Курс молодого родителя: как воспитать счастливого ребенка :: РБК Тренды
Фото: Unsplash
Родительские курсы могут навредить, если вы не самоэффективный родитель. Эксперты ВШЭ рассказали, почему мамы и папы идут учиться, что означают книги в семье и как выбрать родительские курсы, которые пойдут на пользу
Материал подготовлен в коллаборации с IQ.HSE.RU.
Катерина Поливанова и ее коллеги из центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ опросили более 2 тыс. родителей с детьми в возрасте 1—12 лет в 2016 году. Около 10% опрошенных живут в Москве, 15% — в других городах-миллионниках, а оставшиеся 75% — в средних и малых городах. Результаты представили в проекте «Современное родительство».
Почему родители идут учиться
На хороших курсах для родителей не только дают знания, но и работают с личностью. Матери и отцы учатся самостоятельно принимать решения и ориентироваться в проблемах. В идеале им нужно прийти к «родительской самоэффективности» — ощутить себя уверенными и компетентными воспитателями, отмечают исследователи. Такие родители лучше воспитывают детей. Например, решают проблемы, а не кричат на ребенка.
По данным исследования, больше половины родителей хотят посещать занятия по воспитанию и развитию ребенка. Среди них 64% матерей и 45% отцов. При этом 36% опрошенных мам 11% пап уже посещали занятия для родителей.
Обычно родители идут учиться, чтобы:
-
узнать больше о воспитании;
-
получить разные варианты решения проблем и задач, связанных с ребенком;
-
под воздействием родительского сообщества или «тусовки заинтересованных».
Какие родители ходят на занятия
Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.
Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:
-
Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.
-
Норм развития.
-
Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.
-
Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.
-
Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.
Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.
Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.
Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.
Лекция Людмилы Петрановской о том, почему дети уходят в гаджеты и как с этим быть
При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.
Мифы о родительстве
Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.
- Так правильно
Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.
Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.
- Это ненормально
У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.
В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.
Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания
Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.
- Я плохой родитель
На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.
Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.
Как научиться родительству
Выбирайте обучающие программы, на которых преподаватели помогают самостоятельно решать проблемы, а не рассказывают «как правильно». Такое обучение не вгоняет в чувство вины и беспомощности, повышает вашу родительскую самоэффективность. Учиться всему и сразу не нужно. Старайтесь стать самоэффективным родителем:
-
Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?
-
Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.
-
Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.
-
Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.
-
Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.
Родителям важно «невмешательство» — отсутствие критики, оспаривания решений и сомнений других людей. При этом многие родители не могут отказаться от помощи: не с кем оставить ребенка, накормить, отвести в школу. Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка. Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода.
Как выбрать родительские курсы
- «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
- Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
- Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
- Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.
Что почитать о воспитании успешных детей в будущем
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как воспитывать детей — статьи про воспитание ребенка
Когда приходит понимание, что от родителя зависит вся жизнь ребёнка, его характер и будущее, то невольно появляются вопросы, ответы на которые часто не передаются из поколения в поколение. Как воспитывать детей, чтобы их жизнь в будущем сложилась удачно, а воспоминания из детства были самыми приятными и незабываемыми? Воспитание ребёнка — это не только ответственно, но и трудно.
По этой причине сайт Childdevelop можно назвать первым помощником, который поможет найти ответы на вопрос — как воспитывать детей?
Приверженники семейных ценностей излагают принципы воспитания детей одним образом, а взгляды психологов и педагогов на воспитание детей могут порой чрезвычайно удивлять. Не секрет, что воспитание мальчика другое нежели воспитание девочки. А воспитание детей дошкольного и школьного возраста определяет не только характер человека, но и его дальнейшую судьбу.
Правильное воспитание ребенка — советы
Психологи советуют, что необходимо избегать слов оптимально и правильно. Так же и в педагогике, нет правильных ответов и решений каким должно быть правильное воспитание ребенка. Каждый родитель и опекун подходит к этому вопросу индивидуально (самостоятельно). В первую очередь, необходимо выработать единые требования. Мама разрешает, а папа за это же, накажет. На раннем этапе развития ребенок не должен ощущать дискомфорта от проблемы выбора, как поступить. Чаще общайтесь с воспитателями и педагогами ребенка. Вникайте в его переживания. Просто станьте другом своему ребенку и не придумывайте закрытых тем.
Есть еще один подход, и об этом нам часто сообщают статьи как воспитывать детей. Этот подход заключается в невмешательстве. Родители определят личное пространство ребенка, в которое они не вмешиваются. Из клятвы Гиппократа возьмем в педагогику один пункт – не навреди.
Статьи про воспитание детей от Childdevelop
Наш сайт childdevelop постоянно обновляется, публикуя самые разные статьи про воспитание детей, поэтому для каждого ребёнка можно найти особый метод и подход.
Будущие мамы и папы читают статьи о том, как воспитывать ребенка, с самых первых месяцев беременности. С рождением и взрослением малыша пополняется багаж умений и знаний родителей. На сайте можно найти статьи о воспитании детей, полезную информацию о психологии и развитии ребёнка. В общем всю информацию про детское воспитание. А варианты как провести досуг с пользой и удовольствием не оставят никого равнодушным!
Помимо статей, на сайте Childdevelop есть отдельный раздел, в котором Вы найдёте практические советы родителям по воспитанию детей, а также практические задания, которые не только поспособствуют развитию ребёнка, но и сблизят Вас с ним. А никакие педагогические методики не сделают маленького человека счастливым без родительской любви и заботы.
На сайте childdevelop собраны статьи о воспитании, практические советы, варианты творческих заданий для развития ребёнка любого возраста, блог, генератор заданий посвящённые тому, как нужно воспитывать детей. Это позволит не упустить ничего и сэкономит время для общения с самым дорогим на свете сыном или дочкой.
Хотите знать все о воспитании детей? Заходите на Childdevelop!
Как воспитывать ребенка без принуждения: советы Юлии Гиппенрейтер — Статьи — Дети 3-7 лет
unsplash.com
Стоит ли заставлять ребенка быть вежливым, дисциплинированным?
Мама: Сыну 4 года. Очень стеснительный, все время сам по себе, ни с кем не здоровается и не прощается. Заходим куда-нибудь: «Саша, не нужно ли что-то сказать?» Или когда уходим: «Саша, что нужно сказать? Скажи «до свидания»!» — молчит. Нужно ли заставлять?
Ю. Б.: Может быть, он просто не хочет, думает про себя: «Отстань от меня с этими «здравствуй» и «до свидания». Я ни за что не скажу!»
Тогда это здоровая реакция на насилие. Где-то вы пережали, и продолжаете нажимать дальше. Вот и все. А он не столько стеснительный, сколько просто борется за себя, за свое решение, как поступать.
Говорите ему иной раз так: «Сашенька, мы сейчас придем в гости, только ты смотри, не здоровайся! Ни в коем случае!» Увидите, скоро сам исправится.
Мама: А вообще, как быть с вежливостью, обязанностями и дисциплиной?
Ю. Б.: Ребенок должен освоить много навыков и умений: приучиться к горшку, к ложке, чистить зубы, не выходить из-за стола раньше времени… Надо стараться делать так, чтобы эти привычки входили в быт ребенка постепенно, без излишних усилий и конфликтов. Дети перестают что-то делать, если родитель без уважения, без учета его состояния настаивает на своем и принимает крутые меры.
Старайтесь режимные вещи отрабатывать в мирном тоне. Не бойтесь также по ходу дела шутить, разыгрывать, выдумывать — юмор и игривость в общении с детьми очень нужны.
Вы думаете, привычки вырабатываются от жесткого вдалбливания? Нет. Они вырабатываются постепенно, в доброжелательном общении.
Не стоит заменять регулярность и постепенность отработки привычек понуканиями. Можно использовать записку, картинку, напоминающую, что делать. Например, на цветок приклеить бумажку «Полей меня, пожалуйста». Будить ребенка в школу тоже не надо, замените себя будильником. Опоздал, прогулял — не ваши проблемы. Вы можете ему посочувствовать: да, неприятно — и только!
Мама: С какого возраста можно давать ребенку ответственность за свой подъем?
Ю. Б.: В 4-5 лет уже можно. Я расскажу историю об одной семье.
Представьте себе: Кольский полуостров, зима, полярная ночь. Два ребенка: мальчик 5 лет, девочка 3 лет сами встают в садик. Брат будит сестру, они сами одеваются, в шубах и шапках подходят к постели родителей, которые только протирают глаза, и говорят: «Мама, папа, мы пошли в садик» (он рядом с домом).
Пусть вас вдохновит сияющий образ этих детей! Но не фразы: «Вставай, опоздаешь!», «Что ты копаешься, скорее одевайся!»
Мама: Как сделать, чтобы дети были дисциплинированными?
Ю. Б.: Попробуйте вести себя немного иначе.
Слезьте с него, не перекрывайте его развитие заботой о собственных волнениях.
Мой ребенок все время прыгает, скачет, бегает, не сидит на одном месте ни минуты. Ему 6 лет, он гиперактивный, наверное, все воспитатели жалуются.
Мама: Что делать?
Ю. Б.: Раз мама жалуется на то, что не знает, как ребенком управлять, значит, дело не в ребенке, а в ней самой. Он «носится», может быть, потому что добивается свободы, которой не хватает.
Мама: Значит, мне ему говорить: «Лезь куда угодно — на горку, на дерево, на пожарную лестницу»?
Ю. Б.: Может быть, и так. Недавно была передача, где актер рассказывал о себе. Он — пожилой человек и, между прочим, упомянул о своем пятилетнем внуке. Внук однажды заявил: «В конце концов, я свободная личность!» Я его спрашиваю: «Что это значит?» — «Это значит, что я могу бегать, прыгать, когда хочу и сколько хочу!»
unsplash.com
Вот так — бегать, прыгать, жить! И вы дайте жить вашему ребенку! Когда Корней Иванович Чуковский был уже пожилой, он побаливал и жил на даче. К нему, великому знаменитому Чуковскому, привели отряд детей на экскурсию из школы. Ребята разбежались по территории дачи — кто куда, играют, резвятся. Он с удовольствием смотрел на все это.
А тут учительница всполошилась: «Петров, куда ты полез (на дерево)! Сейчас же слезай!» А Чуковский услышал и кричит: «Петров, молодец, лезь, лезь, не слушай эту тетку!»
Он так же воспитывал и своих детей. Родителям, которые ахают и охают, полезно об этом почитать в воспоминаниях его дочери.
Полуторагодовалый ребенок не реагирует на мои просьбы. Как его убедить?
Мама: Вы даете много мудрых советов, которые на практике у меня применять не получается. Моему сыну уже 1,5 года. Он не реагирует на мои просьбы, если действия ему неинтересны. Он либо продолжает заниматься игрушками, не обращая на меня внимания, либо убегает, либо активно сопротивляется. Например, если попытаться его повести мыть руки перед едой. Доводов и уговоров не желает слушать, зачастую приходится повышать на него голос, что меня очень расстраивает.
Я понимаю, что если ребенок чем-то увлечен, ему в силу возраста сложно понять, почему он должен прерваться и идти обедать, одеваться на прогулку, садиться на горшок… Приходится его всячески отвлекать, заинтересовывать.
Например, предлагать пойти помыть машинку. Заодно и руки мы помоем.
Но как только усадишь за стол, ни за что не возьмет ложку. Не знаю почему, но этот прибор не вызывает у него интереса. Приходится кормить самой. Ума не приложу, как научить его есть самостоятельно. Кстати, из чашки тоже отказывается пить, пьем с ложки. Но это еще полбеды! Даже когда кормлю сама, не будет открывать рот, если не дашь ему книжку, игрушку или — пока песню не споешь. Думала, может, оставить его без еды пару раз, так он ночью свое доберет (мы до сих пор на грудном вскармливании).
Сейчас нам очень трудно, убираем дневное кормление. Не знаю, поможет ли это изменить его отношение к пище… По такому же сценарию обстоят дела со сборами на прогулку и с высаживанием на горшок. Я понимаю, что так быть не должно.
Наверно, я делаю что- то не так. Как вы считаете, в чем моя ошибка? Подскажите, пожалуйста, как мне себя вести в подобных ситуациях упрямства и манипулирования со стороны сына?
Ю.Б.: То, как вы описываете жизнь с вашим малышом, случается у многих родителей, которые стараются воспитывать ребенка «очень старательно» и «правильно». Это желание похвально, но, к сожалению, оно часто приводит к «перегибам» и к потере гибкости в отношениях с ребенком. И это, судя по всему, произошло у вас.
Главный признак — слишком много точек непослушания: и с умыванием, и с одеванием, и с едой, и с горшком. Такое постоянное сопротивление обычно возникает у ребенка при установке родителя настаивания на своих «надо»!
Малыши, да и дети любого возраста, не переносят принуждений. Когда желание родителя вступает в противоречие с его желаниями или интересами, он отвечает «своеволием» и «упрямством»!
Эти реакции естественные, и даже в каком-то смысле положительные: ребенок проявляет свою волю, активно защищает себя. Нужно ли обязательно его «продавливать», настаивая на своем? На мой взгляд, не нужно! Конечно, все зависит от «проблемы», например, от огня его просто надо оттащить!
Но ваши главные проблемы упираются в обычные бытовые действия. Некоторые из них для 1,5-годовалого мальчика трудны, например, владение ложкой, или вовремя вспомнить про горшок, другие — не интересные, третьи вообще непонятные — зачем что-то надевать или есть, когда неголоден? И он отказывается.
unsplash.com
Вы спросите: что же тогда делать, если не принуждать? Столкновение «надо» и «не хочу» — проблема для любого родителя. Вы здесь не в одиночестве. Вы уже многое попробовали: доводы и уговоры, повышение голоса, отвлечения и развлечения. Например, во время кормления даете игрушку или даже поете — тогда он открывает рот. К сожалению, все это не приносит желаемых результатов. Вы недоумеваете: что же тут не так?
На мой взгляд, беда в том, что уже к 1,5-годовалому возрасту у вашего ребенка накопился «опыт непослушания» и он настроен заведомо отрицательно на любое ваше предложение. Значит, надо менять сам стиль общения с ним.
Стоит проявлять гораздо большее сочувствие к его трудностям, желаниям и нежеланиям. Он узнает о том, что вы его понимаете, если будете разговаривать с ним в стиле «активного слушания», о котором можете прочесть в моих книгах.
Например, во время еды сказать: «Ты не хочешь есть этой ложкой, а хочешь…» или — «Ты не хочешь есть вообще», вместо того чтобы запеть — в надежде, что он откроет рот и вы впихнете ему еду!
На его «да, не хочу» лучше всего вынуть его из-за стола, сказав: «Хорошо, больше есть не будем» (в крайнем случае, как вы говорите, доберет в следующее кормление). Такими словами и действиями вы покажете, что считаетесь с ним, с его желаниями или нежеланиями.
В результате он получит совсем новый опыт: узнает, что мама готова его услышать и с ним договориться. Согласитесь, «уговаривать» и «договариваться» — совсем разные вещи. Уступив в какой-то момент, вы получите несравненно более ценный результат: малыш будет больше доверять вам в целом, вашим словам и просьбам.
А то ведь, судя по вашему описанию, он вроде бы уже не ждет ничего хорошего от маминого «воспитания» — сразу настроен сражаться!
Есть еще один способ, который поможет ребенку прислушиваться к вашим словам, — это сообщения о себе, своих желаниях и недовольствах (так называемые «Я-сообщения»).
Они служат очень хорошей заменой повышения голоса, критики и наказаний, и также приводят к большему пониманию друг друга.
Еще хочу напомнить вам о важности совместных игр и занятий с ребенком, особенно в том, что ему интересно. И снова доверие, а с ним и послушание ребенка растет, когда родитель находит время и желание с ним интересно поиграть.
Если делать все перечисленное, тогда «воспитывать» особенно и не приходится — авторитет родителя становится таким, что то, что он говорит, принимается как должное.
Важные выводы:
Мы нервно натягиваем на ребенка колготки, потому что опаздываем в детский сад. А он сидит, развалившись, и думает о чем-то своем. Он знает: его оденут, поведут, сдадут — когда и куда родителям надо. Его будут формировать. А сам он что хочет? Какие у него самого интересы?
Спрашивайте его, пока он еще маленький — он вам будет рассказывать, делиться. Иначе потом будет поздно: подростком он уже станет скрывать свои интересы.
Мотивацию ребенка, его интересы, стремления нужно блюсти как зеницу ока. Найти себя, свой путь мечтает каждый. Ребенок тоже все время что-то хочет, ищет, выдумывает, мечтает. Дайте ему свободно развиваться, не программируйте его на каждом шагу!
Юлия Гиппенрейтер «О воспитании ребенка: беседы и ответы на вопросы», издательство АСТ, июль 2020 г.
Читайте также:
Юлии Гиппенрейтер — 90 лет: вот ее главные правила воспитания
Семь признаков того, что дети сели вам на шею
Три модных правила воспитания, которые вредят ребенку
Смотрите наши видео
Во время загрузки произошла ошибка.Как воспитать послушного ребенка — советы психолога
Родители имеют весьма разнообразные представления о том, как следует воспитывать детей. Для некоторых родителей воспитывать — значит оказывать ребенку поддержку в развитии его способностей и наставлять его в усвоении знаний и навыков. Для других воспитывать — это, прежде всего, прививать ребенку правила и ценности общественного поведения и таким образом делать из него социальное существо, которое будет принято обществом и добьется в нем признания. Большинство родителей в понятие «воспитание» вкладывают необходимость руководить ребенком и принимать за него решения. Независимо от того, какой стиль воспитания выбирают взрослые, ни одна мать и ни один отец не могут обойти стороной вопрос послушания. Бывает, и самые опытные родители вынуждены ставить поведение ребенка в определенные рамки. И даже самых компетентных родителей дети слушаются по-разному.
Наряду со стилем воспитания родителей, существенную роль здесь играют возраст и личность ребенка. Есть дети, которые по своей природе быстрее подчиняются требованиям взрослых, чем другие, ими легче управлять. Особенно часто родителям приходится прибегать к ограничениям, когда дети находятся в возрасте от двух до пяти лет.
Значение, которое родители придают послушанию в процессе воспитания, обусловлено множеством факторов. Помимо родительских ожиданий, связанных с будущим ребенка, не последнюю роль играют разговоры с родственниками и друзьями, книги и телевидение. Сюда же можно добавить впечатления и представления о жизненных ценностях самих родителей, усвоенные ими — по большей части неосознанно — еще в детстве из общения со своими родителями. Кроме того, существует наследие иудейско-христианской культуры, которому уже более 2000 лет и в котором послушание является не только средством, ведущим к цели, но и самой конечной целью — истинной целью воспитания, что можно проиллюстрировать цитатами разных времен.
В наши дни дисциплина переживает свою эпоху Возрождения. Широкие круги населения придают дисциплине в воспитании детей все большее значение. При этом складывается впечатление, что речь идет не столько о благополучии детей, сколько о том, чтобы родителям и учителям как можно эффективнее организовать воспитательную работу и обеспечить возможность контролировать детей с наименьшими затратами. Однако воспитательные меры не только непосредственно сказываются на поведении детей, но и влекут за собой далеко идущие последствия. Если в воспитании детей следовать тем дисциплинарным стратегиям, которые сложились в прежние времена, то, став взрослыми, они будут верить в авторитеты, проявлять мало самостоятельности, бояться ответственности и, не имея собственного мнения, станут подчиняться любому начальству как в общественной, так и в деловой жизни. Разве сегодня можно считать это целью нашего воспитания?
Насколько вообще непослушны дети?
В 2003 году в Швейцарии проводился опрос по теме воспитания, было опрошено 1240 семей.
⇒ Свыше 70% родителей характеризуют своих детей в возрасте от одного года до семи лет как непослушных. Наибольший показатель приходится на возраст от двух с половиной до четырех лет.
⇒ 50% родителей жалуются на плохие манеры за столом, невежливость в общении с окружающими и прежде всего на крики и сопротивление, когда они требуют от детей чего-то определенного.
⇒ Кроме того, 30% родителей упрекают своих детей за то, что уже в первые два с половиной года жизни они слишком много времени проводят у телевизора; а детей постарше обвиняют в неаккуратности (45%) и недостаточном желании учиться (25%).
Если исходить из того, что родители в Швейцарии не менее компетентны, чем в других странах, то из этого исследования мы должны сделать вывод: в повседневном воспитании доминирует непослушание. Этот вывод, с моей точки зрения, неправильный. Я придерживаюсь твердого мнения, что в повседневной жизни дети ведут себя преимущественно послушно. Если бы это было не так, воспитание детей превратилось бы в кошмар. Похоже, от нашего осознанного восприятия ускользает то обстоятельство, что по большей части дети слушаются нас. Мы принимаем их уступчивость как нечто само собой разумеющееся. Но если дети начинают сопротивляться, мы сердимся, и именно это закрепляется в нашем воспоминании.
Почему дети слушаются нас?
В большинстве случаев это отнюдь не страх перед каким-либо наказанием, существуют и более весомые причины.
Самой важной причиной детского послушания является тот факт, что ребенок любит находящегося рядом с ним близкого человека и не хочет его разочаровывать, отказываясь выполнить его просьбу. Он повинуется взрослым, потому что не хочет потерять их любовь и внимание. Ребенка делает послушным позитивная эмоциональная зависимость. Если отец провел субботний вечер со своим четырехлетним сыном и они оба остались довольны обществом друг друга, то ему будет чрезвычайно легко уговорить ребенка не включать телевизор. Но если отец после долгого трудового дня приходит домой и при первом же контакте с сыном запрещает ему смотреть телевизор, то малыш воспримет это как проявление недружелюбия и вовлечет отца в долгий спор.
Чем больше ребенок любит окружающих его взрослых и чем позитивнее его эмоциональное состояние, тем выше его готовность соглашаться.
Чтобы ни делали родители, принимаемые ими меры будут тем эффективнее, чем прочнее лежащая в основе детского воспитания предпосылка: ребенок должен чувствовать, что родители любят его. Именно эта позитивная эмоциональная зависимость, а не воспитательные меры в первую очередь побуждает ребенка слушаться взрослых. Поэтому родители должны стараться учитывать сиюминутный «градус» отношений и эмоциональное состояние малыша, а это часто бывает непросто.
Следующая важная причина детского послушания заключается в том, что родительские требования обычно совпадают с потребностью ребенка в самоопределении. В каждом ребенке живет глубокое стремление самому распоряжаться собой, стать самостоятельным. Даже новорожденный хочет, пусть еще на свой ограниченный манер, быть самостоятельным. Он ощущает потребность вместе с родителями определять, когда и сколько ему есть и спать или бодрствовать.
Не успеет грудничок научиться хватать, как у него сразу же появляются свои собственные взгляды на обращение с предметами. А когда ребенок начинает передвигаться, он намечает свои собственные цели, до которых он хочет доползти или дойти.
Это ни в коем случае не означает, что ребенок с первого дня может и должен все решать за себя сам. Что-то вроде неправильно истолкованного антиавторитарного принципа воспитания: «Пусть ребенок делает что хочет. Ребенок сам знает, что ему полезно». Такую позицию часто озвучивают применительно к вопросу о грудном вскармливании: ребенок сам может определять, когда и сколько ему есть. Некоторые дети, питание которых организовано по этому принципу, развиваются великолепно. Но другие, если предоставить им право самим определять объем пищи, будут есть явно недостаточно. Есть и такие дети, которые за несколько месяцев своей жизни так и не могут отрегулировать распорядок дня, просыпаются по ночам, пребывают в плохом настроении и много кричат. Этим детям родители должны помочь выработать равномерный ритм жизнедеятельности и наладить ночной сон.
Утверждение, которое можно считать справедливым по отношению к вскармливанию грудничков, срабатывает и в других областях: дети одного возраста отличаются друг от друга своей генетической предрасположенностью и уровнем достигнутого развития. Поэтому не существует такого принципа воспитания, который оказался бы верным для всех детей. В то время как некоторые груднички в области питания продвинулись уже настолько, что сами могут определять, в каком количестве и в какое время им необходима еда, другие все еще не могут обойтись без помощи родителей.
Чувствовать, в каких ситуациях и в каких видах деятельности ребенок достаточно компетентен, чтобы действовать в соответствии с собственными установками, а в каких за него пока должны решать родители, — это большой вызов всем, кто занимается воспитанием детей.
Если ребенок уже достаточно компетентен, ему можно предоставить право решать. Родители, препятствующие малышу в выполнении таких действий, на которые он уже вполне способен, приводят его в уныние и не дают ему становится самостоятельным. Но если ребенок еще недостаточно компетентен, то решать должны родители. Побуждая ребенка делать то, что ему еще не по силам, родители предъявляют к нему слишком высокие требования. Как заниженные, так и завышенные требования отрицательно сказываются на самооценке ребенка.
Многие модели поведения, которые родители хотели бы воспитать у своего ребенка, могут быть привиты ему без большого труда. Для этого родителям всего лишь нужно самим вести себя образцово. У детей сильно выражена склонность имитировать поведение окружающих взрослых людей. Если мама и папа каждый раз перед едой в присутствии ребенка моют руки, то ребенок усвоит это поведение, его не нужно будет учить этому специально. Если родители смотрят телевизор больше трех часов в день, что для наших широт является средним показателем, то им будет трудно разъяснить ребенку, почему именно он должен как можно меньше времени проводить у телевизора.
Когда ребенок непослушен, воспитательные меры часто становятся неизбежными. Ребенок должен понять, что его нежелательное поведение влечет за собой неприятные последствия, и отказаться от него.
Каким образом в проведенном в Швейцарии исследовании родители пытались добиться успеха в воспитании своих детей?
Почему же родители до сих пор прибегают к подобным методам? Всего 13% родителей, применяющих физические наказания, действительно считают их подходящим воспитательным средством. Треть таких родителей придерживается мнения, что время от времени ребенка можно и шлепнуть — это не принесет ему вреда. Подавляющее большинство, однако, чувствуют себя нехорошо, когда дают волю рукам. После расправы они утешают малыша и извиняются перед ним, упрекают себя, мучаются угрызениями совести и заводят разговор об этом с мужем/женой. Большинство родителей хотели бы избежать физических наказаний. Они чувствуют свою несостоятельность в вопросах воспитания и все-таки бьют своего ребенка.
Какие же меры эффективны и справедливы по отношению к ребенку? Чтобы быть услышанными, родители могут воспользоваться одной из трех имеющихся в их распоряжении стратегий.
1. Позитивное подкрепление родительских требований. Родители хвалят ребенка за поведение, которое они считают желательным. Если в возрасте 18 месяцев малыш, проявляя большое старание и терпение, пытается есть ложкой и родители хвалят его за это, то, оказавшись за столом в следующий раз, он будет стараться еще больше. В Швейцарии и Германии родители хвалят своих детей намного реже, чем, например, в Англии или США. Для нас, жителей Центральной Европы, похвала имеет привкус лести и сопровождается опасениями избаловать ребенка. Да и в общении со взрослыми мы тоже не склонны доверять похвале, поэтому обходимся с ней весьма экономно. В общем-то, жаль — ведь похвала играет в отношениях позитивную роль, в отличие от мер, предусматривающих негативные последствия.
2. Игнорирование. Родители не реагируют на нежелательное поведение ребенка. Игнорирование может оказаться более эффективным, чем запреты. Например, если малыш где-то подцепил крепкие выражения и с наслаждением выдает их в совершенно неподходящей ситуации. В большинстве случаев ребенок не имеет ни малейшего понятия о значении этих выражений, но хорошо понимает, какой эффект он может произвести с их помощью среди окружающих. Если родители не выкажут никакой эмоциональной реакции и не поддадутся на провокацию, ребенок сам собой прекратит их повторять.
3. Негативное подкрепление родительских требований. Ребенок должен отказаться от нежелательного поведения, поняв, какие неприятные последствия оно вызывает. Воспитательная мера, продуманная родителями заранее и отвечающая особенностям ребенка и ситуации, действует гораздо эффективнее, чем та, к которой прибегают спонтанно в разгар кризиса. Необходимо, чтобы эта мера соответствовала уровню развития ребенка и не оставалась простой угрозой, но была реально осуществимой. При выполнении этих условий ребенок осознает принятую к нему меру как последовательно проводимый родителями воспитательный принцип. Эффективность воспитания тесно связана с видением перспективы и предварительным планированием.
Ребенок не только испытывает фрустрацию, а может быть, и боль, но и — что еще важнее — чувствует себя отвергнутым: «Близкий человек, наказывающий меня, больше меня не любит». В первую очередь это относится к физическим наказаниям, которые поэтому никогда не могут быть оправданны. В некоторых странах, например в Дании, любая форма физического наказания расценивается законом как недопустимое преступление против детей.
Независимо от принимаемых мер, чувство отверженности у ребенка будет тем сильнее, чем меньше любви и подлинной заинтересованности выказывает взрослый. Это чувство отверженности порождает в ребенке не столько сама мера, сколько поведение родителей в то время, когда они объявляют ему о своем решении, а затем осуществляют его. Родители могут сказать свое «нет» дружелюбно, но твердо, а могут — со злостью и раздражением. Для ребенка эта разница имеет огромное значение. Особенно сильно ребенок чувствует отверженность, когда взрослый не только порицает его поведение, но и обесценивает его личность. Поэтому воспитательные меры, по возможности, не должны сопровождаться моральным осуждением. Таким образом, важна не только сама мера, не менее важно и то, как она реализуется.
Для нормального детского созревания естественно, что некоторые требования они выполняют неохотно и с определенным промедлением. Если попытаться поставить себя на место ребенка, то в большинстве случаев его досаду можно понять. Например, ребенок погружен в игру, а мать отправляет его спать. Малышу требуется время, чтобы расстаться со своей игрой и настроиться на сон. Отец едва ли будет реагировать по-другому, если он углубился в работу за своим компьютером, а мать зовет его к столу.
В случаях, когда никакие воспитательные меры действительно больше не помогают, родители и другие окружающие ребенка люди должны совместно задуматься над следующими вопросами:
— Соответствует ли вообще то поведение, которое мы хотим привить ребенку, уровню его развития и его индивидуальным особенностям? Не переоцениваем ли мы его возможностей? Не унижаем ли мы малыша, применяя свои воспитательные меры?
— Последовательна ли наша позиция как воспитателей? Какие предположения может делать ребенок в отношении принимаемых нами решений: считает он их осуществимыми или нет?
— Достаточно ли мы побуждаем ребенка к таким действиям, которые он может выполнить вполне самостоятельно и компетентно? Не слишком ли мы балуем его? Может быть, мы слишком часто вознаграждали его за послушание материально, и теперь своим непослушанием он пытается повысить цену? Нас легко провести или подкупить?
— Не пренебрегаем ли мы эмоциональным общением с ребенком? Ощущает ли он достаточно внимания и заботы с нашей стороны или думает, что не нужен нам? Не чувствует ли он себя отвергнутым, когда не может выполнить наши требования? Может быть, он хочет нам показать, что ему не хватает нашей любви? Может быть, негативное внимание для него лучше, чем вообще никакого, и он намеренно раздражает нас своими злыми выходками?
— Не берет ли ребенок пример с нас самих? Возможно, именно поэтому он не понимает, почему мы запрещаем ему вести себя таким образом?
— Наконец, родители всегда должны помнить о том, что все принимаемые ими меры оказывают на детей долгосрочное воздействие, в том числе влияют на их будущее родительское поведение. Поступки взрослых всегда служат детям примером для подражания. Какого воспитания желали бы родители для своих внуков?
Материал подготовил детский психолог Иволгина Н.А.
Воспитание мальчиков: советы психолога
Содержание статьи
В разные времена менялись взгляды на воспитание мальчиков, причем практически всегда господствовало мнение, что этим делом должные заниматься непременно отцы: только мужчине удастся заложить в малыша необходимые качества. Так, в древней Спарте поддерживалось очень суровое воспитание – с ранних лет ребенка отнимали от матери и заставляли заниматься физическими упражнениями, обучали тонкостям военного дела. В России буквально позапрошлого века дети в 6-7 лет помогали своим родителям-крестьянам, выполняя вполне взрослые обязанности.
Едва ли такие подходы в наше время хоть кто-то назовет приемлемыми. Сейчас воспитывать ребенка необходимо в атмосфере любви, уважения, уделяя внимание, прежде всего, личностному развитию и реализации детского потенциала.
Современный подход
В современном мире подход к воспитанию мальчиков изменился, чаще всего этим занимаются женщины. Достаточно вспомнить, что в детских садах и школах основная часть педагогического состава женского пола. Поэтому ребенок может не получить необходимого мужского опыта. В данном случае возрастает роль семейного воспитания, в рамках которого отец собственным примером будет показывать сыну нормы поведения.
Матерям-одиночкам приходится непросто, ведь им нужно объяснять ребенку то, с чем сами они не сталкивались – мужскую модель поведения. Не всегда это получается успешно, именно поэтому так много мужчин, ведущих себя как «типичная девочка».
Нередко и в полных семьях отцы либо слишком заняты, пропадая на работе, чтобы обеспечить семью всем необходимым, либо самоустраняются от воспитания, возлагая всю ответственность на супругу, либо же сами воспитаны неправильно, инфантильны и немужественны и ничему хорошему научить не в состоянии. Поэтому мамам приходится заниматься столь непростым неженским делом – учить своего ребенка становиться мужчиной.
Необходимые качества
Психологи провели исследования и выяснили, какие качества хотели бы видеть у своих сыновей современные матери. Результаты довольно неожиданны:
- аккуратность;
- старательность;
- добросовестность.
В то время как мужественность и смелость многие матери ставят на последние места. Позиция понятна – серьезный и спокойный ребенок не создаст проблем, в отличие от сорвиголовы и добродушного хулигана. Но в итоге сами же мамы останутся изумлены – почему их мальчик вырос безынициативным, робким, скромным, не готовым к преодолению препятствий, не понимая, что сами же стали причиной такого положения.
Опекая малыша, не давая ему резвиться в компании таких же детей, матери часто воспитывают его так, как удобно им – домашним ребенком без лишних проблем, искажая таким образом саму мужскую природу. Малыш становится слабовольным, не в силах дать сдачу, если на него нападают ровесники, терзается постоянными страхами, не имеет собственного мнения. Гиперопекаемый ребенок едва ли сможет вырасти гармоничной и целеустремленной личностью, готовой к жизненным трудностям, до седых волос он будет рассчитывать на помощь мамы и искреннее не понимать, что всего добиться он мог бы сам.
Второй вариант – проявление протестов, что свойственно детям, которые обладают некоторой силой духа. Такие мальчики категорически отказываются слушать родителей, не выполняют их просьбы, агрессивны, делают назло. Причина такого поведения – также гиперопека матерей, против нее ребенок и бунтует. Особенно страдают долгожданные и единственные малыши в семье.
Далее предлагаем познакомиться с тем, как психологи советуют правильно воспитать мальчика, чтобы он не вырос женоподобным, избалованным и не готовым к самостоятельной жизни, но в то же время не страдал от нехватки внимания. Женщинам следует отказаться от своей позиции «чрезмерно заботливой мамы», отпустить собственные страхи, дать ребенку чуть больше свободы. То есть отказаться от собственного материнского эгоизма и задуматься о том, кем станет ее сын в будущем.
Правила воспитания
Рассмотрим основные тезисы, которые должны учитываться матерями при воспитании сыновей.
- Отсутствие тотального контроля. Каждая мать сама определяет, что она будет разрешать малышу, в какой момент его неудачи придет на помощь, однако важно соблюдать «золотую середину», не превращаясь в суровую даму, уверенную в пользе спартанских условий, и не уподобляясь гиперзаботливым матерям.
- Использовать пример чужих отцов. Если женщина вынуждена воспитывать малыша одна, ей следует понаблюдать за тем, как ведут себя отцы других детей. Так, если во время прогулки кроха упал, папа не бежит к нему на помощь, более спокойно реагирует на слезы и крик, поскольку понимает, что падения в детском возрасте неизбежны.
- Не менее важно и понаблюдать за тем, где отцы проявляют твердость, а в каких моментах готовы уступить.
- Воспитать мужскую манеру поведения поможет не отдергивание, а подбадривание. Нужно помочь ребенку преодолеть препятствие, а не держаться подальше от опасного места.
- Слово – важнейший помощник родителей. Поэтому, говоря «мальчик», нужно постараться почаще употреблять характеристики «мужественный», «выносливый». У ребенка постепенно отложится в голове, как ведет себя представитель мужского пола.
Отметим, что воспитывать мужественность следует осторожно, с учетом возраста малыша. Так, если крохе всего 2 года, допустимо уступить, не требовать от него сверхусилий и супервыносливости. Сейчас детям очень нужна поддержка взрослого, жалость, общение – нельзя лишать ребенка необходимой психологической помощи.
Приведем пример:
- Если ребенок упал, заплакал, его следует пожалеть, даже если взрослый уверен, что крохе не больно.
- Когда мальчик, упав, не расплакался, его мужественность стоит отметить и похвалить, показать, как родители гордятся его стойкостью.
Только так можно воспитать гармоничную личность, а не забитую и неуверенную в себе или протестующую по любому вопросу.
Свобода
Отдельно поговорим об ограничении самостоятельности. Фразу «ты неправильно делаешь, иди, я лучше сама» приходится слышать довольно часто, причем даже по отношению ко взрослым мужчинам. Она губительна для личности мальчика, учит его быстро сдаваться, передать ответственность другому лицу. Такой ребенок всегда будет ждать, что в трудную минуту к нему на помощь придет мама и все за него сделает. Поэтому потом родителям не стоит обижаться, что повзрослевший сын постоянно просит у них денег, плачется из-за жизненных трудностей. Они сами подготовили себе и ему такую судьбу.
Выход прост – необходимо позволить ребенку действовать, методом проб и ошибок учиться, добиваться поставленной цели. Родители могут подсказать советом, но ребенок с дошкольного возраста должен быть самостоятельным.
Конечно, маме 4-летнего крохи проще самой одеть его на прогулку, чем наблюдать, постепенно теряя терпение, как он пытается завязать шнурки. Специалисты советуют: если малыш не просит помощи, нужно дать ему свободу. Лучше приступить к сборам заранее, но предоставить ребенку возможность одеваться самостоятельно. Если ребенок говорит «я сам», так и должно быть. Нельзя убивать в нем инициативу и желание учиться.
Запреты
Определяясь с уровнем свободы для ребенка, родители решают, какие запреты для него установить. Здесь возможны две популярные ошибки:
- Полное их отсутствие. С одной стороны, мальчик чувствует, что ему можно все, ощущает свою значимость, самостоятельность. Но с другой – в мире много опасностей, которые малыши в силу своего возраста не понимают. Поэтому такая позиция родителей ставит под угрозу здоровье и даже жизнь крохи.
- Огромное количество запретов. Крохе запрещают буквально все, для совершения любого действия мальчику приходится спрашивать разрешение (к примеру, можно ли взять ту или иную игрушку). Результат – ребенок вырастает неуверенным в себе, скромным, с полным отсутствием лидерских качеств и стремлений чего-то добиться самостоятельно.
Именно поэтому очень важно определиться с тем, что запрещать, а что разрешать малышу. Каждое «табу» должно быть обосновано и понятно ребенку – нужно объяснить, почему нельзя совать пальцы в розетку, к чему это приведет, почему нужно переходить проезжую часть только по пешеходному переходу, предварительно посмотрев по сторонам. Только в этом случае мальчик будут стремиться сознательно не нарушать правила, а не пытаться потихоньку «попробовать запретный плод», пока родители не видят.
Система запретов должна формироваться с 2 лет, следует постепенно приучать мальчика к слову «нельзя», поясняя ему, по какой причине нельзя.
Важность чувств
Обозначим такое правило: чрезмерная опека губительна, как и невнимание. Поэтому мамам нужно постараться не «сюсюкать» с мальчиком, но папам необходимо не стесняться выражать свои нежные чувства. Ребенок, растущий в атмосфере любви и уважения, сам научится любить и уважать. Следует учить сына с детских лет помогать старикам, особым образом относиться к девочкам и младшим детям как к более слабым и нуждающимся в поддержке.
Просить у малыша прощения, если родители поняли, что были неправы, – значит не утратить свой авторитет, а, напротив, укрепить его. Ведь ребенок осознает, что каждый может допустить ошибку, признать которую может только сильная личность.
Лучшие игрушки
Поговорим о принципах выбора игрушек для мальчика в 3-4 года. Психологи рекомендуют предлагать ему как можно больше «мужских» развлечений, причем речь идет не и машинках, солдатиках и оружии, а о каске пожарника, наборе столярно-слесарных инструментов, штурвале корабля. Подобные забавы можно приобрести в магазинах либо сделать самостоятельно.
Преимуществ у таких игрушек несколько:
- с ранних лет малыш знакомится с «мужскими» профессиями;
- меньше времени проводит за компьютером;
- ребенку подобные игры очень интересны.
Совет от психологов таков: следует приобретать подобные игрушки сдержанной окраски, это также помогает воспитывать мужественность.
В 5-6 лет можно давать детям возможность помочь папе, забив гвоздь или что-то построгав. Важно не пытаться запретить им работать, а держать под присмотром, чтобы кроха случайно не поранился. Такая помощь позволяет ребенку почувствовать себя более значимым, улучшает его самооценку. От отца требуется проявить терпение и не срываться на малыше, если что-то у него получаться не будет. Крики и ругань сделают свое дело – интерес к физической работе пропадет навсегда.
В неполной семье мальчики могут помогать кому-либо из родственников мужского пола, таким образом они сумеют приобщиться к мужским занятиям. Когда кроха немного подрастет, следует найти для него кружок, преподавателем которого является мужчина, причем такой, который действительно понравится ребенку. Подобный положительный пример очень важен в становлении характера.
Активные игры
Воспитание сына предполагает обязательное использование подвижных игр, однако не все родители от этого в восторге. Шум, беспорядок – вот то, что влекут за собой догонялки, прятки и подобные забавы. Кроме того, в помещении может быть недостаточно свободного места. Однако такие игры необходимы.
Задача родителей не запрещать всеми силами, а облагородить эти забавы, сделать из них способ развития личности. Так, ребенок может просто играть в догонялки, а может с помощью родителей придумать сложный сюжет, в котором присутствуют положительные и отрицательные персонажи, ведутся настоящие межпланетные войны. Можно рассказать малышу о викингах, индейцах, партизанах, самураях, римских легионерах, дружинниках русских князей и других, подобрать для них подходящее оборудование. Детям, безусловно, интересно на время перевоплотиться в жителя прошлых эпох, кроме того, они узнают и новую информацию.
Нельзя запрещать активные игры, в противном случае ребенок, который вынужден сдерживаться себя в детском саду или в школе, не получая эмоционального разряда дома, станет нервным и раздражительным.
Воспитание героизма, смелости
Важно знакомить мальчиков с подвигами жителей прошлых эпох – это не только станет положительным примером, но и поможет укрепить в них уважение к старшему поколению. На подсознательном уровне в каждом мужчине (вне зависимости от его возраста) заложено стремление к подвигам, к проявлению смелости, к риску ради какой-то высокой цели. Это и нужно использовать в воспитании: перед глазами ребенка должен быть герой, кто-то близкий по духу и понятный им, поступающий правильно, мужественно, решительно. На такие образы дети будут равняться, на них будут хотеть быть похожими. Если же не знакомить мальчиков с проявлениями героизма, то у них будет отсутствовать стремление к совершению подвигов, даже небольших, малозначительных, например к защите слабого и обижаемого.
Психологи подходят к вопросу так:
- Дети, даже не знакомые с подвигами истинных героев, понимают, что быть трусливым – плохо, стыдно.
- В каждом мальчишке жива тяга к романтике, однако, не имея перед собой полноценного примера, они начинают использовать те образы, которые видят на телеэкране или узнают у сверстников.
- Понятие «герой» заменяется на «крутой», что не всегда хорошо, поскольку «крутым» может быть и аморальный персонаж, не трусливый, мужественный, но не готовый к сочувствию, помощи, совершающий неблаговидные поступки. Именно подобная тенденция становится причиной роста подростковой преступности.
Вот почему родителям, не желающим допустить такой ситуации, важно вовремя познакомить малышей с теми, кто действительно достоин стать примером для подражания. Сделаем оговорку: идеал недостижим, но, пытаясь приблизиться к нему, человек становится лучше. Стараясь быть смелым, как настоящий герой, ребенок, возможно, и не добьется желаемого, но будет стремиться к покорению высоты. А если снизить планку, сделать поблажку, то получится, что и стараться необязательно. Результат – трусость, пассивная жизненная позиция, ориентир на неизбежное поражение. У мальчика появляется установка «зачем что-то делать, если все равно ничего не получится». Для ее преодоления важно внушить ребенку, что он обладает героическими качествами, а не ругать и стыдить за проявленную трусость.
Вообще, стремление к идеалу должно стать хорошей привычкой каждого. Приведем простой пример. Начиная изучение иностранного языка, человек не ставит своей целью владеть им как родным. Результат – полученных знаний хватит, чтобы кое-как изъясняться, продавцы и сотрудники отелей поймут такого туриста, но переводчиком ему не стать никогда. Именно поэтому надо с ранних лет учить мальчика ставить высокую цель. Достичь ее трудно, практически невозможно, но старания и стремления неизбежно повлекут за собой успех.
Лучшие книги
Воспитанию мальчиков очень поможет чтение с ними подходящей литературы. Поэтому даже дошкольника можно познакомить с произведениями Катаева, Олеши, Кассиля, Пантелеева, в которых герои совершают настоящие подвиги. Кроме того, дети обязательно оценят «Хроники Нарнии» К. Льюиса, «Приключения Эмиля из Линнеберге» А. Линдгрен. Можно рассказать им о подвигах Ивана Сусанина, русских солдат и партизан в годы Великой отечественной войны. В каждом городе есть улицы, названные в честь героев, поэтому мальчикам наверняка будет интересно узнать, что же такого героического, какой подвиг совершил тот или иной человек, что его именем назвали улицу.
Все это поможет непростому делу – воспитанию сына как настоящего мужчины.
Мифы и их развенчание
Некоторые родители неверно понимают воспитание мальчиков – и неизбежно допускают ошибки. Вот три основных мифа относительно воспитания сыновей:
- Поведение ребенка мужского пола обусловлено физиологией, и даже самое качественное воспитание не справится с природой. Мальчики всегда будут агрессивны, шаловливы, будут баловаться и рисковать. Это не так. Исследования доказали, что те дети, которых любят, сами способны дарить любовь, те, о которых заботятся – проявлять заботу. То, как мальчик будет себя вести, зависит, прежде всего, от воспитания, а не от особенностей пола.
- Мальчикам нужно быть мужественными. Из-за этого убеждения многие дети не могут жить так, как того хотели бы, опасаясь стать предметом насмешек и издевательств ровесников. На самом же деле мужественность можно проявлять по-разному, следовать общепринятым канонам не нужно. Мальчик может плакать, играть в «игры для девочек», оставаясь достойным представителем своего пола. Так, некоторые подростки предпочитают проводить время не на спортивных площадках, а на кухне, создавая собственные кулинарные шедевры, и в этом нет ничего предосудительного и постыдного. Напротив, они занимаются тем, чего по-настоящему хотят, полностью реализуют свой потенциал, счастливы и довольны собой.
- Мальчики представляются опасными, агрессивными, предрасположенными к насилию. В действительности же они чувствительны, способны к сопереживанию, помощи нуждающимся.
Родителям важно понять своего ребенка, отказаться от стереотипов, прикладывать все усилия к гармоничному развитию личности, только в этом случае сын будет расти мужественным, смелым, но заботливым и понимающим.
Рекомендации психологов
Предлагаем познакомиться с некоторыми советами практикующих психологов, которые помогут в воспитании мальчиков. Конечно, мальчик энергичен, порой может показаться агрессивным, чрезмерно динамичным. Поэтому важно направить его энергию в мирное русло:
- если он любит драться – предложить записаться в кружок или секцию восточных единоборств или бокса;
- если обожает покричать – дать возможность сыграть в игру, где крики являются необходимыми, так кроха «выпустит пар» и кричать в домашней обстановке не станет;
- если малыш не хочет проводить выходные так, как запланировали мама с папой, необходимо обсудить с ним этот вопрос, предложить внести собственное предложение, пояснить свое нежелание. Часто дети, понимая, что их мнение важно, перестают капризничать и на все соглашаются, ведь они убеждаются – для родителей их позиция важна.
При появлении в семье второго ребенка, особенно девочки, важно провести со старшим сыном беседу, убедить его в том, что родители не станут его меньше любить, что появление сестренки не скажется негативно на его жизни.
Кричать на ребенка и тем более использовать физические наказания недопустимо: мальчик, конечно, усвоит урок, но практика показывает – такие дети либо вырастают забитыми и робкими либо, напротив, продолжают совершать поступки, за которые их наказывают, но уже лучше скрывают их от строгих родителей.
Не менее опасно и сравнивать своего сына с другими детьми, ставить их в пример. Это и обидно, и не всегда справедливо, поскольку соседский мальчишка может хорошо бегать, но, в отличие от вашего ребенка, быть совершенно не способным к музыке. Такие сравнения часто становятся первопричиной заниженной самооценки.
Далее – следует видеть в своем сыне личность, которая может существенно отличаться от других детей, активных и спортивных. Не давить на малыша, помочь ему с самоопределением – вот основное правило воспитания в психологии. Важно отказаться от стереотипного понимания того, что именно должен делать и уметь мужчина, предоставить ребенку немного больше свободы, не навязывать ему свои мечты и стремления.
Воспитание мальчика – дело непростое, особенно если речь идет о первом сыне, когда знаний и опыта явно недостаточно. Очень важно во всем соблюдать меру и помнить: то, что удобно маме «здесь и сейчас», может стать губительным для нормального развития личности ее малыша. Именно поэтому собственным спокойствием можно слегка пожертвовать, дав крохе больше свободы для изучения мира и своего места в нем. Спокойный малыш, весь день играющий в настольные игры, конечно, создаст для своих родителей мало проблем, но не станет мужественным и смелым. В то же время если кроха не похож на соседских детей, не желает озорничать, предпочитая тихие забавы, не стоит давить на него – все дети разные, у каждого из них свой путь.
воспитывать детей — Перевод на русский примеры английский
На основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.
На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.
Потому что только молодые могут вырастить детей.
Потому что я слышал, что это отличное место, чтобы вырастили детей.
воспитывать детей в мире без последствий контрпродуктивно.
Когда Майкл решил воспитывать детей отдельно от их родителей, он, естественно, столкнулся с сопротивлением, поэтому он попытался разделить младенцев и матерей до рождения.
Когда Майкл решил воспитывать детей отдельно от своих родителей, он, естественно, встретил сопротивление, так что он был отделять младенцев от матерей ещё до рождения.Особые положения позволяют женщинам сохранять свои пенсионные права, если они прекращают работать, чтобы воспитывать детей .
Существует ряд мер, позволяющих женщинам норм права на пенсию в случае незанятости ввиду воспитания детей .должна иметь лицензию на воспитание детей.
Потому что женщин успешно воспитывают детей в одиночку.
Но слепые родители воспитывают детей постоянно с помощью.
Мое правительство решительно поддерживает и пропагандирует меры по укреплению сплоченности семей и способности семей воспитывать детей.
Мое правительство решительно поддерживает и отстаивает меры, настрочение семейных сил и укрепление способности воспитывать детей .Однако это не означает, что женщина должна в одиночку воспитывать детей.
Думаю, можно сказать, что когда мы с Томом уехали из Мидленда … у нас было множество теорий о том, как воспитывать детей .
А пока вы позволяете всей своей жизни проходить мимо вас, пока они воспитывают детей, отмечают годовщины и стареют вместе.
А в это время, ты позволяешь свою жизнь проходить мимо тебя, пока они растят детей и празднуют годовщины и стареют годов вместе.Мы не можем получить дом… а детей воспитывают ?
Как вы могли хотеть, чтобы вырастили детей в таком городе?
Минимальное образование и ограниченные возможности получения дохода для более бедных женщин снижают издержки упущенных экономических возможностей, в то время как женщины рожают и воспитывают детей .
Минимальный уровень образования и ограниченные возможности неимущих женщин в плане дохода снижают экономические возможности в тот период, когда женщины вынашивают и воспитывают детей .Матери, которые воспитывают детей в одиночку или имеют ребенка-инвалида до 16 лет, должны иметь ежегодный отпуск продолжительностью 35 календарных дней.
Матери, которые растят детей в одиночку или имеют детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, должны получать ежегодный отпуск продолжительностью 35 календарных дней.Я не думаю, что он был настолько хорош в том, чтобы прожить свою жизнь с точки зрения эмоционального интеллекта, который требовался, например, для воспитания детей или для поддержания отношений.
Не думаю, что у него получилось построить свою жизнь в плане эмоционального восприятия, как то требуется для, например, воспитания детей или поддержания отношений.Но не спасают браки и не воспитывают детей .
Как могло хотеть воспитывать детей в таком городе?
.воспитывают детей — с английского на русский
reɪz1. гл.
1) а) поднимать, чтобы поднять тесто / тесто ≈ ставить тесто на дрожжах, чтобы поднять затонувший корабль со дна моря на поверхность ≈ поднимать затонувший корабль со дна моря на поверхности Син: поднять, поднять, поднять, поднять Муравей: понижать, понижать, понижать б) повышать (в звании, должности) Любой работник, который делает полезное предложение фирме, будет повышен до более высокой должности. ≈ Любой сотрудник, сделавший дельное предложение, будет повышен.Син: поднять Муравей: опустить в) горн. добывать г) текст. ворсовать, начесывать
2) а) будить б) воскрешать Синтаксис: uplift в) выращивать (растения);
разводить (птицу, скот) г) растить, воспитывать (детей) д) воздвигать (здание и т. П.)
3) а) ставить, поднимать (вопрос) Син: воспитывать
3), поднимать
4) , поднимай б) поднимать (голос, вой и т. п.);
вызвать (смех, сомнение, тревогу и т.д.) в) запеть, начать (песню);
издать (крик)
4) а) собирать (какие-л.финансовые средства каким-л. образом) б) воен. собирать, формировать, чтобы поднять отряд ≈ сформировать часть ∙ поднять из поднять вверх, чтобы поднять свой стакан на кого-л., что-л. ≈ поднять бокал за кого-л., Что-л .;
провозгласить тост поднимите ад, чтобы вызвать большой дым, поднять чек-рейз, призрак
2. сущ.
1) а) подъем, дорога в гору б) горн. восстающая выработка
2) повышение, поднятие, увеличение, чтобы дать кому-л. повышение (в зарплате) ≈ повысить кому-л. (зарплату) заслужить, получить прибавку ≈ получать зарплату всеобщее повышение ≈ всеобщее повышение годовой прирост ≈ увеличение за год Синхронизация: прибавка, прибавка ∙ сделай прибавку повышение, поднятие, увеличение (американизм) прибавка (к зарплате) — просить * о повышении зарплаты — он получил * ему повысили зарплату подъем;
дорога в гору (горное) восстающая выработка поднимать (тж.* вверх) — * тяжести от земли, поднять тяжесть с земли — * слепым, поднять жалюзи — * земле вокруг растения (сельскохозяйственное), окучивать растение — * своей шляпе, чтобы приподнять шляпу, приветствовать кого-л .;
снять шляпу (в знак одобрения) — это был хороший жест: что-то достойное того, чтобы поднять шляпу перед этим благородный поступок, перед которым я преклоняюсь поднимать;
повышать — чтобы * глаза поднять глаза (на кого-л.);
возвести очи к небу — брови поднять брови (в знак изумления и т.п.) — к * голосу повысить голос — * к * голосу кому-л. говорить с кем-л. в повышенном тоне;
повышать голос на кого-л. подняться — он * сам он поднялся / встал / помочь подняться — to * smb. с колен поднять коленопреклоненного взметать;
вздымать — * облако пыли поднять облако пыли — * волны вздымать волны — * пар (техническое) поднять пары в котле извергать;
поднимать (пыль и т. П.) — дымить извергать дым поднимать;
будить, воскрешать — кому-л.в полночь поднять кого-л. • воспоминаниям пробудить / воскресить / воспоминания — ее крики могли быть посредниками * мертвых от ее воплей мертвые проснулись бы (религия) воскрешать — воскрешать из мертвых воскресить из мертвых вызывать, возбуждать;
порождать — чтобы * смех вызвать смех — * подозрение * возбудить подозрение — * румянец вызвать покраснеть (от смущения) — * жажду вызвать жажду — к * трудностям чинить препятствия — * доклад пускать слух начинать, поднимать;
затевать — восстанию, поднять восстание — возмущению учинить скандал / неприятность /;
поднять шум — к * ссоре затеять ссору (часто к, против) поднимать на борьбу — к * кому-л.защищать / защищать / что-л. поднять кого-л. на защиту чего-л. — в страну против кого-л. поднять страну на борьбу с кем-л. повысить, увеличить — до * цены повысить цены — до * заработной платы повысить / увеличить / зарплату — для репутации * кого-л. укрепить чью-л. репутацию — до * температуры, поднять / повысить / температуру — до * температуры до 100 градусов Поднять температуру до 100 градусов — до * производства до максимальной довести выпуск продукции до максимума — до * рынка (коммерческое) повысить цены (карточное) увеличить ставку (американизм) (коммерческое) подделать путем переделки указанной на документе суммы более часто возвышать, * душе возвышать душу — опасность * d его духам опасность заставила его собрать все силы возводить (в звание);
произносить (в чин);
Повышать по службе — чтобы * пэру пэрство / достоинство пэра / — * из рядов произвести в офицеры / рядового / (редкое) превозносить, восхвалять (шотландское) выводить из себя, приводить в ярость (охота) поднимать (зверя) ) (горное) добывать;
выдавать — тысячи тонн угля были * d были выданы на-гора тысячи тонн угля (математика) возводить в степень (текстильное) ворсовать;
начесывать (медицина) (разговорное) откашливаться, отхаркиваться — кровью харкать кровью воздвигать, сооружать (здание и т.п.) — в банк насыпать валивать, выводить (растения и т. п.);
разводить (скот, птицу) — кукурузе выращивать кукурузу — скоту разводить крупный рогатый скот обыкн. (американизм) растить, воспитывать (детей) — в * семью растить детей — Я был * среди гор на севере я вырос в горах севера — где он был? откуда он родом? ставить, поднимать (вопрос) — на * вопрос / проблему, точку / поставить / поднять, выдвинуть / вопрос — на * вопрос / тему / с кем-л.заговорить с кем-л. по вопросу / на тему / выдвигать (возражение);
предъявлять (требование) — к * возражениям возражать, выдвигать возражения — к * претензиям предъявлять претензию издавать (звук);
подавать (голос) — крик издать или поднять крик;
закричать — к * песне завести песню — * гимну затянуть псалом — * песне триумфа (возвышенно) залиться победной песнью — * подбадривать разразиться аплодисментами — * вздоху издать вздох, вздохнуть — * своему голосу возвысить голос — * свой голос против чего-л.возвысить / поднять / свой голос против чего-л .;
протестовать против чего-л. — никто не сказал ни слова против вызвать (дух, тень) — не было голоса против * призраков вызвать духов собирать, добывать (деньги) — * налогов собирать / взимать / налоги — * подписки собирать (деньги ) по подписке — в * ссуду сделать за * * деньги на что-л. получить ссуду под что-л. набирать (в армию);
формировать (часть) — в * единицу формировать часть / подразделение / снимать (ограничения и т.п.) — на * эмбарго отменить эмбарго — на * блокаду снять или прорвать блокаду (разговорное) натирать (волдырь);
набивать (мозоль) — чтобы * шишка набить шишку — * волдырь натереть волдырь — эти туфли всегда * волдыри в этой обуви обязательно сотрешь себе ноги вздуваться (о волдыре и т. П.) Заквашивать — чтобы * хлеб поставить тесто ( морское) открыть или увидеть на горизонте (берег и т. п.) — чтобы * приземлиться к берегу, открыть берег> * пистолет! (военное) пистолет наизготовку! > до * лагеря сняться с привала / со стоянки /;
свернуть лагерь> свой стакан кому-л., что-л. поднять бокал за кого-л., что-л .;
могут провозгласить тост> чтобы * свои перья нахохлиться (о птице)> достаточно, чтобы * волосы от этих волос стать дыбом> * за руку * кому-л. поднять руку на кого-л., ударить кого-л. > он не * пальцем, чтобы помочь нам он и пальцем не пошевельнул, чтобы нам помочь> * голова появиться> голод * зарыл голову в землю в стране свирепствует голод> * Каину / черт возьми, шалость, шум , дьявол / поднять шум;
начать буянить, скандалить> на крышу (сленг) поднимать шум, скандалить;
шумно возмущаться;
вести себя шумно и вызывающе;
нарушать порядок, правила поведения;
выходить из себя, терять самообладание;
вызвать фурор;
потрясающее впечатление> на * большой дым (американизм) под тревогу> на * пыль волноваться, нервничать;
поднимать шум;
втирать очки> ветру (сленг) раздобывать деньги ~ горн.восстающая выработка;
на повышение раздобыть, получить взаймы поднять будить;
воскрешать;
воскресить из мертвых ~ воздвигать (здание и т. П.) ~ Текст. ворсовать, начесывать ~ горн. восстающая выработка;
на повышение раздобыть, получить взаймы ~ вызвать (смех, сомнение, тревогу) ~ выращивать (растения);
разводить (птицу, скот);
растить, воспитывать (детей) ~ выращивать ~ горн. добывать, выдавать на-гора;
поднять ад, амер.поднять большой дым сл. поднять шум, начать буянить, скандалить ~ добывать ~ занимать деньги ~ запеть, начать (песню);
издать (крик) ~ извлекать ~ повышать (в звании, должности);
для повышения человека в звание пэра (кому-л.) Титул пэра ~ повышать (в звании, должности) ~ повышать ~ повышение, поднятие;
повышение ~ повышение ~ повышение заработной платы ~ поднимать (на защиту и т. П.) ~ Поднимать;
поднять бокал за здоровье (кого-л.) Пить (за чье-л. Здоровье);
, чтобы поднять якорь сниматься с якоря ~ поднимать ~ подъем ~ прибавка к заработной плате ~ разводить ~ собирать (налоги и т.п.);
на сбор денег добывать деньги;
для поднятия войск набирать войска;
поднять единицу воен. сформировать часть ~ собирать (налоги и т.п.) ~ собирать налоги ~ ставить, поднимать (вопрос);
поставить вопрос;
заявить возражения выдвигать возражения;
для подачи иска предъявить претензию ~ ставить, поднимать (вопрос) ~ увеличение ~ увеличивать ~ горн. добывать, выдавать на-гора;
поднять ад, амер. поднять большой дым сл. поднять шум, начать буянить, скандалить ~ чек амер.подделать чек;
вызвать призрака вызвать духа ~ чек амер. подделать чек;
вызвать призрак вызвать духа ~ повышать (в звании, должности);
возвести человека в звание пэра (кому-л.) Титул пэра ~ ставить, поднимать (вопрос);
поставить вопрос;
заявить возражения выдвигать возражения;
к предъявлению иска предъявить претензию ~ собирать (налоги и т. п.);
на сбор денег добывать деньги;
для поднятия войск набирать войска;
поднять единицу воен.сформировать часть ~ поднимать;
поднять бокал за здоровье (кого-л.) Пить (за чье-л. Здоровье);
поднять якорь сниматься с якоря поднять будить;
воскрешать;
воскресить из мертвых ~ горн. добывать, выдавать на-гора;
поднять ад, амер. поднять большой дым сл. поднять шум, начать буянить, скандалить ~ ставить, поднимать (вопрос);
поставить вопрос;
заявить возражения выдвигать возражения;
к предъявлению иска предъявить претензию ~ поднимать;
, чтобы поднять бокал за (кого-л.s) здоровье пить (за чье-л. здоровье);
поднять якорь сниматься с якоря в ~ тесто (или тесто) ставить тесто на дрожжах;
поднимать брови (удивленно) поднимать брови ~ собирать (налоги и т. п.);
на сбор денег добывать деньги;
для поднятия войск набирать войска;
поднять единицу воен. сформировать часть.
Расти детей ▷ Русский перевод
Теперь женщины должны не только заниматься домашними делами и воспитывать детей, но и находить свое «место под солнцем». Теперь женщины вынуждены не только заниматься домашними делами и воспитывать детей , но также искать свое место под солнцем.Они означают свободу найти работу, сделать карьеру, выбрать партнера по своему выбору и воспитывать детей. Они означают свободу работы, выбирать карьеру, выбирать супруга (или супругу) и воспитывать детей .Разве мы не можем получить дом и воспитывать детей ? Потому что только молодые могут вырастить детей. Потому что только молодые могут растить детей .Воспитанием детей
Было показано, что мужчины тоже принимают идею о том, что женщины могут одновременно работать и воспитывать детей . Результаты опроса показывают также, что мужчины сочетаются с тем, что женщины могут сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей .В таджикистане нет системы подготовки специалистов для обучения, и воспитывают детей с особыми потребностями, помещенных в интернатные учреждения. В таджикистане отсутствует система подготовки специалистов для работы по обучению и воспитанию детей с особыми потребностями, помещёнными в стационарные учреждения.Другие примеры предложений
Они воспитывают детей .Выращиваю хлеб , воспитываю детей и сохраняю народные и куб.