МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Коммуникация в детском саду: Доклад по дошкольному воспитанию «Понятие коммуникации в ДОУ»

Доклад по дошкольному воспитанию «Понятие коммуникации в ДОУ»

Уважаемые участники конференции, коллеги, присутствующие! Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме: «Понятие коммуникации в ДОУ».

Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Основной функцией является обмен информацией между участниками коммуникации, а также выражение эмоционального отношения к определенной информации, факту. Для детей коммуникация имеют особую значимость, поскольку является важным фактором развития ребенка, расширения кругозора, познания окружающей реальности.

Традиционно в коммуникации выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности) [3].

Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация — передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть проти-вопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нор-мального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному [8].

Преобладают в дошкольном возрасте венситуативные формы общения.

Под внеситуативно-познавательной формой общения между детьми и взрослыми подразумевают такую форму, при которой общение между ребенком и взрослым базируется на естественном стремлении ребенка к познанию. Эта форма появляется еще в среднем дошкольном возрасте и устойчиво сохраняется в старшем возрасте. На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции.

Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности.

Так возникает внеситуативная форма общения, направленная на получение информации и новых впечатлений о внешней среде, окружающей ребенка, и основных явлениях и процессах, происходящих в ней. Это форма также эффективно вплетается в совместную деятельность воспитателя с воспитанниками, часто переплетается с совместной познавательной деятельностью. Характерной чертой этого периода является то, что у ребенка появляется потребность в уважении, ему важно ощущать равное и уважительное отношение к себе со стороны взрослого.

Отличие этой формы общения состоит в том, что оно тесно переплетается с различными видами деятельности и совместной работой с воспитателем, но при этом носит теоретический характер. Направлена такая деятельность на удовлетворение естественного стремления к познанию, которое свойственно старшему детскому возрасту. Преобладание в этом возрасте познавательного интереса ведет к тому, что ребенок начинает задавать большое количество вопросов.

При этом зачастую вопросы очень разнообразны и удивляют взрослого человека. Тем не менее, они охватывают всю сферу знаний, присущих ребенку в этом возрасте. Приведем некоторые примеры таких вопросов:

«Почему рыбы в воде не тонут?»

«Почему деревья не ходят?»

«Правда, что апельсин — папа мандарина?»

«А на чем пирожные растут?» и пр.

Ребенок усваивает все, что он слышит от взрослого, сравнивает с тем, что он видит сам. При этом он пытается сопоставить, проанализировать информацию, установить свои принципы и закономерности. Таким образом, в качестве ведущего мотива этой формы деятельности выступает познавательный мотив. При этом взрослый предстает перед ребенком в роли эрудита, который знает ответы на все вопросы, а также как источник новых знаний [4].

Если у ребенка появляется вопрос, то он не видит другого способа удовлетворения своего познавательного интереса, кроме, как спросить у взрослого. Он считает, что взрослый сможет дать ему ответы на все интересующие вопросы, а также разрешит возникающие трудности и диллемы. При этом часто идет обсуждение различных тем, которые могут быть весьма далеки от личности взрослого или ребенка, а также от окружающей среды. В таком русле общение впервые приобретает черты внеситуативного общения.

Также появляется потребность в уважении. Именно в связи с высоким уровнем этой потребности, возникает высокий уровень обидчивости ребенка. При этом для ребенка огромную значимость приобретает мнение и оценка его взрослым человеком. Ребенку свойственно то, что он воспринимает любое замечание критику в свой адрес как личную обиду и отвержение.

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы).

Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения, естественно, является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

Ребенок в этом возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир [3].

Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой. Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в дошкольном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка [6].

Наглядно – действенное мышление является новой формой, точнее новой ступенью развития личности ребенка. Это подготовительный уровень, на котором происходит интенсивное накопление фактов и сведений об окружающем мире. В это время формируется своеобразная модель восприятия, которая является основой для дальнейшего формирования представлений и понятий.

Наглядно – образное мышление является предпосылкой к формированию новой более сложной формы общения – внеситуативно-личностной.

Это форма, при которой основное содержание разговора переключается на мир людей. Вещи уже находятся за пределами внимания ребенка, поскольку он достаточно хорошо их познал для своего возраста. Ребенка начинают интересовать отдельные человеческие качества, черты характера. Складывая отдельные элементы, у ребенка формируется целостный образ определенного человека. При этом дошкольники часто разговаривают о себе, своих родителях, членах семьи. Его начинают интересовать правила поведения, культура общения. Таким образом, ведущим мотивом становится личностный. Главным стимулом, который побуждает ребенка начать разговор, является сам человек, вне зависимости от его функций и характеристик.

Внеситуативно-личностное общение нельзя назвать одной из сторон какой-либо деятельности. Оно представляет собой самостоятельную ценность. Отличие от предыдущих форм общения состоит в том, что ребенок начинает воспринимать взрослого не как абстрактную личность, а как конкретного индивида и члена общества [5].

Интерес ребенка направлен не только на реакцию и поведение взрослого в конкретной ситуации, но и на анализ отдельных его качеств и свойств. Например, ребенок рассматривает и анализирует отдельные качества человека, например, его внимательность, доброжелательность, общительность. Также ребенок обращает внимание и на социальные установки, положение человека в обществе и различные ситуативные проявления. Например, ребенок обращает внимание на то, где и как человек живет, кем и как работает, как одевается, есть ли у него семья, дети.

На основании этого у ребенка происходит сопоставление его качеств, манер поведения, социальных установок, особенностей внешнего вида. Это дает ему основание сделать для себя определенные выводы об этом человеке, сформировать собственное отношение к нему. Тем не менее, ребенок не только получает информацию об окружающих его людях, но и с удовольствием расскажет о себе, своей семье, родителях, ничего не скрывая, не анализируя.

Способность к минимальному анализу и формированию образа определенного человека, приводит к тому, что в процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности взрослого: родителя, воспитателя.

На этом этапе педагогическое воздействие на воспитанников осуществляется в первую очередь посредством личности воспитателя. Для ребенка очень важен личный пример, поскольку дети часто подражают и перенимают образ того человека, который является для них авторитетом. Воспитатель всегда воспринимается учащимися как авторитет и образец для подражания. Именно по этой причине необходимость развития личностных качеств приобретает особую значимость и актуальность для педагога [1].

В ходе реализации педагогической деятельности воспитатель должен проявить себя как личность. В общении с воспитанниками проявляются личностные качества педагога, раскрывается его мировоззрение, отношение к миру, другим людям.

Для этого воспитатель должен развивать свое педагогическое мастерство, заботиться о развитии и совершенствовании своих профессиональных качеств, быть для ребенка образцом для подражания, быть примером высоких моральных принципов, эталоном нравственности, этики, культуры поведения. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов.

Внеситуативно-личностное общение между воспитателем и ребенком представляет собой наивысший уровень социального развития ребенка в дошкольном возрасте. На данном этапе ведущим мотивом общения является личностный, при котором воспитатель выступает в качестве авторитета, раскрывает максимум своих способностей и дарований. Воспитатель воспринимается ребенком как личность, умудренная жизненным опытом, обладающая определенным набором качеств и основных черт характера [7].

Благодарю за внимание!

Коммуникативные группы в детском саду

Коммуникативные группы. Какие навыки мы отрабатываем в детском саду «Моя Планета»?

Не секрет, что то, что кажется естественным для нас, взрослых, и для нейротипичных детей, ребёнку с особенностями развития даётся куда труднее, и, порой, ему приходится долго и упорно трудиться, чтобы освоить какой-либо, с нашей точки зрения, простой навык.
Один из самых популярных запросов у родителей детей с особенностями — «научить ребёнка общаться». Звучит запрос всегда по-разному – «наладить игру с младшим братом», «научить сотрудничеству», «развить коммуникацию», «обучить взаимодействию», «подтянуть социальные навыки» — но смысл всегда един.
«Он не хочет общаться со сверстниками, будто не замечает их!» — с горечью делится мама особенного малыша. – «Со взрослыми есть контакт, а дети ему неинтересны…»
Развитие социальных навыков у детей с аутизмом и другими особенностями развития – важнейшая задача, которой нужно уделять должное внимание. Для работы поведенческих специалистов запрос «научить общаться» – не только очевидная цель и огромные просторы для работы. Зачастую это и вызов себе, и головоломка, и даже миссия. Самый долгий путь, как известно, начинается с одного шажочка. Помочь проделать эти шаги – наша цель. Чтобы не чувствовать себя чужим и потерянном в нашем мире бесконечной коммуникации 24/7, ребёнку нужно начать делать эти шаги как можно раньше. А самое главное – тренировать и обобщать этот навык всегда, везде и со всеми.
Согласно данным поведенческих специалистов, количество коммуникативных инициатив у обычного, нейротипичного ребенка достигает нескольких десятков в час: «мам, дай печенье», «пап, смотри», «помоги одеть куртку», «мам, еще сока», «бабуль, включи телевизор». У наших деток с особенностями их гораздо меньше или совсем нет. Но это не повод отчаиваться, нужно начинать их тренировать — и как можно раньше.
Любое человеческое взаимодействие начинается, как правило, с приветствия. Этот навык важен в обществе, чтобы ребенка считали воспитанным и дружелюбным. Любая мама гордится, если её малыш поздоровался в лифте с соседями или с друзьями на детской площадке. Этому навыку, к примеру, мы будем учить ребят каждое утро, когда они приходят в группу. Во время первого занятия, «Утро на Планете», каждый будет здороваться тем способом коммуникации, который ему доступен: речью, пексом или жестом.
«Чей ход?» — спрашивает педагог на коммуникативном занятии маленького Максима, — «Мой!», — с жестовой подсказкой тьютора (своей рукой тьютор берёт руку ребёнка и прижимает к его груди) тихо и аккуратно пробует новое прорвавшееся слово на вкус настороженный Максим. И тут все педагоги и дети от души начинают хлопать, смеяться, поощряя мальчика.
На музыкальном занятии Валя повторяет за педагогом и другими детьми жестовые песенки. Логоритмика помогает ребятам почувствовать ритм речи, простых вокальных повторений, сочетаемых с жестами, движениями крупной и мелкой моторики.
На рисовании мы просим Лешу: «Леша, принеси Вале краски». «Чьи краски, Валя?» — «Мои!».
В каждое занятие встроены социальные протоколы. В группе сада мы ищем каждую возможность, чтобы обучать детей взаимодействию и сотрудничеству. Коммуникативные игры проходят в группе, на кухне, за партами, вне стола, на ковре, на физкультурной разминке; мы обучаем детей находиться рядом, находиться напротив друг друга, играть вместе, делиться игрушками, играть в игры по очереди, спокойно реагировать на отказ.
В нашей практике есть много примеров, когда ребёнок в самом начале своего большого Пути менялся буквально на глазах. Наблюдать, как меняется ребёнок, как совершенствуются его социальные навыки, – это без преувеличения самая большая наша награда за все первые трудности и неудачи, сотни повторений, поисков и проб.
Ждём ваших деток в нашем детском саду в сентябре!
Запись в детский сад «Моя Планета» открыта. Оставить заявку можно по телефону: +7985-989-62-65

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 5 0 R >> endobj 6 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream

  • Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
  • Оксенюк Л. Б.1.52018-03-27T07:07:39+00:002018-03-27T07:07:39Z endstream endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj /Dest [16 0 R /XYZ 82 785 0] /Parent 3 0 R /Next 67 0 R >> endobj 11 0 obj /Dest [61 0 R /XYZ 82 785 0] /Parent 3 0 R /Prev 68 0 R >> endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /Contents [487 0 R 488 0 R 489 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 0 /Parent 7 0 R /Annots [490 0 R] >> endobj 16 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 491 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 1 /Parent 7 0 R >> endobj 17 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 492 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 2 /Parent 7 0 R >> endobj 18 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 493 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 3 /Parent 7 0 R >> endobj 19 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 495 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 4 /Parent 7 0 R >> endobj 20 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 497 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 5 /Parent 7 0 R >> endobj 21 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 498 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 6 /Parent 7 0 R >> endobj 22 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 499 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 7 /Parent 7 0 R >> endobj 23 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 500 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 8 /Parent 7 0 R >> endobj 24 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 501 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 9 /Parent 7 0 R >> endobj 25 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 502 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 10 /Parent 7 0 R >> endobj 26 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 503 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 11 /Parent 7 0 R >> endobj 27 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 504 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 12 /Parent 7 0 R >> endobj 28 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 505 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 13 /Parent 7 0 R >> endobj 29 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 506 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 14 /Parent 7 0 R >> endobj 30 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 507 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 15 /Parent 7 0 R >> endobj 31 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 508 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 16 /Parent 7 0 R >> endobj 32 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 509 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 17 /Parent 7 0 R >> endobj 33 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 510 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 18 /Parent 7 0 R >> endobj 34 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 511 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 19 /Parent 7 0 R >> endobj 35 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 512 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 20 /Parent 8 0 R >> endobj 36 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 513 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 21 /Parent 8 0 R >> endobj 37 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 514 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 22 /Parent 8 0 R >> endobj 38 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 515 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 23 /Parent 8 0 R >> endobj 39 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 516 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 24 /Parent 8 0 R >> endobj 40 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 517 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 25 /Parent 8 0 R >> endobj 41 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 518 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 26 /Parent 8 0 R >> endobj 42 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 519 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 27 /Parent 8 0 R >> endobj 43 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 520 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 28 /Parent 8 0 R >> endobj 44 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 521 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 29 /Parent 8 0 R >> endobj 45 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 522 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 30 /Parent 8 0 R >> endobj 46 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 523 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 31 /Parent 8 0 R >> endobj 47 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 524 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 32 /Parent 8 0 R >> endobj 48 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 525 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 33 /Parent 8 0 R >> endobj 49 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 526 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 34 /Parent 8 0 R >> endobj 50 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 527 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 35 /Parent 8 0 R >> endobj 51 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 528 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 36 /Parent 8 0 R >> endobj 52 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 529 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 37 /Parent 8 0 R >> endobj 53 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 530 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 38 /Parent 8 0 R >> endobj 54 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 531 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 39 /Parent 8 0 R >> endobj 55 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 532 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 40 /Parent 9 0 R >> endobj 56 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 533 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 41 /Parent 9 0 R >> endobj 57 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 534 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 42 /Parent 9 0 R >> endobj 58 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 535 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 43 /Parent 9 0 R >> endobj 59 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 536 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 44 /Parent 9 0 R >> endobj 60 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Contents 537 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 45 /Parent 9 0 R >> endobj 61 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [538 0 R 539 0 R 540 0 R 541 0 R 542 0 R 543 0 R] /Contents 544 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 52 /Parent 9 0 R >> endobj 62 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [545 0 R 546 0 R 547 0 R 548 0 R 549 0 R 550 0 R 551 0 R] /Contents 552 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 60 /Parent 9 0 R >> endobj 63 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [553 0 R 554 0 R 555 0 R 556 0 R 557 0 R 558 0 R] /Contents 559 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 67 /Parent 9 0 R >> endobj 64 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [560 0 R 561 0 R 562 0 R 563 0 R 564 0 R] /Contents 565 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 73 /Parent 9 0 R >> endobj 65 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [566 0 R 567 0 R 568 0 R 569 0 R 570 0 R 571 0 R 572 0 R 573 0 R] /Contents 574 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 82 /Parent 9 0 R >> endobj 66 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [575 0 R 576 0 R 577 0 R 578 0 R] /Contents 579 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 87 /Parent 9 0 R >> endobj 67 0 obj /Dest [19 0 R /XYZ 82 585 0] /Count -4 /First 580 0 R /Last 581 0 R /Parent 3 0 R /Prev 10 0 R /Next 582 0 R >> endobj 68 0 obj /Dest [58 0 R /XYZ 82 447 0] /Parent 3 0 R /Prev 582 0 R /Next 11 0 R >> endobj 69 0 obj > endobj 70 0 obj > endobj 71 0 obj > endobj 72 0 obj > endobj 73 0 obj > endobj 74 0 obj > endobj 75 0 obj > endobj 76 0 obj > endobj 77 0 obj > endobj 78 0 obj > endobj 79 0 obj > endobj 80 0 obj > endobj 81 0 obj > endobj 82 0 obj > endobj 83 0 obj > endobj 84 0 obj > endobj 85 0 obj > endobj 86 0 obj > endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > endobj 94 0 obj > endobj 95 0 obj > endobj 96 0 obj > endobj 97 0 obj > endobj 98 0 obj > endobj 99 0 obj > endobj 100 0 obj > endobj 101 0 obj > endobj 102 0 obj > endobj 103 0 obj > endobj 104 0 obj > endobj 105 0 obj > endobj 106 0 obj > endobj 107 0 obj > endobj 108 0 obj > endobj 109 0 obj > endobj 110 0 obj > endobj 111 0 obj > endobj 112 0 obj > endobj 113 0 obj > endobj 114 0 obj > endobj 115 0 obj > endobj 116 0 obj > endobj 117 0 obj > endobj 118 0 obj > endobj 119 0 obj > endobj 120 0 obj > endobj 121 0 obj > endobj 122 0 obj > endobj 123 0 obj > endobj 124 0 obj > endobj 125 0 obj > endobj 126 0 obj > endobj 127 0 obj > endobj 128 0 obj > endobj 129 0 obj > endobj 130 0 obj > endobj 131 0 obj > endobj 132 0 obj > endobj 133 0 obj > endobj 134 0 obj > endobj 135 0 obj > endobj 136 0 obj > endobj 137 0 obj > endobj 138 0 obj > endobj 139 0 obj > endobj 140 0 obj > endobj 141 0 obj > endobj 142 0 obj > endobj 143 0 obj > endobj 144 0 obj > endobj 145 0 obj > endobj 146 0 obj > endobj 147 0 obj > endobj 148 0 obj > endobj 149 0 obj > endobj 150 0 obj > endobj 151 0 obj > endobj 152 0 obj > endobj 153 0 obj > endobj 154 0 obj > endobj 155 0 obj > endobj 156 0 obj > endobj 157 0 obj > endobj 158 0 obj > endobj 159 0 obj > endobj 160 0 obj > endobj 161 0 obj > endobj 162 0 obj > endobj 163 0 obj > endobj 164 0 obj > endobj 165 0 obj > endobj 166 0 obj > endobj 167 0 obj > endobj 168 0 obj > endobj 169 0 obj > endobj 170 0 obj > endobj 171 0 obj > endobj 172 0 obj > endobj 173 0 obj > endobj 174 0 obj > endobj 175 0 obj > endobj 176 0 obj > endobj 177 0 obj > endobj 178 0 obj > endobj 179 0 obj > endobj 180 0 obj > endobj 181 0 obj > endobj 182 0 obj > endobj 183 0 obj > endobj 184 0 obj > endobj 185 0 obj > endobj 186 0 obj > endobj 187 0 obj > endobj 188 0 obj > endobj 189 0 obj > endobj 190 0 obj > endobj 191 0 obj > endobj 192 0 obj > endobj 193 0 obj > endobj 194 0 obj > endobj 195 0 obj > endobj 196 0 obj > endobj 197 0 obj > endobj 198 0 obj > endobj 199 0 obj > endobj 200 0 obj > endobj 201 0 obj > endobj 202 0 obj > endobj 203 0 obj > endobj 204 0 obj > endobj 205 0 obj > endobj 206 0 obj > endobj 207 0 obj > endobj 208 0 obj > endobj 209 0 obj > endobj 210 0 obj > endobj 211 0 obj > endobj 212 0 obj > endobj 213 0 obj > endobj 214 0 obj > endobj 215 0 obj > endobj 216 0 obj > endobj 217 0 obj > endobj 218 0 obj > endobj 219 0 obj > endobj 220 0 obj > endobj 221 0 obj > endobj 222 0 obj > endobj 223 0 obj > endobj 224 0 obj > endobj 225 0 obj > endobj 226 0 obj > endobj 227 0 obj > endobj 228 0 obj > endobj 229 0 obj > endobj 230 0 obj > endobj 231 0 obj > endobj 232 0 obj > endobj 233 0 obj > endobj 234 0 obj > endobj 235 0 obj > endobj 236 0 obj > endobj 237 0 obj > endobj 238 0 obj > endobj 239 0 obj > endobj 240 0 obj > endobj 241 0 obj > endobj 242 0 obj > endobj 243 0 obj > endobj 244 0 obj > endobj 245 0 obj > endobj 246 0 obj > endobj 247 0 obj > endobj 248 0 obj > endobj 249 0 obj > endobj 250 0 obj > endobj 251 0 obj > endobj 252 0 obj > endobj 253 0 obj > endobj 254 0 obj > endobj 255 0 obj > endobj 256 0 obj > endobj 257 0 obj > endobj 258 0 obj > endobj 259 0 obj > endobj 260 0 obj > endobj 261 0 obj > endobj 262 0 obj > endobj 263 0 obj > endobj 264 0 obj > endobj 265 0 obj > endobj 266 0 obj > endobj 267 0 obj > endobj 268 0 obj > endobj 269 0 obj > endobj 270 0 obj > endobj 271 0 obj > endobj 272 0 obj > endobj 273 0 obj > endobj 274 0 obj > endobj 275 0 obj > endobj 276 0 obj > endobj 277 0 obj > endobj 278 0 obj > endobj 279 0 obj > endobj 280 0 obj > endobj 281 0 obj > endobj 282 0 obj > endobj 283 0 obj > endobj 284 0 obj > endobj 285 0 obj > endobj 286 0 obj > endobj 287 0 obj > endobj 288 0 obj > endobj 289 0 obj > endobj 290 0 obj > endobj 291 0 obj > endobj 292 0 obj > endobj 293 0 obj > endobj 294 0 obj > endobj 295 0 obj > endobj 296 0 obj > endobj 297 0 obj > endobj 298 0 obj > endobj 299 0 obj > endobj 300 0 obj > endobj 301 0 obj > endobj 302 0 obj > endobj 303 0 obj > endobj 304 0 obj > endobj 305 0 obj > endobj 306 0 obj > endobj 307 0 obj > endobj 308 0 obj > endobj 309 0 obj > endobj 310 0 obj > endobj 311 0 obj > endobj 312 0 obj > endobj 313 0 obj > endobj 314 0 obj > endobj 315 0 obj > endobj 316 0 obj > endobj 317 0 obj > endobj 318 0 obj > endobj 319 0 obj > endobj 320 0 obj > endobj 321 0 obj > endobj 322 0 obj > endobj 323 0 obj > endobj 324 0 obj > endobj 325 0 obj > endobj 326 0 obj > endobj 327 0 obj > endobj 328 0 obj > endobj 329 0 obj > endobj 330 0 obj > endobj 331 0 obj > endobj 332 0 obj > endobj 333 0 obj > endobj 334 0 obj > endobj 335 0 obj > endobj 336 0 obj > endobj 337 0 obj > endobj 338 0 obj > endobj 339 0 obj > endobj 340 0 obj > endobj 341 0 obj > endobj 342 0 obj > endobj 343 0 obj > endobj 344 0 obj > endobj 345 0 obj > endobj 346 0 obj > endobj 347 0 obj > endobj 348 0 obj > endobj 349 0 obj > endobj 350 0 obj > endobj 351 0 obj > endobj 352 0 obj > endobj 353 0 obj > endobj 354 0 obj > endobj 355 0 obj > endobj 356 0 obj > endobj 357 0 obj > endobj 358 0 obj > endobj 359 0 obj > endobj 360 0 obj > endobj 361 0 obj > endobj 362 0 obj > endobj 363 0 obj > endobj 364 0 obj > endobj 365 0 obj > endobj 366 0 obj > endobj 367 0 obj > endobj 368 0 obj > endobj 369 0 obj > endobj 370 0 obj > endobj 371 0 obj > endobj 372 0 obj > endobj 373 0 obj > endobj 374 0 obj > endobj 375 0 obj > endobj 376 0 obj > endobj 377 0 obj > endobj 378 0 obj > endobj 379 0 obj > endobj 380 0 obj > endobj 381 0 obj > endobj 382 0 obj > endobj 383 0 obj > endobj 384 0 obj > endobj 385 0 obj > endobj 386 0 obj > endobj 387 0 obj > endobj 388 0 obj > endobj 389 0 obj > endobj 390 0 obj > endobj 391 0 obj > endobj 392 0 obj > endobj 393 0 obj > endobj 394 0 obj > endobj 395 0 obj > endobj 396 0 obj > endobj 397 0 obj > endobj 398 0 obj > endobj 399 0 obj > endobj 400 0 obj > endobj 401 0 obj > endobj 402 0 obj > endobj 403 0 obj > endobj 404 0 obj > endobj 405 0 obj > endobj 406 0 obj > endobj 407 0 obj > endobj 408 0 obj > endobj 409 0 obj > endobj 410 0 obj > endobj 411 0 obj > endobj 412 0 obj > endobj 413 0 obj > endobj 414 0 obj > endobj 415 0 obj > endobj 416 0 obj > endobj 417 0 obj > endobj 418 0 obj > endobj 419 0 obj > endobj 420 0 obj > endobj 421 0 obj > endobj 422 0 obj > endobj 423 0 obj > endobj 424 0 obj > endobj 425 0 obj > endobj 426 0 obj > endobj 427 0 obj > endobj 428 0 obj > endobj 429 0 obj > endobj 430 0 obj > endobj 431 0 obj > endobj 432 0 obj > endobj 433 0 obj > endobj 434 0 obj > endobj 435 0 obj > endobj 436 0 obj > endobj 437 0 obj > endobj 438 0 obj > endobj 439 0 obj > endobj 440 0 obj > endobj 441 0 obj > endobj 442 0 obj > endobj 443 0 obj > endobj 444 0 obj > endobj 445 0 obj > endobj 446 0 obj > endobj 447 0 obj > endobj 448 0 obj > endobj 449 0 obj > endobj 450 0 obj > endobj 451 0 obj > endobj 452 0 obj > endobj 453 0 obj > endobj 454 0 obj > endobj 455 0 obj > endobj 456 0 obj > endobj 457 0 obj > endobj 458 0 obj > endobj 459 0 obj > endobj 460 0 obj > endobj 461 0 obj > endobj 462 0 obj > endobj 463 0 obj > endobj 464 0 obj > endobj 465 0 obj > endobj 466 0 obj > endobj 467 0 obj > endobj 468 0 obj > endobj 469 0 obj > endobj 470 0 obj > endobj 471 0 obj > endobj 472 0 obj > endobj 473 0 obj > endobj 474 0 obj > endobj 475 0 obj > endobj 476 0 obj > endobj 477 0 obj > endobj 478 0 obj > endobj 479 0 obj > endobj 480 0 obj > endobj 481 0 obj > endobj 482 0 obj > endobj 483 0 obj > endobj 484 0 obj > endobj 485 0 obj > endobj 486 0 obj > stream x

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

    Статья содержит информацию об опыте формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе муниципального дошкольного образовательного учреждения

    (справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

    Таптыкова Е.Н

    воспитатель ГБДОУ№ 61 г. Санкт- Петербург, Приморский район.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.

    Аннотация: Статья содержит информацию об опыте формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе муниципального дошкольного образовательного учреждения.

    Результаты многочисленных научных исследований последних десятилетий свидетельствуют о наличии низкого уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, что проявляется в их беспомощности в отношениях со сверстниками, неспособности разрешать простейшие конфликты, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. Поэтому неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцентируется внимание на необходимости развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников представлена в трудах таких исследователей, как: Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Л.Н. Галигузова, О.А. Горлова, О.Л. Куликова, О.И. Муравьёва, О.С. Новикова, Е.О. Смирнова и др. По мнению педагогов и психологов, коммуникативные умения не являются врожденными, они формируются в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Именно в раннем возрасте наблюдается наиболее интенсивное развитие функций коры головного мозга ребенка, формируются первые устойчивые качества личности, все компоненты коммуникативной деятельности находятся в стадии становления (М.И. Лисина). Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются (или не формируются) основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения человека, которые могут сохраниться до конца жизни [1]. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных умений у детей раннего возраста, который, по Д.Б. Эльконину, охватывает период жизни ребенка от года до трёх лет [3] . Исследования проведенные в процессе работы с детьми, свидетельствуют о недостаточном количестве ясельных групп в муниципальных детских дошкольных образовательных учреждениях, что повлекло за собой рост частных детских садов, центров раннего развития, детских развивающих центров. .В этих центрах более малочисленные группы и занятия с детьми позволяют уделить достаточно времени каждому ребенку. Но и в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях занятия направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В ходе работы было выявлено, что педагогические коллективы детских садов г. Санкт-Петербурга ведут активный поиск новых методов, приемов, средств, которые бы позволяли осуществлять всестороннее развитие детей разного возраста. Преимущественно работа строилась в моей группе на основе концепции и практики свободного саморазвития ребенка, идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого и развивающего обучения Л.С.Выготского.

    Основными формами учебной работы являются:

    — свободные занятия детей, когда каждый ребенок может выбрать любой материал и работать с ним;

    — индивидуальные занятия с ребенком, во время которых ему передается способ деятельности с тем или иным материалом, сжато, но достаточно ёмко, с обязательной опорой на самостоятельную практическую деятельность ребенка и получаемые им чувственные впечатления, дается необходимая информация;

    — общегрупповые занятия, которые проводятся в течение 15-20 минут, когда педагог целенаправленно организует совместную деятельность детей.

    Помещение группы разделено на ряд специально организованных зон:

    — зона практической жизни, где расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами;

    — зона сенсорного развития, которая дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира: он может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, познакомиться с их свойствами; — языковая, математическая, естественнонаучная зоны, где находятся материалы, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

    Большое внимание работе отводится развитию коммуникативных умений дошкольников., В работе с детьми я использовала разработанную и апробированную программу Г.А. Кравчук «Семена дружбы», состоящую из четырех блоков.Первый блок включает в себя целенаправленное побуждение детей к общению со сверстниками. В него входят ритуалы приветствия и прощания, песенки-инсценировки, совместные игры с различными предметами и игрушками, способствующие развитию общения между детьми. Второй блок содержит игры -потешки и хороводные игры, основанные на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. Они помогают малышам пережить чувство общности, формируют умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие. Третий блок состоит из сюжетных игр, которые подготавливают ребенка к принятию роли и ролевому общению со сверстниками. С помощью взрослого они включаются в воображаемый контекст и принимают новую смысловую ситуацию. В четвертый блок входит совместная предметно-продуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготавливают различные поделки. Занятия проводились в младшей группе (дети до трех лет). В период адаптации были привлечены и родители.. В качестве основных принципов проведения занятий нами были определены: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, выразительные воздействия педагога на детей, позиция педагога как равноправного партнера, поощрение инициативы ребенка, создание благоприятного эмоционального климата, принцип свободного участия. На начальном этапе апробации программы возникла трудность при реализации совместной предметно-продуктивной деятельности. Дети не имели опыта совместной работы, мешали работе сверстников, часто возникали конфликтные ситуации по поводу материалов. У большинства малышей не было опыта работы с пластилином и красками. В ходе работы наблюдались положительные изменения: дети учились договариваться, делиться, просить, замечать и уважать работу сверстников, более старшие стали оказывать помощь младшим. С большим интересом к этой деятельности подключались родители. Многие участники эксперимента просили повторить понравившиеся аппликационные работы. Особенно позитивно было воспринято как детьми, так и взрослыми использование песенок-инсценировок и игр — потешек. Родители оказывали активную помощь в организации сюжетных игр на прогулках, вовлекая в них как своих, так и чужих детей. Сюжетные игры вызывали у малышей положительный эмоциональный отклик. Все игры и совместная деятельность детей и взрослых проводились в свободной форме, участие в них каждого ребенка было добровольным. Доброжелательное отношение воспитателя к детям, отсутствие отрицательной оценки их действий было необходимым условием проведения занятий. Об эффективности программы «Семена дружбы» свидетельствуют полученные нами результаты сформированности коммуникативных умений у детей раннего возраста, под которыми мы понимаем личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия. Они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить своё поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника. В настоящей статье мы не претендуем на исчерпывающий анализ всех результатов, но считаем важным отметить, что уровень сформированности данных умений вырос по всем определенным нами критериям (коммуникативная инициатива, эмоциональное отношение (чувствительность) к воздействиям партнера, владение средствами общения, преодоление конфликтов). Таким образом, мы считаем, что продуктивными условиями развития коммуникативных умений у детей раннего возраста могут быть:

    — включение ребенка в сюжетные игры; — использование игр- потешек и хороводных игр;

    — целенаправленное побуждение детей к общению со сверстниками;

    — использование совместной предметно-продуктивной деятельности.

    Данные условия предполагают обязательное взаимодействие воспитателя, детей и их родителей.

    Использованные источники: 1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

    2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

    3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.

    Логопед, специалист по коммуникации | Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства

    Логопед, работающий с детьми раннего возраста – новое направление работы логопедов в нашей стране. Он занимается формированием у маленького ребенка доречевой коммуникации, коммуникативных предпосылок для дальнейшего освоения устной речи и развитием речевых навыков.

    Так как специалист работает не только с речью, но с коммуникацией в целом, в службе ранней помощи он называется: специалист по коммуникации.

    Иногда ребенок раннего возраста может нуждаться в дополнительных или альтернативных средствах коммуникации, помогающих ему участвовать в общении с окружающими. Специалист по коммуникации может подобрать эти средства в соответствии с двигательными, познавательными, сенсорными особенностями каждого ребенка. Это могут быть жесты, изображения, коммуникативные кнопки или специальные устройства.

    Специалист по коммуникации работает с детьми с трудностями в общении и речевом развитии, вызванными различными причинами, и может работать с детьми, начиная с периода новорожденности. Он помогает ребенку наладить процесс взаимодействия с окружающими людьми теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент времени, а родителям лучше понимать своего малыша.

    К специалисту по коммуникации может обратиться семья со следующими запросами:

    · формирование коммуникативных навыков ребенка;

    · становление вербальных (речи) и невербальных (жесты, мимика, телодвижения, интонации) средств общения;

    · помощь в освоении альтернативных или дополнительных средств коммуникации.

    Основные задачи в работе специалиста по коммуникации в службе ранней помощи:

    1. В паре с педиатром развития специалист по коммуникации участвует в проведении первичных консультаций и выявлении нуждаемости ребенка в ранней помощи.

    Как правило, запросы родителей к специалисту по коммуникации звучат так: «Ребенок не говорит, хотя ему уже 2 года»; «Хотели бы понять, как развивать речь», «Хотели бы лучше понимать своего ребенка».

    2. Если трудности ребенка незначительные, они могут решиться в течение нескольких консультаций с семьей, на которых специалист будет отвечать на вопросы родителей, помогать им наладить эффективное взаимодействие со своим ребенком, научиться развивать речь в обычной повседневной жизни.

    3. В том, случае, если у ребенка имеются серьезные нарушения в сфере коммуникации, специалист проводит углубленную оценку актуального уровня развития его коммуникативных и речевых навыков.

    По результатам этой оценки составляется индивидуальная программа ранней помощи, которая включает в себя обучающие сессии, направленные на развитие у ребенка навыков коммуникации, а у членов семьи – компетенций, поддерживающих и стимулирующих это развитие.

    Очень важно, чтобы реализация программы происходила не только на индивидуальных занятиях в службе, но и в повседневной активности дома. Мало научить ребенка использовать доступные для него средства общения, важно научить маму, близких людей видеть, понимать и использовать те же коммуникативные сигналы, те же средства коммуникации, которые использует ребенок.

    4. Когда навыки общения с взрослыми уже освоены, наступает этап оттачивания своих умений в кругу сверстников. Это может происходить в группе, организованной специалистом по коммуникации в службе ранней помощи, и направленной на взаимодействие детей друг с другом, или в детском саду, который посещает ребенок. Задачей специалиста по коммуникации в таком случае является совместная работа с родителями и педагогами тех детских учреждений, которые начинает посещать ребенок.

    Специалист по коммуникации помогает ребенку наладить обмен информацией с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент, и одновременно учит близких людей понимать и использовать эти средства, открывая ребенку дорогу в мир общения.

    Опубликованные материалы на сайте СМИ «Солнечный свет».

    Статья СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «Роль игры в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста». Автор: Ирина Михайловна Ильченко.

    Автор: Ирина Михайловна Ильченко
    Семинар практикум поможет воспитателям построить свою  работу направленную на развитие коммуникативных навыков детей и взрослых.

     

     

     

     

    Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

     

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 421»

     

    Нижний Новгород, 603094,ул. Ивана Чугурина, д.9, тел/факс: 8(831)225-66-31,

    сайт http://mbdou421.edusite.ru , e-mail: [email protected]

     

     

     

     

     

     

     

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

    ТЕМА: «Роль игры в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

     

     

     

     

     

     

    Подготовил: Ильченко Ирина Михайловна

    Педагог-психолог

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Нижний Новгород

    2020г

    ЦЕЛЬ: повысить компетентность педагогов по реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

    ЗАДАЧИ:

    Расширять представления педагогов об использовании игровых методов и приемов организации коммуникативной деятельности.  

    Развивать творческий подход педагогов в создании игровых условий, способствующих развитию коммуникаций. 

    Развивать  аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов.

     

    «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л. С. Выготский

     

      Формирование этой способности общаться — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. . Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. К сожалению, лучшие друзья современного ребенка – компьютер и телевизор. Если педагог включает ребенка в совместные игры с другими детьми, ребенок не только расширяет свои знания, которые видит в своей жизни, но и усваивает навыки культуры общения.

    Коммуникация – одна из ключевых психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Отношения с другими людьми зарождаются, формируются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит его дальнейшее социальное развитие.

    Цель коммуникативного развития дошкольника:

    Развитие у детей навыков конструктивного поведения в отношении с другими детьми и взрослыми.

    Задачи:

    1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

    2.Пополнять словарный запас детей.

    3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

    4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

    5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

    6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

    Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.

    Коммуникация — это сообщение, передача информации посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия.

    Коммуникативная способность (или умение общаться) – это индивидуальная психологическая особенность личности, обеспечивающая эффективность её общения и совместимость с другими людьми.

     

    Способность к общению включает в себя:

    1) желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»).

    2) умение организовать общение («Я умею!», которое включает в себя:

    -умение слушать собеседника,

    -умение эмоционально сопереживать,

    -умение решать конфликтные ситуации.

    3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

    Всему этому ребёнок обучается в семье, в детском саду и в общении со взрослыми – педагогами и родителями.

     

    Признаками нарушения коммуникативных качеств являются:

    — Неустойчивое внимание

    — Плохая память

    — Быстрая утомляемость

    — Недостаточное развитие познавательной деятельности

    — Недостаточно богатый словарь

    — Нарушение грамматического строя речи

    — Незрелая эмоционально–волевая сфера.

    Воспитательный процесс должен строиться во взаимодействии с родителями и их непосредственном участии.

    В работе с семьёй используются разные формы, которые направлены на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе: это участие родителей в праздниках, совместные игры родителей и детей в группе, оказание помощи в оформлении группы, проведение обучающих родительских собраний, совместно с детьми и многое другое.

    .

    «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что всё великое начинается с малого» Китайская мудрость

     

     

    Как же можно развивать основные умения общаться?

    Одной из эффективных форм взаимодействия детей является игровая деятельность.

    Всем известно, игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и поэтому является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

    Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

    — активно вступать в диалог,

    — задавать вопросы,

    — слушать и понимать речь,

    — строить общение с учётом ситуации,

    — легко входить в контакт,

    — ясно и последовательно выражать свои мысли,

    — пользоваться формами речевого этикета,

    — регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

    Перечень игр и игровых упражнений:

    1. «Я и моё тело»

    2. «Я и мой язык»

    3. «Я и мои эмоции»

    4. «Я и Я»

    5. «Я и моя семья»

    6. «Я и другие»

     Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина предлагают ряд специальных игр и упражнений. Эти упражнения делятся на 6 групп:

    1. «Я и моё тело».

    Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т. к. только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически защищён.

    Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: «походи как старик, лев, как котёнок, как медведь»).

    2. «Я и мой язык».

    Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа «Как можно общаться без слов?», «Через стекло», «Расскажи стихи без слов», «Испорченный телефон», беседа «Зачем нужна речь?»).

    3. «Я и мои эмоции».

    Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. («Пиктограммы», «Рисуем эмоции пальцами», «Дневник настроений», беседы об эмоциях).

    4. «Я и Я».

    Развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям («За что меня можно любить? За что меня можно ругать?», «Кто я?» — для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения «Я»).

    5. «Я и моя семья».

    Осознание отношений внутри семьи, формирование тёплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа «Что значит любить родителей?»; разыгрывание ситуаций; рисунок «Семьи»).

    6. «Я и другие».

    Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу (коллективное рисование, беседы «Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т. п. ?», проигрывание ситуаций).

    «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери

     

    Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока: 

    1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе. Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:

     Игра «Липучки»

    Все дети(педагоги) передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются  поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я — липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

    Носок-пятка 

    Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать — получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели — нужно попробовать так немного продержаться.

    2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

    С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения — «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения»,  «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаюв разные режимные моменты.

    Игра «Пирамида любви»

    Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.

    Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.

    Игра развивает умение выслушивать мнение участников.

    3 блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

            Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. 

    Игра «Дотронься до…». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

    Воспитатель предлагает: «Дотронься до… синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника

    «Нос к носу»

    Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

    В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

     Игра «Комплименты». Правило — не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно»

    Необходимо учитывать следующее:

    1.   Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», * молочное» слово.

    2.   Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами

    Социокультурная ситуация, отраженная в игре, создает благоприятные условия для формирования у детей элементарных социальных навыков. Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.

    В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

    Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков,что поможет в дальнейшем иключить, или, по крайней мере, смягчить деструктивное поведение.

     

    Игры на развитие коммуникативных навыков.

    1. Приветственное упражнение «Колпачок» (муз. из сериала «Сваты»)

    Цель: позитивный настрой на предстоящую совместную работу, сплочение коллектива.

    Материал: праздничный колпачок.

    Участникам предлагается образовать круг и по очереди приветствовать друг друга, передавая колпачок необычным способом. При этом желать друг другу «здравствия» или «хорошего настроения». Нужно постараться не повторяться.

     

    2. Упражнение «Тух-тиби-дух» (Фопель К.) (муз. И. Крутого «Наслаждение»)

    Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

    Материал: не требуется.

    Ведущий: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнёте ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только прозвучит сигнал, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Далее снова останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

    В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не рассмеяться.

     

    3.Пойми меня

    Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

    Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1 – старт!» (Ситуация — соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

     

    4. Игра «Что случилось?»

    Цель: развитие умения активно слушать, распознавать эмоции.

    Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: весёлый пингвин, обиженный поросёнок, мечтательный крокодил, трусливый заяц, удивлённый осёл, самодовольная кошка, задумчивый ёжик, стеснительный бегемот, самодовольный медведь, грустный львёнок, сердитый мышонок, напуганный слон.

    Описание упражнения:

    Один из детей водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики».

    Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить её к магнитной доске и ответить на вопросы:

    — Кто это?

    — Какое у него настроение?

    — Какие чувства (эмоции) он испытывает?

    — Почему? Что с ним случилось?

    — Что ты ему посоветуешь?

    «Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают своё мнение. Затем водящий меняется и упражнение возобновляется.

     

    5. «Пантомимические этюды»

    Описание упражнения:

    Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:

    маленькая девочка в хорошем настроении;

    старик;

    уставший человек;

    испуганный зверёк

    смелый человек и т. д.

    Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.

     

    6.Упражнение «Газета» (автор — Н. Кряжева) (муз. из мультфильма Барбоскины «Мы с тобой друзья»)

    Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

    Возраст:5-6 лет.

    Количество играющих: четверо, или кратное четырём.

    Материал: газета.

    Описание игры: на пол кладут развёрнутую газету, на которую встают четыре ребёнка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на неё. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

    Эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает мышечные зажимы, делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то психологические травмы.

     

    7. Разговор через стекло

    Цель: развить умение мимику и жесты.

    Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить. ..»), а другой группе отгадывать то. что они увидели.

     

    8.Упражнение «Коридор приветствий» (Е. Лютова-Робертс, Г. Монина) (муз. тема «Церемония вручения наград Оскар»)

    Цель: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

    Описание: участники встают в две шеренги лицом друг к другу, образуя между шеренгами коридор шириной один-полтора метра. Участник, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Остальные приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат «Ура!», «Ты лучший!», «Я хочу с тобой дружить!» и т. д. Как только первый участник дойдёт примерно до середины, следующий участник, стоящий с краю противоположной шеренги, начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается, пока все участники не пойдут через «Коридор приветствий». После прохождения по коридору каждый участник встаёт с противоположного края своей шеренги. Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору!

     

    9. Игра «Пирамида любви»

    Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.

    Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.

    Игра развивает умение выслушивать мнение участников.

     

    10. Сюрпризный момент «Волшебные конфеты» (муз. Atomic Kitten — Eternal flame инструментальная без слов или муз. «выход феи»)

     

    Цель: развитие чувства эмпатии.

    Участникам показать красивую закрытую коробочку. Потрясти её, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

    Примеры высказывания детей:

    • пусть они избавятся от болезней

    • пусть никогда не умирают

    • пусть все долго живут

    • пусть у всех будет дом

    • пусть у всех будет обед

    • пусть все хорошо живут

    • пусть все дружно живут

    • пусть все будут счастливы

     

    И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Содержание образовательной области «Коммуникация» | Система индикаторов компетентностного развития детей

    Содержание образовательной области «Коммуникация»