МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Особенности воспитания: Воспитание: сущность, назначение, особенности

Воспитание: сущность, назначение, особенности

Воспитание ощущает на себе воздействие среды и социального окружения ребенка. Психологическая сущность воспитательного процесса представляется в переводе ребенка из одного состояния в другое. Результат воспитания — перевод внешнего опыта, знаний, ценностей, норм и правил в личностные убеждения, установки, поведение человека. Воспитание формирует психологическую структуру личности (рис.1).

Рис. 1

Педагогическая трактовка процесса воспитания – организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. В данном определении делается акцент на активную деятельность объекта воспитания. Это так называемый личностно-деятельный подход к воспитанию. Он широко распространен в отечественной теории воспитания.

Современная теория предполагает, что воспитание это не прямое воздействие, а в большей степени социальное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Результат работы педагога выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.

На практике воспитывать, значит организовывать содержательную часть жизни и развивающую деятельность детей вместе с взрослыми. В таком взаимодействии у каждого свои роли, цели, взаимоотношения.

На воспитательный процесс оказывает влияние множество факторов:

  • семья,
  • школа,
  • микросреда,
  • общественные организации,
  • СМИ,
  • искусство и культура,
  • социально-экономическая ситуация и другие.

Такая многофакторность делает воспитание, с одной стороны богатым, легким, но и параллельно сложным. При большом количестве факторов, влияющих на процесс трудно им управлять, он подвержен стихийности и негативно действующим влияниям. Таким примером могут быть СМИ, которые носят полярный характер влияния на образование.

Назначение воспитания

В современной педагогике воспитание имеет множество задач:

  • формирование целостной и всесторонне развитой личности;
  • привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
  • привитие нравственных и эстетических качеств человеку;
  • развитие воли, целеустремленности и эмоциональной устойчивости личности;
  • присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности в соответствии с потребностями государства;
  • анагенез личных способностей, склонностей и потребностей человека в различных областях;
  • создание возможностей для реализации разных видов познавательной деятельности для расширения мировоззрения, роста уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие способности адаптироваться к изменениям в социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Воспитание — это долговременный и непрерывный процесс, на более поздних этапах он должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в отсроченности результата и его оценочной разницы. Очень много зависит от факторов, влияющих на личность воспитуемого и его внутренних ресурсов.

Задачи, стоящие перед воспитанием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении содержательных вопросов воспитания. Содержание воспитания формируется из системы знаний и навыков, убеждений и личностных качеств, поведенческой составляющей, идеологических взглядов человека. Именно они являются целью воспитательного процесса.

Воспитательный процесс разносторонний и многоуровневый, он охватывает разные стороны жизнедеятельности и в зависимости от направленности обладает своим специфическим содержанием и особенностями.

Генерирование научного мировоззрения в своем содержании предполагает развитие взглядов и убеждений, которое возможно при наличии развитого мышления и целеустремленности. Мало просто дать человеку знания, следует воспитать в нем способность к дальнейшему анагенезу своего интеллекта, к анализу, рассуждению, исследованию.

Гражданское воспитание заключается в вырабатывании у гражданина патриотических чувств, культуру поведения в межнациональном социуме, уважения к своей стране и истории.

Нравственное воспитание находится во взаимосвязи с социализацией человека. В процессе реализации воспитания и социализации человек обучается правилам поведения в данном социуме и вырабатывает отношение к обществу, к людям, природе, культурным ценностям, обычаям и правилам, принятым в его социуме. Основа нравственного воспитания – гуманность. Это формирование в человеке сочувствия и понимания, отзывчивости и терпимости, уважения других людей в их выборе и особенностях. Примером нравственности должен выступать сам педагог по отношению к воспитанникам. Нравственное воспитание реализуется через коллективную деятельность, разбор и обсуждение проблем и сложных ситуаций. В процессе такого взаимодействия и дискуссии дети формируют личную нравственную позицию. Большая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит идеалам.

Трудовое воспитание – основа советского общества, к сожалению, в сегодняшних реалиях отходит на задний план, как в образовательных учреждениях, так и в семье. В отсутствии трудового воспитания не формируется ответственность, мотивация к прикладному использованию теоретических знаний, трудолюбие.

Эстетическое воспитание призвано развивать творческое мышление, формировать духовные ценности. Оно способствует эмоционально воспринимать искусство и понимать его.

Воспитание физическое помогает развитию целостной и гармоничной личности, формирует положительное отношение к двигательной активности, учит соблюдать правила гигиены.

Организованный воспитательный процесс имеет прямую и обратную связь: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. В этой схеме очень важна обратная связь. Благодаря такому взаимодействию, можно правильно разработать план воспитания отдельной личности, подобрать эффективные методы работы.

Особенности воспитательного процесса — Студопедия

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием детей в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, как мы уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.


Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.


Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Клод Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Специфика процесса воспитания и его особенности

Сущность и содержание воспитательного процесса

Определение 1

Воспитание – это процесс специально организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей с воспитанниками, конечная цель которого – сформировать личность, нужную и полезную обществу.

Воспитание в качестве педагогического понятия в своем содержании имеет три основных признака:

  • целенаправленность – то, к чему стремится вся воспитательная деятельность, то есть, определенный ориентир;
  • соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям в качестве достижения исторического развития всего человечества;
  • присутствие определенной системы организуемых воздействий.

Особенности воспитательного процесса

В целостном педагогическом процессе важная роль отведена процессу воспитания. Сущность и место данного процесса проще всего отслеживаются при рассмотрении его в структуре более общих процессов становления личности. Там, где формирование личности носит управляемый и контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, поступают не импульсивно, а в соответствии с заранее намеченным планом, соответствующим поставленным задачам, и проявляет себя воспитание.

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитательному процессу характерны некоторые особенности. В первую очередь целенаправленность. Наибольшая эффективность обеспечивается такой организацией, когда цель воспитателя становится целью, близкой и понятной воспитаннику.

Современному воспитательному процессу характерно единство целей и сотрудничество при их достижении.

Особенностью процесса воспитания является то, что деятельность воспитателя и управление этим процессом, обуславливают не только объективные закономерности. В значительной степени такими закономерностями являются искусство, в котором отражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, его отношение к воспитанникам. Соответствие субъективных факторов, которыми отражаются внутренние личностные потребности, объективные условия, в которых живет и формируется личность, помогает успешно решать воспитательные задачи.

Сложность воспитательного процесса обусловлена следующими явлениями:

  • не явственно и не так быстро, как хотелось бы проявляются результаты воспитательного воздействия;
  • длительный период формированиянеобходимых свойств личности, лежащий между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности, в котором личность подвержена одновременному влиянию нескольких разнохарактерных факторов и накапливает не только позитивный, но и негативный опыт, который необходимо корректировать;
  • воспитательный процесс отличается динамичностью, подвижностью и изменчивостью.

Принципы, формы и методы воспитания

Определение 2

Принципы воспитания – это общие базовые положения, в которых отражаются основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В них отражена специфика воспитательного процесса, и именно ими руководствуются педагоги, решая воспитательные задачи.

К таким принципам относят:

  • обязательность – принципы воспитания должны в полно мере воплощаться в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитания, а полностью подрывают его базис;
  • комплексность – предполагает одновременное, а не поочередное, изолированное применение всех принципов на всех этапах воспитательной деятельности;
  • равнозначность – воспитательные принципы равнозначны, так как являются общими фундаментальными положениями, и среди них нет главных или вторичных.

Определение 3

Форма воспитания – это внешнее выражение воспитательной деятельности. В истории педагогики описаны разные формы организации воспитательной деятельности, каждая из которых была создана для реализации определенного содержания в заданных условиях, которые постоянно меняются. В первую очередь, менялось количество детей: от нескольких человек до десятков.

По количеству детей, охваченных процессом воспитания, формы воспитания подразделяются на:

  • индивидуальные,
  • микрогрупповые (3-4 ребенка),
  • групповые (5-7 – 25-35),
  • массовые (верхний предел не ограничен).

с увеличением количества воспитанников, снижается качество воспитания. предпочтение в данном случае следует отдать индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их преимуществом является возможность менять педагогическую тактику в изменяющихся условиях.

Групповая форма воспитания в школе называется коллективной. Воспитание в духе коллективизма – ведущий принцип педагогики, а формирование коллектива – цель воспитательной работы.

Метод воспитания – это способ реализовать цели воспитания. Методы воспитания – это главные средства, обеспечивающие успешное решение задач каждого компонента воспитательной деятельности. Обычно методы воспитания рассматривают в качестве способов воздействия на сущностные сферы человека, чтобы выработать у них качества, заданные целью воспитания.

Определение 4

Методы воспитания – это способы взаимодействия учителей и учеников, в процессе которого происходит ряд изменений в уровне развития качеств личности воспитанников.

Условно выделяют методы прямого и косвенного педагогического воздействия.

Методы прямого воздействия предполагают немедленную или отсроченную реакцию учащегося и его соответствующие действия, которые направлены на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического воздействия предполагают создание ситуации и организацию деятельности, в которую включен ребенок, при этом идет формирование соответствующих установок на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в структуре отношений с учителями, товарищами и обществом.

Особенности воспитания детей в России

Определение 1

Воспитание – это действие, посредством которого одно поколение подготавливает следующее за ним поколение к исполнению его миссии в истории народа

История воспитания детей в России

Воспитание детей в России имеет свои традиции, которые формировались на протяжении довольно длительного времени и уходят своими корнями в историю государства, которая богата на события.

Характерные черты воспитания детей в России, в зависимости от эпохи:

Воспитание детей в Древней Руси.

Основу воспитания составляли церковные и народные традиции, обряды, ритуалы. Весь процесс воспитания ребенка – это четкое следование Библии. Семейное воспитание отличалось строгостью, а иногда и жестокостью. Неоспоримым авторитетом являлся отец, который распоряжался всеми членами семьи, его мнение и «слово» было главенствующим. В понимание «получить образование» входило научиться читать, писать и немного считать, иных светских наук тогда еще не знали. Несмотря на всю мрачность той эпохи, именно в это время происходит зарождение народного фольклора, оказывающего значительное влияние на воспитательный процесс (частушки, потешки, прибаутки и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Воспитание детей при Петре 1.

В период правления Петра 1 происходят значительные изменения в воспитании детей, а особенно в их обучение. Вводится ряд светских наук, овладение которыми затруднял тот факт, что учителей катастрофически не хватало. Поэтому состоятельные дворяне отправляли своих детей учиться за границу, либо «выписывали» заграничных педагогов. В области воспитания так же произошли значительные изменения, детей начали воспитывать на европейский манер. В качестве воспитателей все чаще приглашали немцев или французов, что негативно сказывалось на усвоении народной культуры, терялась русская самобытность. Дети порой с трудом говорили на русском языке.

Воспитание детей в период Екатерины II.

В период правления Екатерины II, взгляды на воспитание детей меняются в сторону естественности. Женщины вновь кормят детей грудью, самостоятельно заботятся о своих детях, появляется понятие «ценности детства». В обиход входит понимание необходимости собственной детской комнаты, игрушек, соблюдение режима и т.д.

Воспитание детей в СССР.

В эпоху СССР в обиход входят детские кроватки, коляски, соски, бутылочки и даже подгузники. Но все это было доступно далеко не для всех граждан, однако это не мешало советским родителям в воспитании детей. Строится большое количество детских садов, яслей, школ, домов творчества, клубов и т.д. Все они доступны для каждого гражданина страны. Основой воспитания в СССР является любовь к Родине и народу, истории государства, патриотизм. Все детские учреждения однотипны, что позволяло воспитывать детей в равных условиях, вне зависимости от национальности, все дети были детьми Советского Союза. Такое воспитание формировала у детей:

  • коллективизм,
  • трудолюбие,
  • уважение к старшим,
  • взаимоподдержку и взаимопомощь,
  • ответственность и т. д.

Воспитание детей в современной России

В настоящее время современная система российского образования не однозначна. Это связано с тем, что во много процесс воспитания зависит от уровня дохода семьи и ее социального статуса. В отличие от европейских стран, в России молодые люди заводят семью довольно рано. В связи с чем, им на помощь в воспитании приходят бабушки и дедушки, так как довольно часто мамы и папы еще учатся и только-только сами «встают на ноги». Чаще всего именно бабушки занимаются воспитанием внуков.

Менталитет российских граждан таков, что ответственность за воспитание ребенка полностью «лежит» на маме. Не все семьи могут позволить себе няню. Именно поэтому большинству мам приходится рано отдавать детей в ясли, чтобы вновь выйти на работу и помогать отцу финансово содержать семью. То есть женщина вынуждена и работать, и заниматься воспитанием.

Российские дети посещают детские сады, школу, кружки, студии, секции и т.д. Все ступени образования доступны для детей, а ряд из них являются обязательными.

В основу российского воспитания, особенного семейного заложено такое отношение к ребенку, которое принято называть «кнут и пряник». То есть родители могут наказать ребенка за проступок, иногда достаточно строго, но уже через некоторое время обнять и приласкать его, объяснив, почему нельзя так поступать. «Золотая середина» в данном подходе к воспитанию, встречается крайне редко.

Неоднозначным в воспитании является и отношение к формированию у детей самостоятельности. С одной стороны, родители хотят, чтобы их дети были самостоятельны и независимы (отпускают одних гулять, отправляют в детские лагеря за тысячи километров от дома и т.д.), но с другой стороны, продолжают опекать их практически всю жизнь (занимаются внуками, помогают в строительстве жилья, обеспечивают материально и т.д.).

Задача отца в вопросах воспитания чаще всего сводится к обучению как «постоять за себя» перед обидчиками, ответить им не только физически, но и словесно. В то время как в ряде стран за такое воспитания предусмотрен суд и лишение родительских прав. Однако в России это обычное явление. Поэтому российские дети вырастают с сильным характером и выносливостью, в отличие от своих европейских сверстников.

Специфика воспитания детей в России

Несмотря на то, что современная Россия старается ориентироваться на запад, в вопросах воспитания остается ряд особенностей, основанных на менталитете народа:

  1. Семейное воспитание основанное на классическом домострое.
  2. Российским родителям зачастую не доступны няня и детский сад, поэтому воспитанием детей чаще всего занимается бабушка.
  3. Русские родители отличаются недоверчивым отношением к окружающим, они всюду видят угрозу для своего ребенка, поэтому дети остаются под опекой родителей столько, насколько они их смогут удержать.
  4. Телесные наказания для русских родителей являются чем-то естественным, а многие и вовсе считают их основой воспитания.
  5. Несмотря на всю строгость, а иногда и жестокость воспитания, ребенок в российской семье является центром, к нему относятся с трепетом и большой любовью все члены семьи.
  6. В основном воспитание ребенка возложено на маму или бабушку, так как в России считают, что полноценно воспитанием детей может заниматься только женщина.
  7. Примечательно так же то, что в отличие от европейских стран, российские мамочки стараются как можно больше времени проводить с малышами на прогулке. Мамы с детьми могут часам гулять на улице и дышать свежим воздухом.
  8. Большое внимание в России уделяется детскому питанию. Мамы всегда стараются соблюдать принципы здорового питания для своих детей.

Особенности процесса воспитания — Студопедия

В общем педагогическом процессе имеет место и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если в процессе обучения действуют учитель и ученик, то в воспитательном процессе его участники – воспитатель и воспитанник. В начальной школе это одни и те же лица, участвующие в обоих процессах одновременно.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Но «взаимодействие» и «руководство» – понятия разные. Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и детей, отводя им активную роль, второе – представляет их пассивным объектом педагогического руководства. В гуманистическом понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Основные категории воспитания как системы отражены на рис. 11.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой воспитание превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.


Рис. 11. Основные категории воспитания

Процесс воспитания – многофакторный, в нем действуют объективные и субъективные причины, т.е. деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями, это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер отношений с воспитанниками.

Сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Ведь ребенок подвергается разнообразному влиянию, накапливая не только положительный, но и отрицательный опыт. Воспитание негативные качества устраняет, хотя это далеко не легкий процесс, особенно если учесть, что он очень динамичен, подвижен, изменчив.


Воспитательный процесс отличается длительностью, по сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при его хорошей организации рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность: это постоянное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Заблуждаются те из учителей, кто полагает, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания идет от случая к случаю, воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании своего подопечного вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – комплексный. Это означает единство его целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности. В определенное время воспитателям приходится уделять большее внимание тем качествам, которые не соответствуют требуемому уровню. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях одними и теми же действиями можно достигнуть различных результатов. Это обусловлено индивидуальными особенностями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитанниками также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер, он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника к воспитателю (обратная). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Процесс воспитания противоречив. Его диалектика (развитие) обусловливается противоречиями, которые, как мы знаем, бывают внутренними и внешними, рождают силу, поддерживающую непрерывное течение процесса. Одним из внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, является противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Их рассогласование побуждает ученика активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Роль воспитания – правильно сориентировать развитие личности, что возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, их влияние на отношения между школой и семьей, нередко противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Расхождение между словом и делом также нередко становится причиной многих затруднений.

Роль воспитателя не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов, если учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих действий, делает правильные выводы.

В серьезных недостатках нынешнего школьного воспитания повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики, родители, уклоняющиеся от выполнения своих функций. Воспитатели тоже должны признать свою часть вины в разразившемся кризисе. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно только на основе идей демократизации и гуманизации школы, возрождения простых человеческих чувств – заботы о детях, любви и милосердия. Задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция здесь должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.

Итак, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения, имеет ряд особенностей, а потому рассматривается самостоятельно. К особенностям его относятся: многофакторность, динамичность, длительность, сложность, вариативность, отдаленность результатов. Процесс воспитания имеет ярко выраженный комплексный характер.

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

время для взросления

Воспитание предусматривает обязательное психологическое сопровождение. Его цель состоит в создании таких условий, которые помогают ребенку стать главным действующим лицом своей жизни. Психологическое сопровождение помогает формировать личностный выбор, самостоятельное жизненное определение.

При этом обязательно учитываются принципы возрастной периодизации, так как особенности воспитания на разных возрастных этапах являются базой, на которой строится вся воспитательная система.

Психология выделяет несколько этапов развития ребенка, каждый из которых имеет свои особые черты.

Рассмотрим подробно каждый из них.

Этап 1. Зачатие

Современные психологи уверенны, что особенности психики малыша начинают формироваться в утробе матери.

Положительное или отрицательное воздействие на этот процесс оказывают эмоции взрослых по поводу возникновения новой жизни. Если появление малыша долгожданное и значимое событие, то крошечное существо внутри матери чувствует это и находится в состоянии психологического комфорта.

То, как мать переносит беременность, тоже является важным фактором для здорового психологического микроклимата малыша. Даже если ребенок долгожданный, мать испытывает многочисленные страхи по поводу возможных осложнений во время родов. Физиологические изменения, сбой гормонального фона также накладывает отпечаток на самочувствие будущей мамы, а этот дискомфорт чутко ощущает малыш.

Ощущение комфорта и гармоничных отношений между родителями помогают в развитии, а ситуации стрессов, страхов и плохого настроения матери негативным образом сказываются на крохе.

беременность на природе

В то же время учеными доказан тот факт, что эмбрион не един с матерью, хотя они тесно взаимосвязаны. Кроха уже в утробе проявляет самостоятельность жизнедеятельности, имеет силы противодействовать негативному психологическому влиянию.

Третья неделя жизни эмбриона характеризуется началом формирования спинного и головного мозга. Восьмая неделя – функционированием нервной системы.

Начиная с двенадцатой недели, малыш может двигаться.

Седьмой месяц станет переломным в формировании психического развития крохи: у него появляется множество рефлексов. Он слышит голоса, при этом различает знакомые и незнакомые ему звуки.

Будущие родители должны способствовать благоприятному психологическому состоянию малыша. Важны прогулки на свежем воздухе, общение с крохой, причем беседы должны вестись папой и мамой. Весьма благотворное влияние оказывает прослушивание музыки, особенно классической.

Этап 2. Младенчество

Боль и страх во время родов ощущает не только женщина, которая помогает малышу появиться на свет. Эти же ощущения испытывает кроха. Помимо физической боли и дискомфорта, ребенок получает серьезную психологическую травму, расставаясь с утробой матери. Ведь все это время он находился под надежной защитой материнского организма, где было тепло и уютно.

До рождения малыш не ощущал свой вес, а попав воздушное пространство, ощущает груз силы тяготения.

Страх, беззащитность перед окружающим не покидают его. В этот момент так важно, чтобы рядом был тот самый близкий человек, с которым было тепло и комфортно раньше. Голос мамы младенец узнает из тысячи голосов, ее прикосновения не перепутает ни с чем.

Переходом от новорожденного к младенцу считаются первые проявления эмоциональных реакций малыша на взрослого человека.

Если малыш по каким-то причинам был разлучен с матерью в первый год своей жизни, то это обязательно вызовет нарушения в развитии психологической адаптации крохи.

младенец в кроваткеПсихологами отмечены многочисленные расстройства в поведении и развитии малышей, которые в этом возрасте находились в специализированных учреждениях. Невзирая на то, что за малышами там осуществлялся надлежащий уход, смертность младенцев была высокая.

Более того, зафиксировано, что малыш сможет любить окружающих настолько, насколько он получил любовь в младенческом возрасте.

В младенчестве начинает формироваться доверие к окружающему миру. С помощью родительской любви происходит сокращение негативной психологической травмы, полученной крохой при родах.

Доказано, что это доверие к миру возникает не от того, каким качественным был уход за малышом, а от того, сколько любви и нежности получила кроха, когда этот уход осуществлялся.

В этом возрасте у ребенка формируется первое осознание собственного «я». Причем осознание это происходит на физическом уровне. Малыш чувствует собственное тело, утверждаясь, таким образом, в собственном существовании.

Роль телесного контакта с родителями сейчас очень велика. С помощью физического контакта происходит осмысление малышом наличия собственных частей тела. Ручки, ножки, ушки, головка малыша являются персонажами игр, сюжет которых не так важен для крохи: он еще не понимает всего, что говорят ему родители. Однако он чутко ощущает интонацию и настроение взрослых, учится взаимодействовать с частями собственного тела, познает их возможности.

Уже с этого возраста ребенок должен чувствовать, что его семья – надежная опора и защита от всех жизненных невзгод. Поэтому гармоничные отношения между супругами на этом этапе содействуют развитию здоровой психики ребенка.

Задача родителей — привить необходимость общения, потребность в другом человеке. Поэтому взрослые должны как можно больше разговаривать с малышом, читать сказки, петь детские песенки. Неважно, что кроха еще не все понимает из того, что говорят взрослые. Здесь важен сам процесс общения, благодаря которому происходит формирование здорового и гармоничного мироощущения младенца.

Этап 3. Начало детства

Возраст с года до трех психологи называют ранним детством.

Малыш, хотя и нуждается в постоянной помощи и поддержке взрослых, уже не такой беспомощный, как раньше. Кроха начинает ходить, способен какое-то время играть без присутствия взрослых. Начинает проявляться относительная самостоятельность действий.

Дети, которые научились ходить, испытывают противоречивые желания: им хочется постоянно находиться рядом с мамой и в то же время самостоятельно познавать мир.

Это время первых запретов, ограничений действий малыша. Задача родителей состоит в том, чтобы научить кроху справляться с эмоциями, приучить к дисциплине и аккуратности.

стремление познать мир

Взрослые в это время должны использовать принципы воспитания, которые базируются на помощи без авторитарного навязывания определенных действий. Родительский контроль должен быть четким, последовательным и мягким. В обратном случае взрослые рискуют вызвать у малыша страх, стыд, неуверенность в собственных силах.

Малыша важно начинать приучать к самостоятельности, мягко и ненавязчиво подводя его к таким действиям, которые нужны родителям. Это касается вопросов приучения к туалету, принятия пищи и уборке игрушек.

Приучая кроху к самостоятельности в бытовых вопросах, родители научат его занимать себя в свободное время.

Взрослым важно комментировать все действия маленького человека, поощрять или осуждать его поступки. Ребенок нуждается в четком руководстве, которое показывает, как влияет поведение крохи на окружающих. Здесь важно понять, что осуждаются или хвалятся поступки малышей, а не сами дети.

От года до трех лет дети осознают значение предметов и те функции, которые выполняют вещи в повседневном обиходе.

Малыши этого возраста не только выполняют действия, показанные взрослыми, но и копируют то, что видели: катят коляску, целуют куклу и т. д.

малыш ловит мыльные пузыриРодители, принимающие активное участие в играх малышей, должны ненавязчиво подсказывать, какие возможности имеет та или иная игрушка, как можно ей поиграть. Не стоит навязывать определенный сюжет, малыши справятся с этой задачей сами. Задача взрослых подобрать такие развивающие игрушки, которые имитируют жизнь людей с их повседневными занятиями.

Этот возраст позволяет прививать малышу такие качества, как сочувствие, понимание, помощь. В этом деле главную роль сыграют отношения взрослых людей в семье. Можно говорить малышу, что папа не может с ним сейчас поиграть, потому что очень устал на работе, или нужно помочь сестренке собрать игрушки, потому что она еще маленькая.

Ни в коем случае родители не должны выяснять отношения при ребенке. Малыш сейчас занимает позицию наблюдателя и, как ни странно, в первую очередь перенимает негатив в характерах и отношениях родителей.

Взрослые должны четко согласовать линию поведения и воспитания, все требования, предъявляемые к малышу, должны быть едиными.

Данный возраст дает прекрасную возможность познакомить кроху с социумом и отношением в нем. Необходимо предоставить малышу возможность общаться со сверстниками, выстраивать доброжелательные отношения с ними. Совместные игры способствуют проявлению сочувствия, помощи.

Приближаясь к рубежу двухлетнего возраста, дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. Мальчики стремятся выйти из-под материнской опеки, девочки нуждаются в ней еще больше, чем раньше.

2 года – возраст, когда малыш впервые осознает значение слова «я». Начинается формирование личности.

Кроха всячески пытается затеять игру среди взрослых, словно боясь, что о нем забудут. Он постоянно задает вопросы, интересуется всем, что происходит вокруг его родителей. Таким образом, он подтверждает факт нахождения себя в мире.

игра с мыльными пузырямиОпределяющими потребностями детей этого возраста являются следующие факторы:

  • Необходимость в отношениях, в которых есть теплота и доверие;
  • Наличие четкого руководства, а также подсказки в самостоятельных решениях;
  • Потребность в возможности самовыражения.

Если семья обеспечила для малыша все необходимые условия для развития, формирование возрастных психических процессов у крохи пройдет успешно.

Этап 4. Перед школой

Данный этап характеризуется интенсивным развитием внутренних органов детей, увеличением роста и веса. Формируется личностное отношение к окружающему. Однако в этом возрасте малыш еще очень уязвим психологически, он нуждается в различных указаниях со стороны взрослых.

Усиливаются наблюдательные и познавательные функции: малыши тщательно изучают предметы, интересуясь их признаками и свойствами.

Это время первых оценок эстетического характера.

Память и внимание развиваются непроизвольно, стихийно: малыш запоминает только то, что ему интересно или привлекает внимание.

Начинает развиваться воображение, формируются коммуникативные навыки. Следовательно, малыш выходит на новую ступень личностного развития.

В этом возрасте практически все дети посещают дошкольные учреждения. Требования к ним становятся более жесткими. Следствием этого являются изменения во взаимоотношениях с взрослыми и ровесниками.

Начинает зарождаться внутренний психологический конфликт между желаниями и невозможностью воплотить их в жизнь.

Данный конфликт характеризуется следующими проявлениями:

  • Отказ от выполнения указаний взрослых;
  • Упрямое настаивание на собственной точке зрения;
  • Протест против существующих порядков в детском саду или семье;
  • Обесценивание позиции взрослых, которое проявляется в бунте против родителей и воспитателей.

Для того чтобы максимально смягчить проявления данного кризисного периода важно вовлекать малыша в новые виды деятельности, давать возможность проявлять инициативность и самостоятельность, поощрять личностный рост.

скоро первый класс

Возраст от трех до семи лет – время проявления первых нравственных взглядов: малыш понимает, что необходимо заботиться о других людях.

Семья продолжает занимать лидирующие позиции в воспитании малыша. Ребенок не только перенимает отношения родителей, но и опирается на принципы, заложенные в семейных традициях. Он внимательно слушает разговоры взрослых и перенимает их оценку действительности.

По мере становления личности малыш отличает хорошее от плохого, учится оценивать реакцию взрослых на различные действия. Ему важно убедиться, что он все понял правильно. Именно поэтому дети в этом возрасте предрасположены к ябедничеству. И делают они это не для того, чтобы Петю или Васю наказали, а чтобы убедиться, что они поступают неправильно, когда дерутся с девочкой, рвут книги и т. д.

Третий год жизни малыша характеризуется стремлением играть коллективно. Ведущей деятельностью становятся сюжетно-ролевые игры. С их помощью развивается чувство товарищества, взаимопомощи, умение подчиняться и руководить.

Развивается самооценка, то есть умение оценивать собственные поступки, мысли и возможности. Правильная самооценка рождается через умение оценивать другие личности. Здесь превалирующим значением обладает оценивание детских поступков родителями, когда взрослыми подчеркиваются хорошие поступки, а не делается акцент на плохих.

Внешняя, социальная оценка со временем переходит во внутреннее убеждение о собственных возможностях.

Постепенно ребенок приближается к известному кризису семилеток, так как происходит резкая смена социального окружения. Вновь происходит ужесточение требований, ребенок поднимается на новую ступень притязаний.

Однако семилетний возраст может наступить с достаточным психологическим комфортом для ребенка. Важно, чтобы родители не впадали в крайности, описывая предстоящую учебу: не стоит запугивать малыша, но и в розовых красках рисовать картину тоже не нужно. Ребенок должен понимать, что учеба – это ежедневный труд, который необходим каждому человеку.

Этап 5. Начало школьной жизни

Возраст от 7 до 11 лет является переломным в формировании личности ребенка. Школа становится сосредоточением социальной жизни малыша, учитель принимает на себя в какой-то степени функцию родителей.

веселый школьникУспех или неудачи в начале учебной деятельности могут кардинально поменять устойчивость психики детей. Через отношения с ровесниками и учителем формируется психологическое мироощущение малыша.

Роль учителя в этом процессе огромна. Малыш имеет неустойчивую самооценку, которая меняется в зависимости от ситуации успеха или неуспеха в учебной деятельности. Формирует эту самооценку учитель.

Если педагог требователен, но справедлив, то отношение к учебе у ребенка будет положительным: он будет нацелен на ситуацию успеха. От того, какую оценку деятельности малыша дает учитель, во многом будет зависеть оценивание ситуации ровесниками и самим ребенком.

Ошибки первого учителя приводят к ощущению безвыходности, страха, чувству неполноценности у учащихся.

Однако даже при некомпетентном подходе педагога ситуация может сложиться благоприятно. Произойдет это в том случае, если на помощь малышу в это непростое для него время придут родители. Если малыш чувствует защищенность и поддержу родителей, то у него вырабатывается своеобразный «иммунитет» перед социальными стрессами.

Но если ребенок не чувствует такой поддержки, а семья недовольна результатами его учебной деятельности, предъявляя завышенные требования, то ситуация психологической катастрофы будет неминуема.

Психологами выделены пять видов неправильного психологического развития детей младшего школьного возраста. Дадим их краткий обзор.

  • «Хронически» неудачный старт. Первые попытки учебной деятельности не увенчались успехом. У ребенка зарождается страх и неуверенность перед учебой.
  • «Полет фантазии». Малыши живут в своей реальности, которая очень далека от школьной действительности.
  • Демонстрация негатива. Такие дети пытаются получить внимание учителя и сверстников любой ценой, чаще всего нарушая дисциплину.
  • Вербальная демонстрация. Данный тип учащихся отличается завышенной самооценкой, которую всячески поощряют родители.
  • Интеллектуалы. Дети с отлично развитым критическим и логическим мышлением, однако коммуникативные возможности у них слабее.

Задача психологов, педагогов и родителей, которые знают особенности развития малышей в этот возрастной период, предотвратить ситуацию неуспеха для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Этап 6. Подростки

Важный период в развитии, который связан с попытками самоопределения и самореализации.

самостоятельный подростокПодросток все больше отдаляется от родителей, стремясь к самостоятельности. Усиливается роль межличностных отношений, планируется будущая взрослая жизнь.

Важная потребность этого возраста – независимость во всем, желание чувствовать себя взрослым. Первая любовь, группы по интересам и убеждениям, желание выделиться – главные принципы подросткового возраста.

При неблагоприятном психологическом климате в семье происходят многочисленные конфликты старшего и младшего поколения. Подростки хотят достигнуть всего и сразу, проявляя негативизм по отношению к позициям старших. Однако, как правило, большинство из них еще не умеют четко формулировать жизненные цели, не знают, как и каким образом можно добиться желаемого.

Задача родителей и педагогов в этот период ненавязчиво предлагать помощь в самоопределении подростков, давать понять, что взрослые – друзья, готовые помочь, а не навредить.

Этап 7. Начало взрослой жизни

С 15 до 18 лет формируется личностное сознание юношей и девушек. Им все меньше хочется бунтовать, они стремятся к самоопределению, выбору дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Попытки найти свое предназначение на профессиональном и личном поприще, четкое осознание своего места в жизни – главные черты присущие этому возрасту.

Желание быть не таким как все, юношеский максимализм помогают добиться успеха в учебной деятельности, если эти качества направлены в правильное русло, снабжены поддержкой и одобрением родителей и педагогов.

Это возраст ярко выраженной сексуальности. Чувства играют важную роль в этот период, и взрослые должны это учитывать.

выступление скрипачки

Зная особенности возрастного развития детей, педагоги и родители смогут наладить тесный психологический контакт с ними, помогут пережить все кризисные периоды и оказать необходимую поддержку на всех возрастных этапах.

Воспитание ребенка — особенности, стили и рекомендации :: SYL.ru

Вопрос о том, какую систему воспитания лучше всего выбрать для своего чада, волнует родителей практически с появлением на свет их долгожданного малыша. Ведь все мамы и папы непременно хотят дать своему крохе самое лучшее. Каким должно быть воспитание ребенка, чтобы он вырос одновременно чутким и храбрым, сильным и добрым? Как определить ту грань, которая разделяет строгость и вседозволенность?

Правильно выбранная система семейного воспитания детей – это забота о дальнейшем благополучии маленького человека. И если на протяжении первых месяцев жизни крохи родители больше обращают внимания на то, чтобы их малыш был сухим, сытым и спокойным, то в дальнейшем на первом плане оказывается уход не за телом, а за душой. Как заложить в свое чадо те качества, которые необходимы счастливому человеку?

Что же такое воспитание?

Под этим термином понимается целенаправленный процесс, способствующий формированию личности. При этом цель воспитания состоит в подготовке маленького человека к участию в культурной и общественной жизни. По сути, этот процесс является не чем иным, как воздействием на малыша с использованием определенных средств. Среди них пример и поступок, действие и слово. Все это непременно накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь малыша, прививает ему необходимые навыки и направляет мысли в нужное русло. А этого, согласитесь, уже немало.

Особенности воспитания

Интуиция и жизненный опыт родителей, совместно с применением научных знаний, позволяют им подобрать необходимые меры воздействия, направленные на формирование личности ребенка. При этом рассматривается при воспитании детей и педагогическое направление.

Детство в жизни человека является периодом достаточно длинным, состоящим из нескольких этапов. При этом каждый из них требует своих приемов в воспитании и обучении детей. Рассмотрим их подробнее.

Воспитание до 3 лет

В первые годы своей жизни малыш доставляет много хлопот и радости. Но родителям, которые заботятся о крохе, не стоит откладывать воспитание ребенка до того периода, когда он подрастет. Начинать применять различные педагогические методики желательно как можно раньше, еще до того как малыш начнет добиваться первых успехов.

Особенности воспитания детей раннего возраста имеют непосредственную связь с развитием ЦНС. Так, психологические, аналитические и познавательные способности грудничков обладают существенными отличиями от тех, которые проявляют малыши постарше.

Среди особенностей воспитания детей, которые находятся в раннем возрастном периоде, отмечается низкое развитие речевого компонента, из-за чего его роль достаточно низка. Все разговоры с маленьким человеком несут информацию в основном из-за их эмоциональной окраски. Однако грудные детки развиваются достаточно быстро. И если в раннем периоде родители смогли окружить их заботой и вниманием, то уверенность в своих силах, жизнелюбие и устойчивость к стрессам будут сопровождать ребенка всю его жизнь.

В первые месяцы после появления крохи на свет мама и папам важно выработать у него стереотипы, касающиеся ночного сна и режима дня. Это позволит биологическим темпам младенца постепенно подстроиться под семейные привычки.

Воспитание в период от 3 до 6 лет

Особенность этого периода развития маленького человека заключается в его способности к подражанию. Малыши копируют движения и речь взрослых. Не остаются без их внимания поступки и эмоциональные реакции родных им людей.

Воспитывая маленького ребенка, родители, прежде всего, должны проанализировать собственное поведение. Им необходимо понимать, что для своего ребенка они являются эталоном, а, следовательно, должны стараться соответствовать ему.

Воспитание дошкольников

В возрасте от 3 до 6 лет малыши, как правило, посещают ДОУ. В развитии и воспитании детей в этом случае начинают принимать активное участие педагоги. Самой яркой особенностью данного процесса становится игровой момент, с помощью которого дошкольники познают окружающий мир. Дети заняты игрой большую часть времени. При этом они порой начинают искренне верить в реальность воображаемых событий и объектов. Игра для ребенка это вовсе не развлечение. Это работа, позволяющая малышу научиться общению с коллективом, осмыслить услышанное и увиденное, а также изучить свойства вещей. В этот период вводится и экологическое воспитание детей. Бережное отношение к природе и животным позволит вырастить высоконравственного человека.

Особенности методов воспитания детей в ДОУ в настоящее время начинают активно пересматриваться. Появляются авторские разработки, направленные на развитие, обучение и формирование личности маленького человека.

При выборе программы развития для ребенка следует учесть его увлечения и склонности. Процесс воспитания, который осуществляется талантливым педагогом, всегда включает в себя несколько компонентов. В конечном итоге разносторонне развитая личность обладает большими шансами на успех в жизни.

Родители не должны перекладывать воспитание ребенка на плечи педагогов ДОУ. Ведь возможности этих работников не беспредельны. Основное воспитание маленького человека все-таки должно проводиться дома.

Влияние семьи

Каковы особенности воспитания детей в домашних условиях? Они находятся в прямой зависимости от множества факторов. Если рассматривать идеальный вариант, то возле малыша должны находиться мама и папа, братья и сестры, а также любящие его дедушки и бабушки. Процесс воспитания детей в большой дружной семье приводит к тому, что они непременно вырастают людьми уверенными в себе, способными решать поставленные задачи и придерживающимся традиционных духовных ценностей.

Однако жизнь нередко вносит свои коррективы. Из особенностей воспитания детей в неполных семьях можно выделить недостаток мужского влияния. Это крайне негативный фактор. При этом стоит отметить, что отцовская роль в воспитании ребенка достаточно высока. Его присутствие важно не только для мальчиков, но и для девочек. Матери в неполной семье необходимо представить своему ребенку пример положительных мужских образов. Кроме этого, у малыша обязательно должна быть возможность наблюдать за дедушкой, дядей или старшим братом и общаться с ними.

Порой у дошкольника есть оба родителя, но нет и даже не ожидается появления на свет братьев или сестер. В этих семьях имеются свои особенности воспитания ребенка. Основной часто встречающейся ошибкой родителей в данном случае становится чрезмерная забота и опека над своим чадом. Единственный ребенок нередко вырастает инфантильной личностью, имеющей завышенную самооценку. Впоследствии такому человеку становится трудно устанавливать нормальные отношения со своими сверстниками, супругом и коллегами по работе. Родителям, воспитывающим единственного ребенка в семье, стоит помнить об этих опасностях. Для того чтобы самовлюбленность и эгоизм не стали основными чертами характера, психологи рекомендуют создать определенные условия воспитания детей. При этом важно, чтобы у таких малышей всегда было общение с компанией сверстников. Но стоит иметь в виду, что все же самым лучшим способом, позволяющим избежать развития самовлюбленности и эгоизма, является рождение братика или сестрички.

Проблем воспитания детей в семье достаточно много. Ведь имеющиеся у этого процесса особенности изменчивы и порой просто непредсказуемы. Дело в том, что на протяжении жизни меняются различные обстоятельства, материальные возможности семьи и здоровье ее членов. При этом родителям важно применять практическую педагогику и находить индивидуальный подход к своему малышу. Это позволит преодолеть трудности воспитания.

Но при этом не стоит забывать, что свою, причем немалую лепту в формирование подрастающей личности, вносит поведение родителей и их установки, направленные на ребенка. Подобное воздействие называют стилем воспитания. Рассмотрим это подробнее.

Авторитарный стиль

Столь громкое название уже само по себе говорит о многом. При авторитарном воспитании желание родителей для ребенка является законом, который не подлежит никаким обсуждениям. Как правило, в таких семьях все просьбы взрослых звучат как приказы и имеют повышенные тона. Детям при этом остается только лишь беспрекословно слушаться. В противном случае их ждет наказание.

В таких семьях вырастают тихие дети, которые имеют заниженную самооценку и не умеют постоять за себя. Лишь малая часть из них вступает в конфликт со своими родителями. Нередко, заведя собственную семью, человек, воспитывавшийся при авторитарном стиле, начинает угнетать своих отпрысков. Он словно отыгрывается за собственное трудное детство.

Подобное воспитание обладает своими плюсами и минусами. С одной стороны, ребенок вырастает «правильным». Он не станет влезать туда, куда не следует, и не будет причинять родителям особых хлопот. Взрослые будут рады слепому подчинению их желаний. Ведь такие детки весьма удобны – где их посадишь, там они и будут сидеть. Однако минусов у авторитарного стиля еще больше. Малыш, находящийся под неусыпным контролем родителей, постоянно ощущает давление с их стороны. Ему становится сложно проявить инициативу и хоть как-то показать себя уже во взрослой жизни. Разумеется, эти дети, повзрослев, станут прекрасными исполнителями и «удобными» офисными работниками. Но хотят ли родители такой судьбы для своего ребенка?

Если природа наделила деток сильной нервной системой, то при авторитарном воспитании они непременно станут бунтарями и восстанут против часто несправедливых родительских требований. Однако, вступив во взрослую жизнь, такие люди продолжают бороться с ветряными мельницами, нарисованными в их взбудораженном уме. Этот человек не станет брать на себя ответственность. Он никогда не сможет быть руководителем или предпринимателем.

Если родители стали отмечать за собой применение авторитарного стиля руководства, то им следует смягчить жесткий контроль над своим чадом. Не нужно давить на малыша. Пусть он получит возможность проявить себя. Мамам и папам стоит быть более благосклонным к интересам, увлечениям и желаниям ребенка. Это не позволит ему вырасти боязливым и замшкнутым человеком.

Демократический стиль

Среди всех методов воспитания детей этот считается наиболее благоприятным. Родители, использующие демократический стиль, проявляют заботу о дисциплине, но в то же время не препятствуют проявлению у детей самостоятельности. В такой семье дети непременно выполняют возложенные на них обязанности, но при этом не чувствуют никакого ущемления своих прав. К их мнению родители относятся с должным уважением, и поэтому при необходимости советуются со своими детьми. В таких семьях нет чрезмерной опеки. Это позволяет детям прислушиваться к объяснениям по поводу того, что им стоит делать, а что нет. При применении демократического стиля больших конфликтов в семье не бывает.

Среди особенностей подобного воспитания можно выделить еще и умеренность. Дети не обладают излишней агрессивностью, что позволяет им стать лидерами. Они способны контролировать окружающих, однако сами очень редко поддаются внешнему манипулированию. Выросшие в таких условиях люди отличаются хорошей коммуникабельностью. Им несложно приспособиться к жизни в обществе. Но лишь небольшая часть людей, выросших в семьях, где применялся демократический стиль воспитания, обладает альтруизмом и умением поставить себя на место собеседника.

Родителям, поддерживающим дружеские отношения со своим чадом, не стоит особенно увлекаться. Авторитет взрослых должен оставаться на высоте. Только в этом случае в будущем ребенок сможет положиться на близких ему людей и довериться им.

Либеральный стиль

Подобный метод воспитания называют еще и попустительским. И это не зря. Дело в том, что в таких семьях родители детьми практически не занимаются. Малыши не знают никаких ограничений и запретов. Хорошего в этом мало. Ведь ребенку в таком случае достаточно легко в будущем попасть под чье-либо негативное влияние или поднять руку на своих близких людей. К тому же формирование личности в таких семьях происходит без указания на какие-либо традиции и духовные ценности.

Родители должны помнить о том, что когда ребенок предоставлен самому себе, то это негативно сказывается на его воспитании. Мама и папам, выбравшим либеральный стиль, психологи рекомендуют немедленно изменить свою тактику. Это позволит оградить ребенка от плохих компаний. При этом в семье должны быть введены какие-то обязанности и правила, которые предусмотрено выполнять всеми ее членами. Кроме этого, родителям понадобится уделять своему ребенку больше времени и контролировать его действия.

Выбор стиля воспитания

Все родители непременно хотят, чтобы их дети в будущем были уверены в себе, контролировали свое поведение, не избегали новых ситуаций и по большей части находились в хорошем настроении. Труднее придется в жизни тем, кто малообщителен, боится незнакомых событий, пытаясь убежать от них, отличаясь при этом унылым настроением. Подобное имеет место у личности, обладающей плохим самоконтролем, неуверенной в себе.

Именно поэтому тем родителям, которые стремятся воспитать активных, коммуникабельных и легко приспосабливающихся к жизни детей, психологи рекомендуют придерживаться в семейных отношениях баланса между контролем и демократичностью. И тот, и другой стиль необходимо применять в оптимальных объемах. При этом взрослые должны принимать ребенка, а также его интересы, не пытаясь изменить их.

Британская образовательная система

Основные черты британской образовательной системы следующие:

1. Образование обязательное для всех детей от 5 до 16 лет. Многие дети в Великобритании посещают детские сады с трехлетнего возраста, но эти школы не являются обязательными;

2. Учебный год обычно начинается в сентябре и продолжается до начала июля; в нем 3 семестра, разделенных на рождественские и пасхальные праздники.Кроме того, во всех школах в середине каждого семестра предусмотрены «каникулы на половину семестра», которые длятся несколько дней или неделю;

3. Обязательное образование бесплатное, но родители могут тратить деньги на обучение своих детей, если хотят;

4. Есть три ступени обучения. Дети переходят из первой ступени (начальной) во вторую (среднюю) примерно в возрасте одиннадцати или двенадцати лет. Третий этап — «дальнейшее» образование в университете или колледже.

В возрасте 5 лет дети ходят в детские сады, которые являются первой ступенью начального образования.Нет письменного расписания и занятия неформальные. С 7 до 11 они посещают младшие школы, вторую ступень начального образования. В начальной школе детей учат так называемым 3R: чтению, письму и арифметике. У них также есть классы музыки, физкультуры и искусства.

В возрасте 11 лет дети поступают в среднюю школу. В Великобритании существует три типа государственных средних школ. Это: гимназии (для самых умных детей), современные школы (для менее умных детей) и общеобразовательные школы (для детей всех способностей).Средние школы ведут к получению высшего образования, а другие дают общее или профессиональное образование, чтобы подготовить учащихся к работе или дальнейшему техническому образованию. Обычные средние школы предлагают 7-летнее обучение с учащимися от 11 до 18 лет. Последние два года (16-18) можно провести в отдельном шестиклассном колледже, который специализируется на профессиональной подготовке.

В 1988 году впервые в истории Великобритании была введена национальная учебная программа. Национальная учебная программа сообщает ученикам, какие предметы они должны изучать, что они должны выучить и когда они должны сдавать оценочные тесты.

В возрасте от 14 до 16 лет ученики готовятся к экзаменам GSCE (Общий аттестат о среднем образовании). Ученики должны сдавать английский язык, математику и естественные науки для GSCE, а также половину GSCE по иностранному языку и технологиям. Кроме того, их также необходимо обучать физическому воспитанию, религиозному воспитанию и половому воспитанию, хотя они не сдают экзамены по этим предметам.

Те, кто получил хорошие оценки GSCE, могут остаться в своей школе еще на два года, если она идет в шестой класс и преподает желаемые предметы, а затем сдать экзамены на уровень «A» (продвинутый уровень).В противном случае они должны бросить школу и поступить в шестиклассный колледж или колледж повышения квалификации. Колледжи дополнительного образования имеют прочные связи с торговлей и промышленностью и предлагают курсы инженерного дела, кулинарии или парикмахерского искусства.

Уровень GCE Advanced (A) обычно сдается после следующих двух лет обучения. Для поступления в университет необходимы хорошие результаты на уровне «А» как минимум по 2 предметам. Университеты выбирают своих студентов после собеседований. В Британии около 100 университетов.Самые известные из них — Оксфордский и Кембриджский университеты.



Помимо государственных школ, в Великобритании около 500 частных школ. Большинство из них взимают плату. Некоторые частные школы являются школами-интернатами, где дети фактически живут в школе. Многие школы принимают как дневных учеников, так и пансионеров. Частные школы обычно предлагают только самые академические направления и отбирают тех учеников, которые с наибольшей вероятностью преуспеют. Самые дорогие частные школы называются «государственными школами», они имеют долгую историю и традиции.Среди самых известных «государственных школ» — Винчестер, Итон, Вестминстер, Регби и Харроу.

(busyteacher.org)

Пример 5. Заполните таблицу :

ВОЗРАСТ ТИПЫ ШКОЛ ВОЗРАСТ ТИПЫ ШКОЛ
3-5 лет 7-11 лет
5 лет 11-16 лет
5-7 лет 16-18 лет

Пр. 6. Ответьте на вопросы:

1. Когда в Англии начинается обязательное образование?

2. Как долго длится начальное образование?

3. Когда была введена национальная учебная программа?

4. Какие предметы изучают британские дети в школе?

5. Что необходимо для поступления в вуз?

6. Бесплатно ли образование в Великобритании?

Пр. 7. Сделайте отчет о школьном образовании в России или США.

Урок 5.1.2. Система высшего образования

Пр. 1. Прослушайте текст «Билл Гейтс» (Предприятие 2, стр. 52, пр. 23), а затем расскажите о его образовании.

Пр. 2. Прочтите текст «Наш университет» и ответьте на вопросы после него:

Наш университет

(Письмо)

Дорогая Елена,

Не сердитесь на меня за мое долгое молчание, но на самом деле я был слишком занят, чтобы писать.

Как вы знаете, я бросил школу в июне и начал готовиться к вступительным экзаменам в университет. Поскольку и мама, и отец — учителя, я решил, что тоже буду учителем. Считаю преподавание благородной профессией.

Мне пришлось сдать четыре экзамена и сдал все на отлично . Так что рада сообщить, что сейчас я , учусь на первом курсе МГПИ.

Хочу показать вам главный корпус нашего университета. Не могу не восхищаться этим прекрасным старинным зданием с его красивыми колоннами. Первые студенты поступили в него более 120 лет назад.

Само собой мы, студенты, очень гордимся этим фактом.

В нашем университете 18 факультетов , на которых готовят преподавателей по многим предметам: русский язык, литература, география, химия, биология, иностранные языки и другие.В нашем университете преподают известных профессоров .

У нас есть хорошие библиотеки и читальных залов , а для тех, кто занимается спортом, есть хорошие гимназий и стадион .

В настоящее время у нас довольно много работы, так как у нас есть практика английского, грамматики и фонетики, лингвистики, истории нашей родины и других предметов. На нашем факультете есть англоязычный клуб. Это дает нам хорошую возможность освоить язык , но я в нем пока не участвую.Я усердно работаю над своим произношением. На нашем факультете есть хорошая лингафонная лаборатория , где мы работаем с магнитофонами. Это помогает нам обнаружить наших ошибок и избавиться от в кратчайшие сроки.

Итак, это последние новости обо мне. Пожалуйста, напишите мне о своей жизни и учебе.

Мои наилучшие пожелания вашим родителям.

Ваша,

Ann.

(Аракин, 6-е изд., доп. и исправл.- М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-502 с .; стр. 198-199)

1. Когда Энн начала готовиться к вступительным экзаменам в университет? 2. Сколько экзаменов ей пришлось сдать? 3. Как она сдала экзамены? 4. Как называется ее университет? 5. Когда в университет поступили первые студенты? 6. Сколько факультетов в университете? 7. Какие там основные объекты? 8. Что дает ей хорошую возможность овладеть языком? 9. Где она работает с кассетным магнитофоном? 10.Что помогает ей обнаруживать ошибки и избавляться от них? 11. Нравится ли Энн ее университет? 12. 3. Обсудите с одноклассниками важность высшего образования. Сильно ли это влияет на нашу будущую жизнь?

Пр. 3. Напишите аналогичное письмо своему иностранному другу (прокомментируйте выбор вашего вуза).

Пр. 4. Найдите информацию о колледже или университете за рубежом. Сделайте отчет об этом.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь возможностью поиском гугл на сайте:

.

Американская и российская системы высшего образования Система высшего образования в Америке и России

Американская и российская системы высшего образования

(Система высшего образования в Америке и России)

Хисамова Лилия Мянсуровна

Учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 71

с углубленным изучением предметов отдельными»

Ново-Савиновского района г.Казани

Американская и российская системы высшего образования

Современные люди не представляют своей жизни без высшего образования. Это предполагает лучшие возможности для продвижения по службе, высокий социальный статус и жизненный успех в целом. Однако всех этих целей можно достичь при условии правильной организации и эффективной работы системы высшего образования. Например, российская система высшего образования традиционно считается одной из самых эффективных.Тем не менее, сейчас наблюдается тенденция к его реорганизации по западным образцам, в основном по американским. Обе конструкции имеют свои достоинства и недостатки, которые определяются их особенностями. В целом российская и американская системы высшего образования кажутся похожими по сути, имея множество существенных отличий.

Первое очевидное сходство этих двух систем заключается в том, что американские и российские выпускники школ имеют множество возможностей для продвинутого обучения, которые практически одинаковы.В Соединенных Штатах люди, которые заинтересованы в общем образовании, учатся в профессиональных школах права, медицины или стоматологии, гуманитарных колледжах, предлагающих самые разные учебные программы, или в специализированных школах, например, в области музыки, инженерии или сельского хозяйства. Точно так же российские студенты могут посещать классические государственные университеты со специализацией, которые готовят студентов по определенной области обучения. Кроме того, как в США, так и в России есть частные или коммерческие учебные заведения, которые становятся все более значимыми и распространенными.Краткое изложение возможностей получения образования, доступных для выпускников средних школ в США и России, предполагает, что организованное обучение может продолжаться в течение нескольких лет после окончания базовых классов.

Второе существенное сходство российской и американской систем высшего образования — это продолжительность и организация учебного года. И в России, и в США он обычно длится девять месяцев или два семестра по четыре с половиной месяца каждый. Как и в США, уроки в России обычно начинаются в сентябре и заканчиваются в июле.В обеих странах у студентов есть зимние и летние каникулы. Видимо, это заметное сходство делает эти две системы внешне похожими.

Третье очевидное сходство американской системы высшего образования и российской — факультетский. В обеих странах преподавательский состав состоит из профессоров, преподавателей, старших преподавателей и инструкторов. Одно небольшое различие между российской и американской системами высшего образования заключается в том, что американский преподавательский состав включает также консультанта — человека из штата университета, который предоставляет консультации и консультационные услуги, чтобы помочь в принятии решений относительно курсов, специальностей, профессиональных планов, карьерных возможностей и личных качеств. имеет значение.Напротив, такая должность не входит в штат обычных российских вузов. В заключение, преподаватели — одна из общих черт систем высшего образования в России и США, хотя между ними есть небольшая разница.

Последнее важное сходство российской и американской систем высшего образования — это требования факультетов. Суть проверки знаний студентов всегда остается неизменной: безусловно, и в России, и в США посещаемость является важным фактором при выставлении оценок по курсу.Студенты должны посещать лекции, семинары и практические занятия; также они должны взять и пройти какую-то практику. Так же, как и российские студенты, американцы также должны пройти финал по окончании курса. Кроме того, каждый учебный год российские студенты пишут курсовые работы; Точно так же в США требуется подготовить и выполнить работу, которая называется проектом. В целом требования ведомств практически не изменились и в России, и в США.

Несмотря на это сходство, эти две системы имеют несколько очевидных различий.

Требования к поступающим — первое очевидное отличие американской и российской систем высшего образования. В России абитуриентов отбирают на основании школьных рекордов и результатов централизованного тестирования по тем предметам, которые являются наиболее важными для того или иного факультета. В Америке успешных абитуриентов обычно отбирают на основе трех принципов: их успеваемость в средней школе, рекомендации учителей средней школы и их результаты на тестах на академические способности (SAT).Короче говоря, требования к поступающим остаются одним из очевидных различий между российской и американской системами высшего образования.

Академическое ядро ​​- второе существенное отличие американской и российской систем высшего образования. В России учебные планы и программы тщательно разработаны и строго организованы для каждого факультета. Однако в США у студентов есть возможность выбирать курсы, то есть варьировать свои учебные планы. Главное преимущество этого пункта — уникальное образование, которое получает каждый ученик.Кроме того, изучая только отдельные предметы, можно избежать возможности упустить свое призвание. Кроме того, в учебных планах российских вузов вводится специализация с первого года обучения; это определяется заранее. Для сравнения, американские студенты определяют свою специализацию с третьего года обучения; они могут легко это сделать после поступления в университет. Короче говоря, академическое ядро ​​- одно из очевидных различий американской и российской систем высшего образования.

Третье очевидное отличие организации учебного процесса в российских и американских вузах — это методы оценивания и выставления оценок.В то время как в России студенты могут пройти все курсы в конце каждого семестра, в США студент изучает четыре или пять предметов в течение семестра, и его успехи оцениваются с помощью викторин, проектов, посещения семинаров. Таким образом, американские студенты получают свои кредиты. Каждый курс имеет определенное количество кредитов, которые присуждаются после успешного завершения курса. В большинстве университетов и колледжей типичный класс составляет три или четыре кредитных часа. Два или три лабораторных периода обычно считаются равными одному кредитному часу.Большинство студентов заканчивают 10 курсов в течение учебного года, и обычно им требуется четыре года, чтобы завершить требуемую степень бакалавра, состоящую из 40 трехчасовых курсов или 120 кредитов. В американской системе высшего образования кредиты за академическую работу переводятся между университетами. Кроме того, каждая часть работы учащихся получает оценку по пятибалльной шкале с буквами, обозначающими уровни достижений (от A, который является высшей оценкой, указывающей на высшие достижения, до F, что означает неудачу), по сравнению с показателями российской системы оценивания.В целом, оценки и оценки резко разительно различают системы высшего образования в России и США.

Еще одним важным отличием этих двух систем высшего образования является система степеней, присуждаемых в российских и американских университетах. Степень бакалавра, которая присуждается первой в США, обычно требует четырех лет академического обучения помимо аттестата средней школы; для получения степени магистра требуется один или два года продвинутых курсов и семинаров. Докторская степень, высшая академическая степень, приравнивается к степени кандидата филологических наук и т. Д., А также степени, которая присуждается первой в российских университетах.Российская высшая степень, докторская, не имеет аналогов в американской системе ученых степеней. Короче говоря, система степеней, присуждаемых в российских и американских университетах, в этих двух странах сильно различается.

Финансовая помощь студентам — еще одно разительное отличие этих систем высшего образования. В то время как российские университеты не предоставляют студентам материальную помощь (российская стипендия выплачивается государством ежемесячно), американские студенты, которым нужна определенная сумма денег для учебы в колледже, могут подать заявку на нее и получить частичные гранты (гранты не подлежат возврату. , часть которых может поступать из нескольких источников: федеральные стипендии, стипендии штата, частные стипендии, стипендии для колледжей), частичные ссуды (с погашением после колледжа) или частичная работа (колледжи обычно ожидают, что учащиеся, получающие помощь, заработают часть необходимых им денег, рабочее лето на территории кампуса).В заключение, финансовая помощь делает системы высшего образования в России и США разными.

Следует отметить, что большая часть культурной и развлекательной жизни в университете создается и проводится самими студентами. Как в США, так и в России за внеклассные занятия отвечают студенческие союзы. Однако отношение к этим занятиям в обеих странах разное: если в США спортивные, музыкальные и другие достижения сильно влияют на процесс обучения, то в России отдых и развлечения — это другая сторона школьной жизни, помимо работы.Кроме того, тщательная организация внеклассных мероприятий в США, которые представляют собой сегрегацию по признаку пола в братствах и женских клубах или включение встреч клубов в расписание, делает их гораздо более популярными среди студентов, чем в России. Одним словом, внешкольная жизнь студентов в России и США сильно отличается.

Наконец, но не в последнюю очередь, американская и российская системы высшего образования различаются во взаимоотношениях студентов и преподавателей. В России эти отношения носят исключительно академический и официальный характер.К учителям обычно относятся с большим уважением, и существует строгая граница между студентами и преподавателями в университетах и ​​даже за их пределами. Напротив, в США отношения между учителями и учениками гораздо более неформальные. Разговор по телефону с учителем — обычное дело, как и вовлечение учителей во внеклассные занятия. Действительно, отношения студентов и преподавателей остаются одним из очевидных различий между российской и американской системами высшего образования.

Таким образом, принимая во внимание все вышеперечисленные факты, можно констатировать, что, несмотря на некоторые сходства, российская и американская системы высшего образования имеют множество очевидных различий. Они различаются по многим важным аспектам: структуре и организации, правилам и традициям. Однако в связи с тем, что система образования в России претерпевает значительные изменения, со временем они могут стать более похожими.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>