МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Развитие по монтессори: полезные советы и лайфхаки из художественной литературы и нон-фикшн

Раннее развитие в системе Монтессори

Скачать: Программа групп 0-3  |  Мюнхенская диагностика

Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем ввиду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – создаем условия. Ведущая роль в раннем развитии принадлежит самому ребенку – внимание малыша нельзя удержать насильно. Метод Марии Монтессори предлагает подход, при котором ребенок сам выбирает себе занятие в специально подготовленной для этого среде. Что при этом главное для взрослого? Наблюдать, стараться понять, поддержать, показать как. Для ребенка важна атмосфера безопасности и порядка, безусловного принятия, любви. В такой обстановке он активно накапливает опыт. Раннее развитие невозможно, если взрослый подавляет импульсы ребенка к самостоятельному действию. Поэтому девиз Монтессори-педагогики подслушан у детей: «Помоги мне это сделать самому!»


 
 

Монтессори-группы «Вместе с мамой»

Группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающие с использованием Монтессори-метода, были созданы Ассоциацией Монтессори-педагогов России в 2000 году. В 2004 году в газете «Детский сад со всех сторон» Программа работы таких групп была опубликована.

В основе — представления Марии Монтессори о законах естественного, раннего развития детей, о впитывающем разуме и сензитивных периодах развития. В соответствии с этим построена и специально подготовленная среда для детей до 3 лет.
 


Она включает в себя следующие зоны:

  • Развития общих движений (крупной моторики),
  • понимания причинно-следственных связей (перехода к деятельности),
  • сенсорного развития,
  • упражнений с водой,
  • развития мелкой моторики,
  • развития речи,
  • изодеятельности.

 

 

Все используемые нами материалы, в том числе и вновь созданные, отвечают требованиям к Монтессори-материалу; они всегда имеют точную цель и алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям детей, имеют способ самоконтроля и возможность усложнения задачи. Модульное оборудование, разработанное педагогами Ассоциации, позволяет даже самым маленьким детям активно работать по подбору пар, построению ряда, развивать зрительно-моторную координацию, работу рук, память, концентрацию внимания.

Обычно занятие в группе продолжается 1,5 часа. Большая часть этого времени — свободная работа ребенка в сопровождении педагога (и близкого взрослого). Слово «работа» подразумевает 5 этапов деятельности: выбор, подготовку материала и рабочего места, выполнение основного алгоритма (или упражнения), контроль ошибок, уборку. Основные действия педагога во время свободной работы — показ презентаций, упражнений, проведение трехступенчатых уроков.

 


Часть времени посвящена коллективным занятиям на кругу с использованием музыкальных и пальчиковых игр. Это могут быть игры-приветствия, игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т.ч. массаж), игры на выполнение вербальных инструкций, игры на ассоциативные действия (в т.ч. пальчиковые), игры на повторение тестовых движений, тематические песенки с танцевальными движениями, музыкальные игры с использованием инструментов, ритуал прощания.

Главные правила наших групп очень просты и понятны: » Все, что хочешь, можно взять, поработать и убрать», «Мы друг другу не мешаем, если просят — помогаем».

 

 

 

 
Все права защищены при использовании материалов сайта активная ссылка обязательна

О методике Монтессори | Детский клуб ПАРУС

Основным элементом педагогики Марии Монтессори является среда, наполненная развивающим материалом. Именно работа с монтессори-материалом дает «пищу» для ума и обеспечивает поступательное целостное развитие личности ребенка.  Как же это происходит?

Зона упражнений в практической жизни

Впервые оказавшись в монтессори-классе, ребенок попадает в зону упражнений практической жизни. Здесь ребенку все привычно и знакомо: кувшинчики, крупа, застежки, шнуровки… Для чего же это нужно малышу, конечно же, для развития навыков самообслуживания. Для 3х-4х летних детей очень важно уметь самостоятельно одеваться, налить себе попить потому что такие простые для взрослого действия рождают у ребенка уверенность в себе и желание развиваться.

Но это прямая цель,  а косвенная — кроется в том, что при работе с материалом в зоне упражнений практической жизни, у ребенка развивается мелкая и крупная моторика, концентрация внимания. Такое простое с точки зрения взрослого действие, как взять поднос и донести его до столика, и при этом  ничего не разлить и не просыпать — требует отребенка невероятного внимания и концентрации.

Окрепнув в данной зоне, ребенок двигается в зону сенсорики.

Зона сенсорики

Здесь его ждет многообразие предметов, в результате работы с которыми он научится распознавать величины, цвета, формы, вес, совершенствовать слух.

Эта зона открывает новое восприятие окружающего мира, сама Мария Монтессори называла зону сенсорики «ключами к миру». Ребенок учится воспринимать, упорядочивать, запоминать воспроизводить предметы и их свойства. Именно здесь у ребенка формируются операции мышления, такие как сравнение, анализ, синтез. Его мышление  приобретает первые признаки системности.

Сенсорная зона знакомит ребенка с абстрактными представлениями. Свойства предметов для ребенка уже не представляются изолированными, ребенок становится способным перенести новое знание о свойстве на новый аналогичный предмет.

Работа с сенсорными материалами  строит прочное основание для развития математического мышления и речи.

Зона математики

Она точна, понятна и естественна. Ребенок, находясь в данной среде, на понятных и видимых ему предметах осваивает операции сложения, вычитания, умножения и деления. Последовательность освоения математического материала  поражает своей логичностью: сначала для ребенка открывается мир чисел от 0-10, потом – работа в десятичной системе, далее – последовательный счет до 1000, и – мир табличных результатов сложения, вычитания, умножения и деления.

Как известно, восприятие ребенка дошкольного возраста базируется  на уровне образов предметов. И если ребенок не может найти образ для временного, пространственного, количественного понятия то, к сожалению, часто и не может усвоить новое понятие. Именно потому, что все математические действия «овеществлены» в монтессори-среде,  ребенок  в нашем саду способен усвоить не только сложение и вычитание однозначных чисел, но и работу с многозначными числами.

Зона русского языка

В зоне русского языка ребенок расширяет словарный запас, формирует навыки устного рассказа, обучается чтению и подготавливает руку к письму.

Речевой материал способствует удовлетворению потребностей маленького человека общаться, делиться чувствами и мыслями, узнавать новое, рассматривать книги, и потому обучение родному языку происходит всегда плавно и гармонично.

Зона космоса

Эта часть среды Монтессори-группы совершенно особенная – она строится не от частного к общему, а наоборот, от общего – к частному. Её задача – помочь ребенку в создании целостной картины мира, а уже потом углубляться в конкретные области, посвященные изучению растений, животных, человека, географии, астрономии, истории. В зоне космоса оказываются востребованными все знания и весь опыт ребенка, накопленный за время пребывания в группе, да и вообще всей его жизни.

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Насыщенная монтессори-среда определяет особое положение воспитателя. Воспитатель в монтессори-педагогике — не носитель знаний, занимающий центральную роль, а связующее звено между средой и детьми. Мастерство монтессори-педагога заключается в умении своевременно оказать помощь ребенку в работе с монтессори-материалом, что является реализацией индивидуального подхода.

О Монтессори — ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ. САД

Методика развития Марии Монтессори насчитывает уже боле ста лет. Врач, ученый, педагог, Мария Монтессори стала первой итальянской женщиной, окончившей университет и получившей докторское звание. К созданию своей собственной педагогической системы ее подвигло наблюдение и общение с детьми, имеющими особенности развития — с ними она работала в больнице при Римском университете.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТОДИКА

Педагогика Монтессори, также известная как система раннего развития Монтессори — система воспитания, основными принципами которой являются: самостоятельность, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

В процессе работы с пациентами Мария пришла к выводу, что для развития «особенных» детей необходима и особая развивающая среда.

Монтессори разрабатывает и совершенствует собственную методику обучения Монтессори, в основе которой — развитие моторики и сенсорного восприятия. Научить малыша чувствовать, познавать мир на основе приобретаемого индивидуального опыта, пробуждать в нем индивидуальный интерес к занятиям — задачи, которые становятся краеугольными в зарождающейся и обретающей научность и системность методике Монтессори на рубеже XIX — XX веков.

Как же реализуется метод Монтессори на практике? В основе практических занятий — самостоятельная работа детей с «монтессори-материалами», которая занимает большую (до 90%) часть времени обучения. Это всевозможные развивающие игрушки и предметы (в том числе из бытового обихода), выступающие в качестве «учебных пособий». Дощечки, кубики, рамки, таблички, более сложные предметы с шнуровками или застежками для развития мелкой моторики — все это находится в свободном распоряжении малышей. При этом каждое из пособий располагается в определенной тематической зоне.

  • В зоне сенсорного обучения по методике Монтессори ключевой акцент сделан на развитии слуха, зрения, обоняния, тактильных ощущений. Соответственно, ребенок учится определять и различать предметы между собой по определенным признакам.
  • В математической зоне малыш учиться выполнять определенные математические операции, осваивает понятие количества, его связь с символом.
  • В языковой зоне развитие направлено на освоение навыков письма и чтения.
  • В «космической» зоне ребенок получает представление об окружающем мире, природных явлениях и их взаимосвязи, об истории и культуре и т. д.
  • В «практической» зоне дети осваивают навыки самостоятельно ухода за собой, самообслуживания и обслуживания других.

В соответствии с методикой раннего развития Монтессори ребенок сам определяет направление своего развития, время и длительность занятий в той или иной функциональной зоне, темп и ритм освоения материала, а также сам учебный материал. Педагог лишь подсказывает «схему действий» и направляет в выбранном решении, стимулируя интерес малыша в получении тех или иных знаний и навыков. Неоспоримый принцип «Помоги мне сделать это самому» играет здесь ключевое значение.

ДОСТОИНСТВА СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ

Развитие ребенка по Монтессори

С раннего детства учится быть самостоятельным.Учится нести ответственность за свои поступки.
Сам организует свою деятельность.Учится самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки
Учится быть адаптивным к любой среде, учится принимать социальные правила.Воспитывается в разновозрастном коллективе, перенимая опыт и делясь им.
Сам стремится к обучению, т. к. учится тому, что ему интересно.Учится задавать вопросы, сам ищет ответы и решение задачи.

Медик и педагог, она продолжает работать с детьми в институте экспериментальной психологии при университете и далее — в созданной ею Ортофренической школе. Результаты работы оказываются беспрецедентны: благодаря программе Монтессори дети с отставанием в развитии начинают осваивать навыки чтения, письма и счёта быстрее своих сверстников без особенностей развития! Метод Монтессори успешно демонстрирует свою эффективность, и она решает использовать ее и в отношении обычных детей. Так, в 1907 году в Риме открывается ее знаменитый «Дом ребенка», где по предложенной Монтессори методике раннего развития обучение проходят обычные дети. Позднее получившая популярность система найдет широкое применение в большом количестве стран на всех континентах.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ

Важнейший принцип, исповедуемый педагогами данной школы — умелое направление саморазвития каждого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия — образовательную среду, в которой ребенку предоставляется право самостоятельно искать ответы на вопросы, максимально раскрывая свой потенциал с помощью педагога. Не случайно девиз самой Марии гласит: «Помоги мне сделать это самому». Он емко отражает важнейшие моменты системы — это индивидуальный подход к каждому ребенку как личности и его максимальная свобода в развитии. Свое воплощение философия методики Монтессори для детей нашла в нескольких пунктах.

  • От своего рождения каждый ребенок представляет собой уникальную личность.
  • Желание любить труд и стремление к самосовершенствованию дано каждому от природы.
  • Роль педагогов и родителей по методике Монтессори — помогать ребенку в раскрытии его потенциала и саморазвитии, а не «лепить» его характер и способности самолично.
  • Отсюда четвертый важный пункт системы Монтессори — взрослые должны не «обучать» и «воспитывать», а правильно направлять ребенка в его самостоятельной деятельности.

Огромную роль в системе ценностей и саморазвития ребенка по методу Монтессори играет и семейный аспект. Семья — продолжение среды, где ключевые принципы системы поддерживаются во взаимоотношениях между малышом и родителями. Что же следует запомнить папам и мамам?

  • В домашних условиях необходимо также создать развивающую среду —с пространством, помогающим ребенку быть самостоятельным и независимым в заботе о себе и окружающей его среде, самообслуживании, поддержании порядка в своих игрушках и вещах; пространством, помогающим ребенку самостоятельно организовать свой досуг; пространством, способствующим удовлетворению потребностей ребенка.
  • При выборе детской одежды, посуды, игрушек и книг необходимо ориентироваться на возраст дошкольника, а помочь с подбором вам всегда готовы педагоги нашего детсада Монтессори.
  • Не нужно принуждать малыша к тем или иным занятиям. Уважайте его желания, он сам займется любимым делом без приглашения и напоминания.

И конечно, как было упомянуто выше — взаимодействуйте с педагогами Монтессори сада. Мы всегда рады помочь, выслушать, поддержать родителей в их отношениях с ребенком.

ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ

Ларри Пейдж и Сергей Брин (Lary Page & Sergey Brin)

Разработчики и сооснователи поисковой системы «Google».

Принц Уильям и Принц Генри (Гарри) (Prince William of the United Kingdom, Prince Henry (Harry) of Wales)

Члены английской королевской семьи.

Джимми Уэйлс (Jimmy Wales)

Интернет-предприниматель, идеолог концепции вики, основатель Википедии. Лауреат Золотой медали Нильса Бора (2013).  С марта 2012 года — советник по вопросам публичной политики и открытости при правительстве Великобритании.

Его мать Дорис и его бабушка Эрма владели небольшой частной школой House of Learning, в которой практиковалась система обучения на основе методики Марии Монтессори. Джимми Уэйлсу больше всего нравилось читать энциклопедии.

Джордж Клуни (George Clooney)

Актёр, режиссёр, продюсер и сценарист. Стал широко известен после выхода телесериала «Скорая помощь» и кинофильма «От заката до рассвета». Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Сириана», обладатель премии «Золотой глобус» за роль миллионера Мэтта Кинга в драме «Потомки» (2011) и роль бежавшего заключённого в комедии «О, где же ты, брат?» (2000). Второй раз получил «Оскар» как продюсер в номинации «Лучший фильм» за фильм «Операция „Арго“». За этот же фильм был удостоен четвёртого «Золотого глобуса» и первой статуэтки BAFTA.

Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez)

Писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества».

БИОГРАФИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ

ВИДЕО ФИЛЬМ О МОНТЕССОРИ

КРАТКИЕ ФАКТЫ
  • Родилась 31 августа 1870
  • В 1896 году получила диплом врача
  • 46 января 1907 года в Риме открыла первую школу по методике Монтессори

Монтессори занятия для детей от 1 года Статьи

 

Чем дети отличаются от взрослых?

«Дети – другие», – говорила автор методики, предостерегая нас от навязывания ребенку собственного представления о том, что ему нужно в тот или иной момент.

Перечислим некоторые особенности, присущие маленьким детям.

  • Ребенок может познавать мир и развиваться только через деятельность, при этом многократно повторяя одни и те же манипуляции.
  • Сам процесс деятельности ему интересен гораздо больше, чем результат.
  • У маленького человека нет координации движений, присущих взрослому, и ему требуется многократное повторение, чтобы получить тот или иной навык.
  • У ребенка иной, более медленный, ритм жизни.
  • Малыш очень хочет все делать сам и желательно с настоящими предметами.
  • Ребенок не может пока понять чувства других людей и не имеет навыков социального общения.
  • И наконец, у него есть дар природы – сенситивные периоды развития, помогающие ему к 3 годам построить в себе личность со своим характером, интеллектом, речью, волей и вниманием.

Дети раннего возраста(от 1 до 3 лет) проходят через несколько таких периодов развития, и это время является в наибольшей степени благоприятным для развития тех или иных качеств личности. Это такие этапы, во время которых отмечается развитие движений, речи, любви к порядку и т. д.

Занятия Монтессори для детей от года построены с учетом всех этих сенситивных периодов и психофизиологических особенностей развития ребенка раннего возраста. Самостоятельная работа в течение полутора часов по методике Монтессори не создает для детей от 1 года трудностей, поскольку малыш свободен в проявлении своего интереса и выборе занятий. Но для того чтобы группа, как правило, состоящая из 8 взрослых и детей, работала бесконфликтно, у нас существует несколько правил, которые являются обязательными, и их выполнение обеспечивает детям «счастливые полтора часа».

Наши правила

В нашей группе ребенок волен выбирать занятие себе по душе, по возрасту и интересам. От мамы требуется только одно – следовать за его выбором и показывать ему, как работать с теми или иными материалами и предметами, не вмешиваясь в процесс и не ограничивая его по времени. Ограничивающими же являются только правила, которые следует соблюдать во время занятий с детьми от года в Монтессори-группах. Например, нельзя ничего отбирать у товарища, можно брать только одно упражнение и, закончив работу, следует убрать предметы на место и т. д.

Именно соблюдение этих правил, свобода выбора и возможность осуществлять разнообразные занятия, детей от года побуждают к тому, чтобы с удовольствием посещать наш центр Монтессори.

Структура занятий

Каждое занятие длится 1,5 часа и состоит из следующих частей:

  1. Групповое музыкальное занятие, или Круг. Это особая форма работы, которая включает в себя:
    • приветствие –«эмоциональное» начало, когда дети здороваются со своими друзьями и педагогами;
    • пальчиковые игры;
    • потешки;
    • подвижные игры;
    • знакомство с окружающим миром – природой и социальной действительностью.
  2. Свободная работа с различными материаламии предметами – это самая важная часть занятия, во время которого мама вместе с ребенком занимается тем, что ему интересно, а не тем, чего хочет она или педагог. Процесс совместных занятий очень важен для становления личности маленького человека. В это время ребенок может сам выбирать дело себе по душе, а мама и педагог лишь следуют за ним и помогают ему познавать окружающую среду.

  3. Творчество. Во время свободной работы дети имеют возможность заниматься продуктивной деятельностью. В нашем центре эта деятельность очень разнообразна:
    • рисование мелками, акварелью, карандашами, гуашью, а также с использованием трафарета, соломинки и поролоновых губок;
    • лепка из пластилина и соленого теста;
    • раскрашивание;
    • вырезание и склеивание фигур из бумагии т. д.

    Каждый из этих видов деятельности направлен на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

  4. Заключительный Круг — прощание.

Как устроена Монтессори-группа?

Все пространство группы условно разделено на зоны при помощи невысоких стеллажей. Предметы находятся в свободном доступе – каждый лежит на подносе или в корзинке, чтобы его было удобно брать.

Классическое зонирование в группе Монтессори для детей от года включает в себя большую двигательную, речевую и моторную зоны, сенсорные упражнения и упражнения с водой.

В двигательной зоне у нас установлены спортивный комплекс, шариковый бассейн, горка и батут. Мы просим родителей уделить особенное внимание движениям ребенка и его нахождению в двигательной зоне, поскольку именно все виды движений активно способствуют развитию речи.

В сенсорной зоне у нас представлены классические материалы Монтессори для детей от года.

Упражнения, связанные с мелкой моторикой, педагоги часто обновляют, чтобы заинтересовать ребенка новым цветом или размером предметов, не меняя сути самого занятия.

Водная зона у нас представлена несколькими упражнениями с водой, начиная от простого наливания ее в кувшин и заканчивая взбиванием мыльной пены и мытьем пупса.

Материалы, которые мы используем, выпускаются голландской фирмой NIENHAUS и российской компанией «Монтессори-Питер». Их качество соответствует стандартам AMI – Международной Монтессори Ассоциации.

Прежде чем записать своих детей в нашу группу,родителям рекомендуется посетить бесплатный вводный семинар. Информацию о проведении такое мероприятия в ближайшее время можно найти в разделе «Родителям» или в группе «Вконтакте». Мы приглашаем всех желающих присоединиться в нашу группу «Вместе с мамой». Добро пожаловать!

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА , Развитие ребенка от 0 до 1 года


Особенности развития ребенка от 0 до 1 года Скачок в развитии ребенка за первый год жизни огромный, темп развития очень интенсивный: лавинообразно развиваетсяинтеллект, психика, эмоциональная сфера, физические возможности. Мария Монтессори писала об этом столетие назад, а современная наука доказала, что, действительно, младенческий мозг совершает экстраординарный подвиг по самостроительству, и  внешняя окружающая среда в значительной мере определяет, каков будет этот процесс.

Именно поэтому родителям необходимо осознавать важность этого периода и уметь своевременно дать малышу то, в чем он нуждается для развития. Ведь  их роль не просто важна – она является решающим фактором для будущего их ребенка.

Ребенок жаждет развиваться от рождения, его сознание готово впитывать информацию из окружающего мира. Это также важно для него, как, например, полноценно питаться в этом возрасте. Насколько родители осведомлены, компетентны в особенностях возрастасвоего ребенка, настолько они могут способствовать всестороннему развитию малыша, предоставляя ему все необходимое для удовлетворения всех своих потребностей в развитии.

Понимая особенности развития высших психических функций в этом возрасте (внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.), родители могут организовать полноценную предметную среду для развития своего ребенка, не умаляя важности эмоционального контакта. 

 Развитие зрительно-двигательной координации

В период от 3 до 6 месяцев активными темпами у ребенка идет развитие зрительно-двигательной координации. Хватание – это сложное действие, требующееот младенца способности согласовывать движения плечевых, локтевых и кистевых мускулов, поворачивать голову, фокусировать взгляд на предмете. 

Первое, чем начинает играть малыш – его собственные ручки. Уже в месяц, ребенок тянет руки к глазам, рассматривает их, п

онимает, что это часть его самого. Это помогает освоить координацию движений глаза и руки. Играя со своими руками, ребенок постепенно понимает, как они работают и на какие действия способны. Стимулировать игру с ручками помогает положение тела ребенка. Пока малыш не научился сидеть, оптимально полувертикальное положение у мамы на руках или в детском шезлонге, либо лежа на животе на твердой поверхности, например, на полу (с тех пор, как ребенок научился удерживать голову).

Процесс развития игрового действия с предметами, в возрасте примерно до 8 месяцев, происходит поэтапно. Зная об этом, мама может организовать специальные игры, развивающие согласованность движения глаза и руки, умение схватывать предметы разной величины и формы и т.д. И опять же возраст малыша диктует свою специфику: цветовое наполнение игрушки, ее размер, текстура — все имеет значение.

Развитие осязания

Также в этом возрасте интенсивно идет развитие осязания, то есть ощущения от прикосновения (тактильные ощущения). Грамотно организованная среда будет стимулировать развитие этого канала восприятия. Для этого необходимо обратить внимание на подбор материалов, варианты заданий для малыша.  Взаимодействие с предметами и восприятие своего тела способствуют развитию мышления, в дальнейшем – формированию самосознания.

Тактильные ощущения прямо влияют на развитие нервной системы человека, и, особенно, головного мозга. Иными словами, ребенку необходимо потрогать, а не только увидеть или услышать, все, что его окружает, потрогать не только ручками, но попробовать на вкус, ощутить всем телом, чтобы сначала на чувственном, а затем и на сознательном уровне, запечатлеть то новое, с чем он столкнулся. Как минимум до тех пор, пока ребенок не начнет уверенно самостоятельно передвигаться, осязание является главным способом восприятия

На коже человека находится более 5 миллионов рецепторов, сигналы от которых поступают в мозг. Чем больше информации получает мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается!

 Приблизительно до 6-8 месяцев ребенок постоянно смотрит, трогает, пробует на вкус, слушает, манипулирует (трясет, мнет, стучит и т.д.), то есть исследует физические свойства предметов. Чем разнообразнее окружающая среда, доступная детскому познанию, тем гармоничнее происходит развитие ребенка. 

Какие свойства предметов интересны и необходимы малышу? Все это можно узнать на Монтессори-занятиях.

Развитие познавательной активности

Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста можно стимулировать рациональным  подбором игрушек. Взаимодействуя с игрушкой, исследуяее, ребенок познает ее свойства, а на основе свойств игрушек – игровые действия с ней. Монтессори-педагог консультирует маму по выбору «правильных» игрушек и способам игры с ними.

Социальная адаптация

В это время у ребенка развивается способность к активному подражанию. Это один из главных путей его развития. По мере взросления ребенка внешнее усвоение новых форм поведения все больше обогащается пониманием их смысла.

Мама занимает лидирующее место в общении с малышом. Однако, когда ребенок находится в окружении других людей и, особенно, детей, успешнее происходит социальная адаптация, процессы общения идут активнее. Это связано, в первую очередь, с тем, что младенец гораздо лучше воспринимает детские голоса, подобные своему. (Кстати, именно поэтому, взрослые инстинктивно разговаривают с детьми тоненькими голосами.) Ведь то, что интересно и привлекательно – больше всего способствует развитию. Вот почему важно, чтобы дети до года были интегрированы в общую группу с детьми до 3-х лет. 

 

Речевое развитие Родители также могут способствовать речевому развитию младенца. Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком почти всецело остается чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.  

Детские психологи выяснили, что с самыми маленькими нужно общаться по-особому. То, как мама говорит с малышом, в первый год жизни гораздо важнее того, что она говорит. 

А еще ребенку жизненно необходимо слушать пение. Пение, помимо множества иных положительных влияний на организм и психику человека, активизирует больше речевых центров в головном мозге, чем собственно речь.

В процессе эмоционального общения у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение, что является основой развития речи ребенка. Слуховой аппарат здорового ребенка с рождения готов к восприятию звуков, но его нужно упражнять.

Зная особенности развития речи малыша, мама может заниматься со своим ребенком максимально эффективно.

Развивая у ребенка с самого младенчества способности видеть, слышать, осязать, двигаться и действовать, Вы расширяете у него возможность познания окружающего мира и самого себя.

Именно в этом вам погут наши занятия!

 

Методика Марии Монтессори

Главная страница / Статьи

Дата опубликования: 18 марта 2015, 21-39

Пожалуй, педагогическая система Марии Монтессори – одна из самых популярных методик раннего развития детей в наши дни. Каждая современная мама хотя бы «краем уха» слышала о методе Монтессори и что-то знает о нем. Но чтобы понять, принимаете ли вы для себя, как для родителя, данную методику  или нет, необходимо иметь очень четкое и ясное представление о ней.

Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, является родоначальником данной системы.

Уникальность метода Монтессори заключается в том, что ребенок самостоятельно решает, чем он будет заниматься в данный момент, с какими пособиями и материалами работать и продолжительность занятий малыш также определяет сам. В Монтессори-группах не бывает медлительных или торопливых детей – здесь просто не существует такого понятия, ведь ребенок развивается в собственном темпе, который выбирает только он сам и никто иной.

Как же это удается? А удается это благодаря специально созданной развивающей среде. Именно правильно подготовленная среда, где все материалы выстроены в четкой последовательности и является основополагающей успеха для самостоятельного развития ребенка. Итак, Монтессори среда состоит из 5 зон:

  1. Зона практической жизни – здесь собраны материалы, которые помогают ребенку приобрести навыки самообслуживания. Ребенок учится стирать, готовить, гладить, убираться, ухаживать за растениями, застегивать пуговицы/молнии и т.д.
  2. Зона сенсорного развития – материалы, с помощью которых ребенок учится различать свойства предметов, цвет, размер, вес. Развивает слух, обоняние, память.
  3. Математическая зона. Здесь ребенок зрительно и тактильно знакомиться с цифрами, арифметическими вычислениями, формулами и символами.
  4. Языковая зона – материалы, которые позволяют ребенку изучить буквы, слоги, научиться читать и писать.
  5. Космическая зона (естественнонаучная). Материалы, расположенные в этой зоне позволяют получить новые знания об окружающем нас мире и систематизировать те  знания, которые уже есть у малыша.

Развиваясь в данной среде, ребенок учится быть самостоятельным, он абсолютно свободен от давления взрослого, он сам принимает решения и несет за них ответственность.

Взрослый (Учитель) в Монтессори-педагогике исполняет роль наблюдателя и наставника, который не вмешивается в процесс, а находится рядом. И только если ребенок сам попросит о помощи, помогает.

Как мы видим, в классической Монтессори среде нет зоны творчества. Мария Монтессори, считала, что развитие детей через творчество пользы не приносит. Она отвергала любое художественное развитие, в частности, рисование, а также различные творческие игры, театр. Таким образом, активно развивая левое полушарие мозга, отвечающее за логику и аналитические способности, правое «творческое» полушарие остается в стороне.

Хочу заметить, что сейчас все больше и больше детских центров, даже тех, кто работает по классическому методу Монтессори, все же включают элемент творчества в занятия. Тем самым развивая оба полушария головного мозга.

Многие люди, которые добились успеха в жизни и стали популярны, воспитывались именно по системе Монтессори. Среди них: актриса Хелен Хант;  актер  Джордж Клуни;  скрипач, обладатель скрипки Страдивари Джошуа Белл; члены английской королевской семьи Принц Уильям и принц Гарри; сооснователи Google Лерри Пейдж и Сегрей Брин.

«Среди известных людей, много и тех, кто воспитывался по другим методикам раннего развития или вовсе без них» – скажут многие. И будут тоже правы. Ведь право выбора —  как и с помощью каких методов  растить и развивать своего ребенка, всегда остается за родителем. И будет ли наш малыш успешен, счастлив и здоров,  во многом зависит от нас самих.

Ольга Клочкова,
специалист семейного клуба «Развивашкин»

 

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Youtube, Мой мир чтобы быть в курсе последних новостей города Московского.

Другие статьи:
Как заставить ребенка учиться и нужно ли это
Как научить ребенка читать? (часть 2)
Развитие через чтение (часть 1)
Раннее развитие детей. Методика Гленна Домана

Раннее развитие ребенка 1-3 года. Методика Монтессори

21 Августа 2013

103,691

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась на весь мир уникальной методикой обучения деток. В 1907году она открыла свою школу, где малыши занимались по методике Монтессори.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) прославилась на весь мир уникальной методикой обучения деток. В 1907 году она открыла свою школу, где малыши занимались по методике Монтессори. Так с помощью ряда заданий, в основе которых лежал принцип саморазвития, умственно отсталые детки начали активно догонять и даже перегонять сверстников. Это так поразило Марию Монтессори, что она написала свою известнубю фразу: «… что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?»

Методика раннего развития Монтессори – принципы


Основа методики Монтессори – свобода. Основные принципы – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Родителям предлагается помогать, не мешая. Подход к ребёнку во время обучения – индивидуален. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори.

В настоящее время во многих городах существуют детские сады, работающие  по методике Монтессори (Монтессори-садики). По Монтессори каждый ребенок развивается по индивидуальному (личному) плану в специально подготовленной среде. Пособия, которыми оснащаются группы, занимают не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. Также Мотессори-среду можно создать и дома. Её особенностью является то, что именно в ней ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. 
С помощью методики Монтессори ребёнок развивает мышление (творческое и логическое), внимание, память, воображение, моторику и т.д.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Монтессори-материалы


Дидактические Монтессори-материалы, с помощью которых проходит обучение – это некий симбиоз учебных пособий и развивающих игр. Причём они должны быть изготовлены из натуральных материалов, а их дизайн не меняется вот уже более 100 лет.

Монтессори-класс не предполагает, что дети сидят за партами, а воспитатель (учитель) находится перед ними.

В монтессори-классе каждый занят своей работой. Такой класс содержит разные зоны:

 

  • зона реальной жизни: тут малыш учится самостоятельно одеваться, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать и т. п. Чему учатся дети: концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику; 
  • зона сенсорного развития: дети изучают окружающий мир (различать вес, цвет, высоту, длину предметов и др.). Чему учатся дети: понимать и отличать размер, форму и цвет, учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением; 
  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка. 
  • упражнения на движение — в основном на линии (на ковре или на полу) нарисована линия в виде круга, она необходима для упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания. 


Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. А учитель помогает ребёнку организовать свою деятельность, раскрыть потенциал. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. И лишь тогда, когда это необходимо, учитель подходит и помогает ребёнку. Именно поэтому метод Монтессори исключает скуку у детей в классе.

Дорогие родители, если у Вы пробовали использовать данную методику, пожалуйста, поделитесь своим мнением с остальными. Для этого оставьте свой комментарий под статьёй.

История образования Монтессори

В Соединенных Штатах Монтессори-движение быстро завоевало популярность. Первая школа Монтессори открылась в 1911 году в доме известного банкира в Скарборо, штат Нью-Йорк. Другие последовали в быстрой последовательности. В отличие от первого Casa dei Bambini Марии Монтессори, который предназначался для детей из бедных, неблагополучных семей, они предназначались для детей из богатых, культурных семей, стремящихся дать своим детям наилучшее возможное образование.Видные деятели, в том числе Томас Эдисон и Александр Грэм Белл, поддержали его.

В 1913 году Мария Монтессори отправилась в США с трехнедельным лекционным туром, где ее встретили толпы любопытных и заинтересованных сторонников. Для нее был устроен прием в Вашингтоне, округ Колумбия. Присутствовало четыреста человек, в том числе Маргарет Вильсон, дочь президента Вудро Вильсона, а также многие министры иностранных дел и высокопоставленные лица.

Она прочитала лекцию перед тысячной аудиторией в Карнеги-холле в Нью-Йорке, где показала «движущиеся картинки», сделанные в ее школе в Риме; по требованию была организована вторая лекция.

Монтессори сообщила, что она обнаружила, что школы в Америке верны ее методам, и считает эту поездку ошеломляющим успехом.

Доктор Монтессори вернулась в США в 1915 году, чтобы продемонстрировать свой метод на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско и провести международный учебный курс для будущих учителей Монтессори.

На экспозиции построен Монтессори «Стеклянный класс» — классная комната с панорамными стеклянными окнами на 3-х стенах. Этот уникальный дизайн позволил зрителям с изумлением наблюдать за классом молодых студентов, которые работали с интенсивным вниманием и концентрацией, казалось бы, не обращая внимания на окружающую их толпу.

В том же 1915 году доктор Монтессори была приглашена для выступления на престижной ежегодной конференции Национальной ассоциации образования в Окленде, штат Калифорния. В мероприятии приняли участие более 15 000 руководителей образования.

Успех «Стеклянного класса» и длительный визит доктора Монтессори в Калифорнию подогрели интерес американцев к Монтессори-образованию и его дальновидному основателю, помогая продвигать Монтессори-образование по всей стране.Американские газеты и лидеры образования приветствовали ее основательницу как за ее педагогику, так и за ее личность. К 1916 году в США действовало более 100 школ Монтессори

.

Движение сошло с рельсов

Движение Монтессори в США сгорело так же быстро, как и распространилось. Языковые барьеры, ограничения на поездки во время Первой мировой войны, антииммигрантские настроения и пренебрежение со стороны нескольких влиятельных педагогов — все это способствовало упадку.

Уильям Килпатрик, уважаемая фигура в прогрессивном образовательном движении и бывший ученик Джона Дьюи, был одним из таких недоброжелателей.Он подверг критике метод Монтессори в своей книге . Исследование системы Монтессори . Популярный ученый в начале 20-го века, Килпатрик подверг критике репутацию, взгляды и общую философию доктора Монтессори. Он отверг ее убеждения о роли учителя, идеальном размере класса и учебных материалах. И он отверг ее интерпретацию доктрины развития, а также степень свободы, которую дети имеют в школе Монтессори. Негативная оценка Монтессори, которую дал Килпатрик, быстро стала широко известна и принята в США.С.

К 1920-м годам Монтессори-образование в США почти полностью исчезло, за исключением случайных школ или практиков.

Преимущества образования Монтессори для вашего ребенка

Выбор Монтессори-среды для вашего ребенка имеет много преимуществ. Метод Монтессори, известный своим индивидуальным темпом обучения и воспитанием независимости, также поощряет эмпатию, стремление к социальной справедливости и радость от обучения на протяжении всей жизни.

Благодаря свободе и поддержке задавать вопросы, глубоко исследовать и устанавливать связи, ученики Монтессори становятся уверенными, полными энтузиазма, самостоятельными учениками. Они способны критически мыслить, работать сообща и действовать смело — набор навыков для 21 века.

Как это происходит?

  • Каждый ребенок ценится как уникальная личность. Монтессори-образование признает, что дети учатся по-разному, и подходит для всех стилей обучения.Студенты могут свободно учиться в своем собственном темпе, каждый продвигается вперед по мере готовности, руководствуясь учителем и индивидуальным планом обучения.
  • С раннего возраста Монтессори воспитывает порядок, концентрацию и независимость. Преднамеренный дизайн классной комнаты, материалы и распорядок дня поддерживают формирующуюся «саморегуляцию» учащегося (способность обучать себя и думать о том, что он изучает) от малышей до подростков.
  • Студенты являются частью тесного, заботливого сообщества. Разновозрастной класс, обычно рассчитанный на 3 года, воссоздает семейную структуру. Учащиеся старшего возраста пользуются статусом наставников и образцов для подражания; младшие дети чувствуют поддержку и обретают уверенность в предстоящих задачах. Учителя демонстрируют уважение, любящую доброту и мирное разрешение конфликтов.
  • Ученики Монтессори наслаждаются свободой в определенных пределах. Работая в рамках параметров, установленных их учителями и классным сообществом, учащиеся являются активными участниками в принятии решения о том, на что будет направлено их обучение.
  • Учащимся оказывается поддержка в стремлении к активному поиску знаний. Учителя создают среду, в которой учащиеся имеют свободу и инструменты для поиска ответов на свои вопросы. Внутреннее удовлетворение стимулирует любопытство и интерес ребенка и приводит к радостному обучению, которое сохраняется на протяжении всей жизни.
  • Самокоррекция и самооценка являются неотъемлемой частью подхода в классе Монтессори. По мере взросления учащиеся учатся критически относиться к своей работе и становятся искусными в распознавании, исправлении и извлечении уроков из своих ошибок.
  • Монтессори поддерживает социально-эмоциональные навыки. Современные исследования подтверждают эффективность столетнего метода Монтессори, показывая, что дети, которые учатся в классах Монтессори, демонстрируют более сильные социально-эмоциональные навыки во многих областях, чем дети в более традиционной среде.

Своими словами

Родители делятся своими мыслями о том, что делает Монтессори особенной:

стадий развития Монтессори: 4 уровня

Монтессори-обучение — это гораздо больше, чем уникальная дошкольная программа.Учебные программы, отличающиеся от учебных программ государственных школ, в школах Монтессори сосредоточены на построении развития ребенка через определенный набор этапов, которые простираются далеко за пределы подросткового возраста. Вам интересно, как выглядит обучение Монтессори на пути вашего ребенка к взрослой жизни? Ниже мы рассмотрим четыре стадии развития Монтессори, которые помогают вашему ребенку с рождения и в дальнейшем.

Несмотря на то, что дошкольное образование само по себе предлагает несколько этапов развития и преимуществ, эта основная плоскость фокусируется на способности вашего ребенка усваивать новую информацию и стимуляцию.Когда ваш ребенок чувствует себя в безопасности в своей среде, он будет учиться и развивать крупную и мелкую моторику в дополнение к своему бессознательному и сознательному разуму.

Представьте себе все, что происходит в первые шесть лет жизни вашего ребенка. От различения звуков, запахов и вкусов до обучения тому, как ползать, стоять, ходить и говорить, молодые умы учатся так многому. Вступая в детский возраст, они будут развивать координацию рук и глаз, приспосабливаться к своей культуре, увеличивать свой словарный запас до нескольких сотен слов и оттачивать свое когнитивное развитие, среди многих других вех.

В результате этапы развития Монтессори разделяют первый план на два трехлетних цикла.

На первом уровне развития дети будут расти в самостоятельной игре и выполнении заданий, практикуя менталитет: «Я могу сделать все это сам!» В тандеме с независимостью появляется индивидуальность и индивидуальность вашего ребенка, поскольку он начинает проявлять конкретные черты личности и эмоциональные модели.

  • Движение
  • Язык, чтение и письмо
  • Музыка
  • Построение социальных отношений, уважение и манеры

С развитием основных когнитивных вех второй план развития поощряет желание вашего ребенка знать больше и расти в своей независимости.В результате развития совести и практических знаний о том, что правильно, а что неправильно, менталитет вашего ребенка теперь включает в себя: «Я могу решать и думать сам!»

Монтессори-программы для этой возрастной группы будут создавать мероприятия, которые способствуют решению проблем, критическому мышлению и причинно-следственным сценариям. Кроме того, по мере того, как они узнают больше о мире и окружающей среде, ваш ребенок начнет задумываться о своем месте в этом мире, своей идентичности и том, кем он хочет стать, а также о том, как он может помочь другим нуждающимся.

  • География
  • Самобытность и взаимосвязь
  • Нравственный порядок и справедливость
  • Решение проблем (в сфере образования и отношений)

Подростковый возраст — поворотный период для всех. По мере того как их эмоциональное, физическое и социальное развитие достигает новых высот, этот третий уровень развития способствует рефлексивному обучению и применению.

С растущим знанием окружающего мира и внутренних эмоций подростковый возраст поощряет заботу о себе и самооценку, что приводит к следующей ментальности: «Я могу стоять самостоятельно!» В результате подростки будут практиковаться в принятии более самостоятельных решений, построении социальной жизни и развитии эмоциональной независимости.

  • Расширенное критическое мышление для сложных сценариев
  • Изучение более глубоких моральных и социальных ценностей
  • Создание уникальной социальной идентичности
  • Расширение независимости и контроля над жизненными решениями

Четвертый и последний уровень развития возникает, когда ваш ребенок переходит от подросткового возраста к юношеской взрослой жизни, повышая зрелость по мере перехода к полной независимости. В это время молодые люди начнут исследовать, кто они в духовном и эмоциональном плане, формируя более когнитивное осознание своей идентичности.

Кроме того, этот этап развития демонстрирует сильное стремление к финансовой независимости и принятию решений. С новым опытом работы и получения дохода их менталитет теперь меняется на: «Я могу получить это сам!»

  • Развитие духовных убеждений и укрепление нравственности
  • Поиск карьерных путей и способов внести свой вклад в мир
  • Открытие страстей и постановка жизненных целей
  • Практика финансовой независимости

Хотя вы можете начать обучение Монтессори в любом возрасте, закрепление основных методов Монтессори на первом уровне развития дает отличные результаты.

В Mansio Montessori в Женеве мы стремимся способствовать развитию вашего ребенка в раннем детстве с помощью оптимальных условий обучения, которые стимулируют образовательный рост как дома, так и в школе. Адаптируя образовательный опыт к каждому ребенку, мы вдохновляем наших учеников страстью к обучению.

Если вы хотите узнать больше о наших программах для детей младшего возраста и о том, как они могут выглядеть для вашего ребенка, свяжитесь с нами.

Метод Монтессори – Школа Монтессори Newberry House Somerset West

Что такое метод Монтессори

  • Метод Монтессори — это подход к обучению, который делает упор на активное обучение, независимость, сотрудничество и обучение в гармонии с уникальным темпом развития каждого ребенка.
  • Создатель: Мария Монтессори (1870-1952), итальянский учитель и врач
  • Ключевые слова: впитывающее сознание, сензитивный период, подготовленная среда, самообучение, планы развития
  • Метод Монтессори — это подход к образованию, который подчеркивает индивидуальность и независимость в обучении. Считается, что дети по своей природе любопытны и стремятся к обучению. Таким образом, обучение рассматривается как процесс, который должен происходить в соответствии с индивидуальными темпами развития ребенка.Высокие академические стандарты имеют решающее значение, но это целостный подход, подчеркивающий все аспекты развития, а не получение конкретной информации.

Что такое планы развития

Доктор Мария Монтессори определила 4 стадии развития и обозначила их как 4 плана развития, отметив, что внутри этих стадий развитие вначале интенсивное, консолидируется, а затем сужается к следующему. 1-й и 3-й планы — периоды интенсивного созидания, а 2-й и 4-й планы — спокойные периоды консолидации.Ключом ко всем планам развития является потребность личности в независимости. Это по-разному выражено во всех плоскостях. Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы узнать больше о различных самолетах.

Планы развития – как растут дети

На пути от рождения к взрослой жизни ребенок проходит несколько отдельных фаз. В каждой из этих фаз он отличается не только физически, но также имеет разные психологические характеристики и, следовательно, разные потребности в развитии.

На каждой фазе, которую Монтессори называла «планом развития», ребенок обладает настолько разными физическими и психологическими характеристиками, что Монтессори описывала переход от одного плана к другому как «возрождение», как если бы у нас каждый раз рождался новый ребенок. новый план, которому потребуется другая среда, точно так же, как новорожденному ребенку требуется другая среда, отличная от утробы, в которой он провел последние девять месяцев.

Монтессори назвала первую плоскость развития от нуля до шести лет младенчеством, от шести до двенадцати — детством, от двенадцати до восемнадцати — отрочеством, а последнюю плоскость — с восемнадцати до двадцати четырех — зрелостью.Многие психологи описывали эти шесть разных планов, но только Монтессори дала способ реагировать на это знание как на средство образования, и таким образом она переопределила образование как «помощь жизни», говоря, что если мы поддерживаем естественное развития ребенка на каждом уровне, тогда мы оптимизируем развитие всего человека.

В жизни ребенка есть определенное время, когда он наиболее способен сделать определенный шаг в развитии. Эти возможности необходимо использовать, потому что, когда они упущены, развитие, которое может произойти позже, никогда не будет таким полным, как если бы оно произошло в нужный момент.

Newberry House стремится следовать Международной учебной программе Ассоциации Монтессори в соответствии с руководящими принципами Южноафриканской ассоциации Монтессори.

Ключевая концепция Монтессори: развитие речи

Сенситивные периоды  это фраза, придуманная Марией Монтессори, которая относится к периодам в жизни ребенка, когда он/она наиболее склонен к развитию определенных аспектов своей личности. Спонтанно дети движутся в направлении саморазвития в тех областях, в которых они чувствительны.Окружающая среда может поддерживать и поощрять ребенка в его/ее естественной склонности в это время.

Помимо языкового развития, Монтессори определила движение и порядок как аспекты личности ребенка, наиболее нуждающегося в поддержке со стороны окружающей среды от рождения до шести лет.

Педагоги говорят о рецептивном языке и выразительном языке. Рецептивный язык — это слушание и чтение (или чтение). Выразительный язык – это устная и письменная речь. Рецептивный язык обычно предшествует экспрессивному языку.Младенец очень долго слушает, прежде чем заговорить. Ребенку читают перед чтением.

Окружающая среда может способствовать развитию у ребенка навыков аудирования и разговорной речи, а также навыков письма и чтения.

Часто не обсуждается развитие речи, но жизненно важное значение имеет острота зрения и слуховое различение ребенка. Обучаясь говорить, ребенок должен зрительно замечать артикуляторы речи: губы, язык, расположение зубов.

Есть и другие артикуляторы, но их не видно. Та же развивающаяся острота зрения, которая служит ребенку при обучении речи, становится основой остроты зрения, необходимой для различения букв алфавита.

В дополнение к остроте зрения имеется слуховая дискриминация. Ребенок должен тренировать слух, чтобы слышать отдельные звуки, из которых состоит слово. Начальный звук слова, конечный звук слова и средний (средний) звук слова должны быть услышаны ребенком.

Острота зрения и слуховое различение ребенка объединяются в стремлении научиться читать и писать. Теперь ребенок должен установить связь между услышанным звуком и символом, представляющим этот звук. Чтение является кульминацией многолетней работы маленького ребенка по развитию зрения и слуха. Эта задача поддерживается внутри ребенка его/ее Сензитивным периодом  для языка, а также в среде со взрослыми, которые четко и медленно артикулируют (говорят) и читают своему ребенку.

Класс Монтессори поддерживает формирующийся язык ребенка во многих видах деятельности, которые способствуют слуховому и визуальному развитию, а также в упражнениях на звуковые/символические ассоциации.

Как должна выглядеть программа обучения грамоте в домашних условиях? Он начинается с «взгляда», фокуса новорожденного, смотрящего в глаза родителю, когда он / она качается на руках родителя. При рождении ребенок фокусируется на расстоянии 12 дюймов, что соответствует расстоянию от глаз родителей до глаз младенца в колыбели.Этот взгляд является основой для концентрации. Он ориентирует ребенка на человеческое лицо, которое является основным коммуникативным центром. Лицо — это то, откуда берутся слова. Движение губ, зубов и языка взрослого дает ребенку информацию, необходимую для того, чтобы научиться говорить, а затем различать отдельные звуки в слове… важный навык чтения.

Это означает, что мы говорим с детьми после  у нас зрительный контакт. Мы опускаемся на уровень глаз ребенка, чтобы он мог видеть наш язык, губы и зубы, когда мы говорим.Информация, которую ребенок получает, когда взрослый устанавливает зрительный контакт перед тем, как заговорить, огромна.

Чтение детям часто связывают с развитием раннего чтения у маленьких детей. Однако просто чтение детям не обязательно описывает полное взаимодействие. Новые слова или идеи, представленные в книге, необходимо обсудить. Что такое «творог и сыворотка» в Little Miss Muffett ? Богатство языка должно быть передано. Кроме того, восстановление последовательности в истории — полезная игра, когда вы заканчиваете рассказ истории.Вы даже можете вспомнить имена персонажей истории и то, что они делали, и были ли они полезными, забавными и т. д.

Игры для изучения звуков букв алфавита начинаются с тренировки слуха. Слух ребенка должен различать разные звуки в слове. Вы можете сыграть в игру, увидев что-то в окружающей среде и сказав: «Я думаю о слове, которое начинается со звука…». Затем ребенок угадывает, о чем вы думаете. Эта звуковая игра может продолжаться бесконечно, пока вы ужинаете, едете в машине, ….в любом месте!

Игра на смешивание развивает умение смешивать отдельные звуки вместе. Скажите: «Я думаю о волшебном слове. Сможете угадать, что это?» «мммм/аааа/нннн». Ребенок слышит отдельные звуки и угадывает «человек».

Конечно, просто спокойные беседы с ребенком, в ходе которых исследуются идеи, эмоции и отношения, являются наиболее действенными.

Подход Монтессори — Городская чартерная школа Монтессори

Философия Монтессори охватывает ребенка в целом, его естественную любознательность и любовь к учебе.Дети полностью раскроют свой академический и социальный потенциал, если им будет предоставлена ​​свобода активно работать с конкретными последовательными материалами в тщательно подготовленной среде и с открытым учебным планом. Учителя/родители дают достаточно указаний, чтобы помочь детям работать над достижением независимости и самодисциплины. Разновозрастной класс предоставляет максимальные возможности для развития социальных и академических навыков и моделирования уважительного поведения.

Кем была доктор Мария Монтессори?
Др.Мария Монтессори, родившаяся в 1870 году, была первой женщиной-врачом в Риме. Она посвятила свою энергию процессу нормального развития ребенка и тому, как люди могут более полно раскрыть свой потенциал. Она наблюдала за детьми, когда они взаимодействовали с окружающей средой. Доктор Монтессори определила положительные черты человеческого поведения, которые являются универсальными тенденциями, и разработала образовательную среду, поощряющую эти черты. Она разработала учебные материалы и проверила, повторно проверила и усовершенствовала их, пока не убедилась, что они лучше всего подходят для обучения конкретной концепции.Доктор Монтессори также провела полевые испытания материалов для разных возрастов, социально-экономических слоев и культур. Ее идея о том, что дети учатся посредством активного исследования своего окружения, и ее определение стадий развития в детстве согласуются с теориями Пиаже о когнитивном развитии, которые очень важны в дошкольном образовании сегодня.1 Некоторые из наиболее распространенных аспектов современных дошкольных классов , такие как размещение материалов на низких полках и использование детской мебели, исходит от Dr.Мария Монтессори.

Что такое метод Монтессори?
Впитывающий ум и сензитивные периоды –  » У ребенка есть ум, чтобы впитывать знания. У него есть сила учить самого себя». – Доктор Мария Монтессори
Маленькие дети бессознательно усваивают информацию, исследуя окружающую их среду. Доктор Монтессори считала, что существуют чувствительные периоды, когда определенные стимулы окружающей среды особенно интересны детям. Поэтому учителя и родители должны извлечь выгоду из этих периодов, организовав множество увлекательных занятий и соответствующие уроки в нужное время.Один ранний чувствительный период, подробно описанный Монтессори в книге «Поглощающий разум», — это период изучения языка, который сегодня является общей темой среди теоретиков развития (и средств массовой информации). Другой важный период, начинающийся в первый год жизни, — это период, когда ребенок становится чрезвычайно чувствительным к порядку. Доктор Монтессори наблюдала и идентифицировала одиннадцать различных сенситивных периодов, происходящих от рождения до шестилетнего возраста. Учителя могут максимизировать когнитивное развитие в чувствительные периоды, внимательно наблюдая за ребенком, отмечая его интересы и уровень развития в каждой области, и представляя уроки с соответствующими материалами. Кроме того, учитель поощряет детей заниматься своими интересами, такими как бабочки, при этом связывая их с различными областями учебной программы. Наблюдение за уровнями развития и интеграция их интересов в учебную программу — это то, что мы называем «следованием за ребенком». Цель Монтессори-среды – дать возможность каждому ребенку в полной мере развить свои интеллектуальные способности, а не подталкивать ребенка к тому, чтобы уложиться в какой-то нормативный график развития.

I Внутренняя мотивация  — «Мы должны максимально поддерживать стремление ребенка к деятельности; не ждать от него, но воспитывать его быть независимым.- Др. Мария Монтессори

Одним из ключевых открытий Монтессори является идея о внутренней мотивации детей. Ими движет желание стать независимыми и компетентными существами в мире. При предоставлении материалов, подходящих для развития, в тщательно подготовленной среде дети мотивированы к обучению. Доктор Монтессори увидела, что коррекция и похвала взрослых нарушают концентрацию ребенка, необходимую для когнитивного развития. Цель состоит в том, чтобы ребенок развивал чувство удовлетворения от самой работы, не зависел от одобрения учителя или окружающих.Вот почему многие материалы Монтессори самокорректируются. Кроме того, люди мотивированы, когда им предоставляется выбор и когда им предлагают работу, связанную с их интересами. Когда дети выбирают материалы в классе, это всегда называют их «работой», чтобы показать важность их деятельности и то, что работа может быть интересной.

Роль среды и свободы –  “ Ребенок, у которого меньше возможностей для сенсорной деятельности, остается на более низком психическом уровне.” – Доктор Мария Монтессори
Дети могут свободно перемещаться по классу, выбирая работу, соответствующую их текущему этапу развития. Чувство, что вы контролируете ситуацию и можете делать выбор, удовлетворяет потребность человека в автономии и дает ему шанс на процветание. Возможность двигаться и общаться в этой структурированной среде способствует когнитивному и социальному развитию. Умственное развитие зависит от движения. Доктор Монтессори называла руку «инструментом разума».«Хотя в классе существует значительная свобода и свобода передвижения, это свобода в определенных пределах. Дети ограничены количеством представленного материала и требованием конструктивного и ответственного отношения к материалам и поведению. Научиться делать правильный выбор и стать самодисциплинированным — главная цель Монтессори-образования и образования на всю жизнь. Эта свобода в классе работает только при тщательно подготовленной и организованной среде и заботливом, наблюдательном учителе.

Обучение со сверстниками и у них -Доктор Мария Монтессори
Дети легко учатся у своих сверстников и развиваются в среде, похожей на семью. Разновозрастной класс, сгруппированный в соответствии с определенными планами развития (3-6, 6-9, 9-12 лет), дает детям возможность учиться у своих старших сверстников, а затем шанс стать образцом и научить своих новых овладел академическими и социальными навыками. Стабильное и сильное сообщество развивается по мере того, как дети остаются в одной и той же группе в течение трех лет. Учителя устанавливают глубокую связь с каждым учеником (и учениками друг с другом), и они уже знают свои сильные стороны и потребности в каждом новом учебном году. Родительские опасения по поводу разновозрастных групп быстро исчезают, когда они наблюдают, как их дети работают и растут вместе в этой особой среде.

Воспитание ребенка в целом и нормализация  – «Ребенок – это и надежда, и обещание для человечества.”  -Доктор. Мария Монтессори
Развитие личности и социального поведения ребенка является важным аспектом Монтессори-образования. Уроки благодати и вежливости являются ежедневной частью учебной программы Монтессори. Дети учатся манерам, уважению к окружающей среде и другим. Они также развивают чувство общности и стремление учиться. Когда стремление ребенка к сосредоточенной работе удовлетворено, он выглядит более спокойным, довольным и ответственным. Это то, что Мария Монтессори называла «нормализация».«Успеваемость сама по себе не готовит к жизни. Уникальная направленность Монтессори на развитие каждого человека как полноценного человека обеспечивает прочную основу для успеха во всех сферах жизни. Наиболее распространенными качествами, связанными со студентами Монтессори, являются интерес к обучению, способность хорошо ладить с другими, способность мыслить творчески и способность ясно и логично выражать мысли при письме и разговоре.

Значимые контексты для обучения  – «Чувства, исследуя мир, открывают путь к знаниям.- Др. Мария Монтессори 
Обучение становится более значимым, когда оно связано с реальной жизнью. Встраивание знаний в осмысленный контекст связано с улучшением обучения, повышенным интересом и готовностью решать новые задачи. Монтессори-образование следует интересам ребенка и связывает обучение с реальным жизненным опытом, естественным образом создавая более значимые контексты. Обучение также улучшается, когда материалы и концепции рассматриваются в других ситуациях. Поскольку предметы интегрированы в класс Монтессори с одним и тем же учителем, дети легко усваивают новую информацию.Это отличается от большинства традиционных школ, где даже маленькие дети меняют классы и учителей по разным предметам. Когда дети Монтессори используют каждый материал в соответствующее возрасту время и используют его снова и снова в спонтанном повторении, они постепенно достигают глубокого понимания концепций и готовы к следующему уровню работы.

Роль Учителя  – «Учитель должен верить, что этот ребенок перед ней покажет свою истинную природу, когда найдет работу, которая его привлекает.- Др. Мария Монтессори
Монтессори-педагоги возлагают большие надежды на академические и социальные достижения детей. Цель учителя состоит в том, чтобы помочь детям в продвижении к независимости, обеспечивая при этом любое руководство, необходимое для обеспечения того, чтобы дети принимали правильные решения и участвовали в продуктивном поведении. Учителя дают детям больше чувства контроля, когда они сами выбирают себе работу. Роль учителя состоит в том, чтобы активно наблюдать за детьми, поддерживать вдохновляющую учебную среду, давать новые уроки в подходящее время и вмешиваться, когда дети нуждаются в руководстве или структуре.В традиционных классах основная роль учителя заключается в передаче знаний; в то время как в Монтессори-образовании учитель играет роль фасилитатора, направляющего ребенка в окружающей среде. Дети узнают больше, инициируя активное участие в материалах, предоставленных учителем, чем пассивно ожидая информации. Учителя Монтессори используют наблюдение вместо тестирования для более достоверной оценки конкретных навыков ребенка. Они повторяют уроки, когда это необходимо, и дают новые уроки, когда кажется, что дети усвоили материал и готовы к следующей последовательности.Учителя следят за моментами концентрации, и когда они случаются, роль учителя состоит в том, чтобы отступить и не прерывать. Высокие ожидания и предоставление детям чувства контроля, как это видно в классе Монтессори, согласуются с литературой по оптимальным методам работы в классе.

Основы Монтессори – Планы развития

Вся философия образования Марии Монтессори основывалась на идее о том, что дети развиваются на четырех уровнях развития. Каждая из этих плоскостей легко узнаваема и имеет четкие определяющие характеристики.Если мы изучим и поймем эти этапы, мы сможем подойти к нашему взаимодействию с детьми с новой точки зрения. Изучение планов развития предназначено не только для Монтессори-педагогов. Понимание развития вашего ребенка может помочь и дома.

Первый план: рождение-6 лет

На этом этапе дети впитывают все как губки. Они действительно являются прекрасными примерами того, что Монтессори называла «впитывающим умом». Это время, когда мы можем использовать то, что Монтессори называла чувствительными периодами обучения.Хотя каждый ребенок индивидуален, существуют типичные модели развития мозга и общей готовности к обучению определенным навыкам.

В течение первых трех лет пребывания на этом плане все обучение происходит за пределами сознательного разума ребенка. Они учатся, исследуя свои чувства и взаимодействуя с окружающей средой. Во второй половине плана, примерно с 3-6 лет, дети вступают в сознательную стадию обучения. Они учатся, используя свои руки, и с учетом этого были разработаны специальные материалы для Монтессори-класса.

В это время у детей прекрасно развито чувство порядка. Они методичны и могут оценить множество шагов, связанных с практическими уроками жизни в их классах. Организация работ на их классных полках преднамеренна, что снова обращается к этому чувству порядка.

Первый план – это время, когда дети провозглашают: «Я могу сделать это сам»; это время физической независимости.

Второй план: 6-12 лет

В начальных классах дети начинают искать вне себя.У них внезапно появляется сильное желание сформировать группы сверстников. Раньше, во время первого плана, ребенку было достаточно сосредоточиться на своей работе, сидя рядом с другими. На втором плане ребенок фактически вынужден работать с . их друзья. Именно в это время дети готовы учиться сотрудничеству.

Во время второго плана происходит внезапный и заметный период физического роста. Это может быть фактором, способствующим наблюдению, что многие дети этого возраста, кажется, не осознают свое тело, часто натыкаясь на предметы и опрокидывая их.Примерно в это же время дети начинают терять зубы. Их чувство порядка и аккуратности имеет тенденцию немного угасать во время этого плана.

Во втором плане разыгрывается детское воображение. Поскольку образование Монтессори основано на реальности, мы находим способы донести до детей реальную информацию с помощью рассказывания историй и других подобных методов. Например, обучая детей истокам нашей вселенной, школы Монтессори используют так называемый Великий урок. Первый Великий Урок — это драматическая история, рассказанная детям с использованием реквизита, экспериментов и театральных постановок (представьте: черный шарик, наполненный блестками, лопается, чтобы проиллюстрировать Большой Взрыв, а кусочки бумаги в миске с водой используются при этом). говоря о сближении частиц).Этот урок интересен для детей тем, как он представлен, но дает им базовые сведения о Солнечной системе, состояниях материи и других важных понятиях.

Дети на втором плане имеют ненасытный аппетит к информации и часто сильно тянутся к тому, что мы в Монтессори называем культурными предметами: науке, истории и географии. Хотя мы поддерживаем их быстрый языковой и математический рост в это время, мы также несем ответственность за предоставление им разнообразных культурных уроков и опыта.

Важно отметить, что в это время у детей развивается чувство нравственной справедливости. Они очень озабочены тем, что справедливо, и создание правил для новой игры часто так же важно (если не более важно), как и сама игра.

Это период времени, когда дети стремятся к интеллектуальной самостоятельности.

Третий план развития охватывает юношеские годы. На втором плане дети осознают социальные связи, а на третьем плане они имеют решающее значение. В это время дети сильно зависят от своих отношений со сверстниками. Они испытывают сильное желание оставаться независимыми от взрослых, хотя и не совсем готовы к этому целиком. Наша работа состоит в том, чтобы найти способы, которые позволят им экспериментировать с независимостью, а также обеспечить безопасную структуру, в которой они могут это делать.

Детям третьего уровня обычно требуется больше сна, и они засыпают позже, чем в более раннем возрасте. Они жаждут подлинного опыта обучения, и Dr.Монтессори так себе представляла. Ее идеи об Erdkinder (детях земли) привели ее к размышлению о школьной обстановке, которая поддерживала бы развитие детей в это время. Она представила фермерскую школу, в которой дети будут работать, чтобы ферма работала, а также вносить свой вклад в планирование и принятие решений.

Во время третьего плана дети совершенствуют свой моральный компас, развивая более сильное чувство ответственности.

Последний план — это время, когда молодые люди стремятся к финансовой независимости. Они часто впервые живут вдали от дома и используют это время, чтобы понять, какое место они занимают в своем обществе. Многие делают выбор в пользу дальнейшего образования и/или изучения карьеры.

Именно на четвертом плане люди начинают лучше понимать, кто они как личности.

Каждый план развития должен взращиваться осознанно. Если ребенок может пройти одну фазу развития в богатой и тщательно подготовленной среде, он готов полностью перейти к следующей фазе, когда придет время.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>