МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Темпераменты и их характеристика детей: Темперамент ребенка. Как понять и как общаться?

Темперамент ребенка. Как понять и как общаться?

 

Темперамент – основа поведения

 

Присмотревшись внимательнее к своему ребенку, Вы заметите, что он отличается от других детей. Часто родители сравнивают своего малыша с его сверстниками и переживают, что он еще не умеет так хорошо говорить, как соседский Петя; плачет чаще, чем старшая сестричка; у него много страхов или, наоборот, ничего не боится; часто просто неуправляем, не то, что спокойная девочка, живущая напротив. Сравнивая детей, родители забывают, что каждый малыш уже с рождения индивидуален.

Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от ТЕМПЕРАМЕНТА. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве. 

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его.

Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама – холерик, малыш – флегматик), это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании, т.к мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т.д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у малыша комплекс неполноценности. 

В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип. 

Итак, четыре типа темперамента. 

Сангвиник

 

 

Ребенка-сангвиника отличает выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но малыш быстро утешается, не злопамятен.

Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ему интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Добрый, не жадный. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать своего малыша то, что он не захочет сам. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Малыш склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться; находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Обычно быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
Печалится редко, легко поднять ему настроение. Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве). 

 

Холерик

 

 

Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет (достать Вашу любимую вазу с полки или простроить башню из кубиков) При этом проявит удивительную изобретательность. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, которая очень развита. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; выразительная мимика. Основное настроение—жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; может быть несдержан. Легко приходит в ярость, но быстро успокаивается, не злопамятен.

В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам воспитателей в детском саду: малыш неусидчив, много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Со сверстниками часто ссорится, даже дерется, доказывая свою правоту силой, а не разумными доводами. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. Спит мало, просыпается рано; в еде неразборчив, ест «на лету», «кусочничает». При воспитании маленького холерика от Вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Дома должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Такому ребенку необходимо большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. Полезны занятия спортом, подвижный образ жизни. Учите ребенка проигрывать, думать над своими поступками. Читайте книги и истории о героических поступках, где воля и спокойствие творят чудеса.
Ругать, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других!!! 

 

Меланхолик

 

 

Малыш-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. Например, несколько минут назад малыш увлеченно рисовал, и вот уже горько плачет. Из-за чего? Может, рисунок не получился или карандаш сломался. Малышу нетрудно найти повод для огорчения. Плачет часто, долго и горько. С трудом включается в игры других детей, пугается чужих, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого малыша часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности.

Засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать; утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, не любит спорт, соревновательные игры. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречается именно у меланхоликов. Во время адаптации к детскому саду часто наблюдается регресс в развитии (ребенок «скатывается» назад, забывает многие умения и навыки). Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей. При воспитании такого ребенка главное – такт и терпение. Он очень медленно учится, потому что боится нового, везде ему мерещатся трудности и опасности, при возникновении проблем сразу опускает руки. Вместо того, чтобы переживать, что малыш упадет с горки, Вам придется уговаривать его залезть туда. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Они не публичные люди, отказываются выступать на утренниках, отвечать у доски. Любое замечание, плохая оценка приводят ребенка в отчаяние.
Поэтому вам придется постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; приучайте к критике постепенно, ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите малыша за другие достижения или просто за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь. Помните, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для Вашего ребенка, от этого он может даже заболеть. У малыша в семье должен быть человек (мама, папа, бабушка или домашнее животное), которому он мог бы полностью довериться, постоянно получать от него тепло и внимание. 

 

Флегматик

 

 

Малыш-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить. Малыш двигается мало, может целый день просидеть в одиночестве, играя с любимой машинкой. Не стоит его беспокоить, он вряд ли согласится на предложение поболтать или поиграть в другую игру. У флегматика несколько любимых игрушек, он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается. Ест много, не привередлив. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, когда начинаете посещать детский сад или просите поздороваться с тетей на улице. Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых в семье правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Если Вы собираетесь идти гулять, заранее предупредите ребенка, будьте готовы к тому, что он станет медленно одеваться, торопить бесполезно, лучше выделите побольше времени. Вообще, ребенок-флегматик все делает медленно, в том числе и учится. Он не находчив, с трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое. В то же время он очень настойчив, энергичен, даже упрям, может долгое время работать не утомляясь.

Главное – не ограничивать ребенка во времени, не торопить. Флегматик тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с энергичностью холерика. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Хорошо развита долговременная память, т.е. долго помнит выученные стихи, песенки, новое учит долго и с трудом. Дети считают его скучным, но с удовольствием играют с флегматиком в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери) Родителям полезно развивать творческую фантазию (творите вместе, сочиняйте), приветствуются занятия вышиванием, музыкой, лепкой, рисованием. Не слишком рано отправляйте спать на ночь, не давайте пересыпать днем, пусть ребенок больше двигается, занимайтесь закаливанием. 

 

Дети с различными типами темперамента

Темперамент — врожденная особенность каждого человека.

Темперамент не влияет на умственные способности человека, но проявляется в моторике, физической активности, эмоциональности. Это более широкое понятие, чем характер.

Выделяют 4 типа темперамента детей: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Детям редко присущ конкретный вид темперамента. Обычно у ребенка в разной степени проявляются черты того или иного типа. И только один из них является доминантным или ведущим.

Определить, к какому психоэмоциональному типу относится ребенок, можно уже в дошкольном возрасте. Для этого необходимы наблюдательность и внимательность.

Каждый тип темперамента имеет свои особые характеристики. Детям различных типов темперамента подходят разные увлечения и спортивные секции.

Ребенок-холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента.

Малыш с таким типом нервной системы — шумный, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке.

Такому ребенку следует предложить занятия подвижными видами спорта, где он сможет реализовать свои лидерские качества. Для контроля над тормозными процессами рекомендуются общие со взрослыми занятия рисования и конструирования.


Ребенок-флегматик — сильный, уравновешенный и инертный тип темперамента.

Этот ребенок сдержан, старателен, вдумчив, но молчалив. Флегматик настроен миролюбиво, старается избегать конфликтных ситуаций и не нарушать привычный для него распорядок дня.

Ребенку с таким типом темперамента подойдет рисование, шахматы, музыка и другие занятия, где он сможет развить свои творческие способности. Флегматика могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.


Ребенок-меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип темперамента.

Меланхолик имеет низкую сопротивляемость усталости и тяжелым жизненным ситуациям, а также малую подвижность. Такой ребенок легко приобретает комплексы, из-за чего становится пассивным и апатичным. Придает большое значение всему, что его так или иначе касается, всюду видит трудности и повод для опасения.

Такой ребенок сложно включается в коллективные игры. Но, следует заметить, что отдельные занятия могут привести к тому, что малыш замкнется еще больше. Важно помочь ребенку преодолеть себя, чтобы и дальше развлекаться наравне со всеми.

Ребенок-сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип темперамента.

Сангвиник имеет высокую сопротивляемость к усталости и устойчивость к трудностям, легко учится, производительный в своей деятельности и быстро приспосабливается к окружающей среде. Такой ребенок веселый, общительный, компанейский — его эмоции всегда проявляются в поведении, он легко забывает пережитые неприятные моменты.

Таким детям необходимы подвижные игры, но в спорте они не будут стремиться к лучшему результату. Для них важен сам процесс обучения, поэтому в этом случае важно найти доброжелательного тренера.

Важно запомнить, что не бывает «хороших» или «плохих» темпераментов. И у сангвиников, и у флегматиков, меланхоликов или холериков есть свои положительные и отрицательные стороны.

Педагоги частной школы и частного сада «Коллегия мечты» в селе Мархалевка глубоко понимают психологию каждого ребенка, имеют искреннюю любовь и уважение к детям. Их тепло, положительная настроенность и приветливое поведение ощутимы, и они, безусловно, являются образцом для подражания наших малышей. Такой гибкий и индивидуальный подход к каждому ребенку создает уникальную учебную среду, аналога которой нет в Васильковском районе Киевской области.

О детском темпераменте

Дети с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением. Родители, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Почему мой постоянно кричит, а соседский ребенок такой спокойный?» При прочих равных условиях только что появившиеся на свет малыши, действительно, уже очень разные. И это закономерно – у каждого свой темперамент.

Темперамент – это врожденные свойства нервной системы, совокупность индивидуальных особенностей личности, которые заданы природой. Эти заданные природой свойства личности определяют, насколько активен ребенок, как он реагирует на окружающую жизнь, насколько быстро он способен переключаться на новый вид работы, насколько интенсивно будет проходить его деятельность. Важно знать, что темперамент изменить невозможно, но можно научиться контролировать.

Нет плохих и хороших темпераментов – в каждом типе есть много положительного. Существует четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Однако, нужно помнить, что так называемые «чистые» темпераменты встречаются редко. Чаще всего в ребенке сочетаются черты разных типов, и можно говорить только о преобладании каких – либо черт.

Родителям важно знать тип темперамента своего ребенка, прежде всего для того, чтобы избежать лишних конфликтов со своими детьми. Очень часто слышишь жалобы мам на то, что ребенок еле-еле одевается, и сколько его не подгоняй, ничего не меняется. Или, наоборот, ребенок настолько подвижный, что к вечеру от него «падает» все семейство.

Давайте рассмотрим «портреты» детей с разным темпераментом.

Ребенок – холерик.

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Он всегда знает, чего хочет. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Его поведение подобно урагану. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск и приключения.

Чего не любит ребенок – холерик? Когда ограничивают его активность, требуют от него аккуратного выполнения задания, когда на него кричат, дергают за руку, физически наказывают.

Рекомендации родителям. Не запрещайте ребенку быть активным. Не ругайте его за непоседливость и постарайтесь не просить его посидеть тихо или постоять смирно. Ребенку это просто не под силу! Лучше организуйте его жизнь так, чтобы его активность находила разумный выход. Например, играйте с малышом в живые, состязательные игры. Предложите ему спортивные упражнения, плавание, танцы, катание на велосипеде. Постарайтесь чаще выезжать с ним на природу — малышу необходимо большое жизненное пространство. Однако, не переусердствуйте. Как ни странно, ребенок-холерик нуждается в особо щадящем режиме. Если ваш малыш перевозбудится, то остановить его уже потом будет крайне сложно. В общем, все хорошо в меру!

Читайте ребенку книги о героических поступках и подвигах, когда терпение и воля помогли герою победить. Учите его договариваться со сверстниками, когда важно не только самому говорить, но и уметь выслушивать других детей.

Дети – холерики всегда стремятся быть первыми. Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным.

И, главное, наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам был бы рад научиться держать себя в руках, да не всегда получается. Помогите ему в этом!

Ребенок – сангвиник.

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный малыш. Это ребенок -«солнце» — обычно в хорошем настроении, любознателен, активен. Ребенка – сангвиника может сильно рассмешить или сильно огорчить какой – нибудь пустяк. Слезы у такого ребенка быстро появляются и так же быстро высыхают, потому что он слишком шустрый и всегда находит для себя интересное занятие. Легко сходится с людьми, быстро приспосабливается к новой обстановке, к детскому саду и к новым требованиям. Сангвиники — эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» — обычно отвечают: «Со всеми». Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Обратите внимание на то, что жизнерадостность сангвиника, его «легкое» общение, может ввести родителей в заблуждение. Они перестают контролировать малыша и не всегда присматриваются к его внутреннему миру. В дальнейшем привычный дружелюбный и веселый тон уже подросшего ребенка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей.

Рекомендации родителям. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в отличие от холериков, их интересует сам процесс. Поэтому, если вы решили отдать ребенка в какой–либо вид спорта, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Поскольку дети – сангвиники непостоянны и быстро устают от однообразия, постарайтесь сделать основной упор в занятиях на умение сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Если ребенок будет без конца менять свои занятия, привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера. С сангвиниками можно быть требовательными, вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Старайтесь не ругать ребенка за рассеянность, несобранность и неаккуратность. Эти качества формируются у сангвиников с большим трудом, чем у детей с другими темпераментами. Просто чаще хвалите малыша, если он аккуратно выполнил аппликацию или сложил за собой все игрушки.

Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что его поведение может обидеть или обрадовать окружающих. Последите за поведением малыша, иногда он может быть прилипчивым или навязчивым в общении.

Ваш ребенок – сангвиник, простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Ребенок – флегматик.

Маленький флегматик во всем любит порядок. Он тщательно складывает одежду и игрушки, пьет только из своей чашки и ест только своей ложкой, в коллективе сверстников играет только со своей игрушкой, не разрешает никому трогать свой горшок.

Ребенок – флегматик – медлительный молчун. Его трудно рассмешить или опечалить. Даже во время ссор такой ребенок остается спокойным. Он с трудом переключает свое внимание и долго привыкает к незнакомой обстановке. Его речь медленна, с паузами. Он не очень любит учить что-то новое, с удовольствием вспоминая известные стихи и песенки.

Малыш – флегматик мало фантазирует, играет спокойно, любит всего несколько игрушек. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Чего не любит ребенок – флегматик? Когда родители пытаются ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Когда его называют лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами.

Рекомендации родителям. Самое главное правило: не спешить, не торопить, не подгонять ребенка. Требования должны соответствовать индивидуальному темпу малыша.

Старайтесь развивать его воображение, фантазию, занимаясь музыкой, лепкой, рисованием, аппликацией. Играйте вместе с ребенком в игры, которые предполагают смену скорости движений. Например, ходьба – бег – медленная ходьба; хлопать в ладоши со сменой ритма. Старайтесь больше вовлекать ребенка в подвижные игры, ходите с ним в походы. Давайте ему поручения, например, отнести соседям ключ, дать продавцу деньги, спросить, как зовут незнакомого ребенка.

Медлительному ребенку надо создавать такие условия, чтобы вялость и малоподвижность не превратилась в леность. Хвалите ребенка за проявление быстроты реакции, за расторопность и находчивость. И, главное – важно помнить, что если вы постоянно раздражаетесь и наказываете малыша за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Ребенок – меланхолик.

Ребенок — меланхолик не только тихий, он еще и добрый, мягкий, доверчивый и открытый. Он очень чувствителен, обидчив, насторожен ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Таким малышам бывает хорошо только с теми, кого они любят и с кем чувствуют себя уютно и надежно. Поэтому, у ребенка-меланхолика в семье должен быть кто-то кому он доверяет полностью. И не только доверие нужно ребенку, а еще и ласка, тепло и внимание. К чужим людям ребенок – тихоня относится настороженно, может испугаться незнакомого взрослого или сверстника, не захотеть с ними разговаривать или играть.

Говорят такие дети негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных сверстников. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики — несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Дети — меланхолики ведут себя, как «маленькие взрослые» — очень рассудительны, любят находить всему объяснение, любят уединение. Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Обратите внимание на то, что за тихим видом замкнутого ребенка — меланхолика успокоенные родители часто не замечают его переживаний и проблем.

Рекомендации родителям. С маленькими тихонями не стоит играть в игры-соревнования на скорость, ловкость и быстроту. Лучше заниматься с малышом рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Однако, можно осваивать езду на велосипеде, игру в мяч или скакалку.

Поскольку такие дети очень внушаемы, не подчеркивайте их недостатки. Старайтесь поддерживать в нем уверенность в собственных силах, например, сам вошел в темную комнату. У меланхолика необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Помогайте малышу одерживать маленькие победы над своей застенчивостью: познакомился на площадке со сверстником, взял из рук продавца покупку. Предоставьте ребенку самостоятельность, не спешите все решать и делать за него.

После чтения сказки или просмотра мультфильма старайтесь поговорить с малышом о его чувствах, когда ему было грустно, а когда радостно. Какой герой ему больше понравился и почему. Какой герой не понравился и почему.

Круг знакомств ребенка следует расширять не спеша. Пусть сначала он будет играть с одним сверстником. И только после того, как малыш освоится, можно приглашать для игры других детей. Поскольку дети – меланхолики очень долго привыкают к детскому саду, необходимо приучать ребенка к общеобразовательному учреждению постепенно, поначалу оставляя его на очень короткое время. Лучше поговорить заранее с воспитателем об особенностях вашего малыша и попросить проявить чуткость и внимание. Это необходимо для того, чтобы ребенок быстрее мог почувствовать доверие и быстрее смог адаптироваться в новых условиях. Если меланхолик почувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Итак, вы познакомились с «портретами» детей разного темперамента. Еще раз хочу напомнить, что темперамент в «чистом» виде встречается редко.

Попробуйте определить, к какому типу ближе всего относится ваш ребенок, и понять, что в его характере поможет ему добиться успеха, а что — может мешать. Почему он ведет себя иногда не так, как вы ожидаете и предполагаете. Какие черты у вас совпадают, в чем вы солидарны, и что мешает вам понять друг друга. Постарайтесь дать ему возможность сохранить свою индивидуальность. Помогите своему ребенку почувствовать, что его «непохожесть» — преимущество, и научите пользоваться этим преимуществом.

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

Если вам трудно разобраться, что именно определяет негативное, с вашей точки зрения, поведение вашего малыша, обратитесь за помощью к детскому психологу. Он поможет вам найти правильное решение и даст профессиональные рекомендации, как найти ключик к пониманию именно вашего ребенка.

Записать ребенка на прием к автору статьи вы можете по телефону 38-002-38


Типы темперамента ребенка

Понятие темперамента

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Темперамент, проявляющийся в  общей психической активности, моторике, эмоциональности требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.  

Темперамент влияет на:

  • На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
  • На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
  • На формирование характера и поведение.
  • На поступки людей.

Психологическая характеристика типов темперамента ребенка

В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

  • Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
  • Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
  • Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
  • Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.

Темперамент и характер ребенка

Тип темперамента ребенка — Холерик

Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.

Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость. 

Подростки-холерики — веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки. 

Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам.  

Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая. 

Холерики хорошо засыпают и просыпаются.  

Особенности воспитания холерика

  • Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее  «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
  • Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
  • Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
  • У ребенка должны быть трудовые обязанности.
  • Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
  • Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
  • С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
  • Строго соблюдать режим дня.
  • Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь».
  • Разговаривайте с ребенком о его поведении.
  • Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
  • Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
  • Научитесь предвидеть выброс сил холерика.

{module [57]} 

Тип темперамента ребенка — Сангвиник 

Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью,общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.

Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые. 

Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая,  но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой. 

Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.  

Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми. 

Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.

Особенности воспитания сангвиника

  • Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
  • Контролируйте его действия и поступки.
  • Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
  • Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
  • Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
  • Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
  • Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
  • Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
  • По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.
Родителям о детях:

ПОВЕДЕНИЕ: степень влияния воспитания и наследственности на проявление агрессивности у детей и взрослых людей.

Кризис трех лет: особенности протекания кризиса, советы родителям  по воспитанию ребенка.

Закаливание: солнце, воздух и вода для здоровья вашей семьи: советы и рекомендации 

Тип темперамента ребенка-Флегматик

Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью,усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.  

В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца. 

Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов. 

Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для. 

Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними.  Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.

Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.

Особенности воспитания флегматика

  • Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
  • Не торопите ребенка.
  • Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
  • Хвалите флегматика за скорые действия.
  • Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
  • Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
  • Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
  • Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
  • Уважайте его внутренний покой.
  • Обращайтесь к флегматику в случае необходимости. 

Тип темперамента ребенка — Меланхолик

Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.

В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы. 

Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться. 

Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного. 

Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно. 

Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим. 

 Особенности воспитания меланхолика

  • Придерживайтесь принципа постепенности.
  • Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
  • На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
  • Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его  регулировать свои движения, преодолевать трудности.
  • Взрослым детям помогать действиями и советом.
  • Развивайте общение ребенка.
  • Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
  • Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
  • Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
  • Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
  • Уважайте внутренний мир ребенка.

Видео — Типы темперамента детей — особенности воспитания,секреты межличностных и семейных взаимоотношений