Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
Методы нравственного воспитания в разных программах образования дошкольников
Abstract:
New various approaches to pre-school moral education are analyzed in the article. Urgency and complexity of this task and inadequacy of traditional methods based on moral standards and rules of behaviour acquisition, encouragement and reproach, higher self-appraisal, etc. are dwelt upon. The idea of L.S. Vygotsky who emphasizes that moral education cant be based on laws and rules of behavior are also viewed upon. It is proved that moral education is inseparably connected with the development of interpersonal relations with the peers. Age-related dynamics of relationships to a peer at preschool age (from 3 to 7) is described. A special attention is given to problem forms of interpersonal relationships (aggressiveness, demonstrativity, shyness, etc.). In the final part of the article principles and stages of moral education focused neither on explanations, nor on positive examples display but on the development of spontaneous interrelations between children, perception of a peer not as an opponent or rival but as a partner are presented.В статье анализируются разные походы к нравственному воспитанию дошкольников. Показана актуальность и сложность данной задачи и неадекватность традиционных методов, которые основаны на усвоении моральных норм и правил поведения, на поощрении и порицании, на повышении самооценки и пр. Специально рассматривается позиция Л.С. Выготского, который показывает, что нравственное воспитание не может быть основано на законах и на правилах поведения. Доказывается, что нравственное воспитание неразрывно связано с развитием межличностных отношений со сверстниками. Рассматривается возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет). Особое внимание уделяется проблемным формам межличностных отношений (агрессивности, демонстративности, застенчивости и пр.) В последней части статьи представлены принципы и этапы программы нравственного воспитания, которая направлена не на объяснения, не на демонстрацию положительных примеров, а на развитие непосредственных взаимоотношений между детьми, на восприятие сверстника не как противника и конкурента, а как партнёра.
43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников » Шпоры для студентов
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.
Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:
— методы формирования навыков и привычек поведения;
— методы Формирования нравственных представлений, суждений, сценок;
— методы коррекции поведения.
I, Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.
Сюда относится Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить эа услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью Упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).
Метод поручениЯ дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.
Большое значение имеет Метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.
Очень важен Метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и пра ьил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.
2. Методы Формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:
Беседы на этические темы,
Чтение художественной литературы,
Рассказ,
Рассматривание и обсуждение картин, иллюстра ций, диафильмов;
Метод убеждения.
Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.
3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы — вспомогательные. Это Методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.
Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.
Поощряя, нужно учитывать следующие Педагогические требования:
1, Поощрять нужно своевременно и умело.
2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: «добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.
3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.
4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.
6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные осооенности.
Наказание Нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельность». Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.
Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.
Требования к использованию наказаний:
1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,
2. Наказание не является обязательным методом воспитания.
3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.
4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.
5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.
6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.
7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.
Активные и интерактивные методы духовно-нравственного воспитания обучающихся (72 ч.)
Программа повышения квалификации «Активные и интерактивные методы духовно-нравственного воспитания обучающихся» (72 часа) предусматривает переход к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся и предлагает ряд условий: приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизация межличностных отношений на принципах уважения, сострадания, терпимости, внимания, доброты.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В результате освоения программы повышения квалификации «Активные и интерактивные методы духовно-нравственного воспитания обучающихся» (72 часа) слушатели курсов получат следующие знания:
- о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, государственной молодежной политики РФ и региона;
- законах и иных нормативно-правовых актах, регламентирующих формирование духовно-нравственного сознания обучающихся;
- методах, формах и приемах работы формирующих личность ребенка на современном национальном воспитательном идеале и принципах толерантности;
- методических требований к планированию и оцениванию результатов воспитательной деятельности на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов;
- использовать ИКТ-технологии в организации поисково-исследовательской и краеведческой работе;
- находить подходы и приемы к воспитанию толерантной личности гражданина РФ;
- выделять духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации;
- навыком создания системы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников в урочной и во внеурочной деятельности, направленной на формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Форма обучения: электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Теги: Руководитель; Общеобразовательные; Учитель; Педагог; Нравственность; Духовно-нравственное воспитание; Активные методы; Технологии воспитания; Толерантность; Классный руководитель; Внеурочная деятельность.
Выдаваемый документ: Удостоверение
Форма итоговой аттестации: тест
Содержание
- Раздел 1. Духовность, нравственность, патриотизм как базовые характеристики формирования личности школьника в соответствии с ФГОС
- Занятие 1. Духовность, нравственность, патриотизм как базовые характеристики формирования личности школьника в соответствии с ФГОС.
- Занятие 2. Реализация основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в образовательном учреждении.
- Занятие 3. Воспитание патриота и гражданина России: духовно-нравственные основы и направления педагогической деятельности.
- Раздел 2. Духовно-нравственное воспитание школьников с позиций системного подхода
- Занятие 1. Духовно-нравственное воспитание школьников с позиций системного подхода.
- Занятие 2. Построение целостных воспитательных систем патриотического воспитания школьников.
- Занятие 3. Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
- Раздел 3. ФГОС. Особенности духовно-нравственного воспитания на всех уровнях общего образования
- Занятие 1. ФГОС. Особенности духовно-нравственного воспитания на всех уровнях общего образования.
- Занятие 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания толерантной личности гражданина РФ.
- Занятие 3. Конструирование классного часа по проблемам духовно-нравственного развития обучающихся подросткового возраста.
- Раздел 4. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности
- Занятие 1. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности.
- Занятие 2. Общая и профессиональная культура педагога.
- Раздел 5. Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
- Занятие 1. Активные методы обучения: определение, классификация, особенности.
- Занятие 2. Интерактивные методы обучения: особенности организации деятельности учащихся педагогом.
- Раздел 6. Новые образовательные технологии: активные формы обучения (ФГОС)
- Занятие 1. Новые образовательные технологии: активные формы обучения (ФГОС).
- Занятие 2. Новые образовательные технологии: интерактивные формы обучения.
- Раздел 7. Внедрение активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс в условиях урочной деятельности (ФГОС)
- Занятие 1. Внедрение активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс в условиях урочной деятельности (ФГОС).
- Занятие 2. Внедрение активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс в условиях внеурочной деятельности.
- Занятие 3. Оценка эффективности применения интерактивных методов обучения (ФГОС).
- Раздел 8. Самостоятельная работа слушателей
- Занятие 1. Современные образовательные технологии и формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС.
- Занятие 2. Формирование толерантных отношений и духовно-нравственных ценностей у младших школьников как необходимое требование ФГОС.
- Занятие 3. Программа формирования духовно-нравственных и толерантных отношений младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
- Занятие 4. Направления педагогической деятельности по воспитанию гражданина и патриота России: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патриотическое (Занятие 1).
- Занятие 5. Направления педагогической деятельности по воспитанию гражданина и патриота России: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патриотическое (Занятие 2).
- Занятие 6. Духовно-нравственное развитие детей и основы религиозной культуры в свете проблем современного общества.
- Занятие 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Занятие 8. Инновационные проекты по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию обучающихся в соответствии с ФГОС ООО.
Сообщество
его составляющие, принципы, направления, средства и методы
В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.
Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания.
Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям» [3].
В условиях обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества» [12]. Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка» [12].
Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума» [11, с. 63]. По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения» [10, с. 114]. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой.
Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников» [1, с. 10].
Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность».
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» [4]. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание — это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85].
И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [9, с. 36]. Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
М. Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности» [13, с. 346]. Результатом нравственного воспитания, — добавляет Ю. К. Бабанский, — является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [8, с. 259].
И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» [6, с. 18].
Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.
О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [1, с. 20]. Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях» [1, с. 21].
Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями — это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой — к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми» [14, с.15].
По мнению И. Ф. Свадковского, нравственные чувства — это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» [9, с. 39].
Воспитание нравственного поведения дошкольников, по мнению О. С. Богдановой и Л. И. Катаевой, — это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [1, с. 23].
Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.
Н. А. Ветлугиной, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковским определены следующиепринципы (т. е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности.
Основные направления нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада выделены в работах Н. А. Ветлугиной и И. Ф. Свадковского. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста — общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности» [2, с. 8]. Второе направление — «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д». [9, с. 41]. Третье направление — формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием» [2, с. 12]. Четвертое направление — «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности» [9, с. 42]. Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.
Нравственное воспитание дошкольников в условиях детского сада осуществляется с помощью определенных средств, среди которых Н. А. Ветлугина выделяет следующие 4 группы [2].
1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. — способствует эмоциональной окраске моральных явлений, познаваемых ребенком.
2. Природа, которая способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их и т. д.
3. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.) способствует осознанию и формированию нравственных взаимоотношений в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др.
4. Окружающая обстановка — социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка и активизирует механизм нравственною воспитания.
Методы нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада — это конкретные способы достижения цели нравственного воспитания. С. А. Козлова объединяет их в три группы: 1) методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручения, требования, ситуации нравственного выбора; 2) методы формирования нравственных чувств и поступков: этические беседы, объяснение, увещевание, внушение, просьба, личный пример; 3) методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение [5, с. 26]. Все эти методы нравственного применяются в комплексе, во взаимосвязи.
Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед воспитатель или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения» [1, с. 53].
Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:
1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).
2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.
3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.
4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.
5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).
Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах: 1) это процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения; 2) целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.
Литература:
1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17 // URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html
4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.htm
5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.
6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с.
8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.
9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.
10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014. — 362 с.
11. Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
13. Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.
14. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.
Социально-нравственное воспитание дошкольников
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» достаточно разнообразна по своим задачам и охватывает широкий спектр развития предполагаемых личностных качеств дошкольника.
В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание у малышей начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников:
1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.
Отсюда следуют основные формы взаимодействия с детьми:
— знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
— нравственно-этические беседы;
— сочинение историй, сказок;
— игровое проектирование проблемных ситуаций.
Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать малышей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.
Основные формы взаимодействия с дошкольниками:
Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Основы нравственности можно преподнести через сюжет хорошо известной сказки или другого литературного произведения.
Например, после прочтения сказки «Три поросенка», можно обсудить ситуацию, в которую попали главные герои, и спросить: «Что плохого сделал волк? Почему нельзя так поступать?».
Прекрасной художественной базой для изучения и обсуждения нравственных понятий могут служить сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Золушка», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гадкий утенок» и многие другие. В дальнейшем дети сами смогут находить в литературных текстах примеры нарушений нравственных норм и ценностей.
Нравственно-этические беседы. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы нравственно-этическое представление приобрело для них яркое, живое содержание. Тогда и моральные чувства развиваются более интенсивно. Поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правомочности их поступков.
Сочинение историй, сказок. Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Например, на основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй педагог может предложить детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Эти творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить. Затем дети сами смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.
Игровое проектирование проблемных ситуаций. В этом случае желательно организовать практическую деятельность, включая игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволит педагогу легче познакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.
Осуществляя взаимодействие с детьми, необходимо придерживатьсяпринципов гуманистической педагогики, а именно:
— создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
— использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.
Круглый стол «Нравственное воспитание в педагогическом процессе: сущность, тенденции, методология»
Кафедра этики и кафедра философии образования философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с Институтом детства Московского педагогического государственного университета приглашают к участию в круглом столе «Нравственное воспитание в педагогическом процессе: сущность, тенденции, методология», который состоится 28 февраля 2018 года на философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова.
Предполагается обсудить вопросы соотношения нравственного воспитания и этического образования. Исследовать методы нравственного воспитания, так как они были представлены в истории педагогики, этической мысли, практике развития разных обществ.
Особо будет представлена тема физического воспитания, физкультуры и спорта. Будет обсуждаться вопрос о том, можно ли отделить нравственное воспитание от процесса целостного социального развития личности, какие по этому поводу были представлены позиции, как этот вопрос проявляет себя в современном обществе. В истории этики были попытки отделить так называемую духовность от других социально ценных умений личности, саму же духовность связать именно с нравственными качествами. Но в современном обществе все большее значение получают такие добродетели, которые связаны с профессиональной деятельностью и особыми умениями. Соответственно было бы неправильно насматривать социальное развития и собственно моральные качества как нечто отдельн6ое.
Намечается показать, как в педагогике может быть применена одна из современных моральных теорий – этика дискурса. Также будут обсуждаться преимущества и ограниченности свободной педагогики, реально существующие практики нравственного воспитания.
Планируется обсуждение следующих вопросов:
1. Нравственное воспитание и этическое образование: сходства и различия.
2. Теоретические модели нравственного воспитания: история и современность.
3. Этика и психология морального развития личности: исследовательские подходы.
4. Роль педагога в нравственном воспитании.
5. Изучение этики в средней и высшей школе: инновационные тенденции и актуальные проблемы.
6. Моральные дилеммы и их применение в педагогическом процессе.
7. Технические средства обучения в воспитательном процессе.
ОРГКМИТЕТ:
Председатели – А.В.Разин, Е.Л.Брызгалина
Члены – Т.И.Пороховская, В.С. Грехнев, Е.М.Шкомова,
ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ:
Председатели – А.А.Скворцов, В.В.Линьков
Члены, А.Г.Гаджикурбанов, И.А.Авдеева
Выступающие:
От кафедры этики: А.В.Разин, А.А.Скворцов, Т.И.Пороховская, Альберто Пирни (Италия)
От кафедры образования философского факультета:
Е.В. Брызгалина Елена владимировна:
В.С.Грехнев Вадим Сергеевич:.
Сохраняева Татьяна Вилевна: Функция медиатора в деятельности современного педагога: значение и воспитательный потенциал».
От института детства Московского государственного педагогического университета:
1. Соотношение нравственного и физического воспитания в современном образовании (Бутко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент АСУ).
2. Дискурсивный подход к исследованию убеждения в этике и педагогике (Линьков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, профессор МПГУ).
3. Критерии нравственного развития и особенности их использования в специальной педагогике (Каташев Илья Александрович, заведующий кафедрой специальной педагогики и инкюзивного образования ГБПОУ ОК «Юго-Запад»).
Обучающие и обучающие ресурсы для нравственного воспитания, характера и ценностей »Моральный капитал
Эта рабочая комната «Моральный капитал» является местом сбора материалов, предназначенных для личного и профессионального развития и использования в классе.
Диапазон доступных материалов для поддержки нравственного воспитания потенциально бесконечен. Фильмы, литература, газеты и всевозможные средства массовой информации могут помочь стимулировать или сфокусировать обсуждение. Однако есть также материалы, специально разработанные для поддержки учебы дома или в классе.
Всем сайтам, упомянутым ниже, есть что предложить. Большинство из них полностью бесплатны, хотя в некоторых также есть предметы для продажи. Некоторые требуют регистрации, но за это никогда не взимается плата. Некоторые из них были созданы с учетом конкретных национальных условий или учебных программ, в то время как другие не имеют таких добровольных ограничений. Некоторые из веб-сайтов очень существенны и имеют много областей для изучения.
Веб-сайты, размещенные международными организациями или имеющие явно транскультурную ориентацию, включают следующее:
Календарь международных дней и недель находится в Организации Объединенных Наций и содержит ссылки на широкий спектр материалов по разным темам на английском языке, Русский, французский и испанский.
«Воспитание ценностей через спорт» — это инициатива ЮНЕСКО, бесплатные ресурсы которой доступны на нескольких языках.
Liveworksheets разработан как интерактивный веб-сайт, на котором учителя со всего мира могут обмениваться ресурсами друг с другом. Нравственное воспитание — лишь одна из многих областей, в которых мы говорим, и материалы доступны на многих языках.
Страницы Белмы Тугрул в Pinterest объединяют в себе эклектичный микс материалов, собранных из различных социальных сетей и других источников на разных языках.
Другие материалы более тесно связаны с конкретными странами:
Из Австралия :
Ценности для австралийского школьного образования — это проект, специально разработанный для австралийских школ, но предлагающий ресурсы, которые «сосредоточены на воспитании ценностей в межкультурном и глобальном контексте. «
From Ireland :
Ethical Education» стремится предложить студентам возможность осмысленно и критически осмыслить окружающий их мир.’Большинство материалов предназначены для учебной программы «Учимся вместе».
Из ОАЭ :
Ресурсы курса нравственного воспитания поддерживают программу нравственного воспитания, которая «предназначена для развития молодых людей всех национальностей и возрастов в ОАЭ с универсальными принципами и ценностями, отражающими общий опыт человечества».
Из UK :
Юбилейный центр характера и добродетелей при Университете Бирмингема предлагает огромное разнообразие материалов.Изначально разработанные для использования в классе, в настоящее время они дополняются растущим числом возможностей для онлайн-обучения.
«Шумный класс» выпускает ряд материалов, предназначенных для стимулирования, информирования и структурирования дебатов по широкому кругу тем.
RE: online — это в первую очередь ресурс для учителей RE, предлагающий не только доступный для поиска массив учебных материалов, но и доступ к исследовательским работам по данной теме.
Национальный центр совершенствования образования Шотландии предлагает доступный для поиска выбор материалов, направленных на религиозное и нравственное воспитание.
Twinkl предлагает широкий спектр ресурсов на разных уровнях по разным темам, включая нравственное воспитание. Некоторые из них бесплатны, другие продаются.
Из USA :
Центр персонажей и гражданства в Сент-Луисе, штат Миссури, помимо других ресурсов, предоставляет высокоинформативные видео для всей школы и детей. Есть также ссылки на другие веб-сайты в основном, но не исключительно, в США.
Talking with Trees предлагает широкий спектр бесплатных материалов по обучению персонажей со ссылками на другие соответствующие веб-сайты.Книги тоже есть, но их нужно покупать.
(PDF) Стратегии обучения нравственному воспитанию: обзор
Загружено: [UVA Universiteitsbibliotheek SZ] В: 12:58, 25 ноября 2007 г.
СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
Clark, T., Croddy, M., Хейс, В. и Филипс, С. (1997) Служебное обучение как гражданское участие
. Теория на практике, 36 (3), 164–169.
Кобб П. и Боулз Дж. (1999) Когнитивные и ситуативные перспективы обучения в теории и
на практике.Исследователь в области образования, 28 (2), 4–15.
Коган Дж. И Моррис П. (2001) Развитие гражданских ценностей: обзор. Международный
Журнал исследований в области образования, 35 (1), 1–10.
Ковелл, К. и Хоу, Р. (2001) Нравственное воспитание через 3 рупии: права, уважение и
ответственность. Журнал нравственного воспитания, 30 (1), 29–44.
Дэвис И. и Эванс М. (2002) Поощрение активного гражданства. Образовательное обозрение, 54 (1),
69–78.
Дэвис, И., Фулоп, М., Хатчингс, М., Росс, А. и Вари-Силаджи, И. (2001) Предприимчивый гражданин
дзэн? Восприятие гражданского образования и предпринимательского образования в Англии и
Венгрии. Образовательное обозрение, 53 (3), 261–270.
Дэвис И., Грей и Стивенс П. (1998) Образование для гражданственности: тематическое исследование
«День демократии» в общеобразовательной школе. Образовательное обозрение, 50 (1), 15–28.
Дэй, Л. (2002) «Ставить себя на место других»: использование форум-театра для изучения
проблем беженцев и бездомных в школах.Журнал нравственного воспитания, 31 (1), 21–34.
ДеВриз Р. (1997) Социальная теория Пиаже. Исследователь в области образования, 26 (2), 4–17.
Дойл, Д. П. (1997) Образование и характер: консервативный взгляд. Дельта Пхи Каппан, 78 (6),
440–443.
Элкинд, Д. Х. и Свит, Ф. (1997) Сократовский подход к воспитанию характера. Образовательный
Лидерство, 54 (8), 56–59.
Эстес, Т. Х. и Васкес-Леви, Д. (2001) Литература как источник информации и ценностей.
Дельта Пхи Каппан, 82 (7), 507–510.
Фэрбенкс, К. М. (1998) Питательные разговоры: городские подростки, грамотность и демо-
кратическое общество. Журнал исследований грамотности, 30 (2), 187–203.
Фаллона, К. (2000) Манера преподавания: исследование
моральных добродетелей учителей и их интерпретации. Преподавание и педагогическое образование, 16 (7), 681–695.
Fenstermacher, G.D (2001) О концепции манеры и ее видимости в педагогической практике.
tice.Журнал учебных программ, 33 (6), 639–653.
Гаргалло, Б. (1993) Основные переменные отражения-импульсивности: программа обучения
увеличивает отражательную способность. Европейский журнал психологии образования, 8 (2), 151–167.
Гиллиган К. (1993) Другим голосом: Психологическая теория и развитие женщин
(Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета).
Грант, Р. В. (1996) Этика разговора: разговор в классе и демократическая политика.
Отчет о педагогическом колледже, 97 (3), 470–482.
Хан, К. Л. (1999) Гражданское образование: эмпирическое исследование политики, практики и результатов
. Oxford Review of Education, 25 (1-2), 231-250.
Хансен, Д. Т. (2001) Обучение как нравственная деятельность. В В. Ричардсоне (ред.), Справочник
исследований по обучению (Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация исследований в области образования),
566–603.
Хасте, Х. (2004) Создание гражданина. Политическая психология, 25 (3), 413–439.
Хикс, Д.(2001) Переосмысление будущего: вызов гражданскому воспитанию. Образовательный
Review, 53 (3), 229–240.
Хирш-младший, Э. Д. (2001) Поиск широты и глубины учебной программы. Лидерство в образовании,
59 (2), 22–25.
Холланд, Д. К., Лакикотт, В. С., Скиннер, Д. и Кейн, К. (1998) Идентичность и деятельность в
культурных мирах (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета).
Джексон, П. У. (редактор) (1992) Справочник по исследованиям по учебной программе (Нью-Йорк: Macmillan).
Керр Д. (1999) Изменение политической культуры: Консультативная группа по образованию
Гражданство и преподавание демократии в школах. Oxford Review of Education,
25 (1-2), 275–284.
Кольберг, Л. (1971) Нравственное воспитание: психологический взгляд. В L. C. Deighton (ed.),
Encyclopedia of Education, Vol. 6 (Нью-Йорк: Macmillan), 399–406.
Кон, А. (1997) Как не учить ценностям: критический взгляд на воспитание характера. Дельта Пхи
Каппан, 78 (6), 428–439.
Кумасиро, К. К. (2000) К теории анти-репрессивного образования. Обзор образовательных
Research, 70 (1), 25–53.
Чему американские школы могут научиться из японского нравственного воспитания в школах | Жизнь | ВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИСТ
(Фото プ ラ ナ / PIXTA)
«Просвещая умы молодежи, мы не должны забывать воспитывать их сердца», — сказал всемирно известный тибетский лидер Далай-лама.
Если учесть, что дети проводят в школе больше времени, чем дома, то приведенная выше цитата имеет важное значение.И в США, и в Японии средний ребенок в начальной школе проводит в школе от шести до семи часов. Затем добавьте дневные занятия, и вы увидите, сколько времени дети проводят вне дома.
Идея о том, что «воспитанию сердца» можно научить только дома, непрактична. Нравственное воспитание должно основываться на семье. Все родители обязаны прививать это своим детям. Но нереально ожидать, что эти ценности сохранятся, если ребенок находится дома только ближе к вечеру или вечером.Школы должны играть в этом образовании первостепенную роль.
Слово «мораль» происходит от латинского корня (mos, moris) и означает кодекс или обычаи народа, социальный клей, определяющий то, как люди живут вместе. В США этот термин используется в контексте «воспитания характера». Цель состоит в том, чтобы научить детей таким образом, чтобы они могли развить различные моральные, гражданские, воспитанные и не запугивающие навыки. Это включает в себя обучение жизненным навыкам, моральное мышление, этическое мышление и разрешение конфликтов, и это лишь некоторые из них.Короче говоря, это обучение детей раннего возраста хорошему поведению и ценностям.
Нравственное воспитание — неотъемлемая часть системы образования Японии. Министерство образования Японии заявляет, что его цель — «воспитывать нравственность учащихся, включая моральный склад ума, суждения, вовлеченность и отношение» через все образовательные мероприятия в школе. Это включает в себя порядок, внимательность, трудолюбие, справедливость, гармонию — в отношениях и с природой. Согласно руководящим принципам, для нравственного воспитания отводится не менее одного часа занятий в неделю.
Начиная с 2018 учебного года, это «дотоку» (нравственное воспитание) теперь будет полноценным «предметом» в начальной и младшей средней школе, а не в неклассифицированном школьном «занятии», как это было в течение многих лет. В качестве причины этого изменения администрация Абэ назвала серьезные случаи издевательств в школе, в том числе тот, который привел к самоубийству ученика средней школы в Оцу в 2011 году. Вместо дополнительных учебников и материалов, разработанных учителями, теперь будут стандартизированы учебники.Каждый ребенок не будет оцениваться, но будет оцениваться субъективно, при этом учитель будет комментировать успеваемость каждого ученика.
В США принятие этого образования было трудным, даже несмотря на то, что в тридцати шести штатах есть законы, которые конкретно предписывают или поощряют воспитание характера. Одна из основных причин — общая ориентация на стандартизированное тестирование и узконаправленные учебные программы. Но есть еще одна причина, более насущная. Подрывное поведение — серьезная проблема для учителей.Это включает в себя отвлечение других, привлечение внимания, вызов в классе и общее непослушание. В опросе Американской федерации учителей (AFT) 17 процентов заявили, что теряют четыре или более часов учебного времени в неделю из-за деструктивного поведения учащихся; еще 19% заявили, что потеряли два-три часа.
Тина Оуэн, преподававшая начальную школу в системе государственных школ США, думала, что японская система нравственного воспитания похвальна, но сложна для государственных школ США.
«Это еще одна ноша, которую нужно возложить на учителей. Поведение — это такая проблема, что получить время на чтение, письмо и математику уже сложно. «
Тина сказала, что многие учителя на начальном уровне тратят свое время на документирование плохого поведения. Часто это делают во время обеда. Они не могут просто заявить, что ребенок был воинственным. Они должны написать примеры: «Джон пнул стул; пнул Сюзи; потом пригрозил ударить меня ногой ».
Тина вспоминает те времена, когда ее собственная мать была школьной учительницей с 1963 по 1987 год.Манеры преподавания были неотъемлемой частью образования, поскольку в школах основное внимание уделялось воспитанию характера и гражданской добродетели. Многие из основателей Америки, включая Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина, писали о важности воспитания характера в поддержании новой республики. Но в современной американской системе государственных школ на этом было труднее сосредоточиться.
«Родители отправляют в школу детей с проблемами поведения, тогда как учителя предпочитают просто учить. Это то, что они любят делать и были бы к этому готовы.”
Многие преподаватели опасаются, что эти вопросы не решатся сразу. Бюджетное предложение на 2018 год, опубликованное Белым домом 16 марта, обеспокоило их. Президент AFT Рэнди Вайнгартен сказал, что бюджет «представляет собой неотъемлемую часть государственного образования» и игнорирует обещанные инвестиции в «виды навыков, обучения и жизненно важной поддержки семьи», которые помогли избрать Дональда Трампа на пост президента.
С ростом поведенческих проблем в школах опросы и отчеты Gallup показали, что около 90 процентов американцев поддерживают такие ценности обучения, как честность, демократия и принятие в государственных школах.Как отметил Сэнфорд Н. Макдоннелл, бывший генеральный директор McDonnell Douglas (ныне Boeing) и почетный председатель Партнерства по обучению персонажей, «с учетом того, что вокруг нас пылают пожары, связанные с персонажами, американцы должны осознавать, что мы должны подчеркивать хороший характер наших молодых людей. так же решительно, как мы уделяем больше внимания тестам по математике и естественным наукам ».
Джой Маккалистер, мать двоих детей в начальной школе, согласна с этим мнением. Ее беспокойство по поводу общей тенденции к образованию в государственных школах в США побудило ее и ее мужа отдавать своих детей в частные школы.Их основная причина для принятия этого решения? Нравственное воспитание.
«Изучение этики в молодом возрасте — это идеально», — сказала она. «У детей достаточно времени, чтобы учиться учебе. Но жизненные навыки важны ».
В частной школе ее детей, где учится около 89 детей, ученики учатся проводить групповые дискуссии и ролевые игры. Одно из правил этой школы — ученикам не разрешается исключать других из игр. Все дети должны быть включены.
Школа также преподает ученикам практические уроки нравственности, отправляя пятиклассников в приюты для бездомных.Они узнают, почему некоторые люди находятся в таком состоянии и как исправить ситуацию.
«Наши дети узнают, что у людей разные мнения, поэтому это помогает им относиться к другим людям позитивно и этично».
Джой только что вернулась из поездки в Японию со своей дочерью, первоклассницей. Она знала о качествах ответственности и заботы в молодых японских детях, с которыми они встречались. Она нашла их очень уважительными.
Это качества, которые она очень ценит, поэтому ее семья выбрала частное образование.Но она дала понять, что ее дети не ходят в религиозную школу, хотя это вариант для частных школ. Они выбрали школу, основанную на этике, а не религиозную. Япония, США, Франция и другие страны запрещают преподавание религии в государственных школах. Итак, нравственное воспитание не является религиозным преподаванием в этих школах.
Многие критики, как в США, так и в Японии, считают, что моральное воспитание имеет скрытые политические мотивы, часто обучая детей традиционным, националистическим, консервативным ценностям, склонным к политическому праву.Некоторые утверждают, что учителя будут ставить хорошие оценки только тем ученикам, которые разделяют их мнение. Кроме того, эти программы предназначены для создания впечатлительных студентов-роботов, не сомневающихся в авторитете. В исследовании 2010 года, проведенном Институтом педагогических наук в США, было обнаружено, что преимущества воспитания характера ничтожны. Изучив 84 школьных округа по всей стране, исследователи не обнаружили улучшений в успеваемости между школами, использующими программы воспитания характера, и школами, в которых этого не произошло.
Возможно, эти результаты связаны с использованными методами. Тина сказала, что некоторые руководители просто объявляют качество утром и цитируют людей со всего мира.
«Они пытаются преподавать это таким образом, но дети на самом деле не усваивают этого».
Альфи Кон, автор 14 книг о человеческом поведении, образовании и воспитании детей, согласится. Он сказал: «Методы воспитания характера могут временно помочь в приобретении определенного поведения.Но вряд ли слова и действия будут продолжаться — не говоря уже о переносе в новые ситуации, — потому что ребенку не было предложено интегрировать их в свою структуру ценностей ».
Лучший пример эффективного нравственного воспитания, который увидела Тина, был в школе на Аляске.
Директор каждый день заходил в класс. Он сел и стал наблюдать. У него были прекрасные отношения с детьми, и он знал, что происходит в каждом классе. Если он видел неприемлемое поведение, он немедленно обсуждал это с этим учеником.Когда дети вышли из школьного автобуса, он пришел их поприветствовать. Это привело к созданию школы, основанной на широком участии — и ученики, и учителя были вовлечены в практику моральных качеств, которые олицетворяла школа.
«Учителя хотят учить нравственности», — сказала Тина. «Вот о чем они. Когда дети ведут себя и внимательны, оценки повышаются ».
В японских школах это образование преподается посредством этического обучения и других жизненных навыков.
Томоко Росситер, родившаяся и выросшая в Куре-Сити, Хиросима, ясно помнит это нравственное воспитание в годы ее становления в школе.Она сказала, что каждую неделю они уделяют не менее одного-двух часов темам, связанным с моралью.
«Мы часто выбирали тему, и класс вел еженедельник. Я хорошо помню один случай, который мы обсуждали с девушкой, которую ненавидели в классе. Мы обсудили наше поведение и способы его улучшения. Я до сих пор хорошо помню, как девушка встала и сказала: «Спасибо, что не устранили меня и не включили в свою группу». Мне было лет 10 или около того ».
В Японии школа и учителя следуют основным моральным принципам, не навязывая своим личным убеждениям.Некоторые из ценностей, которым учат студентов, включают как уважать пожилых людей, заботиться о животных, уважать родителей, помогать людям с ограниченными возможностями и сотрудничать друг с другом. Для Томоко это помогло ей понять, что «важно поставить себя на чье-то положение и понимать других». Для нее школа была идеальным местом, чтобы научиться этому с друзьями.
Помимо этих дискуссий, ученики начальной школы также по очереди отвечают за уборку в классе после школы, подачу обеда, уход за растениями или школьными домашними животными, такими как кролики или рыбы.Американские школы также пытаются обучать этим навыкам, хотя и ограниченными способами.
При рассмотрении как систем нравственного воспитания, так и обучения жизненным навыкам японский метод кажется эффективным. Американские школы могли бы извлечь выгоду из применения этого подхода.
«Все, что подкреплено, можно узнать», — сказала Джой. «Чем больше укрепляется мораль, тем лучше будет ребенок».
Воспитание моральных ценностей или ценностей характера происходит из дома. Однако, если дети проводят больше времени вне дома, школы могут извлечь выгоду из поддержки этих уроков.
Как напоминает нам президент Теодор Рузвельт, «характер, в конечном счете, является решающим фактором в жизни человека и народов».
Как научить детей нравственности
Школы в Англии по закону обязаны способствовать нравственному развитию учеников. К сожалению, нет единого мнения о том, что это значит. Большинство людей признают, что мораль важна и ее нужно учить, но когда дело доходит до того, чтобы сказать, что это такое и как ей научить, консенсус быстро рушится.
За последние несколько лет в области «воспитания ценностей» произошли значительные изменения. В 2014 году правительство выпустило руководство для школ по продвижению «фундаментальных британских ценностей» демократии, верховенства закона, свободы личности, взаимного уважения и терпимости. А с 2015 года он инвестировал около 10 миллионов фунтов стерлингов в гранты для поддержки проектов по воспитанию характера, направленных на то, чтобы помочь детям стать «разносторонними, уверенными, счастливыми и устойчивыми».
Но, каковы бы ни были достоинства этих инициатив, они имеют мало общего с обучением морали.В самом деле, одна из причин общей путаницы в отношении морального воспитания состоит в том, что моральные ценности не были четко отделены от ценностей других видов.
Тот, кто не ценит демократию, конечно, ошибается, но это не моральный недостаток. А черты характера защитников правительства — упорство, стойкость, уверенность, амбиции — несомненно, необходимы для выживания в тяжелые экономические времена, но вряд ли они являются требованиями морали.
Что такое моральные ценности?
В своей новой книге я утверждаю, что обладать моральной ценностью — значит определенным образом соблюдать стандарты.Стандарт — это правило, определяющее, что нужно делать или не делать. Подписка на стандарт подразумевает намерение соблюдать его, иметь привычку соблюдать его и чувствовать себя плохо из-за того, что не соблюдает его.
Человек придерживается стандарта «не лгать», например, когда они стараются не лгать, не склонны лгать и сожалеют о своей лжи.
Школы должны играть роль в распространении общей морали. PexelsПодписка на стандарт считается моральной, если в нем есть еще две особенности.Во-первых, подписчик не только сам пытается соответствовать стандарту, но и хочет, чтобы все остальные тоже соблюдали его. Во-вторых, они считают нарушение стандарта заслуживающим наказания или осуждения.
Стабильность человеческих социальных групп зависит от людей, придерживающихся хотя бы некоторых стандартов таким образом. По крайней мере, люди должны быть привержены тому, чтобы не убивать и не причинять вреда, не воровать и не вымогать, не лгать или не обманывать, а также справедливо относиться к другим, выполнять свои обещания и помогать нуждающимся.Эти стандарты составляют основу общей морали.
Как их научить
Школы должны сыграть свою роль в передаче общей морали следующему поколению. Для этого они должны дать два вида нравственного воспитания.
Первый — это «нравственное воспитание» — воспитание в детях намерений, чувств и привычек нравственной подписки. Это включает в себя моральное наставление детей, поощрение их за то, что они поступают правильно, и наказание за неправильные поступки, а также моделирование хорошего поведения и моделирование соответствующих реакций на поведение других.
Из опыта регулирования своего поведения дети учатся саморегулированию. И, подражая моральным реакциям других, дети учатся реагировать таким образом сами.
У детей должны развиваться нравственные намерения, чувства и привычки. ShutterstockВторой вид нравственного воспитания — это «нравственное исследование» — вовлечение детей в обсуждение и размышления о природе и обосновании моральных ценностей. Учителя должны путем явного вмешательства или мягкого управления, чтобы моральное исследование пролило свет на обоснование общей морали.Жизненно важно, чтобы дети понимали, для чего нужна мораль и почему она требует того, что она делает.
Конечно, наряду с задачей распространения общей морали, школы также должны помогать детям пробираться через минные поля моральных противоречий. Многие моральные стандарты яростно оспариваются, и не школа решает, оправданы они или нет. Здесь моральное исследование должно принимать форму открытого исследования с целью научить детей формировать свои собственные взвешенные взгляды.
Содействовать нравственному развитию учеников сложно, но проблемы, которые оно ставит, не являются непреодолимыми. Обеспечение того, чтобы дети придерживались общей морали и понимали ее причины, — задача, от которой школы не должны уклоняться — от этого зависит общество.
Методы нравственного воспитания — Когнитивная терапия
Основные моменты Когнитивно-развивающий подход Колберга к нравственному воспитанию был сосредоточен на процессах нравственного мышления ребенка или подростка, а не на его или ее владении абстрактными концепциями, эмоциональном самоконтроле или внешнем поведении, соответствующем моральным нормам.В результате Кольберг рассматривал переход от одной моральной стадии к другой как трансформацию общей модели морального мышления человека. Согласно Кольбергу, на любом данном этапе последовательности человек может принимать моральные решения только в когнитивных пределах этого этапа. Затем он или она действует в соответствии со своим пониманием социальной среды. Однако в какой-то момент ребенок или подросток сталкивается с новой ситуацией, которая не укладывается в их нынешнюю картину социального мира.Затем молодой человек должен скорректировать свое мнение, чтобы учесть новую информацию. Кольберг назвал эту когнитивную адаптацию «уравновешиванием» и видел в ней необходимый стимул к нравственному развитию. Затем он и его ученики стремились помочь детям перейти на более высокие ступени с помощью трех конкретных средств: изложения и обсуждения моральных дилемм; создание альтернативных школ или «справедливых сообществ»; и то, что Кольберг описал как «подверженность моральным рассуждениям выше собственной стадии рассуждения».«В то время как исследование моральных дилемм может способствовать взрослению отдельных учащихся, Кольберг утверждал, что участие в демократическом школьном сообществе также необходимо для морального роста, поскольку оно позволяет учащимся« учиться на практике ». Кроме того, Кольберг отметил, что« потому что демократические [ школьные] собрания посвящены реальным проблемам и решениям, они могут более эффективно способствовать нравственному развитию, чем обсуждение гипотетических дилемм ».
Следует, однако, отметить, что работа Кольберга со справедливыми сообществами не входила в его ранние исследования; скорее, это возникло из его признания в конце 1960-х — начале 1970-х годов, что его сценическая теория нравственного развития имеет определенные ограничения.Это признание было навязано ему частично исследователями педагогической социологии (в отличие от педагогической психологии), а частично его собственным опытом общения с реальными сообществами. Особое замечание, которое смутило Колберга, — это крылатая фраза «скрытый» или «неизученный учебный план», придуманная Филипом Джексоном, в то время председателем Совета по начальному образованию Ассоциации по надзору и разработке учебных программ. Книга Джексона 1968 года, озаглавленная «Жизнь в классах», определила «90 процентов того, что происходит в классах», как форму социального образования, не имеющую отношения к предмету, который якобы преподается в классе.Джексон думал о скрытой учебной программе школы как о «промежуточной станции» между личным опытом ребенка в его или ее семье и безличной ориентацией на достижения во взрослой жизни. Джексон резюмировал три главных «урока» скрытой учебной программы как «толпа, похвала и сила». «Толпа» относится к тому факту, что ребенок школьного возраста должен приспосабливаться к жизни и обучению в «толпе» других людей того же возраста и статуса. «Хвала» и «сила» относятся к тому, как ребенок учится принимать силу и подчиняться приказам безличной авторитетной фигуры, а не родителей.
Добавлением Колберга к социологическому анализу Джексона было заявление, которое он сделал в статье «Моральная атмосфера школы», что «… единственный интегрированный способ размышления о скрытой учебной программе — это думать о ней как о нравственном воспитании». Одним из следствий скрытой учебной программы является то, что у детей часто возникает разрыв между своим моральным мышлением и реальным поведением; например, они могут говорить то, что, по их мнению, учитель хочет услышать, например, во время обсуждения вопросов справедливости в классе, но при этом вести себя так, как будто соревновательные практики, необходимые для успеха в школе, являются настоящими «правилами игры».Однако Кольберг пришел к выводу, что задача воспитателя нравственности заключалась не в том, чтобы покончить с «толпой, похвалой и властью», а, скорее, во включении принципа справедливости в саму скрытую учебную программу ». Обучение справедливости. требует только школ. Толпа, похвала и власть сами по себе не справедливы и не несправедливы. . . . Проблема не в том, чтобы избавиться от [них], а в том, чтобы установить более базовый контекст справедливости, который придает им смысл ».
Следующим событием, которое побудило Колберга задуматься о справедливых общинах, стало его посещение израильского кибуца.В 1969 г., через год после публикации
Джексона, Кольберг принял приглашение организации «Молодежная алия» наблюдать и проводить интервью в левом кибуце, который вызвал его интерес. Этот конкретный колхоз был необычен тем, что он обучал некоторых городских подростков из низшего сословия наряду с подростками, выросшими в кибуце. Кольберг провел исследование этой молодежи, чтобы проверить эффективность образовательной программы кибуца в содействии нравственному развитию; он обнаружил, что молодые люди из кибуца показали значительно более высокие результаты на его тестах, чем выборка израильской городской молодежи.На Кольберга особенно произвело впечатление то, как Мадрич, или педагог, ответственный за программу средней школы, рассматривал противоречие между приверженностью кибуца ценностям справедливости и равенства и необходимостью сильной сплоченности между членами группы. Кольберг считал, что образовательная программа кибуца имеет двойную направленность: поддерживать коллективную дисциплину, делая это таким образом, чтобы уважать демократический процесс и индивидуальные различия или несогласие.
Кольберг вернулся из своего визита в Израиль не с полностью отработанной моделью групповой образовательной практики.Однако в течение следующих нескольких лет он составил список характеристик, которые он считал важными для типовой программы нравственного воспитания через членство в группах:
• Социальная идентичность учащегося должна определяться группой, и группа должна определять нормативные стандарты соответствующего поведения.
• Группа должна дисциплинировать своих членов — сначала неформально, а затем, если необходимо, всей группой в целом.
• Члены должны эмоционально привязываться к группе и к другим членам группы как индивидуально, так и потому, что они разделяют общую социальную идентичность.
• Ожидается, что члены группы разовьют чувство коллективной ответственности, так что каждый член осознает, что он или она в некотором смысле ответственны за поведение других.
• Обсуждения ценностей и ценностные конфликты должны проводиться для того, чтобы способствовать совершенствованию группы как социальной единицы, а также служить моральному развитию отдельных членов.
• Роль педагога должна включать ознакомление группы с ценностями общества в целом, а также содействие моральным дискуссиям и принятию решений в группе.
Интересно, что первый эксперимент Колберга по формированию справедливого сообщества в Соединенных Штатах проводился не в средней школе или другом учебном заведении, а в тюрьме. Такой поворот событий произошел отчасти в результате тюремных бунтов в Аттике и других местах в конце 1960-х годов, которые сделали сотрудников исправительных учреждений более открытыми для новых подходов к тюремной реформе. У Колберга было двое коллег, которых интересовала работа в тюрьмах. Трое исследователей получили двухлетний грант и начали проводить дискуссионные группы в государственной тюрьме для мужчин в Чешире, штат Коннектикут.Они быстро обнаружили, что любое положительное влияние, которое они оказали на уровень морального мышления заключенных, не может быть реализовано в тюремной среде. Затем группа Кольберга искала условия, в которых они могли бы создать небольшое образцовое сообщество, которое воплощало бы тот вид групповой сплоченности, который Кольберг видел в израильском кибуце. Они обнаружили, что женская тюрьма в Ниантике, штат Коннектикут, была разделена на небольшие групповые коттеджи, в которых содержалось по 20-30 женщин. В 1971 году команда Кольберга получила разрешение на создание в одном из коттеджей образцового сообщества справедливости.Более подробно тюремный проект Niantic описан в разделе, посвященном тематическим исследованиям; его значение здесь состоит в том, что он побудил Кольберга опробовать свои образовательные теории в школах за пределами тюремных стен.
Объяснение Подход Колберга к нравственному воспитанию был предназначен, по крайней мере, частично для объяснения двух явлений, с которыми исследователи в области нравственного воспитания сталкивались с 1920-х годов. Первый — это разрыв между тем, что люди говорят о своих моральных стандартах, и тем, как они на самом деле ведут себя в различных ситуациях.Новаторское исследование, проведенное Хартшорном и Мэем в 1920-х годах, стало знаковым, поскольку в нем было обнаружено, что моральное поведение не может быть связано с постоянными чертами характера, которые определяли поведение человека при любых обстоятельствах; скорее, на него повлияли ситуативные факторы, которые включали вероятность наказания или вознаграждения, давление со стороны группы сверстников и ценности, которых придерживаются другие члены социального класса ребенка. Хартсхорн и Мэй обнаружили удивительно слабую корреляцию между тем, что дети узнали, например, о добродетели честности, и вероятностью их жульничества во время экспериментальных проверок их морального поведения.Социологический анализ скрытой учебной программы Филипом Джексоном также затронул это несоответствие между декларируемыми детьми моральными ценностями и их реальным поведением.
Второе явление, которое Кольберг надеялся объяснить, — это тот факт, что два человека на одной и той же стадии морального развития могут занимать разные позиции относительно правильного образа действий, когда возникает реальная дилемма. Во время преподавательской карьеры Кольберга в Гарварде призыв в армию представлял собой моральную дилемму, которая чаще всего волновала его учеников, но их ответы принимали разные формы.Кольберг утверждал, что его акцент на самом процессе морального рассуждения допускал различные реакции без необходимости исключать некоторые решения как автоматически «аморальные».
Что касается использования моральных дилемм принудительного выбора в качестве образовательного метода, следует отметить, что оно не исходит от Кольберга; Его введение обычно приписывают Пиаже. Одним из важных дополнений, которые Кольберг сделал к использованию Пиаже дилемм при исследовании нравственного мышления детей, была разработка системы выставления баллов и руководства по кодированию для оценки ответов испытуемых.Второе различие в использовании дилемм двумя психологами заключается в том, что Кольберг делает упор на межличностный конфликт в своих рассказах. В то время как многие примеры Пиаже просто включают сравнение двух гипотетических ситуаций, все дилеммы Кольберга включают конфликты между точками зрения, потребностями и желаниями разных людей.
Примеры Дилемма «Хайнца» Колберга воспроизведена на сопроводительной боковой панели. Два справедливых сообщества, в которых он работал консультантом, более подробно описаны в разделе «Теории в действии».»
Читать дальше: Утрата универсальных моральных устоев
Была ли эта статья полезной?
E M C I: Нравственное воспитание в преподавании и обучении
Лекция 5
Воспитание характера: воспитание уважения и ответственности
Введение:
К добродетелям можно относиться педагогически, как и к любому другому содержанию. То есть есть учебные, учебные, управленческие и различные другие решения, которые нужно принять, если нужно учить добродетелям.Один из различие в обучении добродетелям состоит в том, что их лучше всего учить через моделирование. В оставшейся части этой лекции мы попытаемся обрисовать эффективные методы. и моделировать, и давать прямые инструкции по двум добродетелям — уважению и ответственность. Уважение определяется как проявление уважения к стоит кого-то или чего-то. Это сдерживающая сторона морали; это не дает нам повредить тому, что мы должны ценить.Обязанность является активной стороной морали и включает в себя: заботу о себе и другие и в целом построение лучшего мира.
Комплексный подход к воспитанию характера :
Как упоминалось во введении, воспитание характера требует моделирование, а также прямое обучение добродетелям. Для достижения с этой целью и эффективно научить уважению и ответственности, Необходимо использовать как общеклассные, так и общешкольные стратегии.Первый класс а затем будут рассмотрены общешкольные стратегии.
К началу
Разработка общеклассные стратегии воспитания уважения и ответственности:
Внутри
в классе, комплексный подход к воспитанию характера
для уважения и ответственности призывает учителя действовать
непосредственно в нескольких областях.
(1) Первый шаг — это сами стать опекуном, образцом и наставником. Учителя
должны относиться к студентам с любовью и уважением. Они должны сами подавать хороший пример.
Кроме того, они должны наставлять, поддерживая просоциальное поведение и исправляя
вредные действия.
(2) Учителя могут создать моральное сообщество, помогая учащимся узнать друг друга.
уважать и заботиться друг о друге, и чувствовать, что они ценная часть
группа.
(3) Моральная дисциплина — еще один аспект роли учителя.Учителя
может способствовать нравственному мышлению, самоконтролю и всеобщему самоуважению к другим
посредством создания и соблюдения правил.
(4) Создание демократичной атмосферы в классе может быть достигнуто путем вовлечения
учащиеся принимают решения и разделяют ответственность за создание класса
хорошее место для жизни и работы. (5) Наконец, учителя могут преподавать ценности как напрямую
и косвенно через учебную программу. То есть они могут использовать академические предметы
как средство изучения этических вопросов, а также прямого обучения тому, что
значит добродетели уважения и ответственности.
Уведомление что четыре из пяти аспектов роли учителя включают моделирование. Это еще раз подчеркивает важность найма людей. хороших моральных качеств, которые знают, что такое уважение и ответственность имеют сильную склонность проявлять уважение и ответственность и обычно проявляют эти качества.
Разработка общешкольные стратегии воспитания уважения и ответственности:
Для всего класса стратегии для тщательного развития уважения и ответственности нанятый заботливым учителем может быть очень эффективным в воспитание уважения и ответственности.Максимальная эффективность в развитии этих добродетелей происходит, когда общеклассовые стратегии связаны и согласованы с общешкольными стратегиями. Есть как минимум шесть конкретных общешкольных стратегий воспитания уважения и ответственности что мы рассмотрим.
Так же, как учитель должен руководить классом, директор или директор должен руководить школой.Это выполнено сформулировав четкое видение целей школы, убедившись, что весь школьный персонал знает цели, разделяет их и моделирует их. Главный или директор также является ключевым связующим звеном с сообществом при наборе поддержка родителей и участие в школьных усилиях. Наконец-то школа лидеры должны моделировать добродетели в своих взаимодействиях.
Вернуться к началу
Эффективная общешкольная дисциплина создается за счет четкого определения правила и их последовательное и справедливое соблюдение.Проблемы с дисциплиной дать возможность способствовать моральному росту. Конечно, обеспечение что школьные правила и ценности соблюдаются во всех школьных условиях и это оскорбительное поведение недопустимо, где бы оно ни происходило, первостепенное значение.
Чувство общности воспитывается через поощрение членов школу проявлять заботу друг о друге, создавая возможности для студенты, чтобы узнать друг друга и школьный персонал вне школы, и вовлекая как можно больше студентов и сотрудников во внеклассные виды деятельности.Поддержание хорошего спортивного мастерства, используя школьные собрания, и каждый класс вносит свой вклад в большую жизнь Сообщество — это другие способы, которыми школы могут работать, чтобы способствовать развитию сообщества.
Включение учеников в школьное самоуправление может способствовать развитию гражданства развитие и совместная ответственность за школу. Использование инструментов такие как студенческие советы, чтобы обеспечить систематический голос в школе управление для студентов может предоставить убедительные доказательства потенциала влияние может иметь личное участие.
Обеспечение нравственного единства взрослых в школе. предоставив время школьному персоналу для совместной работы. Кроме того, школьный персонал должен быть вовлечен в совместную работу по созданию решения, которые напрямую повлияют на их работу.
Наконец, школы могут способствовать развитию уважения и ответственности выделив его как область значений. Это означает, что пришло время морального развитие должно быть обеспечено.Академическая успеваемость не должна занимать столько времени, что ни одно не посвящено моральным заботам.
Заключение:
Как классная, так и вся школьная стратегия могут быть эффективными
в обучении уважению и ответственности. Образовательное лидерство
учителей и директоров школ имеют решающее значение в моделировании этих добродетелей
а также в прямом обучении им. Моделирование добродетелей
создает атмосферу уважения и ответственности.Непосредственное обучение добродетелям гарантирует, что все члены сообщества
осознают эти добродетели как цели.
Вопросы для обсуждения:
- 1. Какие стратегии классов, по вашему мнению, были бы самыми простыми реализовать? Что бы вы могли начать в этом году?
- Какие общешкольные стратегии, по вашему мнению, были бы самыми простыми? реализовать в своей школе? Что вы могли бы начать это год?
- Если бы вы выбрали самую важную из представленных стратегий что бы вы выбрали и почему?
Вернуться к началу
Перейти к основному содержанию ПоискПоиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- 9045 Чикагский пакет
- Полный охват и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- О нас
- Публикуйте у нас
- Недавно приобретенные журналы
- tners
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- Медиа
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление об издательской этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Запросы СМИ и рекламы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter