МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Методика м монтессори: полезные советы и лайфхаки из художественной литературы и нон-фикшн

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори Мария Монтессори (1870-1952г.г.) итальянский педагог, разработала методику воспитания дошкольника, не утратившую своего значения и в наше время. Идея педагогики и философии Марии Монтессори базируется на философских идеях Жан Жака Руссо, Йохана Хенрика Песталоцци, Фридриха Фребеля, которые всегда подчеркивали, что потенциал ребенка может полностью раскрываться в условиях свободы для ребенка и любви к нему.

 

Но философия Монтессори отличается от взглядов предшественников тем, что она рассматривала детство не просто как ступеньку на пути роста ребенка. Для того, чтобы понять каким путем ребенок реализовывается и утверждается, Монтессори настаивала – каждый ребенок еще до рождения имеет внутренний зародыш, так называемый «духовный эмбрион» и верила, что только в процессе развития этот эмбрион может реализовываться и раскрываться.

Для того, чтобы процесс случился, необходимы условия:

1. Ребенок и его развитие зависит и находится в постоянном контакте с окружающей средой.

2. Ребенку нужна свобода. Если одно из этих условий отсутствует, то детский потенциал не раскрывается полностью и рост его, как индивидуальности, может остановиться. Монтессори рассматривала физическое и умственное развитие ребенка только во взаимодействии и доказала опытом своей работы, успешное развитие психических возможностей невозможно без физической активности.

“Одной из наибольших ошибок наших дней есть то, что движение является чем-то, что стоит в стороне высших функций организма. Ментальное развитие тесно связано с движением и зависит от него. Движение — это часть жизни индивидуальности и ничто не может остановить в жизни”. Она обозначала, что каждый ребенок имеет периоды, когда ребенок отдает предпочтение какому-нибудь одному виду деятельности. И период заканчивается приобретением навыка. Когда ребенка задерживают от вида выбранной деятельности во взаимодействии в окружающим миром, то природный путь получения тех или иных природных знаний, или того или иного навыка, утрачивается навсегда.

Мечта взрослых, отследить когда появляется это для определенного вида деятельности и помочь ребенку. Окружающая среда должна удовлетворять потребностям ребенка. Основным методом педагогики — есть метод наблюдения. Наблюдая за детьми, она пришла к решению, что периоды в жизни ребенка тесно связаны с пониманием порядка в окружающей среде. Поэтому она обозначила порядок как первый период. Он появляется у ребенка с первых месяцев жизни в течении двух лет. Ребенок, в первые два года, приводит в порядок впечатления от хаотичного окружающего мира. Но необходимо всегда помнить, что порядок в понимании ребенка очень отличается от нашего, взрослого.

Для взрослого порядок — это радость от того, что каждая вещь имеет определенное место и находится именно там. Для ребенка порядок и радость от него — это желание видеть вещи в окружающей среде на обычных местах. А в действиях может быть последовательность. Монтессори в своих лекциях всегда вспоминала случай, когда малыш долго плакал и не мог утихомириться только потому, что мама собираясь на прогулку, не одела пальто как всегда, а просто перекинула его через плечо.

Ребенок обозначает необходимость в порядке тремя способами:

1. Демонстрирует радость от того, что видит вещи на обычных местах.

2. Ощущает себя несчастным, плачет, когда это не так.

3. Настаивает на том, что вещи были положены на обычные места, действия выполнялись как обычно.

Другой период появляется с желанием выучить окружающий мир при помощи языка и рук (на сенсорном уровне). Таким образом ребенку легче природным путем выучить предметы окружающей среды. Монтессори пришла к выводу, что язык, который ребенок использует для разговора, руки, какими он работает, тесным образом связан с развитием интеллекта. Именно речь и руки играют важную роль в развитии интеллекта.

Период для развития речи должен иметь некоторые условия. Описанный Итаром случай с “диким мальчиком” из Айверона (оставленным в лесах Франции и найденным почти подростком) доказывает это. Итару удалось сделать все необходимое, чтоб реализовать его как человека. Но речь осталась так и недоразвитой, потому, что окружающая среда не отвечала требованиям ребенка, и мальчик адаптировался к нему своим путем (Тарзан).

Период хождения — Монтессори считала, что это есть другим рождением человека, из беспомощного новорожденного он становится активным и независимым в своих движениях. Монтессори исследовала, что дети одного года, или чуть старше, могли идти без устали несколько километров.

Следующий период включает особый интерес к мелким вещам и предметам. Пятый период проявляется у ребенка интерес к социальным аспектам жизни. Монтессори обозначала, что выявление и изучение ей периодов в жизни ребенка имеет очень большую ценность и значение.

Детский разум еще не сформирован , поэтому информацию он получает другим путем в отличии от взрослого. М. Монтессори сравнивала детский разум с губкой, которая впитывает в себя абсолютно все из окружающей среды. Впечатление от окружающего мира, информация, которую ребенок получает еще подсознательно и формируют разум ребенка. Потом, со временем, ребенок научится размышлять и аргументировать. Этот процесс длится до 3 лет. В три года ребенок готов к интеллектуальному развитию.

Итак, философия М. Монтессори утверждает, что в каждом ребенке есть свой “духовный эмбрион” или основа, для его психического развития еще до рождения, но взаимодействие с окружающей средой и свобода необходимы ребенку, чтобы согласно с заложенными природой особенностями развивалась индивидуальность ребенка. Поскольку этот процесс самореализация для каждого ребенка, то особенное значение имеют периоды и разум, которые помогают ребенку в этом процессе.

УЧИТСЯ…КОГДА НЕ ПОЗДНО? На чем базируется метод М. Монтессори, пригодный для детей любой национальности и разного социального статуса? В детском садике Монтессори-учитель создает педагогическую обстановку, где все будет именно так, как необходимо ребенку этого возраста. Все-все: еда, мебель, обучающий материал и работа ребенка с ним, социальные отношения, одежда, режим дня. Весь распорядок дня строится так, как необходимо для полного развития внутреннего потенциала индивидуальности. Учитель опирается на: -знание сензитивных периодов — подготовленную обстановку — умение наблюдать за ребенком.

Рассмотрим их. Сензитивные периоды Психическое развитие обозначается сензитивными периодами, каждый из них это:

— наибольшая чуткость восприятия и настроения психики;

— сила и значимый интерес, которые вызывают то или иное явление, или тот или иной предмет вокруг;

— концентрация внимания на специфических объектах обстановки;

— увлечение чем-нибудь и умение запоминать;

— переход от неосознанной роботы к осознанному творчеству;

— интенсивная и длительная деятельность, которая не утомляет и не надоедает, а наоборот есть постоянным источником жизненной энергии и интереса;

— временное состояние, которое возникает после реализации задания этого периода;

— период, который никогда не повторяется. Сензитивные периоды наблюдаются от рождения до шести лет.

Подготовленная обстановка В Монтессори-классе жизнь ребенка наполнена открытиями. Здесь много материалов, которые постоянно стимулируют обучение соответственно с сенсорными периодами и явлениями.

Есть несколько основных принципов организации подготовленной обстановки:

— свобода выбора. Дети сами выбирают чем будут заниматься. Эта деятельность и есть для них тем процессом познания, который основывается на их внутреннем импульсе. Но свобода не означает вседозволенность, она имеет свои рамки. Учитель знает, маленькому ребенку свобода необходима для формирования самодисциплины, т.е. взрослые не должны делать за ребенка то, что он может сделать сам.

— структура и порядок – второй принцип подготовленной обстановки. Все имеет свое начало и логичный конец. Материал со всем его содержимым сохраняется в хорошем состоянии и единственном экземпляре. Все, что находится в классной комнате имеет привлекательный вид. Все предметы реальные, как в жизни например, дети используют настоящую посуду. Контакт ребенка с действительностью и природой

– основные принципы подготовленной обстановки. М. Монтессори учила, что прямой контакт с природой развивает понимание порядка, гармонии и красоты вокруг. Итак, Монтессори-класс – место где ребенок живет природной жизнью.

Наблюдение Сензитивные периоды в развитии ребенка свидетельствуют о внутреннем мире. Ребенок не демонстрирует и не раскрывает их прямо. Монтессори-учитель наблюдает и обозначает, когда и что указывает на то, что ребенок находится в том или ином сенситивном периоде. Подготовленное пространство тоже организуется на основании наблюдения наставника. Учитель постоянно меняет обстановку в классе так, чтобы она соответствовала потребностям ребенка. Наблюдение помогает установить интимный контакт, в котором оба могут лучше узнать и понять друг друга. Развитие сенсорных способностей Сенсорное развитие ребенка — это развитие его способностей и формирования впечатлений про внешние качества предметов:

— форму

— положение в пространстве

— цвет

— запах

— величину

— вкус

Сенсорные способности – это функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и приятие человеком окружающего мира и себя самого. Сенсорные эталоны — общепринятые нормы внешних возможностей предметов. Как сенсорные эталоны цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по насыщенности, как эталоны формы – геометрические фигуры, величины и т.д. Ощущения – это отображение отдельных особенностей предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Приятие и воображение Среди других способностей, которые обеспечивают успех деятельности музыканта, художника, архитектора, писателя сенсорные способности имеют определенное место. Они дают возможность с особой глубиной, четкостью и точностью улавливать и передавать тончайшие особенности формы, цвета, звучания и других внешних особенностей предметов и явлений. Уже в дошкольном возрасте дети встречаются с разнообразием предметов, а именно игрушек и предметов домашнего обихода. Процесс развития способностей выполняется целенаправленно.

Программа Монтессори: коротко о главном

Многим сегодня известно имя Марии Монтессори, которая стала откровением в мире педагогики и повернула вспять представления о воспитании и обучении детей. Не все сегодня придерживаются ее взглядов, однако сомневающихся в том, что ее метод эффективен, становится тем меньше, чем больше взрослых, самостоятельных и успешно реализовавших себя людей, воспитанных по ее методике, появляется среди нас. Сегодня программа Монтессори позволяет продемонстрировать самые весомые доказательства своей эффективности – живые доказательства. Поговорим о том, в чем же заключается суть программы Монтессори, и что такое воспитание по системе Монтессори.

Программа Монтессори в детском саду основной целью полагает комплексное, всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка. Это не привычный способ обучения, когда все дети по команде садятся за парты (то есть, обездвиживаются, лишаются свободы выбора  и свободы перемещения), и делают то, что запланировал педагог. Именно в этом состоит принципиальное отличие метода Монтессори от методов классической педагогики – методика Монтессори не подразумевает ограничения свободы выбора деятельности, свободы перемещения и не предполагает ни малейшего насилия над ребенком и его природой.

Программа Монтессори – не способ дрессировки детей, а способ помочь детям сориентироваться в океане научных и прикладных знаний об окружающем их мире. Взрослый (монтессори-педагог) в этом процессе играет роль проводника, старшего товарища, который помогает ребенку осваивать выбранное им занятие, только направляя его, но не поучая, не оценивая и тем более не порицая его за «неправильное» действие.

Детская программа Монтессори подразумевает ежедневные комплексные занятия с монтессори-материалом в специально оборудованной монтессори-среде. Каждое занятие длится 3 часа, в течение которых ребенок осваивает навыки ухода за собой и окружающей средой; учится писать, читать, правильно говорить, общаться с другими, самостоятельно разрешать сложные ситуации; развивает память и логику, учится оперировать числами, получает знания об окружающем его мире и развивает органы чувств, мелкую и крупную моторику, учится думать не только о себе, но и о других, быть ответственным, и все это – в течение 1 занятия длиной 3 часа! В нашем детском саду сейчас работают 2 монтессори-педагога (по мере набора детей в группу, у нас будет работать 3 педагога), что позволяет уделить каждому ребенку ровно столько внимания, сколько ему необходимо. Все сады Монтессори соблюдают одни и те же стандартные требования, но каждый сад предлагает свою программу.

Мы проводим монтессори-занятия в детском клубе «Парус», придерживаясь следующих принципов:

  1. Свободный выбор материалов в специальной Монтессори-среде.
  2. Разновозрастная группа детей от 3-х до 6-ти лет. Это позволяет старшим детям закрепить полученные навыки, делясь ими с младшими, а младшим научиться доверять старшим детям, взаимодействовать с ними, учиться у них.
  3. Развития ребенка в индивидуальном темпе.
  4. Ведение педагогом дневника развития ребенка.
  5. Создание и поддержание доверительной атмосферы, которая способствует формированию у ребенка доверия к окружающим, а также внутреннего комфорта и равновесия. Все это,  в свою очередь, является основой для раскрытия его потенциала.

Внедрение Монтессори — педагогики в дошкольной группе МДОУ «Детский сад №5»

Сведения о Монтессори-группе МДОУ «Детский сад №5»

Заведующий

Алфимова Татьяна Валерьевна

Воспитатели:

Гущина Валентина Васильевна

Пустоутова Татьяна Дмитриевна

 

Количество воспитанников: 20

  

Мы рады приветствовать Вас в нашей  Монтессори – группе.

Детство – это удивительная и прекрасная пора! В этот период человек совершает множество открытий, учится быть самостоятельным, любить и быть любимым, общаться с окружающими и быть счастливым. Да-да, быть счастливым – это тоже умение, которое не дается просто так! Когда ребенок увлечен любимым занятием, его любят и ценят – он счастлив!

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был:

самостоятельным и умел принимать решения;

любознательным и успешным;

креативным и счастливым;

легко адаптировался к окружающей среде?

Тогда наша Монтессори — группа  для Вас, т.к. мы работаем по уникальной педагогической методике итальянского педагога-гуманиста Марии Монтессори (1870-1952). Эта система давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

Основным отличием метода Монтессори от методов традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Основная идея метода Монтессори заключается в создании для ребенка условий к саморазвитию, через организацию специально подготовленной развивающей среды, имеющей четкую логику построения и соответствующей психологическим потребностям ребенка.

Задачей педагога, или наставника, как его называют в системе Монтессори, является помощь ребенку в организации своей деятельности в этой среде. Взрослый должен создать условия, чтобы ребенок мог идти своим собственным, уникальным путем, реализовывая свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что любой ребенок способен открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводит к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную и активную личность!

Дети, посещающие Монтессори –группы  приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной, что позволяет им без труда поступать в самые разные школы!

Но одного бренда «Монтессори» недостаточно, чтобы идеи итальянского педагога воплотились в жизнь. Каждый Монтессори-сад и школа сильны своими педагогами, знаниями и накопленным профессиональным опытом.

Мы постараемся постоянно расти как профессионалы, создавая уникальные условия для развития наших воспитанников! Мы любим свою работу и видим нашу миссию в продвижении аутентичного Монтессори-образования в России и во всем мире, не только создавая качественные образовательные уровни для всех возрастов, но и участвуя в профессиональной подготовке Монтессори-педагогов!

Добро пожаловать в Детский сад №5  в  Монтессори-группу!

Положение О группе общеразвивающей направленности «Монтессори – группа»

 

Фотоальбом

 

Система М. Монтессори

 

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система педагогического воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори.  

Методика  Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении. 

Философия 

Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. 

В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. 

Мария Монтессори была убеждена в том, что, как поощрение, так и наказание, вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. 

В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.  

Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. 

Лейтмотивом метода Монтессори является поддержание естественной радости ребенка от учения. 

По методике Монтессори эта радость учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности.

Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии со своими интересами, приобретают уверенность в себе и усваивают изученное наиболее эффективным образом. 

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-группа для малышей учит таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. В первую очередь через подражание. Обучение по системе Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития. Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. 

При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие. 

Принципы педагогики Монтессори 

Мария Монтессори, являясь не только заслуженным философом, педагогом и медиком, но ещё и успешным психологом, разделила процесс развития детской личности на четыре стадии: 

    первая стадия детства (0 — 6 лет)

    вторая стадия детства (6 — 12 лет)

    юность (12 — 18 лет)

    взросление (18 — 24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития. 

Фаза первой стадии детства (0 — 6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Мария Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности. 

В ходе своего развития ребенок проходит так называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды. 

В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребенок проходит процесс постижения, который, согласно методике Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Мария Монтессори употребляет термин «нормализация».  

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребенка является «усовершенствование чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. 

Основываясь на изложенных результатах, Мария Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. 
Так, ее математический материал позволяет ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах. 

Подготовленная среда 

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори.  

Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по методике Монтессори, ему соответствовать. 

Так, оборудование  должно быть подобрано по росту ребенка соответствующего возраста. 

Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. 
Переставление стульев с места на место, производящее шум, Мария Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. 

Окружение эстетично и элегантно, используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. 

Матери����л находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых. 

Роль взрослого в педагогике Монтессори 

С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. 
Мария Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.  

В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. 

Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». 

Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. 

Роль воспитателя 

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. 

Это не требование делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития.  

Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения». 

Этим она формулирует свое четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. 

Методика Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.  

 

Методическая копилка 

 

Сценарий мероприятия, посвященного открытию новой  Монтессори- группы в МДОУ « Детский сад №5» (октябрь 2014 года)

Опыт работы на тему: «Инновационное образовательное пространство группы дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения педагогики М. Монтессори».

Гущина В.В.

Статья по теме: «Наш путь к педагогике М. Монтессори»

Алфимова Т.В.

Статья по теме: «Создаем инновационное образовательное пространство группы дошкольной образовательной организации для детей 3- 6 лет посредством внедрения педагогики М. Монтессори»

Гущина В. В.

Презентация «Организация самостоятельной деятельности младшего дошкольного возраста – как одна  из основных форм работы по методике М. Монтессори»

Гущина В.В.

Презентация «Организация деятельности в «Монтессори – группе»:
нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое обеспечение»

Алфимова Т.В.

Книга «Раннее развитие: методика М. Монтессори» Мальцева И В

Раннее развитие: методика М. Монтессори

Развивать малыша с самого детства сегодня стараются все родители. Но как это правильно делать, чтобы не навредить ребенку? На помощь приходят упражнения и игры, разработанные лучшими специалистами-практиками. Методика замечательного итальянского врача и педагога Марии Монтессори — это специальная система занятий, упражнений и игр, которая будет особенно интересна родителям, стремящимся вырастить самостоятельного, ответственного и активного ребенка.

Поделись с друзьями:
Издательство:
Азбука-классика
Год издания:
2010
Место издания:
СПб
Язык текста:
русский
Тип обложки:
Мягкая обложка
Формат:
84х108 1/32
Размеры в мм (ДхШхВ):
200×130
Вес:
195 гр.
Страниц:
256
Тираж:
5000 экз.
Код товара:
516467
Артикул:
00000016164
ISBN:
978-5-9985-1186-8
В продаже с:
09. 07.2010
Аннотация к книге «Раннее развитие: методика М. Монтессори» Мальцева И. В:
Развивать малыша с самого детства сегодня стараются все родители. Но как это правильно делать, чтобы не навредить ребенку? На помощь приходят упражнения и игры, разработанные лучшими специалистами-практиками. Методика замечательного итальянского врача и педагога Марии Монтессори — это специальная система занятий, упражнений и игр, которая будет особенно интересна родителям, стремящимся вырастить самостоятельного, ответственного и активного ребенка. Читать дальше…

Мария Монтессори – педагог, чья методика прошла сквозь века, и пользуется популярностью в современном образовании

26 мая 2020 года был проведен онлайн региональный научно-методический семинар «Философия свободного развития ребенка в педагогике Марии Монтессори», посвященный 150-летию со дня рождения итальянского педагога.

Мария Монтессори – выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист, снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей. Феномен Монтессори-педагогики заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающуюся личность.В 1988 году решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

Семинар охватил30 участников-единомышленников, поклонников и сторонников Монтессори-педагогики, среди которых преподаватели кафедры, практикующие педагоги и обучающиеся КИПУ имени Февзи Якубова. Координатор семинара: Зарединова Э.Р., кандидат педагогических наук, доцент, руководитель студенческого научного сообщества кафедры дошкольного образования и педагогики, модератор: Рогожина В.В., студентка группы ДО-18 и члены рабочей группы оргкомитета: Батракова В.Н., Зерьяева М. С., Курылюк А.С., Эмирвеисова Э.Э. и Якубова А.Р., студентки группы ДО-18.

Теоретический блок был представлен дискуссиями:

  1. «Мир педагогики Марии Монтессори» – Зарединова Э.Р. к. пед.н., доцент.
  2. «Идея свободного развития в методике М. Монтессори» – Рогожина В.В. студентка группы ДО-18.

         Методический блок был представлен по зонам Монтессори-среды. Эта часть семинара была представлена линейкой мастер-классов с применением теоретических методических основ создания зон в Монтессори-комнате:

         — мастер-класс зоны практической жизни «Забавные прицепки» –Батракова В.Н., студентка группы ДО-18;

         — мастер-класс зоны сенсорного развития «Топ 3 игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста по М. Монтессори» – Якубова А.Р., студентка группы ДО-18;

         — мастер-класс зоны речевого развития «Чтение по Монтессори» –Эмирвеисова Э.Э., студентка группы ДО-18;

         — мастер-класс по изготовлению дидактической игры математической зоны «Изучаем дроби» – Курылюк А. С., студентка группы ДО-18;

         — мастер-класс по изготовлению дидактического материала в зоне космоса М. Монтессори «Материки и их животные обитатели» – Зекрьяева М.С., студентка группы ДО-18.

         Каждый мастер-класс сопровождался соответствующим практическим заданием, направленным на расширение знаний участников о представленных зонах Монтессори-среды.

         Теоретико-методические основы обсуждаемой проблемы нашли отражение в контрольном тестировании «Монтессори-педагогика», участники семинара показали достаточный уровень знаний по обсуждаемой проблеме.

         Педагогическая рефлексия позволила участникам выразить свое эмоционально-чувственное состояние посредством технологии «Острова эмоций».

Философия свободного развития ребенка в педагогике Марии Монтессори нашла отражение в ее основных положениях:

1. Метод, разработанный М. Монтессори полностью адекватен основной цели современного опережающего образования, направленного на саморазвитие и самоопределение личности.

2. Система Марии Монтессори помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения и воспитания, следовательно придать личностно-ориентированную окрашенность.

3. Создает благоприятные условия и атмосферу доверия, уважения к личности ребенка помогает детям стремительно и в своем индивидуальном темпе продвигаться в своем развитии.

4. Методика Монтессори направлена на воспитание самостоятельной личности и педагог выступает помощником в этом процессе.

«Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его». М. Монтессори

 

Зарединова Э.Р., кандидат педагогических наук, доцент,

руководитель научно-методического сектора

и студенческого научного сообщества

кафедры дошкольного образования и педагогики

Рогожина В.В., студентка группы ДО-18

 

Методика Марии Монтессори. В чём её альтернативность? | За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 !

Всем читателям доброго дня!

Методика Марии Монтессори сегодня широко известна не только в среде профессионалов-педагогов, но и среди родителей.

Мария Монтессори — великий педагог

Мария Монтессори — великий педагог

Систему #Монтессори сегодня называют альтернативной традиционной системе дошкольного образования.
Но что в ней такого уж альтернативного?
По мне, так ценнейший опыт итальянского врача и педагога начала 20 века должен быть взят на вооружение педагогами, не говоря при этом ни о какой альтернативе.

Альтернатива — это же выбор из двух противоположных вариантов. А не лучше ли взять самое ценное из обоих вариантов, чем что-то полезное утерять? Вредна, по-моему, для образования подобная ситуация выбора!

Попробуем выяснить, чем же не удовлетворила система #Монтессори нашу официальную педагогику?
В Советской России детские сады, открывшиеся ещё до революции и работавшие по методикам Монтессори, были закрыты в 20-е годы, во время провозглашения политики поголовного коллективизма.

Вот выдержка из стенограммы протокола III пленума по дошкольному образованию в Советской России, обсуждающего судьбу московского монтессори-садика .
«Текущие дела: о московском д/саде по системе Монтессори.
т. Прушицкая. В Москве существует единственный д/сад по системе Монтессори. Съезд высказался против этой системы, но это не означает, что мы немедленно должны закрыть единственный сад по системе Монтессори. Необходимо опыт этот учесть.
т. Виленская. В настоящее время закрывать учреждение действительно несвоевременно, так как одно дело отрицать систему в целом, другое дело взять из нее наиболее ценное, что можно.
т. Орлова. Мы не закрываем, а реорганизуем. Это аристократический сад, который нам совершенно не нужен. Мы должны создавать у педагогов Марксистское мировоззрение. Этот сад дает опыт, как не строить дошкольное воспитание.
т. Моложавый. Некоторые приемы по системе Монтессори надо использовать, но для этого не нужно иметь особого сада.
т. Прушицкая. Данный д/сад нужно оставить для дальнейшего научного исследования, м.б., изменив состав персонала, влив туда новых работников.
т. Виленская. С закрытием сада надо выждать некоторое время, необходимо сделать еще попытку привлечения партийных монтессорианок.
т. Орлова. Мы не можем тратить громадные средства на заведомо отрицательные результаты этой системы.
Постановили:
1. Просить МОНО сохранить опыт по проверке дидактического материала Монтессори…»

Таким образом, открытый ещё до Революции детсад по методике Монтессори закрыли в 1926 году.

Вот цитата из резолюции: «Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучёт биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…»


Стоит к этому добавить, что свободолюбивая педагогическая идея Марии #Монтессори вызывала отторжение и других «несвободных» политических режимов: школы-Монтессори быстро были запрещены в Испании при режиме Франко, их разгромили в гитлеровской Германии и в самой Италии при Муссолини.

Самой Марии Монтессори пришлось покинуть родину и провести долгие годы за границей.
Что входит в понятие «альтернативная педагогика» сегодня?
1. Наличие обоснованного философско-методологического фундамента педагогической теории.
2. Эффективность и уникальность педагогической методики.
3. Отказ от классно-урочной организации педагогического процесса.

Посмотрим, что же такого уж альтернативного в системе #Монтессори ?
1. Суть философско-педагогической системы М.Монтессори – в содействии саморазвития ребёнка, в признании за ребёнком ведущей роли при его взаимодействии с педагогами, что полностью соответствует сегодня принципам личностно-ориентированного обучения на которые ориентируется отечественная педагогика. Ничего альтернативного.

Главный принцип педагогической идеи М.Монтессори:

«Помоги мне сделать это самому»

сегодня широко используется не только педагогами. Он звучит так:

«Не давай ребёнку рыбу, лучше научи его ловить рыбу ( дай ему удочку)»

2. Методика М.Монтессори по использованию для развития ребёнка специальных разработанных ей материалов, большинство из которых являются «автодидактическими» (самообучающими) – очень оригинальна, и более полной методики для развития сенсорных и интеллектуальных способностей ребёнка в мировой педагогике нет.

Сама М.Монтессори говорила о своей методике: это

«система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду» .

Понятие о предметно-развивающей среде сегодня прочно вошло в работу детских учреждений, так же, как и понимание сензитивного (сенситивного) периода развития — возрастного этапа, когда развитие определённых способностей ребёнка происходит намного легче и эффективнее.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

И что же альтернативного в том, если педагоги будут, следуя идеям #Монтессори , уделять внимание сенсорному развитию ребёнка — это же их обычная практическая ежедневная работа?

3. Про классно-урочную систему обучения в отношении образования дошкольников уже говорено не раз. Что это – перенос школьной организации педпроцесса на дошкольный возраст, и что это – негативный момент, от него нужно отходить.

Подробнее о самой методике М.Монтессори читайте в этой статье:

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори (начало)

Так где же, в чём альтернативность педагогической идеи Монтессори? Налицо лишь её актуальность для педагогики вообще!

Нельзя не учесть и тот факт, что методика Марии Монтессори не свободна от ошибок. И если использовать её без доли критическоого мышления при работе с детьми — можно нанести ущерб детскому развитию.

А каковы Ваши взгляды, уважаемый читатель, на систему Марии Монтессори и на понимание «альтернативности в образовании»?

***************

Спасибо, что дочитали!

Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.

Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

►►► Эти статьи могут показаться Вам интересными:

И кто только придумал этот термин «раннее развитие детей », от которого теперь все родители сходят с ума?

Чудо-стульчик для купания младенцев. Мы знали о его пользе, но не настолько!

Мой трёхлетний внук Миша изучает цифры со своей 82-летней прабабушкой

Академия семейных наук

Советы родителям » Развивающие методики » Методика Монтессори » Система Марии Монтессори » Система Марии Монтессори

Система Марии Монтессори

Добавлено 05.05.11

Теги: 3-5, 5-7, развивающие методики

На сегодняшний  день педагогика Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.

В основном методика охватывает возраст от 3 до 6 лет
 

История

Мария Монтессори (31.08.1870-06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

 

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно-отсталых детей, которые бесцельно бродили  по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку в первую очередь нужна специальная развивающая среда, в которой каждый смог бы найти что-то интересное для себя. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

 

В итоге  была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впервые  использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

 

С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию. 
 
 

Суть  метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
 

Главный принцип системы Монтессори — «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
 

Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе. 
 
 

Основные идеи системы М. Монтессори

Система основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают  самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
     

Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.

Графически  систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.
 


 


 

Итак, основные составляющие системы позволяющей реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.
 
 

 

 

Роль  взрослого

При том, что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в том объеме, сколько нужно. Тем не менее истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.


 

Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку непосредственно в процессе занятий  – не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать  собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.
 

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.
 

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала  педагог внимательно наблюдает  за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и  говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении. 
 
 

Развивающая среда

Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
 

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
 

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.
 

Среда имеет точную логику построения. Следует  отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
 

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни
  2. Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т. п.
  3. Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания составления слов и их написания.
  5. Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

 

Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики  и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые  дети расстилают на полу, где им удобно.
 
 

Дидактический материал

Мария Монтессори считала, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели — прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы  выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить  её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок  учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Помимо  сказанного, сама обстановка и доступность  абсолютно всех пособий побуждает  детей искать ключ к окружающему  миру.
 

Основные  правила использования  Монтессори-материалами:

  • Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
  • Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
  • Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
  1. выбор материала
  2. подготовка материала и рабочего места
  3. выполнение действий
  4. контроль ошибок
  5. завершение работы, расположение материала на исходное место
  • Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
  • На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
  • При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
  • Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
  • Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
  • Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал

 

Все эти  правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
 

Недостатки  системы М. Монтессори

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

  1. Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.
  2. В системе нет ролевых и подвижных игр.
  3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсированы тем, что в Монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
  4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

 

Сложно  уместить огромный жизненный опыт Марии  Монтессори воплощенный в ее сисетме  в рамках небольшого обзора. Поэтому  в данной статье есть только самое  основное. Если Вам интересно более  подробно узнать о системе Марии Монтесори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками.

Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ к множеству методик  и систем, и в наших силах  выбирать лучшее для своих детей.


 

Список  литературы

  1. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. — 339c.
  2. Монтессори М. Руководство к моему методу. М. Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. — 64c.
  3. Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек/ / Просвещение. — 1921. — № 1. — C.125-133.
  4. Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К.Памфиловой //Русская школа за рубежом. — Прага, 1926. — Кн.17. — C.419-424.
  5. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. — М.: Тип. Госснаба, 1993. — 168c.
  6. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гомель. 1993.- 336 с.
  7. Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176 с.
  8. Монтессори. М // Составитель М. В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили — 224 с.
  9. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
  10. Монтессори М. Дети — другие. // C о вступительной статьей и комм

Должны ли мы говорить о мафии Монтессори?

Что общего у основателей Amazon, Wikipedia и Google?

Все они получили образование Монтессори . И, по словам Питера Симса, журналиста Wall Street Journal, ранний подход Монтессори настолько распространен среди творческой элиты новой экономики, что он задается вопросом, следует ли нам говорить о «монтессори-мафии».

Педагогическая теория выдающейся итальянки прошлого века Марии Монтессори определенно находится на подъеме в наши дни, так что невольно удивляешься. Что такого необычного в этом методе и почему сегодня мы чувствуем, что возвращаемся к нему? Давайте посмотрим на историю Монтессори и ее революционный подход к воспитанию ребенка.

Кем была Мария Монтессори?

Мария Монтессори была третьей итальянкой в ​​Италии, получившей медицинское образование со специализацией в области педиатрии и нейропсихиатрии. Благодаря своей работе и научному подходу, сначала к умственно отсталым детям, а затем в первом «детском доме» в бедном районе Сан-Лоренцо, Мария Монтессори разработала свой революционный набор материалов, занятий и теорий.

Ее самый важный вклад состоял в том, чтобы повысить осведомленность взрослых об изменении их взглядов на детство. Мария Монтессори считала, что ребенок – это «человек», способный развиваться самостоятельно, через познание себя и мира, в хорошо подготовленной образовательной среде, позволяющей учиться на деле в сопровождении внимательного, терпеливого, ответственного, активного , и любопытный взрослый.

Сила педагогики Монтессори заключается именно в ее научной точности.По этой причине легко найти подтверждение в справедливости ее решений.

Например, в первые шесть лет жизни, согласно ее теории, ребенок имеет «впитывающий ум» , используемый для быстрого сбора информации и понимания своего окружения и своей роли в нем.

Позже, с развитием технологий, был открыт синаптогенез, и пик этого невероятного процесса был признан в первые 4-6 лет жизни.

В первые годы жизни ребенка хорошо подготовленная среда, сознательный взрослый и подходящий материал для «игры» — вот все, что нужно, чтобы с пользой использовать удивительные способности ребенка.

Что такое «игра» Монтессори?