Вальдорф, Реджио, Монтессори и Жохова: что это за педагогики и в чём их смысл
Нет, это не название мебели из «Икеи», а распространённые альтернативные педагогики. Альтернативные — потому что в них нет ничего привычного из обычной школы или детского сада, а всё обучение построено на свободе выбора ребёнка и творчестве. Разбираемся, чем эти методы обучения и воспитания отличаются и кому подходят.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Без кнутов и пряников. Монтессори-педагогика
Мария МонтессориРазработанная Марией Монтессори методика основана на вере в инстинкты ребёнка — его стремлении изучать, исследовать, пробовать и повторять за другими. И всё это без какого-либо принуждения, наказаний или поощрений. Монтессори считала, что ребёнок может и должен сам выбрать, что он хочет делать и как делать — рисовать красками или чёрным карандашом. Допустим, ребёнок может с утра до вечера переливать воду из кувшина в кувшин — в конце концов, сделает это, не пролив ни капли. И это будет его важное и значимое достижение за день. На дисциплину Мария Монтессори смотрит тоже не так, как мы привыкли. Да, при вседозволенности вряд ли дети будут тихими, мирными и молчаливыми. Но это, в общем-то, и не цель. Главное, чтобы ребёнок мог справиться с собой и умел следовать тому или иному правилу.
Для кого. Педагогика Монтессори сконцентрирована на раннем детстве — от нескольких месяцев до шести лет. При этом группы в «Доме ребёнка» (так называют монтессори-сады) разновозрастные. Считается, что дети учатся общаться со старшими и одновременно помогать младшим.
Роль учителя. Он всё время должен быть готов прийти на помощь и дать совет. При этом вмешиваться в то, что делает ребёнок, учитель может лишь в крайнем случае: когда тот сам попросит, когда возникают конфликты или чтобы один раз показать, как что-то делается. У ребёнка должна быть возможность сделать ошибку, а потом самому её исправить. И девиз Монтессори-педагогики это отражает: «Помоги мне сделать это самому!».
Чем дети занимаются. Игрушки в монтессори-садах, как правило, простых форм и сделаны из природных материалов: бобы, ложки, глина, деревянные фрукты, шнурки и бусины. В «Доме ребёнка» можно найти много бытовых предметов (посуда, мебель, кофемолка, мельница), которые находятся в доступе ребёнка. То есть он может спокойно всё сам достать, но после игры должен навести за собой порядок. Дети могут играть «в стирку» — с тазиком, мылом, баночкой со стиральным порошком, кувшином, фартуком, полотенцем для рук и сушилкой с прищепками. Большую роль в учёбе может сыграть даже обычный стул: ребёнку разрешают сидеть, как ему удобно. Если он захочет пододвинуть стул и уронит его — то сам поймёт, что сделал что-то не так и в следующий раз будет стараться сделать лучше.
В целом обучение по системе Монтессори делится на несколько блоков:
- Упражнения практической жизни — повседневные навыки, вроде переливания воды из кувшина в кувшин или стирки.
- Сенсорика — фигуры разных цветов, веса, размера, фактуры.
- Математика — изучение цифр, чисел и арифметических действий с помощью бус, цепочек, которые можно потрогать и понять, что такое мало, много, больше, меньше и так далее.
- Русский язык — изучение букв, слов и фраз с помощью шероховатых табличек, через которые дети на ощупь запоминают алфавит и учатся писать. Причём писать они пробуют сами, без давления учителя (он только находится рядом, чтобы, если надо, подсказать).
Иногда добавляются занятия музыкой, рисование или блок о космосе.
Мнение родителя:
«Мне нравится центр Монтессори тем, что здесь моя дочь может выбирать то, что ей интересно здесь и сейчас. К тому же в свои два года Ася может сама себя обслуживать, всегда убирает за собой игрушки, вытирает и сметает за собой, если что-то пролила и просыпала, — не только в центре, но и дома. А если говорить о моих личных страхах: мне непонятно, как отдавать ребёнка в детский сад и особенно в школу, где всё в принудительном порядке».
Анна Смолякова, мама Аси (2 года), Челябинск
Творчество без двоек. Вальдорфская педагогика
Рудольф ШтейнерМетодика, разработанная австрийским философом Рудольфом Штейнером, по своим принципам во многом совпадает с педагогикой Монтессори. Знания по Вальдорфской системе стараются не навязывать насильно и слишком рано, так что по некоторыи предметам (например, математика) ученики первое время немного запаздывают по сравнению с учениками общеобразовательных школ. В основном обучение проходит через игру, а у детей постарше учёба чередуется с творческими занятиями. В школе нет оценок. Но в конце года, например, учитель может дать детям индивидуальные рекомендации.
Для кого. В вальдорфские детские сады ходят дети с трёх до семи лет, группы разновозрастные. С семи начинается учёба в школе.
Роль учителя. В идеале первые восемь лет учёбы в вальдорфской школе учитель у ребёнка один и тот же, а отношения ученика с учителям основаны на безусловном довериии.
Чем дети занимаются. В дошкольном обучении, опять же, как и в Монтессори-педагогике, используют деревянные игрушки, глиняные тарелки — всё максимально натуральное и «народное». В средней и старшей школе «игрушки» усложняются. Особенно интересны нелинованные тетради: в них можно писать и рисовать в прямом смысле без всяких ограничений.
Предметы в Вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели: например, эпоха геометрии, эпоха истории, физики. Конкретный учебный день в каждой школе может строиться по-разному, но в целом соответствует естественным ритмам организма: вдоху и выдоху. То есть день состоит из труда и отдыха, которые чередуются.
Например, первым проводят урок эпохи, который, в свою очередь, условно делится на несколько частей:
- Ритмическая часть. В младшей школе это чтение стихов, пение, физические упражнения, которые так или иначе связаны с изучаемым предметом. В старшей — это могут быть дискуссии, речевые упражнения.
- Интеллектуальная часть. Уроки с интеллектуальной нагрузкой, когда ученики уже окончательно проснулись.
- Рассказ учителя. Заканчивается урок каким-то рассказом от учителя — сказками, мифами или пересказом чьей-то биографии по теме эпохи.
Помимо физического развития, в вальдорфских школах много внимания уделяют творческим занятиям и иностранным языкам.
Мнение выпускника:
«Я училась в вальдорфской школе с 9 по 11 класс. Я всегда увлекалась творчеством, и учёба в обычной школе на меня сильно давила. Если о минусах, лично для меня — это походы, я просто терпеть их не могла. Учёба в вальдорфских школах действительно помогает детям узнать все свои возможности и многое попробовать, ещё до взрослой жизни. После моего перехода из обычной школы небольшой разрыв в уровне образования был, но это скорее из-за разницы в программах преподавания. Постепенно мы всё равно вышли на один уровень, я сравнивала. К тому же и ОГЭ, и ЕГЭ все школьники сдают одинаково».
Аня, 18 лет, Самара
Самый умный первоклассник. Педагогика Жохова
Владимир Иванович ЖоховМетодику разработал заслуженный учитель России, методист и автор учебников по математике Владимир Жохов. Сам автор утверждает, что методика основана на современных достижениях нейрофизиологии и психолингвистики. Правда, в открытом доступе никаких методичек нет. Вся информация доверяется конкретному учителю, которого «назначают» преподавать в жоховском классе. В отличие от Монтессори-садов и Вальдорфских школ, это отдельные классы (минимум 16 человек), которые в школе организовывают по инициативе родителей. Эта педагогика пересекается с предыдущими в похожем отношении к дисциплине: ребёнок на уроках не обязан сидеть прямо и может свободно ходить по классу, никто не будет делать замечаний.
Для кого. Педагогика Жохова рассчитана на первые четыре класса начальной школы. Причём начать учиться можно и в 5,5, и в 8 лет, и после года по общеобразовательной программе. Но поступать в любом случае придётся не во второй, а в первый жоховский класс.
Занятие по методике Владимира ЖоховаЧем дети занимаются. В жоховском классе должен быть проектор, и вообще предполагается, что это технически оснащённая методика. По словам Владимира Жохова, всю необходимую информацию из программы начальной школы, например таблицу умножения, ученик по его методике учит в первый год. Остальные три года дети просто повторяют пройденное. Вообще, повтор — один из главных принципов жоховской системы. Та или иная тема не проходится на двух уроках, а изучается (и вспоминается) примерно десять занятий. Упор в жохоковском классе делают на математику, иностранные языки (каждый год учат новый) и пение.
Мнения родителей:
«Мы в восторге от системы. Мы — это я, муж и в первую очередь ребёнок. Но скажу сразу, чтобы ощутить эффект от обучения по данной системе, необходимо её принимать и применять целиком. А это труд не только учителя, но и родителей. Мне нравится в системе Жохова обстановка в классе, доля свободы, которая есть у детей. Минусов у системы я пока не нашла. А на Новый год дети, по системе Жохова, должны сами придумать сюжет для спектакля. Вышло здорово».
Диана Спиваченко, мама Алисы, 7 лет
«Мы тоже открывали жоховский класс. И даже пару месяцев витали в облаках и были счастливы от того, что „вот-вот у детей разовьются лобные доли“, „вот-вот она начнёт просить сделать уроки, как награду“. И даже мирясь с тем, что ребёнок просто вдруг стал плакать по любому мелкому поводу — „ну кто ж в школе не утомлялся“. Потом пошло отрезвление. Началось с того, что никакие показатели „по жохову“ у нас не прошли. Класс за два месяца деградировал и те, кто писали, разучились, кто читал, стал читать плохо. Поэтому надо просто быть внимательнее, заранее проверять и не испытывать иллюзий. Конечно, есть такие, кому повезло, и их учитель от бога, и даже если методику убрать — эффект всё равно будет. Но чаще бывает по-другому».
Екатерина Суворова, Москва
Поговори со мной. Реджио-педагогика
Лорис Малагуцци (справа)Метод разработан в 50-х годах педагогом Лорисом Малагуцци. В России этот подход пока не очень популярен, но в Европе это одна из самых популярных методик раннего развития. Главные методы в реджио-педагогике: уважение ребёнка, много творчества, обучение через окружающую среду и проекты.
Для кого. В Италии Реджио-метод используют в детсадах для детей от трёх до пяти лет и в яслях — от года до трёх.
Роль учителя. У него есть право устанавливать и регулировать правила игры. При этом он общается с ребёнком не как с управляемым или подчинённым, а на равных. Ещё в обязанностях учителя — готовность прийти на помощь, внимательно выслушать, задать правильный вопрос или, не вмешиваясь напрямую, намекнуть, что лучше сделать и как.
Занятия по Реджио-методуЧем дети занимаются. Главное тут, стремление детей к творчеству. В реджио-центрах даже есть особая зона «ателье» — с фломастерами, красками, пластилином, бумагой и другим. Ещё много игрушек из природных материалов, бусин, конструкторов и луп и микроскопов для подробного изучения. Цифры и буквы по реджио-методу целенаправлено не учат.
Авторы и последователи реджио-метода уверены, что в процессе познания всё нужно проговаривать, обсуждать, делиться опытом с другими — учителем или детьми. День в реджио-саду начинается с общих посиделок, где дети рассказывают о своих успехах, планах и какими проектами занимаются сейчас. Проекты — важная часть обучения. Они могут рождаться спонтанно. Дети просто собираются в команду и занимаются общим делом — рисуют, мастерят или изучают. Такая проектная деятельность может длиться от часа до года. А всё, что рисуют, творят, изучают и открывают дети, по методу Реджио, обязательно нужно сохранять и документировать: фотографиями, видео и презентациями перед родителями.
Мнение родителя:
«Сын мой очень активный, с неуёмной энергией, который не сидит на месте и передвигается по дому и улице исключительно бегом. Мы пришли на пробное занятие и влюбились. Огромное количество материалов в свободном доступе, ребёнок только выбирает, чем бы ему заняться, а взрослый поддерживает интерес. Всё разложено красиво, каждая полочка со своим смыслом. У сына первое время глаза разбегались, ему всё хотелось изучить и потрогать. Мы потом пошли для сравнения на обычное занятие для малышей, без каких-либо подходов. Материалы там все выдают по отдельности, а индивидуальность ребёнка не учитывается. Сыну стало скучно и не интересно».
Юлия Петрова, сын Тимур, 2 года, Санкт-Петербург
как она помогает развитию ребенка и его свободного выбора?
В России больше 20 лет работают детские сады по системе Монтессори. Их выпускники показывают результаты на уровень выше других детей и способны к свободному выбору и самоорганизации. Почему так? Разбираемся вместе с Валентиной Михайловой, директором Санкт-Петербургской монтессори-школы, членом правления международной монтессори организации, соавтором программы «Детский сад по Монтессори».
Чем особенна монтессори-педагогика?
Программа «Детский сад по Монтессори» создана на базе педагогической системы Марии Монтессори. В ее основе простая идея: каждый ребенок рождается с внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он оказался. Именно ребенку нужно давать инициативу в развитии.
Ребенок развивается на основе универсальных внутренних законов. Один из законов — возрастная периодизация. Нужно обращать внимание на особенности возраста. До шести лет ребенок строит сам себя, развиваются сенсорика, моторика и речь. В этом возрасте его разум впитывает все в себя как губка. Задача взрослых — дать условия для такого впитывания.
По Монтессори внутренний потенциал каждого ребенка развивается благодаря внешней среде. Но не каждой, а правильно организованной.
В итоге система Монтессори — эта система саморазвития детей в окружающей среде. Но требования к среде жесткие. Нельзя взять развивающие игрушки, расставить их по комнате и сказать, что это сад системы Монтессори. Нужны особые материалы — автодидактические. Это значит, что ребенок сам учится, взаимодействуя с этими материалами.
Задача педагога — создать развивающую среду, организовать свободную работу детей и занять позицию наблюдателя. Дети сами выбирают материал, решают, сколько они хотят с ним заниматься, сами контролируют свои ошибки.
На что способны выпускники монтессори-групп?
Познавательная активность. К 7-8 годам приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умеют выбирать занятие, завершать начатое дело. Любознательны и активны в исследовании окружающей жизни.
Мышление. Развитие интеллектуальных, творческих и эстетических способностей позволяет им анализировать, наблюдать, сравнивать различные объекты и группировать их по признакам.
В монтессори-педагогике инициатива за ребенком, а не педагогом. Воспитатель занимает не самую привычную для себя позицию наблюдателя.
Грамотность и моторика. Большинство детей к 6 годам, осваивают письмо и чтение, имеют элементарные математические представления. Приобретают навыки работы с мелками, красками, карандашами, кистью; вырезают с помощью ножниц; вырезают различный аппликации, работают с тканью, бумагой, природными материалами.
Музыкальные способности. К 6 годам интонируют простые песни, ритмично двигаются под музыку, музицируют на элементарном уровне.
Как работают с детьми в системе Монтессори?
Свободная работа детей с монтессори-материалами. Занимает продолжительное время. Как правило, два с половиной часа утром дети свободно играют, рисуют.
Индивидуальное мини-занятие с ребенком. Ребенок чаще играет со знакомыми материалами: для этого их нужно индивидуально показать ребенку. Презентуют понемногу — каждый день, в течение 5-7 минут.
Коллективное занятие в кругу. Эта форма особенно хорошо приживается в России. Группа в течение 15-20 минут собирается в круг: дети что-то обсуждают, принимают решения, касающиеся их жизни, поздравляют друг друга с днями рождения, обсуждают маленькие жизненные истории, высказывают свои соображения.
Одна из форм работы — коллективное занятие по кругу — особенно хорошо прижилось в России.
Творческие занятия в малой группе детей. В группу входит от 8 до 12 человек одного возраста или разных возрастов. Это зависит от целей занятия и уровня развития детей: музыкальные занятия, творческие занятия.
Свободная сюжетно-ролевая игра. Дети играют, педагог наблюдает. Иногда подкидывает идеи для игр, но не управляет ими.
Общие групповые образовательные события. Это праздники, познавательные события. Иногда приглашают родителей.
Как организована развивающая предметно-пространственная монтессори-среда?
Стандартно разделена на пять зон: пространство упражнений жизненной практики, пространство сенсорного развития, уголок математики, уголок русского языка, уголок основ культуры и природы.
Монтессори-среда делится на пять зон — практики, сенсорного развития, математики, русского языка, культуры и живой природы.
В отдельных комнатах расположены пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, сцена для театрализованной деятельности, пространство для сюжетно-ролевых игр, комната для развития двигательной активности.
Среда оборудована стульями и столами по росту детей. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов — не выше уровня глаз детей. Также есть стойка с ковриками для индивидуальной работы. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе или в коробке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Материалы полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе.
Что ребенок выбирает сам?
Материал для своей деятельности. Если он был показан, знаком, то ребенок понимает, чем он сейчас хочет заниматься. Материалы — это игрушки, вода для переливания из емкости в емкость, бусины и так далее.
Длительность. Его никто не торопит и не подгоняет. Именно для этого организована длительная свободная работа детей с материалами.
Место. Место, как правило, связано с материалом. Но иногда ребенок может вынести материал на другое место, но потом убрать его.
Заниматься одному, в паре с другом или в маленькой компании. Например, дети без педагога собираются в маленькой компании и проводят зарядку.
Конечно, педагог сначала должен познакомить детей с разными видами деятельности, но потом дети делают свободный выбор, организуются сами. Педагог не помогает рисовать: он работает вместе с ребятами, рисует образец, но дети сами исправляют свои ошибки.
За счет развития самоорганизации ребенок проходит три этапа: новичок, уверенный детсадовец, лидер, который может быть наставником для маленьких ребят. Каждый этап занимает один год.
11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на
курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!
Монтессори или вальдорф, сравниваем и выбираем
Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос задают себе родители иногда ещё до появления ребёнка. Часто сравнивают вальдорфскую систему педагогики и педагогику Марии Монтессори. В них действительно много общих черт, но есть и существенные различия. Наш блогер Тамила Казанок предлагает взглянуть на обе системы и решить, какая подходит именно вам.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
История и современность
Во всём мире насчитывается 1227 вальдорфских школ в 67 странах (и это только официально признанные и оформленные школы.) Что касается учебных заведений по системе Монтессори, их только в США существует больше 8 000.
Основатель вальдорфской системы — Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, живший с 1861 по 1925 годы. В 1907 году вышла в свет его книга под названием «Образование ребёнка», где впервые излагались идеи этой педагогической системы. По просьбе Вальдорфа, хозяина табачной фабрики в Штутгарте, в 1919 году была открыта первая школа, работающая по этой системе для детей рабочих этой фабрики.
Основателем второй системы является Мария Монтессори, итальянский врач и антрополог (1870–1952 годы). Эта педагогика начала развиваться с 1897 года. Тот факт, что первые наблюдения, озарения и выводы великий педагог сделала на основании работы с умственно неполноценными детьми, позволяет многим нашим современникам сделать поспешный и ошибочный вывод, что педагогика Монтессори не подходит для развития обычных здоровых детей.
Роль ребёнка. Фазы развития
Обе системы объединяет гуманистический подход к личности ребёнка. Нет и речи о «формировании психики».
Подразумевается, что вновь рождённый человек приходит на Землю со своими задачами и планом развития души. Роль взрослого — помогать в осуществлении этого плана, создавая благоприятные условия развития личности.
Мария Монтессори разработала четыре стадии развития:
- до 6 лет — дети являются исследователями в процессе развития независимости и создания собственной личности;
- 6-12 лет — дети учатся социализации, постигают силу умозаключений и воображения, формируют моральные качества;
- 12-18 лет — в этом возрасте молодые люди преодолевают психологическую нестабильность, созданную половым созреванием, осознают чувство справедливости и личное достоинство;
- 18-24 года — в этом возрасте молодые люди готовы глубоко изучать культуру и науки, осваивать лидерские роли и достигать финансовой независимости.
Вальдорфская педагогика основывается на трёх главных постулатах, основанным Рудольфом Штайнером:
- до шести лет — фаза имитации — дети учатся, копируя других, через практическую деятельность;
- 7-14 лет — фаза воображения — дети учатся с помощью искусства и творческой деятельности, направляемой учителем;
- 15 лет и старше — молодые люди изучают абстрактные мысли и концептуальные суждения, познают основы этики и социальной ответственности.
Роль учителя
Это пункт, в котором возможно выделить только диаметрально противоположные подходы обеих систем.
В Монтессори-педагогике учителю отводится роль наблюдателя, всегда готового подсказать, как действовать с каким-либо предметом из окружающей среды.
В Вальдорфской педагогике учитель на центральном месте. Именно он предлагает модели поведения в быту и в творчестве. Предполагается, что на протяжении восьми лет группу детей ведёт один и тот же учитель.
Роль родителей
И в той, и в другой системах взаимоотношения между учебным заведением и родителями играют большую роль. Гораздо большую, нежели в традиционных учебных заведениях.
В вальдорфской системе родители принимают непосредственное участие в подготовках ко всем многочисленным праздникам, ярмаркам и выставкам, в изготовлении игрушек, являются важными действующими лицами и главными зрителями.
В монтессори-системе родители посещают семинары, где постигают идеи и принципы выбранной педагогики, осознают важность создания опережающей образовательной среды в домашних условиях, приглашаются к роли внимательного наблюдателя за развитием своего ребёнка.
Роль общества
Обе системы схожи в своём стремлении оградить ребёнка от лишнего потока информации и стрессов современной жизни. Поэтому настоятельно рекомендуют родителям оградить ребёнка от просмотра телевизора и чрезмерного использования гаджетов.
Вальдорфская система отводит большую роль религиозному воспитанию как важному инструменту для развития души. Но предполагается, что вид религии в каждом учебном заведении выбирается в зависимости от местных устоявшихся традиций.
Монтессори-система особенно громко заявляет о неприкосновенности личного пространства и свободы воли ребёнка (например, ребёнок сам выбирает, чем ему заниматься в данный момент, и никто в помещении не имеет права его отвлекать, нарушать его личное пространство, зачастую ограниченную размерами дидактического коврика). Сторонние наблюдатели замечают, что у таких детей очень сильно развита способность концентрироваться и доводить до конца задуманное, но слабо развито умение строить отношения и работать в команде.
В обеих системах уделяется большое внимание практической направленности. В более старшем возрасте детей учат даже коммерции.
Роль природы
И в монтессори-педагогике, и в вальдорфской огромное значение придаётся экологическому воспитанию. Предполагаются работы в саду, уход за животными, для старших детей — работа на ферме. Из окружающей ребёнка среды исключается пластик, предпочтение отдаётся изделиям из дерева.
В вальдорфской педагогике, предполагающей использование игрушек (в отличие от Монтессори–педагогики, где вместо игрушек окружающая среда укомплектована дидактическими материалами), большое место занимает использование шерсти.
Отношение к искусству
Это тот пункт, за который монтессори-педагогика часто подвергается критике. Сама Мария Монтессори была человеком очень рациональным. Её с детства увлекали точные науки и совершенно не интересовали темы творчества и искусства. Подобными чертами обладает и созданная ею педагогическая система. Детям предлагаются готовые образцы, которые можно изучать, но не предлагается возможность творить и фантазировать.
В вальдорфской системе, напротив, для творчества созданы все условия: музыка, танцы, рукоделия, изобразительное искусство, театр, сказки.
Как любой живой организм, системы развиваются. И современная педагогика всё больше внимания уделяет развитию не только интеллектуальных способностей ребёнка, но и творческих
Материалы
В обеих системах уделяется большое внимание созданию окружающей среды. Но здесь наблюдается существенное отличие.
В монтессори-педагогике окружающая среда оборудована открытыми полочками с расположенными на них красивыми и экологичными дидактическими материалами и не предполагает наличия игрушек и зон для творчества. Все дидактические материалы были заранее приготовлены взрослыми. Уже много лет существует целая индустрия по производству специальных материалов. Использовать их по своему назначению ребёнку нельзя, так как в каждый комплект вложена особая обучающая идея, которую ребёнку предстоит выяснить и усвоить.
А в вальдорфской среде основными материалами являются как раз игрушки (из дерева, шерсти, ткани, глины и так далее) и материалы для творчества. Даже стены помещения рекомендовано окрашивать в определённые цвета, в зависимости от возраста детей. Игрушки расставляются в смысловые композиции, словно создающие сказочный мир и приглашающие ребёнка поучаствовать в постановке.
Каштаны, орехи, жёлуди, веточки, листики, камешки, шишки, ракушки — все эти природные материалы в большом количестве присутствуют в помещении, аккуратно разобранные по корзиночкам, шкатулочкам и коробочкам.
Организация учебного процесса
В отличие от традиционных школ, опирающихся на дисциплину, режим и принуждение, школы альтернативной педагогики (или свободные школы), к которым относятся вальдорфская и монтессори-педагогика, во главу угла ставят ценность свободы личности как главного инструмента её развития. Учебные программы составляются с учётом индивидуальности учеников.
Для монтессори-педагогики приоритетно развитие интеллекта. Именно для этого разрабатывались многочисленные дидактические материалы: как измерять, взвешивать, подсчитывать, классифицировать.
Ребёнок часто сам решает, чем ему интересно заниматься на данный момент и работает с выбранными пособиями по заданному алгоритму. Педагог наблюдает и приходит на помощь, если ребёнок об этом попросит. Существуют и специально разработанные монтессори-уроки, основанные на принципах простоты, сжатости и объективности.
В вальдорфской системе детей не нагружают академическими знаниями лет до семи, основной упор делая на развитие эмоционального, нравственного, физического и творческого потенциала личности.
Культивируется междисциплинарный подход, что позволяет ребёнку приобрести целостный взгляд на мир. Между получением практических навыков (работа в саду, на кухне, на производстве, уход за животными) и занятиями искусством (живопись, скульптура, танцы, музыка) соблюдается тщательный баланс.
Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)
Обучение монтессори-педагогов
У нас в учебном центре периодически раздаются звонки примерно такого содержания: «У меня высшее педагогическое / психологическое / какое-то там еще / образование и стаж работы …цать лет. Я прочитала все книги / статьи в интернете / … / по методу Монтессори. Наверное, мне уже не нужны такие длинные курсы?» И приходится разочаровывать звонящего. Ведь сколько бы книг вы ни прочитали, допустим, по хирургии, или по психотерапии, или по музыке – от этого вы не станете ни хирургом, ни психотерапевтом, ни музыкантом. Во всех этих случаях требуется еще и громадная ПРАКТИКА. Только на практике можно научиться различать индивидуальные особенности строения тела или души своего пациента, понимать невысказанные и неосознанные потребности. А для того, чтобы музыкой тронуть сердца, важно научиться чувствовать самому и овладеть техникой самовыражения.
Поэтому наш курс ориентирован на ПРАКТИКУ. Наблюдения в группе, наблюдения детей и их взаимоотношений с миром и друг с другом, наблюдения в сопровождении опытного коллеги с последующим совместным анализом увиденного. Наблюдения проходят в семейном клубе «Фонарик» — нашей базовой площадкой. И тогда оказывается, что начинающий педагог зачастую 2/3 важной информации просто пропускает, а оставшуюся треть неверно истолковывает. И вот тут-то и начинается настоящее обучение. Оказывается, и материалы работают по-разному с разными детьми, и презентации нужно делать не всегда, и не всегда одинаково. И самое сложное в работе монтессори-педагога – не вспомнить вовремя нужную презентацию, а понять. нужна ли ребенку вообще наша помощь!
Вот поэтому курс наш небыстрый. По объему и содержанию приближен к зарубежным аналогам. Но для удобства обучения поделен на несколько ступеней – этапов (см.здесь). Он похож на спиральную лестницу. С каждым витком студент вроде бы повторяет старое, но при этом все глубже и глубже погружается и в понимание движений детской души, и в тонкости построения развивающей среды, и в таинства собственного внутреннего мира.
Монтессори курсы в Москве проходят в нашем учебном центре, обучение монтессори педагогов в других регионах уточняйте по телефону или спрашивайте по электронной почте.
Методика Монтессори — суть и принципы одного из самых успешных подходов к воспитанию детей
Начало двадцатого века буквально разделило историю человечества на до и после, ведь жизнь претерпела невероятные изменения и требовала новых моральных ориентиров, подходов к образованию и воспитанию и организации труда и отдыха. Это был период смелых экспериментов и удивительных открытий. Несмотря на все социальные потрясения люди двадцатого века стали свободнее и прогрессивнее, а значит и воспитание и образование должно было сильно измениться, ведь малышам предстояло расти в совершенно новом мире.
Наблюдения и нововведения итальянского врача Марии Монтессори стали настоящим прорывом в педагогике, так как её подход одновременно имел как хорошую теоретическую основу, так и блестящие результаты на практике. В этой статье мы постараемся осветить все основные особенности Монтессори образования и обсудим для каких детей занятия по методике М. Монтессори подходят лучше всего.
Основные методы Монтессори
Чтобы кратко изложить основные идеи метода Марии Монтессори важно сперва объяснить, на каких убеждениях основывается подход:
1. Ребенок развивается, следуя своим естественным интересам и благодаря опыту, самостоятельно полученному на их основе,
2. Только грамотно организованная среда позволяет малышу полностью раскрыть свой потенциал развития,
3. Взрослый может быть проводником и помощником, но не может стать единственным полноценным источником знаний и навыков для развития ребенка,
Именно эти убеждения и определяют стиль взаимодействия детей и взрослых, выбравших для своих малышей метод М. Монтессори.
Подход отличает специально организованная среда ( дидактический материал, расположенный в свободном доступе ребенка), соответствующая возрасту детей; ведущая позиция ребенка, его самостоятельность и свободный выбор активностей; уважительное и внимательное отношение взрослых к индивидуальным потребностям малыша.
Давайте же кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори:
1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве класса,
2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку,
3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе,
4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения,
5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия.
Теперь же давайте более детально изучим особенности методики Монтессори и начнём с того, какие цели стоят перед Монтессори педагогом в зависимости от возраста воспитанников.
Цели занятий по методу Монтессори по возрастам
Подход обеспечивает обучение детей от рождения до средней школы, при этом фокус внимания, а значит и приёмы, используемые в Монтессори среде, зависят от возраста ребенка. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой сформулированы основные цели Монтессори обучения детей на разных возрастных этапах.
Возраст ребенка | Цели Монтессори обучения | Основные приемы и форматы |
От рождения до трёх лет |
|
|
От трёх до шести лет |
|
|
От шести до двенадцати лет |
| Комплексное изучение опыта, накопленного человечеством и более специализированные занятия, посвященные изучению вселенной, живой природы, человечества, языка и мира точных наук |
От двенадцати до пятнадцати лет |
| К сожалению, методика не была разработана самой Марией Монтессори, однако, последователи подхода активно используют групповую работу, научные дискуссии, индивидуальные образовательные планы и практическую работу для личностного и профессионального становления подростков |
Даже из данной таблицы видно, что развитие гармоничной личности непременно должно начинаться в самом раннем возрасте, именно поэтому методики обучения Монтессори применяются в первую очередь в дошкольных учреждениях, ведь в дальнейшем Монтессори выпускники гораздо более адаптивны и достигают лучших результатов в школах самых разных подходов.
Прежде всего, суть методики Монтессори для детей всех возрастов — это воспитание с опорой на индивидуальные сильные стороны и интересы каждого ребенка. Монтессори-образование побуждает детей исследовать мир вокруг и самостоятельно найти своё место в этом мире.
Метод Монтессори — для каких детей подойдет такой подход?
Удивительно, но мы зачастую встречаемся с родителями, которые убеждены, что методики обучения Монтессори подходят только одарённым и «от природы» мотивированным детям. Родителям кажется, что если их сына или дочку не заставлять заниматься, они просто целыми днями будут лежать на диване.
На самом же деле стоит всегда помнить, что детская любознательность и желание познавать мир — это врожденное качество абсолютно любого ребенка. Описанная же пассивность чаще всего вызвана внешними факторами: неподходящей средой и неверно организованным распорядком дня, неправильным поведением взрослых, плохим самочувствием ребенка.
Несмотря на то, что все приемы Монтессори сопряжены со свободным выбором ребенка и его практически неограниченным передвижением по классу, даже самые «неуправляемые» и «сложные» дети в конце концов успешно вливаются в процесс.
Тем не менее, если вам кажется, что малышу сперва будет сложно на групповых занятиях по методике Монтессори или вы переживаете из-за каких-то особенностей здоровья ребенка, все филиалы нашего клуба предлагают индивидуальные занятия, чтобы у малыша было дополнительное внимание взрослого для более легкой адаптации в новой обстановке.
Детский сад Монтессори — чего следует ожидать от занятий по известной методике
Метод Монтессори востребован как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Однако, в Москве чаще всего занятия по методике Марии Монтессори рассчитаны на детей до 6-7 лет, после которых они успешно переходят как в специализированные Монтессори школы, так и общеобразовательные заведения. Учитывая такую особенность московского образования, мы разработали как программу исключительно по методике Монтессори, так и группы, где методы обучения Монтессори и её базовые принципы органично сочетаются и с более традиционными форматами занятий для малышей, а также посещением логопеда и других специалистов.
Окружающая обстановка детских садов по Монтессори стимулирует познавательную активность детей. Все Монтессори-классы разделены на зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. Каждая зона наполнена множеством развивающих предметов и дидактических игр, взаимодействуя с которыми, ребенок самостоятельно изучает свойства и функции вещей и узнаёт новое.
В детском саду по системе Монтессори всегда много пространства и развивающих материалов, у детей всегда есть возможность выбирать занятие себе по душе, а воспитатели сада, прошедшие специальное обучение по методике Монтессори, лишь помогают детям совершать самостоятельные открытия.
Приятным бонусом для родителей, которые сделали выбор в пользу детского сада, использующего Монтессори методику, будет также и наличие регулярных консультаций для родителей, на которых педагоги и детские психологи подробно раскрывают задачи метода, делятся успехами воспитанников, а также дают рекомендации по воспитанию по методу Монтессори дома.
Выводы
Воспитание по методу Марии Монтессори качественно отличается от традиционных подходов: взрослый не проводит уроки и не требует положить руки на парту и внимательно слушать, у детей есть возможность и время познавать то, что им интересно, а специально организованная среда заботится о том, чтобы «интересно» было всегда и «полезно». Благодаря этим условиям метод получил международное признание, выпускники Монтессори садов стабильно демонстрируют интерес к учёбе, развитые навыки самоконтроля и успешно осваивают школьную программу, а родители гордятся своими талантливыми, самостоятельными и по-настоящему счастливыми детьми.
Заключение
Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» является одним из лидеров дошкольного образования по методике Монтессори в Москве. Все наши специалисты имеют базовое и дополнительное образование в сфере детской психологии и организации обучения дошкольников, регулярно проходят повышение квалификации, участвуют в научных дискуссиях и исследованиях, обмениваются опытом с иностранными коллегами, а, главное, любят детей, имеют большой опыт работы с ними и умеют становиться настоящими друзьями для малышей.
Успех «Созвездия» — это пятнадцать лет работы, более 36000 довольных выпускников, регулярное обновление методических материалов и игрушек, а также постоянный контроль за безопасностью каждого ребенка.
Мы всегда открыты новым знакомствам и рады показать жизнь нашего клуба изнутри. Для знакомства с нами достаточно записаться на бесплатное пробное занятие через форму на сайте или позвонив нам по телефону +7 (499) 686-10-35.
До встречи в наших детских Монтессори клубах «Созвездие»!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Как получить образование педагога Монтессори
Современные медицинские образовательные стандарты дошкольного и начального образования изменили общий взгляд на целевые ориентиры воспитания и развития, на содержание образования и условий, которые обеспечивают эффективное развитие ребенка в соответствии с его возможностями, потребностями и индивидуальными особенностями. Многие требования стандарта соответствуют основным положениям педагогики Марии Монтессори.Педагогическая система, которая долгое время в России была под негласным запретом, сейчас признана как эффективное средство гармоничного развития личности раннего, дошкольного, младшего школьного и др. возраста. Поэтому актуальным является обучение педагогов Монтессори-системе.
Преимущества системы Монтессори
Педагогические идеи Монтессори базируются на нескольких принципах, которые должны знать Монтессори-учитель:
- движущей силой образования является стремление человека к самореализации;
- в процессе образования предоставляет маленькому человеку возможность выбора, базирующегося на искреннем интересе и любви;
- необходимо обеспечить формирование «человека естественного» в естественных условиях (с точки зрения социальной, нравственной, физической, психологической).
Обучение педагогов Монтессори базируется на одной из главных идей о том, что для разностороннего и полноценного образования необходима специально подготовленная и развивающая среда.
Важно! Развитие более эффективно в группах, где объединены дети разного возраста.
Среда, которая демонстрирует
Преподаватель Монтессори большое значение придает окружающему ребенку пространству (таблица).
Требование к среде | Возможности обучающихся |
Большая площадь помещения | Обучающие материалы размещаются так, чтобы дети могли работать в несколько раз по очереди, обмениваться предметами, могли уединиться и отдохнуть |
Соответствие мебели возрасту и рост детей | Воспитаннику удобно и комфортно, формируется позитивное отношение к занятию |
Мобильность | Возможность без особых усилий передвигать столы и стулья в комнате комнаты Монтессори (класса) |
Доступность | Малыш может без затруднений достать любой предмет или пособие |
Озеленение | Дети могут любоваться растениями и ухаживать за ними |
Развивающая среда Монтессори предполагает насыщение среды предметами, которые дадут опыт общения с различными материалами (фарфор, шелк, дерево и др.), цветами, формами.
Класс (или помещение, где находится группа детей) должен быть хорошо освещен, в зоне доступности размещены растения, также обязательно нужен свободный доступ к воде в умывальнике. Материалы должны соответствовать основным схемам развития, выделенным Марией Монтессори: математика, язык, знакомство с практической жизнью, развитие системы органов чувств, знакомство с окружающим миром.
Она была убеждена, дошкольник через свои непосредственные впечатления «впитывать» культуру, язык, привычки, обычаи, религиозные установки, задачу родителей и педагогов — не мешать этому процессу.
Обучение педагогов Монтессори опирается на идею о том, что опыт деятельности и впечатления, которые получают ребенок, должны соответствовать условиям того сензитивного периода, в котором он находится в данный момент. Например, в раннем возрасте лучше всего усваивается язык и речь, в 5-6 лет — дошколенок имеет наивысшие способности и желание обучаться письму, затем — грамматике и т.д. Развивающая среда должна быть насыщена материалами, дающими стимул к развитию детей в различных сензитивных периодах.
Важно! Все материалы для занятий следует располагать на уровне глаз, чтобы они вызывали интерес и желание малышей с ними поработать.
Международная ассоциация Монтессори
Существует Международная ассоциация Монтессори (Международная ассоциация Монтессори (AMI), основанная самой Марией и объединяющая ученых, учителей и воспитателей, работающих по ее системе.С 1952 по 1982 г. руководил организацией сын Марии — Марио Монтессори. Ассоциация работает и сейчас, ее представительства есть в 110 странах мира, все желающие могут пройти курсы Монтессори, а по окончании курсов слушатели получают диплом. Полную информацию об Ассоциации можно получить на ее сайте https://montessori-ami.org. Информация на нескольких языках, в том числе и на русском.
Мария с 1919 г. лично проводила обучение педагогов по своей системе, собирая группу один раз в год.Центр, готовящий педагог по уникальной системе, начал работать с 1938 г. В 1973 г. Марио и его единомышленниками был основан Фонд Марии Монтессори, для поддержки педагогов, не имеющий возможности оплатить обучение, и помогать Ассоциации.
Ассоциация Монтессори-педагогов России
В России идеи Марии Монтессори стали популярны благодаря усилиям Елены Хилтунен, которая познакомилась с ними случайно, но, увидев практику работы детского сада по ее системе, решила, что к педагогической практике нужно привлечь внимание.Первый семинар по системе Монтессори состоялся в 1991 г. в Москве, там педагоги из Голландии представили свой опыт. Именно в 1991 г. и образовался Центр Монтессори в Москве, появился первый детский сад по ее, затем стали издаваться пособия и выпускаться дидактические материалы и пособия. В 2009 г. для обучения педагогов Монтессори Центр педагогики М. Монтессори открылся при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. С 2010 г. в России работает Фонд «Монтессори», являющийся филиалом AMI.
Ассоциацию Монтессори-педагогов России (АНО «Монтессори-система»), образованную в 1997 г., глобет Л. Климанова. Центры, проводящие обучение педагогов Монтессори, работают во многих городах Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Казани и др. и организую очное и дистанционное обучение Монтессори-педагогов.
Обучение Монтессори-педагогов в AMI
Международная ассоциация Монтессори (Association Montessori Internationale (AMI) пропагандирует идеи Монтессори в мире, обучает всех желающих ее системе и выдает сертификат Монтессори-педагога.
Есть возможность прослушать полный курс или один из его модулей за границей, но и в России есть представительства AMI (В Москве, Санкт-Петербурге, других городах), где занятия проводят специально обученные тренеры, ежегодно проходящие аттестацию в AMI. Курсы AMI идут в очной форме, они разработаны на английском языке, но для российских слушателей читаются по-русски.
По-русски преподносится лекционный материал, организуются практические занятия, выдаются рабочие материалы и пособия.Для обучения Монтессори-педагогов требуются оборудованные аудитории, комплекты наглядных пособий, а также обучение педагогов Монтессори по программам AMI предполагает обязательное прохождение практики в группе воспитанников под руководством сертифицированного тренера-педагога. Такой подход исключает возможность заочного или обучения педагогов Монтессори.
Курсы Монтессори-педагогов в России
В России множество центров, институтов и ассоциаций, которые дают дипломы для работы с детьми младшего возраста (дипломы педагога 0–3, 3–6, 6–12).Длительность от 14 дней до 0,5 года; программа делится на модули; по каждому модулю проводится промежуточная аттестация. Обучение Монтессори-педагогов в РФ, организованное не AMI, а иными центрами и институтами, представляющими идеи Марии Монтессори, проводится в очной форме (выездные курсы различной длительности и силы), также востребованной формы является дистанционное обучение Монтессори, в том в режиме онлайн.
Одна из организаций, которая готовит педагогов по данной системе, — это «Международный Монтессори-педагогики», организующий обучение в очной форме в Москве на своих базовых площадках с большим практических занятий и наблюдений за деятельностью детей.Кроме очной формы, институт проводит короткие онлайн-курсы (80 ч), имеющие название установочных, то есть дающие общее представление о данной педагогике. Обучение на онлайн-курсах предполагает подключение через сеть интернет к занятию тренера с педагогами, просмотр материалов, возможность участвовать в диалоге, задавать вопросы, выполнение домашних заданий, самостоятельную работу с литературой и другими источниками информации.
Сейчас по системе Монтессори многие школы и детские сады.Кроме должности старшего педагога и педагога, есть должность ассистент Монтессори-педагога. В обязанности ассистента входит создание условий для работы педагога, помощь в организации детей, которые не сразу подключаются к работе, обеспечение спокойной обстановки в группе, забота о детях.
Внимание! Обучение на онлайн-курсах завершается устным собеседованием и тестированием по содержанию курса или другой форме итоговой аттестации.
В детских садх и школах взрослому отводится роль помощника, который направляет, показывает образец действия, ребенок с помощью Монтессори-педагогов развивает самостоятельную деятельность через собственный опыт действия, мысли, чувства, проходит путь «обучения через открытие».
Видео
019
.
Ассоциация Монтессори педагогов России
Новый формат Монтессори-курсов
Мы не отменяем наши очные курсы, но дополняем их совершенно фантастическим форматом!
Дистанционный курс 3-6 на сайте Montessori-online.ru — это 164 урока разделенные на 6 блоков
(Теория, Упражнения в практической жизни, Сенсорика, Математика, Русский язык, Космос)
Уроки из раздела «теория «- это погружение в мир идей и возможностей которые открыла для нас Мария Монтессори.В лекциях, слайдах, которые там представлены, раскрываются философские и психологические основы методов.
В практических уроках Вы найдете подробные и точные данные всех презентаций, примеров, показательных моментов и многое другое, в том числе есть возможность задавать вопросы педагогам курса. Практические уроки подразумевают отработку с Монтессори-метод, это значит, что для успешного прохождения курса Вам нужно повторить работу педагога и иногда по многу-многу раз.Но теперь вы не ограничены в месте, сроках и графике курса … он ваш НАВСЕГДА.
Теперь есть Монтессори курсы — онлайн!
Педагогика Монтессори. Почему мы ее выбираем?
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь — двух одинаковых жизней не бывает.
Мария Монтессори считала главной задачей самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не станет познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.
Неотъемлемой и очень важным опытом является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. Этим занимаются и дети в Монтессори группе . Каждый выбор имеет свои последствия, это — неизбежно, это закономерность. Вопрос в том, как к этому относиться.Строго говоря, мотивов всего два — страх и любовь.
Выбор, организуемый любовью, продуктивен, он ведет к самореализации и развитию ребенка. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к … Выбор, продиктованный страхом — разрушителен, неэффективен по отношению к главной цели. Разрушает любой страх — страхование, потери любви близких людей, страх боли, страх утраты-либо материальных благ… Монтессори-педагогика предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе.
Умение делать выбор, продиктованный любовью — прямой путь к свободе. К самой большой свободе — свободе внутренней. Выбор без страха — всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов и принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить выбор. Дети учатся этому, свободно выбирая работу с Монтессори-инструментами .
Из всего этого следует понимание взрослыми ролью и своих задач по отношению к детям.Чем мы занимаемся, используя методику Монтессори ? Передаем им свой опыт или способствуем приобретению опытом собственным? И возможно ли первое вообще? На что мы «толкаем» своих детей, какой выбор для них мы обеспечиваем, какого выбора ожидаем? Может ли ребенок рядом с нами почувствовать безусловную любовь и принятие, может ли он не руководствоваться страхом? Даем ли мы возможность ребенку прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим способности ребенка к саморазвитию и самообучению — именно как результату опыта? Готовы ли мы общаться со свободными, умеем делать самостоятельный выбор, детьми?
Хорошо бы определиться в главном: что мы видим в ребенке — маленькое слабое тело, или огромные внутренние силы, руководящие развития человека.Каждый непрерывно творит свою реальность и не может не творить. Просто не всякий об этом задумывается, помнит это.
Проявление стремления к развитию, к получению опыта, к осознанию себя в маленьких детях очевидно. Может нам, взрослым, лучше не идти против человека, а наоборот — следовать ей, помогая ребенку стать самим собой.
Мария Монтессори нашла способ, как это сделать, оставила его нам в наследство.
Лариса Климанова
Директор АНО «Монтессори-система»,
Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России
Стандарты АМПР для Монтессори групп 3 — 6
Ассоциация Монтессори-педагогов России существует с 1997 года как общественная некоммерческая организация.Она не является ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ и поэтому ни прямо, ни косвенно представляет интересы каких-либо зарубежных организаций в России. АМПР открыта для диалога и сотрудничества с коллегами из других стран — нашими гостями были педагоги из Германии, США. Голландии, Японии, Кореи, Литвы, Италии, Франции… 20 лет мы работаем в России и исключительно ради российских детей. При создании СТАНДАРТОВ АМПР для групп 3-6 мы исходили из работ Марии Монтессори и успешного опыта работы российских Монтессори-педагогов.
СТАНДАРТ АМПР
1. Разновозрастность. В группе одновременно находятся дети в возрасте от 3 до 6,5 лет. ( Подробнее )
2. Количество детей, одновременно стабильно посещающих группу, от 15 до 25 человек, ( Подробнее )
3. Специально подготовленная среда оборудуется Монтессори-материалом. ( Подробнее )
Она включает в себя следующие разделы:
— Упражнения в практической жизни.( Подробнее )
— Сенсорика. ( Подробнее )
— Математика. ( Подробнее )
— Русский язык. ( Подробнее )
— Космос. ( Подробнее )
4. Форма деятельности детей в группе является СВОБОДНАЯ РАБОТА. Её продолжительность — не менее 1,5 — 2 часов в день с предоставлением детям права выбора всех материалов в течение всего учебного года. (Подробнее )
5. Во время свободной работы в группе находятся 2 Монтессори-педагога.
6. Квалификация Монтессори-педагога предполагает широкий кругозор, подготовку в соответствии с содержанием курсов АМПР ( Подробнее ), умение работать с детьми индивидуально — проводить ПРЕЗЕНТАЦИИ Монтессори-материала ( ) и трехступенчатые уроки ( Подробнее ).А также использовать работу в маленьких группах — УПРАЖНЕНИЯ и коллективные формы общения с детьми на кругу. ( Подробнее )
7. Ежедневные наблюдения во время Свободной работы фиксируются педагогами и регулярно обобщаются индивидуально для каждого ребенка. (Подробнее )
8. Полное взаимодействие с родителями по всем вопросам жизни групп и воспитания детей.
9. В группах полного дня детям в свободное время обеспечивается пространство для игр и активного движения.
10. Главным критерием успешности работы Монтессори-группы является нормализация поведения и гармонизация внутреннего состояния детей в группе. ( Подробнее)
Выездные курсы АМПР
Мы начинаем принимать прием на проведение выездных курсов по подготовке Монтессори-педаогов на 2020 год.
* Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит курсы в разных городах России и СНГ по заявкам организаторов. Мы уже обучали педаогов в Астане, Лермонтове, Шымкенте, Тюмени, Омске, Перми, Краснодаре, Тольятти, Самаре, Сургуте, Пензе, Донецке, Магнитогорске, Орле, Белгороде, Казани, Владивостоке, Сочи…
Тел. +7 964 554-20-34
Чему на самом деле учат в Монтессори-группе.
Баканова Елена , детский и семейный психолог
[email protected]
Почему приводят родители своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная с «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом».
Но это все так сказать тактические задачи.Что же является стратегической?
Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.
Мы можем поставить несколько более простую задачу — что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то.Впрочем, может это и есть счастье.
Как было сказано в одном фильме, счастье — это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Так какими же качествами должен обладать для этого человека?
Вопрос не такой сложный, и методом мозгового штурма ответы на него находятся за несколько минут. В разных аудиториях перечень этих качеств оказывается примерно одинаковым. Здесь мы рассмотрим несколько из них, о которых вспоминают чаще всего.
• Коммуникабельность
• Работоспособность
• Умение принимать решения и делать выбор
• Ответственность
• Умение и желание учиться
• Творчество или креативность
• Терпимость
• Не бояться рисковать, не бояться сделать ошибку
• Лидерские навыки, организаторские способности
показывает, что личность человека на 90 процентах формируется, как мы можем сказать, что то то время, как мы говорим, что то то время, которое происходит в наших группах 0-3 и 3-6 является базовым и формирующимся.
Давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори формирует именно этих качеств.
подробнее …
Методическое сопровождение в АМПР
По многочисленным просьбам тех, кто предоставляет свои группы, мы готовы предоставить услуги по «Методическому сопровождению старта». Педагог с большим опытом открытия успешных групп поможет: построить среду, организовать работу с родителями и набор детей, сформировать команду, провести отпуск в группе, провести праздник.
подробнее …
Мы выбираем Монтессори-педагогику, потому что она предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе. Монтессори нашла путь и оставила его нам в наследство.
.Монтессори курсы, обучение монтессори педагогов
Полное расписание | Содержание | Запись на курсы
НАЗВАНИЕ КУРСА
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕНЫ
РЕГИСТРАЦИЯ
ЗаписатьсяМосква
Курс 0 — 6Монтессори педагогика
для детей от 8 месяцев до 6 лет подробнее 12 октября — 20 ноября
начало в 13:00
48 000 с документами гос.образца
8 000 руб
12 — 16 октября
7 500 руб
19 — 23 октября
8 000 руб
26 — 30 октября
8 000 руб
02 — 06 ноября
7 500 руб
09 — 13 ноября
4 000 руб
16 — 17 ноября
0 — 3 среда, круги, творчество
5000 руб
Все субботы
Зачет по теории (коллоквиум)
—
18 ноября
Подготовка к экзамену
—
19 ноября
Экзамен по курсу 3-6
—
20 ноября
Занятия ежедневно кроме воскресенья с 13:00 до 17:00 без учета свободной отработки с Монтессори материалом.
В отдельные дни, место и время может меняться в зависимости от расписания работы Монтессори-групп в выезжаем.
Москва
Курс 3 — 6Монтессори педагогика
для детей от 3 до 6 лет подробнее 12 октября — 20 ноября
начало в 13:00
43 000 с документами гос. образца
8 000 руб
12 — 16 октября
7 500 руб
19 — 23 октября
8 000 руб
26 — 30 октября
8 000 руб
02 — 06 ноября
7 500 руб
09 — 13 ноября
4 000 руб
16 — 17 ноября
Зачет по теории (коллоквиум)
—
18 ноября
Подготовка к экзамену
—
19 ноября
Экзамен по курсу 3-6
—
20 ноября
Занятия ежедневно кроме воскресенья с 13:00 до 17:00 без учета свободной отработки с Монтессори материалом.
В отдельные дни, место и время может меняться в зависимости от расписания работы Монтессори-групп в выезжаем.
Базовый курс АМПР по подготовке Монтессори-педагогов
для детей от 8 месяцев до 6 лет проводится с 1997 годаНаш курс — это не только информация, но и живой опыт, который передается «из рук в руки». Поэтому на курсах Монтессори в АМПР все преподаватели — работающие Монтессори-педагоги. В течение учебного года наш курс начинается с 13 часов, потому что по утрам мы работаем с детьми.
Все содержание курсов для Монтессори-педагогов 3-6 и 0-6 разделено на блоки:
Курс Теории проходит в форме лекций и сопровождается показом фото- и видеоматериалов.
На курсах УПЖ, сенсорики, математики, русского языка и космоса показывают и проводят презентации, упражнения, трехступенчатые уроки с каждым Монтессори-искусством, а слушатели отрабатывают все навыки работы с опытом самостоятельно и в сопровождении педагога. (Материал доступен для отработки 24 часа в сутки.) В конце каждого из этих разделов (кроме Космоса) — зачет.
В ходе всего курса Монтессори наши слушатели знакомятся с первоисточниками, а в конце пишут эссе по одной из работ Марии Монтессори.
После трех недель обучения мы приглашаем наших учеников, по одному, на наблюдения в свои группы.
Обучаться Монтессори-педагогике можно методом «погружения» — 6 недель подряд, а можно разбить курс на блоки и проходить их в течение 1-2 лет с группами. (Курс самой Марии Монтессори длился 1 месяц, но мы никак не укладываемся — по утрам у нас дети!)
Для тех, кто успешно сдал экзамен, возможна дальнейшая стажировка в течение 1 месяца в одной из базовых групп АМПР.
Преподаватели Монтессори-курсов АМПР:
Климанова Лариса Юрьевна
Орлова Татьяна Дмитриевна
Майорова Янина Евгеньевна
Земцова Юлия Андреевна
Руководитель Курсов по подготовке Монтессори-педагогов АМПР — Климанова Лариса Юрьевна.
Курсы в Москве проходят по адресу: Солдатский переулок, дом 10. корп.1
отдельный вход напротив детской площадки.
Курс по подготовке Монтессори педагогов для групп 3 — 6
Занятия ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 13:00 до 18:00.(летние курсы с 10:00 до 15:00)
Возможно обучение и оплата по блокам (1 неделя) см. выпадающее меню «подробнее» интересующего вас курса.
Курс по подготовке Монтессори педагогов для групп «Вместе с мамой» (0 — 3)
Занятия ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 13:00 до 18:00. (летние курсы с 10:00 до 15:00)
Курс по подготовке Монтессори педагогов для групп 0 — 6
Занятия ежедневно, кроме воскресенья с 13:00 до 18:00.(летние курсы с 10:00 до 15:00)
Возможно обучение и оплата по блокам (1 неделя) см. выпадающее меню «подробнее» интересующего вас курса.
На все курсы Вам понадобятся:
1. Ручка и бумага
2. Сменная обувь
3. Паспорт
Курсы Монтессори проходят в ежедневном режиме (кроме воскресений). Монтессори педагогика осваивается нашими слушателями на лекциях, тренингах, наблюдениях в Монтессори-группах. Важная часть Монтессори образования — самостоятельная работа с материалом и работа в сопровождении.В чем-то методика Монтессори-обучения похожа на обучение музыке — только когда руки сами знают, что и как делать с Монтессори-материалом, педагог может сосредоточиться на ребенке, как музыкант на музыке.
Мы постарались, чтобы обучение Монтессори педагогике проходило в удобных и комфортных условиях.
В разделе фотографий Вы можете посмотреть на наш офис и учебный зал, а в разделе запись — записаться на курсы обучения Монтессори педагогов.
Обучение монтессори-педагогов
У нас в учебном центре раздаются звонки примерно такого содержания: «У меня высшее педагогическое / психологическое / какое-то там еще / образование и стаж работы… цать лет. Я прочитала все книги / статьи в интернете /… / по методу Монтессори. Наверное, мне уже не нужны такие длинные курсы? » И приходится разочаровывать звонящего. Ведь сколько бы книг вы ни прочитали, допустим, по хирургии, или по психотерапии, или по музыке — от этого вы не станете ни хирургом, ни психотерапевтом, ни музыкантом.Во всех этих случаях требуется еще и громадная ПРАКТИКА. Только на практике можно научиться различать индивидуальные особенности строения тела или души своего пациента, понимать невысказанные и неосознанные потребности. А для того, чтобы музыкой тронуть сердца, важно научиться чувствовать самому и овладеть техникой самовыражения.
Поэтому наш курс ориентирован на ПРАКТИКУ. Наблюдения в группе, наблюдения детей и их взаимоотношений с миром и друг с другом, наблюдения в сопровождении опытного коллеги с последующим анализом увиденного.Наблюдения проходят в семейном клубе «Фонарик» — нашей основной площадкой. И тогда оказывается, что начинающий педагог неверно истолковывает. И вот тут-то и начинается настоящее обучение. Оказывается, и материалы работают по-разному с разными детьми, и презентации нужно делать не всегда, и не всегда одинаково. И самое сложное в работе монтессори-педагога — не вспомнить вовремя нужную презентацию, а понять. нужна ли ребенку вообще наша помощь!
Вот поэтому курс наш небыстрый.По объему и приближению приближен к зарубежным аналогам. Но для удобства обучения поделен на несколько ступеней — этапов (см.здесь). Он похож на спиральную лестницу. С каждым витком студент вроде бы повторяет старое, но при этом все глубже и глубже погружается в понимание движений детской души, и в тонкости построения развивающей среды, и в таинства собственного мира.
Монтессори курсы в Москве проходят в нашем учебном, обучение монтессори педагогов в других регионах уточняйте по телефону или спрашивайте по электронной почте.
.