Консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Особенности экспериментирования в разных возрастных группах
Общие закономерности. Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности.
Исходной же формой, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами (Л.С. Выготский).
Структура эксперимента
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Рассмотрим, как происходит становление всех этапов экспериментирования в возрастном аспекте. В схематическом виде эти данные представлены в таблице (см. ниже).
1-я младшая группа
На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!» Это — основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».
Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.
Взрослый всегда должен быть рядом.
Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.
2-я младшая группа
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания.
Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные, связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.
Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Средняя группа
В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?» Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.
Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.
Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
Старшая группа
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.
Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению с взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Поскольку сложность экспериментов возрастает, и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Подготовительная к школе группа
В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.
Сводные данные о возрастной динамике формирования всех этапов экспериментирования приведены в следующем разделе в виде таблицы.
Рекомендации по организации занятий
1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
3. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.).
Экспериментирование в ДОУ с дошкольниками
Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты. Такие опыты не требуют специального оборудования и дорогих материалов в ДОУ и дома. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности. Это позволяет им научиться логически мыслить, анализировать и делать выводы. Кроме того эксперименты напоминают детям фокусы: они необычные, захватывающие все внимание детей, а самое главное дети проделывают их сами. Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность и пытливость ума.
С особой остротой встает вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию. Один из возможных путей – создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Л.С. Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Однако детское экспериментирование в практике ДОУ используется ещё недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Это обусловлено рядом причин.
Известно, что дети любят возиться с песком, водой. А как мы на это реагируем? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание познакомиться с тем, что запрещают — накапливается. В старшем дошкольном возрасте это любопытство принимает неожиданную форму. Экспериментирование с различными материалами заинтересовывает детей своим процессом.
Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что экспериментирование играет большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.
Также мало методической литературы по организации экспериментирования, которая помогла бы раскрыть методику работы по данному направлению.
Кроме того, педагогу надо суметь подобрать из имеющихся методических разработок то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны, актуальные интересы детей. Зачастую рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами и явлениями, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, желание самостоятельно искать причину.
Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины, по их мнению, встречающейся интеллектуальной пассивности детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит и делает все сам.
В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников:
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- Вызвать интерес к поисковой деятельности.
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
В своей деятельности мы опираемся на ведущие принци
Опыты и эксперименты (подготовительная группа): Виды занятий, методы и приёмы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста
Слайд 2
«Самое лучшее открытие— то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Слайд 3
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Слайд 4
Мотивирующее начало занятий
У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, постановке опытов и экспериментов.
В своей группе я организую занятия по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Поэтому начало занятий я посвящаю активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.
Слайд 5
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности я использую следующие:
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:
Проблемно-поисковый
Наблюдение за объектом
Опыты и эксперименты
Слайд 6
· Проблемно-поисковый метод. Мною создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Этот метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с воспитателем у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
Слайд 7,8,9,10
· Наблюдения за объектом. Организуется в помещении или на территории детского сада. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Фото веточки сирени, посадка огурцов
Слайд 11
· Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить предмет на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), дети приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами: с водой, песком, камнями, глиной, растениями. Начинаю проводить опыты с детьми младшей группы. В последствие у детей старшего дошкольного возраста появляется стремление к самостоятельному экспериментированию. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность. Опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер.
Слайд 12
Виды занятий по экспериментированию
Игры-эксперименты, моделирование, опыты
Слайд 13,14
· Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты имеют игровую направленность. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (Сахарное королевство, в гостях в подводном царстве и др.,игра в шпионов).
Игра в шпионов,опыт с молоком и свечкой
. Тайное письмо
Сделать такое письмо дома можно двумя способами: 1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно даём высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.
2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.
Слайд 15,16,17
· Моделирование. Знания о свойствах предметов дети получают через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной. Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте
· «Дождевые облака»
· Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Так что, запаситесь пеной для бритья. В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
4. Настоящий вулкан
Выложите питьевую соду в блюдечко и лейте на нее уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная реакция нейтрализации, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями. Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» – зрелище просто фантастическое!
Слайд 18,19,20
Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, солью, сахаром различными видами почвы, магнитами.
опыт «Радуга»
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной.
Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
Жидкость жёлтого цвета с наименьшим содержанием сахара,
а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – фиолетовая – внизу.
опыт«Стакан на гармошке»
Поставим рядом два стакана, накроем их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуем поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?… Сложим листок «гармошкой» и снова накроем им стаканы. Теперь поставим третий стакан сверху… Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Опыт «Звезда»
- Нам понадобится 5 спичек. Надломим их посредине, согнём под прямым углом и положим на блюдце. Капнем несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдаем. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Это явление- капиллярность. Причина в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Слайд 21
Фиксация результатов экспериментальной деятельности дошкольников
Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).
Способы фиксация результатов детского экспериментирования:
1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
Слайд 22
3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью мы ведём журнал опытов, заполняем карточки экспериментов.
Слайд 23
Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и являются средством развития познавательной активности дошкольников.
Слайд 24
И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание экспериментировать. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Слайд 25
Спасибо за внимание!
Опыты и эксперименты: Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.
Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности:
· Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
· Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать: причинно — следственную зависимость, умения делать выводы.
· Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
· Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Достоинства метода экспериментирования:
· Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
· Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
· Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
· Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
· Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целепологания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Алгоритм организации детского экспериментирования:
· Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
· Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы).
· Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
· Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
· Анализ полученного результата.
· Формулирование выводов.
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Особенности детского экспериментирования.
Тема: «Особенности детского экспериментирования»
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Если оставить в стороне те самые собой разумеющееся отличия, которые укладываются в хорошо известный принцип соответствия содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся (продолжительность работы, сложность совершаемых операций и т.п. ), то главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности.
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
2. Как и при игре не следует регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными «Уголка природы», возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности.
3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Например, при изучении свойств магнита воспитатель запланировал выяснить, какие материалы и как влияют на его свойства преграды. Один мальчик положил скрепки в ящик стола и стал передвигать их с помощью магнита, помещенного под дно ящика. Воспитатель, поддерживая инициативу, предложил деталь от строительного набора: «Сделай из скрепок поезд и проведи его под мостом».
Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.
4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.
Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека независимо от его возраста. Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала на данном занятии, но и наносит ущерб личности в целом. Таким образом, создание возможности проговаривать свои действия нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребенка в дошкольном возрасте.
Из сказанного вытекает следующий вывод: при организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей с друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины. Из-за неустойчивости внимания дети легко отвлекаются и упускают основную цель экспериментирования. Тогда ситуация может выйти из-под контроля педагога.
5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Дошкольные учреждения, в отличии от школы, дают широкие возможности для реализации принципа индивидуального подхода к детям. Так у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих « исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает неблагоприятное влияние. Чтение книг и рассматривание картинок не компенсируют отсутствия непосредственного познания мира путем запечатления. В то же время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время рисовать, рассматривать картинки, заниматься любым интересующим их делом. Единственное, чего нельзя делать – это позволять им ничего не делать.
Дифференциальный подход в какой-то мере облегчает работу, поскольку, уменьшая количество детей, участвующих в эксперименте, исключает необходимость дублирования в подгруппах некоторых занятий.
- Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на то, что фиксирование результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознать смысл этой процедуры. Большинство из них еще не созрели для восприятия значения условных знаков. В руках умелого педагога данная форма работы доставит детям большую радость, но при насильственном использовании ничего, кроме вреда, не принесет. Во всех случаях, если есть возможность, надо отдавать предпочтение фиксации натуральных объектов перед графическими способами.
- Следующий важный момент, который необходимо учитывать,- это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать словесный способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают. В этих случаях, учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предложений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред — ни объекту наблюдений, ни ребенку ). Такой методический прием не только сделает знания детей более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет педагога, который таким образом окажется правым.
Опираясь на положение, высказанное выше, иногда целесообразно специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки. На таком приеме базируется рекомендация Г. Фребеля не заставлять детей поливать свои индивидуальные грядки, а разрешать им работать, как захочется. Когда разница между растениями, получающими разный уход, станет достаточно заметной, воспитатель обсуждает с детьми, почему одни растения растут лучше, другие – хуже. Проанализировав причины, дети сообща приходят к выводу, что это зависит от качества ухода, и далее выясняют, какие условия необходимы для жизни растений.
- Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу. Воспитателю приходится все время решать задачу, с которой не сталкиваются средней и высшей школы: как сделать, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Система дошкольного воспитания накопила много таких приемов. Приведем некоторые из них.
— работа руками детей. « Сейчас Леночка возьмет палочку и положит ее на бумагу»- говоря так, воспитатель берет палочку рукой Лены и кладет ее в нужное место.
— дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам: «Олег, держи растение. Слава, подсыпай почву с этой стороны. Так … Так… Аккуратнее… Андрей, подсыпь почву с другой стороны… Молодцы, вы все хорошо сделали».
-совместная работа воспитателя детей. « Я сейчас принесу почву, а вы тем временем вымойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки овса».
-работа воспитателя по указанию детей: «Ребята, что мне надо сделать прежде всего? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно ли я держу растение. Что, Костя, оно наклонилось? (воспитатель намеренно допускает ошибку, чтобы привлечь внимание детей к самому ответственному моменту.) Сейчас поправим. Теперь ровно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».
Как сознательно используемый прием воспитатель иногда допускает неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления. Точно так же он иногда выполняет неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки. Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а также одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментированных процедур, которые часто выполняются неверно. Этим приемом следует пользоваться осторожно, чтобы, с одной стороны, не вызвать у ребенка чувства обиды; с другой – чтобы не зафиксировать в детской памяти ошибочные действия.
Перечень приемов, выработанных в детском саду, может быть увеличен. В их основе лежит непосредственное участие педагога в эксперименте – но таким хитрым образом, чтобы он оставался для детей как бы невидимым, чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно. В крайнем случае, взрослый может восприниматься как один из участников эксперимента, но не как высшая инстанция, которая контролирует работу и карает за ошибки. На этот момент приходится обращать особое внимание, поскольку слишком сильны у нас традиции авторитарной педагогики. Безусловно, чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не получающее логического обоснования, не завершенное выводами и, следовательно, не имеющее познавательной ценности.
- Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
- Следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. Дети дошкольного возраста вследствие специфических физиологических и психологических особенностей с большим трудом воспринимают знания, преподносимые в чистом, рафинированном виде. Если воспитатель переносит школьный стиль работы в детский сад, его деятельность зачастую обречена на неудачу. В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например, гуляя на участке, замечаем, что на дорожках нет травы. Почему? Пробуем копнуть палочкой и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит, и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Эксперимент прошел незаметно для детей.
В другой раз, рассматривая тень любого предмета (от дома, дерева, окна), проводим на снегу (на песке, на почве, на полу) линию строго по границе света и тени. Через пять минут замечаем, что тень переместилась относительно нашей отметки. Проверяем еще раз – граница смещается опять. Почему тень передвигается? Потому что солнышко ходит по небу (или потому, что Земля вращается,- смотря что мы хотим объяснить детям). Видите, ребята, мы раньше не замечали движения Солнца (или Земли), а на самом деле это происходит довольно быстро.
Из приведенных примеров вытекает как минимум два вывода. Вывод первый: в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Второй вывод: если в школе можно давать знания большими порциями, то в детском саду их приходится дробить и преподносить микродозами. Опыт, который можно провести в школе на одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов. Следовательно, в детском саду из отдельных опытов приходится формировать циклы, продолжительность которых варьируется в зависимости от объективных и субъективных факторов. Иногда такие циклы можно класть на игровую основу, но это не обязательно. Природа настолько интересна для детей сама по себе, что в подавляющем большинстве случаев при ознакомлении с ней не требуется дополнительных внешних стимулов.
- Очень ответственным является этап эксперимента – анализ результатов и формирование выводов. Специфика данного этапа заключается в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов (И.П. Павлов). Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать описание соответствующих свойств магнита. Отказаться же от формулировки выводов, равно как и от постановки цели, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности.
В связи с этим в детском саду словесный отчет об увиденном и формулирование выводов не должны копировать опрос школьников – ни по форме, ни по духу. Лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с воспитателем радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала. Независимо от выбранной формы, воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.
Приведем пример нетрадиционного подведения итогов одного длительно протекавшего эксперимента. Дети старшей группы выращивали на огороде овощи. Когда пришла пора уборки урожая, они научились отличать зрелые овощи от незрелых, приготовили салат и сели обедать. В комнате установилась тишина. Воспитатель говорит тихо и задумчиво, как бы про себя: «Спасибо тем, кто приготовил нам такой вкусный салат». Затем – после паузы- уже громче: «Ребята, а кому спасибо? Кто нас сегодня угостил?» В этот момент в мозгу детей вихрем проносятся образы-воспоминания, как они сажали рассаду, как ухаживали за растениями, убирали урожай, готовили салат. « Кому же спасибо? Нам? Давайте громко скажем: « Спасибо нам!» Дети с радостью выполняют данную просьбу и с душевным подъемом принимаются за обед. Это – пример широкого обобщения, выраженного не в словах, а в образах, как и положено детям, обладающим наглядно-образным мышлением.
Таким образом, все «словесные» этапы эксперимента – обоснование цели, отчет об увиденном, формулирование выводов – представляют собой категории, существующие только для воспитателя. Он помнит о них, ориентируется на них в своей работе, но дети об их существовании не подозревают. Они просто что-то делают, о чем-то рассказывают друг другу и взрослому в непринужденной обстановке, во что-то играют. В школе же, напротив, эти категории существуют и для учащихся. Они обязаны не только произнести все вслух, но и записать выводы в тетрадь.
- Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе. Это категорически недопустимо. Можно сказать: «Коля всегда поливал растения, они росли хорошо; Толик почти не поливал, вот они и высохли», но ни с методических, ни с общепедагогических позиций невозможно заключить: «Коля поливал растения – он хороший. Толя не поливал – он плохой». Нежелание детей экспериментировать обусловлено различными причинами – плохим настроением, ухудшением самочувствия, неумением выполнить работу, неспособностью к сосредоточению, отсутствием интереса к данному объекту, отсутствием в характере склонности к экспериментированию, незрелостью мыслительных процессов и многими другими факторами. Ни в одной из этих причин нельзя усмотреть злого умысла ребенка, поэтому его нельзя порицать за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.
Случайные наблюдения и эксперименты. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо него непонятными и незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам земледелия. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это значит, что гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, следя за поведением детей и предупреждая всевозможные ЧП, он должен одновременно выискивать в природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не просто, особенно если учесть отсутствие специальной биологической литературы, адресованной работникам ДОУ.
Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотребить этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности
Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Кроме того, как говорилось выше, при отсутствии возможности проговаривать свои действия и увиденные результаты качество восприятия знаний резко ухудшается. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из-за этого в ходе занятия в работе детей периодически возникает десинхронизация. Это – вполне закономерное явление. Оно проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории. Таких ситуаций не следует избегать, но не стоит их и усугублять. При значительной десинхронизации обстановка в группе может выйти из-под контроля.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Как говорилось в предыдущем разделе, иногда это можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Эксперименты как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: « А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка», «Ребята, Коля спрашивает, будут ли голуби есть творог; давайте проверим», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.
Статья ( группа) на тему: Экспериментирование в ДОУ
Предварительный просмотр:
li:before{content:»\0025aa «}#doc9995081 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»\0025aa «}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc9995081 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»\0025aa «}#doc9995081 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc9995081 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc9995081 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc9995081 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc9995081 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc9995081 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc9995081 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc9995081 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc9995081 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «. «}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc9995081 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,lower-latin) «. «}#doc9995081 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,lower-roman) «. «}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc9995081 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc9995081 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) «. «}#doc9995081 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-4,lower-latin) «. «}#doc9995081 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc9995081 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc9995081 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc9995081 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-7,lower-latin) «. «}#doc9995081 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc9995081 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-5,lower-roman) «. «}#doc9995081 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) «. «}#doc9995081 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc9995081 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»o «}#doc9995081 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-8,lower-roman) «. «}#doc9995081 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc9995081 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:»\0025aa «}#doc9995081 ol{margin:0;padding:0}#doc9995081 table td,table th{padding:0}#doc9995081 .c9{margin-left:46.4pt;padding-top:0pt;padding-left:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc9995081 .c10{margin-left:36pt;padding-top:0pt;padding-left:0pt;padding-bottom:0pt;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc9995081 .c7{padding-top:14pt;padding-bottom:14pt;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc9995081 .c12{padding-top:0pt;padding-bottom:14pt;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc9995081 .c15{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;text-align:justify}#doc9995081 .c8{orphans:2;text-indent:35.5pt;widows:2;text-align:justify}#doc9995081 .c5{orphans:2;text-indent:35.5pt;widows:2;text-align:center}#doc9995081 .c1{orphans:2;text-indent:28.4pt;widows:2;text-align:justify}#doc9995081 .c11{background-color:#ffffff;max-width:467.7pt;padding:56.7pt 42.5pt 56.7pt 85pt}#doc9995081 .c2{orphans:2;text-indent:28.4pt;widows:2}#doc9995081 .c6{font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»;font-weight:normal}#doc9995081 .c13{orphans:2;widows:2}#doc9995081 .c0{padding:0;margin:0}#doc9995081 .c16{margin-left:36pt;padding-left:0pt}#doc9995081 .c14{font-weight:bold}#doc9995081 .c4{height:12pt}#doc9995081 .c3{color:#000000}#doc]]>
Статья на тему: Экспериментирование — ведущий вид деятельности в детском саду
Экспериментирование — ведущий вид деятельности в детском саду
Экспериментирование — ведущий вид деятельности в детском саду
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментированияспособствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности
Роль развития опытно — экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.
Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
o Как я это делаю?
o Почему я это делаю именно так, а не иначе?
o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.
С малышами можно проводить игры с водой: «Водичка-водичка», «Кто живёт в воде?», «Сказка о том,как радуга в воде купалась», «Мыльные пузыри» и др.
Игры с песком: «Песочные человечки», «Маленький художник», «Лепим куличики», «Пускаем кораблики».
Игры с камешками: «Сказка о камешках», «Брызгалки».
В средней группе работа ведется с небольшими усложнениями, дети более осознанно относятся к проведению игр-опытов: со снегом, льдом, деревом, камнями.
Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты: Экспериментирование с песком, глиной (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)
Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха). Наблюдение за жизнью растений, животных Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут? Могут ли животные жить в земле?
Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)
В младшей группе необходимо оборудовать мини – лабораторию для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д.
В старшей группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментированияместе и в достаточном количестве.
В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла;
Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
Природный материал; Разные виды бумаги;
Красители: пищевые и непищевые; Медицинские материалы;
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей. Например: (Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить)
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Детишки с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Я уверена, что систематические игры – экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и формах — являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
A. Выучите словосочетания и выполните предложенные упражнения.
⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 78Следующая ⇒Verb + education
— получить образование
-дать вам образование
-инвестиции в образование
— возврат в учебу
— оплата обучения
Прилагательное + образование
— хорошее образование
-высшее образование
-детское образование
— частное образование
— религиозное образование
-среднее образование
-сексуальное образование
— гуманитарное образование
Существительное + предлог + образование
— цель обучения
-стандарт образования
— право на образование
Б.Глагол + образование Завершите предложения правильной формой приведенных выше глаголов:
1. Мои родители ………. мне лучшее образование, которое можно купить за деньги.
2. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети ………… получили надлежащее образование.
3. Растущее число взрослых …………. посещают дневную форму обучения.
4. Каждый месяц мы откладываем немного денег на …………. образование нашей дочери.
5.Премьер-министр сказал, что его правительство продолжит ……………………… в сфере образования. В следующем году на школьные здания будут потрачены дополнительные 100 миллионов фунтов стерлингов.
C. Прилагательное + образование Завершите предложения, приведенные ниже, с указанными выше прилагательными:
1. В течение пяти лет будет бесплатное ………… образование для всех трехлетних детей.
2. Некоторые люди думают, что ……….. образование несправедливо и что мы все должны иметь
одинаковых образовательных возможностей.
3. Количество студентов в ………… образовании увеличилось вдвое за последние 10 лет.
Правительство сейчас думает о строительстве нескольких новых университетов.
Я против обучения в школах. Думаю, это нужно делать дома.
5. В Великобритании большинство молодых людей получают ………………. образование в начальной школе.
Они рано узнают факты из жизни.
6. Как и большинство родителей, я просто хочу, чтобы у моих детей был файл…………… образование.
7. Правительство хочет сделать ………… образование обязательным до 18 лет.
8. Я безнадежен в точных науках, поэтому моя цель — получить …………… образование.
D. Существительное + предлог + образование Завершите предложения указанными выше существительными:
1. Сокращение финансирования повлияет на …………… образование в школах.
2. По закону все дети в стране имеют………….. к бесплатному образованию.
3. Одно ………. образования должно заключаться в том, чтобы научить детей думать самостоятельно.
4 к высшему образованию, теперь в университетах обучается больше студентов.
Урок 34.
Дошкольное и школьное образование
в Украине
СЛОВАРЬ
ПРЕДМЕТЫ ШКОЛЫ
Закажите буквы и пометьте изображения
1.ШАМТ | 3. SCUIMITH-HCOYOLEGTN | 5. YOEHGRGPA | 7. HIEGNSL | 9. HSCLAPIY |
2. MAARD | 4. CSCNIEE-UDEAOITNC | 6. ИЙХЦОР | 8. IROANFMO |
2.
ПРЕДМЕТЫ
Сопоставьте следующие школьные предметы с их определениями:
а.история | ф. химия |
б. Музыка | г. биология |
с. математика | ч. IT (информационные технологии) |
г. экономика | и. география |
e. физика | Дж. искусство |
1. Изучение растений, животных и человека.
2.Изучение физических особенностей мира, климата, населения и т. Д.
3. Изучение прошлого.
4. Обучение живописи и рисунку.
5. Как пользоваться компьютерами.
6. Изучение тепла, звука, электричества и т. Д.
7. Арифметика, алгебра, геометрия, исчисление и т. Д.
8. Изучение элементов, их сочетания и реакции.
9. Исследование финансовых систем.
10.Игра на инструментах и пение.
Экзамены
Вычеркните глагол, который не совмещается:
до / | марка / | дубль / | сид. / | чел. / | сбой | экзамен |
Завершите диалог, используя правильную форму следующих глаголов:
A: Привет, Тара, я так счастлива.Я (1)…. все мои экзамены. Я даже получил пятёрку по английскому!
B: Не так уж плохо, но я (2)… биология. Это означает, что мне придется (3)… это в следующем семестре.
A: О нет, мне очень жаль. Вы потратили целую вечность на биологию, не так ли? Что случилось?
B: Ну, я полагаю, я просто не (4)… достаточно усердно. Может, в следующий раз получу.
ВАША ШКОЛЬНАЯ КАРЬЕРА.
Используйте эти глаголы:
пройден
сб
делаю
закончил
получил
применено
и эти другие слова для завершения текста:
первичный
вторичный
университет
питомник
колледж
градусов
Когда я был очень молод, я ходил в игровую группу, а затем (1)….. школа. Когда мне было пять, я пошел в местную (2) …… школу. В Великобритании школа является обязательной для всех в возрасте от пяти до шестнадцати лет, но во многих других странах дети не ходят в школу до семи лет.
Моя начальная школа была смешанной, но когда мне было одиннадцать, я пошел в al-boys (3) ……. школа. Моими любимыми предметами были математика и английский язык. После пяти лет в средней школе я решила пойти в шестой класс (4) ……… …
В последний год обучения в шестом классе я (5) ……… сдала экзамены по четырем предметам — математике, физике, химии и географии.Я (6) …… их все и (7) …………. Отличные оценки по математике и физике.
I (8) ……… .. на место в (9) ……………… для изучения астрономии. Это было трехлетнее (10) ………. курс. I (11) …… .. с отличием первой степени. Я думал о (12) …… аспирантуре, но решил, что пора устроиться на работу и заработать немного денег.
ШКОЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ.
Сопоставьте разные места с их определениями:
1.класс
2. зал
3. Детская площадка
4. тренажерный зал
5. игровые поля
6. Комната для персонала
7. Лаборатория химии / физики
8. библиотека
а. где вы играете в футбол и другие виды спорта
г. учительская
г. куда ходят студенты на переменах
г.тихое место, чтобы почитать или поискать информацию
e. где у вас больше всего уроков
ф. специальная комната, где можно проводить эксперименты
г. большая комната, где может собраться вся школа
ч. где вы делаете ЧП
.
Образование в великобритании | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Алексеевка — 2012
-851535-415290составитель:
Кришталь Е. В.
преподаватель английского языка
Департамент образования, культуры
и молодежной политики Белгородской области
ГБОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКСИКИ В РАМКАХ ТЕМЫ:
«ОБРАЗОВАНИЕ
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ »
для студентов 3 курса
специальности 050303 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
оглавление
Актуальная лексика ………………………………………………………………… 3-4
текст «Школы в Соединенном Королевстве» ……………………………………………………..5
Упражнения к тексту ……………………………………………………………………… 6
Текст «Итон» ……………………………………………………………… …………… .. 7
Понимание на слух (часть 1) ………………………………………………………… 8
Понимание на слух (часть 2) ……………………………………………………… 9
Письмо. Отвечаю на письмо. …………………………………………………… ……… 9
Чтение подробностей …………………………………………………………………… ..9-10
Понимание на слух (говорят шесть человек) ……………………………………. 10-11
Зазор …………………………………………………………………………………… 11
Письмо.Отвечаю на письмо. …………………………………………………… ……… 11
Понимание на слух (разговор о планах на будущее) …………………… 11-12
Письмо. Отвечаю на письмо. …………………………………………………… ……… 12
Зазор …………………………………………………………………………………… 13
Соответствие (заголовки и тексты) ………………………………………………………… 13–14
Понимание на слух (рассказ о школе в США) ………………………………… 14-15
Разговор (диалог) ………………………………………………………… 15–16
Различные мероприятия по теме …………………………………………………………….. 16
Литература ……………………………………………………………………………… 17
Ключи к упражнениям ……………………………………………………………… .. 17
Актуальный словарь
обслуживаемая (государственная) школа — государственная школа
школьное обучение — обучение в школе
управлять школой — управлять школой
обеспечение школ — обеспечение школ
лицей — лицей (в России)
гимназия — гимназия (в России)
школа-интернат — школа — пансионат (в Великобритании)
общеобразовательная школа — средняя общеобразовательная школа в Великобритании (принимает всех детей, без вступительных) экзаменов
детская школа — ясли
детский сад —
подготовительная школа — подготовительная школа
начальная школа / образование — начальная школа / образование
средняя школа / образование — средняя школа / образование
Младшая школа — второй этап начального образования
гимназия — «грамматическая школа»; готовит для поступления в ВУЗы
однополая школа — школа, где учатся только девочки, или только мальчики
смешанная (совместное обучение), школа — школа, где учатся и девочки, и мальчики
независимая (платная, частная) школа — независимая (платная, частная) школа
государственная школа — государственная школа
обязательное образование