МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Связная речь дошкольников: Связная речь – главное достижение в речевом развитии дошкольников

Развитие связной речи у дошкольников — Практика Здоровья

Развитие связной речи дошкольника является первоочередной задачей при подготовке Вашего ребенка к школе, ведь от этого зависит уровень успешности маленького ученика в будущем. Поэтому крайне важно, во время проведения развивающих занятий в возрасте 4-6 лет уделять этому особое внимание, тем более, что такие занятия очень хорошо проводить в игровой форме, при этом стимулируя ребенка к диалогу с Вами.

Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

Методы развития связной речи

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

  • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
  • Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой.
  • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также, о явлениях, запечатленных на ней художником.
  • Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах.
  • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
  • Творческий рассказ. Позволяет ребенку научиться самостоятельно составлять рассказ на свободную тему. Способствует развитию образного, логического мышления, фантазии.

Театрализованные игры – дают возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.

Практические советы по развитию речи у дошкольников

Развитие речи у детей дошкольного возраста – сложная, но очень нужная работа. Попросите во время прогулки со своим ребенком рассказать Вам о том, что он видит вокруг себя, как у него прошел день, что интересного сегодня он делал в детском саду. Рассказывая о событиях за день или про окружение вокруг себя, Ваш ребенок научится описывать свои эмоции и ощущения, а также правильно применять обороты речи в своих высказываниях.

Для развития речи дошкольников очень полезно вводить в разговорную речь детали и части предметов, которые его окружают. Например: «Вот дом, он состоит из…- стен, окон, дверей, этажей…и т.д.» Кроме того, нужно добавлять прилагательные при описании окружающего мира. Например: «Вот дерево. Какое оно?..- большое, высокое, ветвистое…и т.д.» В дошкольном возрасте дети хорошо знают цвета, поэтому, рекомендуется во время разговора употреблять не только основные цвета, но и их оттенки.

Во время чтения сказки, рассказа, предложите Вашему ребенку описать картинку, которая там имеется. Задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок смог понять, чего от него ждут, а если случилась заминка – подскажите ему.

Старайтесь больше читать стихи, сказки и другие литературные произведения, это способствует увеличению словарного запаса ребенка, помогает ему выработать навыки правильного построения предложения, а также развивает познавательные способности малыша. Разучивание стихов придаст ему уверенности при произношении, что является одной из главных составляющих развития речи у ребенка.

В игровой форме приучайте Вашего дошкольника к описанию предметов, которыми он пользуется в данный момент, ведь именно во время игры ребенок раскрепощается и излагает мысли в доступной ему форме.

Отдельного внимания заслуживают игры-драматизации, способствующие не только развитию речи ребенка, но и формированию гармоничной, разносторонне развитой личности. Игры – драматизации включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек. Благодаря этому ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй.

Описанные методы позволяют быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, обогатить его словарный запас, развить мышление, память, воображение, чувственное и эмоциональное восприятие, что в целом способствует формированию у него правильной, красивой речи. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, ему легче дается школьное обучение.

Статью подготовила логопед клиники «Практика здоровья» Боровая Н.П. 

Обучение связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием | Шадрина

1. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. 112 с.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Санкт-Петербург: Лань, 2003. 656 с.

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стереотип. Москва: КомКнига, 2007. 144 с. (Лингвистическое наследие XX века).

4. Минеева Ю. В., Салихова З., Левшина Н. И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. С. 35–37.

5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. Москва: Смысл, 1997. 287 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307–56.shtml#book_page_top (дата обращения: 06.06.2018).

6. Ушакова Т. Н. Речь ребенка: проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. Москва: Институт психологии РАН, 2008. 352 с.

7. Тураева З. Я. Лингвистика текста: структура и семантика. Москва: Либроком, 2015. 144 с.

8. Юрьева Н. М. К проблеме становления повествования в детской речи // Вопросы психолингвистики. 2010. № 1. С. 100–114 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18944126 (дата обращения: 12.05.2019).

9. Размовска В., Долевска В. Заостанување во развитокот на говорот, рано откривање и неговиот третман [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://jser.fzf.ukim.edu.mk/index.php/261–1998/1998–2-3-articles/2184–200908–11–19–20–06 (дата обращения: 12.05.2019).

10. Moore D., Edwards S., Cutter-Mackenzie-Knowles A., Boyd W. Play-Based Learning in Early Childhood Education. 2014.

11. Fleer M., Pramling I. Play-Responsive Teaching in Early Childhood Education. Springer-Verlag GmbH, 2019. 183 p.

12. Kaczorowska-bray K., Milewski C. The development of syntactic skills in children aged 4 to 10 years // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, перспективы. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 24–26 июня 2019 г. С. 207–211.

13. Svence G. Bērna valodas un runas attīstība pirmsskolas un jaunākajā skolas vecumā // Zinātniski metodisks izdevums TAGAD. 2011. № 1 (6).

14. Якобсон Р. Язык и бессознательное / пер. с англ., фр. К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе. В. Шеворошкин. Москва: Гнозис, 1996. 248 с.

15. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. Москва: Сфера, 2014. 287 с.

16. Semrud-Clikeman M., Teeter Ellison F. N. Language-related and learning disorders // Child Neuropsychology: Assessment and interventions for neurodevelopmental disorders. 2009. P. III. P. 275–327. DOI: 10.1007/978–0-38788963–4_12

17. Сommodari E. Preschool teacher attachment and attention skills // SpringerPlus. 2013. № 2. DOI: 10.1186/2193–1801–2-673

18. Алмазова А. А. и др. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1 (90). С. 151-165. DOI:10.15507/1991–9468.090.022.201801.151–165

19. Иванова Н. Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 106–110.

20. Головчиц Л. А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития: монография. Москва: МПГУ, 2015. 180 с.

21. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Москва: В. Секачев, 2012. 182 с.

22. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда. Москва: ВЛАДОС, 2014. 48 с.

23. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Москва, 2006. 158 с.

24. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательных учреждений. Москва: ВЛАДОС, 2010. 287 с.

25. Шадрина Л. Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4 (11). С. 326–329.

26. Feldman H. Evaluation and Management of Language and Speech Disorders in Preschool Children. Pediatrics in review // American Academy of Pediatrics. 2005. № 26. P. 131–142. DOI: 10.1542/pir.26–4-131

27. Jeong J.-W., Sundaram S., Behen M. E., Chugani H. T. Differentiation of Speech Delay and Global Developmental Delay in Children Using DTI Tractography-Based Connectome // American Journal of Neuroradiology. June 2016. № 37 (6). P. 1170–1177. DOI: 10.3174/ajnr.A4662

28. Ullrich D., Ullrich K., Marten M. Longitudinal assessment of early childhood education with integrated speech therapy for children with significant speech disorders in Germany // The International Journal of Language & Communication Disorders. 2014. Сентябрь – октябрь. № 49 (5). P. 558–566. DOI:10.1111/1460–6984.12092

29. Botting N., Gaynor M., Tucker K., Orchard-Lisle G. The importance of natural change in planning school-based intervention for children with Developmental Language Impairment (DLI) // Child Language Teaching and Therapy. 2016. № 32 (2). С. 159–177. DOI: 10.1177/0265659015595444

30. Stagnitti K., Bailey A., Hudspeth Stevenson E., Reynolds E., Kidd E. An investigation into the effect of play-based instruction on the development of play skills and oral language // Journal of Early Childhood Research. 2016. № 14 (4). 389–406. DOI: 10.1177/1476718X15579741

31. Иванова Н. Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи. // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2012. № 1. С. 260–270. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17758732& (дата обращения: 20.10.2018).

32. Коростелева Е. Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1 (4). С. 92–97.

33. Левшина Н. И., Градусова Л. В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–9. С. 1988–1992.

34. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет. Москва, Мозаика-Синтез, 2010. 90 с.

35. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Электрон. ресурс] / под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. Москва: Педагогика, 1986. 224 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.HTM

36. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56).

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи; нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять по числам, падежам, родам и т.д. (развитие грамматического стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по мнению Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

На процесс становления связной речи влияет ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению Выготского Л.С., является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Для достижения эффективных результатов по развитию связной речи применяется метод мнемотехники. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Данный метод помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память и внимание, воображение, связную речь, диалогическую речь.

Суть мнемотехники такова: главное содержание памяти дошкольника составляют представления – конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребенок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Для того чтобы избежать отрывочности представлений, формирующихся у дошкольника, следует организовать его активную деятельность, специально включая материал для запоминания. На протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными.

На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения, а отдельные признаки, свойства, качества складываются в целостный образ. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Исследованиями психологов установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если необходимо развивать у ребенка богатое воображение, способность к замещениям и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ, отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Такими заместителями в мнемотехнике выступают мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Л. А.Венгер писал: «Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах».

Таким образом, мнемотехника – технология, которая облегчает запоминание, увеличивает объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития.

 Мнемотехника используется по принципу «от простого к сложному». Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, наглядный материал усваивается лучше. Картинка для ребенка – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель.

Вначале дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемоквадраты должны быть в цветном изображении, так как в памяти у младших дошкольников быстрее остаются отдельные образы. Впоследствии, для детей старшего возраста применяются схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, устанавливаются условные обозначения, вводятся элементы схем и символов, обозначающих цвет, форму, величину, действие.

Начинать нужно с одного слова, ребенок повторяет слова в том порядке, который задан. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами и есть объем его слуховой кратковременной памяти.

Если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, ему дается бумага и цветные карандаши. К каждому слову предлагается сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.

В результате такой работы с мнемоквадратами дети учатся перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.

В зависимости от эффективности указанных упражнений, можно понять – задержаться на них или идти дальше. Можно экспериментировать вместе с ребенком. При этом нельзя забывать, что независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно.

Затем задание усложняется, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения Работа с мнемодорожками стимулирует развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Следующая усложненная структура – мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляет педагог, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Мнемотаблицы-схемы используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Важно приучить детей к последовательности работы с мнемотаблицами:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3. После перекодирования осуществляется рассказ по заданной теме, пересказ сказки или чтение стихотворения с опорой на символы.

Результатом работы с мнемотаблицами является умение детей выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа, фиксировать полученный результат в доступной схематичной форме, легко воспроизводить текстовую информацию, описывать предложенный сюжет, использовать в речи выразительные средства и конструкции, логично выстраивать предложения.

Как помочь ребенку развить связную речь? — Клиника ИПМ для детей в Красноярске

Как помочь ребенку развить связную речь?

 

    Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

Методы развития связной речи.

    На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

— пересказ;

— рассказ по сюжетной картине;

— рассказ-описание сюжетной картины;

— сравнительное описание предметов;

— творческий рассказ.

    Развитие речи у детей дошкольного возраста сложная, но очень нужная работа. Попросите во время прогулки со своим ребенком рассказать Вам о том, что он видит вокруг себя, как у него прошел день, что интересного сегодня он делал в детском саду.

    Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.

Альбомы.

-Создайте фотоальбомы о жизни ребенка. Это может быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т.п.

— Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после этого.

— Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.

Рассказы ребенка.

— Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где бывал, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.

 

Пересказы.

— Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.

— Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.

   Развитие связной речи дошкольника является первоочередной задачей при подготовке Вашего ребенка к школе, ведь от этого зависит уровень успешности маленького ученика в будущем. Поэтому крайне важно уделять этому особое внимание.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Прохорова Ирина Александровна,

учитель-логопед 1 категории

ГБДОУ комбинированного вида

детского сада72 Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Остановим свое внимание на методике развития связной речи.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана сначала с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  1. Собственно речевые умения.

  2. Умения речевого этикета.

  3. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

  4. Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.

  5. Невербальные (неречевые) умения.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь т содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

        1. Описание – это характеристика предмета в статике.

        2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.

        3. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.

        4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

  1. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать своей речью.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

К.Д. Ушинский.

Глухов В.П. / Кафедра логопедии МПГУ

Глухов В.П. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДИЗОНТОГЕНЕЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ //  ИТОГОВЫЙ СБОРНИК II ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ДЕФЕКТОЛОГОВ МАТЕРИАЛЫ II ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ДЕФЕКТОЛОГОВ. 2017. С. 160-166.  Посмотреть на elibrary.ru     

Глухов В.П. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //  Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.А. Денисова, Л.А. Пепик. 2014. С. 181-187.          Посмотреть на elibrary.ru       Скачать

Глухов В.П. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОНТОГЕНЕЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //  Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. 2014. С. 86-93.  Посмотреть на elibrary.ru       Скачать

Глухов В.П. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Среднее профессиональное образование. 2014. № 10. С. 19-24. Посмотреть на elibrary.ru       Скачать

Глухов В.П. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Среднее профессиональное образование. 2014. № 4. С. 38-41.      Посмотреть на elibrary.ru       Скачать

Глухов В.П. ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Российский научный журнал. 2014. № 1 (39). С. 130-136. 
Посмотреть на elibrary.ru       

Глухов В.П. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 184-189. Посмотреть на elibrary.ru   

Глухов В.П. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 2 (55). С. 90-93. Посмотреть на elibrary.ru       Скачать

Глухов В.П. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56). С. 160-163. Посмотреть на elibrary.ru       Скачать

Глухов В.П. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // European Social Science Journal. 2014. № 2-2 (41). С. 164-170. Посмотреть на elibrary.ru     

Глухов В.П. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // European Social Science Journal. 2014. № 3-1 (42). С. 162-170. Посмотреть на elibrary.ru     

Глухов В.П. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 1. С. 89-97. Посмотреть на elibrary.ru       Скачать

Глухов В.П., Горбачева А.В. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //  Логопед в детском саду. 2012. № 3. С. 32. Посмотреть на elibrary.ru      

Глухов В.П. ИЗ ОПЫТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Дефектология. 2009. № 4. С. 68.                         Посмотреть на elibrary.ru

Глухов В.П., Смирнова М.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Логопедия. 2006. № 3. С. 13. Посмотреть на elibrary.ru

Глухов В.П., Смирнова М.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Логопедия. 2005. № 3. Посмотреть на elibrary.ru

 Глухов В.П., Смирнова М.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Логопедия. 2005. № 3. С. 37. Посмотреть на elibrary.ru

 Глухов В.П. ИЗ ОПЫТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ // Дефектология. 1994. № 2. С. 56. Посмотреть на elibrary.ru

Глухов В.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Дефектология. 1993. № 4. С. 37.       Посмотреть на elibrary.ru

 Глухов В.П. О ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР // Дефектология. 1990. № 6. С. 63. Посмотреть на elibrary.ru

Глухов В.П. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ // Дефектология. 1989. № 1. С. 69. Посмотреть на elibrary.ru

 Глухов В.П. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Дефектология. 1986. № 6. С. 31.                         Посмотреть на elibrary.ru

Глухов В.П. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ // Дефектология. 1986. № 6. С. 73. Посмотреть на elibrary.ru

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

У детей с нарушением речи затруднено формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и памяти. Если не заниматься с таким ребенком, не работать с ним над развитием памяти, то в школе его может ожидать множество проблем с учебой. Ведь как минимум 50% успешности ребенка зависят от хорошей памяти.
Мнемотехника — один из самых действенных инструментов, позволяющих тренировать память. Это своеобразный прием наглядного моделирования, который я использую в работе. Такой способ приносит отличные результаты на занятиях по развитию связной речи и автоматизации звуков. Для того, чтобы достигнуть необходимого эффекта, обучение мнемотехнике должно быть поэтапным.
Первый этап. Для того составления словосочетаний и простых предложений используется мнемоквадрат — отдельный, схематичный рисунок, который изображает один предмет, действие или словосочетание.

Второй этап. Разучивание скороговорок, чистоговорок, описание времен года, пересказ небольших историй. Все происходит с помощью мнемодорожки — коллажа, состоящего из 3-4 изображений.

Третий этап. Использование мнемотаблицы — схемы, состоящей из нескольких квадратов, в которых заложена определенная информация. Применяется для пересказа сказки, составления рассказа по сюжетной картинке или серии картинок. В каждом из квадратов таблицы находится рисунок, либо схематичное изображение основных пунктов сюжета, то есть весь необходимый текст зарисовывается простыми схематичными рисунками и глядя на них, ребенок легко запоминает информацию.

Применение мнемотехники — это широкое поле возможностей для ребенка. Во-первых, происходит развитие памяти, так как процесс запоминания речевого материала становится гораздо легче. Во-вторых, мнемотехника способствует развитию речи, формируя навык составления длинных описательных предложений, рассказов, пересказа прочитанного текста. В-третьих, у ребенка стимулируется развитие внимания, ведь схемы и таблицы требуют сосредоточенности и концентрации для полного понимания тех или иных действий, последовательности событий.

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

 

РАЗВИТИЕ СОГЛАСОВАННОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овладение языком как средством общения является основным условием развития связной речи дошкольника. Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Устная речь включает в себя множество возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не относящихся к делу предложений, но представляющей связное высказывание: рассказ, объявление, описание. Умение создавать различные типы текстов — одно из требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами дошкольного образования к уровню речевого развития дошкольников, поскольку взаимодействие языка и мышления происходит именно на уровне текста, то есть собственно устной речи. блок связи.Авторами проанализирована проблема речевого развития детей дошкольного возраста и, в частности, развития связной описательной постановки у детей раннего дошкольного возраста. Авторы раскрыли содержание понятий «текст», «описание», «связное изложение» и «связная описательная речь» с позиций лингвистического и психологического подходов, указали на функциональные и онтологические особенности текста, определяющие его как результат речево-творческого процесса, а также словесные, синтаксические и смысловые параметры текста с точки зрения объекта и субъекта устного общения.В статье представлена ​​характеристика описания как одной из форм связного монолога и проанализированы существующие в литературе подходы к выработке связного описательного изложения у дошкольников разных возрастных групп. Авторы уточнили содержание работы с детьми при обучении их описанию на основе лингвистических характеристик описательного текста, выделив подготовительный, основной и заключительный этапы работы, а также предложили методику обучения описанию детей младшего дошкольного возраста и методы работы с ними. каждый этап.

РАЗВИТИЕ СОГЛАСОВАННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Хмелкова Е.В. Вятский государственный университет
  • Башмакова С.Б. Вятский государственный университет
  • Луковенко Т.Г. Тихоокеанский национальный университет
  • Ю.Ю. Добромил Тихоокеанский национальный университет
  • Федотова А.Е. Чувашский государственный педагогический университет

Абстрактные

На современном этапе развития дефектологической науки и практики проблема коррекции речи детей с ограниченными возможностями, в частности дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), имеет большое научное и практическое значение.Преодоление речевых нарушений и возможность выбора образовательного маршрута определяют необходимость организации и определения содержания адресной комплексной логопедической помощи. В статье научно обоснована возможность использования познавательной исследовательской деятельности для повышения показателей речевого развития детей с ОВЗ. Экспериментально доказана эффективность программы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в познавательной исследовательской деятельности.Наглядно показано, что включение дошкольников с общим недоразвитием в учебно-исследовательскую деятельность способствует формированию и развитию навыков составления связных высказываний: фраз и предложений рассказа о демонстрируемых действиях, описания рассказа, рассказа на основе личного опыта. .

использованная литература

Воробьева, В.К. Методика развития связной речи детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие / В.К.К. Воробьева. — М .: АСТ: Астрель, 2006. — 158 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский // Психологические исследования: Москва. штат. псих. Пед. Электронная библиотека — 2009. — Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/VMr-1934/VMR-001.HTM#$pI (дата обращения: 18.12.2017).
Гаврилова, О.Я. Исследовательская деятельность дошкольников. Методические разработки по развитию исследовательских способностей дошкольников / О.Я. Гаврилова, Н. М. Комарова; изд.Обухов А.С. — М .: НКЦ, 2017. — 48 с.
Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — М .: АРКТИ, 2006. — 144 с.
Дыбина, О. В. Развитие лидерского потенциала в познавательной исследовательской деятельности старших дошкольников / О. В. Дыбина // Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения. — 2015. — №44. — С. 196-203.
Жукова, Н.С. Преодоление общей недоразвитости речи детей: Книга для логопеда / Н.С.С. Жукова, Е. М. Мастукова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2011 г. — 320 с.
Леушина, А. М. Развитие связной речи дошкольников // Читатель по теории и методике речевого развития дошкольников / А. М. Леушина. — М .: Академия, 2009. — С. 358-369.
Нищева Н.Б. Учебно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Эксперименты, эксперименты, игры / Н. Б. Нищева. — СПб: Издательство Детство-пресс.- 240 с.
Обухов А.С. Научная позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? [Текст] / А. С. Обухов // Научно-исследовательская работа школьников. — 2003. — №4. — С. 18-24.
Основы логопедической работы с детьми: учебник / под ред. Г. В. Чиркина. — М .: Аркти, 2011. — 240 с.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — Repr. изд. — М .: Альянс, 2013. — 367 с.
От рождения до школы. Образовательная программа дошкольного образования / под ред.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. — М .: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.
Поддяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития научно-исследовательской деятельности / А. Н. Поддяков // Научно-исследовательская работа школьников. — 2005. — №4. — С. 43-47.
Поддяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие дошкольников: концептуальный аспект / Н. Н. Поддяков. — Волгоград: Перемена, 1995. — 116 с.
Рубинштейн, С. Л. К психологии речи. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М .: Просвещение, 1973. — 498 с.
Савенков, А. И. Эффективная организация научно-исследовательской подготовки / А. И. Савенков // Народное образование. — 2011. — №6. — С. 173-181.
Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи дошкольников 4-6 лет / Т.А. Ткаченко — СПб .: Ювентус, 2007. — 168 с.
Ушакова, О. С. Методы речевого развития дошкольников / О. С. Ушакова. — М .: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2010. — 288 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].- http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи дошкольников: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М .: Ирис-Пресс, 2008. — 224 с.
Шаховская, С. Н. Развитие словарного запаса в системе работы при общем недоразвитии речи // Современная психолингвистика и логопедия / С. Н. Шаховская / под ред. Л. Б. Халиловой, М., 1997. — 214 с.

Развитие речи у детей | Беременность, рождение и ребенок

начало содержания

2-минутное чтение

Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи.Однако дети, как правило, следуют естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития.

Как со временем развивается речь?

Младенцы должны выучить звучание языка, прежде чем научиться говорить.

Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть несколько общих закономерностей:

  • В возрасте от 1 до 3 месяцев младенцы плачут и ворчат.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев младенцы вздыхают, хрюкают, булькают, визжат, смеются и издают разные плачущие звуки.
  • В возрасте от 6 до 9 месяцев младенцы лепечут по слогам и начинают имитировать тоны и звуки речи.
  • К 12 месяцам у ребенка обычно появляются первые слова, а к 18 месяцам — 2 годам дети используют около 50 слов и начинают складывать два слова в короткие предложения.
  • С 2-3 лет приговоры расширяются до 4 и 5 слов. Дети могут узнавать и идентифицировать почти все обычные предметы и изображения, а также использовать местоимения (я, я, он, она) и некоторые формы множественного числа.Незнакомцы понимают большинство слов.
  • С 3-5 лет разговоры становятся длиннее, абстрактнее и сложнее.
  • К 5 годам ребенок обычно имеет словарный запас на 2500 слов и говорит полными грамматически правильными предложениями. Они задают много вопросов «почему?», «Что?» И «кто?».

Как родители могут помочь в развитии речи?

Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:

  • Корчить рожи, кричать и рассказывать о своих делах со дня их рождения.
  • Интерактивные игры, такие как прятки и пение детских песен.
  • Глядя на книги с раннего возраста — вам не нужно читать слова, просто говорите о том, что вы видите.
  • Говорите медленно и четко и используйте короткие простые предложения — если ваш ребенок уже говорит, попробуйте использовать предложения, которые на слово или около того длиннее, чем предложения, которые он сам использует.
  • Избегать тестов, например вопросов «Что это?», Поскольку дети лучше учатся без давления.
  • Не критикуйте неправильные слова и вместо этого говорите слово правильно — например, если ваш ребенок указывает на кошку и говорит «Са!», Скажите: «Да, это кошка».
  • Позвольте ребенку вести беседу и помогать ему расширять свои мысли.
  • Предоставьте вашему ребенку множество возможностей поговорить и у него будет достаточно времени, чтобы ответить на ваши вопросы.
  • Снижение фонового шума, например, телевизора, и ограничение просмотра телепередач под присмотром детей старшего возраста.

Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:

  • К 12 месяцам ваш ребенок не пытается общаться с вами (используя звуки, жесты и / или слова), особенно когда ему нужна помощь или что-то желает
  • К 2 годам ваш ребенок не произносит около 50 слов или не начинает сочетать слова.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.

Последнее обновление: февраль 2019 г.

Развитие связной речи дошкольников с нарушениями речи в процессе познавательной развивающей деятельности

Дыбина О.В. (2015). Развитие лидерского потенциала в познавательной исследовательской деятельности старших дошкольников / О.В. Дыбина // Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения. — 2015. — N44. — С. 196-203.

Филичева, Т. Б. (2008). Устранение общего недоразвития речи дошкольников: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М .: Ирис-Пресс, 2008. — 224 с.

Гаврилова О.Я. (2017). Исследовательская деятельность дошкольников. Методические разработки по развитию исследовательских способностей дошкольников / О.Я. Гаврилова, Н. М. Комарова; изд. Обухов А.С. — М .: НКЦ, 2017. — 48 с.

Глухов, В. П. (2006). Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — М .: АРКТИ, 2006. — 144 с.

Леушина А. М. (2009). Развитие связной речи дошкольников // Читатель по теории и методике речевого развития дошкольников / А.М. Леушина. — М .: Академия, 2009. — С. 358-369.

Обухов, А. С. (2003). Научная позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? [Текст] / А. С. Обухов // Научно-исследовательская работа школьников. — 2003. — N4. — С. 18-24.

Поддяков А. Н. (2005). Методологические основы изучения и развития научно-исследовательской деятельности / Поддяков А.Н. // Научно-исследовательская работа школьников. — 2005. — N4. — С. 43-47.

Поддяков Н. Н. (1995). Творчество и саморазвитие дошкольников: Концептуальный аспект / Н.Н. Поддяков. — Волгоград: Перемена, 1995. — 116 с.

Рубинштейн, С. Л. (1973). К психологии речи. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М .: Просвещение, 1973. — 498 с.

Савенков А.И. (2011). Эффективная организация исследовательской подготовки / А. И. Савенков // Народное образование. — 2011. — N6. — С. 173-181.

Шаховская, С. Н. (1997). Развитие словарного запаса в системе работы с общим недоразвитием речи // Современная психолингвистика и логопедия / С.Н. Шаховская / под ред. Л. Б. Халиловой, М., 1997. — 214 с.

Ткаченко Т.А. (2007). Формирование и развитие связной речи дошкольников 4-6 лет / Ткаченко Т.А. — СПб .: Ювентус, 2007. — 168 с.

Ушакова О.С. (2010). Методы речевого развития дошкольников / О. С. Ушакова. — М .: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2010. — 288 с.

Воробьева В. К. (2006). Методика развития связной речи детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие / В.К. Воробьева. — М .: АСТ: Астрель, 2006. — 158 с.

Выготский, Л. С. (2009). Мышление и речь [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский // Психологические исследования: Москва. штат. псих. Пед. Электронная библиотека — 2009. — Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/VMr-1934/VMR-001.HTM#$pI (дата обращения: 18.12.2017).

Жукова, Н. С. (2011). Преодоление общей недоразвитости речи детей: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастукова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2011–320 с.

Веха в развитии: говорение (от 3 до 4 лет)

Говоря: чего ожидать, когда

К 3 годам у вашего ребенка, вероятно, будут слова почти для всего. К 4 годам он будет говорить предложениями, состоящими из пяти или более слов, хотя его словарный запас будет сильно различаться. Он также сможет отвечать на простые вопросы и имитировать взрослые звуки достаточно хорошо, чтобы большинство незнакомцев могли его понять.

Речь дошкольника обычно плавная, и он может легко говорить, не повторяя слова, хотя он все еще может неправильно произносить некоторые из них.В этом возрасте он должен уметь понимать директиву, состоящую из двух или трех частей, например: «Возьми бумагу, сложи ее пополам, а затем принеси мне».

Что вы услышите

Кажется, ваш ребенок говорит без перерыва? Этот болтливый этап имеет решающее значение для изучения новых слов и привыкания к их использованию. Хорошее владение языком позволяет ребенку выражать чувства, потребности и желания. И по мере того, как его речь становится более сложной и он понимает больше слов, у него будет больше инструментов для размышлений, рассказывания историй и общения с другими.

Что слушать

Произношение: В возрасте 3 лет ваш ребенок может все еще бороться с некоторыми согласными звуками, например, использовать звук w для r и говорить «wabbit» вместо «кролик». Создание звука d вместо звука th — еще одно распространенное неправильное произношение (говоря «dis», «dat» и «den» вместо «this», «that» и «then»).

Не волнуйтесь — некоторые согласные звуки сложно произнести дошкольником.Например, воспроизведение звука t вместо звука k (например, произнесение «татэ» вместо «пирога») — это обычная замена, и не о чем беспокоиться, если только она не дойдет до возраста 5 лет. Согласные звуки, такие как k и g трудны для дошкольников, потому что они производятся в задней части рта, поэтому ваш ребенок фактически не может видеть, как издавать звук.

Lisping: Ваш ребенок также может шепелявить или произносить звук s как th .Таким образом, предложение «Моей сестре семь» получается как «Моя четверть четверти». Если у вашего ребенка такие звуки, скорее всего, вам не о чем беспокоиться. Многие дети шепелявят, и большинство из них вырастают без вмешательства к 7 годам.

Flow: Для детей в возрасте от 3 лет совершенно нормально говорить прерывистым, напряженным языком. Но где-то между 3 и 4 годами мысли вашего ребенка должны начать превращаться в более полные предложения с гораздо меньшими усилиями, чем ему требовалось, когда ему только исполнилось 3 года.В большинстве случаев вашему ребенку не следует останавливаться и думать о том, что сказать или как это сказать. Она должна уметь рассказывать вам простые истории.

Заикание: Хотя заикание часто беспокоит родителей, в этом возрасте это нормальный этап развития, который проходят многие дети. Ваш ребенок переживает большой скачок в своих языковых навыках, поэтому вполне естественно, что у него могут возникнуть трудности с плавным составлением предложений. Ее быстро развивающийся мозг пытается подобрать нужные слова в правильном порядке.При этом она может повторять все слово или первый слог (а не только первый звук) — это то, о чем думает большинство людей, когда они думают о заикании.

Некоторые эксперты предполагают, что дети могут регрессировать, прежде чем освоить новый навык, чтобы дать своему мозгу отдохнуть, прежде чем совершить большой скачок вперед. Вы можете заметить, что ваш ребенок заикается сильнее, когда он устал, взволнован или расстроен. Большинство детей перерастают это без вмешательства к 5 годам, но если вы заметите, что ситуация ухудшается, поговорите с врачом вашего ребенка раньше, чем позже.

Что вы можете сделать

Чтение для вашего ребенка — отличный способ улучшить его языковые навыки. Книги помогают ребенку добавлять слова в свой словарный запас, понимать грамматику и связывать значения с картинками, — говорит Десмонд Келли, педиатр по вопросам развития и поведения, который работает с детьми, испытывающими трудности с обучением и речью, в Институте всех видов умов в Чапел-Хилл. , Северная Каролина.

Точно так же помогает просто поговорить с ребенком. Многие родители считают, что время приема пищи и отхода ко сну — отличная возможность прикоснуться к ним.Это могут быть единственные паузы в напряженном дне, когда у вас есть возможность пообщаться и по-настоящему послушать своих детей.

Когда ваш дошкольник не знает слова для обозначения чего-либо, он, вероятно, спросит: «Что это?» Это ваш сигнал, помогающий ему расширить свой словарный запас, даже вводя слова, которые он, возможно, не просил. Например, если он указывает на сад и говорит «красивые цветы», вы можете описать их ему: «Это розовые и белые розы так приятно пахнут».

Вы также можете помочь ему подобрать слова для описания предметов и идей, которые он не видит.Например, если он пытается рассказать вам о кошмаре с участием ведьмы, спросите его, злая или добрая ведьма. Затем попросите его описать, что она носит, что делает и умеет ли она ездить на метле. Эта словесная игра может служить двум целям: ваш ребенок может выразить свои чувства и страхи, а также пополнить свой словарный запас.

Ваш дошкольник может по-прежнему удивляться местоимениям, таким как «я», «я» и «мое». Хотя слова легко произносятся, подростку может быть трудно уловить стоящие за ними идеи.Так что не поддавайтесь желанию исправить речь ребенка, когда он неправильно использует местоимение.

Вместо этого смоделируйте правильное употребление этих сложных слов в своей речи. Например, скажите: «Мне нужна твоя помощь» вместо «Маме нужна твоя помощь».

На что обращать внимание на

Если ваш ребенок не разговаривает, говорит несколько слов и не кажется заинтересованным в общении или выражении своих чувств, обратитесь за помощью. Ребенок, который часто делает паузы, постоянно изо всех сил пытается выговорить слова или просто сдаётся и часто говорит «неважно», также дает вам понять, что что-то не так.

Другие вещи, на которые стоит обратить внимание, включают:

  • Двухлетний ребенок, который не использует двухсловные фразы и не копирует действия и слова
  • 3-летний ребенок, который не говорит предложениями, не понимает простых инструкций или имеет очень нечеткую речь
  • 4-летняя девочка, которая неправильно использует «я» и «ты», не может пересказать свою любимую историю, не говорит четко или не может следовать команде из трех частей
  • У дошкольника, которая пускает слюни, когда она неправильно произносит слова, может быть физический компонент ее речевых трудностей
  • Ребенок, у которого в анамнезе были инфекции уха и проблемы с произношением, может иметь некоторую потерю слуха.

Раннее вмешательство имеет решающее значение, когда у вашего ребенка проблемы с речью, слухом, языком или развитием, которые влияют на его способность к общению. В каждом из этих случаев поговорите с врачом вашего ребенка и с его учителем, если он находится в дошкольном учреждении.

Ее учитель может направить вас к программе раннего речевого и языкового вмешательства, которая обычно координируется через систему округа или государственной школы, чтобы обеспечить проверку свободы слова и языка. Или ее врач может направить вас к частному речевому патологу для обследования.

Что впереди

Дети в детском саду говорят плавными предложениями, и слова легко всплывают без видимых усилий. В этом возрасте ваш ребенок также должен уметь комфортно рассказывать вам о том, что произошло, описывать людей и четко задавать вопросы. Он будет сочинять истории, объяснять, что вы делаете с обычными предметами, и подробно рассказывать о событиях, произошедших в прошлом. В школе он начнет разбираться в тонкостях грамматики, пунктуации и употребления слов.

Хронология разговоров вашего ребенка | Бэбицентр

От первого воркования до игры за игрой дня в школе языковые навыки детей обычно развиваются упорядоченно.Вот представление о том, чего ожидать, но для ребенка это совершенно нормально, когда он достигает этих рубежей немного раньше или позже.

Детские

От рождения до 3 месяцев

Издает тихие воркующие звуки, когда ему нравится. Обычно это одинарная гласная, например аххх .

От 2 до 3 месяцев

Плачет по-разному в разных ситуациях. По мере того, как вы узнаете своего ребенка, вы сможете отличить голодный крик от крика, который он издает, например, когда он устал.

От 3 до 4 месяцев

Вокализирует в основном гласные, но воркование становится немного более сложным, с более разнообразными звуками. Начинает лепетать, издавая звуки типа «мух-мух» или «ба-ба»

от 5 до 6 месяцев

Отрабатывает интонацию, заставляя ее голос повышаться и понижаться, часто в ответ на детский лепет и ваш выражения лица.

Красный флаг: Если ваш ребенок перестает издавать звуки к шести месяцам, поговорите с врачом.

от 7 до 12 месяцев

Лепет с большим разнообразием, создавая новые звуковые комбинации и интонации. Пытается имитировать вашу речь фразами типа «бах-бах-бах» или «ди-ди-да». Делает вид, что разговаривает с вами, по очереди «разговаривает».

Красный флаг: Если ваш ребенок не издает одновременно согласные и гласные звуки к возрасту 7 месяцев, поговорите с его врачом.

Малыш

12 месяцев

Сказал свое первое слово.Достаточно хорошо знает одно или несколько слов, чтобы их использовать.

14 месяцев

Использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса, например «еще?») И делает жесты руками, чтобы дополнить свою речь.

Красный флаг: Если ваш ребенок не произносит ни слова до 15 месяцев, сообщите об этом своему врачу.

16 месяцев

Большую часть времени беседует с с , а не просто болтает ни с кем конкретно.Зовет вас привлечь ваше внимание («Мамочка!»), Кивает и качает головой, отвечая «да» и «нет». Издает много распространенных согласных звуков, например t, d, n, w и h .

18 месяцев

Имеет словарный запас от 10 до 20 слов, включая имена («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодно»). Использует распространенные фразы («хочу куклу»), чтобы делать запросы.

От 18 до 24 месяцев

Начинает складывать фразы из двух слов для более новых целей («Папа, вперед», «молочный беспорядок»).

Дошкольник

24 месяца

Знает от 50 до 100 слов. Использует короткие предложения из двух или трех слов и личные местоимения («Я падаю!», «Я иду в школу?»).

От 2 до 3 лет

Может вести простой разговор о чем-то в ближайшем окружении. Часто задает простые вопросы. Расширяет фразы от трех до шести слов и развивает словарный запас от 200 до 300 слов, включая множество глаголов.

Использует прошедшее время, добавляя звук «d» к глаголам («runned») и множественное число, добавляя звук «s» к существительным («mans»). Правильно употребляет местоимения (я, она, мы).

Красный флаг: Если ваш двух- или трехлетний ребенок всегда повторяет ваши вопросы, а не отвечает на них, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком социальной или языковой задержки. (Если она время от времени повторяет ваш вопрос в ответ, не о чем беспокоиться.)

От 3 до 4 лет

Любимые слова часто включают «почему», «что» и «кто».»В большинстве случаев может быть понят. Могу рассказать вам, что произошло, если бы вас не было в комнате.

Красный флаг: Ваш ребенок может звучать так, как будто он заикается, если он запутается в словах в своем волнении от общения. . Это совершенно нормально. Если это продолжается более шести месяцев, или если он напрягает челюсть или гримасничает, пытаясь выговорить слова, попросите врача вашего ребенка направить его к логопеду.

Большой ребенок

От 4 до 5 лет

Легко общается и может пересказать простую историю с началом, серединой и концом, глядя на картинки.Может использовать от четырех до пяти предложений для описания картинки с большей частью грамматических элементов. В предложении используется более одного слова действия.

Произносит большинство звуков правильно, но при этом могут возникать проблемы с th, r, s, l, v, ch, sh и z. Использует множество описательных слов, в том числе связанных со временем слов, таких как «вчера».

От 6 до 7 лет

Может описывать, как два предмета одинаковы или разные, пересказывать историю или событие без помощи картинок и пересказывать прошлые разговоры и события.Использует неправильные существительные множественного числа («мужчины», «зубы»).

8 лет

Освоил все звуки речи, а также скорость, высоту и громкость речи. Правильно использует сложные и составные предложения, умеет поддерживать беседу со взрослым.

Подробнее:

Этап развития: Говорящий

Как ваш ребенок вас понимает

Подпись: Как общаться, прежде чем ваш ребенок научится говорить

Начинают ли дети в двуязычных семьях говорить позже?

Назад к хронологии »

Развитие связной речи у дошкольников

По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики, а иногда упускают такую ​​важную деталь, как развитие связной речи.Часто родители исходят из того, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно выражать свои мысли. Но это не так, ребенку необходимо помочь установить логические связи в собственной речи. Для этого есть множество упражнений, о которых мы поговорим в этой статье.

Что такое связная речь?

Связная речь — это способность ребенка выражать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на ненужные детали. Основные типы связной речи — монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения односложны, наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно быстро и точно сформулировать свои вопросы и ответить на вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенок должен говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточены, не отвлекаясь на детали.

Формирование связной речи у дошкольников

Методика развития связной речи включает не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнение его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

  • сказок;
  • дидактических игр;
  • Театральные игры.

На уроках с ребенком вы можете использовать наиболее подходящие для его возраста и интересов средства или комбинировать их.

Игры на развитие связной речи

«Подскажите, какую?»

Ребенку показывают предмет или игрушку, и он должен их описать. Например:

  • мяч — большой, резиновый красный, светлый;
  • огурец — длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и не может самостоятельно описать предмет, ему необходимо помочь. Впервые родители могут самостоятельно описать предмет.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые знаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует положить несколько игрушек животных и описать их.

  1. Лисица — животное, живущее в лесу. У лисы рыжие волосы и длинный хвост.Она ест других мелких животных.
  2. Заяц — маленькое животное, которое прыгает. Ему нравится морковь. У зайца длинные уши и очень маленький хвост.

«Угадай, кто?»

Мама, пряча за собой игрушку или предмет, описывает своего ребенка. По описанию ребенок должен угадать, о чем именно идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машинок. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

  • Медведь громко рычит, а у мыши тонкий голос;
  • у кукол светло-рыжие волосы, у Маши — светлые;
  • у грузовика большие колеса, а у легковых машин маленькие.

Упражнения для автоматизации звуков в связной речи

Если ребенок по-прежнему плохо произносит отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно также заняться автоматизацией звуков.

В этом цикле упражнений, как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>