МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Проблемная ситуация в доу это: Методическая разработка на тему: Технология проблемного обучения в ДОУ

Методическая разработка (младшая группа) по теме: Примеры проблемных ситуаций в образовательной деятельности ( практические материалы)

Методическое объединение

для воспитателей образовательных учреждений ДСК и ДОУ             по проблеме «Технология деятельностного метода как средство

реализации современных целей образования»

г.Воркуты

 

 

 

 

Примеры проблемных

ситуаций в образовательной

деятельности

практические материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воркута 2012г

 

 

 

Руководитель МО для воспитателей образовательных учреждений ДСК и ДОУ по проблеме «Технология деятельностного метода как средствореализации современных целей образования» г.Воркуты

Скотаренко Арина Эдуардовна

 

Редактор Скрыпник Г.Б.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Рекомендации даны как ориентир. Что изберет педагог, чему уделит больше внимания на определенном конкретном занятии -зависит от поставленной цели, содержания изучаемого материала, уровня развития детей, уровня их подготовки. Огромную роль играет и творческий потенциал самого обучающего, его позиция.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

1.    Заботится о развитии творческого воображения ребенка — умения видеть целое раньше частей, преобразовывать наличный материал.

2.    Организует исследовательскую творческую деятельность детей через игру.

3.    Применяет различные приемы формирования познавательной потребности.

4.    Использует различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника, заботясь о том, чтобы в про­цессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения.

5.    Создает проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение.

6.    Четко формулирует проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учит видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение.

7.    Выдвигает гипотезы и обучает этому умению детей, принимая любые их предложения.

8.    Развив

Консультация на тему: Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №194

 «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста»

                                             Воспитатель ВКК

                                              Шуткина Н. А.

                                    Воронеж

Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов в организации занятий с использованием проблемных ситуаций

Задачи:  Раскрытие сущности  использования проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками.

Планируемый результат:

 Использование педагогами и активное включение проблемных ситуаций в занятия с дошкольниками

Вступление:   В нашем детском саду большое внимание уделяется развитию в детях творческих способностей, умение анализировать, рассуждать, мыслить логически, находить пути решения различных ситуаций.   Я хочу поговорить сегодня о том, как лучше организовать деятельность детей, чтобы они не получали готовые знания, а добывали их самостоятельно….  Путём проб и даже ошибок.

1)Что необходимо человеку для выполнения любого действия?

(Мотив, мотивация)

2)Что такое мотив?

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности,

направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений.

ПРИМЕР   Человек голоден. Это мотив, чтобы пойти на кухню.

У человека возникает, проблема, которую ему нужно решить….

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Мотивирование — это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.  УБЕЖДЕНИЕ

 3) Как развить в детях творческие способности?

Поисковые вопросы, создание ситуаций, когда ребёнку необходимо принять самостоятельное решение,  то есть создать проблемную ситуацию или выявить имеющуюся в данный момент.

Например, конфликт двоих детей за одну игрушку.

При помощи вопросов, можно выяснить, почему так случилось? и найти способы разрешения данного конфликта (или проблемы)….  Причём, решить это абсолютно мирно.  Что очень важно!!!

Вот так плавно мы перешли к теме нашего сегодняшнего семинара.

1)  Так что же такое Проблема?

 Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности

  Что такое Проблемная ситуация?

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой  ребёнок  хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

 Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, задействовав мыслительный процесс, научившись анализировать и находить решение.

Основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Отличие проблемной ситуации от проблемной задачи?   Сравнение.

Пример Ребёнок испачкал одежду….  Какое противоречие можно выявить?

 Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил  один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

(Проблемная  ситуация может возникнуть в любом режимном моменте, но, иногда,  педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.

Например, изучая тему ВОЗДУХ…. И желая показать детям  его движение, я   налила в тазик воду и поставила его перед  детьми…

Вопрос:  Почему вода в тазу остаётся неподвижной?

Ответы детей:  ( потому что мы его не толкаем ).

Вопрос.  Давайте толкнём?    Толкнули, появились волны.

Вопрос:  Мы можем толкнуть берег моря или речки?

Пришли к выводу, что не можем?   Но волны там есть.

Откуда же они появляются?

 Так в обычной деятельности с детьми пришли к выводу, что волны делает ветер.  И ЭТО НАУЧНЫЙ ФАКТ!!!   А ветер это движение воздуха.  Его мы несколько раньше  пробовали «поймать» на улице.

Сергей Леонидович Рубинштейн  говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

  Характерные признаки проблемности  при решении:

Возникает состояние интеллектуального затруднения;

 Возникает противоречивая ситуация;

 Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Пример.   Дети не могут открыть шкатулку. Есть несколько ключей и одна шкатулка.   Путём проверки ПОДОЙДЁТ ЛИ  ключ, дети выясняют:   ЗАМОК ОТКРЫВАЕТСЯ НЕ ЛЮБЫМ КЛЮЧОМ.  А лишь одним, сделанным специально для этого замка.  Такую ситуацию можно проиграть перед входом в групповую комнату, подбирая ключи из различных связок.

  Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

 воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

 воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

 Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Вопрос.   Как вы считаете в каких возрастных группах будут актуальны данные уровни?

Пример.   Ребёнок испачкался….

Ребёнок устал…

   Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

 — постановка проблемных задач.

 — изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

 — побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

 — постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

ВАЖНО!   Принимаются все ответы детей. Часто, самые абсурдные ответы приводят к решению проблемы или показывают в процессе выявления фактов, ошибочность данного решения… Важно, что при решении проблемы, ребёнок самостоятельно увидит свою ошибку.  

   1) поиск условий  решения проблемы с помощью наводящих вопросов и актуализации прежних знаний:

 «Что нам надо вспомнить  для решения нашего вопроса?»,

 « Что мы можем использовать из известного нам при решении  проблемы?»

 2) Процесс решения проблемы.

Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа,  идеи решения. Ребенок ищет решения  в различных источниках знаний. Опыты, наблюдения, эксперименты, видеофильмы и т.д.

 3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения.

Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

  —  Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения).

   —  Он внимательно выслушивает все возражения

   — Поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушать все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли

  «Что же можно сделать, чтобы убедиться  в этом?»

Сергей Леонидович Рубинштейн, выдающийся психолог, писал: «Человек, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом».

ИТОГ:   Для чего необходимо создавать и решать с детьми проблемные ситуации?

Чтобы развить в детях самостоятельность в нахождении решения возникших проблем, научить мыслить, анализировать и сопоставлять различные факты и способы решения,  для усвоения новых знаний.

                                       

Статья на тему: Статья «Актуальность применения проблемных ситуаций в ДОУ»

Статья

«Актуальность применения проблемных ситуаций в ДОУ»            Автор: Пономарева Ю.В.

Целью современного дошкольного образования является развитие ребенка, раскрытия его творческого потенциала..В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не столько владение знаниями, сколько умение оперировать этими знаниями и находить новые знания самому. Традиционный – информационный – метод обучения, который ещё преобладает в нашей образовательной системе, не способствует в достаточной мере развитию познавательных процессов и способностей.

Всё чаще и чаще в повседневной жизни мы сталкиваемся с фактами такого рода, что дети каждый день решая задачи, вместе с тем не умеют решать их, так как, сталкиваясь с новыми условиями и новым типом задач, они не могут использовать имеющиеся представления применительно к изменившейся ситуации. .

Следовательно, необходимы новые пути, обучения ребенка, обеспечивающие его познавательное развитие на каждом возрастном этапе. Таким обучением может стать проблемное обучение.

Одна из центральных проблем развития мышления детей  дошкольного возраста – проблема формирования познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях, в новых способах умственной деятельности. Решение этой проблемы возможно теоретически и практически через создание и применение таких методов воспитания и обучения, которые направлены на развитие самостоятельной деятельности детей, на их собственную сознательную работу и активность. В этом плане существенный интерес представляет собой проблемное обучение.

Представители теории проблемного обучения (М.И. Махмутов, А. М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев) считают, что формирование мышления состоит не только в условии накопления какого – либо объёма знаний, суммы навыков, формирования определённых умственных действий, но и в развитии собственной познавательной активности ребёнка. Такой активности, которая возникает в деятельности при особых условиях – благодаря проблемным ситуациям.

Самое  главное заключается в том, что теория проблемного обучения ставит ребёнка в активную позицию по отношению к самому себе. Она направлена на воспитание активности, творческой созидающей личности – такой, которая сможет усвоить не только предшествующий опыт, но так же выйти за пределы этого опыта в своей деятельности и развитии.

В теории проблемного обучения познавательная активность понимается как стремление самостоятельно найти выход в таких условиях, которые не подсказывают решения; через построение собственной, никем не запрограммированной деятельности адекватно условиям. Деятельность выражает собственное отношение её субъекта к заданным условиям, следовательно, его собственное отношение к окружающей действительности.

Традиционное (информационное) и проблемное обучение резко отличаются друг от друга по схемам их построения. Схема традиционного обучения: сообщение готовых знаний педагога и их усвоение детьми путём копирования способов действий. Схема проблемного обучения выглядит принципиально иначе: постановка педагогом учебно–проблемной задачи, создающей у ребенка проблемную ситуацию. Осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы. В этом процессе дети овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний и могут применять данные способы для решения конкретных систем задач.

Большинство авторов исследований в области проблемного обучения характеризуют проблемное обучение как особый тип обучения, неотъемлемую черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция.

 Махмутов М.И отмечает, что проблемное обучение включает в себя систему дидактических методов, построенных на основе принципа проблемности. А так же в проблемном обучении происходит развитие  творческих способностей детей в процессе усвоения ими понятий и способов деятельности.

 В.Т Кудрявцев определяет проблемное обучение как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе решения таких задач детьми  в их совместной деятельности с воспитателем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – развитие творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

В проблеме, по мнению С.Л.Рубинштейна, имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют. Необходимость поиска этих знаний и способов выражается в познавательной потребности субъекта. Без осознания и переживания такой необходимости процесс мышления невозможен. Будучи же осознанной в таком качестве, познавательная потребность побуждает мыслительную активность человека.. «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс…» Таким образом, там, где нет проблемной ситуации, нет и мышления в строгом смысле слова.

Выделено два общих типа проблемных ситуаций – первичные и вторичные. Первичная проблемная ситуация возникает тогда, когда обучаемый, наталкиваясь на противоречие, ещё не осознаёт его, хотя и испытывает при этом дискомфорт, недоумение, удивление. Вторичная проблемная ситуация имеет место там, где проблема осознана  и чётко сформулирована, то есть субъект видит, в чём состоит противоречие. Решение проблемы приводит ребёнка не только к овладению некоторыми новыми знаниями и действиями, оно составляет микроэтап в его развитии.

Таким образом, проблемное обучение преодолевает не только присущую многим методам обучения пассивность, но и в значительной степени интеллектуализм этих методов. Проблемное обучение включает личность обучающегося как основное ядро самой проблемной ситуации. Вне субъекта личности, нет проблемной ситуации. Она включает в себя мотивы и потребности ребёнка. В условиях проблемного обучения процесс усвоения перестаёт быть только интеллектуальным, он становиться процессом личностным. Именно поэтому он позволяет слить воедино процесс обучения и процесс воспитания, процесс усвоения знаний и процесс формирования мировоззрения ребёнка.

Список используемой литературы

1. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. «Математика – это интересно. Диагностика освоенности математических представлений». – СПб. «Детство — Пресс» 2002г.

2. А.А. Смоленцевой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.

4.Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000.
 Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург. 1997 
5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с. 

6.Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000. 

7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль:

8. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.

9. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.

10. «…. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972 г. С. 170—186….»

11 Интернетресурсы:

Учебно-методический материал на тему: «Технология проблемного обучения в ДОУ»

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида

«Улыбка» ЯНАО Пуровский район.  п. Ханымей.

                                               

 «Технология проблемного обучения в ДОУ»

                                                       Воспитатель: Фролова Марина Михайловна.

                                                            2016 год

Слайд №1 «Технология проблемного обучения в ДОУ»

Актуальность применения технологии проблемного обучения в детском саду

Слайд №2

Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

Коцепция модернизации Российского образования

Мы живем в период изменения требований к системе образования. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Современная жизнь многообразна и противоречива. Как же научить ребенка не пасовать перед трудностями, преодолевать их, тем самым, осуществляя собственный пост как личности. Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию?

Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.

Слайд №3                                                                                                                                            Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Слайд №4

В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные психологи — Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Слайд №5

Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна.

В проблемном обучении отражены требования к современному образованию (по Дьюи):

  • собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом, противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной личности;
  • субъектность присвоения знаний;
  • учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;
  • «радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.

Суть проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Слайд №6

Проблемное обучение в детском саду — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.  Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопрос, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Слайд №7

  1. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления. Основная идея технологии проблемного обучения состоит в том, что развитие личности происходит там, где существует противоречие, что лучше усваивается не то, что получил в готовом виде, а то, что открываешь сам (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Е.Л. Мельникова).

Слайд№ 8

  1.  Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л.С. Выготский).

Слайд№ 9

  1.   Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Для того, чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое).

Технология проблемного обучения в детском саду

Технология проблемного обучения — это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

Слайд №11              Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)                                                                                                                                              В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Средства создания проблемных ситуаций.

  1. При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность воспитанников при разрешении учебной проблемы.
  2. Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в процессе обучения.
  3. Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.
  4. На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.

В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим: предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации; мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

Средством создания проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы:

  • Проблемные вопросы;
  • проблемное задание;
  • проблемные задачи.

Каждая учебная проблема подразумевает противоречие.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой педагогом в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Данная технология позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.

Слайд № 12                                                                                                                                               Проблемный вопрос — это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
— «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?» (Почему у птиц клювы разной формы? «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Слайд №13

Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос                                                                                                                                                                Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Слайд №14                 Проблемная задача №2.

«Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?» Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить» или же приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности, организованной воспитателем.

                                                                                                                                                   Создание противоречия. Например, металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Аналогичный опыт можно проделать со стеклянной баночкой: пустая, закрытая крышкой банка, на поверхности воды плавает, а банка, заполненная водой, сразу тонет.

Слайд №15

Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Слайд №16

В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность, или алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний;
  • выдвижение гипотез, предположений;
  • проверка решения;
  • введение в систему знаний.

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. В ее основу  заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников 

  • На 1 этапе — постановки проблемы — основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
  • На 2этапе — актуализации знаний — актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
  • На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
  • На 4 этапе — проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например : наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
  • 5 этап — «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Литература.

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983.
  2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.:«Знание», 1974.
  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983.
  4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 1991.
  5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972.
  6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
  7. Педагогическая энциклопедия. – М.: «Знание», 1979.
  8. http://io.nios.ru/index.php?rel=38&point=13&art=1496
  9. http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=172&ELEMENT_ID=1059
  10. http://www.inim-rao.ru/mode.6593-user.22535-type.html
  11. http://festival.1september.ru/articles/618574/

Проблемные ситуации в работе с дошкольниками | Дошкольное образование

Проблемные ситуации в работе с дошкольниками

Автор: Врублевская Ольга Анатольевна

Организация: МБДОУ ЦРР- детский сад № 16 «Сказка»

Населенный пункт: Московская область, г. Ивантеевка

В педагогике большое внимание уделяется новым методам и средствам обучения. Проблемное обучение включает в себя познавательную задачу и проблемный вопрос, применение которых приводит к проблемной ситуации и поисковой деятельности ребенка.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у ребенка поначалу отсутствуют.

Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить. Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметит на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации- это неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Уже факт столкновения с трудностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании.

Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

В психологическую структуру проблемной ситуации входят три компонента: неизвестное достигаемое значение или способ действия, познавательная потребность, побуждающая ребенка к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности ребенка, включающие его творческие способности.

1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие. Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблемность ситуации. Педагогу

«Технология проблемного обучения в ДОУ»

«Технология проблемного обучения в ДОУ»

Использование современных педагогических технологий открывает

новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится,

что в образовательных организациях осуществляется инновационная

деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы

образования с учетом основных направлений социально-экономического

развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений

государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию

и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на

сегодняшний день становится эффективное использование технологий в

дошкольном учреждении.

Что же означает сам термин «технология»? Технология происходит от

греческого слова «мастерство, искусство, умение, совокупность приёмов и

способов получения, обработки и переработки сырья, материалов». Ядро

любой технологии: это – цель — средства — правила их использования –

результат.

В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия:

педагогическая технология, образовательная технология, технология

обучения. Они соотносятся, также как и категории: педагогика, образование

и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология,

оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

Образовательная технология связана с организацией модернизации

образовательных систем и образовательных учреждений. Технология

обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и

воспитанников соответственно в воспитательном процессе.

Сегодня быть компетентным специалистом нельзя без изучения всего

арсенала педагогических технологий. Наиболее используемые

педагогические технологии в нашем образовательном процессе:

здоровьесберегающие образовательные технологии, технология

развивающего обучения, метод проектов, технология проблемного обучения

в детском саду, технология ИКТ, игровая технология, технология

интегрированной образовательной деятельности.

Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать

способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,

самостоятельно находить правильный ответ.

Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский

философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок

усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а

удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом

своего обучения.

В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные

психологи — Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И.

Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного

обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи,

создания условий для исследования путей и способов ее решения для того,

чтобы ребенок сам добывал знания.

Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация.

Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна. Т. к. в

проблемном обучении отражены требования к современному образованию:

· собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом,

противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой

процесса познания конкретной личности;

· субъектность присвоения знаний;

· учёт интересов и склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций;

· «радость открытий», получение удовольствия и позитивное

подкрепление.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что

воспитатель создаёт познавательную задачу, ситуацию и предоставляет

детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее

усвоенные знания и умения.

Проблемное обучение в детском саду — это такая организация

взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под

руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную

самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей

критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью

определенных приемов, методов и средств.

  • монологическом;

  • рассуждающем;

  • диалогическом;

  • эвристическом;

  • исследовательском;

  • методе программированных заданий.

  • Метод монологического изложения.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны

познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать

психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение,

мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме

проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее,

чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить,

предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче

проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к

взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при

сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и

совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить

цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со

сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых:

контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается

необходимость координировать свои действия с действиями партнеров,

принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность

организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми

в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность

отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в

совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает

воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в

форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность

сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают

детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать,

сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к

выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за

ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые

предлагают детям.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном

обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила

или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь

смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой

деятельности дошкольника.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению,

к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире

человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает

окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что

дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо

знакомым.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1 Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при

активном слушании и обсуждении детьми.

2 Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его

руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на

самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3 Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У

ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать

проблему.

4 Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не

указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

(Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Что

требует от нас ФГОС ДО.

Проблемные ситуации решаются с помощью ряда средств:

1 При построении проблемных занятий необходимо соблюдать

дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и

последовательность, сознательность и активность воспитанников при

разрешении учебной проблемы.

2 Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в

процессе обучения.

3 Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей

необычностью, красочностью, эмоциональностью.

4 На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному

состоянию дошкольника при разрешении учебных проблем, вовремя

выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.

В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом

разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим: предвидеть

возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;

мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или

усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;

выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих

проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в

случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

Каждая учебная проблема (Проблемные вопросы, проблемное задание,

проблемные задачи) подразумевает противоречие. А противоречие в свою

очередь развивает аналитическое, творческое мышление.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает

педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского

сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое

мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в

творческой самостоятельной деятельности учеников, специально

организуемой педагогом в процессе обучения. Данная технология позволяет

воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя,

экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой

технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам.

Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая

карта. В ее основу нами заложен пошаговый алгоритм решения проблемной

ситуации. Технологической картой четко определены деятельность

воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников 

  • На 1 этапе — постановки проблемы — основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию

  • На 2этапе — актуализации знаний — актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

  • На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

  • На 4 этапе  проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области «Познание» раздел «Ребенок открывает мир природы» (программа «Детство») наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.

  • 5 этап — «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Наряду с технологической картой проблемной ситуации с поэтапным описанием действий воспитателя и детей результативными в этой работе стали:

  • разработка и изготовление базовых и творческих пособий для занятий и совместной деятельности с детьми

  • разработка и апробация воспитателями серии конспектов непосредственно образовательной деятельности на основе технологии проблемного обучения;

  • создание и оснащение в детском саду Центра проблемного обучения, Уголков Открытий в группах;

  • внедрение технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада;

Пять проблемных ситуаций: дети, родители, воспитатель

Пять проблемных ситуаций

  1. Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить её в другой детский сад, потому что её присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для неё, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая её содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поёт песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с её поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа «держит её в ежовых рукавицах». Воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Её зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречия друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала всё новые и новые капризы ребёнка.

Проблемы и причины ситуации №1

  • Повышенная двигательная активность, возбуждённость, нарушение сна;

  • Отсутствие единой и приемлемой стратегии между взрослыми.

Пути решения проблем и причин ситуации №1

  • Мягкую форму замечаний и запретов воспитателей заменить категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребёнку предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на неё лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И ещё: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

  • Не использовать в общении с гиперактивными детьми только демократический стиль воздействия: долго объясняя им, почему надо поступать тем или иным образом, пытаться делать замечания в мягкой форме. Не использовать в общении с гиперактивными детьми авторитарный подход, где любое действие таких детей сопровождается окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!», зачастую подвергая ребёнка и физическим наказаниям;

  • Выбрать единый подход к ребёнку, который окажется приемлемым и для родителей и для педагогов;

  • Объяснить родителям, что наказание — очень неэффективный метод воспитания. Оно часто действует на ребёнка совершенно противоположным образом, совсем не так, как мы бы этого хотели: во-первых применение наказания только помогает ребёнку развить большее сопротивление и неповиновение. Во-вторых, ребёнок может научиться успешно избегать чувства вины за плохое поведение, установив для себя такую последовательность, при которой наказание отменяет «преступление». Таким образом, ребёнок, заплатив за свою проказу, волен повторить её в другой раз, так как она не сопровождается чувством вины. А в –третьих, физическое наказание не подавляет насилие, а в большинстве случаев потворствует ему. Наказание одновременно расстраивает ребёнка и предоставляет ему модель для подражания, на основе которой он учится.

В-четвёртых, процесс обучения ребёнка может расстраивать нас. Однако вначале нужно придавать особое значение тому, что обучение-это воспитание. Обучение-это, по существу, регулируемое руководство, которое помогает развить внутренний самоконтроль и результативность. Если оно работает, то требует взаимного уважения и доверия. С другой стороны, наказание требует внешнего контроля над человеком путём применения силы и принуждения. Тот, кто наказывает, редко уважает того, кого наказывает, и редко доверяет ему. Вместо наказания: а) резко выразите свои чувства без нападок на характер; б) сформулируйте свои ожидания; в) покажите ребёнку как загладить вину; г) предоставьте ребёнку выбор; д) предпримите действия.

Чтобы помочь родителям правильно выбрать стиль воспитания необходимо напомнить, что чувствует, испытывает ребёнок, попадая в «зависимое» положение :огромную беспомощность, бесполезность, возмущение, разочарование и злобу. Такая несчастливая правда представляет дилемму для них, как родителей. С одной стороны, дети, несомненно, зависят от нас. Поскольку они маленькие и неопытные, мы должны очень многое делать для них, говорить и показывать им. С другой стороны, зависимость может привести к враждебности. Можно ли как-то свести к минимуму зависимость детей от нас? Есть какие-то способы помочь им стать ответственными людьми, способными жить самостоятельно? Вот некоторые особенные навыки, которые могут помочь детям полагаться на себя, а не на нас:

Чтобы поощрить самостоятельность 1.позвольте детям делать выбор. Это позволяет ребёнку приобрести полезные навыки для принятия своих собственных решений. Наверное очень тяжело быть взрослым, который вынужден принимать решения относительно своей карьеры, образа жизни, семьи, если у него не было хорошего опыта в детстве ; 2. Показывайте уважение к усилиям ребёнка. Когда усилия ребёнка уважают, он решается делать работу самостоятельно; 3. Не задавайте слишком много вопросов. Большое количество вопросов может восприниматься как вторжение в личную жизнь. Дети будут рассказывать то, что хотят и когда хотят; 4.не спешите отвечать на вопросы. Когда дети задают вопросы, они заслуживают того, чтобы первыми найти ответы на них;5. Предложите ребёнку искать источник информации вне дома. 6.Не лишайте ребёнка надежды. Вместо того, чтобы готовить ребёнка к разочарованию, дайте ему самому всё выяснить и прочувтствовать

  • Использовать тактильный контакт: в детском саду укладывая ребёнка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребёнком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, так как ребёнок, независимо от того, как он себя ведёт должен чувствовать, что его любят и принимают таким, какой он есть; или в школе можно посадить ребёнка рядом с воспитателем ( за первый стол), проходя по классу, педагог в этот момент, когда ребёнок начнёт отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий включить внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать нотации.

Проблемная ситуация №2

Лето. Дети на прогулке. Воспитатель сидит на скамейке, в руках у нее красивая кукла. К педагогу подходит Лена. С интересом смотрит на куклу, а потом переводит взгляд на воспитательницу и так продолжается несколько раз. Девочке очень хочется поиграть игрушкой, но она не решается обратиться к воспитательнице, которая смотрит куда-то вдаль. Наконец педагог заметила девочку: «Ну, ЧТО (называет ребенка по фамилии)? Ты мне хочешь что-то сказать? Ну, говори, я жду!» Леночка покраснела, опустила голову, смущенно перебирает подол юбки.

Воспитательница (резко): «Лена, скажи мне: «Дайте, пожалуйста, куклу». Пока ты мне этого не скажешь, я тебе игрушку не дам, и не надейся». Лена переступает с ноги на ногу, но куклу не просит, немного погодя совсем отходит. Потом снова возвращается (соблазн, очевидно, силен), робко посматривает на воспитательницу, но та намеренно не смотрит на девочку. Лена, грустная, идет в противоположный конец площадки и к воспитательнице больше не подходит.

Проблемы и причины ситуации №2

  • Как видим, эмоциональная черствость педагога вызывает отрицательные переживания ребенка, в данном случае, например, вовсе необязательные, угнетает его активность, гасит инициативу, желание действовать.

  • Отрицательные черты характера девочки: замкнутость, застенчивость, нерешительность, отсутствие умения вступить в контакт с взрослым. Всё это в дальнейшем наложит отпечаток на качество жизни

В контактах педагога с воспитанниками отсутствуют тепло, сердечность, доброта — компоненты, необходимые на первых этапах воспитания гуманных чувств ребенка. Не отдавая детям душевного, сердечного тепла, воспитательница и не получает его от детей, что, безусловно, отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, на развитии чувств воспитанников Наблюдения убеждают в том, что на эмоциональную жизнь дошкольников огромное влияние оказывают переживания самого педагога в процессе его общения с детьми.

 Педагоги знают, что и хорошее, бодрое и, наоборот, плохое настроение сразу передается детям. Из-за плохого настроения воспитателя, которое проявляется в грубом тоне голоса, в выражении недовольства на лице, ироничной улыбке, резких движениях, возникает повышенная нервозность, раздражительность детей. Одни ведут себя в течение всего дня агрессивно по отношению к ровесникам и т. д., другие грубят, противоречат воспитателю, демонстрируют свое неуважительное отношение к его требованиям, третьи замыкаются в себе, сторонятся товарищей. Доброе настроение воспитателя (ласковый тон, одобрительный жест, улыбка, подбадривающие слова) способствует возникновению положительных эмоций. Дети активны, радостны, охотно вступают в контакты с ровесниками и взрослыми, с готовностью выполняют поручения и требования воспитателя.

Таким образом, эмоционально-положительное отношение воспитателя к детям, проявление любви и внимания к ним способствуют созданию такого стиля работы, который позволяет оказывать на них большое воспитательное воздействие. От того, как выглядит педагог в глазах своих подопечных, в значительной мере зависит результативность его деятельности. Ведь дети учатся быть доброжелательными, внимательными, чуткими на примере своих воспитателей.

Педагог нарушила следующие пункты основных положений кодекса профессиональной этики педагогических работников ЭКП( этический кодекс педагога) при взаимодействии с ребёнком:

  1. Личность педагога

— Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

— Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

— Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2. Взаимодействие с детьми

— Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

— Сначала научите своих воспитанников, потом спрашивайте.

— Будьте  ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

— В любой ситуации попробуйте поставить себя на место ребёнка.

— Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым

Цель стратегии воспитателя — указанием, замечанием, советом, одобрением поддержать ребенка, пробудить его лучшие качества, веру в свои силы.

Проблемная ситуация №3.

На игровой площадке дети старшей группы прыгают через скакалку. Оля боится прыгать, волнуется и потому прыгает неловко, все время задевает скакалку. Воспитательница спокойным, уверенным тоном, с улыбкой на лице. Подбадривает девочку: «Ничего, не волнуйся. Главное — не спеши. Я подержу скакалку, а ты прыгай. Вот увидишь, у тебя получится. И ты, конечно, еще раз захочешь прыгнуть». Эти слова придают ребенку силы, Первый удачный прыжок, подбадривающая оценка воспитательницы («Молодец, видишь, как хорошо у тебя получилось!») побуждают Олю к повторным действиям. Девочка с благодарностью и любовью смотрит на свою наставницу.

Очень важно, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что воспитатель считает его хорошим, умным, добрым. В свое время А. С. Макаренко советовал педагогам находить и укреплять в детях положительные черты характера, подмечать их хорошие поступки, поощрять здоровые склонности, добрые порывы души и ни в коем случае не сосредотачивать внимание лишь на отрицательных проявлениях.

Теплое слово воспитателя, шутка, умение выслушать и посоветовать, успокоить, одобрить — все это помогает не только наладить деятельность детей, но и создать доброжелательную атмосферу в группе. Выбирая способы воздействия на детей, воспитатель учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию. В одном случае он обращается к малышу тоном мягким, но не допускающим возражений, в другом — ограничивается замечанием, в третьем — напоминает, как себя вести. Известная гибкость, умение находить нужные средства и способы воздействия на детей, перестраиваться в зависимости от обстоятельств — показатель педагогического мастерства воспитателя.

Проблемная ситуация №4

Дети старшей группы дерутся из- за игрушки.

Воспитатель замечает драку, подходит к дерущимся детям со словами: «Ну что ещё( называет детей по фамилии).Сколько можно терпеть. Опять вы дерётесь. Ну а теперь пеняйте на себя. Сами напросились». Далее берёт обоих детей за ухо и наказывает.

Педагог нарушила следующие пункты основных положений кодекса профессиональной этики педагогических работников ЭКП( этический кодекс педагога) при взаимодействии с ребёнком:

  1. Личность педагога

— Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

— Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

— Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2. Взаимодействие с детьми

— Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

— Сначала научите своих воспитанников, потом спрашивайте.

— Будьте  ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

— В любой ситуации попробуйте поставить себя на место ребёнка.

— Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым

Пути решения проблемы ситуации №4

Интересный подход к взаимодействию и взаимоотношениям дошкольников предложен гуманистическим направлением американской психологии. Согласно этому подходу гуманные или конгруэнтные отношения между людьми возникают при понимании и принятии переживаний другого. Для этого уже в дошкольном возрасте ребенок должен пройти через три основные позиции в общении со сверстниками: 1) экспрессивную, т.е. уметь выражать свои чувства и настроения; 2) рефлексивную, т.е. научиться слушать и понимать переживания партнера, не оценивая их и не навязывая своих советов, 3) фасилитирующую, т.е. облегчающую общение детей, способствующую правильному выполнению участниками общения своих ролей.

В дошкольном возрасте, когда дети еще не осознают собственных переживаний другого ребенка. В качестве социальных навыков могут также выступать определенные правила поведения, которые вырабатываются в общении детей друг с другом и никак не соотносятся с моральными нормами, принятыми в мире взрослых. Одно из таких правил — «правило предшествующего владения игрушкой», согласно которому ребенок, отнимающий игрушку у сверстника, считает себя вправе делать это на том основании, что раньше он держал эту игрушку в руках, а отдающий молчаливо принимает это право. Согласие «жертвы» Согласие «жертвы»свидетельствует о коммуникативном характере этого акта, о понимании правил общения, в отличие от тех случаев, когда жертва не приемлет права отнимающего и оказывает отчаянное сопротивление. Правило «предшествующего владения игрушкой» действует в общении детей примерно с 2 до 8 лет.

Р. Снайдер приводит следующий пример разрешения типичного конфликта дошкольников — ссоры из-за игрушки. Сначала воспитатель физически разнимает дерущихся детей, отстраняя их друг от друга и как бы показывая, что он к ним одинаково относится. Потом, обращаясь к каждому» из них отдельно, он выражает за него его собственные чувства и желания другого. Например: «Тебе очень хочется играть с этой куклой, она тебе ужасно нравится, тебе приятно держать ее в руках… Но ему, твоему приятелю, еще больше хочется получить эту куклу, потому что он еще не играл с ней…» и пр. Раскрыв обоим детям их переживания, воспитатель предлагает конкретный способ разрешения конфликта, (например; «сначала ты поиграешь, потом он»). После такого рода объяснений со взрослым дети легко усваивают способы, выхода из конфликта и охотно уступают сверстнику привлекательную игрушку. Это свидетельствует о том, что дети изначально наделены альтруизмом и конструктивными способностями. Помочь раскрыться этим качествам может взрослый, но лишь в условиях полного доверия и уважения к ребенку как к самостоятельной личности.

Проблемная ситуация №5

Воспитатель в детском саду в целях воспитания за то, что он ругается матом, запугивает ребёнка: «Ещё раз я услышу от тебя это слово, то отведу к медсестре в кабинет, и она сделает тебе укол в язык»

Если ребенок не справляется с требованиями, в том числе морали и нравственности, его унижают и наказывают. Это вызывает протест и враждебное отношение к воспитателю, поскольку ребенок не может сохранить собственное достоинство. Протест невозможен — он будет направлен против педагога, чье поощрение ребенок хочет получить. Поэтому до поры до времени он таит и копит обиды. Так формируется внутренний конфликт, который отнимает много сил. Чуточку доброты — и эти силы будут направлены на созидание.

Пути решения проблемы ситуации №5

  • Самому педагогу и родителям следить за своей речью;

  • Разобраться, что кроется за этими ругательствами;

  • Объяснить родителям, что:

У детей-дошкольников матерные словечки проскакивают неосознанно. Это значит, что они где-то услышали это слово, им понравилось, и они взяли его в оборот. Всем известно, что малышам свойственно речевое подражание, и употребление бранных слов — не означает, что родители плохо воспитывают свое чадо. А вот с пяти до семи лет, дети прекрасно понимают, что то или иное слово ругательное и осознанно вставляют его в свою речь.

На первых порах лучше проигнорировать тот факт, что ребенок ругается матом. Не стоит хвататься за сердце или устраивать разбор полетов. Ребенок вряд ли сможет определить, что в данный момент времени Вы чем-то огорчены, а вот бурная реакция его очень заинтересует. Равно, как и Ваш смех станет отличным стимулом повторять то, что вызывает у родителей радость.

Еще один действенный способ — спросить ребенка о значении слова, которое он произносит. Скорее всего он вам не сможет ответить на этот вопрос. В этом случае стоит обратить внимание, что непонятные слова лучше не использовать, ведь не известно, что они вообще могут означать. Если же ребенок отлично представляет себе значение бранных слов и намеренно употребляет их в своей речи, то обязательно нужно объяснить ему то, что в обществе и Вашей семье в частности, существуют определенные речевые запреты. Скажите, что такие слова Вам неприятны и вы не хотите их слышать от ребенка. Конечно же, сами следите за своей речью, ведь то, что произносят родители усваивается гораздо быстрее, чем те же слова, но услышанные из уст других людей/детей.

Учитывайте и тот факт, что матерные слова существуют, а значит ребенок рано или поздно все равно их «подцепит». И будет гораздо лучше, если Вы не станете набрасываться на него с нотациями, а попробуете разобраться, что кроется за этими ругательствами — бессмысленное повторение, желание привлечь внимание или утвердиться среди сверстников.

Проблемная ситуация №6

Воспитатель проводил занятие по рисованию. Тема занятия – «Солнышко». Детям предлагалось нарисовать гуашью солнышко. В конце занятия воспитатель провел оценку выполненных работ. Все работы детей были выполнены аккуратно. Дети постарались. А у мальчика Саши рисунок не получился. Воспитатель при всех ребятах сказал: «Ну, а у тебя, Саша, непонятно, что нарисовано». Мальчик опустил голову и заплакал.

Педагог не правильно действовал в данной ситуации. Унизив ребенка при всех детях, воспитатель не способствовал творческому и художественному развитию своего воспитанника. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. Воспитатель обидел и оттолкнул мальчика от себя.

Пути решения проблемы ситуации №6

При рассматривании и оценке работы детей необходимо:

  1. Обсуждать с ребенком его рисунок, а не его самого, не его личность.

  2. Оценивать нужно достижения ребенка относительно личных возможностей с учетом индивидуальных особенностей, а не в сравнении с другими детьми.

  3. Выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение, свободу владения изобразительным языком.

  4. Поддержать, поощрять самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображенному, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментальной изобразительности в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений.

  5. Важно определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска, нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образ, калькирование с оригинала, закрашивание контурных картинок не способствует творческому и художественному развитию ребенка, а приводит к механическому воспроизведению чужих решений.

проблемная ситуация — Перевод на русский — примеры английский

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

К сложным ситуациям мы относим профессиональные проблемы дипломатов, руководителей, социологов, ученых-биологов, физиков, адвокатов, дизайнеров — независимо от того, существует ли проблемная ситуация в течение двадцати минут или двадцати лет.

И в сложных ситуациях мы включаем профессиональные проблемы дипломатов, управленцев, социальных ученых, представителей наук о жизни, физиков, адвокатов, конструкторов — существует ли проблемная ситуация двадцать минут или двадцать лет.

При этом удаленный мониторинг или вмешательство в систему практикуются только в случае возникновения неисправности или проблемной ситуации .

При этом удаленный мониторинг или вмешательство в систему выполняется только в момент возникновения какой-либо аварии или проблемной ситуации .

Повышение способности человека подходить к сложной проблемной ситуации , чтобы получить понимание, соответствующее его конкретным потребностям, и найти решения проблем.

Усиление способности человека подходить к сложной проблемной ситуации, , достигает понимания для удовлетворения его потребностей, находить решения проблем.

Хотя в инструкциях по процессу управления услугами ЮНИДО описывается необходимость углубленной оценки проблемной ситуации , а также возможностей и ограничений всех заинтересованных сторон, никакого анализа в отношении вышеупомянутых последствий не предусматривается.

В инструкциях, регулирующих процесс управления услугами ЮНИДО, отмечается необходимость тщательной оценки инструментов , а также потенциальных факторов всех сторон, относящихся к вышеупомянутым причинам, не требующих проведения какого-либо анализа.

Определение проблемной ситуации : наличие четкого определения разрыва, который необходимо устранить между настоящей и желаемой ситуацией.

Определение проблематики : Наличие четкого описания существующей проблемы. .

Тема «Проблемы окружающей среды» (Экологические проблемы)

В последние годы количество экологических проблем значительно возросло. Одна из самых опасных проблем для нашей планеты — глобальное потепление, которое означает, что большинство климатов во всем мире меняется и становится теплее. Это происходит потому, что мы сжигаем слишком много ресурсов бензина, таких как нефть и уголь, и Земля нагревается. Этот процесс может вызвать таяние полярных льдов и повышение уровня моря в будущем. Если климат изменится, в разных регионах мира будут наводнения, сильные штормы или сильные засухи.Сокращение выбросов выхлопных газов от транспортных средств может помочь решить эту серьезную проблему.

Наша планета перенаселена, поэтому мы расходуем наши природные ресурсы — они не бесконечны. Итак, ученые начали искать альтернативные формы энергии, такие как вода, ветер, солнечный свет и даже приливы. Эти ресурсы чистые, естественные и неограниченные. Я рад, что современная автомобильная промышленность выпускает гибриды, которые используют электрическую или солнечную энергию вместо бензина. Это определенно поможет защитить нашу окружающую среду от загрязнения.

Существуют различные виды загрязнения окружающей среды: загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение земель. К сожалению, не все люди осознают или признают, что именно мы являемся причиной этих проблем, и мы должны быть первыми, кто остановит их и защитит окружающую среду. Из-за промышленной революции воздух загрязнен ужасными химическими веществами; моря и океаны отравлены разливами нефти. Многие редкие виды флоры и фауны находятся под угрозой исчезновения.

Мы должны гордиться тем, что живем на нашей прекрасной планете, и понимать, что последствия загрязнения могут быть ужасными и позже затронуть нас и наших детей.Мы должны начать переработку вещей из стекла, бумаги, пластика и алюминия. Мы должны бросить курить и посадить как можно больше деревьев, потому что они могут дать нам больше кислорода. Нам нужно меньше ездить и пользоваться общественным транспортом, чтобы уменьшить сжигание топлива. Мы несем ответственность за ситуацию.

Перевод

Проблемы окружающей среды

В последние годы число проблем окружающей среды сильно возросло. Одной из самых опасных проблем для нашей планеты является изменение климата по всему миру и его потепление.Это происходит оттого, что мы сжигаем слишком много топливных ресурсов, таких как нефть и уголь, и Земля нагревается. Этот процесс может привести к таянию полярного льда и повышения уровня моря в будущем. Если изменится климат, произойдут наводнения, сильные штормы или жестокие засухи в разных частях света. Сокращение выхлопных транспортных средств быструю доставку этой серьезной проблемы.

Наша планета перенаселена, поэтому мы расходуем до предела наши природные ресурсы — они не бесконечны.Так ученые приступили к поискам альтернативных форм энергии, таких как вода, ветер, солнечный свет и даже приливы. Эти источники чисты, естественны и бесконечны. Я рад, что современная автомобильная промышленность выпускает гибриды, использующие электрическую или солнечную энергию вместо бензина. Это обязательно поможет защитить нашу среду от загрязнения.

Существуют разные виды загрязнения окружающей среды: загрязнение воздуха, воды и почвы. К сожалению, не все люди осознают или признают, что именно мы создаем эти проблемы, и мы должны быть первыми, кто остановит их и защитит наше окружение.Из-за промышленной революции воздух загрязнен ужасными химикатами; моря и океаны отравлены разливами нефти. Многие редкие виды флоры и фауны находятся под угрозой вымирания.

Нам нужно гордиться тем, что мы живем на нашей замечательной планете, и следует понимать, что последствия загрязнения могут быть страшными и воздействовать на нас и наших позже детей. Нам нужно перерабатывать изделия из стекла, бумаги, пластика и алюминия. Нужно бросать курить и сажать как можно больше деревьев для того, чтобы они вырабатывали для нас больше кислорода.Мы должны сократить количество сжигаемого топлива. Мы ответственны за ситуацию.

Тема «Проблемы окружающей среды» (Экологические проблемы) — 4,4 из 5 на основе 108 голосов

Рейтинг: 4/5

Добавить комментарий

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>