МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Развитие речи у детей 5-6 лет: особенности и рекомендации

Как развивается речь ребенка в 5-6 лет. Какие особенности характерны для речевого развития в этом возрасте. Как родители могут помочь ребенку в развитии речи. На что обратить внимание при нарушениях речи.

Особенности развития речи у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет происходит активное развитие всех компонентов речи ребенка. Рассмотрим основные особенности речевого развития в этот период:

  • Значительно увеличивается словарный запас. К 6 годам активный словарь ребенка составляет 2500-3000 слов.
  • Речь становится более связной и последовательной. Дети могут составлять развернутые рассказы.
  • Совершенствуется звукопроизношение. Большинство звуков произносится правильно.
  • Развивается фонематический слух — способность различать звуки речи.
  • Формируется грамматический строй речи. Дети правильно используют падежные окончания, согласуют слова в предложениях.
  • Появляется интерес к звуковой стороне слова. Дети могут выполнять звуковой анализ слов.

Развитие словарного запаса ребенка в 5-6 лет

Активное пополнение словаря — одна из главных особенностей речевого развития в 5-6 лет. В этом возрасте словарь ребенка активно обогащается:


  • Осваиваются обобщающие понятия (транспорт, посуда, мебель и т.д.)
  • Появляются слова, обозначающие отвлеченные понятия (доброта, злость, радость)
  • Усваиваются многозначные слова
  • Появляются синонимы и антонимы
  • Осваиваются слова, обозначающие профессии, качества предметов

Важно поощрять ребенка использовать новые слова в речи, объяснять их значение, подбирать синонимы и антонимы.

Развитие связной речи в 5-6 лет

В 5-6 лет происходит активное развитие монологической речи. Дети учатся составлять связные рассказы и пересказы. Основные достижения в развитии связной речи:

  • Умение составлять описательные рассказы о предметах, игрушках, картинках
  • Способность пересказывать знакомые сказки и рассказы
  • Умение составлять рассказы из личного опыта
  • Способность придумывать творческие рассказы
  • Умение составлять рассказы по серии сюжетных картинок

Для развития связной речи полезно просить ребенка рассказывать о прошедшем дне, придумывать истории по картинкам, пересказывать прочитанные книги.

Совершенствование грамматического строя речи

К 5-6 годам ребенок осваивает основные грамматические категории родного языка. Происходит активное формирование грамматического строя речи:


  • Правильное использование падежных окончаний
  • Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
  • Употребление сложных предлогов (из-за, из-под)
  • Образование степеней сравнения прилагательных
  • Правильное построение сложных предложений
  • Использование глаголов в разных временных формах

Важно исправлять грамматические ошибки ребенка, предлагая правильный вариант. Можно играть в речевые игры на согласование слов, изменение существительных по числам и падежам.

Развитие фонематического восприятия

В возрасте 5-6 лет активно развивается фонематический слух — способность различать звуки речи. Дети учатся:

  • Определять наличие заданного звука в слове
  • Выделять первый и последний звук в слове
  • Подбирать слова на заданный звук
  • Определять место звука в слове (начало, середина, конец)
  • Делить слова на слоги
  • Различать твердые и мягкие согласные

Развитый фонематический слух — важная предпосылка для успешного обучения грамоте. Полезно играть с ребенком в игры со звуками и слогами.

Подготовка к обучению грамоте

В 5-6 лет начинается подготовка к обучению грамоте. Дети осваивают следующие навыки:


  • Знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»
  • Умение делить слова на слоги
  • Выделение звуков в словах
  • Составление схем слов и предложений
  • Знакомство с буквами
  • Чтение слогов и простых слов

Важно не форсировать обучение чтению, а формировать интерес к буквам и звукам речи в игровой форме.

Как развивать речь ребенка 5-6 лет

Родители могут помочь ребенку в речевом развитии следующими способами:

  • Больше общаться с ребенком, поощрять его рассказывать о своих впечатлениях
  • Читать книги, обсуждать прочитанное
  • Играть в словесные игры (города, слова на букву, рифмы)
  • Разучивать стихи, скороговорки, загадки
  • Просить пересказывать мультфильмы, сказки
  • Играть в сюжетно-ролевые игры
  • Рассматривать картинки, составлять по ним рассказы
  • Исправлять речевые ошибки, предлагая правильный вариант

Нарушения речи у детей 5-6 лет

К 5-6 годам большинство речевых нарушений должны быть скорректированы. Однако у некоторых детей могут сохраняться:

  • Нарушения звукопроизношения (искажение, замена звуков)
  • Недостаточная сформированность фонематических процессов
  • Бедность словарного запаса
  • Нарушения грамматического строя речи
  • Трудности в построении связных высказываний
  • Заикание

При наличии речевых нарушений необходимо обратиться к логопеду. Своевременная коррекция поможет подготовить ребенка к школе.


Когда обращаться к специалисту

Следует проконсультироваться с логопедом, если у ребенка 5-6 лет наблюдаются:

  • Нарушения звукопроизношения (искажения, замены звуков)
  • Бедный словарный запас, трудности в подборе нужных слов
  • Аграмматизмы в речи (неправильное употребление окончаний, предлогов)
  • Трудности в составлении связных рассказов
  • Нарушения слоговой структуры слов (пропуски, перестановки слогов)
  • Заикание, запинки в речи

Логопед проведет диагностику и при необходимости назначит коррекционные занятия. Важно не затягивать с обращением к специалисту, чтобы успеть скорректировать нарушения до школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>