МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Воспитание детей по методу монтессори: писатели и не только о том, что читают почему

Особенности и преимущества воспитания по методу Монтессори

Метод воспитания детей, разработанный Марией Монтессори — это система обучения, которая основывается на принципах свободного интеллектуального и ментального развития ребенка. Основополагающий принцип метода воспитания по Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с этим принципом педагог должен отойти от ребенка и дать ему возможность выполнить ту или иную задачу самостоятельно. Более подробно о данном методе, вы можете узнать на сайте mchildren.ru

Главные особенности воспитательного метода

В центре внимания педагога должно быть саморазвитие ребенка как результат его собственной деятельности и собственных усилий. В рамках метода Монтессори ребенок развивается с помощью специально разработанной среды, соответствующей его возрасту, и при помощи особых дидактических материалов, позволяющих индивиду учиться в собственном темпе и самостоятельно делать выбор. При этом педагоги не дают готовых ответов на вопросы детей, а направляют их на решение возникающих проблем.

По мнению Монтессори, дети, находясь соразмерной для них среде, развиваются самостоятельно. Среда, окружающая ребенка, должна быть структурирована в соответствии с его возрастом. Так, например, для детей до трех лет окружающее пространство должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок мог двигаться и играть. Для детей более старшего возраста среда должна представлять собой систему, позволяющую выбирать занятия и объекты для изучения, исследования.

Мария Монтессори отрицала необходимость использования в педагогике традиционных методов воспитания, считая, что все они основаны на принуждении и могут быть использованы только для наказания ребенка. Вместо этого она считала необходимым создание так называемой среды воспитания, которая должна стимулировать развитие ментальное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка, при этом, не вызывая у него внутреннего сопротивления. Таким образом, Мария Монтессори использовала принципы, разработанные в рамках ее собственной философии, в своей педагогической деятельности.

Ее метод воспитания был основан на концепции свободного воспитания ребенка в коллективе, согласно которой индивид должен развиваться в атмосфере свободы и принимать собственные решения.

На протяжении всей своей педагогической практики Монтессори неоднократно подвергалась критике и даже гонениям со стороны общественности. Но сегодня метод Монтессори признан во всем мире как один из наиболее эффективных и успешных методов воспитания детей дошкольного возраста.

Несмотря, что знаменитая педагог ушла из жизни более полувека назад, ее дело живет. На сайте, посвященному методике Монтессори, можно найти большое количество курсов для молодых родителей. Например, курс «Монтессори дома» позволяет воспитать в ребенке самостоятельность, ответственность и трудолюбие. Все курсы содержат подробные описания методик и пошаговые инструкции. На сайте есть много полезной информации о том, как организовать в доме особую среду, что необходимо для этого купить или сделать своими руками. Образовательные материалы представлены на русском языке.

А небольшая стоимость курсов делает их доступными человеку с любым уровнем дохода. Это уникальная возможность для родителей, которые хотели бы вырастить своих детей самостоятельными, ответственными и трудолюбивыми.

Мария Монтессори: Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет

Мария Монтессори

Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет

Предисловие к американскому изданию

Генри В. Гольмс, профессор отделения педагогики Гарвардского университета, оказал мне большую честь, предложив перевести на английский язык мою книгу Il Metodo della Pedagogia Scientfica applicator all’ educazione infantile nelle Case dei Bambini («Дом ребенка. Метод научной педагогики»), написанную по-итальянски. Это предложение стало одной из важнейших вех моей педагогической деятельности. До сих пор я ждала этого события как огромного чуда, и вот это случилось.

В итальянском издании не было предисловия, поскольку для меня эта книга сама по себе является предисловием к гораздо более значимой работе и лишь указывает на ее основную цель и глубину. Ведь излагаемый здесь педагогический метод работы с детьми в возрасте от трех до шести лет представляет собой не что иное, как залог дальнейшего труда по развитию и применению этих же принципов и методов на следующих этапах воспитания. Более того, метод, используемый в доме ребенка, как мне кажется, задает некое экспериментальное поле для изучения человека и, быть может, является предпосылкой для развития науки, которая сможет разгадать другие тайны природы.

За то время, что прошло между изданием книги в Италии и США, у меня и у моих учеников была возможность упростить и найти более точное изложение для некоторых практических аспектов метода, а также собрать дополнительную информацию. Полученные результаты, изложенные в двух новых главах американского издания, свидетельствуют о жизнеспособности метода и о необходимости тесного сотрудничества между учеными в ближайшем будущем. Я знаю, что в Америке много говорят о моем методе благодаря господину С.С. Макклюру[1], который освещал его на страницах своего известного журнала. Много американцев уже побывало в Риме, чтобы лично понаблюдать за тем, как на практике применяется метод в моих школах. Будучи воодушевленной этим интересом, я смею высказать надежду на то, что моя работа в Риме станет центром эффективного и плодотворного сотрудничества.

Признательность, которую я выражаю журналу McClure’s Magazine, а также профессорам Гарвардского университета за то, что познакомили с моей работой Америку, – это лишь слова, и я надеюсь, что сам метод, в его благотворном воздействии на американских детей, станет истинным выражением моей благодарности.

Мария Монтессори

Вступительное слово

Заинтересованная публика с нетерпением ожидала перевода этой знаменательной книги. Пожалуй, еще ни один труд по педагогике не встречали с таким всеобщим воодушевлением, и немногие работы действительно заслуживали такого пристального внимания. Широкий интерес к этой книге во многом обязан вдохновенным, мастерски написанным статьям в журнале McClure’s Magazine. Но еще до появления первой из этих статей некоторые британские и американские педагоги внимательно ознакомились с работой г-жи Монтессори, оценив ее новаторство и значимость. Нельзя, однако, утверждать, что оглушительный успех, ознаменовавший появление системы Монтессори, окажется столь же грандиозным в Англии и Америке; это скорее предварительное одобрение со стороны нескольких подготовленных учителей и специализирующихся в этой области исследователей, и его можно рассматривать как рекомендацию для других педагогов, которым предстоит определить истинную полезность этого метода, донести его характерные особенности до нашего общества в целом и приспособить его к британским и американским условиям. Им, а также более широкой публике и адресовано это краткое критическое вступление.

Работу г-жи Монтессори по праву можно назвать новаторской и представляющей большую значимость. Она знаменательна уже хотя бы потому, что являет собой результат творческого труда женщины. Это первая педагогическая система – незаурядная, по крайней мере по своей систематической целостности и практическому приложению, которая была разработана и представлена миру женским умом и старанием. Эта работа примечательна еще потому, что проистекает из сочетания женского сочувствия и интуиции, основываясь на широком мировоззрении, научной подготовке, интенсивном и продолжительном изучении педагогических проблем и в довершение всего – на разнообразном и неординарном опыте преподавания. Ни одна другая женщина, занимавшаяся тем же, что и г-жа Монтессори, – а именно воспитанием детей младшего возраста, – не подходила к этой задаче с таким богатым личным ресурсом, как она. Более того, те самоотверженность и воодушевление, с какими она посвятила все свои силы этой работе, ставят ее в один ряд с Песталоцци[2] и Фрёбелем[3], и то апостольское рвение, с которым она говорит о своих убеждениях, бесспорно, внушает уважение. Система, заключающая в себе такой пласт человеческого труда, просто не может быть непримечательной. Кроме того, некоторые аспекты системы сами по себе впечатляют и вызывают уважение: как, например, то, что в системе обучения нормальных детей применяются методы и средства, ранее используемые для работы с неполноценными детьми; то, что система строится на радикальной идее свободы ученика, то, что она позволяет четко контролировать процесс формирования отдельных сенсорных, моторных и умственных способностей и содействует быстрому, легкому и надежному овладению начатками чтения, письма и арифметики.

Читать дальше

Воспитание важнее обучения! — Монтессори Press

 Лоре Андерлик

Лоре, как известно, Вы пришли работать в детский сад, в группу, в которой была Ваша дочь. Это была обычная группа детского сада.  А как Вы пришли к Монтессори?

— Я шесть лет отработала в этом детском саду, но меня не признавали официальным воспитателем. Я в растерянности искала, где можно получить образование по этой любимой мною профессии. Случайно услышала по радио объявление о наборе на первый в Баварии курс обучения Монтессори методу и немедленно подала заявление.За самую первую лекцию мне сразу пришлось заплатить 90 немецких марок. В 1967 году это были огромные деньги. Я ничего не поняла тогда . Наверное, не заплати я эти 90 немецких марок, я бы просто ушла. Мне пришлось остаться. Курс продолжался полтора года. Экзамен у меня принимал Марио Монтессори После этого метод Монтессори безраздельно вошел в мою жизнь.

Мы знаем, что Вы работали в Мюнхенском Центре у профессора Теодора Хелльбрюгге. И Вы стояли у самых истоков Монтессори-терапии. Расскажите, пожалуйста, как это было.

— Уже во время обучения методу Монтессори г-жа Аурин (тогдашняя руководитель и преподаватель курса) пригласила меня на работу в Мюнхенский Детский центр.В то время у нас было совсем мало опыта работы с особенными детьми, и мы постепенно учились, как с ними работать.В самом начале многое делалось методом проб и ошибок. И ошибок мы делали много. Я вспоминаю одного мальчика, который все время хотел выйти на свободу через окно. Ничего не оставалось, как крепко его удерживать. И вот так я сидела однажды с брыкающимся мальчиком на стуле. В это время открылась дверь, и вошел профессор Хелльбрюгге с целой толпой студентов-медиков. Он посмотрел на меня удивленным взглядом, а потом сказал своим студентам: «Смотрите, это — Монтессори-терапия».

Когда Вы поняли, что Монтессори-терапия действительно работает?

— Работу с детьми постоянно сопровождали родители. Они наблюдали за тем, что я делаю, и думали, что из этого они могут делать дома сами. И когда затем эти родители приходили и со светящимися глазами говорили: «Это работает!»- мне было ясно, что нужно двигаться именно в этом направлении.

Лоре, есть ли какие-то особенности при работе с детьми с ОВЗ?

— Как особенность мы должны рассматривать тот момент, что эти дети должны получать очень четкое воспитание. Воспитание важнее обучения! Тогда особые дети будут в состоянии учиться. Все дети могут учиться!

Ясно, что родители – это самое слабое звено в работе с детьми с ОВЗ. Какие 5 самых важных советов Вы могли бы дать родителям, у которых появился особенный ребенок?

  1. Работа с горем – слёзы ослепляют.Родители должны смотреть на ребенка позитивно, чтобы установить с ним контакт.
  2. Ребенку нужна безопасность, которую он получает через привязанность к родителям и/или постоянно присутствующим близким людям.
  3. Воспитание – этоосновалюбогоразвития, каждый ребенокможетучиться.
  4. В подготовленной среде ребенок находит стимулы к целесообразным занятиям, в ходе которых он может построить и развить свои способности.
  5. Самостоятельный ребенок уравновешен, счастлив и заинтересован своим окружением.И это совершенно не зависит от того, имеет ли ребенок какие-то особенности. Он может вести осознанную жизнь!

Терапия – это медицинский термин. А Монтессори-терапия – это для нас термин из педагогики.   Кто может стать Монтессори-терапевтом? Что нужно для этого?

— Для монтессори терапевта очень желательно наличие медицинского или педагогического образования. Также необходимы глубокие знания в области Монтессори-педагогики. При этом я настоятельно отсылаю всех к оригинальным текстам Марии Монтессори. Необходимы интерес к другим людям и воля к тому, чтобы разбираться с различными и сложными проблемами других людей .

Мы видим, что спрос на Монтессори-терапию все время растет.  Кто имеет право обучать ей?  Где можно получить это образование?

— В настоящий момент  — в 2018 году — получить образование можно только у нас: Дагмар Мартин и Лоре Андерлик.

 С ейчас мы обучаем российских тренеров, которые в ближайшем будущем смогут работать с русскими специалистами.

В настоящее время Вы обучаете терапевтов в России. Недавно завершился первый курс Монтессори-терапии для воспитателей детских домов. Мы слышали, что не все участники смогли получить дипломы. С чем это было связано?

— Пять из 12 участников нашего курса не показали способности работать с конкретными детьми и окружающими их взрослыми. По этой причине они не получили диплом. До конца 2017 г. у них была возможность пересдать экзамен. Никто из них этой возможностью не воспользовался.

В прошлом году в Москве вышел учебник для студентов «Технология социальной работы с семьей и детьми». Она содержит главы, написанные Вашими учениками, Монтессори-терапевтами. 

— Коллега, которая в этом учебнике называет себя Монтессори-терапевтом, очень многое превратно поняла в этом курсе . Кстати ,  диплом монтессори терапевта она не получила . В этих главах много бессмыслицы, написать которую мог только человек, ничего не понявший в Монтессори-педагогике. Так, например, Мюнхенская функциональная диагностика развития была представлена в нашем курсе, чтобы показать, как результаты этой диагностики могут быть реализованы в терапии.В этом курсе не изучалась методика проведения Мюнхенского теста, потому что это задача психологов и врачей.Но терапевты должны уметь читать результаты и соответственно реализовывать их на практике.

Можем ли мы ожидать, что появится учебник по Монтессори-терапии?

— Книга уже готовится . Моя цель – завершить ее до конца 2018 г. и перевести на русский язык.

Монтессори-педагоги ждут Вашего курса в Москве.  Когда мы сможем начать отбор кандидатов?

— Мы надеемся, что в начале 2020 г. мы сможем начать курс для педагогов в Москве.Мы видим большой интерес. И мы очень хотим как можно скорее ответить на эти пожелания.

Вопросы задавала Елена Тимошенко

Школа раннего развития Гениальный малыш

По решению ЮНЕСКО имя Марии Монтессори вошло в короткий список педагогов, которые определили ход педагогического мышления в XX веке. Надо сказать, что в нынешнем, XXI веке ни Джон Дьюи, ни Георг Кершенштейнер, ни Антон Макаренко не популярны в мире так, как единственная в этом списке женщина-основательница педагогической системы. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Школы, работающие по ее методу, занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Итальянцы-в знак высочайшего признания-запечатлели ее облик на национальной денежной купюре в 1000 лир, которые были в стране до введения евро. Ее методике более ста лет, а о ней спорят и поныне. Кто-то продолжает спорить, кто-то протестует, а кто-то предпочитает воспитывать и обучать своих детей по этой системе. Как, например, мудро решили родители Уильяма и Гарри, наследные принцы британского престола. Такой же выбор сделали для своей единственной дочери супруги Билл и Хилари Клинтон. И многочисленные внуки Льва Толстого. И эмигранты из России-супруги Брин. Позднее выпускник школы Монтессори, Сергей Брин, станет одним из основателей Google. Cписок можно продолжать, но лучше разобраться в сути системе Монтессори и понять почему она дает такие удивительные результаты. Для начала, немного истории. Иногда кажется, что вся ее жизнь была вопреки. Она не вписывалась в общепринятые рамки, она ломала стереотипы. С родителями ей повезло. Отец, Алессандро Монтессори, был финансистом и высокопоставленным государственным чиновником. Мать, Ренильде Стопани, — представительницей старейшего итальянского рода, в котором было немало ученых. Единственная долгожданная дочь Мария с детства отличалась целеустремленностью, любознательностью и упрямством. Ее характер не раз заставлял родителей поволноваться. Маму беспокоило то, что дочь никогда не интересовали куклы и вышивание крестиком. Отец приходил в замешательство, когда настойчивость девочки-подростка переходила в упрямство. Например, в 12 лет она заявила, что хочет учиться… в технической школе для юношей: обучение в Италии в то время для девочек и мальчиков проводилось отдельно, и техническое образование для барышень предусмотрено не было. Глава семьи долго не одобрял желание любимой дочери, но, не выдержав напора ее и супруги, был вынужден сдаться. Однако это было только начало. В школе для мальчиков единственная девица сразу обратила на себя внимание особыми талантами в точных и естественных науках. Даже в театр она брала с собой задачник по математике. Когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария отвергла все попытки родителей сделать из нее… учительницу. Ее больше привлекала медицина, которая в Италии XIX века считалась делом исключительно мужским. Женщина-врач? В католической Италии это было попросту невозможным! Но это было невозможно лишь до тех пор, пока врачом не решила стать Мария Монтессори. Когда все ее официальные просьбы были отклонены, она добилась личной встречи с министром образования. И сразу сообщила ему, что изучать медицину будет непременно! Преграды никогда не останавливали ее. Мария поступает на медицинский факультет Римского университета сначала стала вольным слушателем, а спустя несколько лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину. Будучи студенткой университета, М. Монтессори активно выступает за социальные права женщин, становится одним из лидеров движения за равноправие женщин и выдвигается делегатом на Международные конгрессы женщин в Берлине (в 1896 г.) и в Лондоне (в 1900). Работая ассистенткой врача в клинике, М. Монтессори столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Несчастные малыши были предоставлены сами себе и больше походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы. В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом. В 28 получает возможность приобрести свой первый педагогический опыт. В 1898 году ей предложили возглавить первую римскую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умалишенных детей. Следует пояснить, что такие приюты в то время напоминали карцер для убогих. Она полностью изменила порядки в школе. Результат был ошеломляющим: все ученики сдали обычные школьные экзамены. Но въедливая директриса на этом не остановилась. Она начинает серьезно изучать проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями. Она штудирует и переводит труды французских психиатров Эдуарда Сегена и Жана Итара. Монтессори приходит к пониманию того, что проблемы этих детей скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Это шло вразрез с общественной моралью. Но остановить ее было невозможно. Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав внимание на природных факторах, окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируется основы будущей педагогической системы. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофеническую школу. Возглавить ее попросили Марию Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучения письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией. А в 1906 году она принимает решение отказаться от дальнейшей научной карьеры и медицинской практики и заняться педагогической деятельностью со здоровыми детьми. Итальянский миллионер и талантливый инженер Эдуард Таламо, директор «Общества дешевых квартир» решился на социальный эксперимент и предложил Марии Монтессори создать новый тип дошкольного заведения-дневной приют. В начале XX века по Европе победно шествовал стиль модерн-было время больших социальных экспериментов. В Риме решили ликвидировать квартал бедноты Сан Лоренцо и на его месте построить новые дома для рабочих и их семей. «Дома ребенка» открывались на первых этажах этих домов, чтобы повысить культуру семейной жизни местного населения. То есть, первоначально речь шла именно о социальном эксперименте, а не о педагогическом. Надо сказать, что квартал Сан-Лоренцо пользовался тогда громкой известностью, едва ли не каждый день все газеты города пестреют отчетами о его скорбных событиях. Это был квартал, где ютились скудно оплачиваемые, часто безработные труженики. Это приют и для тех, кто находился под надзором после тюремного заключения. Планы Таламо были следующие: уничтожить в каждом здании все части, построенные не для уютного жилья, а для увеличения количества жильцов. Огромные квартиры в шесть-семь комнат переделать в одно-двухкомнатные с кухней для каждой семьи, в которых жильцы были обязаны поддерживать порядок. А в доме ребенка работающие матери могли оставить детей под присмотром на целый день. Правила, помещенные на стенах, гласят: «Матери обязуются отпускать своих детей в «Дом ребенка» в опрятном виде, и участвовать с наставницей в воспитательной работе. Наставница всегда к услугам матерей. Своею жизнью культурной и образованной личности, она постоянный пример населению дома, ибо она по обязанности живет в том же доме, что и ее маленькие питомцы. Поистине миссионерка, нравственная царица этой публики, она может пожать от своей социальной работы небывалую жатву добра. 6 января 1907 года в Риме в квартале Сан Лоренцо открылся первый «Дом ребенка». Его обитателями стали 50 детишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием М. Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Через месяц полусотня маленьких вандалов и дикарей разгромила всю мебель и материалы. Но упорная директриса не сдавалась. С необычайным терпением и настойчивостью она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы, проводит уроки вежливости, обучает детей уходу за собой и окружающей средой, делая удивительные открытия, как в каждом ученике раскрывается личность. Уже спустя несколько месяцев, изумленным взорам предстали не маленькие дикари, а вдумчивые, прилежные и трудолюбивые дети! В 1908 году в Риме открывается вторая школа Монтессори, а годом позже она проводит свой первый курс по подготовке Монтессори учителей. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. Учиться к ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, который читала профессор Монтессори, она опубликовала отдельной книгой «Антропологическая педагогика», а в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, для участия в котором приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М. Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Изобретатель телефона Александр Грэм Белл и его жена Мейбл создают Монтессори Ассоциацию. Идеи Монтессори увлекают дочь президента Вудро Вильсона-Маргарет. В этом же году в России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики». Рим посещает зоолог и естествоиспытатель из России Юлия Фаусек. По возвращении, она открывает в Санкт-Петербурге, на улице Шпалерной, 7, первый в России Монтессори- сад. Надо сказать в то время, смысл этого эксперимента мало кого интересовал-революция, Гражданская война, разруха… Но три замечательных наших педагога –Юлия Ивановна Фаусек, Елизавет Ивановна Тихеева и Татьяна Львовна Толстая, озабоченная лучшим воспитанием для своих внуков ее выдающегося отца, отважились съездить и посмотреть на необычные дома детей. Венувшись, они написали по небольшой книжечке, их и сегодня можно прочесть в Публичной библиотеке. Но всех троих поразил именно педагогический, а не социальный смысл работы М. Монтессори. После этой поездки Юлия Ивановна Фаусек отдала еще 30 лет на пропаганду этой системы. Несмотря на то, что в 1926 году на научно-педагогической секции ГУСа методика была запрещена и разгромлена. На заседании присутствовали: Н.К. Крупская, А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, С.Н. Луначарская. Юлию Ивановну Фаусек-главного вдохновителя Монтессори педагогики в России того времени и организатора большинства групп, на заседание не пустили. Только через несколько дней после официального запрета, она с горечью пришла к Крупской и попросила денег на поездку в Европу в гости к великой итальянской учительнице и ученой. Крупская разрешила ей ехать и денег дала. В те времена постановления Государственного ученого совета выполнялись точно. Закрыть-значит закрыть, не переводить работы, не упоминать в лекциях. В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной Панамо-тихоокеанской выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе, который создали по ее проекту за стеклом в павильоне. Строгое жюри вручило гостье из Италии сразу две золотые медали. Монтессори-движение растет и развивается во всем мире. В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию AMI, создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М. Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори. В России, как уже написано выше, в угоду идеям коллективизма детские сады Монтессори были запрещены. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году-в Индию, где вынуждено проведет с сыном 7 долгих лет. Им, как представителям Италии-страны, которая во время. Второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. Но бездействовать на чужбине она не могла. Отметив свое семидесятилетие, М. Монтессори, она продолжает активную педагогическую деятельность, обучает педагогов, открывает школы. В Европу она вернулась в возрасте 76 лет, сразу после окончания войны. В начале 50-х она много выступает, пишет свои главные труды, ведет учебные курсы. Последние годы М. Монтессори провела с сыном в Голландии. В 1950 г ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. 6 мая 1952 года ее не стало. На ее могиле нет цветов. Рядом с белым полукругом мраморного монумента лежат золотые бусинки из ее уникального «Золотого материала» по математике. Их привозят педагоги из разных стран в знак благодарности, признательности и верности идеям свободной педагогики. В заключение, немного о принципах обучения. Метод Марии Монтессори-это не просто набор интересных развивающих материалов, а цельная система, тщательно выстроенная и на философском, и на педагогическом уровнях. Метод индивидуален, с каждым ребенком все вопросы решаются заново. Необходимо понимать суть того, что происходит с ребенком. Очень близка Монтессори философия космизма. Восприятие мира как космоса, как единого целого, в котором все взаимосвязано, любое вмешательство со стороны не проходит бесследно. Существует единый космический план развития мира в целом и каждой его частички. У всех есть индивидуальная космическая задача, в том числе и у человека. Причем, если у всех растений она одинаковая (перерабатывать углекислый газ и т.д.), то у людей задачи разные. Человек, единственное существо, которое может свою задачу осознавать. Задача педагога-помочь ребенку найти и выполнить свою космическую задачу, то есть не задавать ему путь развития, а дать возможность найти свой. Философия экзистенциализма отразилась в понимании Монтессори свободы личности. Человек должен понимать, что его жизнь зависит от него самого, менять свою жизнь-это только его выбор. Свобода-это не анархия, не жизнь без запретов. Человек всегда ограничен: законами природы, физическими потребностями, своими знаниями и умениями, интересами других людей. Свобода по Монтессори-это свобода для саморазвития. Психологами доказано, что ребенок обучается лучше, если самостоятельно может выбирать вид деятельности и ее продолжительность. Главным, считала Мария Монтессори, является ребенок. Ребенок ставит перед собой цели, задачи, и сам их реализует. Роль учителя уходит на второй план. Педагог, создавая среду, ведя наблюдения за работой ребенка, создавая материалы для конкретного ребенка, исподволь руководит его деятельностью, но делает это незаметно. Для этого нужен высокий профессионализм педагога, его задача создать такую атмосферу в группе, чтобы дети с огромным удовольствием занимались саморазвитием во всех направлениях. Помощником в этом и является Монтессори педагог, который вовремя помогает актулизировать интерес ребенка к тому виду деятельности, который еще не освоен ребенком. Подводя итог, можно сказать, что в основе метода лежит индивидуальный подход, свобода выбора для занятий, разновозрастная группа, и вера в потенциал, талант, неповторимость каждого ребенка. В своей педагогической системе М. Монтессори наиболее полно с детьми 3-6 лет. В отношении начальной школы и обучения детей от 6 лет и старше ею лишь высказывались идеи в различных докладах, намечены пути воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей. Идеи великой итальянки поддерживали изобретатели и психологи, предприниматели и президенты, в том числе Томас Эдисон, Александр Белл, Генри Форд, Махатма Ганди, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд и многие другие. Дочь Льва Толстого –Татьяна устроила в сельской школе, в имении своего отца в Ясной Поляне, класс по образцу монтессорианского», дочь американского президента Вудро Вильсона Маргарет была Монтессори педагогом и во время правления своего отца разместила Монтессори класс в Белом доме… «Мой метод, — пишет Мария Монтессори,-привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать понимать детей, работать для защиты их прав-это и есть моя цель… Ребенок-человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей,- все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую хотелось бы заполнить.» Идеи и методы Монтессори завоевали весь мир. И дело даже не в том, что её ученики без принуждения и натаскивания к 4-5 годам начинали читать и имели представления обо всех арифметических действиях, таких даже как умножение, сложение и вычитание четырехзначных чисел. Главной целью педагогики Монтессори стало воспитание свободного человека – самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющего находить в нем свое место. Формирование всех этих качеств происходит уже в раннем детстве. Например, ребенка надо как можно раньше приучить обслуживать себя: это не только помощь взрослым, но и воспитание независимости, лежащей в основе уважения к собственной личности.

Большое значение Монтессори придавала воспитанию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и развитию мелкой моторики. Известно, что дети, которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии.

Наконец, главная особенность этой педагогической системы – создание специально подготовленной среды, как определила её Монтессори. Это значит, что все предметы, с которыми работает ребенок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают. Так осуществляется свобода выбора. Каждый дидактический материал в такой среде только один. Так провоцируются социальные контакты и устанавливаются правила поведения в маленьком сообществе. Вся мебель в группе сделана под рост ребенка. Так среду делают удобной для маленького человека. Все, что происходит в Монтессори-группе, — это сложная и высокопрофессиональная работа.

Но среда – не просто набор дидактических игр. Например, если, имея даже самую укомплектованную и упорядоченную среду, взрослые начинают навязывать ребенку какую-то, на их взгляд, полезную деятельность, то они рискуют столкнуться с яростным сопротивлением такому «воспитательному воздействию». Психологический контакт, доверие между взрослым и ребенком, внимание к личности и потребностям развития малыша – вот слагаемые успеха.

Помните, что ребенок вам ничего не должен. Не мы, а природа определяет естественный темп развития вашего малыша, и он лучше нас осознаёт свои потребности в познании, исследовании мира. Ребенок имеет право сам решить, когда, с чем и сколько времени ему заниматься.

В возрасте примерно до трёх лет ребенок самостоятельно манипулирует с дидактическим материалом, исследуя его свойства.

После трёх лет важно, чтобы малыш научился сознательно классифицировать свойства и называть их. Ребенок не может знать о назначении дидактических игр, пока вы не покажете ему, как использовать материалы по назначению. Признаком своевременности предложенного материала становится желание ребенка самостоятельно повторять показанное упражнение. Ребенок сам решит, где следует остановиться. Не следует ждать, что сразу все получится идеально. Ваш ребенок, как и любой человек, имеет право на ошибку. Это вовсе не означает, что ребенку надо все разрешать. «Свобода, — замечает Монтессори, — не имеет никакого отношения к вседозволенности». Иногда должно проявлять твердость и настойчивость, но не насилие.

В рамках, определенных педагогом, ребенок может выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражняет свои чувства, испытывая удовольствие от подобной деятельности, потому что поступает по собственной воле.

Другой доминантой системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебной деятельности. Совершенствуя свои умения, ребенок приобретает чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждается любовь к учению и формируются мотивы для самостоятельной познавательной деятельности. Учебный процесс для детей от трех до двенадцати лет строится на признании за каждым учеником права на автономию и самостоятельность, на свой темп работы.

Одним словом, педагогика Монтессори – это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.

Ежегодно свыше тысячи занятий по методу Монтессори проводят в столичных центрах для детей-сирот

Метод Монтессори — сегодня один из самых популярных подходов к воспитанию детей. Педагогическая система, названная по имени ее автора — Марии Монтессори, основана на принципах естественного психологического, физического и социального развития детей. Она предполагает создание среды, в которой ребенок формирует навыки, проявляет свои способности и приобретает знания и умения на собственном опыте. Детские учреждения успешно применяют эту методику в работе, в том числе с детьми, имеющими особенности развития. Рассказываем, как в столичных центрах для детей-сирот используется педагогика Монтессори и какие результаты она дает.

Широкое внедрение метода Монтессори в столичных центрах для детей-сирот началось около десяти лет назад. Одними из первых программу опробовали центры содействия семейному воспитанию «Центральный», «Петровский парк» и «Юнона».

«В нашем центре монтессори-оборудованием оснащены две группы, а также создана отдельная монтессори-студия. Развивающая среда полностью соответствует потребностям детей до шести лет, она охватывает пять классических зон: практическая жизнь, сенсорное развитие, развитие речи, математическое развитие и „космическое“ воспитание», — рассказывает учитель-дефектолог ЦССВ «Центральный» Наталья Великодняя.

В педагогике по методу Монтессори развивающая среда является ключевым элементом. Именно она подталкивает ребенка к познанию, стимулирует органы чувств, а через них и интеллект. Взрослый же просто умело направляет саморазвитие детей.

«Практическая жизнь — важнейшая из зон, здесь все направлено на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться к бытовым повседневным условиям. Это в свою очередь позволит ему участвовать в жизни общества. Дети становятся более независимыми от взрослого. А самостоятельный ребенок — это уверенный в себе ребенок», — продолжает Наталья Великодняя.

В студии проводятся занятия — упражнения из практической жизни, для каждого ребенка предусмотрен отдельный материал. Взрослый показывает, что и как нужно делать, а малыш повторяет это столько, сколько захочет, тем самым развивая крупную и мелкую моторику, расширяя словарный запас. Постепенно полученные навыки переходят в повседневную жизнь.

«Наблюдая за детьми в группе, мы видим, как их движения становятся все более скоординированными, как растет уверенность ребят в собственных силах. Они с легкостью могут накрыть на стол, налить себе сок из графина, разлить половником суп в тарелки, протереть за собой стол, помыть тарелку, подмести мусор, постирать носовой платок», — перечисляет воспитатель «Центрального» Алена Бакулина.


«Главная идея сводится к тому, чтобы помочь обществу принять ребенка с особенностями развития как полноправного члена. А для этого взрослым нужно обрести веру в малыша, научиться гордиться его достижениями, видеть в первую очередь возможности, положительные качества, а не трудности», − рассказывает воспитатель Центра «Петровский парк» Елена Симонова.

В Центре «Петровский парк» уже несколько лет работают с воспитанниками по системе Монтессори. «Классические принципы метода Монтессори не всегда выполнимы в отношении детей с особенностями развития, поэтому практические занятия немного адаптируются.

Например, основной принцип Монтессори — педагогика свободного выбора — заменяется на принцип „Один раз выбираешь ты, а один раз я выбираю для тебя“. Кроме того, нашим ребятам в силу их ограниченных возможностей здоровья не всегда доступен классический материал, поэтому требуется либо его адаптировать, либо изготовить другой. Все это создается индивидуально для каждого ребенка», — комментирует воспитатель Центра «Петровский парк» Елена Мусиенко.

Работу с детьми с особенностями развития по методике Монтессори следует начинать с определения целей и составления плана индивидуального развития. Важно представлять себе ребенка и его потребности через пять, десять, двадцать лет и при этом ставить вопрос: что необходимо сделать сейчас для реализации этих целей.

В процессе работы подспорьем для педагога будет ведение видеозаписей занятий, чтобы можно было увидеть себя со стороны (что я делаю, как я говорю, слышит, видит ли меня ребенок, интересен ли предложенный материал), показать коллегам, обсудить возникшие проблемы.

«При постоянных занятиях мы отмечаем у наших воспитанников положительное изменение в поведении, повышение их мотивации. Дети смогли почувствовать свой успех, что значительно повысило их самооценку», — говорит Елена Мусиенко.


Специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» перенимали опыт работы по методу Монтессори у коллег. «В 2016 году в Центре „Центральный“ был организован курс повышения квалификации, подготовленный преподавателями Московского городского психолого-педагогического института. Он дал нам возможность использовать элементы методики Монтессори в работе с воспитанниками», — рассказывает педагог дополнительного образования Мария Машкова.

По ее словам, одно из приоритетных направлений работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, — это развитие у них социальных навыков, которые позволят сделать адаптацию в семье более мягкой.

«Дети с особенностями развития вполне способны освоить многие жизненно важные навыки. Просто для этого им необходимо больше времени и специальная социокультурная среда. Именно такую тренировочную среду мы создали в пространстве Монтессори в нашем центре», — продолжает педагог.

Занятия строятся на базовых принципах системы Монтессори. «Дети свободно перемещаются в пространстве, принимают самостоятельные решения о том, чем хотят заняться. Если есть столкновение интересов, предлагаем подождать, научиться соблюдать очередь. Умение ждать спокойно, без эмоциональных выплесков — навык, крайне важный для детей с нестабильной эмоционально-волевой сферой», — дополняет Мария Машкова.

Часто занятия заканчиваются обсуждением разные жизненных ситуаций и поступков. Так формируются социально-культурные модели поведения, которые в дальнейшем ребенок может использовать в самостоятельной жизни. Есть возможность послушать, высказаться, совместно отработать ритуалы приветствия и прощания. «Для детей с особенностями развития очень эффективны и важны уроки тишины. Как бы парадоксально это ни звучало, мы учим их коммуникациям, используя тишину. На таких уроках активные и эмоционально возбужденные дети учатся владеть собой, приобретают умение концентрироваться на тишине. Обычно начинаем с 30 секунд: сидим тихо-тихо, а потом я предоставляю детям возможность рассказать, кто что слышал. Они с большим удивлением рассказывают, как громко тикают часы, чьи шаги были за дверью или как на улице проехала машина», — рассказывает специалист.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — это… Что такое СИСТЕМА МОНТЕССОРИ?

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

(англ. Montessori’s system) — система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870-1952). Добившись успеха в разработке метода развития органов чувств у умственно отсталых детей, Монтессори постепенно расширяла области его применения: сначала к нормальным детям дошкольного, а затем преддошкольного и младшего школьного возрастов. С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, Монтессори пришла к отрицанию активной роли педагога в воспитании детей: взрослые навязывают детям собственные установки и этим тормозят их естественное развитие. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма (самообучения): дети сами свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог и как требует того дидактический материал.

Обучение по С. М. происходит в процессе действий со стандартным дидактическим материалом, разработанным Монтессори. Этот материал состоит из набора строго определенных по своему цвету, размеру и форме предметов: кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд, рамки для шнуровки и застегивания пуговиц и пр. Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует дисциплинированности, ответственности ребенка. Главным в занятиях по С. М. считается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний специально не выделяется и является попутной. Поэтому занятия не предполагают речевых воздействий взрослого: речь и ребенка и взрослого должна быть сведена к минимуму. Основой обучения в дошкольном возрасте в С. М. считается сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью самостоятельных занятий ребенка с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств рекомендовалось исключать отвлекающие влияния, при упражнении одного органа «выключать» остальные (напр., для развития осязания, при обследовании формы предметов детям завязывали глаза). Главная форма обучения по С. М. — самостоятельные индивидуальные занятия детей или индивидуальный урок, основа которого — простота, объективность, отсутствие лишних слов, что предполагает максимальную сосредоточенность ребенка на предмете. Индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление ему свободы выбора занятий; введение в практику дошкольного воспитания систематических планомерных занятий — важные преимущества С. М.

К слабым сторонам С. М. можно отнести отрицание активной позиции воспитателя, недооценку игры как основного вида деятельности ребенка, преимущественное использование искусственного материала, которому передано все обучающее воздействие, акцент на сенсорное и моторное развитие ребенка в ущерб речевому и умственному.

Монтессори организовала целую сеть «домов ребенка», работавших по ее системе (1-й — в Риме, в 1907 г.). С. М. завоевала огромную популярность во всем мире; дидактические материалы и методы обучения Монтессори широко используются в детских садах Европы и Америки. В России первые «дома ребенка» появились в 1913 г., и вскоре увлечение С. М. приняло «эпидемический» характер. Звучала и критическая нота (напр., С. А. Левитин квалифицировал С. М. как «дрессировку детской души»). Сейчас наблюдается определенный ренессанс С. М. В рус. переводах изданы работы Монтессори: «Руководство к моему методу»; «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «домах ребенка»; «Самовоспитание и самообучение в начальной школе». (Е. О. Смирнова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • СИНЕРГИИ
  • СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Полезное


Смотреть что такое «СИСТЕМА МОНТЕССОРИ» в других словарях:

  • СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. Система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870– 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Система Монтессори — система обучения и воспитания детей, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, М. Монтессори пришла к отрицанию… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МОНТЕССОРИ М. — МОНТЕССОРИ М. см. Система Монтессори. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • МОНТЕССОРИ — (Montessori) Мария [31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, 6. 5. 1952, Нордвейк ан Зе, Нидерланды], итал. педагог, врач. В 1894 окончила Рим. ун т. Первая женщина в Италии дер мед. наук (1896). Проф. гигиены в Высш. жен. школе (1896 1906). В 1900 …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МОНТЕССОРИ Мария — [31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, 6. 5. 1952, Нордвейк ан Зе, Нидерланды], итал. педагог, врач. В 1894 окончила Рим. ун т. Первая женщина в Италии д р мед. наук (1896). Проф. гигиены в Высш. жен. школе (1896 1906). В 1900 07 читала курс пед …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Монтессори Мария — (Montessori, Maria) (1870 1952), пионер в области итал. образования. Будучи первой женщиной в Италии, получившей высшее мед. образование, М. стала организатором целой сети детских школ в Риме, инициировав всемирно известное движение, основанное… …   Народы и культуры

  • МОНТЕССОРИ-ШКОЛА — педагогическая система, основанная на идее разновозрастного обучения, свободного построения распорядка дня и т.п., в которой роль учителя сведена к поддержанию самодеятельности учеников; это школа развития и саморазвития учащихся [23; 68] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Педагогика Монтессори — Учебные материалы системы Монтессори Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори  система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марие …   Википедия

  • Школа Монтессори — Содержание 1 Определение 2 История 3 Философия 4 Принципы педагогики Монтессори …   Википедия

  • Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие

Читайте также

Метод Марии Монтессори

Метод Марии Монтессори Принципы системыПомощь естественному развитию ребенка• Каждый ребенок с рождения обладает внутренним потенциалом, который побуждает его развиваться. Даже если никто не будет с ним заниматься, он все равно научится ходить, говорить…• Однако не

Развивающая среда по методу Марии Монтессори

Развивающая среда по методу Марии Монтессори Правильно организовать свой дом можно, воспользовавшись методикой итальянского педагога Марии Монтессори. Она настолько универсальна, что поможет решить абсолютно все вопросы:• какие игрушки и в каком возрасте нужны

Метод Марии Монтессори

Метод Марии Монтессори Монтессори — истинная гордость Италии, первая женщина-врач в стране, к тому же трижды выдвигавшаяся на получение Нобелевской премии. Всю свою жизнь она посвятила свободному и естественному развитию детей, и до сих пор десятки тысяч ее

Монтессори-игры: интеллект на кончиках пальцев

Монтессори-игры: интеллект на кончиках пальцев Немного теории Девизом метода воспитания детей «по Монтессори» стали пять слов: «Помоги мне сделать это самому!». Гармоничное слияние свободы и дисциплины, воспитание творческого и в то же время ответственного человека —

…вместе с Марией Монтессори

…вместе с Марией Монтессори Немного теории Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без

Немного теории

Немного теории В основе метода обучения математике, разработанного Гленном Доманом, лежит его убеждение в том, что учить ребенка необходимо в период роста его мозга, то есть с рождения и до 7–7,5 года. Учить его надо всему, в том числе математике. И делать это с помощью

Помоги мне сделать это самому! Развитие ребенка глазами Марии Монтессори

Помоги мне сделать это самому! Развитие ребенка глазами Марии Монтессори Мы привыкли, что ребенок получает знания от взрослого. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему

Кому не подойдет метод Монтессори

Кому не подойдет метод Монтессори Убежденные сторонники системы считают, что она подходит всем детям, но не всем родителям. Имеется в виду, что слишком авторитарные родители не смогут отпустить своего малыша в «свободное плавание». Наверное, это не совсем так. Взрослому

С.Н. Чистякова, Л.А. Дмитриева Проект «Город как школа» в практике общего и профессионального обучения школьников[107]

С.Н. Чистякова, Л.А. Дмитриева Проект «Город как школа» в практике общего и профессионального обучения школьников[107] Согласно концепции проекта «Город как школа» продуктивное обучение рассматривается как педагогический процесс, предусматривающий одновременное

Воспитание по Монтессори: «Наши дети едят все подряд и не кусаются»

Воспитание по Монтессори: «Наши дети едят все подряд и не

1.

1. Исторический обзор использования наблюдений за сезонными изменениями в природе в практике обучения в начальной школе

1.1. Исторический обзор использования наблюдений за сезонными изменениями в природе в практике обучения в начальной школе Сведения об использовании наблюдений за природными объектами для решения образовательных задач мы можем найти уже в Византийской империи, на

1.2. Место наблюдений за сезонными изменениями в природе в современной практике обучения на ступени начального общего образования

1.2. Место наблюдений за сезонными изменениями в природе в современной практике обучения на ступени начального общего образования В настоящее время основные требования к результатам обучения на ступени начального общего образования определяются ФГОС НОО (2009 г.). В этом

Что такое Монтессори-воспитание? – Наука о воспитании детей

Монтессори-воспитание включает в себя идеи, почерпнутые из исследований Марии Монтессори и знаменитого движения Монтессори. Воспитание по методу Монтессори — это непринужденный подход к воспитанию детей, при котором малыши могут свободно играть, их не наказывают за непослушание и, среди прочего, поощряют спать на полу, а не в кроватках.

Воспитание по методу Монтессори в основном сосредоточено на потребности детей в обучении через игру и их желании брать на себя ответственность.