МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Как воспитать правильно детей: 15 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

15 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

·  Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

·  Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

·  Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел «вместе» — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

·  Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

·  Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

·  Нет таких ситуаций, когда ребенка можно ударить. Да, известно, что Пушкин драл своих детей, но тогда это считалось нормой.

·  Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

·  Обнимайте ребенка несколько раз в день, объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а

для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

·  Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился действительно ощутимый проступок.

·  Лучшее наказание для ребенка — лишить его хорошего, а не сделать ему плохое.

·  Детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия — все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

·  Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

·  Ребенку тепло, когда понимают его потребности. Одна из важнейших — свобода исследовать мир и получать впечатления. Ребенок исследует свои возможности — и потихонечку поднимает планку. Когда он маленький, он хочет повыше залезть на дерево, подрастая — убежать с друзьями в соседний двор, став еще старше — вернуться домой позже обычного. Тут очень много зависит от того, как ведут себя родители.

Нотации и запреты бессильны.

· Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Например, наш педагогический энтузиазм. Вероятно, его лучше направить на себя.

Про воспитание

 

  • Воспитание ребенка — это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
  • Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.
  • Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый — носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.
  • Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность.
    Родительская миссия окончена
    . Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.
  • Воспитание — это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением — его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.

 

Про непослушание

 

  • Непослушание — единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
  • Рассердить, чтобы получить внимание, — очень так типично для детей.
  • Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
  • Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
  • Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте
    , конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  • Дети часто думают, что родители — «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное — быть искренними и не манипулировать его чувствами.

 

Про самооценку

 

  • Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь — я молодец. Помогаю маме — я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе.
    И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
  • Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки — ему все равно.

 

Про школу

 

  • Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка
    . Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа — это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
  • Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», — в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять — вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители — по крайней мере первые шаги в этом направлении.
    Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
  • Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
  • Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям».
    Учителя тоже люди
    . Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
  • Школа — это на время. А ваши отношения с ребенком — навсегда.

Возможно ли воспитать детей «правильно»?

«Возможно ли воспитать детей «правильно»?» — разработанный в НИУ ВШЭ онлайн-курс, предназначенный для широкой аудитории, которая получает возможность удаленно с помощью одного из ведущих специалистов в области системной семейной психотерапии разобраться, почему воспитание детей – такой непредсказуемый и парадоксальный процесс, почему (и насколько) результат воспитания может отличаться от желаний родителей. Среди тем этого онлайн-курса — структура детско-родительских отношений, влияние на них культуры общества с одной стороны и особенностей конкретной семьи с другой (например, супружеские отношения и даже порядок рождения деток).

Как воспитать ребенка правильно? Наша цель -счастливый ребенок

Рада знакомству! Если мы еще не знакомы, то меня зовут Ирина Терентьева. (Мое фото) Я автор проекта «Детология», специалист по гармонизации детского-родительских отношений. И я хочу собрать на своем сайте единомышленников. Мне важно, чтобы мои труды были полезны людям. Но я не претендую на истину в  последней инстанции, поэтому и решила создать эту страничку. Прежде, чем читать мои статьи, смотреть семинары или читать мои книги, ознакомьтесь с моими представлениями о  том, как  правильно воспитывать счастливого ребенка. Если наши взгляды совпадают, то — Добро пожаловать! Ну а если у вас другая позиция, то наверняка вы сможете найти для себя другой проект, который будет полезен именно вам.

Картинка 1 Как воспитать ребенка счастливым? Мои представления о счастливой семье. Сейчас расскажу, какие советы по воспитанию детей я чаще всего даю родителям, обратившимся за помощью/консультацией. Совет первый. Важно понимать, что спокойного и счастливого ребенка могут воспитать только спокойные и счастливые родители. Если мама все время дергается и на взводе, если она несчастна как женщина, если в семье постоянная ругань и натянутые отношения, то в 99% случаев ребенок будет расти тревожным, нервным, истеричным и вечно недовольным. Как ребенку расти счастливым, если вокруг него самые близкие люди несчастны?! Поэтому-то на всех консультациях, семинарах и вебинарах я в первую очередь успокаиваю родителей. Все проблемы временны! (Картинка 2/ Баннер про семинары ) Совет второй по воспитанию счастливых детей. Помните, что ребенок никому и ничего не должен.  Как только ребенок рождается, отовсюду начинаются сыпаться комментарии окружающих: «Он должен держать головку в месяц», «Он должен говорить 20 слов уже», «Он должен уже сам засыпать», «Нельзя приучать ребенка к рукам», «Он должен делиться», «Он не должен громко разговаривать»…. Я, наверное, могу очень долго продолжать, но вся «фишка» в том, что ребенок никому и ничего не должен. Он будет развиваться своим темпом. Этапы созревания всех высших психических функций разные: не существует двух одинаковых людей. Здесь я хочу поговорить немного о дизонтогенезе, патологиях развития. Да, существуют нормы развития моторных, речевых навыков, мышления и т.п. И сильное отклонение от этих норм говорит о необходимости немедленного вмешательства. Но адекватные специалисты всегда смотрят на проблему комплексно. Например, довольно распространенной проблемой сейчас является  слабое развитие речи. Малышу 2 года, а он говорит всего пару слов, и то понятных только маме. Хороший специалист не будет зацикливаться на развитии речи. Он посмотрит, насколько развито мышление ребенка, моторика, как он идет на контакт, реагирует ли он на игрушки, эмоции окружающих людей и прочее. И только потом сделает вывод. Ведь если западает только одна функция, то обычно это выравнивается со временем. А если западают несколько функций, то есть отставания несет комплексный характер, то уже необходима коррекция. Картинка 3 Совет третий. Родители должны активно знакомить ребенка с окружающим миром. Казалось бы, это очевидно. Но я частенько наблюдаю ситуации, в которых родители пускают все на самотек, а потом удивляются тому,  каких детей они воспитали. Вообще я создала свой проект именно для активных мам и пап, которые не сидят на месте, которые растут и развиваются вместе со своими детьми, а не деградируют от просмотра Дом-2 (прошу прощения у фанатов :)) На мой взгляд, всегда найдутся лишние 5 минут на общение со своим ребенком. Даже если ты устал, ты пахал целый день, но пару минут радостного общения с ребенком, свет в глазах родной кровиночки, радостная улыбка, звонкий смех… и усталость уходит. Дети знакомятся с миром в первую очередь через призму родительского восприятия. Если вы хотите привить ребенку свои ценности, то нужно с чадом как минимум активно общаться. Совет четвертый. Очень важно, чтобы родители понимали, что они делают и зачем. Вы применяете какое-то наказание? Чего вы хотите этим добиться? Вы говорите при ребенке: «Какой он у меня не послушный»? Вы понимаете, для чего вы это говорите? Какой реакции вы ждете от своего сына или дочки? Зачастую мы действуем стереотипно, а это очень вредно. Осознанность в процессе воспитания— очень полезная штука. Сейчас вокруг нас такое обилие информации о том, как воспитать ребенка правильно: доступно столько разной литературы, семинаров. И всегда можно подобрать такой прием воспитания, который подойдет именно вам и вашей семье. Было бы желание… Баннер про воспитание Совет пятый о воспитании детей говорит о том, что все дети хорошие.  И ваши тоже замечательные! Мне так хочется частенько притормозить многих родителей, которые закрутились, завертелись в проблемах, и обратить их внимание на то чудо, которое они растят. На те светлые стороны, которые есть в их детях. Меня прямо коробит, когда мамы и папы начинают свой разговор о ребенке, да еще частенько при самом ребенке, следующими словами: «Он у меня такой непослушный», «Он просто ужасен», «Простите, он совсем не умеет себя вести», «Он еще совсем не умеет…»  — и так далее. И я всегда стараюсь в таких ситуациях переключить родителей на позитивные стороны своих детей. Картинка 4 Ну нельзя же быть такими пессимистами. Своим чадом нужно гордиться! (фраза для картинк) Нужно радоваться каждому новому достижению, отмечать любой успех. Именно тогда и только тогда все трудности будут преодолеваться легко! … Если честно, то я даже не знаю, что еще добавить… Я не хочу здесь писать о стилях воспитания, наказаниях и поощрениях, оценках и прочем. Это все второстепенно. Главное, наверное, желание меняться самому, менять свою жизнь, прислушиваться к потребностям ребенка. Все остальное приложится. Вы со мной согласны?

Форма подписки «Я с вами» Пусть эти советы по воспитанию детей станут для вас руководством к действию в затруднительной  ситуации и помогут наладить отношения с ребенком. А если возникнут сложности и трудности, а они обязательно возникнут, то я всегда постараюсь вам помочь. На сайте вы найдете много бесплатных материалов по разным проблемам. Не забывайте, что  я отвечаю на ваши вопросы в прямом эфире. А если Ваш вопрос покажется мне интересным, то я могу написать по нему  и целую статью. Ну и всегда можно обратиться ко мне за онлайн консультацией по скайпу. Для этого надо только написать мне на почту. А что вы можете посоветовать другим родителям по воспитанию детей? Напишите об этом в комментариях!

ОБ АВТОРЕ

Ирина Терентьева:

детский психолог,

сказкотерапевт.

«Помогу воспитать счастливых детей!»

ОБ АВТОРЕ

Ирина Терентьева: «Я помогаю растить счастливых детей!»

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!

Я помогу любому, кто готов сделать один маленький шаг к счастливым переменам».

Ранний возраст

Уж сколько раз нам приходилось слышать от старшего поколения: «какая молодежь» и «дети сейчас невоспитанные», и «в наше время такого безобразия не было»! Наблюдая за сегодняшней ситуацией, можно заметить, что современные дети не ведут себя так, как двадцать и больше лет назад вели себя примерные пионеры: не уступают места в общественном транспорте, перебивают палку в запанибратстве и не уважают старших, используют нецензурную лексику в общественных местах и т. д. Этот список может продолжаться, но, все же, необходимо выяснить причину такого поведения и отношения, и что важно, не судить всех по примеру одного.

Некоторые родители считают, что воспитанием ребенка необходимо заниматься тогда, когда он вырастет, а некоторые перекладывают эти обязанности на школу и воспитателей. Но следует помнить, что главные жизненные принципы и привычки, как и глобальное восприятие мира, складывается уже к 7-8 годам, и в начальной школе придется взывать к силе воли, чтобы сформировать новые привычки — а делать это с каждым годом все тяжелее. А поскольку родители больше заинтересованы в воспитании своего чада, нежели любое учреждение, они должны уделять воспитанию как можно больше времени.

С чего начать?

1. Начните воспитание с раннего возраста… Или хотя бы «прямо сейчас». Чем раньше вы приступите к процессу, тем проще вам будет дальше. Ученые советуют начинать с 12 месяцев, когда ребенок начинает познавать мир и может овладеть хорошими манерами.

2. Хороший пример. В первую очередь — это люди, которые с самого рождения опекают ребенка и присутствуют в его жизни каждый день. Прежде чем начать воспитывать ребенка, начните с себя. К примеру, с самого раннего возраста говорите ребенку «спасибо», «пожалуйста» и (!) «извини». Ведь ребенок не сможет вести себя в обществе прилично, учитывая то, что его отец или мать не придерживаются норм этикета. Ребенок должен видеть положительный пример, поэтому старайтесь в присутствии ребенка не давать свободу чувствам и следить за своим поведением.

3. Не ругайте слишком часто и не позволяйте ни по какому поводу оскорблять ребенка. Обиженный ребенок, которого постоянно оскорбляли или угнетали, позаимствует данную модель поведения и в своей будущей семье. И разорвать этот круг будет достаточно трудно. Вместо «какой ты…» используйте «я-сообщения»: «как я расстроена»… «как мне это неприятно»… «даже не знаю, что думать после такого поступка». И обращайте внимание не на качества личности ребенка: «ты ленивый», — а на его поступки «тебе было лень сделать медленно, поэтому получилось неаккуратно, и придется переделать».

4. Наказывайте соответственно проступку. В идеале хорошо бы отнестись к ребенку как к незнакомому взрослому и вместо моментального наказания поговорить. У старшего дошкольника уже можно выяснить, в чем причина его поведения или чего он хотел добиться. Покажите ему другую, негативную сторону его поступка и обсудите, что именно он делает не так. А вот наказание будет уместным, если после беседы поведение ребенка не исправится. Виды наказаний разняться в соответствии с возрастом ребенка. Так, для более старших детей наказанием будет избавление на несколько дней их любимого гаджета. А младшим достаточно находиться без движения некоторое время (посидеть на табурете 5 минут, постоять в углу, находиться в комнате без игрушек). Единственное, что следует помнить родителям, — ни в коем случае не нужно наказывать ребенка физически. Ведь такие жесткие наказания могут перерасти в комплексы и обиды, которые останутся в ребенка на всю жизнь.

5. Научите ребенка делиться. Ребенок должен четко осознавать, что он находится в обществе и среди людей существуют определенные нормы, правила, традиции поведения. Ребенок должен быть не жадным, особенно по отношению к гостям. Но, в свою очередь, следует напомнить, что существуют вещи, которыми не принято делится с кем-то: нижнее белье, зубная щетка и т.д.

6. Непрестанно учите тому, что правильно, а что неправильно. В каждой семье правила вежливости свои, и объяснять их нужно последовательно. Лучшим способом для обучения будет похвала и благодарность: «спасибо за то, что ты…», «ты такая внимательная, поставила перед тетей Светой ее любимую чашку. Молодец!». Похвала вызывает сильные эмоции, а, следовательно, приведшее к похвале поведение запомнится надежнее.

7. Наделите ребенка определенными обязанностями. Это не значит, что на ребенка следует свалить всю домашнюю работу. Распределите обязанности между членами семьи так, чтобы ребенок увидел, какую роль его помощь играет в вашей жизни. Также, вы научите ребенка понимать, то обязанности есть везде и всегда и убегать от них нельзя: в садике, на работе, дома. Соблюдение домашних обязанностей — важная черта вежливого человека: ведь он проявляет заботу о семье.

8. Награждайте хорошее поведение. Имеется в виду не физическое награждение: техника, электроника, игрушки, конфеты. Главным является ваша похвала и поощрение. Если ребенок услышит, что сегодня он правильно поступил, когда помог дедушке перейти дорогу, он почувствует, что это хорошо и будет стараться делать так дальше. Также, обращайте внимание вашего ребенка на поведение других людей. Конечно, не стоит ребенка упрекать, что соседский Ванечка помогает маме мыть посуду, а ваш ребенок — нет. Наоборот, акцентируйте внимание на положительном: «Видишь, дядя уступил место тете. Это правильно, ведь мужчины сильные и всегда должны уступать женщинам место в общественном транспорте.

Статья про основные принципы воспитания детей, советы родителям

26.03.2014

Быть хорошими родителями является работой не из легких. Выстроить воспитательный процесс довольно не просто. В воспитании детей неизбежно возникают определенные трудности. И не совсем готовые к ним родители нередко воспринимают их как личное упущение или недостаток. Большинство родителей хотят воспитать своих детей правильно. Но привести в некую единую систему подходы к проблемам воспитания им удается редко. В следствие этого часто родители впадают в крайности, перемешивая так называемый авторитарный стиль воспитания с демократическим. Иногда родители и вовсе в порыве отчаяния начинают ребенку позволять буквально все. Но психологи смогли выявить в результате многочисленных опытов, экспериментов и жизненной практики ряд общих принципов, на основе которых любые родители могут воспитать своих детей эффективно и правильно. И такие принципы вовсе не предполагают получение знаний в области педагогики и связанных с ней науках. Однако следуя ниже приведенным принципам, родители смогут не только внести некий порядок в процесс воспитания, но также и получить весьма положительный результат. Первый принцип сводится к тому, чтобы родители обязательно в ребенке воспитывали самоуважение. Осуществить этот принцип легко, если постоянно следить за тем, как именно вы разговариваете со своим ребенком, а также как ведете себя с ним. Ребенка важно хвалить за его достижения и успехи. Рекомендуется также поощрять в ребенке проявления самостоятельности. 

В развитии такого качества, как самоуважение, это играет весомую роль. Ведь полноценная личность не сможет сформироваться без развитого чувства своего достоинства, а также без большой уверенности в себе. Недооценивать своего ребенка не следует никогда. Тем более не позволяйте себе отзываться о нем негативно. Если до ребенка дойдут от других людей ваши нелестные отзывы о нем, то это сделает его по-настоящему несчастным. Не стоит также проводить какие-либо сравнения своего ребенка с иными детьми. Это относится как к положительному контексту, так и к отрицательному. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, должный образец для подражания должны продемонстрировать ему именно вы. Помните о том, что все дети познают мир через наблюдение за родительским поведением. В последствии дети неосознанно начинают это поведение копировать. Наиболее отчетливо такая тенденция может быть видна, когда ребенок еще не достиг возраста двенадцати лет. Затем те навыки, которые ребенок приобрел через подражание родительскому поведению, станут для него базой, на основе которой он будет выстраивать уже свою схему поведения. Поэтому совершенно необходимо, чтобы родители могли обеспечить «модель поведения» образцового качества. Именно ваши поступки обо всем скажут гораздо громче, нежели словесные наставления. По этой причине воздержитесь от того, чтобы ребенку читать нотации. Лучше своим примером и личными действиями дайте понять ребенку, что такое честность, уважение, доброта, дружелюбие, терпимость, надежность. Бранные слова должны полностью исчезнуть из вашего лексикона. Также не стоит к ребенку проявлять агрессию, если вам захотелось как-то выразить недовольство или гнев. Еще один важнейший принцип воспитания сводится к необходимости ценить ребенка за его хорошие поступки. Если ребенок ведет себя безупречно, не забывайте за это вслух похвалить его. 

Отмечайте вслух любые его успехи, а также простые вещи, которые он делает верно. Иными словами, вам следует научиться делать своему ребенку комплименты. Но они должны относиться не к его внешности или одежде, а в первую очередь к его хорошему поведению. Ваша любовь на ряду с добротой и похвалой будут для ребенка самыми ценными подарками, которые вы только в состоянии предложить ему. Сарказм в отношении детей абсолютно не допустим. Также не следует ругать ребенка постоянно за одно и то же негативное поведение. Если ребенку свойственно повторять одинаковые ошибки, то это не может служить поводом к тому, чтобы его лишний раз отчитать. Напротив, это выступает весомым поводом для вас к более глубокому анализу своего родительского поведения. Подумайте, почему ребенок не хочет изменить свою тактику поведения, и что для этого сделали конкретно вы. Воспитательный процесс совершенно не мыслим, если родители не уделяют своим детям достаточно времени. Конечно, условия современной жизни таковы, что чаще всего в семье вынуждены работать оба из родителей. И это превращает возможность уделять ребенку время в очень трудную задачу. Однако время, в течении которого вы можете побыть вместе с ребенком, по истине является очень дорогим подарком. Дети нуждаются во внимании родителей всегда. И если ребенок начинает вести себя плохо, то это чаще всего и бывает вызвано недостатком внимания к нему или полным его отсутствием. Демонстрируя плохое поведение, дети словно пытаются стать более заметными для родителей, привлекая своими поступками внимание со стороны взрослых. Поэтому научитесь в своем плотном графике выделять обязательную долю времени на детей. К примеру, общению с ребенком вы можете посвятить полностью один из выходных дней. 

Можно также выделять хотя бы по сорок минут ежедневно, чтобы пообщаться с ребенком. Научитесь вместе с ребенком выполнять все те действия, которые только можно. Готовьте вместе завтрак, вместе убирайтесь дома, вместе работайте в огороде и т. д. Многим родителям приходится учиться и тому, как правильно общаться со своими детьми. Психологи полагают, что такой навык не может появиться сам собой, если у родителей тоже не было в этом смысле достойного примера для подражания. С детьми родители должны установить постоянную, непосредственную, максимально понятную и одинаково интерпретируемую коммуникацию. Для этого достаточно научиться предельно ясно и четко выражать собственные чувства и мысли словесным путем. Дети должны однозначно понимать, чего именно от них ожидают родители и почему они требуют делать что-либо именно таким образом, а не как-то иначе. Позволяйте ребенку участвовать в принятии решений. В результате, если в воспитании проблемы все же будут возникать, от ребенка вы услышите разумные встречные предложения, что очень хорошо для вас, как для родителей. Родительское поведение должно обладать гибкостью. Стиль воспитания нужно уметь подстраивать под обстоятельства. Ведь дети даже в рамках одной семьи могут быть совершенно разными. Следовательно, и родители должны суметь выстроить линию родительского поведения именно под личность конкретного ребенка. 

Но делать это следует очень тонко и не слишком часто. Меняйте воспитательный процесс, подстраиваясь к определенному периоду детского развития, а также к индивидуальным особенностям своего ребенка. Не стоит слепо доверять в процессе воспитания тем советам, которые приводятся в разной литературе на эту тематику. Ведь развитие каждого из отдельных детей все равно будет происходить с индивидуальной скоростью. Одному ребенку удастся развиваться очень быстро. А в развитии другого будут прослеживаться явные замедления. Это может относиться не только к развитию физическому, а также к умственному и психическому. Если вы полагаете, что по ряду критериев ваш ребенок не успевает за другими детьми, то это может вас настроить на слишком высокие ожидания в отношении ребенка. Часто за этим следует лишь полное разочарование. Ведь какой-то единый воспитательный стиль для абсолютно всех детей еще не выработан. И вряд ли когда-нибудь его сформируют специалисты. Лучше по мере взросления ребенка адаптируйтесь к нему сами. Это позволит вашей внутренней интуиции подсказать вам, как строить свое поведение дальше. То, что эффективно работает на одном этапе, на другом может перестать работать полностью. Поэтому не забывайте сохранять гибкость своего поведения. А вот любовь к ребенку должна оставаться неизменной и безусловной. Даже тогда, когда ребенок ведет себя не подобающим образом, он должен осознавать, что это не может повлиять на вашу любовь к нему. Это отнюдь не означает, что ребенку позволительно вести себя недостойно или плохо. Однако он должен быть полностью уверен, что ваша любовь к нему будет продолжаться не смотря ни на что. 

Страх в ребенке должен быть обусловлен боязнью огорчить вас либо доставить вам боль. Но вот бояться утратить вашу любовь ребенок не должен никогда. И в этом многие родители допускают серьезнейшую ошибку, начиная ребенка словно шантажировать словами: «Если ты не сделаешь то-то, я не буду любить тебя. ..» Вы должны четко для себя уяснить, что любые ошибки, совершаемые ребенком в детстве, представляют собой следствие естественного знакомства с окружающим миром. Но иногда ошибки ребенок делает и из-за недостатка подсказок со стороны родителей. Поэтому воздержитесь от ругани, критики или ссор с ребенком. Гораздо разумней объяснить ему, что вы в действительности от него ожидаете. Можно также при этом подбодрить ребенка, сказав ему о том, что он в следующий раз при аналогичных обстоятельствах обязательно поступит правильно. Даже несмотря на совершенные ребенком проступки, не забывайте говорить ему о том, что вы в него очень верите и по-прежнему его любите.

Как правильно воспитать ребенка: советы любящим родителям

Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть? Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.

2 8994 21 Июля 2018 в 06:43

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Редактор: Тамара Ткаченко

Как правильно воспитать ребенка, чтобы вырос достойным человеком? Хочется найти золотую середину: и не разбаловать, и не «затюкать». Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.

Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения

  1. Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? Насильственное кормление в детстве не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает. 
  2. Мама, не кричи! Крик губителен для психики любого ребенка. Последствия — разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению). 
  3. Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты — гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, он… ворует. Хотите знать почему? 
  4. Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, каким должен быть ребенок. Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в первые годы жизни. Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать — зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит. 

Как правильно воспитывать ребенка с 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно осваивает взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Отчетливо проявляются его природные черты характера. Возникают первые конфликты: с родителями и с ровесниками. Как не допустить ошибки в воспитании детей в этот период? Что, если возникают проблемы в поведении малыша? 

  1. Развивайте навык делиться. К кому у нас больше всего возникает расположение? К тому, кто дает нам что-то желанное. Для детей раннего возраста — это вкусненькое. Приучайте ребенка делиться пищей с другими детьми как можно раньше — и он всегда будет хорошо адаптирован в коллективе. Бессознательно другие люди испытывают симпатию к тому, кто способен быть дающим.
  2. Развивайте навык сопереживания. Эмоциональное развитие ребенка — ключ к тому, как вырастить воспитанного и счастливого человека. Чем больше развита эмоциональная сфера, тем больше ребенок способен проникнуться чувствами других людей, разделить переживания, тем легче он будет принят в любом коллективе. Воспитание чувств — важнейший процесс формирования психики.  

  3. Найдите баланс поощрения и наказания. Очень важно правильно использовать запреты и поощрения — они должны быть для ребенка значимыми. Для послушного обладателя анального вектора лучший «пряник» — похвала родителей. Для практичного кожника — желанный подарок или поход в новое место. Наказание — это отсутствие, нехватка желанного «пряника», какого именно — зависит от психики ребенка.  
  4. Дисциплина или свобода? Насколько ограничивать ребенка, чтобы не испортить его развитие, тоже зависит от врожденных свойств малыша. Обладателям кожного вектора дисциплина важна как воздух: нормально развиваются такие дети только в условиях адекватных ограничений, режима и правил. Послушные обладатели анального вектора сами по себе лояльны маме, а в дальнейшем — обществу, если растить их правильно. А вот природный «вождь», обладающий уретральным вектором, — свободолюбив, его невозможно и вредно ограничивать — лучше просить о помощи. 
  5. Вовремя прививайте навыки социализации. Посещение детского сада — жизненная необходимость для каждого ребенка с 3 лет. Обычно с походом в детский сад медлят те родители, у которых растут эмоциональные, часто болеющие малыши со зрительным вектором. А может, вы родители маленького философа — звуковика и ваш малыш плохо реагирует на шумный коллектив? В любом случае любовь родителей не заменит навыков социализации. Отсутствие возможности научиться встраиваться в коллектив сверстников может значительно уменьшить будущую реализацию человека в социуме. 

Если родители сталкиваются с проблемным поведением своего ребенка, возникает много опасений. Что, если проблемы закрепятся потом на долгие годы? Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть?

Советы родителям — применять только с учетом природных свойств ребенка

  1. Агрессивный и обиженный упрямец или «золотой ребенок». Обладатели анального вектора от природы стремятся быть послушными, лояльными. Делают все неторопливо и обстоятельно. Воспитание таких детей требует терпения, спокойствия: крайне важно не торопить, не подгонять, не обрывать ребенка. Если это правило не соблюдается — малыш обижается и упрямится. При ошибках воспитания у него возникает агрессия к животным и людям. 
  2. Истеричные дети или нежные «любики». Носители зрительного вектора — самые эмоциональные. Перепады настроения у них бывают сто раз в день. Такого ребенка нельзя пугать даже в шутку. Нельзя читать сказки, где кто-то кого-то съедает. Иначе малыш растет истеричным, плаксивым и пугливым. Для правильного эмоционального развития поможет литература на сострадание. 
  3. Маленький новатор или «гиперактивный ураган». Обладатель кожного вектора любит новизну и перемены. Ему жизненно важно много двигаться, заниматься спортом. Развивать свой конструкторский, инженерный талант. Учиться быть организованным и дисциплинированным, подчиняться запретам, ограничениям и правилам. Когда таких условий родителями не создано, ребенок растет несобранным, неспособным следовать правилам. Что делать — читайте тут.
  4. Юный философ или «социальный неадаптант». Обладатели звукового вектора имеют особо чувствительный слух. Важно соблюдать звуковую экологию: говорить негромко и внятно, свести к минимуму бытовые шумы. Фоном включать тихонько классическую музыку, чтобы ребенок вслушивался. Тогда малыш рано будет проявлять интерес к науке, развивать свой абстрактный интеллект. В атмосфере громких звуков или конфликтов родителей такой малыш получает сильную травму: его развитие нарушается. Проблемы могут возникнуть очень серьезные — ребенок не идет на контакт с родителями и ровесниками, перестает реагировать на речь. Как предотвратить проблему? 

Что еще необходимо ребенку

  1. Дружная семья — счастливые дети. Минимум 2 раза в неделю найдите время, чтобы собрать всех членов семьи за общим столом. Совместный прием пищи в особой атмосфере (праздничная скатерть, посуда) очень способствует укреплению внутрисемейных связей.
  2. Совместное чтение. Создайте традицию вечернего чтения вслух, где присутствуют и дети, и родители. Уровень сложности текста выбирайте с опорой на старшего ребенка, если у вас несколько детей. Сопереживание главным героям объединяет семью чувственно. В будущем ваши дети будут расти не конкурентами друг другу, а лучшими друзьями. И с родителями душевная связь сохранится на всю жизнь.
  3. Почему ребенок болеет? Тело реагирует на любой психологический дискомфорт. Причиной может быть неудачная модель воспитания, если она идет вразрез с природными свойствами ребенка. А бывает, что влияют тяжелые состояния мамы — ее тревожность, депрессия, раздражительность, апатия, обиды на жизнь.
  4. Нравственное воспитание. Как вырастить ребенка честным, справедливым, милосердным? Как воспитывать, чтобы он воспринял нравственные ориентиры? Это глубокая тема поднимается в статье Нравственное воспитание, или Как научить свободе.
  5. Личный пример. Он работает во всех сферах жизни. Угадайте, кто сумеет вырастить счастливого человека? Верно, хорошее, счастливое будущее ждет тех малышей, которые растут у счастливых родителей.