ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку на стороне, и часто такие дети попадают в неблагоприятные компании. Другая крайность – это гиперопека. Родители контролируют каждый шаг ребенка, пытаются принимать участие во всех его делах. Подчас это граничит с деспотичностью и жестоким обращением. Ребенок растет в постоянной атмосфере злости, что, естественно, влияет на формирование характера. Как вариант этого вида можно выделить тип воспитания, когда ребенка ставят во главу угла, и он начинает привыкать, что все в семье крутится вокруг него. Такие дети вырастают эгоистами и самоуверенными, не способными в будущем трезво оценить свои реальные возможности.
Иногда с детства родители внушают ребенку, что он должен оправдать их надежды и ожидания, тем самым накладывая на него повышенную моральную ответственность. В итоге дети становятся нервными и переживают психологические срывы.
Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникла в семейную жизнь в XVII в. Внимание родителей начали привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни приняла на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан.
Всего выделяют 7 типов неправильного воспитания:
1) безнадзорность
2) гиперопека. Со стороны родителей: постоянный неусыпный контроль и чрезмерная забота о ребенке. Несколько вариантов развития:
а) потворство любому его желанию. Ребенок растет избалованным, эгоистичным, конфликтным, жадным, не способным к общению с сверстниками;
б) чрезмерная забота о здоровье ребенка. У ребенка развиваются комплексы неполноценности, он сложно общается со сверстниками, замкнут, молчалив;
в) усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка – постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома;
3) потворствующая опека. Со стороны родителей: потворство желаниям ребенка, безнаказанность любого проступка. Переложение ответственности на других, отрицание любой возможности виновности ребенка. Со стороны ребенка: неприспособленность, вседозволенность, безответственность;
4) воспитание Золушки. Со стороны родителей: безразличие, отсутствие внимания, постоянные упреки и замечания. Со стороны ребенка: ревность к более любимым детям, озлобленность, обидчивость;
5) жесткое воспитание. Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания. Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев;
6) повышенная моральная ответственность. Со стороны родителей: требования и запросы, не соответствующие возрасту ребенка. Желание видеть в ребенке ответственность, самостоятельность, независимость, переложение на него ответственности за дела других членов семьи. Со стороны ребенка: агрессивное отношение к опекаемому члену семьи, затаённая злость, агрессия в случае неустойчивого психического состояния ребенка. Возможны ситуации, когда ребенок берет на себя роль «главы семьи». Часто такой стиль воспитания характерен в неполной семье, где мать перекладывает ответственность на сына;
7) противоречащее воспитание. Со стороны родителей: применение несовместимых стилей воспитания. Постоянный конфликт на этой почве. Со стороны ребенка: раздвоенность, избалованность, часто проявляется неспособность развить слабые стороны характера, в связи с чем повышенная незащищенность и восприимчивость.
Говоря о поведении матери, здесь также можно выделить несколько типов неправильного поведения:
1) положение «главы семьи» – перенос всех функций главы семьи на сына, ревность, подозрительность, повышенное внимание, желание постоянно находится в курсе всех событий в жизни сына. Со временем отторжение супруги сына, полное вмешательство в его личную, семейную жизнь;
2) симбиоз – желание удержать ребенка как можно дольше рядом с собой, лишить его любого проявления самостоятельности, преуменьшение его способностей. Такое воспитание развивает в ребенке комплекс неполноценности, не дает полноценно развиваться, приводит к регрессии психического развития, апатии;
3) нарочитое лишение любви – игнорирование ребенка родителями в качестве наказания за провинность приводит к приступам агрессии у ребенка, попытке заявить о себе, насильственно заставить обратить на себя внимание. В случае слабохарактерного и неуверенного в себе ребенка приводит к появлению комплексов неполноценности, ощущения себя ненужным;
4) воспитание чувством вины– постоянное обвинение ребенка в неблагодарном поведении, нарушении порядка, плохой учебе и т. д. Вызывает у ребенка комплекс, он боится любого проявления самостоятельности, опасаясь оказаться причиной неблагополучия семьи.
Основополагающие принципы, которых необходимо придерживаться в семье, сформулировал П. Ф. Лесгафт. Первоначальную заботу семьи составляет обеспечение правильных гигиенических условий детского развития. Вторым условием является отсутствие произвола в действиях воспитателя. Третьим требованием является строгое соответствие слов и дел при обращении с ребенком. «Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит…».
Нельзя забывать, что семья для ребенка является на начальном этапе моделью общества. Для ребенка важна прежде всего любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в отношениях. Необходимо также вовлекать ребенка в жизнедеятельность семьи и считать его равноправным ее членом. Очень важным принципом является и готовность помочь ребенку в трудностях и неудачах, ответить на интересующие и волнующие его вопросы. И это касается не только школьных уроков. Дети должны чувствовать себя любимыми и желанными. Нельзя физически наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Но не рекомендуется потакать ему во всех его капризах. В семье ребенок получает все виды воспитания: физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное.
Из-за отклонений в семье зачастую формируется аномальное поведение, которое требует психологической помощи специалиста.
С биологической точки зрения психические расстройства являются болезнью, которую, в свою очередь, обязана исследовать и лечить медицина. Превалирующим фактором при таких заболеваниях является генетический: хромосомные аномалии, аномалии пренатального периода, гены психических болезней.
Отношение к людям, страдающими психическими расстройствами, зависело от конкретной исторической эпохи. В период Средневековья их считали от дьявола. На Руси называли юродивыми, хотя и не отрицали неких способностей к провидению и предсказаниям, и поэтому таких людей боялись. Это продолжалось вплоть до XVII в. В 1792 г. французский врач Ф. Пинель начал исследовать безумных и пытался найти корни болезней. Уже в XIX в. медики всерьез занялись классификацией психических расстройств. Таким образом возник медицинский подход.
В начале XX в. возник и стал развиваться психологический подход. Этой проблемой активно занимались видные психологи того времени, такие как немецкий психолог З. Фрейд с его теорией бессознательного и К. Юнг, изучающий коллективное подсознание. Также возникло много так называемых течений: например бихевиоризм, представители которого считали, что аномальное поведение – это реакция на внешние факторы окружения и воспитания.
Представители когнитивного направления считали, что причиной аномального поведения является неспособность больного объективно оценивать ситуацию.
Но в 1960 г. была принята международная классификация психических расстройств. Выделяли неврозы, которые возникают при внутренних психологических противоречиях; органические психозы – при нарушениях нервной системы; функциональные психозы, которые еще до конца не исследованы.
В настоящее время многие болезни уже исследованы и описаны. Так, например, болезнь Дауна вызвана лишней хромосомой из 21 пары.
От того, является ли ген доминантным или рецессивным, зависит передача болезней генами. Если ген доминантный, то болезнь проявляется, если же ген рецессивный, т. е. подавляемый, то ребенок является носителем болезни, но в течение жизни она может и не проявиться.
Детям с задержкой психического развития трудно даются познавательные процессы. Они начинают ходить, говорить позже, чем дети с нормальным уровнем развития. Среди форм нарушения интеллектуальной деятельности у детей выделяют следующие: связанные с нарушением условий среды и воспитания, с длительными астеническими состояниями, с разными видами инфантилизма или с нарушениями речи, слуха, чтения и письма вызванные соматическими заболеваниями.
В национальной классификации обнаруживаются значимые групповые различия в способах воспитания детей, эмоциональных реакциях, сексуальном поведении, интересах и т. д. и в выполнении множества тестов на оценку способностей. При всех таких исследованиях характер и степень различия групп зависят от исследуемой черты. Так как каждая культура или субкультура создает условия для развития специфической для нее совокупности способностей и личностных черт, сравнение индивидов по таким глобальным показателям, как IQ или общий эмоциональный настрой, может не иметь большого смысла. Расы – это популяции, которые отличаются по относительной частоте определенных генов. Они формируются всякий раз, когда группа по географическим или социальным причинам становится изолированной. Таким образом, вклады культурных и биологических факторов в происхождении различий трудно разделить. При сравнениях рас средние различия между группами намного меньше диапазона индивидуальных различий внутри каждой группы. Следовательно, распределения групп значительно перекрываются. Получается, что принадлежность индивида к какой-либо группе служит плохим основанием для ожидания у него сильного развития какой-либо психологической черты.
Однако разделение по умственному уровню развития существует, и зачастую необходимо выявить те или иные крайности этого сравнения. В случае возникновения у детей задержки развития необходимо ее выявление для своевременного лечения и обучения по специальной программе. Главной проблемой в таком выборе является выявление показателя, некой характеристики, по которой можно провести дифференциацию уровней умственного развития детей.
Попытку выявить детей с отстающим уровнем развития сделал А. Бине, проводивший анализ способностей учеников, после чего пытался аккумулировать данные и привести их к единому показателю, т. е. найти ряд вопросов, ответив на которые ребенок продемонстрирует уровень своего интеллекта и позволит сделать прогноз о дальнейшем развитии способностей. Эти вопросы были объединены в тесты, различающиеся по возрастным категориям и определяющие так называемый коэффициент интеллекта (IQ).
Однако применимость коэффициента интеллекта в качестве параметра, разделяющего детей по уровню развития, не всегда актуальна, так как у человека множество интеллектуальных способностей которые нельзя рассматривать в сочетании со всеми остальными, а тесты IQ как раз коррелируют способности друг с другом.
В психологии интеллект (от лат. intellectus – «разумение, понимание, постижение») – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.
В начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовке интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта независимо от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики интеллекта были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта»: от 1–2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Ч. П. Сноу (1986 г.) предложил в качестве структуры интеллекта систему шести составляющих:
Мышление – способность получать информацию о предмете, не поддающемся непосредственному физическому восприятию.
Понимание – способность увязать полученную информацию с личным опытом и ранее полученной информацией.
Модификация стратегии – способность приспосабливаться к изменяющимся событиям, принимать волевые решения, изменять промежуточные цели.
Аналитическое рассуждение – способность рассмотреть изучаемое событие со всех сторон, сделать логическое умозаключение и привести полученные данные к законченной структурированной форме.
Нестандартность – желание, вызванное в следствие возникшего интереса к постановке цели, отличной от общепринятых, для получения интеллектуального удовольствия.
Идиосинкразическое обучение – способность развиваться с помощью обучения и развивать методы обучения.
Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Консультация по теме: Типы неправильного воспитания в семье
Типы неправильного воспитания в семье
Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку.
педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от во имя удовлетворения собственных сиюминутных чувств, желания родителей купить детскую
любовь «сюсюканьем», задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность — встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние “уличных” компаний.
Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах; не умеет постоять за себя, за свои интересы. Нарастает обида за то, что другим “все дозволено”. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть вой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.
Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД — синдром опасного обращения с детьми, В разных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.
Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.
Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.
Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, “сфальшивят” в тоне разговора.
Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, замыкаются в себе, потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний “из-за желания добра”, без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: «Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!»
Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им не до душевного общения с детьми, что порождает у детей чувство обиды и одиночества
Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, но их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам и убедительно раскрывая свои аргументы.
Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей может приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.
Типы мам согласно разным стилям воспитания – Развитие ребенка
Рейтинг Во взаимоотношениях с детьми и их воспитании многие мамы проявляют типичные модели поведения |
Мама – самое почетное звание в мире. И в мире не существует двух абсолютно похожих мам, ведь каждая по-своему прекрасна для своего малыша и готова сделать для него всё возможное. Часто мамы вступают друг с другом в негласное соперничество, неосознанно сравнивая свое воспитание и самих себя с другими женщинами. И, конечно же, нет матери, которая не задается вопросом, насколько она хорошо справляется со своей ролью.
Доминирующие черты характера женщины-матери обычно влияют на то, как именно она воспитывает ребенка. Рассмотрим наиболее распространенные типы мам и попробуем разобраться в их особенностях. Данную классификацию не стоит воспринимать излишне серьезно, ведь разделить всех матерей в мире на несколько типов не представляется возможным. Но эта небольшая подборка поможет посмотреть на воспитание со стороны и открыть в себе что-то новое.
Строгая мама
Со стороны она кажется очень авторитарной. Но она не стремится к первенству в семье. Единственная её цель – привить ребенку навыки дисциплины. Она воспитывает ребенка в строгости с раннего возраста, в то время как другие мамы относятся к этому проще.
Прием пищи, сон, игры и остальные занятия – всё по расписанию. Пунктуальность, поведение за столом, вежливость, ответственность и организованность – вот неполный список того, к чему строгая мама приучает ребенка еще в дошкольном возрасте.
Она может казаться слишком жесткой. Иногда она смягчает правила, когда считает это целесообразным для своих детей. Строгая мама всегда внимательна к тому, с кем общаются её дети. В то же время она восхищается детьми, когда они ведут себя хорошо. И за это они искренне её любят.
Если вы узнаете себя – помните, что строгость и порядок не должны всегда стоять на первом месте в воспитании. Конечно, приучать детей к порядку и организованности – важно и нужно. Главное, чтобы порядок не стал «идеей фикс» в вашей семье, и моменты строгости обязательно шли рука об руку с весельем, добротой, сочувствием и пониманием нужд ребенка.
Чувствительная мама
Некоторые мамы любят проявлять чувствительность. Такая мама любит обнимать ребенка перед уходом в школу, после прихода в школу, перед сном и еще много раз в течение дня. Чувствительная мама очень нежна, она всегда готова выслушать ребенка, когда он чем-то расстроен. Дети рассказывают ей обо всех своих страхах и тревогах. Но при этом чувствительным мамам трудно настаивать на своем и быть строгими, когда это необходимо в воспитательных целях.
Понимание, чуткость и доброта – прекрасные черты характера хорошей матери. Они помогут вырастить доброго человека. Другая крайность такого характера – отсутствие границ. Если родитель не устанавливает ребенку четкие границы в поведении и не умеет настоять на своем, ребенок не может чувствовать себя в безопасности, и ему приходится брать на себя роль взрослого в этой семьей, что приводит к некоторым психологическим трудностям малыша. Поэтому, когда это необходимо, чувствительность должна идти рядом со строгостью.
«Крутая» мама
Такая мама похожа на подростка, ей не чужды подростковые развлечения. В компании детей она сама похожа на ребенка. Она ходит со своими детьми на концерты и в кафе, угощает их сладостями. В её доме всегда звучит музыка, а на вечеринках она первая начинает танцевать. Она хорошо разбирается в технике, не хуже своего ребенка умеет пользоваться новыми гаджетами. В ее одежде преобладает молодежный стиль. Кроме того, крутая мама часто устанавливает дружеские отношения со своим ребенком.
Негативные черты «крутой» мамы можно сравнить с «чувствительной» – это отсутствие границ. Стремление во всем угодить ребенку, слишком дурашливое, в чем-то незрелое поведение, нарушение распорядка дня, неправильное питание – всё это не идет на пользу ребенку, который не ощущает себя в безопасности рядом с мамой.
Вместо ответственного взрослого малыш видит рядом сверстника. Друга, с которым можно поделиться секретами, но не способного помочь в решении проблем. Поэтому «крутой» маме следует всегда помнить о важности распорядка дня, определенных границ во взаимоотношении с детьми.
«Природная» мама
Она любит всё естественное и органическое. Избегает всех популярных коммерческих продуктов и оберегает от этого своих детей. Хочет учить своих детей на дому, мечтает жить за городом, ближе к природе. Она предпочитает всё органическое. Это касается еды, бытовой химии и многих других вещей. Традиционным лекарствам она предпочитает средства народной медицины. Часто такие мамы исповедуют вегетарианство или веганство и пытаются приучить к нему и своих детей.
В стремлении уберечь детей от «химии» нет ничего плохого. Перегибы начинаются тогда, когда мама лечит и простуды, и серьезные болезни малыша с помощью очищающих клизм, категорически отрицает традиционную медицину, пока не становится слишком поздно, не дает растущему ребенку необходимые для его роста и развития продукты (мясо, молочные продукты, рыбу, яйца), исповедует сыроедение или сыромоноедение. Лечение малыша голоданием, социальная изоляция (ребенок не ходит в садик, а затем и в школу), отказ от лечения лекарствами при серьезных заболеваниях – всё это может привести к серьезным последствиям для растущего организма.
Неопрятная мама
Не у всех мам дома идеальная чистота. Если вы в магазине встретите маму в неопрятной одежде, элементы которой не сочетаются друг с другом – вероятно, у неё и дома не идеальный порядок. Каждый раз, когда вы заходите к ней в гости, вы видите там беспорядок. Дома она ходит в одной и той же одежде несколько дней подряд. Если у неопрятной мамы несколько детей, они могут путать портфели, когда идут в школу. Они могут ходить в школу в несвежей одежде или нечищеной обуви.
У неопрятной мамы каждый день случаются какие-то происшествия (например, она может прожечь утюгом рубашку). День, когда ничего подобного не произошло, – большая редкость. Объяснений для такого поведения мамы может быть несколько. Возможно, в семье недавно родился еще один ребенок, и женщина не успевает справляться со всеми делами. Или женщина не ставит чистоту на первое место в списке приоритетов, предпочитая вместо очередного мытья полов заняться хобби, саморазвитием или работой. Или женщина больше времени посвящает общению с детьми. И, хотя идеальная чистота с детьми в доме – миф (разве что в дом приходит домработница), необходимо стараться поддерживать определенный порядок.
Мама – мотиватор
Она никогда не пропустит спортивных соревнований или школьного мероприятия, на котором выступает её ребенок. Она всегда будет сидеть в первом ряду и громко поддерживать своего малыша, а почувствовав несправедливость – начнет спорить с судьей. Мама-мотиватор всегда и во всем поддерживает детей. И даже в случае поражения она будет подбадривать малыша и мотивировать его продолжать борьбу.
Обратная сторона этого типа – завышенные ожидания по отношению к ребенку, желание самореализоваться за счет успехов детей, заставляя их заниматься тем, к чему у них нет способностей или собственной мотивации.
Ленивая мама
Она любит своих детей, но не может подняться с дивана, чтобы что-то для них сделать. Она смотрит сериалы вместо того, чтобы готовить для детей, помогать учить уроки, купать и читать книжки перед сном. Вместо того чтобы приготовить детям ужин, ленивая мама может предложить им сделать себе бутерброд. В её холодильнике всегда много полуфабрикатов и замороженных продуктов, потому что их легче приготовить.
Не стоит ставить клеймо лени на такой женщине. Возможна, она переживает серьезную депрессию после рождения ребенка, не может найти мотивацию на определенные действия. Или мама находится на пике своих возможностей, и ей давно нужен полноценный отдых. В таком случае желательно обратиться к психологу и проверить весь организм на предмет скрытых заболеваний, которые могли проявиться после родов.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.38 из 5 на основе 8 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
05.09.2017
6 моделей поведения, о которых нужно забыть матерям
Каждая мама, воспитывая ребенка, старается дать ему самое лучшее. Но без ошибок не обходится ни одно дело, тем более такое сложное. Психологи Генри Клауд и Джон Таунсенд выделили 6 типов матерей, поведение которых негативно отобразится на взрослой жизни ребенка. Это 6 отклонений от правильного процесса воспитания. Прочитав про 6 типов, вы поймете, какие ошибки в отношениях с ребенком нельзя допускать.Матерь занимает одно из главных мест в жизни каждого человека. Под «мамой» психологи имеют в виду или родную мать, или человека, взявшего на себя функции матери: это может быть тетя, бабушка, свекровь, няня…
Отношения с мамой в детстве влияют на будущее ребенка, ведь именно она закладывает фундамент личности, мировоззрения человека и его привычки. Матерь может стать не только источником добра и заботы, но и причиной серьезных психологических проблем. Перед вами – 6 моделей поведения, которых нужно избегать.
1. Мать-«призрак»
Призрак: мама вроде бы есть, но в то же время ее нет. От такой матери ребенок не получает прямого негатива, но этот тип отношений все равно опасный. С «призраком» у ребенка нет никакого контакта. Такие мамины фразы, как «мне некогда», «я устала, позволь отдохнуть», «иди поиграй с папой», «сходи погуляй» – говорят о том, что мать – «призрак». Никто не требует посвящать ребенку все свободное время – в любых отношениях нужно выдерживать «золотую середину». Но мать-«призрак» впадает в крайность – полностью отстраняется от ребенка. И необязательно в прямом понимании: эмоциональная закрытость тоже касается «призрака». Например, отсутствие моральной поддержки ребенка, слова «мне бы твои проблемы» или «не реви из-за ерунды». Бывает, что мама «закрывается» от ребенка с благими намерениями – хочет вырастить сильную личность, поэтому не позволяет себе лишних чувств. Но между воспитанием самостоятельности и игнорированием – большая разница.Такой подход к воспитанию создаст множество проблем уже взрослому человеку. Ребенок матери-«призрака» растет с чувством постоянного одиночества – и из-за этого не умеет доверять людям. Он считает, что может положиться только на себя. Близкие люди такого человека никогда не узнают о его мыслях и чувствах. Ведь человек не научился ими делиться. Отсюда – ощущение недоверия, недосказанности. Окружение будет обвинять его в замкнутости, но просьбы «открыться» не приведут ни к чему, кроме агрессии. Так происходит разрыв отношений, и однажды человек остается в полном одиночестве. Чтобы научить ребенка общаться – с ним нужно разговаривать, научить поддержке можно только поддерживая. Лучшее воспитание – это собственный пример.
2. Мать-«фарфоровая куколка»
«Фарфоровая куколка» – противоположность холодному «призраку». «Куколка» всегда рядом, проявляет самые яркие эмоции к ребенку, в любую минуту готова прийти на помощь. Часто такая забота перерастает в гиперопеку, но даже не в этом корень зла. Почему куколка «фарфоровая»? Фарфор символизирует хрупкость. Несмотря на готовность защищать ребенка, такая мама не справляется с настоящими проблемами. Ее поддержка существует только на словах. Под давлением негативной ситуации такая мама «ломается»: плачет, кричит, панически боится за ребенка, требует невозможного, словом, делает все что угодно, кроме решения проблемы. Она не может справиться со своими эмоциями, и в важной ситуации просто отстраняется. В трудную минуту «куколка» переживает свои эмоции, а ребенок остается предоставленным самому себе. Желая вернуть контакт с матерью, ребенку приходится сделать вид, что «все нормально», подавить в себе переживания, игнорировать проблему. Только тогда мама «возвращается к жизни».Из-за таких отношений человек привыкает молчать о проблемах, не высказывать негатив, а все глубже прятать его в себе. Как в детстве: не плакать, чтобы не расстроить маму. Результат – депрессии и неврозы. Невысказанность морально губит человека. Во взрослой жизни ему будет сложно принимать решения – в ответственной ситуации он оказывается «парализованным» чувствами. Все силы уходят на то, чтобы спрятать от других свои переживания. Могут возникать фобии или приступы паники – человека пугает сама возможность трудностей в будущем. «Главное – не сделать людям хуже», – думает он и вредит в первую очередь себе.
3. Властная мать
Властная мать постоянно контролирует ребенка, а инструмент манипуляции – чувство вины. На любое самостоятельное действие ребенка такая мать говорит: «почему ты со мной не посоветовался?», «ты ранишь меня этим поступком», «ты меня ни во что не ставишь» и прочие фразы, рождающие чувство вины. Еще один способ управлять – молчание. Красноречивое молчание, показывающее, насколько матери плохо. Особенно болезненно она воспринимает слово «нет» ребенка. С властной матерью можно только соглашаться. Такая мама воспринимает ребенка не как личность, а как свое продолжение. Ее девиз: «есть только одно правильное мнение – мое». И желания, мечты ребенка должны совпадать с желаниями матери. Иначе – игнорирование ребенка как способ наказания: «Если ты поступаешь как хочется тебе, а не мне – значит, ты меня не любишь. Тогда и я тебя не люблю». Властная мать подсознательно боится одиночества, поэтому делает ребенка зависимым от себя.Во взрослом возрасте человек, воспитанный властной матерью, не умеет говорить «нет», потому что запрет на собственные желания и мнения давно закрепился в сознании. Такому человеку трудно самостоятельно контролировать жизнь, он рассеянный и неорганизованный. Ведь его характер формировался в условиях, что рядом существует тот, кто все решит. Человек не чувствует себя хозяином своей жизни, не может определиться с выбором и не знает своих способностей. В любой ситуации ему трудно проявить себя. Взрослый наконец-то хочет найти себя настоящего, но ему трудно ответить на вопрос «кто же я на самом деле и чего хочу».
4. Мать-«охотница»
Такая мать боготворит ребенка, считая его самым лучшим, самым способным и талантливым. С одной стороны это правильно. Но «охотница» имеет нездоровое желание «коллекционировать» достижения ребенка. «Охотиться» за победами. И «коллекция» должна постоянно пополняться. Если оценка – то только пятерка. Если спортивный конкурс – то только первое место. Просто хороший результат не считается. Ребенок «охотницы» обязан быть первым во всем. Иначе… Реакции могут быть разные: скандалы, слезы, обвинения, удивленное «как так, ты же самый лучший?» Ребенок чувствует искренность любви мамы – и ему очень больно ее расстраивать. Страх огорчить маму перерастает в комплекс неполноценности: «мама считает, что я умный, но это не так, ведь вчера я получил четверку», «как сказать маме, что я не могу быть спортсменом – ведь на конкурсе у меня всего лишь второе место?» Ребенок привыкает винить себя не только за неудачу – но и за достойный результат. Вера в себя подрывается идеализмом матери.Перфекционизм матери человек переносит во взрослую жизнь. Он тяжело переживает неудачи, считая, что ошибаться не имеет права. Любой провал может вызвать депрессию. Свои ошибки человек предпочитает скрывать от окружающих. Иногда такие люди могут занять ответственную должность на работе, но чаще они не достигают профессиональных высот – ведь ими руководит панический страх сделать неправильный шаг. Им легче просто выполнять поручения. При этом, отлично справившись с какой-либо задачей, человек ждет от начальства и сотрудников громких восхищений (как делала мама), но не получает их. Отсюда – новый комплекс: «раз никто не хвалит, значит, я недостаточно хорош».
Человек, воспитанный «охотницей» в любом общении стремиться показать себя как можно лучше, выглядеть «супергероем». Вот только окружение может воспринимать это как завышенную самооценку, самовлюбленность. А человек не понимает, где допустил ошибку, ведь он хотел как лучше. Он даже самым близким не может показать себя настоящего, постоянно скрываясь за маской «хорошего я». Но и «плохое я» требует «выхода наружу». Поэтому человек ищет компанию, в которой можно показать вторую сторону себя. И самое страшное для него – если два круга общения пересекутся. Отсюда возникает потребность контролировать людей вокруг и постоянное напряжение. Человек все время начеку – иллюзию «идеальности» нужно поддерживать каждую минуту.
5. «Мать -«Американский экспресс»
Имя этого типа матери намекает на американскую рекламу кредитной карточки. Карточка называется «Американский экспресс», а в рекламе есть слова – «Не покидайте дом без нее!» Это и есть главная фраза. Матерь такого типа всеми силами не дает уйти от себя даже взрослому ребенку. В детстве и подростковом возрасте мама запрещает ребенку любую активность вне дома: «Как, ты хочешь встретить Новый год с друзьями? Это семейный праздник, мы должны быть вместе». Вместо летнего лагеря ребенок годами ездит на дачу с родителями, вместо кружков после школы – сидит за компьютером дома. Чем старше становится ребенок – тем серьезнее возникают конфликты. Человек хочет исследовать внешний мир – а его всеми способами замыкают в привычном пространстве.В конце концов, покинув родительский дом со скандалами – человек не получает облегчения, ведь он не умеет контактировать с обществом. Всю жизнь мать внушала ему, что она – единственный источник любви, а людям вокруг он безразличен. Так закрепилась привычка смотреть на других не с позиции взрослой независимости, а с позиции инфантильности. Слово «инфантильность» происходит от латинского «infantilis» – «детский». Это детское сознание и поведение во взрослом возрасте. Инфантильный человек в других людях ищет того, кто мог бы заменить ему мать, «цепляется» за людей, пытаясь заслужить их любовь. Человек привык, что правила диктует мама, и уже не может жить по своему сценарию, а ждет приказа. Также он не умеет признавать свою вину – ведь, считает человек, он сам ничего не решает. Решают другие люди, обстоятельства или удача.
Воспитать независимого человека возможно только одним способом – давая ребенку свободу в разумных количествах. Давая право выбора и право на ошибку. Каждой матери трудно отпустить выросшего ребенка. Но спокойно пережив его уход – мама увидит становление самодостаточной личности и прекрасные результаты правильного воспитания.
6. Мать -«босс»
Мать -«босс» похожа на «Властную мать». Но если «властная» воспринимает ребенка как свое продолжение и контролирует каждый шаг, то «босс» приказывает, пытаясь наставить на путь праведный. «Босс» относится к родительским обязанностям со всем ответственностью, но во многом «перегибает палку». Матери-«боссы» обо всем имеют свое мнение, смело идут по жизни и «твердо стоят на ногах». Эти же качества они хотят привить своим детям. Только способ выбирают неправильный – подавление личности. Такая мать считает себя учителем, обязанным преподнести ребенку «школу жизни». Подать однозначно, без вариантов. Есть только авторитет (мама), которому нужно подчиняться, ведь «мама лучше знает, больше прожила, сталкивалась с такой ситуацией…» Девиз таких матерей: «Ты остаешься моим ребенком и в 30, и в 50 лет». Никто не спорит, но только ребенок – не означает подчиненный.Человек, воспитанный матерью-«боссом» живет с ощущением, что он «ниже» других. Он боится проявить свои способности, показать умения, силу. Сделав собственный выбор, человек страдает от чувства вины из-за «непослушания» – раз никакой авторитет не «дал добро» на действие, значит оно неправильное. Далеко в сознании у него закрепился страх вызвать раздражение, неодобрение. Такой человек чувствует себя некомфортно, если не знает всех «правил поведения» в какой-либо ситуации. Ведь мама комментировала каждое действие. Второй вариант жизни воспитанника мамы-«босса» – наоборот «верхняя» позиция. Вырастая, он ассоциирует себя с матерью и копирует ее модель поведения. В этом случае человек относится ко всем как к несмышленым подчиненным, командует и критикует, придираясь к мелочам. Он чувствует себя обязанным давать «добрые советы» всем вокруг. Проще говоря – лезть не в свое дело. Понятно, что ни к чему хорошему такое общение не приводит.
Мать -«босс» хочет дать ребенку все лучшее, и это заслуживает уважения. Но таким мамам необходимо воспринимать ребенка с точки зрения равенства. Смотреть на маленького человека – и заглядывать будущее, видеть взрослого в нем. Придет момент – и человек перестанет нуждаться в маминых наставлениях. Пока еще есть время – смело помогайте, советуйте ребенку. Но помня: поддержка – не диктатура.
Воспитание ребенка – ответственный и сложный процесс. Но результат обязательно оправдает усилия. Успехов вам!
типы мам и стили их поведения — 2 ответов на Babyblog
Психологи выделяют четыре варианта мам с разными стилями поведения (Варга А.Я.).
Спокойная, уравновешенная мама
Спокойная, уравновешенная мама может служить своеобразным эталоном материнства. Она как часовой на боевом посту. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Причем так чутко и заботливо, с такой быстротой раскрутит весь клубок проблем ребенка, что многие из близких родственников еще даже не успеют догадаться о том, что этот клубок был. Но самым важным для ребенка является то, что ребенок растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты.
Тревожная мама
В противовес Спокойной маме другой тип – тип Тревожной мамы. Ей постоянно что-то кажется, ей постоянно что-то мнится. И это мнящееся, кажущееся касается ее ребенка, его здоровья, над которым все время будто бы висит угроза, даже тогда, когда такой угрозы нет. Короче говоря, тревожность мамы подобна яду, отравляющему жизнь семьи.
Тоскливая мама
Есть что-то общее между Тревожной и Тоскливой мамами. И та и эта вечно недовольны, напряжены, им многое не так. Но если первую обуревают думы лишь о будущем ребенка, вторая думает только о своем будущем. И беспокойна и нервозна оттого, что видит в малыше обузу, невольно возникшую на пути. Ребенку, у которого такая мать, бесспорно, уже с самого рождения не повезло.
Уверенная и властная мама
И наконец, четвертый… — тип Уверенной и Властной мамы. Такая мама очень твердо знает, что ей необходимо от ребенка, ни на йоту не желая отходить от планов, которые наметила, наверное, еще до рождения ребенка на всю его сознательную жизнь. Такая мама, словно аллигатор, поглощает неповторимость своего ребенка. И он навряд ли сможет хоть когда-нибудь, общаясь с нею, решиться отстоять свою индивидуальность.
Свои варианты типов матерей предлагают и медики (Захаров А.И.).
Так кто же эти мамы?
«Царевна Несмеяна»
Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее беспокоит. Уже с пеленок «Несмеяна» воспитывает своего ребенка лишь нотациями, выискивая в нем сплошные недостатки. Вся жизнь ребенка с такой матерью это одни «нельзя», «не надо», «перестань»… Она всегда принципиально и бездушно правильна. И в этой атмосфере правильности и суровости он постепенно начинает чахнуть.
«Снежная королева».
По-королевски непреклонна, недоступна. Всех держит от себя на расстоянии. И даже при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию. Ее удел – повелевать и править. Она не знает, что такое близость, теплота. Невольно кажется, что вместо сердца у нее кусочек льда – так холодно она относится к ребенку. И он обычно «замерзает» рядом с ней.
«Спящая красавица»
Всю жизнь она продолжает ждать так и не встретившегося ей принца. Как правило, отец ее ребенка – совсем не он. Поэтому такая мать живет в плену своих фантазий, надежд, грез наяву, не замечая рядом своего ребенка, его потребностей, желаний и любви. Он для нее просто живая кукла, забавная и милая игрушка, которая внезапно может надоесть.
«Унтер Пришибеев»
Сравнима только с генералом в юбке. Ребенок для нее солдатик, живущий по одним приказам. Неподчинение – ремень. В семье царит лишь дух казарменности, жестокости или бездушия.
«Наседка»
Ребенок у нее на привязи, коротком толстом поводке. Не может сам, самостоятельно решиться сделать даже шаг. Мать этот шаг сама предвидит, чтобы пройти с ним рядом, в ногу, убрав все «камни» на пути.
«Вечный ребенок» — женщина, так и не ставшая взрослой. Она по-детски обидчива, капризна, драматизирует события в семье, свою жизнь считает неудавшейся и невыносимой, детей — обузой, а себя — жертвой семьи.
Пожалуй, перечень различных типов мам мы могли бы продолжать до бесконечности, поэтому описали главные. Возможно, что некоторые из них близки вам. Тогда задайте себе вопрос: хорошо ли вашему ребенку живется рядом с вами? Поверьте, что магические силы материнства помогут вам найти верный стиль, надо только сделать усилие.
Психологи считают, что самый оптимальный стиль — это стиль спокойной и уравновешенной мамы. Такая мама может служить своеобразным эталоном материнства. Она как часовой на боевом посту. Всегда все знает о ребенке и вовремя придет к нему на помощь. При этом так быстро и заботливо распутает весь клубок проблем ребенка, что многие из близких даже и не будут догадываться о том, что этот клубок был вообще. Но самое важное, это то, что ребенок растет и «расцветает» в атмосфере доброты и любви.
Какая же мама нужна ребенку?
Представьте себе, идеальная. А идеальная — это значит самая, самая… Самая добрая, самая красивая, самая нежная, самая справедливая — словом самая, самая лучшая. И ребенок должен быть для нее тоже самым, самым…
прим.блогера: что-то варга мне больше по душе. В таком варианте есть позитивный стиль мамы, а вот у Захарова только негативные… 🙁
классификация, отношение к воспитанию детей и мнения психологов
В зависимости от нашей индивидуальности, воспитания, ценностей и жизненного опыта мы по-разному подходим к роли матери. Каждая из нас имеет свою стратегию поведения в разных ситуациях. Мам можно разделить на множество типов: типы мам в отношении образования, в отношении к болезням любимого чада, их даже можно разделить на подтипы и преподнести в шуточном виде, как, например, мама-прапорщик, мама-удав, мама-всезнайка, мама-паникер или мама-демократ. Прозвища говорят сами за себя. Одних только типов мам на детской площадке можно насчитать больше десятка. Это и мамы-надзирательницы, и мамы-подстрекательницы, мамы-ребенок, спринтер, бизнес-леди, папарацци и множество других. А вы думали, мамы делятся на 2 типа, не больше? Как насчет вас? К какому отнесете себя?
Рассмотрим пять самых узнаваемых типов мам. Очевидно, их гораздо больше, но и описанные здесь охватят огромное количество родителей.
Если в одном из этих пяти портретов вы узнаете себя или вы отклонились от нормального пути воспитания детей из-за каких–либо жизненных обстоятельств (как активная работа, например), советы психологов, данные в этой статье, помогут вам исправить курс. Здесь мы рассмотрим пять типов родительского воспитания, о которых вы, возможно, слышали в последнее время, и рассмотрим здравые, суровые и практичные аспекты каждого из них. Эти психологические портреты могут вполне быть применимы к разделению на типы и мам, и отцов.
Мама-драма
«Отчаянные домохозяйки», подвиньтесь, ведь жизнь этой мамы — мыльная опера! Обеспокоенная тем, что эмоциональные опасности повсюду подстерегают ее ребенка, она следит за динамикой игр, анализирует списки гостей на вечеринках по случаю дня рождения и проверяет каждый пост в Instagram в поисках проблем. Мелочь, незначительный сбой в мире ее ребенка — землетрясение в ней. Она относится к тем типам мам, когда ребенок заболел или плохо спит, то мать готова призвать к себе шаманов, целителей энергии и местную психиатрию.
В чем ее сила? Мама-драма знает, что происходит с ее детьми, с кем они проводят время, это повышает их безопасность, которая особенно необходима в подростковом возрасте. Ее дети тоже уверены, что могут доверять маме, если у них что-то пойдет не так.
Что она упускает? Она настраивает своих детей на чрезмерную реакцию на то, что им нужно просто отпустить. Это может породить у ребенка склонность к драматизации или, наоборот, развить у него скрытность. Дети, которые находятся под «микроскопом», могут лгать и скрывать многое за спиной у родителей.
Как исправить ошибки драматичным мамам
Реальность такова, что наши дети будут любимы одними людьми и не замечены другими — это жизнь. Когда мама слишком эмоционально связана со всем, что происходит в жизни ребенка, отказ от ее активного участия в жизни сына или дочери воспринимается ею чересчур болезненно.
Что можно сделать? Следите за погодой в социальной жизни ваших детей. Знайте их пароли в социальных сетях и время от времени заглядывайте, чтобы убедиться, что они посещают безопасные места и переписываются с известными вам друзьями. Но если вы изучаете каждый пост или даже комментируете, прекратите! Очень важно, чтобы вы позволили своему ребенку занять свое место в жизни. Найдите другие социальные сети лично для себя и способы развлечься самой.
Мама-воспитательница
Она относится к тем типам мам, которые считают, что этот мир создан лишь для ее ребенка, а все остальные просто живут в нем. Она редко закончит предложение в беседе с другим взрослым, не прервавшись, чтоб рассказать ему о жизни своего ребенка в стиле документального фильма. Малышу может потребоваться простая смена подгузника наедине с мамой, но вместо простого «пит-стопа» она будет пытаться обсудить с ним его потребность, привить ему ранние навыки самостоятельности, вплоть до оскорблений его мини-достоинства. Самоуверенная мама-воспитательница просто говорит «нет» пустому времяпровождению, телевидению, вредным сосискам и потаканию в магазине игрушек. Мигающие огонечки могут испортить его молодой разум!
В чем ее сила? Инстинкты мамы-воспитательницы находятся на правильном пути: разумно ограничить время просмотра, обеспечить здоровую пищу и дать детям свободу открывать свой мир.
Что она упускает? Возможно, она чувствует себя виноватой за часы, проведенные вдали от своего ребенка (ведь она должна работать, чтоб быть примером) и оказывает давление на себя, чтобы быть идеальной дома. Но если вы внушаете своему ребенку, что мир вращается вокруг него, вы можете развить в нем нарциссизм.
Что изменить в себе маме-воспитателю
Демократия не работает в семье потому, что у ребенка нет мудрости или зрелости, чтобы иметь равное со взрослыми право голоса. Детям нужны границы. Они беспокоятся, когда их нет. Но это не значит, что молодые мозги не могут усвоить важные уроки. Если вы тверды в своем требовании – «время для чистого подгузника!» — вы демонстрируете не только правильную гигиену. Вы помогаете своему ребенку научиться откладывать на время развлечения и даже терпеть разочарование — два важнейших жизненных навыка. Время игры возвращается после того, как «работа» по приведению себя в порядок, завершена.
Мама-мученица
Она из того типа мам, которые поглощены материнством, работой, отношениями с супругом, образовательной программой. Ее календарь забит обязательствами, вписанными мелким шрифтом. Она выглядит нечесаной из-за рваной челки, которую подровняла сама, натягивая на ходу растянутые лосины для йоги. Но быстро объясняет всем, что на самом деле она не занимается йогой. Ни времени, ни жизни — эти дети (с хриплым, обиженным вздохом). Нет ничего более удовлетворительного для нее, чем когда кто-то ей говорит: «Я не понимаю, как вы все это успеваете!»
В чем ее сила? Она кремень, человек, который пройдет нужный курс обучения, если вдруг понадобится пилот, поможет по хозяйству соседу со сломанным бедром и своему рабочему коллективу во время кризиса. Ее дети видят в маме надежность и заботу о других.
Что она упускает? Мамочка-мученица слишком часто играет вторую скрипку в своей жизни. Она слишком окунается в окружающие проблемы, что мешает ей внести в собственную жизнь необходимые перемены. Кроме того, клеймо мученика — это не весело. Другие мамы ее не уважают потому, что она сама не проявляет уважения к себе. Этот тип заботливых мам показывает детям, что мамы не пекутся о себе, а лишь о других. И это ощущение останется с ними, когда они сами станут родителями.
Как перестать быть мамой-мученицей
Сделайте глубокий вдох и разгрузите график. Будьте безжалостны в отношении детских привычек, которые заставляют вас чувствовать себя наиболее уставшей, например, «мамы нет для вас до 7 утра». Откажитесь от воскресного урока дзюдо или репетиторства в вечер пятницы. И просите помощи! У ваших детей, вашего супруга, ваших друзей. Вы действительно не должны делать все сама. Носите штаны для йоги, но найдите немного места для спортивного коврика в своей жизни. Как учат нас авиакомпании, сначала наденьте кислородную маску, прежде чем помогать другим. Потратив время на то, чтобы расслабиться и повеселиться, вы позволяете себе помолодеть. И это в конечном итоге делает вас лучшей мамой и образцом для подражания.
Мама-контролер
Гром и молния! Эта упреждающая проблемы мама убирает все препятствия с пути ее ребенка. Супер-активная на работе, она использует те же навыки ведения переговоров, обсуждая задания с учителями и правила игр с тренерами. Гордость этой мамы будет состоять в том, что ее любимая девчушка окончила начальную школу, думая, что никогда не проигрывала. Половое созревание ее чада еще далеко, но она уже изучает программы поступления в колледж, женские клубы и перспективные специальности просто, чтобы быть в курсе ситуации. В итоге у нее уже есть пятилетний план работы.
В чем ее сила? Она супер-организованный, эффективный адвокат, который дает своим детям отличную модель женщины у власти. Когда им захочется расслабиться, они будут знать, что у них есть дублер.
Что она упускает? По сути, ей нужно позволять своим детям расслабляться самим и иногда спотыкаться. Постоянное вмешательство может заставить ребенка чувствовать себя одновременно и более правым, и менее самоуверенным. Никогда не проигрывать и не падать — может оказаться худшим способом научиться решать проблемы. Кроме того, «настойчивая снегоуборочная машина» не привлекает никого в окружении вашего ребенка.
Как ослабить давление на ребенка маме-контролеру
Неутомимо замечайте, сколько раз вы вмешались, это может стать незаметной привычкой. Спросите себя: «Что может случиться худшего, если я не вмешаюсь?» Имейте в виду, что разочарование ребенка не является фатальным, на самом деле оно может быть мощным мотиватором. Вместо того, чтобы решить проблему вместо него, поддержите своего ребенка, слушая и тренируя. И, наконец, вдохните полной грудью. Это не провал, это – данность. Дайте своим детям возможность решать личные проблемы и самим разбираться в вопросах, соответствующих возрасту.
Свободно парящая мама
О, эта крутая девушка разбирается в вертолетах и строительной технике, хвастается, что ее дети имеют «полную свободу». В конце концов, она воплощает свои мечты на работе, поэтому ее дети тоже должны быть свободными в поиске собственных путей. Любимая фраза — «Когда я была ребенком, я смогла…». Ее дети узнают из первых рук о солнечных ожогах, не сделанных домашних заданиях и о том, что произойдет, если вы забудете поддеть щитки на футбольный матч. Они вольны свободно выражать всю гамму своих эмоций без ограничений, что может быть назойливым для окружающих или очень громким.
В чем ее сила? Ее дети компетентны, имеют хорошие навыки решения проблем. Они, вероятно, не будут утруждать себя мелкими бытовыми обязательствами, ведь никто в доме не зацикливается на этом. Они знают, что когда чувствуют грусть, счастье, злость или огорчение, им не нужно сдерживать свои эмоции.
Что она упускает? Свобода — это приобретенная привилегия, а не просто отказ от участия в чем-либо. Справедливости ради нужно отметить, что «свободно парящих мам» в мире современных методов воспитания встретишь не так часто, как, например, маму типа 2. Однако некоторые родители внезапно переключаются и становятся даже грубыми в средней школе: они уверены, если научить вседозволенности и дать своим детям большую свободу, это поможет им стать более популярными. Будьте честны с собой и спросите, почему вы так поступаете? Это отражение вашей юности?
Как не переборщить со вседозволеностью
Детям нужна свобода, но им также нужна и поддержка. Когда вы готовы предоставить им раздолье, контролируйте, в чем они могут быть вольны, ищите варианты, которые помогут развить нужные навыки: «да, ты можешь потусоваться сегодня вечером с Сергеем, но, пожалуйста, звони, когда ты доберешься до места, и когда соберешься домой». Но не свободу, которая приведет к телефонным звонкам разгневанных соседей, в стиле: «Конечно, к тебе могут прийти друзья на все выходные, пока мы будем в отъезде». Позвольте вашему ребенку выразить свои чувства, но одновременно помогите ему научиться понимать их, чтобы он смог успокоиться. Подскажите выработанную собственным опытом стратегию. Ах, стратегии выживания – это как раз то, что все мы, все типы мам и пап, можем использовать.
Консультация по теме: Типы мам и пап.
Типы мам с разными стилями поведения
(А.Я.Варга — психолог)
СПОКОЙНАЯ УРАВНОВЕШЕННАЯ МАМА — настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
ТРЕВОЖНАЯ МАМА вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.
ТОСКЛИВАЯ МАМА вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.
УВЕРЕННАЯ И ВЛАСТНАЯ МАМА твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к инициативе.
Типы мам с разными стилями поведения
(А.И.Захаров — медик)
«ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА»
Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее беспокоит. Уже с пеленок «Несмеяна» воспитывает своего ребенка лишь нотациями, выискивая в нем сплошные недостатки. Вся жизнь ребенка с такой матерью это одни «нельзя», «не надо», «перестань»… Она всегда принципиально и бездушно правильна. И в этой атмосфере правильности и суровости он постепенно начинает чахнуть.
«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
По-королевски непреклонна, недоступна. Всех держит от себя на расстоянии. И даже при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию. Ее удел – повелевать и править. Она не знает, что такое близость, теплота. Невольно кажется, что вместо сердца у нее кусочек льда – так холодно она относится к ребенку. И он обычно «замерзает» рядом с ней.
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
Всю жизнь она продолжает ждать так и не встретившегося ей принца. Как правило, отец ее ребенка – совсем не он. Поэтому такая мать живет в плену своих фантазий, надежд, грез наяву, не замечая рядом своего ребенка, его потребностей, желаний и любви. Он для нее просто живая кукла, забавная и милая игрушка, которая внезапно может надоесть.
«УНТЕР ПРИШИБЕЕВ»
Сравнима только с генералом в юбке. Ребенок для нее солдатик, живущий по одним приказам. Неподчинение –ремень. В семье царит лишь дух казарменности, жестокости или бездушия.
«НАСЕДКА»
Ребенок у нее на привязи, коротком толстом поводке. Не может сам, самостоятельно решиться сделать даже шаг. Мать этот шаг сама предвидит, чтобы пройти с ним рядом, в ногу, убрав все «камни» на пути.
«ВЕЧНЫЙ РЕБЕНОК»
Женщина, так и не ставшая взрослой. Она по-детски обидчива, капризна, драматизирует события в семье, свою жизнь считает неудавшейся и невыносимой, детей — обузой, а себя — жертвой семьи.
Типы пап
Спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные, тоскливые. Но в поведении пап всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли они выполняют тоже разные. Учитывая это, психолог и детский врач А.И.Баркан предлагает свою типологию современных пап.
«ПАПА-МАМА»
Это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.
«МАМА-ПАПА»
Главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«КАРАБАС-БАРАБАС»
Папа — пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь. В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания за содеянное как профилактика излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти… Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»
Непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.
«ПОПРЫГУНЬЯ-СТРЕКОЗА»
Папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет забот жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ», «РУБАХА-ПАРЕНЬ»
Папа на первый взгляд и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«НИ РЫБА, НИ МЯСО», «ПОД КАБЛУКОМ»
Это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Topic Family (Топик на английском языке «Семья»)
Тема «Семья» (Топик на английском языке «Семья»)
Если вы когда-нибудь задумывались, что такое семья, и искали это слово в словаре, то знаете, что это сплоченный союз людей, связанных кровью или браком. Психологи обычно называют семью, состоящую из матери, отца и их детей, нуклеарной семьей. С другой стороны, большая семья выходит за рамки непосредственной семьи и состоит из нескольких поколений, включая тетушек и дядей, племянников и племянниц, двоюродных братьев, бабушек и дедушек, родственников мужа и дальних родственников.Кроме того, существуют неполные семьи, которые обычно возглавляет женщина, и они получают больше внимания и поддержки со стороны государства, поскольку воспитывать ребенка самостоятельно — непростая задача. К сожалению, большие союзы с более чем 3 детьми в наши дни встречаются редко, особенно в нашей стране, поскольку беспокойный образ жизни, который ведут большинство взрослых, не подходит для ухода за многими детьми. Кроме того, вы должны быть обеспечены, чтобы обеспечивать своих несовершеннолетних всем необходимым. Однако есть люди, которые от всей души посвящают себя даже небиологическим детям.Они либо усыновляют, либо воспитывают сироту и относятся к нему или к ней так же, как к своей собственной плоти и крови. В то же время количество смешанных или сводных семей за последнее столетие резко увеличилось вместе с количеством разводов. На практике нужно приложить немало усилий для установления отношений между членами таких семей, чтобы все получилось. И, наконец, есть бездетные пары, в которых партнеры посвящают друг другу неизрасходованную любовь и внимание.
В любом случае семья, независимо от ее типа, — это нечто большее, чем просто основная ячейка общества.Нельзя отрицать, что это невероятное явление, скрепленное кровью, которая гуще воды. Как и любое гениальное творение человечества, это бессмертный шедевр, уходящий корнями в доисторические времена. Как настоящее чудо, оно постоянно меняется, сохраняя при этом свою сущность. Большинство людей дорожат своими семьями и считают их самым важным в своей жизни. Человек — существо социальное, и ему нужна компания своих собратьев. Семья дает вам чувство принадлежности, традиций и стабильности, чувство надежности и понимания, любви и комфорта.Интересы, знакомства, развлечения приходят и уходят, а семья всегда рядом. Близкие друзья играют большую роль в нашей жизни, но на то, чтобы найти их, требуется целая жизнь, а семья находится рядом с первого дня. Когда вы разочарованы в неблагожелательном обществе, ваша семья всегда рядом. Он всегда принимает вас таким, какой вы есть, со всеми вашими ошибками и слабостями, и по-прежнему обожает вас, даже если весь мир отвернется от вас. Мы всегда ищем руку помощи у своей семьи, и они приходят нам на помощь, не прося ничего взамен.Таким образом, любое достижение или неудача в нашей жизни мы хотим поделиться со своими родными и близкими. Говорят, что разделенная проблема — это проблема в два раза меньше, поэтому поддержка, которую вы получаете от родственников, облегчит вашу боль. Взаимная привязанность, возникшая в семье, продолжается на протяжении всей жизни.
Все хорошее в нас связано с нашей семьей, наши добродетели не врожденные. Мы учимся быть терпеливыми, мириться с ошибками и недостатками друг друга, учитывать чье-то мнение. Такие ценности, как хорошие манеры, уважение к старшим, ответственность и гибкое мышление, относятся к числу важнейших качеств и тщательно культивируются родителями.Семья становится первым местом обучения, потому что это маленькая модель общества, а взрослые — образцы для подражания, чьим манерам подражают.
Как следствие, взрослые должны быть очень прилежными в том, что касается воспитания детей, тем не менее, они всего лишь люди и могут совершать ошибки.
Некоторые родители твердо убеждены в том, что нужно делать все возможное для их малышек. Излишняя снисходительность к детям, безусловно, приносит больше вреда, чем пользы. Авторам некоторых современных пособий по воспитанию детей удалось подорвать веру родителей в свой авторитет.В результате жизнь родителей регулируется в соответствии с потребностями их потомства, что сбивает взрослых с толку и вызывает чувство вины. У подростков, в свою очередь, создается впечатление, что они являются центром вселенной, и они превращаются в испорченных детишек и пустых лицемеров. В конце концов, от таких отношений не выигрывают ни родители, ни дети.
В дополнение к этому некоторые родители чувствуют необходимость подружиться со своими детьми-подростками и стремятся установить с ними близкие отношения. Но обращение с несовершеннолетними детьми как с равными и предоставление им слишком большой свободы имеет противоположный эффект.Несомненно, должны быть введены определенные ограничения, правила и приказы, иначе молодые люди злоупотребят доверием своих «приятелей» и даже могут стать малолетними правонарушителями или наркоманами.
Другая сторона медали — автократическая модель, в которой родители являются деспотическими правителями, а дети обязаны подчиняться и наказываются даже за незначительные проступки. Изрядная доля критики присутствует и в этой викторианской модели воспитания. В конечном итоге критические комментарии не вызывают ничего, кроме отчаяния, враждебности и отчуждения.Ребенок начинает думать о себе как о паршивой овце в семье. Хороший совет для таких родителей — помнить, что легко быть деструктивным, пытаясь быть конструктивным.
Кажется. Мне кажется, что наиболее эффективным является стиль воспитания под руководством учителя. Детей нужно направлять в жизни, но им также должна быть предоставлена свобода принимать собственные решения. Они должны быть мотивированы на физическое и интеллектуальное развитие, но также должны быть осуждены за плохое поведение. Вы видите, что быть идеальным родителем — очень деликатная задача, требующая такта, терпения.
Я счастлив заявить, что мои родители выполняют свои обязанности с точностью и любовью. Раньше я считал это само собой разумеющимся, но в последние годы я понял, что скоро выйду из гнезда, и начал дорожить своими семейными отношениями. Теперь я понимаю, что мои мысли, идеи, амбиции и интересы взяты из дома. Моя семья состоит из моих родителей, моей сестры и меня. Как видите, я не единственный ребенок и мне это очень приятно. Какой скучной была бы моя жизнь без моей маленькой Кейт.Будучи старшей сестрой, я выработала такое качество, как надежность, в то время как она, как большинство младших, ласкова и ленива. Мои родители связали себя узами брака 17 лет назад, и я думаю, что их брак был заключен на небесах. Они глубоко влюблены и относятся друг к другу с уважением и нежностью. Несмотря на то, что они такие разные, как мел и сыр, их отношения как-то наладились. Я склонен полагать, что это произошло благодаря их умению слушать друг друга и находить компромисс. На мой взгляд, у меня потрясающие отношения с обоими родителями: они мои настоящие друзья, сторонники и советчики.Я ценю их теплое отношение ко мне и постоянное внимание. Я уважаю своих родителей и не могу не восхищаться ими, поскольку считаю их особенными. Итак, позвольте мне вкратце описать каждого члена моей семьи. Мой папа — бизнесмен, и его профессия говорит сама за себя. Он всегда занят и участвует в сложных предприятиях, требующих смекалки, решительности и дипломатии. Но когда отец не работает, он превращается в остроумного, веселого и общительного человека, всегда окруженного товарищами и знакомыми.Говорят, я точная копия своего отца, поэтому, глядя на меня, можно понять, как он выглядит. Хотел бы я проводить больше времени в его компании. Моя мама — учитель, и она идеальный тип для работы с детьми: тёплая, терпеливая, добрая, но при необходимости строгая. Если бы только я был похож на нее по внешнему виду. Ее ярко-зеленые глаза излучают свет, а ее сияющая улыбка делает мне день лучше. Иногда она склонна быть слишком сентиментальной и тревожной обо мне, но такое отношение к характеру типично для любой любящей матери. Думаю, мы с ней на одной волне, у нас одинаковый подход к жизни и одинаковые принципы.Безусловная любовь моей матери к моему отцу, моей сестре и мне — основа нашей семьи. Я не хочу идеализировать свои семейные отношения и изображать их яркими красками, конечно, иногда у нас бывают ссоры, но невзгоды только делают семейную жизнь более живой, сложной и увлекательной.
Короче говоря, я хочу сказать, что семья — это величайшее благословение Бога, и вы должны дорожить ею и быть благодарными своим близким за их любовь и нежность.
Поставь свою оценку!
Загрузка… Книги на английском — словарный запас с удовольствием Лучшие методы изучения английского языка Самый простой и эффективный способ выучить английский .членов семьи — урок. Английский язык, 10–11 класс.
Чтобы говорить о семье, нужно знать соответствующий словарный запас. Вот словарь, связанный с членами семьи.
Родственники — члены семьи
Дед — отец матери или отца человека
Мать или мать отец
Тетя — сестра вашей матери или отца, или жена вашего дяди
Дядя — брат вашей матери или отца, или муж вашей тети
Кузен — ребенок вашей тети и дяди
Свекор — отец чьего-то мужа или жены
Свекровь — мать чьего-то мужа или жены
Брат -закон — муж вашей сестры или брата, или брат вашего мужа и жены
Невестка — жена вашего брата или сестры ээ, или сестра вашего мужа или жены
Племянник — сын вашей сестры или брата, или сын сестры или брата вашего мужа или жены
Племянница — дочь вашего брата или сестра, или дочь брата или сестры вашего мужа или жены
Вдовец — мужчина, чья жена умерла и который больше не женился
Вдова — женщина, муж которой умер, но не женился снова замужем
Отчим — мужчина, который женат на чьей-то матери, но не является их настоящим отцом
Мачеха — женщина, которая замужем за чьим-то отцом, но не является его настоящей матерью
Крестный отец — крестный отец мужского пола
Крестный отец — крестный отец женщина
Неполная семья — семья с одним родителем (мать или отец)
Источники:
englishfox.ru
http://dictionary.cambridge.org
определение хулиганского поведения The Free Dictionary
سوء تصرف, سلوك سيئ
špatné chování
dårlig opførsel
neveletlenség
ótilhlÿîileg hegîun
študovať АКО vedľajší odbor
Испанский словарь Коллинза — полное и несокращенное 8-е издание, 2005 г. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1971, 1988 © HarperCollins Publishers 1992, 1993, 1996, 1997, 2000, 2003, 2005
Английский / французский электронный ресурс Collins.© HarperCollins Publishers 2005
misbehavior
, (США) misbehaviorНемецкий словарь Коллинза — полное и несокращенное 7-е издание, 2005 г. 2007
Итальянский словарь Коллинза, 1-е издание © HarperCollins Publishers, 1995