МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Монтессори система воспитания детей: полезные советы и лайфхаки из художественной литературы и нон-фикшн

Домашние дети — Воспитание по методу Марии Монтессори как способ взаимодействия приемной семьи и социальных организаций для детей-сирот

 

«Наши дети должны стать лучше нас», – считала Мария Монтессори, поэтому мы должны предоставить им самое лучшее. И кажется, что люди, решившие принять чужого ре- бенка в свою семью не просто ради лишнего заработка, тоже стремятся дать приемному малышу только лучшее, но это не должно сводиться только к сюсюканью и заваливанию ребенка дорогими игрушками. Важно помочь ребенку раскрыться и стать личностью, несмотря на все его проблемы и особенности. Воспитанники социальных организаций, даже имеющие глубокие нарушения в развитии, особо нуждаются в красоте, которую для них создают воспитатели. Красота эта состоит не в наличии антикварной мебели и ценной посуды, красота эта в простых предметах, которыми самим детям должно быть приятно пользоваться, ведь именно дети будут основными хозяевами группы. Легкая красивая мебель, столики и стульчики, за которыми дети могут работать, поставив их по своему усмотрению; предметы украшения интерьера, сделанные руками детей и взрослых, цветы.

И, конечно, должно быть много света. В такой комнате и мусорить не захочется, но если такое случится, то дети смогут принять посильное участие в уборке, ведь они упражнялись и в вытирании пыли, и в других необходимых работах. При общих принципах оборудования помещения все группы, классы будут иметь свою индивидуальность. А дома каждая приемная мама сможет создать свою уютную рабочую атмосферу для детей.

 

На открытых стеллажах-полках, сконструированных соответственно росту детей и потому всегда доступных, располагаются развивающие классические материалы, которые разработаны Марией Монтессори, а также те, которые сделаны руками воспитателей группы. Материалы можно делать самим, соблюдая при этом определенные принципы. Эта тема представляется хорошим ресурсом для сотрудничества педагогов сиротского учреждения и приемных родителей, ведь можно обмениваться идеями, своими наработками, устраи- вать встречи-показы презентаций работы с новыми материалами. На формирование у детей бытовых навыков и навыков самообслуживания направлены монтессорианские «упражнения в практической жизни» – для них необходимы различные предметы быта, например, тряпки, щетки, ведра и швабры, не из игрушечных наборов, а настоящие, но приспособленные под детскую руку и небольшого размера.

Педагогика Монтессори. Почему мы ее выбираем?

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь — двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.
Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Она очень хорошо изучила классно-урочную систему в школе и на основании этого пришла к выводу, что такая система тормозит развитие ребенка. Многолетний опыт работы с детьми позволил разработать альтернативную дидактическую систему. Систему, основанную на глубоком (глубочайшем) уважении к ребенку. Систему, продуманную основательно, до мельчайших мелочей. Систему, основанную на следующих постулатах (аксиомах): 1.

Чтобы воспитывать и обучать человека, его необходимо знать. 2. Чтобы знать человека, его нужно изучать. 3. Чтобы изучать, надо наблюдать. 4. Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободен в самопроявлениях. Мария Монтессори называла свой метод – Метод научной педагогики, так как он родился в процессе её исследований. Она была, прежде всего, учёным, врачом, психологом, а не педагогом, и у неё изначально не было никакой программы или цели чему-то научить детей. Она наблюдала за развитием детей в разных странах мира и социальных условиях, делала выводы и открытия, что позволило ей самой многому научиться у детей. Мария Монтессори говорила: «Ребёнок – отец Человека». (Дети – другие).
Главное, в чём отличается Монтессори-подход, с точки зрения самого автора – Марии Монтессори, – в позиции взрослого по отношению к ребёнку.
В основе образовательной системы М. Монтессори лежит философская идея: — каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану и зависит от среды, в которой находится.
— Ребёнок обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением», находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. — Задача взрослого — не вмешиваться в природу ребёнка, а побуждать его к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию, создавать условия для «впитывания» окружающего мира. Основной принцип М.Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». В центре развивающей среды находится ребёнок, который «строит» себя сам. Монтессори-педагог помогает каждому ребёнку индивидуально и только тогда, когда это необходимо, создаёт и поддерживает порядок в окружающей, специально подготовленной среде. В такой «подготовленной» среде ребёнок получает разнообразные физические и духовные упражнения, познаёт свою целостность и развивается всесторонне.
А чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований: 1. Красота помещения и его оборудования. 2. Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет). 3. В среде должен быть порядок. 4. Наличие зон в расположении материала. 5. Наличие подготовленного педагога (воспитателя). Разновозрастной подход к комплектованию группы детей позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача знаний от старших к младшим. Педагог является посредником между ребенком и окружающей средой. В такой подготовленной среде ребенку предоставлена возможность свободного выбора: — материала, с которым он желает позаниматься, — место работы – на коврике или за столом, — ребенок может заниматься один или с партнером, — длительности занятия — заниматься так долго, как ему это необходимо, — свобода ничего не делать. Таким образом, неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является воспитание свободной личности, формирование умения выбирать наилучшее для себя и другого. Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. Этим занимаются и дети в Монтессори группе.
Каждый выбор имеет свои последствия, это — неизбежно, это закономерность. Вопрос в том, как к этому относиться и что является мотивом для следующего выбора. Умение делать выбор — прямой путь к свободе. К свободе внутренней. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить выбор. Дети учатся этому, свободно и осознанно выбирая работу с Монтессори-материалом. Понятие «свобода» тесно связано с понятием «дисциплина». И эти два понятия занимают важное место в системе М. Монтессори. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правилами работы. Дисциплинированным в группе Монтессори называют того, кто умеет свободно владеть собой, подчиняться определенным жизненным правилам. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения в этой педагогике исключен.

Особое место в подготовленной среде занимает уникальный дидактический материал, который должен отвечать определенным требованиям.
Работая с Монтессори-материалом, ребёнок упорядочивает свои знания об окружающем мире, приобретает собственный опыт, учится понимать природу и окружающий мир, проявляет возможности собственного развития, освобождает свои внутренние силы, постепенно, шаг за шагом становится независимым от взрослых.
Все материалы располагаются по зонам: 1. Зона упражнений практической жизни; 2. Математическая зона; 3. Сенсорная зона; 4. Языковая зона; 5. Космическая зона.

Ассоциация Монтессори педагогов России

Неснова Ольга

К вопросу о том, почему важно уважать ребёнка

Эссе по книге Марии Монтессори «Дети – другие»

Прошло достаточно много времени с тех пор, когда Мария Монтессори вела активную деятельность, пропагандируя передовые идеи о том, как следует обращаться с детьми. Казалось бы, учитывая ту скорость развития науки, техники, а также общества, которая присуща современному миру в последние 100 лет, методы воспитания детей должны были бы соответственно развиваться.

В какой-то мере они действительно развились, однако ещё далеко не все идеи Монтессори воплощены в жизнь, тем более не воплощены повсеместно, и слишком много ещё остаётся в мире взрослых, которые не осознают того, какую пользу они могли бы принести своему ребёнку.

С развитием цивилизации, права ребёнка были признаны и охраняются законодательствами многих стран, в той или иной степени. В больницах, государственных учреждениях, частных домах тело маленького ребёнка окружено заботой, вниманием и бережным отношением. Это одна из вещей, к которым призывала Монтессори и которые реализованы на данный момент, что не может не радовать, поскольку свидетельствует, что мир в своём отношении к детям не стоит на месте, и пусть не так быстро, как хотелось бы, но развивается в направлении, указанном Монтессори. Однако во многих аспектах взрослым ещё только предстоит, прежде всего, осознать, а затем и освоить, как обращаться с ребёнком.

подробнее…

Горбанёва Ирина

Ребенок в семье – чистый лист

Решив изучать педагогическую систему Марии Монтессори я даже не представляла, сколько удивительных открытий ждет меня впереди.

Как человек, не имевший пока никакого отношения к профессии педагога, и рассуждающий скорей как мать школьника и бывшая школьница, могу сказать, что традиционная система образования, существующая в странах – бывших республиках СССР (имела несчастье столкнуться с этим в России, Беларуси и Казахстане) калечит личность и психику ребенка и обрекает на постоянную борьбу с комплексами, страхами, неконтролируемой агрессией, с отвращением к любой форме обучения и с многими другими негативными последствиями.

подробнее…

Комарницкая Яна

О детях и взрослых

Дети, с которыми довелось встречаться мне представляют собой такой «комодик», доставшийся от бабушки, в который родители сложили все свои и некоторые чужие заморочки, при этом от комодика ждут, что вырасти он должен почему-то минимум в авиалайнер.

«Взрослому никогда не следует формировать ребенка по своему собственному подобию» — пишет М.М. А ведь у взрослых нет других вариантов — они (или мы) не представляют себе, как же еще можно обращаться с ребенком. У каждого человека есть свой «ноль адекватности» — даже если мы видим свои недостатки, что уже неплохо, то всё равно считаем себя самыми правильными. При этом умудряемся не уметь любить себя. Весь этот прекрасный багаж и передается из поколения в поколение. Мало кто может понять, что такое свобода и как с ней справиться, если вдруг она случилась.

«… то, что препятствует развитию ребенка в наиболее восприимчивые периоды его жизни, может повлиять на созидание его индивидуальности. Нам необходимо понимать, что это есть проблема из проблем не только в воспитании, но и в истории человечества».

подробнее…

Невзоров Павел

Понять ребенка — не самое простое дело

Понять ребенка – не самое простое дело. Это бывает особенно сложно, если «понимающий» считает себя «взрослым». Это разделение планеты на «людей» и тех «кто только собирается» сбивает ориентиры и пагубно в целом. Но «взрослый» мир выработал этот механизм защиты от «детей» достаточно давно, и бороться с ним сложно. Но можно сделать обратный ход. Стать (или представить себя) «ребенком» и постараться понять взрослых. Возможно, в мире «взрослых» найдется что-то похожее (ощущения, открытия), что можно использовать для взаимопонимания.

подробнее…

Василенко А.П.

Монтессори-педагогика не только по отношению к детям

Статьи Марии Монтессори по вопросам отношения к детям, раскрытия заложенных в них способностях, уважения и веры в маленьких людей вызывают у меня чувства радости и спокойствия. Читая эти работы, я понимала, что страх перед будущим покидает меня и на смену ему приходит светлая надежда, уверенность в том, что для моих детей мир будет совсем другим.

Но для своего эссе я выбрала «Речь по случаю торжественного открытия одного из домов ребенка» Здесь не так много места отведено именно вопросу воспитания детей, в основном речь идет о взрослых людях, о тех людях, которые оказались вытесненными за пределы нормального существования.

подробнее…

Щерба Мария

Размышление о статье Марии Монтессори «Взрослый как обвиняемый»

Прочитав книгу Марии Монтессори «Дети- другие», я  нашла очень много позиций, на тему которых хотелось бы размышлять.   Даже скорее хотелось бы, чтобы родители детей всего мира порассуждали вместе с нами.  Тема, о которой мы поговорим, была описана не в одной книге Доктора М.Монтессори, а практически во всех её книгах и некоторых статьях. В книге «Дети — другие» посвящена наболевшему вопросу целая глава. Пусть небольшая, но очень содержательная, информативная и будоражащая мою кровь и душу глава «Взрослый как обвиняемый».

В этой главе Монтессори поднимает вопрос отношения взрослых непосредственно к детям, хрупким, чистым, невинным и искренним созданиям и буквально, выносит им, взрослым, обвинения. Обвинения не беспочвенные, обвинения «против неосознанных заблуждений».

подробнее…


Мы выбираем Монтессори-педагогику потому, что она предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе. Монтессори нашла путь и оставила его нам в наследство.

Ребенок 1-3 года — Монтессори Press

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |   Анна Федосова , Монтессори-гид (AMI 0-3) Для того чтобы объяснить логику, я буквально два слова скажу о возрастной периодизации. Монтессори-образование опирается на идею о шестигодичных периодах детства.
Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |   Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6) Через развитие движений мы помогаем ребенку развить его волю. Но внешним проявлением воли, помимо контроля движений, является ещё и способность к свободе выбора. Одним из показателей развития воли является настойчивость ребёнка.
Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

В педагогике Монтессори мы часто говорим о нормализации. С нетерпением ждем наступления этого процесса. Все знают, что на его пути стоят отклонения детей, которые они приобрели уже до прихода в монтессори-группу. Мы так же знаем, что нет необходимости бороться с детскими недостатками, они…

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

Как часто мы наблюдаем ситуации, в которых взрослый стремится всё сделать за ребёнка, срочно оказать помощь, в то время как ребёнку было бы гораздо полезней сделать это самостоятельно. «Помоги мне сделать это самому» — девиз педагогики Марии Монтессори. Рассмотрим, почему же…

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

Чтобы говорить о  свободе, о том, где она начинается и где заканчивается, необходимо попробовать осознать общую картину мироздания. Монтессори называла его Космическим порядком . Чтобы «нарисовать» его,  нам необходимо выйти за пределы привычного мышления и…

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

Образование – одно из слов, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, редко задумываясь о его значении. Какой образ рождает у вас это слово, с чем вызывает ассоциацию? Образование – это ряды школьных парт, единый государственный экзамен, университетские профессора,…

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

Позитивные методы преодоления сопротивления Тема этой беседы — педагогическая ситуация, с которой время от времени сталкиваются все родители и педагоги — сопротивление сотрудничеству. Что же такое сопротивление? Это любое непослушание, которое проявляет ребенок: от спокойного. ..

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

В предыдущей беседе мы уделили особое внимание анализу различных стилей воспитания и определили, что только позитивные методы воспитания способствуют развитию у ребенка навыков сотрудничества с другими людьми.   Сотрудничество подразумевает равноправие, а…

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 1  |  

Он такой прекрасный и — несносный! Он нежный, но при этом вредный и упрямый! И все это — Ваш ребенок! Работая на протяжении нескольких лет с детьми 2-5 лет, я почти каждый день встречаюсь с недоумением и растерянностью родителей малышей, которых вдруг «подменили».

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

Когда приучать подрастающего малыша к  самостоятельности? Многие задаются вопросом — когда начинать и как это лучше делать?   Чтобы как-то ответить на эти вопросы, нам нужно, прежде всего, решить, что же мы подразумеваем, когда говорим о самостоятельности малыша. На мой…

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

В младенчестве связь ребенка с мамой очень сильна. С тех пор, как малыш начинает самостоятельно передвигаться (это примерно с восьми – девяти месяцев), он начинает естественно отделяться от матери. Каждый малыш стремится исследовать мир вокруг себя, ощутить себя в этом мире….

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 0  |  

Молодые родители, мечтая об успешном будущем своих детей, стараются как можно скорее передать детям свой опыт и свои знания. При этом они не задумываются, нужны ли они новому поколению. Поиски своего призвания – это путь, который каждый проходит самостоятельно. Истинное призвание…

Рейтинг: 0  |   Комментарии: 1  |  

Каждому Монтессори-педагогу известно, что существует так называемый «период порядка», который продолжается с рождения до трех лет. Любая мать тоже сталкивалась с ситуацией, когда ее еще бессловесное дитя вдруг требует соблюдения порядка: например, четкой…

Рейтинг: -1  |   Комментарии: 0  |  

То, что развитие руки ребенка и развитие его мыслительной деятельности и интеллекта взаимосвязано, ученые заметили давно. Были проведены специальные научные изыскания, и этому было дано четкое обоснование. Оказывается, в коре головного мозга имеются проекции практически всех органов…

Дети с небес — Монтессори центр в г. Находка: О методе М. Монтессори → Принципы Монтессори педагогики

Антропологический принцип

Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания — «уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка».

Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психическим и физическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Принцип условий свободы развития ребенка

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» — для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети «делают, что хотят». На деле это не так. В педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива («Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место») и, во-вторых, в необходимости дела («Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца»). Только так можно научиться быть «мастером самого себя», считала Монтессори. В ее системе свобода означает: свободу передвижения ребенка в дидактически подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми.

В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

Принцип концентрации внимания

Свободная и самостоятельная деятельность не возможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим. Монтессори называла это «поляризацией внимания». Этот феномен она открыла в работе с детьми раннего возраста.

Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению — поляризации.

Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

Монтессори заметила также, что концентрация внимания внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, как птг нудительное побуждение к концентрации внимания извне, со ст роны педагога.

«Чем дальше развивается способность внутренней концентра ции, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу» тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», — писа ла М. Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способ ности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы».

Принцип специально подготовленной обучающей среды

При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются физические возможности ребенка. На легко доступных полках предлагается множество дидактического материала тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать обучающегося. Свойства и качества Монтессори-материала максимально способствуют поляризации внимания в процессе упражнений. Происходит осмысленное проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Монтессори-материал представляет собой конкретное, предметное воплощение обобщенного знания, некоторый «элемент» человеческого бытия, максимально деперсонифицированный, лишенный субъективности и несущественных деталей, обобщающий знание многих и многих поколений людей о способах овладения им (по выражению Монтессори — «материализованные абстракции»).

В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму -письмом, чтению — чтением, рисованию — рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сензитив-ного периода. Косвенная подготовка ребенка к письму и чтении: начинается уже в три года, и дидактический материал служит прежде всего тому, чтобы «сообщать умственный порядок» в о ответствии с развитием ребенка. Материал Монтессори является существенной помощью в «абсорбировании» ребенком окружающей среды.

Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

Для ребенка Монтессори-материалы — это «ключ к миру», благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. По словам Монтессори, «материал… должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка, иными словами, ребенок не изолирован от мира, ему дается «орудие», с помощью которого можно обладать всем миром и его культурой».

Принцип сензитивности

Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделила, например, шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: сензитивный период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности»), освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков.

Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.

Принцип ограничения и порядка

Нарушение порядка и восстановление его — сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сензитивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3 лет). Требование порядка взрослыми от ребенка, установление ими собственных стерильных форм порядка Монтессори считала недопустимыми. В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем.

Кроме порядка важнейшим организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Так, каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количе вом материалов.

Единственность каждого компонента дидактического мате риала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная си туация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного решения: ребенок учится уступать, ждать, договариваться, сотрудничать.

Принцип особого места педагога в системе образования
Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном процессе с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, вопреки бытующим в отечественной педагогике представлениям, «помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале.

Процесс воспитания и обучения Монтессори понимала как помощь психическому развитию ребенка с самого рождения, а позднее как помощь в жизни. Понятие помощь здесь выступает ключевым. Именно это во многом определяет роль позиции педагога по отношению к ребенку. Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой. Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешая ему, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят. Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не на словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекает значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.

Еще одним важным принципом педагогики М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции. Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития).

Монтессори считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и недостаточно продуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей (тем самым не всегда в затруднительной для ребенка ситуации требуется помощь педагога). Они подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

В подобных группах, как и в многодетной семье, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Учитель в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности.

В психологическом плане важно то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом, что регулярно происходит в обычной школе, когда вроде бы одинаковые дети за усвоение одного и того же материала получают разные оценки. Отсутствует поэтому повод для формирования и развития комплекса неполноценности («У меня не получается, потому что я еще маленький, вырасту — научусь»). Оценивание ребенка осуществляется исключительно в личностном, а не нормативном плане (т.е. не по сравнению друг с другом и со школьной программой, а по сравнению с собственными предыдущими достижениями), что сообразуется с требованиями гуманной педагогики.

Система Монтессори: что это и в чем польза 👧

В начале XX века на свет появилась уникальная система Монтессори, названная в честь ее создательницы — Марии Монтессори. Изначально данная система была предназначена для детей с особенностями развития, а после — и для всех остальных.

В наше время даже существуют специальные Монтессори-сады, куда своих детей мечтают отдать многие родители. Система обучения обрела такую популярность, что многие семьи успешно практикуют ее в воспитании собственных детей и преуспевают в этом. Попробуем разобраться со всеми особенностями данной системы и расскажем о ее достоинствах и недостатках.

Мария Монтессори с детьми

Кто такая Монтессори?

Мария Монтессори — врач и педагог, которая к 26 годам стала одной из первых женщин-врачей в истории Италии. Ее ошибочно называют самой первой женщиной-врачом. Это неверно, потому что ею была Эрнестина Пейпер, получившая медицинское образование во Флоренции в 1877 году, а практиковать медицину она начала в 1878 году.

Мария утверждала, что дети с особенностями развития также нуждаются в педагогическом вмешательстве. Именно Мария создала собственный метод «научной педагогики».

Дети, которых ранее признавали необучаемыми, благодаря методике Монтессори освоили навыки счета, письма и чтения лучше своих здоровых сверстников. Ошеломительные результаты показали эффективность метода и было принято решение адаптировать методику для остальных детей. Вскоре в 1907 году в Сан-Лоренцо был открыт первый «Дом ребенка», работавший по системе Монтессори.

В чем заключается суть системы?

В данной воспитательной системе детей учат самостоятельности, развивают у них чувства (зрение, слух, обоняние и т. д.) и мелкую моторику. Такой метод воспитания направлен на индивидуальное развитие ребенка, в зависимости от его типа личности и характера. В системе нет определенных требований и законов, каждый развивается в собственном темпе.

Таким образом, полностью исключен соревновательный аспект. Детям не надо гнаться за более развитыми сверстниками, они пытаются обогнать самих себя и приобретают уверенность в собственных силах. Уверенности в своих силах может добавить театральная студия для детей. Если вы заметили у ребенка способности, отдайте его в театральный кружок. Быть может, через несколько месяцев будете рукоплескать ему из зрительного зала.

Основные положения методики

Педагогическая система Монтессори основана на следующих принципах:

  • Свобода выбора.
  • Минимум помощи со стороны педагога.
  • Изучение дидактического материала.
  • Самостоятельный анализ ошибок.
  • Отсутствие соревновательности и оценок.

В своих книгах Монтессори акцентировала внимание на специально подготовленной среде для обучения детей. Мария предлагала минимизировать вмешательство взрослых в процесс обучения. Учебные материалы составлены таким образом, чтобы ученик самостоятельно определил свои ошибки и исправил их.

Главный принцип метода: «Помоги мне сделать это самостоятельно». Взрослому необходимо определить, что интересует ребенка в данный момент и создать ему необходимую среду для занятий. Таким образом, дети смогут найти собственный индивидуальный путь развития и раскрыть свои способности.

Школа по системе Монтессори

Отличия от других педагогических методик обучения

Метод Монтессори отличается отсутствием четкой организованности. Дети расходятся по классу и занимаются тем, что им больше всего интересно. Педагог не участвует в этом выборе, а лишь выступает наблюдателем.

Также система предполагает отсутствие программ обучения, стандартов и унифицированных требований. Дети занимаются в комфортном для них темпе и делают только то, что им нравится. Система для малышей характерна тем, что в группе могут обучаться дети разного возраста, поэтому старшие дети часто выступают в роли воспитателей.

Чем дети, обученные по этой системе, отличаются от сверстников?

Те, кто слышат про систему впервые, относятся к ней скептически. Противников метода пугает, что в условиях свободы в выборе увлечений ребенок вырастет безответственным и капризным.

Но практика показывает, что дети из Монтессори-классов не становятся неуправляемыми. Скорее наоборот — такие дети дисциплинированны и раньше других приобретают навыки самостоятельности в достижении целей. Не исключено и то, что ребенок может начать сопротивляться контролю со стороны взрослых, но правильно подобранные учителем задания, могут помочь избежать таких конфликтов.

Недостатки методики

О достоинствах подобной педагогической системы обучения было сказано много. Но какие у нее недостатки?

  • Методика подразумевает только развитие интеллекта и практических навыков.
  • В системе отсутствуют ролевые и подвижные игры.
  • Отрицание творческого процесса. Это обусловлено тем, что любой творческий порыв может стать препятствием для умственного развития детей.
  • Дети, прошедшие обучение по данной методике, трудно привыкают к соблюдению дисциплины в обычных школах и детских садах.
  • Несмотря на свою столетнюю историю, система Монтессори долгое время была недоступна для граждан России. Поэтому мы значительно отстаем от западных коллег. Педагогическая система обрела популярность у нас только в 90-е годы. Но уже сейчас в России действуют различные центры и детские сады, обучающие детей по данной методике.

Мы рассказали об основных аспектах методологии воспитания Монтессори. Для получения более подробной информации, рекомендуем изучить книги, написанные Марией Монтессори и ее последователями — Эдуардом Стендингом, Фаусеком и другими педагогами. Также рекомендуем изучить материал, опубликованный на YouTube-канале «Монтессори.дети», где профессионалы в области педагогики рассказывают о чувствах ребенка, развитии у него практических навыков и философии самой методологии.

75 способов Монтессори-воспитания

Когда моему сыну было 2,5 года, он вскочил со стула и подошел к шкафу. Он вытащил тарелки и стаканы, затем подбежал к кухонному столу и начал расставлять места для себя и своих братьев.

Этот сценарий является примером воспитания детей Монтессори в контексте Теории Марии Монтессори.

Как стать Монтессори-родителем?

Монтессори воплощает этот акт. Уважая ребенка. Предоставление ему пространства и времени дает ему возможность расти и развиваться здоровым и продуктивным образом.

Связанная запись: Как эффективно дисциплинировать в среде Монтессори

Монтессори — это образ жизни. Доктор Монтессори, хотя она много писала о Монтессори как об образовательном подходе, не предполагала, что этот подход будет ограничивать детей рамками класса.

Наоборот, Монтессори, уделяя особое внимание развитию ребенка в целом, должна охватывать жизнь ребенка в целом, включая его время в классе и за его пределами, будь то с Матерью-природой или дома с семьей.

Что такое Монтессори-воспитание?

Воспитание Монтессори? Ах. Да, это вещь. Однажды ранним утром, сидя за своим ноутбуком, пока мой старший сын (тогда еще малыш) и мой муж спали, я вдохнула тишину и начала читать статью, посвященную Монтессори.

Я остановился и громко расхохотался. Видите ли, моя семья приняла Монтессори, только мы никогда не знали, что «это» — стиль воспитания моей мамы — имеет название. Меня сразу и глубоко потянуло к Монтессори.

В тот момент, когда я прочитал цитату «Никогда не помогайте ребенку с задачей, в которой, как он чувствует, он может преуспеть», я почувствовал непосредственную родственную душу с доктором.Монтессори. Все, что я продолжал читать о философии Монтессори, нашло отклик во мне как в личности, учителе и родителе.

Подробнее о том, почему я выбрал Монтессори для своей семьи, читайте в моем блоге. Кстати, вот некоторые из моих любимых книг Монтессори для родителей.

Как определить Монтессори дома и Монтессори-воспитание

Монтессори-воспитание является важной частью философии Монтессори. Преодоление разрыва между домом и школой имеет решающее значение для воспитания ребенка Монтессори.Работайте с учителями вашего ребенка, чтобы это произошло.

Связанный пост: 12 способов интегрировать Монтессори дома

Жизнь предлагает моменты, чтобы помочь детям. Пусть сами надевают обувь. Предложите им поддержку, не делая это за них. Не думайте, что у вас есть ответ или вы можете решить их проблему.

Дети способны на многое.

Уважение потенциала наших детей расти и развиваться на основе их собственных инстинктов и склонностей является такой же частью Монтессори-класса, как и частью домашней Монтессори-среды.

Связанный пост: Ваш ребенок — убийца-коммуникатор

Открыть глаза на эту возможность — ключ к интеграции Монтессори дома. Рискуя показаться клише, мир — это наш класс. То, что подчеркивала д-р Монтессори, включало подход к общению с детьми, дисциплинированию детей, руководству детьми и подготовке среды, обеспечивающей успех в развитии ребенка.

75 способов Монтессори-воспитания

  1. Читайте Монтессори: современный подход
  2. Примите идею о том, что Монтессори — это образ жизни  , а не просто подход, который начинается и заканчивается у дверей классной комнаты
  3. Приобретите табуретки, чтобы ребенок мог дотянуться до раковины, шкафов и полок
  4. Используйте настоящую посуду; Избегайте пластиковых игрушек, чашек, тарелок
  5. Раскладушка Монтессори Embrace
  6. Практикуйте простоту
  7. Будьте образцом поведения независимо от того, что вы делаете в жизни
  8. Помогите ребенку с научным мышлением
  9. Думайте об истории не как о датах, которые нужно запомнить, а как об ощущении длительности и течения времени (которое, как правило, когнитивно невозможно понять до 7 или 8 лет). Учить детей о времени может быть весело!
  10. Используйте НАСТОЯЩИЕ изображения (также известные как ИЗБЕГАЙТЕ мультфильмов)
  11. Повесьте вешалку на уровне ребенка
  12. Разрешить детям заниматься творчеством
  13. Рассмотрим удлинитель крана
  14. Создать корзину для культур
  15. Подождите, пока ваш ребенок наденет пальто
  16. Дайте ребенку время и место, чтобы обуться
  17. Практика письма
  18. Исследуйте природу с этими книгами о камнях, муравьях, медведях и семенах.
  19. Научите детей программировать (Мария Монтессори одобрила бы шаг в ногу со временем)
  20. Сосредоточьтесь на звуках, а не на запоминании букв
  21. Используйте конкретные предметы, которые дети могут взять в руки во время обучения
  22. Расскажите детям, что значит быть смелым
  23. Прочтите о положительной дисциплине и уважительном воспитании детей
  24. Узнайте, как поощрять детей к письму
  25. Создать среду для обнаружения чтения и записи
  26. Старайтесь наблюдать за своим ребенком не менее пяти минут в день
  27. Не вмешивайтесь в конфликт или борьбу
  28. Помните, что практическая жизнь — это сосредоточенность, завершение рабочего цикла, подготовка к письму и независимость.
  29. Готовьте вместе с детьми
  30. Соберите для детей простую звуковую работу с буквами
  31. Всегда двигаться слева направо
  32. Разрешите ребенку застегивать молнию самостоятельно
  33. Изготовление нюхательных бутылок
  34. Не говорите с ребенком свысока.
  35. Говорите добрым, твердым тоном.
  36. Проведите время с семьей
  37. Учитесь фотографировать вместе с детьми
  38. Подпишитесь на один из этих замечательных ежемесячных наборов
  39. Читайте (много) вместе с ребенком
  40. Установите режим дня с детьми
  41. Придерживайтесь этих 5 ответов рок-звезд детям в трудные моменты
  42. Создать музыкальную корзину
  43. Узнайте об электричестве с детьми
  44. Выучите третий урок
  45. Создание ящиков объектов
  46. Ожидайте от своего ребенка многого, потому что он способен
  47. Занимайтесь сенсорными действиями за пределами
  48. Покиньте ее комнату, чтобы развиваться в ее темпе
  49. Позвольте ему делать свои открытия, потому что тогда он будет любить учиться на всю жизнь
  50. Иди и будь снаружи
  51. Практика внимательности
  52. Внедрите йогу в свой распорядок дня вместе с детьми
  53. Слушайте своих детей
  54. Станьте на колени на уровне глаз ребенка, когда разговариваете с ним
  55. Используйте фразы, отличные от «Что не так?»
  56. Изучайте математику за пределами
  57. Лучше общайтесь со своим ребенком с помощью этих советов рок-звезды
  58. Не бойся насекомых
  59. Займитесь языковой деятельностью за пределами
  60. Помогите ребенку вызвать у ребенка чувство благоговения и удивления, используя вопросы для обучения
  61. Сад с детьми
  62. Найдите время для ужина и семейного отдыха
  63. Практика изящества и вежливости
  64. Создайте мирный стол у себя дома
  65. Признать, что все дети находятся в образовательном спектре.
  66. Нет двух одинаковых детей
  67. Дети жаждут нежного, спокойного лидера
  68. Фокус на развитии эмоционального интеллекта ребенка
  69. Будьте образцом для подражания в отношениях со своим партнером
  70. Занимайтесь прослушиванием с детьми
  71. Возьмите практическую жизнь за пределы
  72. Купить садовый инвентарь для детей
  73. Практика обучения на основе запросов
  74. Прочтите книгу Мадлен Левин «Хорошо учите детей» о том, как переосмыслить успех

Каковы ваши самые большие трудности с тем, чтобы быть (или хотеть быть) родителем Монтессори? Если вам еще не достаточно, ознакомьтесь с 15 лучшими цитатами Монтессори для родителей.

 

Марни

Воспитание ребенка по методу Монтессори | The Independent

Когда в доме Кэти Хьюз чаепитие, всем детям предлагается помочь. Трехлетняя Эбигейл часто толкает свой стул рядом с тем местом, где ее мать нарезает овощи на ужин. «Я дам ей грибы и нож для масла, и она будет с удовольствием их нарезать рядом со мной», — говорит Кэти. «Я даю ей острый нож? Нет, конечно, нет. Но она видела, как я резал. Это показывает, что дети старшего возраста и взрослые делают такие вещи, и вот как это делается.»

Кэти воспитывает своих детей по методу Монтессори. Посетив школу Монтессори, она позже выучилась на учителя Монтессори. С тех пор, как у нее родились дети, Кэти приспособила свой дом, чтобы воспитывать их с использованием методов и идей Монтессори.

Ее дети ели с фарфоровых тарелок и пили из стеклянных стаканов с самого раннего детства.Иногда что-то разбивается, иногда что-то проливается, но это небольшая цена за то, чтобы научиться независимости и уверенности в себе, утверждает Кэти.А если ее отпрыски чувствуют себя творчески, они могут помочь себе рисовать, клеить или резать ножницами. Ничто не остается вне досягаемости.

«Конечно, иногда что-то идет не так», — смеется Кэти. «Но это может произойти, даже если вы попытаетесь контролировать доступ к краскам, ножницам и посуде».

Кэти написала новое руководство для родителей, Учимся вместе: что Монтессори может предложить вашей семье , которое, похоже, разожжет споры о том, как лучше всего воспитывать детей. Книга резко отличается от более регламентированных подходов, продвигаемых такими экспертами, как Джина Форд и Джо Фрост, телеведущая Supernanny .

Движение Монтессори, имеющее более 600 детских садов в Великобритании и опубликовавшее руководство Кэти для родителей, считает, что британские родители могут многому научиться по методам Монтессори. Вам не нужно отправлять ребенка в Монтессори-школу или покупать какие-то специальные обучающие материалы — вместо этого родители могут просто извлечь пользу из идей.

Он пропагандирует непринужденный подход к воспитанию детей, младенцев носят в слингах, дети спят на полу, а не в кроватках, и не наказывает непослушных малышей.Но в книге говорится, что самое главное для родителей — «притормозить, отступить и настроиться на ритм ребенка».

«Следуй за ребенком» — это мантра движения Монтессори. Роль взрослых состоит в том, чтобы создать стимулирующую среду, а затем оставить ребенка в покое. Одна из самых больших ошибок родителей заключается в том, что они считают, что дети должны быть развлечены или заняты взрослыми все или большую часть времени. «Самое важное, что может сделать родитель, — это ничего!» гид советует.«Просто наблюдайте, не прерывая разговором, вопросами или предложениями помощи», — говорится в нем.

Хотя Supernanny рекомендовала родителям вознаграждать детей картами звездного неба и угощениями, а также наказывать их конфискацией игрушек, руководство считает, что родители должны «создавать постоянные границы», а не «навязывать дисциплину».

«Когда что-то идет не так, я напоминаю себе, что малышей не нужно «приручать», как диких животных; мы не хотим сломить их дух», — пишет Кэти в своей книге.«Вместо этого мне нравится видеть детей, которые напористы, иногда даже дерзки, и которые осознают свои собственные потребности, но которые также могут сотрудничать с другими».

У детей также должно быть достаточно времени для игр на свежем воздухе и возможность рисковать. Многие родители, использовавшие методы Монтессори со своими детьми, поделились своими историями для этой книги. 40-летняя Хелена Кей, бывший банкир, переквалифицировалась в учителя Монтессори, прежде чем родить собственных детей, трехлетнего Скай и годовалую Кэмерон. «Мы разложили вещи в доме, чтобы дети могли приходить и уходить, когда им нравится, по дому и иметь свободу выходить в сад, когда захотят», — говорит она. «Я думаю, что это действительно повысило уверенность моей дочери. Если бы родители взяли одну простую идею из книги, я думаю, им следует подумать о том, чтобы наблюдать за своими детьми, чтобы увидеть, когда они будут готовы что-то делать для себя».

Амалия Гонсалес — квалифицированный учитель Монтессори, которая использовала методы Монтессори при воспитании своих детей: семилетнего Луки и четырехлетнего Габриэля.«Я просто воспитываю своих детей так, как знаю, так, как мне кажется естественным», — говорит она.

«На самом деле у детей очень простые потребности: они хотят быть вовлеченными, они хотят быть полезными, и им очень нравится проводить время со своими родителями. Иногда мы настолько поглощены попытками не отставать от того, что делают другие – внеклассные занятия, спорт и прогулки – но больше всего им нравится играть в драки на ковре, строить железнодорожные пути или гулять в лесу. »

Амалия считает, что многие родители уже приняли многие идеи Монтессори, не осознавая этого. Речь идет о том, чтобы проводить время со своими детьми. «Возьмите их с собой и дайте им испытать и открыть для себя все это культурное богатство, которое нас окружает. Следуя их подсказкам, они узнают больше, когда им что-то интересно». Движение Монтессори надеется донести свое послание до большего числа родителей на занятиях для родителей, проводимых в рамках правительственной пилотной схемы. учитель начальных классов и отец Джека, девяти лет, и Мии, двух лет, будут помогать проводить уроки для родителей и были одним из авторов руководства для родителей.Он сказал: «Чтение с моей дочерью перед сном — это то, чем я очень дорожу. Однако это не всегда проходит гладко. а затем будет перелистывать страницы взад и вперед, чтобы повторять их снова и снова. Но если Монтессори научила меня чему-то, так это ценности «следования за ребенком». Я помню, что мы делаем не просто чтение истории от начала и до конца. »

Филип Бужак, исполнительный директор Монтессори Святого Николая, британской благотворительной организации Монтессори, которая опубликовала руководство, надеется, что оно привлечет много новых последователей к идеям Монтессори. Он сказал: «Это не руководство по правильному пути к растить детей. Мы просто надеемся, что эта книга даст новое понимание и перспективу… Иногда самые незначительные действия могут оказать наибольшее влияние на развитие ребенка».

Кем была Монтессори? стала первой женщиной, окончившей Римский университет по специальности «медицина».

Она увлеклась образованием благодаря своей работе врачом, лечащим детей с особыми потребностями.

В 1907 году Монтессори начала работу над новаторским проектом по обучению детей из бедных семей в Риме.

Она открыла свой первый Casa dei Bambini, или Детский дом, для примерно 50 детей.

Монтессори наблюдала за поведением этих маленьких детей и обнаружила, что они проявляли глубокую концентрацию, любили повторять действия и были сторонниками порядка в классе.

При свободном выборе деятельности дети больше интересовались практическими занятиями и Монтессори-материалами, чем игрушками. Они не были мотивированы сладостями и другими наградами, и со временем она заметила, что у них спонтанно появилась самодисциплина. На этих наблюдениях основывались ее методы обучения.

Уже в 1909 году работа Монтессори привлекла внимание международных наблюдателей. Ее идеи распространились в Великобритании примерно с 1912 года. Сегодня насчитывается более 600 школ Монтессори в Великобритании и более 25 000 по всему миру.

Подход к дисциплине в классе Монтессори

София Корейнс

Дисциплина является важным аспектом любой образовательной программы. Если ребенок плохо себя ведет в школе, с этим поведением нужно как-то бороться. Однако во многих школах применяется неправильный подход к дисциплине. Они не учат детей, почему их поведение неправильно; они просто пытаются сломить их дух.

Монтессори-школы используют другой подход к дисциплине. В программе Монтессори дети получают дисциплину, но им также предоставляется свобода.В классах Монтессори к детям относятся с уважением и доверяют им учиться на ошибках, которые они совершают.

Внутренняя дисциплина 

В школах Монтессори учителя не считают, что дисциплина должна навязываться авторитетной фигурой. Вместо этого они считают, что дисциплина должна исходить изнутри.

Монтессори-школы хотят научить детей выбирать правильное поведение. Дети, посещающие школы Монтессори, ведут себя не потому, что боятся последствий; они ведут себя, потому что знают, что это правильно.

Этот подход может способствовать независимости у детей. Когда ребенка не нужно постоянно поправлять, этому ребенку можно доверить делать что-то самостоятельно. Дети, которые посещают школы Монтессори, как правило, становятся очень ответственными взрослыми.

Как избежать борьбы за власть 

Одна из главных задач педагогов Монтессори – избегать борьбы за власть с детьми. Борьба за власть отнимает у учителя много времени и мешает другим детям в классе получать образование.Когда другие дети видят борьбу за власть в классе, у них может возникнуть соблазн подражать такому же дурному поведению. Ведь это гарантированный способ привлечь внимание учителя.

Кроме того, понятно, что постоянная коррекция в государственных школах может сказаться. В исследовании, проведенном Университетом Айовы, исследователи обнаружили, что в среднем студент получает более 400 негативных комментариев за один день. Те же студенты получают только около 30 положительных отзывов.

В школах Монтессори преподаватели сосредотачиваются на том, что называется GEMS: Моменты подлинной встречи.Эти моменты предназначены для того, чтобы ребенок чувствовал себя важным и ценным. Когда ребенок пойдет в школу Монтессори, он будет знать, что хорошее поведение — а не плохое поведение — лучший способ привлечь внимание.

Самоуспокоение 

Люди часто испытывают шок, когда впервые входят в класс Монтессори. Людям трудно поверить, насколько тихо в классе. Дети не кричат ​​и не кричат; они делают свою работу тихо.

Монтессори-педагоги могут добиться этого, обучая детей так называемому самоуспокоению.Это техника, которой учат детей, чтобы помочь им успокоиться. Когда ребенок чем-то расстроен, его не заставляют оставаться на месте; им разрешен перерыв. Во время этого перерыва ребенок может сосчитать до десяти или пойти в спокойное место.

Детей учат навыкам решения проблем, которые им рекомендуется использовать в течение этого времени. Когда ребенок пытается успокоиться, он может понять, почему он расстроен. Им также предлагается придумать способы улучшения ситуации.

Как только ребенок решит проблему, он может вернуться на свое место и вернуться к работе. Никому больше не будет мешать, а другие дети в классе смогут учиться свободно. Кроме того, ребенок научится успешно решать собственные проблемы. Это навык, которым некоторые взрослые еще не овладели.

Дисциплина является важной частью Монтессори-класса. При этом подход к дисциплине в Монтессори сильно отличается от того, к чему привыкли родители.Если вы проведете время в школе Монтессори, вы увидите, что этот подход работает.

Уважительное отношение к детям

Если вы наблюдали за Монтессори-классом, вы, возможно, задавались вопросом: как учитель справляется с 20 или более детьми, когда у меня проблемы только с одним или двумя? Если бы у меня были ее навыки и терпение!

Проработав преподавателем несколько лет до того, как у меня появились дети, я с удивлением обнаружил, что мой опыт работы в Монтессори-классе не подготовил меня к отцовству.Хотя Мария Монтессори верила в обширную подготовку учителя, немногие родители получают полезную подготовку. К счастью, я нашел книгу, которая помогла мне применить теорию Монтессори к более эффективному воспитанию детей: « Как говорить, чтобы дети слушали и слушали, чтобы дети говорили» , авторы Адель Фабер и Элейн Мазлиш.

Следующие идеи из этой ценной книги могут оказаться полезными в вашем наборе инструментов для родителей. Преимущество в том, что эти инструменты будут работать для вас в любых условиях — и со всеми, а не только с детьми.

Научитесь смотреть и слушать

Монтессори подчеркивает важность тщательного наблюдения за ребенком, когда он занимается своей работой. Это один из способов проявления уважения к ребенку, еще одна важная предпосылка философии Монтессори. Мы часто делаем поспешные выводы и вмешиваемся, не принимая во внимание то, что наш ребенок может делать, думать или чувствовать. Отложите телефон, выключите телевизор, смотрите и смотрите ребенку в глаза, когда говорите.

  • Сначала потренируйтесь наблюдать и молчать.
  • Прислушивайтесь к себе и к своему ребенку: если ваша непосредственная склонность к тревоге или гневу, запишите то, что вы хотели бы сказать, но не говорите этого.
  • Старайтесь ничего не исправлять и не решать проблемы — просто будьте с ребенком.

Назови чувства

Легко беспокоиться, когда ваш ребенок расстроен. В результате мы можем свести к минимуму детские чувства или попытаться защитить их от разочарования. В долгосрочной перспективе более продуктивно помогать детям идентифицировать свои эмоции и учиться на них.Точно так же, как материалы Монтессори помогают детям изучать понятия и номенклатуру, мысли и чувства могут быть определены для наших детей. Адаптируйте стиль или формулировку к возрасту вашего ребенка.

  • Слушайте своего ребенка, когда он или она говорит, предлагая обратную связь, например: «О…»; «М-м-м…»; «Я понимаю.»
  • Распознайте и назовите чувства вашего ребенка: «Вы кажетесь расстроенным (или злым, или счастливым)…»
  • Не задавайте и не отвечайте на риторические или обвинительные вопросы: «О чем вы думали?» «Кто пил молоко?» — Сколько раз я тебе говорил?..
  • Попытайтесь понять это с точки зрения вашего ребенка и опишите, возможно, с помощью фантазии: «Похоже, вы хотели бы есть печенье при каждом приеме пищи.
  • Проявите уважение к борьбе вашего ребенка: «Я вижу, что тебе трудно…»
  • Опишите дилемму, с которой столкнулся ваш ребенок: «Даже если вы знаете…» «Проблема в том…»

Привлечь к сотрудничеству

Следить за тем, чтобы семья соблюдала график — и следить за тем, чтобы все были накормлены, одеты, вымыты и т. д. — непростая задача, особенно потому, что у детей расписание, потребности и желания часто отличаются от взрослых (а часто и друг от друга). Монтессори считала, что дети, которым даются задания, соответствующие их способностям, радуются своим достижениям.Организуйте свой дом так, чтобы детям не приходилось во всем полагаться на взрослых, и дайте им время и направление, в котором они нуждаются, чтобы они могли стать независимыми и успешными, внося свой вклад в семью. Возможно, вы обнаружите, что вам не нужно прибегать к требованиям или выговорам.

  • Сначала признайте чувства: «Сегодня утром тебе уютно в постели».
  • Предложите выбор: «Вы хотите надеть красную рубашку или зеленую рубашку?»
  • Будь игривым: «Если бы ты был волшебником, ты бы уже был одет!»
  • Вместо того, чтобы напоминать, опишите то, что видите: «Эту таблицу нужно настроить.
  • Скажите это с информацией: используйте слово или краткое описание, а не придирчивое, повторяющееся требование: «Обувь, рюкзак…»
  • Напишите записку: «Я голоден» на ошейнике собаки или «Повесьте меня!» на куртке.
  • Действовать без оскорблений: «Давай приберёмся, уберём краски и выйдем на улицу».

Будьте терпеливы, пока вы изучаете эти новые навыки; это требует времени и практики — и окупится. Как заявляют Фабер и Мазлиш: «Мы хотим продемонстрировать уважительное общение, которое, как мы надеемся, наши дети будут использовать с нами — сейчас, в подростковом возрасте, и, в конечном счете, как наши взрослые друзья» (1982, с.88).

Обучение родителей | Litchfield Montessori School

Воспитание семьи в нашей быстро развивающейся культуре – непростая задача, особенно с учетом напряженного рабочего графика, ожидания оперативности, вызванной технологиями, и дилемм, возникающих при разрешении конфликтов и борьбе за власть!

Мария Монтессори глубоко верила в партнерство между учителем и родителями. Она призвала наставниц развивать тесные отношения с семьями и даже проводить консультации на дому.Эти отношения помогают семьям внедрять эффективные методы воспитания и помогают учителям понять сложности различных домохозяйств, что помогает нам удовлетворять особые потребности каждого ребенка.

Школа Монтессори Личфилд хочет сохранить эту традицию и поддержать наших родителей с помощью надежной программы обучения родителей. Предлагаем всем родителям:

  • Шесть бесед по обучению родителей в год
  • Индивидуальные последующие беседы с координатором по вопросам образования и учителями
  • Наставничество для детей и родителей, которым требуется дополнительная поддержка.

Даже если вы не можете посещать занятия для родителей, мы рекомендуем вам звонить или писать по электронной почте с любыми вопросами/проблемами, и мы найдем время, чтобы поговорить и принять меры. В задачи LMS входит дальнейшее развитие интегрированной системы поддержки между школой и домом.

Эти обсуждения предназначены для представления эффективных стратегий, включая позитивную дисциплину, воспитание способных и стойких детей, эффективное общение, решение проблем, ориентированных на ребенка, семейные встречи, предотвращение борьбы за власть.Во время этих обсуждений вам будет предложено рассказать о том, с чем вы боретесь, и, в свою очередь, мы предложим вам поддержку во время обсуждения, а также с индивидуальными последующими действиями, адаптированными к вашим конкретным проблемам. Для тех, кто не может присутствовать, Блог по обучению родителей будет обновляться после каждого занятия.

Сейчас просматриваю статьи, размещенные в 2020 .

Участие родителей в Монтессори-образовании

Выбор способа воспитания и образования ребенка является исключительной ответственностью родителей, чье решение окажет большое влияние на академический и социальный прогресс детей в подростковом и взрослом возрасте.

Как правило, прежде чем выбрать ту или иную образовательную траекторию, родители узнают, как их дети учатся лучше всего, и убеждаются, что выбранная философия соответствует их воспитательным установкам и практикам. Имея четкое представление о том, что дети должны получить от дошкольного опыта, родители должны стать активными участниками, которые обеспечивают постоянство для детей, поддерживая выбранный стиль обучения дома.

Важность участия родителей

Подход Монтессори приветствует участие родителей в возможностях, предлагаемых в благоприятной учебной среде. Однако Монтессори — это не дисциплина, а скорее отношение к жизни, росту и развитию, которое помогает родителям найти правильный способ способствовать развитию своих детей. Создавая связи между домом и школой, среда Монтессори стремится усилить учебный опыт и сделать переход от дошкольного учреждения к дому плавным и последовательным.

Наряду с ролью родителей в качестве наблюдателей и опекунов, Монтессори поощряет их вступать в совместную дошкольную семью и принимать участие в таких мероприятиях, как собрания школьного сообщества, общешкольные мероприятия, празднование дней мамы и папы и т. д.Такие мероприятия создают основу для обмена опытом и знаниями, а также позволяют держать родителей в курсе достижений и достижений их детей.

Семья – это уникальный мир для детей. Родители являются главными воспитателями не только в первые годы становления, но и на протяжении всей жизни. Они здесь, чтобы воспитывать, поддерживать и направлять детей, а также защищать их от любых взлетов и падений. Они закладывают основу для среды обитания и социального развития. Вот почему родители и учителя должны объединить свои усилия и понять роли друг друга, чтобы помочь детям вырасти зрелыми и уверенными в себе взрослыми.

Советы Монтессори для родителей

Вот список наиболее важных советов и руководств Монтессори для родителей, которые помогут им создать полноценную среду для полноценного эмоционального, физического и когнитивного развития детей.

• Поддержка творчества

Детское творчество — это больше, чем просто развлечение. Он определяет способность детей решать проблемы, принимать решения, развлекаться и воспринимать мир по-своему увлекательно и забавно.Способность мыслить и действовать творчески позволяет детям быть гибкими и приспосабливаться к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

ребенка Монтессори приходят домой переполненные эмоциями от того, что они делали в течение дня в дошкольном учреждении. Они продолжают говорить об интересе к новому кулинарному проекту и исследованию природы, исследованиям мира во время культурологических исследований или самостоятельным занятиям математикой. Это здорово, если родители могут поддерживать творчество детей и подпитывать их одержимость вдохновляться и учиться дома.Это подразумевает участие родителей в том, чтобы разделить волнение детей, а также предоставить вспомогательные материалы для игр и обучения, такие как алфавит Монтессори, куклы или сенсорные игровые коробки.

• Поддерживать заказ

В школах Монтессори детей поощряют поддерживать порядок в классе. Чистая и организованная среда помогает детям быть независимыми в том, что они делают для себя, и способствует лучшей концентрации на необходимых объектах. Дома родители могут поддерживать стремление детей к порядку посредством домашней организации.Например, в прихожей родители могут выделить специальную зону для детской обуви и одежды. В детской комнате целесообразно разместить крючки, полки и ящики для хранения игрушек, чтобы дети могли легко доставать нужные им вещи и убирать их без помощи родителей.

• Позвольте детям делать что-то самостоятельно

Самостоятельность — ключ к воспитанию у ребенка уверенности в себе, и домашние дела — лучший способ доказать это. В дошкольной семье детей поощряют к самостоятельному выполнению практических жизненных задач.Когда они чувствуют, что способны делать что-то небольшое, например завязывать шнурки или чистить зубы, они чувствуют, что способны справиться с более сложными задачами.

Родители могут продолжить практику Монтессори дома, укрепляя опыт детей и расширяя их кругозор с помощью других обычных повседневных задач. Имея это в виду, родители должны позволить детям научиться заботиться о себе, особенно когда они могут выполнять определенные задачи без посторонней помощи.

• Держите детей ближе к природе

Подход Монтессори подчеркивает важность активного отдыха, когда дети могут общаться с природой.Считается, что дети, которые проводят достаточно времени вне класса, лучше учатся и могут дольше сохранять концентрацию и внимание. Находясь на природе, дети развивают чувство удивления, которое нельзя воспитать ни в какой другой среде.

Родители могут знакомить детей с природой, гуляя с ними в лесу или вместе работая в саду. Находясь на улице, у детей активизируются все органы чувств, так как дети получают новые знания через зрение, осязание, слух и даже вкус.

• Обучайте детей лепке

Общеизвестно, что дети склонны подражать родителям в том, что они делают или говорят. Такую способность можно использовать с пользой для развития детей через моделирование. Когда ребенок делает что-то неправильно, родители должны показывать ему, как это следует делать, не осуждая и не критикуя его. Родители должны не исправлять детей, а тонко и мягко информировать их о своих ошибках.

• Используйте поощрение, а не вознаграждение

Дети любят, когда их хвалят, когда они все делают правильно.Тем не менее, некоторые родители принимают некоторые награды, когда хотят продемонстрировать поддержку своим детям. В результате, когда дети берутся за определенные задачи, они внутренне мотивированы на их выполнение, поскольку ожидают получить вознаграждение.

Дети должны иметь врожденное чувство делать что-то, потому что это приносит пользу себе, семье или обществу. Обнадеживающие заявления вроде «Ты сделал это сам» или «Ты упорно трудился, чтобы добиться успеха» лучше, чем сладости и игрушки.

Кроме того, родители должны знать, что ничто не может заменить любовь и личную жертву своим детям.Создавая дома прекрасную и теплую обстановку, ребенок чувствует, что он или она – самое главное сокровище в жизни родителей. Любовь помогает детям расти в доверии и учиться быть внимательными к другим людям и миру, в котором они живут.

Блог

: Советы, как пройти собеседование с родителями в дошкольном учреждении по вашему выбору

советов, как пройти собеседование с родителями в дошкольном учреждении по вашему выбору

В современном мире вы должны поместить своего ребенка в лучший Montessori La Habra CA , чтобы он или она могли отлично начать свое академическое путешествие.Теперь в любой хорошей школе будет проведено собеседование с родителями, прежде чем они подумают о приеме вашего ребенка. Многие начинающие родители нервничают, и если вы один из них, вот несколько советов, которые могут вам помочь.
  • Узнайте об основных преимуществах выбранного вами дошкольного учреждения Whittier CA . Каждая школа имеет свой собственный набор ценностей и целей, и школа ожидает, что вы выбрали их, потому что ваша ценность соответствует им. Если вы сможете обсудить во время собеседования, насколько их принципы совпадают с вашими во время собеседования, ваши шансы на поступление возрастут.При этом не подделывайте интерес. Внимательно прочитайте о принципах и целях школы, прежде чем выбирать их. Не выбирайте место только потому, что его рекомендуют все, если его основные ценности и принципы обучения не соответствуют вашим ожиданиям.
  • Можно задавать любые вопросы, поэтому хорошо подготовьтесь к фиктивным интервью дома. Большинство вопросов будут связаны с вашим ребенком или вашим стилем воспитания. Некоторые вопросы, которые могут быть заданы, такие как «Какой самый счастливый момент с вашим ребенком», или «Какой философии воспитания вы придерживаетесь», или что-то вроде «Опишите своего ребенка одним словом». Будьте честны с этими ответами, но подготовьтесь немного заранее. Таким образом, вы не будете заикаться или долго думать во время собеседования.
  • Четко объясните, чего вы ждете от школы. Один из наиболее частых вопросов, который вам могут задать во время собеседования с родителями Montessori La Habra CA , это «Что вы ожидаете от нас, чтобы улучшить вашего ребенка».
  • Еще один блок вопросов, который часто задают родители во время такого интервью, касается того, сколько времени они проводят со своими детьми.Если оба родителя работают, школа может узнать, кто будет присматривать за ребенком после школы или существует ли система поддержки. Будьте честны в таких вопросах и не пытайтесь ничего скрыть.
  • Школа также будет ожидать от вас вопросов. Итак, подготовьте список вопросов, которые вы хотите задать им заранее. Некоторые общие вопросы, которые они ожидают от вас, включают в себя то, каким будет распорядок дня вашего ребенка в школе или какова их политика по борьбе с издевательствами и какую образовательную систему они будут предлагать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>