КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

( в помощь начинающему учителю).

 

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать своеобразным педагогическим произведение искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого рода. Изложим их в последовательности, в которой готовится урок. Итак:

 

1.Первое, с чего надо начинать подготовку к уроку:

 — четко определить и сформулировать для себя его тему;

 — определить место темы в учебном процессе;

 — определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

 — и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы.

v Определить и четко сформулировать для себя  его тему;

v определить место темы в учебном процессе;

v определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

v и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы.

 

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

 

3.Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

 

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно – популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

 

Подобрать учебные задания, целью которых является:

— узнавание нового материала; воспроизведение;

— применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.

 

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

 

Составить три набора заданий:

— задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

— задания, способствующие осмыслению материала учеником;

— задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

4. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и др.

 

5. Сгруппировать отобранный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

 

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

 

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно – наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде конспекта.

 

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

 

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

  • Формальную
  • Содержательную
  • Аналитическую

 

Формальная часть выглядит так:

Урок №

Тема:

Цель:

Задачи:

обучающие-

развивающие-

воспитывающие-

Оборудование:

1._____________

2._____________

3._____________

Последовательность последующих этапов урока

К примеру

Организация – 1 мин. Самостоятельная работа -10 мин. Новый материал – 20 мин. Демонстрация фильма – 5 мин. Закрепление – 7 мин. Задание на дом – 2 мин.

Литература:

1._________

2._________ ( С указанием страницы)

 

Содержательная часть – состоит из двух частей:

  1. Тексты двух заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;

  1. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:

 

 

Этап урока

Что делают

ученики

Что делает

учитель

     

 

 

Аналитическая часть – заполняется после урока.

.