МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Православное воспитание детей дошкольного возраста: Православное воспитание детей дошкольного возраста — Киркос Р.Ю.

Читать «Православное воспитание детей дошкольного возраста» — Киркос Римма — Страница 1

Римма Киркос

Православное воспитание

По благословению

Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского

ВЛАДИМИРА

© Киркос Р.Ю., текст, составление, 2005.

© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2005.

Вступительное слово

Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребенка. Еще более сложная задача – созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надежную опору в жизни, которой, отнюдь, не являются богатство и власть? На это сказано: Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие

(Еф. 6, 14-17).

С рождения ребенок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами – восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности – православные добродетели. Если внимательно относиться к развитию сознания ребенка, то можно использовать любой момент в игре, в наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребенка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь. Не только педагоги, но и святые отцы-просветители советовали читать ребенку сказки, рассказы, стихи, делающие его сердце милосердным, добрым, чистым, горячим. Сам Христос говорил:

Сын мой! отдай сердце твое Мне (Притч. 23, 26). И именно такое сердце ждет Бог от создания своего – человека. Нет большего чаяния для верующего, как быть Богоугодным и таким вырастить своего ребенка. В православной педагогике существует догмат, который утверждает, что религиозно влиять на детей может только тот, кто сам живет религиозной жизнью.

Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают их родители. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог

утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11, 25). Поэтому столь важен ранний возраст ребенка, «когда поле его сердца легко обрабатывать»

(св. Иоанн Златоуст). Если книгу эту держит в руках верующий человек, то ему не надо доказывать, что цель воспитания, как и всей жизни, – в Богоуподоблении, в приуготовлении души к жизни вечной, к Царствию Небесному, ко встрече с Творцом, которому Церковь святая поет: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование (4-я песнь воскресного канона, 8 гл.). Ибо Бог для нас – «все», мы же без него – «ничто».

Глава 1

Грани общения

Что кажется проще, чем общаться друг с другом? Люди делают это постоянно и чувствуют себя в данном вопросе специалистами. Но совсем иное дело – общение с детьми. С ними мы порою забываем переходить на другой уровень, уровень более сложный и ответственный, ведь то, что привычно «фильтруется» взрослыми, – почти полностью «впитывается» детьми.

Говорят, что саперы ошибаются только однажды, подчас это можно сказать и о родителях. Какие-то их ошибки не изгладятся во всю будущую жизнь ребенка. Дети по естеству своему любят родителей, но они взрослеют, и к чувству любви должно добавляться более сложное чувство – уважение. Оно как боевой орден, которым вас, может быть, наградят ваши дети после долгих лет «сражений». Только, к сожалению, мы не всегда оказываемся в этих сражениях победителями. Нас могут продолжать любить, как родную плоть и кровь, жалеть, но не уважать. А уважение детей важно тем, что без него трудно говорить о родительском авторитете. Ребенок не может жить без чьего-либо авторитета, и если это будет не Ваш авторитет, то Ваше место непременно займет кто-нибудь другой.

От родителей зависит показать детям не словом, а делом, как можно быть достойным уважения, как можно жить радостно и интересно, оставаясь православными.

Ребенку не нужны сухие догмы и скучные, в большинстве своем малоэффективные, нотации. Хотите результата – будьте стратегами, напрягитесь, пожертвуйте своим временем и важными, на ваш взгляд, занятиями: устройте необычную прогулку, почитайте, расскажите ребенку что-нибудь интересное для него и обязательно поиграйте. Тогда он – «ваш», и любое ваше слово, пожелание, замечание – уже будут значимыми для малыша и будут иметь вес.

Социальная адаптация

Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Случается, что ребенка не водят в образовательно-воспитательные учреждения по каким-либо причинам, оставляя его в домашней среде. Но рано или поздно ему все же придется «идти в люди», поступать в школу, институт, создавать семью… В этом случае родители должны взять на себя ответственность за уровень его коммуникабельности и общего развития. К сожалению, ошибки воспитания в дошкольный период ребенка оказываются его личной трагедией уже в самом близком будущем, а родители могут так и не понять, почему ребенок стал вдруг раздражительным, агрессивным, замкнутым, угнетенным или вовсе отвергнутым коллективом детей, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Причина может быть все та же – он оказался не адаптированным, не готовым к так называемой социальной жизни. Ребенок может быть одаренным, обладать яркой индивидуальностью, но, не умея владеть этим своеобразием, он может оказаться для большинства «гадким утенком».

Не меньшая опасность – вырастить эгоиста, этакого «маменькиного сыночка», которому никто не станет потакать так, как вы это делали дома, и тогда он может оказаться практически одиноким, отвергнутым коллективом детей.

Считают, что нет ничего труднее, чем управлять своими чувствами, а особенно стихийным чувством любви. Иногда требуется превзойти себя, превозмочь, как боль, желание пожалеть, когда необходимо наказать, и проявить выдержку против горьких слез напроказившего малыша. В этот сложный момент можно вспомнить Евангельские слова:

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3, 19). Этому вторит и народная мудрость: «Взлелеянное дитя тебя устрашит». Если до трех лет вы позволили ребенку «вольницу» и он понял, как легко управлять вами при помощи капризов, то можете считать, что тем самым создали ему серьезную духовную проблему.

Помимо необходимого объема знаний, умений и навыков, ребенку, особенно «домашнему», обязательно требуется общество сверстников, чтобы у него выработались приемы общения, появился опыт адекватной самооценки, элементарный анализ своих маленьких побед, поражений, конфликтных ситуаций и способов их решений. Вам не удастся всю жизнь поддерживать своего ребенка, подстраховывать, потакать или авторитарно диктовать. Поэтому с ранних лет в общении с себе равными он начнет постигать подчас суровую, но неизбежную школу жизни. В данном случае говорится не о вседоступности и вседозволенности, но о том лишь, что ребенку полезно и нужно. Еще святой Иоанн Златоуст советовал родителям «искать своим детям хороший круг общения», чтобы у них был добрый пример для подражания.

Святой считал, что «подражание сильнее страха», и тем ответственнее наша роль перед детьми – самим не стать для них «кривым зеркалом» и не подтолкнуть их к ложным кумирам на стороне.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ПАТРИАРХА ВСЕРОССИЙСКОГО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Православное воспитание имеет це­лью:

— пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиоз­ные чувства;

— воспитывать у детей чувство благогове­ния к святым, почтения и любви к родите­лям и другим людям, учить их бережному отношению к открытому миру — великому творению Господа;

— способствовать развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию ребенка.

Воспитание и обучение должно быть построено на глубокой вере и любви к Богу. Важное значение имеет знание возрас­тных особенностей детей дошкольного возраста, в котором условно выделяют три периода — младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6 лет), для каждого из которых характерен свой уровень фи­зического и умственного развития, духов­ные, познавательные и телесные возмож­ности, особенности общения со взрослыми и сверстниками.

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспи­тания детей младшего,  среднего и старше­го дошкольного возраста,  для каждого из которых рассматриваются следующие те­мы:

— Ребенок и его окружение;

— Бог — Творец мира;

— Молитва — общение с Богом;

— Церковь — дом Божий;

— Священная история Ветхого Завета;

— Божьи Заповеди;

— Новый Завет — жизнь Иисуса Христа;

— Церковные праздники;

— Жития святых;

— Дни Ангела детей.

В деле православного воспитания ре­бенка большое значение имеет работа с семьей, которая рассматривается как Ма­лая Церковь. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственно­сти воспитания в семье и воскресной школе, главным условием которого является включение родителей в деятельность воскресной школы.

1. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 лет)

Младший дошкольный возраст — один из самых сложных периодов в жизни ре­бенка. К этому времени ребенок освоил ходьбу, разнообразные действия с предме­тами, овладел активной речью, получил определенный опыт общения со взрослы­ми.

1.1. Ребенок и его окружение.

С  детьми уточняются понятия о близ­ких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навы­ки доброжелательного общения со сверст­никами .

1. 2. Бог — Творец мира

Помочь детям ощутить присутствие Бога везде и всегда. Детям преподносятся короткие рассказы на ду­ховные темы.

1.3. Молитва — общение с Богом

Дети заучивают доступные и понят­ные  молитвы:  «Господи,  помилуй!»,  «Господи, благослови!»,  «Слава Тебе, Гос­поди!»,  учатся совершать крестное знаме­ние.

1.4. Церковь — дом Божий

Посещение храма (непро­должительное). Детям предлагаются раскраски с  церквями и храмами.

1.5. Первые представления о Священной Истории.

Детей знакомят с простыми и доступ­ными их пониманию библейскими расска­зами.

1.6. Знакомство с Божиими Заповедями

Изучение Божиих Заповедей для детей 3-4 лет еще недоступно. Основные их поло­жения преподносятся детям в процессе по­вседневного воспитания (любовь к ближ­нему,  жалость к слабому,  неприятие зла).

1.7. Новый Завет — жизнь Иисуса Христа

Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показывая изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери и др.

1.8. Церковные праздники

Для детей отмечаются такие праздни­ки, как Рождество и Пасха. Продолжительность празд­ника должна быть не более 25-30 минут. Заканчивается праздник трапезой с при­глашением родителей и родственников.

1.9. Жития святых.

С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показе соот­ветствующих рисунков, слайдов и пр.

1.10. Дни Ангела детей

День Ангела — праздник индивидуаль­ный для каждого ребенка. Его поздравля­ют,  дарят подарки, прово­дят совместную трапезу.

2. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связ­ной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и пр. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развива­ется чувство ответственности за по­рученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

2.1. Ребенок и его окружение

У детей расширяются представления о семье и близких, их непосредственном ок­ружении (дом, двор, улица, город, страна и др.)

2.2. Бог — Творец мира.

Детей знакомят с основными положе­ниями Ветхого Завета, рассказывая о со­творении мира, жизни первого человека в раю, любви Бога к людям и др.

2.3. Молитва — общение с Богом

Детей подводят к восприятию молит­вы как личной беседы с Богом, заучивают более сложные молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.», «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, Иисусе Хри­сте, помилуй мя!», «Пресвятая Богороди­ца, спаси нас!».

2.4. Церковь — дом Божий

Дети  знакомятся с храмом, его уст­ройством, убранством, церковной утва­рью, иконами, фресками и пр. Посещают дети церковь, как вне службы, так и во время богослужения.

2.5. Священная История Ветхого Завета

С детьми начинают постепенное изучение основных историй Ветхого Заве­та, рассказывая о заботе Бога о людях, Его любви к ним (Великий потоп, Ноев Ковчег, Освобождение израильтян от раб­ства).

2.6. Божьи Заповеди

Детям даются представления о глав­ных Заповедях Божиих, особенно пятой («Почитай отца своего и матерь свою…»), шестой («Не убивай») и восьмой («Не кра­ди»).

2.7. Новый Завет — жизнь Иисуса Христа

Детям дают представление о земной жизни Иисуса Христа (Рождество, Кре­щение, любовь к детям, исцеление боль­ных и др.).

2.8. Церковные праздники

С детьми отмечаются такие праздники как Рождество, Пасха, Троица. В конце праздника устраивается совместная трапе­за и общая молитва.

2.9. Жития святых

Детей знакомят с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых (Сергий Радонежский, Серафим Са­ровский и др.)

2.10. Дни Ангела детей

Для каждого ребенка организуется праздник в честь его Ангела-хранителя. Дети готовят для него подарки. Устраивается праздничная трапеза.

3. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в со­вершенстве овладевают всеми видами мы­шечной деятельности, отличаются боль­шой подвижностью, достаточной вынос­ливостью, речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способ­ны управлять своим поведением. Формиро­вание у них религиозных чувств основыва­ется не только на эмоциях, но и на опреде­ленных знаниях, правильных представлени­ях о добре и зле, справедливости.

3.1. Ребенок и его окружение

Детям дают более расширенное пред­ставление об окружающей их среде, близ­ких людях, своих предках, родной приро­де, Родине, ее прошлом и настоящем.

3.2. Бог — Творец мира

С детьми закрепляют знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивают стремление к доброте, правдивости, добродетели.

3.3. Молитва — общение с Богом

Дети заучивают такие молитвы как «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся!» и др. Возможно обращение к Богу своими словами.

3.4. Церковь — дом Божий

Во время посещения храма дети про­должают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присут­ствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах. Исключительное значение имеет событие первой исповеди, к которой, как правило, приводят детей по достижении 7-летнего возраста.

 

3.5. Священная история Ветхого Завета

Знакомство со Священной Историей Ветхого Завета осуществляются в виде рассказов о сотворении мира (подробно о всех днях творения), мире видимом и не­видимом, Потопе, ветхозаветных проро­ках и др.

3.6. Божьи Заповеди

Детям даются представления, как Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон — десять заповедей о том, как любить и почитать Бога, любить ближних. Особый акцент делается на пя­той, шестой и восьмой заповедях.

3.7. Новый Завет — жизнь Иисуса Христа

Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе об Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Воз­несении Христовом, Нагорной Пропове­ди, Его учениках, создании Евангелия.

3.8. Церковные праздники

С детьми отмечают Рождество, Пасху, Троицу, а также праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Святки, Крещение и др.). Детям дается понятие о посте.

3.9. Жития святых

Детей более широко знакомят с жи­тиями святых — Сергия Радонежского, Се­рафима Саровского, свт. Николая и др.

3.10. Дни Ангела детей

Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраивается празд­ник, преподносятся подарки, организуется совместная трапеза.

Программа рассчитана на год обучения.

В программу включены игры, задания творческого характера, раскраски, музыкальные композиции, стихи и др.

Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов –31.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно — тематический план программа

Содержание программы

Всего часов

Теория

Игры и пр.

1

2

3

4

5

1

Ребенок и его окружение

1

1

 

2

Бог — Творец мира

3

1

2

3

Молитва — общение с Богом

3

1

2

4

Церковь — дом Божий

2

1

1

5

Священная история Ветхого Завета

5

3

2

6

Божьи Заповеди

2

1

1

7

Новый Завет — жизнь Иисуса Христа

4

2

2

8

Церковные праздники

3

2

1

9

Жития святых

5

3

2

10

Дни Ангела детей

3

 

3

 

Литература

1.      Бахметева А.Н. Изложение нового завета для детей. Минск, 2005.

2.     Библия для детей – Н.Н.: НООФ «Родное пепелище»; 2006.

3.     Гусаров М. Праздничные загадалки. М, 2010.

4.     Духанин. В. Сокровенный мир православия.   М,2010.

5.     Здравствуй, мир! Рабочая тетрадь – раскраска, для детей дошк. возр. М.: «Покров», 2002.

6.     Ильюнина.Л. Воцерковление.   СПб, 2002.

7.     Караманенко Т.М., караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.

8.     Лазарева Т. Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников.   М.:  «Артос — Медиа»,  2006.

9.     Мой ангел. Серия «Православные раскраски». М.: ООО «Горлица», 2009.

10.                        Прт. Слободской С. Закон Божий.  М, 2000.

11.                        Рождественский подарок. Рождественские истории, песни, стихи, загадки, поделки из бумаги. Ржев, 2009.

12.                        Учительница истинного покаяния преподобная Мария Египетская. Книжка- раскраска. Минск, 2006.

13.                        Чапман Д. Сделай сам «оживляем»  библейские сюжеты. Российское библейское общество, 2007.

 


Назад к списку

Прав. воспитание детей младшего дошк. возраста — Закон Божий — Программы — Каталог файлов

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Ведущий референт Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата А.С.Алексеева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последние годы Русская Православная Церковь вновь получила возможность заниматься воспитанием детей, начиная с самого раннего возраста. Во многих регионах России созданы православные дошкольные учреждения и группы на базе государственных детских садов.

Православное воспитание имеет целью:

— пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, помочь убедиться в Его реальности, сформировать религиозные чувства;

— воспитывать у детей чувство благоговения к святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережному отношению к открытому миру — великому творению Господа;

— способствовать развитию творческих способностей, умственному и физическому совершенствованию ребенка.

Воспитатели и педагоги православных детских садов должны быть глубоко верующими воцерковленными людьми, всегда справедливыми; должны любить детей и уметь приобрести их взаимную любовь, поскольку религиозные чувства развиваются благодаря любви и вере. Важное значение имеет знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в котором условно выделяют три периода — младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6 лет), для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовные, познавательные и телесные возможности, особенности общения со взрослыми и сверстниками. За основу в работе с детьми в православных детских садах могут быть взяты изданные Министерством образования Российской Федерации программы воспитания, детей в детском саду («Радуга», «Развитие», «Детство» и др.) Однако в них отсутствует раздел религиозного воспитания. Предлагаемая Примерная программа восполняет этот пробел.

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, для каждого из которых рассматриваются следующие темы:

— Ребенок и его окружение;

— Бог — Творец мира;

— Молитва — общение с Богом;

— Церковь — дом Божий;

— Священная история Ветхого Завета;

— Божьи Заповеди;

— Новый Завет — жизнь Иисуса Христа;

— Церковные праздники;

— Жития святых;

— Дни Ангела детей.

В деле православного воспитания ребенка большое значение имеет работа с семьей, которая рассматривается как Малая Церковь. Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь православного детского сада так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга.

ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 лет)

Младший дошкольный возраст — один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени ребенок освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, овладел активной речью, получил определенный опыт общения со взрослыми. Все это явилось базой для осознания ребенком собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют «Кризисом трех лет», когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять н своем, остро реагирует на любое порицание, проявляет большую настойчивость в достижении цели.

1. Ребенок и его окружение.

С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками.

2. Бог — Творец мира

Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы.

3. Молитва — общение с Богом

Дети заучивают доступные и понятные молитвы: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!», учатся совершать крестное знамение.

4. Церковь — дом Божий

Дети посещают церковь вместе с родителями, а также во время специальных служб для православного детского сада. Посещения храма должны быть непродолжительными и неутомительными.

5. Первые представления о Священной Истории.

Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.

6. Знакомство с Божиими Заповедями

Изучение Божиих Заповедей для детей 3-4 лет еще недоступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).

7. Новый Завет — жизнь Иисуса Христа

Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показывая изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери и др.

8. Церковные праздники

Для детей отмечаются такие праздники, как Рождество и Пасха, в проведении которых желательно участие священнослужителей. Продолжительность праздника должна быть не более 25-30 минут. Заканчивается праздник трапезой с приглашением родителей и родственников.

9. Жития святых.

С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показе соответствующих рисунков, слайдов и пр.

10. Дни Ангела детей

День Ангела — праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместную трапезу.

Источник: Сборник программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ — Москва: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. Скачать