Активизировать словарный запас (метель, иней, снегопад и др.) .

Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.

Развивающая.

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки воображения детей.

Развивать познавательную активность , творчество.

Воспитывающая :

Воспитывать любовь к природе , интерес к изучению природы .

Материалы : тарелочки со снегом, салфетки.

Ход НОД:

1. Мотивационно-побудительный этап.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно :

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый. (снег) .

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Серебристая. (снежинка) .

Снег от холода стал синий,

На деревьях — белый иней.

Даже Бобик прячет нос,

Ведь на улице. (мороз) .

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а. (лед)

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. (зима) .

Правильно – это зима. Зима – это волшебное, сказочное время года.

2. Основная часть. Организационно-поисковый этап.

Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе » : «Зимние братья » .

Расскажу я вам о зимних братьях . Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.

Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команда лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший,

зимний брат любит метели , бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата : мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

Угадайте, о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Как их называют?

Загадки о зимних месяцах :

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей — длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет-

Мы встречаем Новый год.

(декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду-упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится :

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?

(февраль)

Молодцы, правильно угадали!

Рассказ о зимних месяцах : декабрь, январь и февраль.

В старину месяц декабрь называли «студень» . Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, а иногда бывает сильный мороз. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.

Январь. Месяц январь называли «Лютень»

. «Месяц январь — зимы государь» — так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце.

Февраль – последний зимний месяц . В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем» . В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.

Физкультминутка.

На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами)

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят) снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны) .

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)

.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте) .

И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места) .

Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

Ребята, зимние месяцы предлагают вам интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы : Какой? Какая?

Зима (Какая)

Дети : снежная, морозная , холодная

Снежинка (Какая)

Дети : красивая, легкая, пушистая

Елка (Какая)

Дети : красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, настоящая, лесная

Ветер (Какой)

Дети : сильный, страшный, холодный

Снегопад (Какой)

Дети : сильный, красивый, легкий

Метель (Какая)

Дети : снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.

Иней (Какой)

Дети : серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.

Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!

Экспериментирование «Зимние явления в природе » .

Ребята, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей) .

Понаблюдайте. Что с ним происходит?

(Тает) . Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).

Какая стала вода, после таяния снега : чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).

Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз» :

Невидимкой осторожно,

Он является ко мне,

И рисует, как художник

Он узоры на окне.

Это клён, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу — не оторваться

Веток линии нежны!

А художник — рад стараться,

Даже кисти не нужны.

Какие узоры рисует мороз на окне?

3. Рефлексивно-корригирующий этап.

Отгадайте ещё одну загадку :

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

(Зима и Зимние месяцы ) .

О чём мы говорили на занятии ? (О зиме, зимних месяцах ) .

Назовите зимние месяцы .

О каких зимних явлениях мы говорили ?

Ребята, а что мы делали на занятии ? (Отгадывали загадки, играли в игры, проводили наблюдение за таянием снега).

А вы хотите, поиграть в снежки и слепить снеговика? (Да) . Тогда нам пора на прогулку!

Не все люди любят зиму, с ее морозами, гололедом, и сложными условиями вождения. И правда, зима может быть опасным и малоприятным временем года. Но она также может быть фантастически красивой. Захватите чашку горячего напитка, завернитесь в плед, а мы расскажем вам о самых удивительных явлениях, которые происходят в зимнее время.

7. Световые столбы

Эти словно бы парящие над поверхностью земли «световые мечи» издалека можно принять за НЛО. В морозную ночь они представляют собой восхитительное зрелище, которое кажется работой сверхъестественных сил.

Однако наука давно знает о существовании столбов света. Они появляются при отражении света от взвешенных в воздухе мельчайших кристаллов льда (с шестиугольным сечением или же столбовидных, в зависимости от угла расположения солнца или луны). Такие кристаллы обычно возникают в высоких перистых облаках. Однако в мороз ледяные кристаллы образуются и в более низких слоях атмосферы. Поэтому, столбы света часто возникают зимой. А их многоцветный оттенок объясняется огнями, которые они отражают.

Интересно, что подобные явления могут возникать и в солнечную погоду и при луне, в зависимости от того, свет какого светила отражается от кристаллов льда.

6. Снежная гроза

Это метеорологическое явление, при котором во время снежной метели по-летнему грохочет гром и сверкают молнии.

По данным синоптиков снежные грозы возникают, когда холодные атмосферные фронты вторгаются в теплую воздушную массу. Скорость движения таких фронтов составляет, в среднем, 40 км/час.

Когда в условиях неустойчивой атмосферы холодный воздух соприкасается с теплым происходит резкий перепад температуры (вплоть до нескольких десятков градусов на высоте в несколько километров). Из-за этого возникают гром и молния, да в придачу еще и ливневые снегопады.

Снежная гроза является достаточно редким для России событием. Она наблюдалась в Новосибирске, в декабре 2015 года, в Новороссийске в январе 2012 года, в столице в декабре 1995 года и в этом же месяце в 2011 году. Однако в Мурманске снежная гроза бывает, в среднем, раз в год.

5. Блинчатый лед

Странное зрелище можно иногда наблюдать зимой: реку покрывают круги, которые доходят до 3 метров в поперечнике. Эти круги похожи на круглую пиццу или на огромные блинчики, но они состоят не из теста, а изо льда толщиной до десяти сантиметров.

Эксперты говорят, что подобная ледяная «пицца» образуется, когда процесс замерзания воды прерывается ее волнением, а участки льда сталкиваются и трутся краями, стирая острые углы.

Эти блинообразные образования чаще всего встречаются в Антарктиде, но могут возникнуть в любом большом водоеме.

4. Иней

В холодный день на кустарниках и деревьях можно увидеть тонкий слой мелких льдистых кристаллов, похожих на бороду Деда Мороза.

Иней создается аналогично росе. При отрицательных температурах контакт молекул водяного пара с веткой или другим предметом приводит к их переходу от газообразного состояния к твердому. Это и вызывает появление множества перистых кристаллов льда. Чем больше влаги содержится в воздухе, тем толще будет иней.

3. Замороженные лягушки

Третье место в топ-7 удивительных зимних явлений природы досталось обычной, на первый взгляд, лягушке. У разных животных есть физиологические особенности, которые помогают им выживать в холода. Медведи, например, впадают в спячку, а вот у древесной лягушки есть еще более простая стратегия: она просто замерзает.

На зиму древесные лягушки ищут углубления в земле. Они заполняют его листьями и веточками, которые обеспечивают тепло, зарываются в укрытие и впадают в зимнюю спячку. Сердце лягушки перестает биться, органы перестают функционировать, а кровь замерзает.

Если бы речь шла о другом живом существе, то подобная заморозка повредила бы ткани организма, разрушая хрупкие структуры клеток. Ведь дегитратированные клетки больше не могут функционировать.

А вот древесная лягушка избегает этой опасной для жизни дилеммы. Перед спячкой в ее организме вырабатывается большое количество глюкозы, которое затем транспортируется в клетки и действует как антифриз.

Уровень мочевины также повышается, что способствует дополнительной защите клеток. В то время как сами клетки не замораживаются, вода замерзает в коже, глазах и мышцах, делая лягушку твердой, как камень.

Когда приходит весна, земноводное оттаивает без малейшего ущерба для здоровья.

2. Дыра в небесах

Лишь зимой можно наблюдать феномен, который в английской литературе носит название Skypunch (а еще Fallstreak hole и Hole punch cloud). Кажется, что рука великана, живущего на небе, протянулась вниз и сделала дыру в облаках, чтобы было лучше видно, что творится внизу.

Подобное явление возникает лишь тогда, когда капли воды в облаках находятся в суперохлажденном положении. В отсутствие ядер замерзания водяные капли могут оставаться в состоянии жидкости при температурах до минус 40 градусов Цельсия.

При воздействии внешней силы некоторые из капель воды превращаются в лед и начинают цепную реакцию замерзания и выпадения вниз остальной части капель. Из-за этого в считанные секунды в облаках образуется большой круг.

Исследования подтвердили, что проходящие воздушные суда отвечают за начало процесса кристаллизации капель. Когда самолеты пролетают сквозь облако, воздух охлаждается по мере прохождения через крылья и пропеллер самолета.

1. Смертельные сосульки

Если вы подумали об обычной сосульке, которая может упасть на голову и убить, то ошиблись. Подводные сосульки, которые формируются в морозных условиях Арктики и Антарктиды, не менее смертельны.

Вот как это происходит.

  • Взаимодействие воды с холодными воздушными массами приводит к образованию льда на поверхности воды.
  • Соль вытекает изо льда, что увеличивает соленость воды и снижает ее температуру замерзания. Плотность воды также увеличивается.
  • Соленый рассол, находящийся подо льдом, соприкасается со льдом и охлаждается до его температуры.
  • В результате возникает подводный аналог сталактита – брайникл (Палец Смерти). По форме он напоминает щупальце или ледяную трубку, которая тянется в направлении морского дна.
  • Когда гигантская «трубка» достигает дна, она начинает разрастаться, мгновенно замораживая (и убивая) все, чего касается.

«Они (брайниклы) выглядят как перевернутые кактусы, которые выдуваются из стекла, как будто из воображения доктора Сьюза. Они невероятно хрупкие и могут сломаться от малейшего прикосновения », — поясняет Эндрю Турбер, профессор Университета штата Орегон.

И тем не менее ледяные «пальцы смерти» могут открыть ученым секреты жизни. Бруно Эскрикано, исследователь из испанского Исследовательского института в Бильбао, утверждает, что внутри морского льда находится высокая концентрация химических соединений, липидов и жиров, которые покрывают внутреннюю часть структуры. Они могут действовать как примитивная мембрана — одно из условий, необходимых для жизни. Эти компоненты могут также содержать ингредиенты, необходимые для получения ДНК. Конечно, капитана Америку из такого льда вряд ли удастся достать, но, возможно, брайниклы сумеют пояснить ученым, какие формы жизни смогут зародиться на планетах, закованных во льды.

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы — это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 — это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило — на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению — это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза — это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение — весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля — в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это «Грибной дождь». Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга — оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей — это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, «проливной» дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз — заморозки .

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки — осенние явления неживой природы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад — это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав — это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление — облака — бывает в любое время года. Облака — это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Зима – удивительное время года. Этот сезон преподносит людям немало сюрпризов – необычных погодных явлений. Некоторые из них доставляют немало хлопот, другие – удивляют. Мы расскажем, что такое ледяной дождь и бывают ли зимой гроза и радуга…

Ледяной дождь

Ледяной дождь — необычные атмосферные осадки, выпадающие при отрицательной температуре воздуха от 0 до -15°С в виде твердых прозрачных шариков льда диаметром 1-3 мм. Внутри шариков — незамерзшая вода. Ледяной дождь образуется, когда слой теплого воздуха в атмосфере попадает между двумя слоями холодного воздуха. Замерзшая в верхнем холодном слое влага тает, попадая в теплый слой. Продолжая падать, капли дождя у самой земли оказываются в слое с температурой ниже нуля, но переходят не в снег или лед, а в особое состояние воды. Падая с высоты, шарики разбиваются, вода вытекает и образует ледяную корку. Для России ледяной дождь — явление нечастое. Самые сильные ледяные дожди каждый год обрушиваются на Северную Америку .

Слой наледи, покрывающий все после ледяного дождя, может нанести серьезный ущерб природе и человеку. Покрываясь коркой, каждая ветка дерева «герметизируется», становится очень хрупкой, похожей на хрустальную. Часто большие ветви под тяжестью льда ломаются, создавая проблемы для автомобилей и пешеходов в городе. Опасно это явление и для линий электропередачи, так как ведет к их обрыву. А гололед на городских улицах становится причиной травматизма, автомобильных аварий и дорожных коллапсов.


КСТАТИ

25 декабря 2010 года ледяной дождь прошел над средней полосой России. В Москве и Подмосковье были многочисленные обрывы линий электропередачи. Без электричества остались более 400 тысяч человек, полностью был обесточен аэропорт Домодедово . Из-за падения веток и целых деревьев пострадали 27 человек, один погиб. В результате гололеда за два дня получили травмы 1350 человек. Случаи ледяного дождя и гололеда были и в других регионах России. В уральском городе Троицке из-за гололеда на два дня были закрыты школы. На автотрассе М5 в районе Златоуста образовался огромный затор из-за того, что тяжелые грузовики не могли подняться на уклон.

26 декабря 2010 года ледяной дождь накрыл и Западную Европу . В Польше из-за обледеневших проводов без света остались тысячи людей. На некоторых направлениях перестал работать электротранспорт. В Германии дорожные патрули фиксировали сотни ДТП , на автомагистралях возникли серьезные пробки.


Снежный шквал

Снежной шквалом или бурей называют зимний ураган, во время которого скорость ветра достигает 56 километров в час. Территория распространения снежной бури может быть сколь угодно обширной. Если скорость ветра при шквале превышает 60 километров в час, ей присваивается собственное имя.

КСТАТИ

Совсем недавно, 22 декабря 2013 года, снежный шквал пронесся над территорией США . По сообщению информагентств, не менее 600 человек погибли, еще пятеро получили серьезные ранения в результате последствий снежного шторма. Почти 300 тысяч домов остались без электричества в штате Мичиган . 100 тысяч зданий — в штатах Нью-Йорк и Мэн . В аэропортах США были отменены более 500 авиарейсов. На следующий день снежная буря, сопровождаемая ледяным дождем и ветром, достигла Канады . Здесь без электричества остались 400 тысяч человек, были отменены сотни рейсов в аэропортах Оттавы , Торонто , Монреаля и других городов. Этот снежный шторм стал сильнейшим в Канаде за последние 15 лет наблюдений.


Если для северных широт снежные бури – явление привычное, хоть и доставляют массу хлопот, то для южных регионов нашей планеты – настоящий катаклизм. 11 и 12 декабря 2013 года в Израиле не прекращался снегопад, который парализовал транспортное движение. Снег выпал в Иерусалиме , на Голанских высотах, в Верхней Галилее и в Мицпе-Рамон. В связи с аномальными погодными условиями были закрыты учебные заведения. По данным метеорологов, за несколько часов на Иерусалим выпало 72 мм осадков.


Сильные морозы

Аномально сильные морозы наблюдались в России в декабре 2012 года. По наблюдениям метеорологов, таких холодов не было в нашей стране уже 74 года. Они держались две недели — в Центральном регионе России в 2012 году был зафиксирован рекорд по продолжительности аномальных холодов. Но тяжелее всего пришлось жителям Сибири , где термометры показывали до минус 50. Из-за мороза в нескольких регионах на неделю отменялись занятия в школах.

В 2012 году только в Москве счет пострадавших от аномального холода шел на десятки: 21 человек погиб, 271 человек пострадал от переохлаждения и обморожений.


КСТАТИ

В прошлом веке самая низкая температура воздуха на Земле была зарегистрирована в Антарктиде , на советской станции «Восток» 21 июля 1983 года, когда платиновый термометр показал -89,2 градуса по шкале Цельсия. Но совсем недавно ученые из американского Национального центра информации по льду и снегу заявили о новом температурном рекорде на нашей планете – минус 91,2 градуса! Новый рекорд — тоже родом с южного континента, только теперь полюсом холода стала гора рядом с японской антарктической станицей «Купол Фудзи». Правда японцы измерили температуру со спутника.

Самая низкая температура, зарегистрированная на территории России — минус 78 градусов по Цельсию. Эта аномально низкая температура наблюдалась в верховьях реки Индигирки , которое принято считать полюсом холода Северного полушария.

Зимняя гроза

Принято считать, что грозы – исключительно летнее явление природы. Но иногда они случаются и зимой, когда дневные температуры лишь на несколько градусов поднимаются выше нуля. Такие грозы называют снежными. Явление это довольно редкое. Средняя повторяемость таких гроз — один раз в 5 — 10 лет. Только при очень глубоких и быстро движущихся циклонах влажный воздух с морских широт, поступая на континент большими массами и на большой скорости, вызывает сильную электризацию воздуха, которая и порождает грозы.


КСТАТИ

24 декабря 2013 года зимнюю грозу со снегопадом наблюдали жители Петербурга . Метеорологи связывают аномалию с теплой погодой, которая стоит в Северной столице в этом декабре — плюс пять градусов по Цельсию. Еще один сюрприз природы – после грозы над городом повисла зимняя радуга.

Зимняя радуга

У зимы, кроме морозов , буранов и гололеда, есть и приятные природные явления. Например, зимняя радуга. Это преломление световых лучей на мельчайших кристалликах льда, висящих в воздухе. Зимняя радуга сродни такому редкому атмосферному явлению, как гало. Разница в том, что гало возникает, когда кристаллики льда, получая электрический заряд, выстраиваются в определенном порядке. А для зимней радуги нужно, чтобы кристаллики, наоборот, не обладали никаким зарядом и были ориентированы хаотично. Три составляющих радуги зимой – яркое солнце, крепкий мороз и высокая влажность – совпадают чаще всего при смене погоды, например, с приближением метели или морозов. И еще – если летом мы наблюдаем радугу-дугу, то зимой есть вероятность увидеть радугу, которая представляет собой замкнутое кольцо.


КСТАТИ

Зимнюю радугу наблюдали в этом декабре петербуржцы после зимней грозы. А 6 декабря 2012 году любоваться на это редкое зимой явление посчастливилось жителям Новокузнецка . В городе Кольцово Свердловской области 10 декабря 2012 года видели круглую радугу вокруг солнца.

Гигантские снежинки

Обычная снежинка редко превышает размеры 5 мм и весит 4 мг. Но случаются исключения. Так в Сибири людям приходилось наблюдать снежные хлопья 30 см в диаметре. Рост снежинок напрямую зависит от температуры и влажности воздуха. Чтобы снежинки получились аккуратной и правильной формы, необходима температура воздуха от -5 до -20 градусов по Цельсию. При температуре ниже 30 градусов снежинки выпадают в виде «алмазной пыли». Крупные снежинки образуются при повышенной влажности воздуха, их чаще можно увидеть вблизи водоемов, так как испарение воды создает самые благоприятные условия для их образования.


КСТАТИ

Самые крупные снежинки в нашей стране наблюдали жители Москвы в 1944 году. Они были размером с ладонь и напоминали страусиные перья. Ученые объяснили это явление так: из районов, близких к Северному полюсу, спустилась волна холодного воздуха, в облаках началось образование снежинок. Но упасть на землю они сразу не могли: их поддерживали восходящие теплые потоки воздуха от нагретой земли. Снежинки плавали в высоте и слипались вместе, образуя хлопья. К вечеру воздух у земли остыл, восходящие струи ослабли, и начался удивительный снегопад.

А самая большая снежинка в мире была зафиксирована в Америке, она была диаметром 38 см при толщине 20 см. Такие гигантские снежинки выпали в городе Форт-Кео, штат Монтана , в 1887 году.

В гости к зиме. Неживая природа зимой.

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; научить видеть красоту зимней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В гости к зиме. Неживая природа зимой.

Задачи урока:

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; научить видеть красоту зимней природы.


Прогнозируемые результаты:

Учебные материалы: иллюстрации с видами зимней природы; плакаты «Зима»; электронный носитель к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса, слайды для демонстрации по программе PowerPoint.

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности

Ребята, мы сегодня отправимся в гости к одному из сезонов года.

Послушайте отрывок из стихотворения Самуила Маршака и скажите о каком времени года в нём говорится.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

В стихотворении говорится о зиме.

Мы сегодня с вами отправимся в гости к зиме и узнаем, какие изменения происходят в неживой природе зимой.

II. Актуализация знаний

Повторение пройденного материала

Давайте сначала повторим, что мы называем живой природой, а что- неживой природой.

электронный носитель

Игра «Установи соответствие» (по электронному носителю к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса)

III.Работа по теме урока

Слайд 1 «Зима»

Рассмотрите картину. Какое время года изображено на картине?

Осень.

На второй картине?

Зима.

Как изменилась природа с наступлением зимы?

Всё вокруг стало белым, реки и озёра покрыты льдом, почва замёрзла.

Дни стали короче, а ночи стали длиннее.

Благодаря чему всё в природе стало белым?

Снегу.

Снег какой?

Снег белый, пушистый.

Ребята, снег-это зимнее явление природы.

(на доску вывешивается табличка снег)

Давайте послушаем стихотворение И. Сурикова «Зима»

Чойган:

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо падает ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Как идёт снег? Что он делает в воздухе?

Снег кружится, падает с неба на землю.

Это явление природы называется- снегопад .(На доску прикрепляется табличка Снегопад)

Давайте посмотрим удивительное явление природы- снегопад.

электронный носитель

Дети наблюдают за снегопадом по электронному носителю к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса)

При сильном ветре снег кружится, несётся по воздуху и по земле. У домов, у заборов, у деревьев появляются сугробы.

Слайд 2 « Метель»

Это явление природы называется- метель.

(на доску вывешивается табличка со словом метель)

А сейчас отгадайте загадку и узнаете из чего состоит снег.

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.)

Правильно, это снежинки. Из маленьких снежинок состоит снег.

Снежинки- это замёрзший водяной пар, который образуется в воздухе и падает на землю.

(на доску вывешивается предложение: « Снежинки- это замёрзший водяной пар, который образуется в воздухе и падает на землю.»

Слайд 3 «кристаллизация воды»

Рассмотрите различные изображения снежинок.

Слайды 4,5,6,7 «Снежинки»

(Учитель показывает слайды и картинки с изображениями снежинок и вывешивает на доску.)

Снежинки бывают разные и очень красивые. Некоторые даже имеют свои названия.

Они могут иметь такие названия:

Звёздочка

Запонка

Ёж

Пластинка

Игла

Столбик

Угадайте, названия снежинок. (Приложение 1)

(Дети соотносят карточки с названиями снежинок с изображениями снежинок)

Работа в тетради. С. 51.

Ребята. Откройте тетради на с.51., укажите стрелками, как называются снежинки.

Физминутка

Под музыку Чайковского «Вальс снежинок»

– Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.
– Спасибо, присаживайтесь.

Продолжение работы по теме урока

А погода зимой какая бывает?

Морозная.

В морозную погоду снег бывает рыхлой, сухой. Но иногда становится тепло, снег подтаивает. Появляются лужицы. И это явление природы называется –оттепель.

(на доску вывешивается карточка со словом оттепель)

Слайд 8 «оттепель»

— Смотрите на экран. Зимой, когда оттепель, снег тает, появляются сосульки.

Сейчас послушайте стихотворение и вы узнаете, что происходит с подтаявшей водой во время оттепели. (ученик читает стихотворение Н. Некрасова)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Во что превратились лужицы?(в стекло те.е в лёд)

Ребята посмотрите на экран. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают и становятся как стекло. Так на улицах появляется гололедица.

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом гололедица)

Слайд 9 «гололедица»

В это время пешеходам и водителям автомобилей надо быть особенно осторожными.

Зимой что появляется на окнах, что вы заметили?

Появляются различные узоры.

Смотрите на экран. Вот какие красивые узоры появляются на окнах.

Слайды 10,11,12,13 «Иней, изморозь»

Это явление природы называется изморозь. Узоры появляются от инея (хыраа) не только на окнах, но и на деревьях.

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом изморозь, иней)

В воздухе всегда есть прозрачный водяной пар. Тёплые пары воздуха оседают на холодных стёклах и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небе. Так появляются ледяные узоры на окнах.

Когда бывает изморозь, удивительно красивым становится всё вокруг.

Особенно красиво становится в парке, в лесу.

Послушайте стихотворение М. Лесна- Раунио IIоб этом явлении природы.

Кто рисует так искусно,

Что за чудо фантазёры,

ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озёра?

Кто нанёс орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это всё один художник.

Это всё его картины.

Как зовут художника?

Мороз.

Творческая работа

Представьте, что вы- мороз. На партах лежат листы, возьмите синий карандаш и нарисуйте свои узоры на стёклах.

Устраивается выставка работ.

Работа с учебником . С.130-131 (дети читаю текст)

I V. Рефлексия учебной деятельности.

(Опираясь на то, над чем работали на уроке и текст учебника дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки, разгадывают кроссворд)

1.Вопросы

Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы.? Какие осадки выпадают зимой? Что происходит с землёй?

Что происходит с водоёмами.

Какие явления природы происходят зимой в неживой природе?

2. Загадки

Вспомнив то, о чём мы говорили на уроке, вы можете отгадать загадки:

Скатерть бела весь свет одела.

(Снег.)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?

(Снежинки.)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

(Лед.)»

  1. Кроссворд
  1. Из чего состоит снег?(снежинки)
  2. Что рисует ледяные узоры на реке?(мороз)
  3. Как называются тёплые дни зимой?(оттепель)
  4. Первый месяц зимы. (январь)

Домашняя работа

Наблюдать за изменениями в неживой природе

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №2 г. Кызыла »

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса

по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»

Тема урока: «В гости к зиме. Зимние явления в неживой природе»

Урок составила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла Монгуш Саяна Алексеевна

Кызыл 2011 г.

Аннотация урока по окружающему миру для 2 класса

Задачи урока:

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; учить видеть красоту зимней природы.


Прогнозируемые результаты:

Дети узнают о зимних изменениях в живой и неживой природе, будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды).

Учебные материалы: иллюстрации с видами зимней природы; плакаты «Зима»; электронный носитель к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса, слайды для демонстрации по программе PowerPoint; изображения снежинок и карточки с их названиями; у каждого ученика на столе чистый лист А-4 и синий карандаш.

Структура урока:

На уроке четыре этапа:

  1. Мотивация учебной деятельности

II. Актуализация знаний


Лето. Загадки про явления в природе летом

ЛЕТО.
Загадки про
явления в
природе
летом.
Составила: Конова О. В.
МКДОУ «Шварцевский Д/с
Программное содержание:
• Познакомить детей с явлениями природы летом. Расширять
представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое
небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
• Формировать первые элементарные обобщения, подводить к
установлению простейших связей между некоторыми природными
явлениями: туча, ветер, дождь, лужи, радуга и др.
• Воспитывать у детей любовь к родной природе и бережное
отношение к ней.
Лето
Солнышко весёлоё
Греет по утрам,
И денёчки тёплые
Посылает нам.
Но всего три месяца
Длится чудо это.
Есть ему название.
Подскажи мне. ..?(Лето)
В. Стручков
Небо
В опрокинутом колодце
Туч косматых хоровод.
Днём туда заходит
Солнце.
Ночью Месяц
проплывёт.
(Небо)
Солнце
Утром добрая девица,
В каждый дом попасть
стремится,
Чтобы стало всем светло,
И уютно и тепло.
Ну, а вдруг раздухарится,
Эта рыжая девица,
Будет и жара и зной,
Не поспорите со мной!
Ответ: Солнце
Солнечный зайчик
Жанна Зудрагс
Солнце вышло из-за туч,
Подарило яркий луч.
Стал скакать он, будто мяч,
По стене пустился вскачь.
Рыжий, круглый, озорной,
Весь в движенье, как живой.
Как зовут весёлый мячик?
Это… солнечный наш…
(зайчик).
Облака
Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет.
( облако)
Туча
Н. Шемякина
В небе серое одеяло,
Грозовое покрывало,
Опустилось низко-низко
И над городом повисло.
Вот уже грохочет гром,
Молнии сверкают в нем.
Облака собрались в кучу,
Стали грозовою …
(тучей).
Ветер
А. Алферова
Он поёт, гудит, играет
и над тучами летает.
Воет волком за окном
и пугает перед сном.
А когда устанет –
невидимкой станет.
(Ветер)
Гроза
А. Алферова
Весёлые тучки
Резвились, шутили…
Не во время тучки
Меня разбудили.
Я очень устал
И вставать не хочу,
На них рассердился,
Теперь – грохочу.
( Гром )
Дождь
Грянул дробно с высоты
Умыл деревья и цветы
И помчался во всю
прыть,
А назад не воротить.
(Дождь)
Лужа
Н. Меркушова
Ох, опять промокли ноги!
Разлилась по всей дороге
Прямо на моём пути,
Не проехать, не пройти!
Мне «спасатель — мама»
нужен!
На пути большая … !
(Лужа)
Радуга
Дождь прошел .
Раздвинув тучи ,
К нам пробился солнца
лучик .
И буквально на глазах
Мост возник на
небесах .
Разноцветная дуга Это … !(Радуга)
Туман
Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл
плащом.
(туман)
Роса
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки
цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — (Роса)
Град
Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку.
Туча бегала, резвилась,
И шкатулочка открылась,
И рассыпался вниз — ох! —
Круглый, ледяной горох.
(Град)
Ю. Алешин
Звезды
А над нами, а над нами
Луг с волшебными
цветами.
Золотистые Цветы
Расцвели средь темноты.
(Звезды)
Луна
А. Алферова
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью
светит.
Круглолица и бледна,
Среди звёзд всегда одна.
( Луна )
Эхо
А. Алферова
Если я молчу – молчит,
А начну кричать –
кричит.
Впереди всегда идёт,
За собою в лес ведёт.
( Эхо )
Интернет-ресурсы:
http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE
%20%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0&noreask=1&pos=59&rpt=s
image&lr=213&img_url=http%3A%2F%2Fs59. radikal.ru%2Fi166%2F1009%2Fda
%2Fc6a8ff906bd0.jpg
http://www.stihi.ru/2012/09/27/10480

Русские народные загадки

Всё окружающее человека нашло свое отображение в загадках, в которых он в поэтической лаконичной форме выразил, да и нынче продолжает выражать свое миропонимание, перенося возникшие в воображении образы и ассоциации на загадываемый предмет. Не так сложно отгадывать близкие к нам по времени и быту, в которых они зародились, загадки, чего не скажешь о загадках уже давнего времени. Но где взрослые затруднятся с ответом, непосредственный ум ребенка вполне может угадать образы налету, что помимо положительных эмоций, незаметно для него несколько прокачает его воображение и расширит кругозор. В том и красота этого малого жанра фольклора – в тренировке проницательности.

В сборнике русских народных загадок представлены загадки разного времени, от стародавности и до наших дней, что вы сможете заметить по словооборотам и употребляемым словам, как в самих текстах загадок, так и в ответах. Все загадки распределены по темам, в которых сгруппированы по ответам, находящимся в списке в алфавитном порядке. С источниками представленного материала, можете ознакомиться внизу страницы.

Приятного прочтения, загадывания, отгадывания и хорошего настроения!
 

Шуточные загадки

Шуточные задачи

Разные загадки

Русские народные загадки про человека и мир вещей
Человек

Загадки про детей

Загадки про человека

Загадки про семью и семейные отношения
 

Быт

Загадки про село, про деревню и деревенский двор

Загадки про крестьянскую избу

Загадки про отопление и освещение избы

Загадки про домашнюю утварь

Загадки про мебель

Загадки про посуду

Загадки про еду и напитки

Загадки про одежду, обувь и украшения

Загадки про музыкальные инструменты и приборы, воспроизводящие и передающие звук
 

Труд и занятия

Загадки о труде

Плотничье и столярное ремесло

Кузнечное ремесло

Рукоделие

Рыболовство

Разное

Загадки про земледелие

Загадки про деньги и торговлю

Загадки про огород и овощи

Загадки про фрукты, ягоды и сад

Загадки про культурные растения

Загадки про пчёл и пасеку

Загадки про лошадей, упряжь и выезд

Загадки про транспорт

Загадки про оружие
 

Грамота и информация

Загадки про буквы алфавита

Загадки про время

Загадки про почту

Загадки про грамотность и средства информации
 

История

Загадки про царя и царство
 

Религия и обряды

Загадки про церковь, попов и предметы культа

Загадки про библию и библейских персонажей

Загадки про смерть и похороны
 

Русские народные загадки про природу
Живая природа

Загадки про животных

Загадки про насекомых, членистоногих и червей

Загадки про земноводных и моллюсков

Загадки про рыб

Загадки про пресмыкающихся

Загадки про птиц

Загадки про растения

Загадки про грибы
 

Неживая природа

Загадки про воду, реки и водоёмы

Загадки про землю

Загадки про небо и небесные светила

Загадки про природные явления
 

Источники русских народных загадок:

1. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. — Санкт-Петербург, 1901.

2. М. А. Рыбникова. Загадки. Academia, Москва-Ленинград, 1932.

3. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII-XX веков / изд. под. М. Я. Мельц, В. В. Митрофанова, Г. Г. Шаповалова. — Ленинград, 1961.

4. Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой. Издание подготовили И. Е. Иванова и М. В. Строганов Санкт-Петербург, 2003.

5. Традиционный фольклор Новгородской области / Составители: М. Н. Власова, В.И.Жекулина, С.-П., 2006.

Загадки про зебру для ваших чад

Детей заинтересовать обучением проще, чем взрослых. Достаточно просто перевести данный процесс в игровую форму, и удача будет на вашей стороне. Придумайте интересные загадки про зебру, слона, черепаху, и ребенок с удовольствием примет ваш вызов. Фантазируйте и вызывайте желание к творчеству у своего чада.

Интересные загадки про зебру для самых маленьких

Сложите в рифмы пару строк и загадайте задачки своему сыночку или доченьке. Лучше всего разбейте все подготовленные загадки на блоки. Это могут быть:

  • Растения.
  • Животные.
  • Неживая природа.
  • Живая природа.
  • Части тела.
  • Природные явления.

Сюда можно добавлять многое, все зависит от фантазии родителей. Подпункты помогут малышу ориентироваться и находить ответы быстро и проворно. Поэтому превращайте каждое занятие в настоящее путешествие по миру знаний и в увлекательное приключение. Можете позаимствовать следующие варианты:

1. Полосатая лошадка

Есть копытца, грива, хвост.

Только то не конь ребятки,

Отгадайте кто ж?

2. На вид она словно лошадка,

Но в полосатой одежке.

Есть грива у нее и копыта:

Цокает ими по дорожке.

3. Ее ты видел в зоопарке,

Подумал сразу, что лошадка.

Но только тот зверек чудесный,

В полоску был раскрашен гладко.

4. Живет в Сахаре этот конь,

В полоску одежка надета на нем.

Похож на лошадку, но вот чудеса:

А как же ребята зовется она?

5. Полосатая тельняшка на лошадке этой,

Нравится она полоской и большим, и детям.

Все совсем, как у лошадки,

Но зовут ее не так.

Что за зверь такой с загадкой,

Расскажите-ка друзья?

Загадки про зебру для малышей в прозе

Не всегда родители могут рифмовать, поэтому порой есть необходимость сложить в загадку нерифмованные строки. Например:

  • Это животное очень загадочное. Оно точь-в-точь похоже на лошадь, но разукрашено черно-белыми линиями. Кто это?
  • Лошадь – не лошадь, конь — не конь. В полоску его кисть окрасила кругом. Что же это за чудное создание?
  • Этого зверька можно встретить в цирке или зоопарке. А если отправиться в путешествие в саванну, то там ты встретишь этого зверя в дикой природе. Он похож на лошадь, но окрашен в полоску. Кто это?

Нужно ли обучение деткам?

Конечно, каждый ребенок для полноценного развития и качественной подготовки к учебным учреждениям, обязательно должен уметь мыслить логически. Именно поэтому загадки про зебру и других животных нужно внедрять в процесс обучения. Это позволит развить различные типы мышления, сообразительность и память. Загадка про зебру для детей будет интересна в возрасте от 2 до 5 лет. Поэтому, включайте фантазию и начинайте творить для своих малышей!

Образовательная инициатива

Экологическая викторина для детей подготовительной группы.

«Знатоки природы!»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.  Закрепить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире

Узнавать и называть  летающих насекомых, животных и их среду обитания, птиц, деревья, дикорастущие и культурные и лекарственные  растения.

Закрепить умение отгадывать загадки

Закрепить знания о живой и неживой природе

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Материал и оборудование:».

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит

Картинки с объектами живой и неживой природы, картинки с изображением животных и средой их обитания,  листья от деревьев; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»;  дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; и картинки с изображением перелётных и зимующих птиц. Обручи и фишки, корзинка для  подвижной игры «Собери съедобные и несъедобные грибы дома. Ребята, мы сегодня проводим игру – викторину.

Для проведения игры нам нужно разделиться на две команды и выбрать капитанов.

Правила игры: Задания даются для обеих команд разные по очереди. Какая команда будет отвечать первой, мы определим, с помощью разминки. Но если команда отвечает не правильно, тогда отвечать будет другая команда.

В разминке, эстафете и блиц опросе участвуют обе команды, чья команда быстрее поднимет флажок, та и отвечает.  После проведения викторины мы подсчитаем количество фишек и определим победителей  игры.

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем в лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

В дремучий, в лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

Какие деревья называются хвойными?

Почему деревья называются лиственными?

Какие деревья не меняют цвет кроны?

В какое время года деревья меняют окраску листьев?

В какое время года на деревьях распускаются листочки?

У какого дерева ствол белый?

«Эстафета из букв».

В этом конкурсе вам предлагается отгадать загадки. Но ответы вы будете не говорить и не кричать, а складывать из букв.

Воспитатель – Каждой команде я дам по набору букв, какая команда выложит ответ быстрее и поднимет флажок, та и получает фишку.

Командам вручаются одинаковые наборы букв. Используя которые игроки  складывают ответы.

Игра – «Земля, вода, огонь, воздух»

Дети, становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух — названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибся, выбывает из игры.

Конкурс капитанов: «Закончи предложение»

Неживая природа — это… (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа — это… (растения, животные, насекомые, рыбы)

Загадки для команд:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква. )

На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника.)

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка… (морошка)

Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка, не поспела ли… (Брусника.)

Воспитатель: Ребята, наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги.

Награждение медалями.

Воспитатель : Ну что ж ребята, победила дружба. Молодцы!

Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Нужны ли детям загадки?

А вы загадываете ребенку загадки? Если ребенок дошкольник — то чаще всего он слышит загадки в детском саду на занятиях или вместе с мамой читает книжки цикла «Загадки-отгадки».   Школьники встречаются с загадками на уроках, а вот дома, к сожалению, сталкиваются с ними  достаточно редко. Многие взрослые считают загадку просто игрой, развлечением. Так ли это на самом деле? Нужны ли школьникам загадки?

Загадка  занимает особое место в развитии мышления ребенка, причем, не только дошкольника. В последнее время  многие учителя отмечают, что большинство школьников плохо отгадывают загадки. 

Разгадывание загадок — это прекрасная гимнастика для мозга, развивающая логическое мышление,

Загадка  отличается от  других логических задач тем, что здесь  необходимо  отгадать описываемый предмет, причем, рассматривать надо не буквально,  а образно или широко.  Необходимо сравнивать, сопоставлять характеристики предмета, припоминать знакомые явления, находить сходства и отличия, уметь составлять целое из различных признаков. Таким образом, разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Именно поэтому загадка — не просто забава для ребенка, а средство формирования интеллекта.

Попробуйте  загадать эти загадки школьнику. Справится?

Бежит без ног, не зная горя, 
И добирается до моря. (река)

Оно рычит, не уставая,
И вечно что-то пожирает,
И, солью блюда посыпая,
Водой их тут же запивает. (море)

Практика показывает, что далеко не все третьеклассники и даже четвероклассники могут отгадать подобные загадки. И не удивительно. В этих загадках нет прямых признаков предмета, они завуалированы, показаны образно. И такие загадки особенно трудны но очень полезны.

Сейчас, благодаря Интернету, любую информацию можно получить быстро и в неограниченном объеме. И это значительно расширяет наши возможности. Найдите различные загадки и загадывайте ребенку как можно чаще. Но только не стоит подсказывать сразу, как только ребенок  попросил. Пусть подумает сам. Можно сначала подсказать, к  какому типу слов или явлений относится отгадка. Например, в этих загадках, можно сказать, что это неживая природа. А дальше побуждайте ребенка анализировать признаки и сравнивать их со знакомыми явлениями.

Например, в первой загадке можно спросить, что бежит до моря. Понятно, что до моря могут бежать и животные, и люди. А без ног что может бежать? И так, с помощью наводящих вопросов, можно подвести ребенка к правильному ответу.

Часто встречаются сборники загадок, где отгадки уже нарисованы в виде картинок или даже написаны. На первых порах, пока ребенок маленький, это даже хорошо. Вы  учите сравнивать  загадку и картинки, находя общие  признаки. А вот в старшем дошкольном возрасте лучше уже загадывать загадки без зрительной опоры, на слух. Таким образом, вы усложняете задачу для  ребенка и заставляете мозг работать на полную мощность.

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный  образ какого-то предмета. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, учит  детей   рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, т. е. развивает логическое мышление. 

Предложите ребенку отгадать.

Какое море за селом

Волнует ветерок?

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок .   (Поле)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Толстая улитка,

Черная накидка,

По небу ползет,

Воду везет. (Туча)

Кто всю ночь по крыше бьёт 

Да постукивает, 

И бормочет, и поёт,

убаюкивает?   (Дождь)

Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой. (Ветер)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море. (Речка)

Конспект к уроку познание мира «Живая природа» 1 класс | Уроки по Познанию мира

Конспект к уроку познание мира «Живая природа» 1 класс