МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Речевая готовность к обучению в школе: Речевая готовность ребенка к школе

Ушакова О.С., Волкова О.С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе

В статье рассматривается актуальность проблемы речевой готовности детей к школьному обучению, включающей развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольника. Показано, что переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, в том числе и речевая. Авторы рассматривают когнитивный аспект речевой готовности дошкольников к школьному обучению. Показано, что изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребенка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве. Языковая (лингвистическая) компетентность, по отношению к дошкольникам, рассматривается как элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические и антонимические ресурсы родного языка.

Представлены задачи развития языковых и коммуникативных способностей. В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играет развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания.

Намечены перспективы исследований по формированию речевой готовности к школьному обучению. Выводы подводят итог основным положениям статьи.

Введение

Проблема подготовки детей к школьному обучению всегда считалась одной из важнейших в дошкольной педагогике. Переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, а она зависит от правильной организации и качества подготовки.

Специальная подготовка к школе является дополнением к общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Дети получают специальные знания, которые будут в дальнейшем им необходимы для изучения различных школьных предметов. Это занятия по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений и занятия по развитию речи, включающие развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольника.

К началу школьного обучения практическое овладение родным языком достигает довольно высокого уровня, однако усвоение языка предполагает не только формирование практических речевых навыков, но и осознание языковых элементов речи как новой для него области объективных явлений (Гвоздев, 2007; Сохин, 2002).

Известный лингвист А.Н. Гвоздев сформулировал результаты овладения речью так: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладел системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным» (Гвоздев, 2007).

Теоретические основы проблемы речевой готовности к школьному обучению

В отечественной психологии выделяется несколько аспектов подготовительной к школе работы, в том числе – социальный, интеллектуальный и эмоциональный. Все указанные аспекты должны подвести ребенка к школьной зрелости, и все они имеют непосредственную связь с развитием речи ребенка и речевой компетентности, включающей в себя овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной речи и умениями использовать язык в ситуациях общения.

Психологи доказали, что изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребенка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и языковых способностей в дошкольном детстве.

Так, известный исследователь детской речи Ф.А. Сохин считал, что осознание языковой действительности ребенком составляет сущест­венную сторону его умственного развития, которое играет огромную роль в последующем изучении родного языка в школе.

Он подчеркивал, что осознание языковых явлений не только обеспечивает возможность перевода речевых навыков и умений из автоматического плана в план произвольный, но и создает условия для достижения большей эффективности речевого развития и общения, в дальнейшем овладении языком. Это относится ко всем сторонам речевого развития: фонетической, лексической, грамматической и особенно к развитию связной монологической речи.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО» или скачивайте PDF.

1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений в 6 томах. Т.2. – М.: Педагогика, 1982.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
4. Гумбольдт В. Избранные труды по об­щему языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 400 с.
5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Наука, 1958. – 370 с.
6. Запорожец А.В. Избранные психологиче­ские труды. Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
7. Лаврентьева А.И. Семантический компонент языковой способности ребенка: к вопросу о методах исследования / Язык и актуальные проблемы образования. – М.: Диона, 2020. – С. 271–274.

8. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.
9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – Воронеж: МОДЭК, 2003. – 536 с.
10. Лосев А.Ф. В поисках построения общего языкознания как диалектической системы. – М.: Академия, 2003. – 404 с.
11. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светлов-ская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
12. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МОДЭК, 2002. – 224 с.
13. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 368 с.
14. Ушакова О.С. Развитие речи и языковой личности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. – 2017. – №5. – С. 86–89.
15. Ушакова О.С. Обучение родному языку (детский сад – школа – вуз) и актуальные проблемы образования // Педагогическое образование и наука. – 2018. – №2. – С. 26–30.
16. Ушакова О.С., Яшина В.И. Семан­тический компонент развития языковой способности в дошкольном детстве / Язык и актуальные проблемы образования: Материалы международной научно-практической конференции 18 января 2019. – М.: МГОУ, МАНПО, 2019. – С. 50–57.
17. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М.: Наука, 1995. – 96 с.
18. Щерба Л.В. Избранные работы по рус­скому языку. – М.: Учпедгиз, 1957. – 186 с.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
20. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. – М.: Академия, 2017. – 448 с.
21. Язык и актуальные проблемы образования. Материалы международной научно-практической конференции 21 января 2020 г. / Под ред. Е.И. Артамоновой и О.С. Ушаковой. – М.: Диона, 2020.
– 492 с.

1. Психолого-педагогические основы речевой готовности к школе. Речевая готовность детей к школе на занятиях по обучению грамоте

Похожие главы из других работ:

Изучение глагола в начальной школе с использованием интерактивных приемов

1. Психолого-педагогические основы изучения частей речи в начальной школе

Полноценное усвоение знаний предполагает формирование таких познавательный действий, которые составляют специфические приемы, характерные для той или иной области знаний…

Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Глава I. Психолого-педагогические основы готовности ребёнка к школьному обучению

В настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса. Прежде всего, как отмечает В. Андреева…

Контроль знаний учащихся по курсу алгебры 7 класса

Глава I.
Психолого-педагогические основы контроля знаний по математике в основной школе

Лингвометодические основы изучения написания буквы «ерь»

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Говоря об обучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у учащихся навыков и умений…

Методика изучения комплексных чисел в общеобразовательной школе

Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы изучения в школе теории комплексных чисел

Методика использования дидактических компьютерных игр во внеклассной работе по математике в 3 классе

1. Психолого-педагогические основы внеклассной работы в начальной школе

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

1.
3 Психолого-педагогические основы обучения письму в младших классах в школе для детей с ТНР

Овладение грамотой — первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки письма и чтения. Психофизиологической основой письма — взаимобусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового…

Преобразование графиков функций в курсе алгебры основной школы

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения математики в основной школе

В настоящее время наблюдается усиленный интерес учителей математики к психолого-педагогическим проблемам. Он обусловлен тем, что учитель в своей повседневной практике встречается с такими проблемами…

Психолого-педагогические основы контроля в современной школе

1. Психолого-педагогические основы контроля в современной школе

Работа над сочинением — описанием природы (на материале произведений живописи)

1.1 Психолого-педагогические основы использования живописи в свете теории речевой деятельности

Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся…

Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе

1.8. Психолого-педагогические основы изучения слов-антонимов в начальной школе.

Родной язык в школе — это инструмент познания, мышления, развития. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться как с близкими…

Разработка элективного курса «Моделирование в среде Macromedia Flash» для профильного обучения в старших классах

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Речевая готовность детей к школе на занятиях по обучению грамоте

3. Практическое изучение речевой готовности дошкольников к школе

Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Глава 1.
Психолого-педагогические основы формирования речевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

Творчество Чехова в школьном изучении

Раздел 1. Литературоведческие и психолого-педагогические основы изучения эпических произведений в средней школе

Опубликованные материалы на сайте СМИ «Солнечный свет». Статья Родительское собрание на тему: «Речевая готовность ребенка к обучению в школе». Автор: Власенко Юлия Александровна.

Автор: Власенко Юлия Александровна
Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Родительское собрание на тему: «Речевая готовность ребенка к обучению в школе».

Составила учитель-логопед

МБУ ЦППМСП «Доверие»

Азовского района

Власенко Ю.А.

 

Цель: активировать работу родителей по проблеме речевой готовности ребёнка к обучению в школе.

Задачи:

Информировать родителей по проблеме речевой готовности к школьному обучению.

Проанализировать результаты логопедической диагностики

.

Дать общие и индивидуальные рекомендации родителям.

Форма проведения: лекция, беседа.

Этапы:

I этап. Организационный.

— Организация места и времени проведения собрания.

— Оповещение родителей.

— Предварительное проведение логопедической диагностики, направленной на изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе.

— Разработка индивидуальных рекомендаций.

II этап.  Проведение собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Современная школа предъявляет сегодня высокие требования к готовности дошкольника к поступлению в первый класс. Многие родители заранее озабочены, тем насколько успешным будет их ребенок в школе. Поэтому записывают своих детей в различные кружки, нанимают педагогов для индивидуального обучения ребенка чтению, математике, иностранному языку. В современном обществе стало модным нагружать детей 3-4 лет ненужными знаниями и навыками. Родители, глядя на экраны телевизоров и видя там «супер детей», стремятся сформировать из своего чада ребенка, который бы намного опережал своих сверстников в развитии. При этом, особо не заботясь о возрастных психологических и индивидуальных особенностях своего ребенка. Детские психиатры одинаково настороженно относятся и к тем детям, которые опережают. Как правило, «супер дети» со временем либо выравниваются в развитии со сверстниками, либо получают психологический срыв от непомерных нагрузок, часто приходя в школу с логоневрозами.

Несмотря на всю разъяснительную работу, зачастую родители считают, что ребенок пойдет в школу и там его научат хорошо говорить. К сожалению, большинство родителей заблуждаются. Практически все недостатки в развитии устной речи находят своё отражение в виде специфических ошибок при письме и чтении. Часто родители считают, что если ребенок умеет читать, много говорит и считает до 100 – то он готов к школе. На самом деле все эти навыки не являются показателем школьной зрелости.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

• нормальное функционирование ЦНС;

• хорошее физическое развитие ребенка;

• развитый физический слух;

• развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

• произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

• владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

• познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

• коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает в себя не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Одной из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других: если у ребенка не сформированы данные умения, могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи: правильно произносить все звуки речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое их различение на слух является необходимым условием для освоения письма. Необходимо уметь четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью; говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; уметь изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи. Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

3. Функции языкового анализа.

Дети должны уметь:

выделять все звуки в словах;

устанавливать последовательность звуков в слове

;

делить слова на слоги;

делить предложения на слова.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерными являются следующие ошибки:

слитное написание слов, предлогов с другими словами;

раздельное написание слов, приставок и корней;

пропуски, перестановки, добавления слогов;

пропуски согласных при их стечении;

пропуски гласных, добавления букв;

перестановки букв.

 

4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Дети должны уметь:

точно подбирать слова;

ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

дифференцировать обозначения предметов;

употреблять сложные слова;

пользоваться эпитетами;

подбирать метафоры;

использовать слова и фразы с переносным значением;

подбирать синонимы

.

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В дальнейшем в старших классах могут возникнуть ошибки в подборе проверочных слов на письме.

 

5. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

Навыки словоизменения:

Дети должны уметь:

изменять существительные по падежам и числам;

употреблять различные предлоги;

согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

согласовывать существительные с числительными;

правильно употреблять глаголы

.

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова: ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных; пропуски, замены предлогов;ошибки согласования.

Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов;

образовывать глаголы с помощью приставок;

образовывать название детенышей животных;

образовывать относительные и притяжательные при

лагательные от существительных.

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться: замены суффиксов, приставок; трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

 

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

описывать окружающие предметы;

рассказывать о пережитых событиях;

пересказывать содержание сказки, рассказа;

свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

поддерживать разго

вор на темы, доступные возрасту.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь будущего первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. А основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

 

III этап. Заключительный.

Подведение итогов.

Представление результатов диагностики уровня речевого развития (учитель-логопед представляет родителям результаты диагностики, раздает бланки ответов детей), даются общие и индивидуальные рекомендации каждому родителю.

 

 

Практикум для педагогов «Речевая готовность ребенка к школе»

           «Речевая готовность ребенка к школе».

Ваш ребенок готовится стать школьником. Для полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет  ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей; 

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

  Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

 Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и  родителей удаётся своевременно и качественно помочь ребенку преодолеть речевые нарушения. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.


 

Скачано с www.znanio.ru

Речевая готовность детей к школе

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.  

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;
  • различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
  • самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
  • драматизировать небольшие произведения;
  • уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
  • иметь представления о сезонных явлениях природы;
  • знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами учреждения дошкольного образования, это поможет предотвратить трудности общения  ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей;2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Консультация — речевая готовность к школе

консультирование.docx

Речевая готовность ребенка к школе.

Ваш ребенок переступил порог   школы.  

В его жизни  произошел  важный момент 

смены игровой деятельности на учебную деятельность.  Теперь успешность учебной 

деятельности и успешность вашего ребенка напрямую зависит от того, была ли  в 

дошкольном возрасте создана база. А именно:

 Медицинская коррекция недостатков функционирования ЦНС (своевременное 

лечение гипоксий плода, врожденных вывихов шейных позвонков, ММД, СГДВА)

 Коммуникативность ребенка;  готовность к взаимодействию и сотрудничеству.

 Развитая речь.

 Хорошее физическое развитие.

 Развитый фонематический слух.

 Развитая мелкая моторика рук и общая моторика.

 Владение знаниями и представлениями об окружающем мире.

 Произвольное внимание и умение слушать учителя.

 Желание учиться, любознательность.

Именно, эта база, является фундаментом для формирования необходимых для обучения 

качеств и получения начального общего образования.

Остановимся более подробно на речи ребенка. Особые критерии готовности к 

школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства 

общения. Перечислим их.

 Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, 

четким звукопроизношением всех звуков.

 Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и 

различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

 Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение 

выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; 

анализ обратного слога гласный — согласный типа ап; слышать и выделять первый и 

последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять 

термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, 

глухой, твердый, мягкий. 

 Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно 

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой;  образовывать прилагательные от существительных.

 Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться 

развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые 

предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения 

второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, 

самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным 

словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. 

Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи: устной или письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной  — ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка во время поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание  в речевом развитии, которое 

в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем  

значительно затрудняет  овладение письмом и  приводит к появлению в нем специфических 

ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте. 

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-

грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ 

общеобразовательной школы.

Рекомендации родителям:

 Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня, сбалансированное питание, 

полноценный сон, прогулки на воздухе.

 Формируйте у ребенка умение общаться:  обратите внимание на то, умеет ли ваш 

ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он 

взаимодействовать, сотрудничать.

 Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять 

своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам 

поведения, выполнять действия по образцу.

 Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:  во время 

прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления 

природы;  тренируйте умения определять время года на улице и картинках; используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных 

принадлежностей, определяйте их особенности и назначение; развивайте связную речь 

детей. 

 Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;  

составляйте рассказы по картинкам;  следите за правильным произношением и дикцией 

детей. 

 Проговаривайте скороговорки;  можно заниматься с ребенком звуковым анализом 

простых слов (дом, лес, шар, суп). 

 Тренируйте умение подбирать слова на заданный звук.

 При употреблении слов сложной слоговой структуры (н-р: аквариум, милиционер, 

электростанция) просите ребенка произносить слова медленно, отделяя хлопками слоги. 

 Научите находить слова имеющие, например, звук «л»;  знакомьте ребенка с 

буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву. 

Критерии речевой готовности к школе

В 6-7 лет ребёнок меняет свой социальный статус. Переходит от игровой деятельности к учебной.

Обучение в школе диктует ребёнку новые требования к развитию его познавательных процессов.

Готовность ребёнка к школе — это итог психологического развития дошкольника. Совокупность качеств, знаний, умений и навыков необходимых для его успешного школьного обучения.

Основные компоненты готовности к школе:

  1. Психологический
  2. Нравственно-волевой
  3. Интеллектуальный
  4. Физический
  5. Личностный
  6. Коммуникативный
  7. Речевой

Что же такое речевая готовность?

Речевая готовность – овладение грамматикой и лексикой языка, определённая степень осознанности речи, становление форм и функций речи. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребен­ка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем пол­ноценнее будет приобретенная письменная речь.

Перечислим основные критерии речевой готовности:

  1. Овладение звуковой культурой речи. Правильное произношение звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Поэтому очень важно устранить все речевые проблемы в дошкольном возрасте.

Нарушенное звукопроизношение в дальнейшем может привести к появлению нарушению в письменной речи, таких как дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма).

Советы родителям для обеспечения речевой готовности ребёнка к школе:

— создание благоприятных условий для речевого развития;

— своевременное выявление и оказание должной коррекционной помощи ребёнку с речевыми нарушениями;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— поддерживать позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Родители непременно должны следить и за собственной речью. Разговаривать с ребёнком чётко, ясно, грамотно, способствовать накоплению у детей словарного запаса.

Что должен уметь ребёнок к обучению в школе (речевой аспект):

  1. Чётко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  2. Выделять заданный звук из слова;
  3. Определять место звука в слове;
  4. Делить слова на слоги;
  5. Различать множественное и единственное число, мужской и женский род, живое и неживое;
  6. Составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок.
  7. Знать обобщающие понятия;
  8. Называть антонимы;
  9. Уметь проводить звуковой анализ слов;
  10. Уметь отгадывать загадки;
  11. Уметь составлять пересказ небольшого текста;
  12. Уметь отвечать на вопросы и самому их задавать.

«Супернавык» для подготовки к школе


Андреа Линн Коохи, штатный писатель, и
Тамара Штейн, программный специалист

Когда мы думаем о ранних навыках, которые готовят маленьких детей к успеху в учебе, мы часто думаем о таких вещах, как математика или навыки ранней грамотности.

Это правда, что математические навыки ребенка в дошкольном возрасте предсказывают его успехи в этом предмете в будущем, так же как его навыки грамотности в раннем возрасте предсказывают его способность к чтению в будущем [1] .Но представьте навык, который влияет на гораздо большее, чем его собственный успех. Представьте себе «супернавык», который готовит почву для успеха маленьких детей во многих различных областях. Существует ли такой навык? Согласно новому исследованию, да, и это прямо у нас под носом — язык .

Новое исследование доказывает, что речь не только строится сама по себе, но и играет ключевую роль в развитии других важных навыков. Оказывается, уровень языковых навыков ребенка до поступления в школу предсказывает его успехи как в математике, так и в чтении, и даже влияет на развитие социальных навыков. [1]

Как язык влияет на другие навыки?

Легко увидеть связь между языковыми навыками и другими областями развития, если рассматривать язык как некий «инструментарий» для обучения. Например, одной частью языка является понимание или способность понимать устную речь. Мы используем наши навыки понимания, чтобы понять числовые понятия (что является ключевым для изучения математики), а также словарные понятия (что является ключом к навыкам грамотности).

Другой частью языка является выражение или способность использовать устную речь.Мы используем наши выразительные языковые навыки, чтобы общаться с другими, что может объяснить, почему более сильные языковые навыки способствуют развитию социальных навыков.

Ключевое значение имеет изучение языка!

Это новое исследование показывает, насколько важно уделять языку основное внимание при подготовке маленьких детей к школе. Когда мы развиваем прочную основу языковых навыков, мы открываем двери для успеха во многих различных сферах жизни детей.

5 Речевые и языковые навыки, которыми должен овладеть ваш ребенок до того, как он пойдет в школу

Готовность к школе: 5 Речевые и языковые навыки, которыми должен овладеть ваш ребенок до того, как он пойдет в школу

Отправлять ли я своего ребенка в начальную школу или нам подождать еще год? Это извечный вопрос, который может вызвать у родителей много беспокойства.

При принятии этого решения нужно учитывать множество факторов, поэтому логопеды Kids First делятся своими пятью основными навыками речи и языка, которые помогут вашему ребенку успешно учиться в школе.

1. Вы и другие взрослые должны понимать 100 % того, что говорит ваш ребенок.

Суть развития речи ребенка в том, что это постепенный процесс, как и приобретение любого навыка. Если вы вспомните первые шаги вашего ребенка, вплоть до сегодняшнего дня, вы увидите четкую прогрессию, которая привела его к устойчивому положению на ногах.Это заняло время, и это нормально!

Точно так же, в то время как мама и папа знают лучше, чем кто-либо другой, как интерпретировать детский плач, теперь пришло время другим понять, что ваш ребенок пытается донести. Это будет иметь большое значение в классе.

Вполне возможно, что некоторые звуки еще не развились, ваш ребенок все еще может называть кролика «ваббитом», но люди все равно будут знать, что они означают! Однако, если кажется, что звуки речи вашего ребенка не совпадают со звуками его сверстников, это следует учитывать.

2. Может правильно реагировать на двух- и трехэтапные инструкции.

«Пожалуйста, возьмите обувь из корзины, наденьте ее и не забудьте сумку!» … Звучит знакомо?

Как и в случае с большой спешкой за дверью, чтобы попасть в детский сад, школа полна многоступенчатых инструкций. Учителя часто говорят что-то вроде:

«Возьми листок, иди к своему столу и жди меня»…

«Бери свои шляпы, выстраивайся в очередь и жди меня»… это

Это может быть много для маленького детей принять.Способность вашего ребенка понимать эти типы инструкций может быть разницей между тем, чтобы идти в ногу с классом, и быть в стороне.

3. Навыки до грамотности:

Когда мой ребенок научится читать? Когда они должны начаться? Какими навыками они должны обладать при поступлении в школу?

Перед грамотностью – чтением, письмом, правописанием, стоит дописьменность. Предварительная грамотность включает в себя такие вещи, как признание того, что книгу читают слева направо. Это включает в себя понимание того, где находится название книги и что произносимые слова соответствуют буквам на странице. Мы хотим, чтобы дети получили все базовые знания, которые они могут, прежде чем они попытаются научиться читать, и это вводные навыки, которые вы можете развить дома до начала школы.

4. Рассказы с последовательностями

Умение пересказывать последовательность событий — важный навык, которым должны обладать начинающие школьники. Если ваш ребенок умеет это делать, он может хорошо донести свои мысли до учителя.Это, вероятно, наиболее важно, когда что-то идет не так — если ваш ребенок упал и поранился, или если другой ребенок расстроил его, и он может сказать: «Я бежал, а потом упал», тогда учитель знает, что делать, и это исключает догадки из уравнения.

5.    Используйте правильно построенные предложения

Использование правильно построенных предложений — отличная идея, но что это такое?

В возрасте четырех-пяти лет ребенок должен уметь объединять свои мысли, используя союзы типа «и», «но» и «потому что». Они должны уметь использовать имена и слова действий в легкой для понимания последовательности. Это поможет вашему ребенку выражать свои мысли, участвовать в школьных занятиях и браться за дело, чтобы завести друзей на всю жизнь!

Справочные номера:

© Служба помощи детям Kids First, 2018

Есть ли у вашего ребенка навыки речи, необходимые для поступления в школу?

Если вы обеспокоены тем, что речевые и языковые навыки вашего ребенка находятся не на том уровне, на котором они должны быть, позвоните в программу Kids First.Наш логопед имеет многолетний опыт поддержки маленьких детей в подготовке к школе, и наше предложение «Проверка без пропусков» доступно для всех детей, когда они приходят к нам в первый раз.

Если вам нужна дополнительная информация о логопедии в Kids First, свяжитесь с нами по телефону 9938 5419 или заполните форму «Свяжитесь с нами» ниже.

Понимание готовности к школе – растущее понимание

Если вы являетесь родителем детей в возрасте 4–5 лет, скорее всего, вы слышали о концепции готовности к школе и большую часть этого года задавались вопросом: «Как мне узнать, мой ребенок готов к школе»? Это может быть такой пугающей перспективой как для вас, так и для вашего ребенка, и поиск ответов часто вызывает больше вопросов. Это может быть что угодно, от «какие навыки понадобятся моему ребенку?» на «Как я могу помочь им подготовиться к новой среде?» И пока вы ищете окончательные ответы, чтобы успокоиться, реальность такова, что все дети будут на разных уровнях, когда войдут в класс, и это нормально.

В этой статье я раскрою концепцию готовности к школе, важность понимания сильных сторон вашего ребенка и то, что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку в переходный период.

Подготовка к школе

Концепция «готовности к школе» не осталась без критики.Многие отраслевые эксперты считали, что первоначальная идея ограничивалась подходом, заключающимся только в оценке развития ребенка при определении готовности. Традиционный подход к взрослению и развитию ребенка в концепции готовности к школе в настоящее время претерпел изменения и рассматривает следующие взаимосвязанные компоненты:

  • подготовка детей к школе,
  • подготовка детей к школе,
  • способность семей и сообществ предоставлять возможности развития своим маленьким детям

Готовность зависит не только от ребенка, но и от среды, в которой находятся дети: их семьи, учреждения раннего детства, школы, районы и сообщества. – Каган и Ригби, 2003 г.

Готовность ребенка к школе

Эксперты, в том числе работающие в сфере дошкольного образования, считают, что следующие навыки и модели поведения важны для того, чтобы дети вошли в школьную среду без существенной поддержки:

  • Физическое здоровье и благополучие: умение лазить, бросать и ловить мяч (крупная моторика), резать ножницами, хватать и рисовать карандашами/мелками (мелкая моторика), умение сидеть, переворачивать страницы в книге, строить блоками, самостоятельно пользуются туалетом и моют руки, могут самостоятельно одеться, открыть и распаковать свой ланч-бокс и поесть.
  • Социальная компетентность: способность делиться, по очереди, ладить с другими, решать проблемы, следовать правилам, справляться со стрессом в новых ситуациях и новых учебных задачах, демонстрировать здоровый уровень уверенности в себе, способность играть в одиночку и с другими детьми, а также проявлять просоциальное поведение.
  • Эмоциональная зрелость: некоторая способность самостоятельно управлять своими эмоциями, способность справляться с минимальными контактами взрослых в больших группах, развивать дружеские отношения и справляться с разлукой с родителями.
  • Языковые и когнитивные навыки: способность слушать и следовать основным инструкциям, общаться с помощью слов, способность четко говорить и адекватно реагировать, когда с вами говорят, базовые навыки счета и грамотности.
  • Навыки общения и общие знания: базовые разговорные навыки, манеры, способность надлежащим образом сообщать о потребностях и понимание мира в целом.
  • Независимость: базовые навыки удовлетворения потребностей без присмотра взрослых.

Хотя вышеизложенное может быть полезным руководством для оценки, также важно учитывать индивидуальные сильные стороны ребенка и то, какая среда ему подойдет. Конечно, дети с задержкой развития, речи, языка и обучения не всегда смогут «поставить галочки».Именно из-за этого может потребоваться вопрос «готова ли школа для моего ребенка?», а не «готов ли мой ребенок к школе?»

Определение готовности школы

Чтобы школа была готова (для всех), она должна активно искать информацию об индивидуальных потребностях каждого ребенка, связанных с вышеперечисленным – физическим здоровьем, благополучием, социальной компетентностью, эмоциональным развитием, языковыми навыками, когнитивными навыками, коммуникативными навыками, общие знания и самостоятельность. Когда определены конкретные потребности и сильные стороны каждого ребенка, школа лучше оснащена для подготовки и поддержания положительного школьного опыта.

Чтобы оценить, «готова» ли школа, которую вы ищете, для вашего ребенка, рассмотрите следующее:

  • Налажены ли эффективные каналы связи с дошкольным учреждением вашего ребенка?
  • Они теплые, отзывчивые и заботливые по отношению к вашему ребенку?
  • Предлагают ли они учебный план, среду, опыт и индивидуальные программы обучения, обогащенные игрой и поощряющие инклюзивность?
  • Предлагают ли они дополнительную поддержку детям с особыми потребностями?
  • Знают ли они о доступных дополнительных опорах?

Поддержка разработки

Вы можете воспользоваться рядом ресурсов, которые помогут подготовить вашего ребенка к школе.Конечно, дошкольное учреждение находится в верхней части списка, поскольку это среда, в которой ваш ребенок может научиться большему, чем просто базовые навыки счета и письма. Воспитатели дошкольного образования могут помочь вашему ребенку развить социальные навыки, навыки самообслуживания и общения, повышая устойчивость и обучая всем важным навыкам мелкой и крупной моторики. В обстоятельствах, когда требуется дополнительная помощь, родители могут обратиться за консультацией к трудотерапевтам, психологам и, конечно же, к логопедам.

Логопеды могут предложить дополнительную поддержку по следующим строительным блокам, которые необходимы для подготовки к школе:

  • Рецептивная речь: понимание разговорной речи (например,г. инструкции учителя).
  • Выразительный язык: Речь или язык, понятный другим (например, разговор с друзьями).
  • Артикуляция: Способность четко произносить отдельные звуки в словах.
  • Исполнительное функционирование: Навыки рассуждения и мышления более высокого порядка (например, что мне нужно упаковать, чтобы взять с собой в школу?).
  • Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции, чтобы облегчить мышление, понимать эмоции и регулировать эмоции (для собственных реакций ребенка на проблемы).
  • Социальные навыки: определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими и быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
  • Планирование и установление последовательности: последовательное многоэтапное выполнение задачи/действия для достижения четко определенного результата (например, задача «вырезать и вставить» или простая математическая таблица).
  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации.
  • Сенсорная обработка: Точная обработка сенсорной стимуляции в окружающей среде, а также в собственном теле, которая влияет на внимание и обучение, влияет на то, как ребенок сидит, держит карандаш и слушает учителя.

Что вы можете сделать

Нет ничего лучше домашней обстановки, когда речь идет о том, чтобы помочь вашему ребенку подготовиться к школе, и мы не должны забывать, что дети лучше всего учатся в игре. Чтобы помочь вашему ребенку развить необходимые для школы навыки, попробуйте выполнить некоторые из этих занятий дома:

  • Устраивайте встречи с другими детьми, начиная с той же школы.Это даст вашему ребенку возможность развить свои социальные навыки и придаст ему уверенности в том, что у него будет друг, с которым можно поговорить, когда он пойдет в школу.
  • Позвольте вашему ребенку попрактиковаться в рисовании различными материалами, такими как карандаши, мелки и текст, чтобы помочь ему развить мелкую моторику, и не забывайте хвалить его усилия.
  • Поощряйте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, а также самостоятельно пользоваться туалетом.
  • Поощряйте ребенка разговаривать с вами.Задавайте им вопросы, слушайте их ответы и побуждайте их говорить о том, что они думают и чувствуют, чтобы они могли научиться выражать себя с новыми друзьями и учителями.
  • Как можно чаще читайте вместе с ребенком. Если у вашего ребенка уже есть навыки чтения, это здорово! Но если нет, не волнуйтесь — их научат читать в школе. Просто наслаждаясь книгами, ваш ребенок развивает ранние навыки грамотности и помогает привить любовь к чтению. Когда вы читаете вместе с ребенком, говорите с ним об истории, указывайте на новые слова и задавайте вопросы.Это поможет с их пониманием, словарным запасом и языковыми навыками.
  • Помогите ребенку развить базовые знания о числах, побуждая его помогать по дому. Они могли накрывать на стол и пересчитывать тарелки, сопоставлять носки с веревки для стирки или измерять ингредиенты при выпечке.
  • Играйте с ребенком в простые настольные игры (змеи и лестницы) и карточные игры (хватай и лови рыбу). Игры отлично подходят для практики очередности, обмена, ожидания и обучения тому, как справляться с невыигрышами.

Узнать, готов ли ваш ребенок к школе, может быть непросто, но помните, что все дети развиваются с разной скоростью. У всех у них есть свои сильные стороны, интересы и подход к обучению, и чтобы помочь им развиваться, мы должны понимать эти индивидуальные качества и поощрять их расти в своем собственном темпе.

Не волнуйтесь, если ваш ребенок не демонстрирует все вышеперечисленные атрибуты «готовности к школе», картина намного шире. Подумайте о том, как ваш ребенок относится к окружающему миру и в какой среде он будет процветать.

Наконец, доверяйте своим инстинктам. В конце концов, вы лучше всех знаете своего ребенка. Вы знаете их сильные стороны и проблемы, и то, что будет работать для них. Прислушивайтесь к тому, что говорит вам ваша интуиция, и не переставайте задавать вопросы, особенно те, с которыми мы можем помочь.

Команда «Растущее понимание» здесь, чтобы помочь вам справиться с этим сложным периодом, поэтому отправьте нам электронное письмо, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему ребенку развить необходимые навыки для подготовки к школе.

Программа подготовки к школе | Терапевтическая верховая езда на шаг ближе

У детей с особыми потребностями есть проблемы, которые мешают обучению и успеху в школе.Эти проблемы включают дефицит внимания, задержки речи и общения, трудности с выполнением инструкций, трудности с социальным взаимодействием и неадекватное поведение. Эти проблемы могут усугубляться стрессом, беспокойством и низкой самооценкой.

Программа подготовки к школе решает эти проблемы с помощью программы верховой езды, разработанной для повышения их готовности к школе и успеваемости. Программа ориентирована на детей в возрастной группе 4-8 лет. Учебная программа, созданная One Step Closer, включает в себя игры и задания на лошадях, предназначенные для решения проблем, с которыми сталкиваются эти дети: дефицит внимания, задержки речи и общения, трудности с выполнением инструкций, трудности с социальным взаимодействием и ненадлежащее поведение.Адаптивная верховая езда также помогает повысить уверенность и чувство собственного достоинства, физическую форму и осведомленность о безопасности.

Есть не менее 10 положительных результатов учебной программы:

  1. Надлежащее поведение
    Дети узнают, что неуместное поведение имеет последствия. Неподобающее поведение может расстроить их лошадь, и, поскольку дети тесно связаны со своей лошадью, они заинтересованы в правильном поведении. Дети узнают, что продолжающееся плохое поведение приводит к тому, что их снимают с седла.Лошадь — отличный мотиватор и учитель!
  2. Повышение концентрации и концентрации внимания
    Игры верхом на лошадях требуют некоторого времени, от секунд до нескольких минут, для развития концентрации внимания всадников.
  3. Коммуникация, социальные навыки, включая зрительный контакт
    Волонтеры, помогающие на уроках, помогают гонщикам оставаться сосредоточенными на задаче, участвуют в соответствующем разговоре, поощряют и отмечают достижения гонщиков.
  4. Следуя указаниям
    Играя в игры верхом или ведя лошадь по рисунку арены, всадники учатся слушать инструкции, а затем выполнять задание.
  5. Изучение алфавита
    Буквы для выездки помогают детям выучить алфавит и произносить слова.
  6. Последовательность
    Игры и упражнения для верховой езды учат всадников определять шаги, необходимые для выполнения задачи.
  7. Планирование и решение проблем
    Пространственному планированию и решению проблем обучают, когда учатся маневрировать лошадью по схеме манежа.Это помогает со строительными блоками обучения.
  8. Физическое развитие
    Баланс, сила мышц кора, координация, двигательные навыки и гибкость — все это результаты правильной верховой езды.
  9. Уверенность и чувство собственного достоинства
    Дети понимают, что они могут делать то, что большинство людей не делают – кататься на лошадях!
  10. Безопасность
    Безопасность является нашим главным приоритетом, и дети учатся быть в безопасности рядом с крупным животным.Они учатся носить шлемы и осознавать свое окружение.

Лошадь мотивирует детей участвовать и учиться. Они привязаны к «своей» лошади. С точки зрения ребенка это не терапия, а время верховой езды!

Группа подготовки к школе — Инструменты для школы!

1 Где находится группа?

Все групповые занятия проходят в нашей клинике в Лейн Коув. У нас есть множество специально построенных терапевтических кабинетов, просторных, красочных и привлекательных для обучения.Семьям рекомендуется собираться в зоне ожидания клиники примерно за 10 минут до начала сеанса. Логопед, ведущий группу, встретит там семьи и сопроводит их в соответствующую комнату. Адрес клиники: цокольный этаж, 1 Pottery Lane, Lane Cove, 2066, NSW.

2 Какой квалификацией обладает персонал?

Все групповые программы проводятся сертифицированными практикующими логопедами.

3 Что мне нужно взять с собой?

Ничего.Все ресурсы для групповой программы будут предоставлены Сиднейской логопедической клиникой. Дети могут принести бутылку с водой в терапевтическую комнату.

4 Как оплатить?

Все групповые занятия оплачиваются заранее. Оплата может быть произведена банковским переводом, кредитной картой по телефону или транзакцией EFTPOS в клинике. После подтверждения записи на групповые занятия счет будет отправлен по электронной почте. Мы просим, ​​чтобы оплата была произведена в течение 7 дней с момента получения счета.

5 Родители должны остаться?

Нет. Родители могут оставаться в течение первых нескольких минут занятия, однако мы обычно обнаруживаем, что дети больше вовлечены в групповые занятия, когда родителей нет. В этом районе есть множество магазинов и кафе, которые мы рекомендуем родителям посетить, пока они ждут. Семьи также могут провести время в зоне ожидания нашей клиники, где предлагается небольшой выбор журналов, книг и игрушек.

6 Что произойдет, если я пропущу одно из занятий?

Все групповые программы разработаны таким образом, что сеанс можно пропустить, не мешая будущим занятиям.Однако, если вы не можете присутствовать, мы будем признательны за уведомление за 24 часа, чтобы фасилитатор мог спланировать это соответствующим образом. К сожалению, мы не можем вернуть деньги за пропущенные групповые занятия.

7 Заменяют ли группы занятия один на один?

Нет. Индивидуальные занятия интенсивны, индивидуальны и адаптированы к потребностям клиента. Групповые занятия рассматриваются как «бустеры» или дополнение к индивидуальной терапии и не должны использоваться в качестве замены.

Подготовка к обучению: речь и язык

Что такое подготовительная готовность?

Когда мы говорим о подготовительной подготовке , мы имеем в виду навыки, которые важны для ребенка, чтобы быть готовым к поступлению в школу.Они могут включать физические навыки, самообслуживание, внимание, базовые академические навыки, эмоциональную регуляцию, социальные навыки, речевые навыки и языковые навыки. Сегодня мы сосредоточимся на речевых и языковых навыках , которые важны для подготовки.

Готовность ребенка к школе важна, поскольку она может быть предиктором академических и общих успехов в долгосрочной перспективе.

Признаки того, что у ребенка могут быть трудности с речью и языком навыки подготовки к обучению:

  • Трудности во взаимодействии со сверстниками
  • Трудно следовать указаниям
  • Трудности с самовыражением 
  • Снижение игровых навыков

Что может произойти, если ребенок не готов?

Если у ребенка нет речевых и языковых навыков, необходимых для подготовки, он может быстро отстать. Они могут начать не любить школу и обучение, что также может привести к сложному поведению в классе. Им может быть трудно заводить друзей и следовать указаниям учителей.

Какие

речевые навыки важны для подготовки?

К тому времени, когда ребенок начинает подготовку, взрослые обычно должны понимать около 100 % того, что говорит ребенок. Они должны уметь произносить почти все звуки. У них все еще могут быть некоторые ошибки развития, такие как замена «r» на «w» (напр.«wock» для «рока») или замены «th» на «f» (например, «fink» для «думать»). Даже с этими ошибками люди, как правило, должны понимать ребенка.

Какие

языковые навыки важны для подготовки?

Чтобы быть готовыми к школе, детям необходимы определенные навыки рецептивной речи (понимание) и навыки экспрессивной речи (выражение себя), в том числе следующие:

  • Понимание и ответы на вопросы WH (кто, что, где, когда, почему, как)
  • Понимание предлогов (на, в, под, над, рядом)
  • Способность рассказать простую историю
  • Выполнение двух- или трехшаговых указаний
  • Использование полных предложений (не менее 5-6 слов)
  • Понимание основных понятий (время, место, число, описание, эмоции)
  • Идентификация и маркировка функций объекта
  • Использование большого словарного запаса (Дети должны иметь устных словарных запаса из 2000 слов в возрасте 4 лет и более 5000 слов в возрасте 5 лет. )

Чем могут помочь родители?

Вот несколько советов, которые родители могут использовать для развития навыков подготовки к повседневной деятельности:

  • Читайте ребенку ежедневно
  • Моделируйте правильные предложения и грамматику и расширяйте то, что говорит ребенок
  • Дайте ребенку 2-3 пошаговые инструкции в повседневных делах
  • Говорите с ребенком о названиях вещей, которые вы видите в книгах, на улице, за обедом и в повседневной жизни, чтобы расширить его словарный запас.

Если ребенку нужна помощь в этих областях, чтобы подготовиться к подготовке, чем раньше он получит необходимую помощь, тем лучше. Будучи более подготовленным к поступлению в школу, это поможет ребенку получать удовольствие от учебы и быть более успешным в долгосрочной перспективе. Если вас беспокоит какая-либо из этих областей вашего ребенка, обратитесь к нашей команде в Active Speech Pathology, и мы будем рады помочь!

Ссылки

https://childdevelopment. com.au/areas-of-concern/school-readiness/

https://www.banterspeech.com.au/your-child-ready-to-school-what-kindergarten-teachers-say/

School Readiness: Fifteen Skills to Help Your Child

School Readiness: 5 Speech and Language Skills your child should have before they start school

MDE — Программа готовности к отличному старту

Программа готовности к отличному старту (GSRP)

 

 

COVID-19 Образование, информация и ресурсы

Все сообщения и рекомендации MDE, включая рекомендации GSRP и часто задаваемые вопросы, можно найти здесь .

 

The Great Start Readiness Program (GSRP) — это финансируемая государством дошкольная программа Мичигана для четырехлетних детей с факторами, которые могут подвергать их риску неуспеваемости в учебе. Программа находится в ведении Департамента образования штата Мичиган, Office of Great Start. Финансирование выделяется каждому школьному округу промежуточной школы для управления программой на местном уровне.

Исследование дошкольных программ и специальное исследование GSRP показывают, что дети, получившие высококачественный дошкольный опыт, демонстрируют значительные положительные различия в развитии по сравнению с детьми из того же происхождения, которые не посещали высококачественную дошкольную программу.

Родители, для получения дополнительной информации о программе GSRP в вашем округе щелкните здесь.

Родительские ресурсы


Требования, отчеты и ресурсы GSRP

Child Assessment
Мичиган имеет богатую историю предоставления высококачественных, финансируемых государством дошкольных учреждений для наиболее уязвимых детей штата в рамках программы Great Start Readiness Program, известной как GSRP. С 1985 года Департамент образования Мичигана (MDE) тесно сотрудничает с поставщиками услуг по всему штату, чтобы гарантировать, что Мичиган предлагает высококачественное обучение всем детям, участвующим в GSRP. По мере того, как программа улучшалась и развивалась, партнеры по раннему развитию и MDE работали вместе, чтобы поддерживать основные показатели качества.

За последние несколько лет MDE внедрил переработанный процесс утверждения учебных программ, чтобы регулярно пересматривать и обновлять список утвержденных штатом учебных программ в соответствии с передовой практикой и стандартами штата. Теперь, когда этот систематический процесс был успешно развернут для проверки учебных программ GSRP, MDE будет применять аналогичный подход для обновления списка утвержденных инструментов оценки детей.Штат через Комитет по пересмотру учебных программ (CRC) будет оценивать инструменты, которые  были утверждены ранее, а также те, которые не были одобрены. Крайний срок подачи Пятница, 21 мая 2021 г.

В материалах, указанных ниже, содержится подробная информация о процессах подачи, проверки и утверждения в штате. В рамках этой отправки поставщики должны заполнить разделы информации о поставщике Рубрики оценки оценки детей GSRP, ссылка на которую приведена ниже, и включить ее в свою заявку. Более подробная версия критериев оценки также включена в список ниже. В пятницу, 7 мая 2021 г., в 10:00 MDE провела вебинар для поставщиков, который можно посмотреть здесь.

Процесс утверждения учебной программы

В течение 2018/19 грантового года Департамент образования Мичигана разработал и внедрил процесс проверки учебных программ для рассмотрения дополнительных учебных программ для использования в программе Great Start Readiness Program (GSRP). Этой осенью издателям учебных программ, уже включенным в список одобренных для использования в GSRP, было предложено подать заявку на рассмотрение, чтобы остаться в списке.«Инструменты разума» решили не подавать заявку и не останутся в списке утвержденных учебных программ в следующем году.

 

Комитет по пересмотру учебных программ (CRC), которому поручено рассматривать, оценивать и утверждать учебные программы GSRP , завершил первый из двух циклов проверки в декабре 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>