МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Нравственное воспитание морально: Нравственное воспитание личности, ?три пути воспитания морали

Тема 6. Основы нравственного воспитания — Студопедия

План:

1. Основные понятия теории нравственного воспитания. Мораль как форма общественного сознания. Понятие о нравственности.

2. Сущность и содержание нравственного воспитания.

3. Гражданское, патриотическое, интернациональное воспитание, воспитание национального самосознания – часть воспитания нравственного.

4. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Правовое воспитание школьников как часть нравственного воспитания.

Основные понятия:мораль, нравственность, этика, нравственное сознание, гуманизм, гуманность, гражданское воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, национальное самосознание, воспитание национального самосознания, интернационализм, интернациональное воспитание, сознательная дисциплина, право, правовое воспитание.

6.1. Основные понятия теории нравственного воспитания. Мораль как форма общественного сознания. Понятие о нравственности.Чтобы изучить и усвоить основы нравственного воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории.

Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или нет, нравственный или безнравственный. При этом человечество пользуется понятием «мораль».

Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно-исторических общественных отношений, являющаяся их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, которые регулируют взаимодействия между людьми, их отношения к вещам и явлениям реального мира (Б.Т. Лихачев). Мораль в прямом значении этого слова – это обычай, нрав, правило. Иногда в качестве синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» — привычка, обыкновение, обычай. В другом значении этика трактуется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали, этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его

нравственности.


Нравственность – это освоенная, внутренне принятая человеком общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.Иными словами, нравственность – это мораль в действии. Человек может знать нормы и правила морали и не следовать им, нарушать их в своей жизни, нанося ущерб другим людям. Тогда о нем говорят как о морализаторе и безнравственном человеке. О нравственности можно говорить как личностной характеристикечеловека, в которой объединяются такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение в обществе.


Таким образом, поступки оцениваются в соответствии определенным моральным правилам. Правило, имеющее общий характер, то есть распространяющееся на множество одинаковых поступков, называется нравственной нормой. Она предстает как правило, требование, определяющее, как человек должен поступать в той или иной ситуации с точки зрения общественной морали. Нравственная норма может побуждать к тому или иному действию, поступку, а может и запрещать их, предостерегать от их совершения. Именно благодаря существующим нравственным нормам определяется порядок взаимоотношений человека с другими людьми, с окружающим его миром вещей, природы.

В этике и жизни людей определены нравственные категории, то есть понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как

добро, справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье.

Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной.

Необходимо четко уяснить еще одно понятие теории нравственного воспитания — нравственное сознание.Это сложное явление, которое складывается из первичных нравственных представлений (что – хорошо, что – плохо). В процессе обучения и воспитания, в течение жизни эти представления обогащаются, развиваются, интегрируются в нравственные понятия, которые переживаются как нравственные чувства (чувство совести, долга, собственного достоинства и т.д.).

Как уже отмечалось, безнравственный индивид может иметь нравственные понятия, ясные представления о нормах морали и нарушать их. Однако человек не может быть безнравственным, если у него развиты нравственные чувства, способность к моральным переживаниям и угрызениям, мукам совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом.

В поисках нравственного идеала, совершенствования дети, подростки, юноши и девушки, взрослые люди переживают нравственные искания, определяют свои нравственные позиции, проявляют нравственную волю. Важными компонентами нравственного сознания являются нравственные потребности и воля. Вне их не может быть нравственности. Слепое послушание, бездумное исполнение чужой (иногда абсолютно безнравственной) воли приводит к слабости, бесхарактерности, в конечном итоге – к безнравственности. Только согласие с собственной совестью как общей нравственной категорией, волевая твердость в следовании нравственным чувствам обеспечивают в совокупности возможности нравственного поведения, осуществления нравственных поступков.

Заключительным компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки.Если они укоренились в сознании и жизни ребенка, в его нервной системе, психике, наступает состояние привычного нравственного сознания и поведения,когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых поведенческих норм, становятся просто невозможными. Нравственное поведение становится обыденным, в порядке вещей, не нуждающимся в контроле и самоконтроле.

Подводя итог сказанному о нравственном сознании как важном понятии теории нравственного воспитания, четко определим компоненты нравственного сознания:

1. Морально-нравственные знания (представления – понятия).

2. Нравственные чувства и переживания, совесть.

3. Сформированность нравственных идеалов (образцов поведения, жизни с точки зрения человеческой морали).

4. Нравственная воля, позволяющая неукоснительно правильно совершать нравственный выбор, перед которым оказывается в жизни каждый человек.

Статья на тему: Нравственное воспитание в семье

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» с.САМБУРГ

ПОПОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ

Нравственное воспитание в семье

Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле». Далее просветитель отмечает: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия…а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Из сего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума». Предметом нашего исследования в данной работе является процесс нравственного воспитания детей в семье.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья                ребёнок        общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Первое знакомство – с ребёнком, второе – с его семьёй. И здесь практика показывает, что, как это ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогу приходится учить родителей. Их необходимо:

  • вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей в семье, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
  • рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье;
  • выявить уровень нравственного воспитания детей в семье — условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Используются следующие методы и приёмы.

  • анализ научной литературы;
  • анализ бесед с родителями и детьми;
  • взаимоотношения в семье;
  • теоретические аспекты нравственного воспитания ребёнка в семье.

История проблемы

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

В.А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…».

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине», – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

Итак: семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка, интересующая нас.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» — задаётся вопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию.

«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  • мотивационно-побудительный;
  • эмоционально-чувственный;
  • рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Чешский педагог М. Климова – Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности.

Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

«Настоящим человеком становится только тот, — писал В.А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Что же такое потребность вообще? Потребность – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются:

  • с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях;
  • с нравственной установки, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы;
  • и последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

С. И Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Родители должны осознавать важность этой задачи.

Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Проблемы нравственного воспитания в семье

Воспитателю чаще всего приходится работать с подростками. Это очень сложный возраст. Целые клубки подростковых проблем приходится распутывать педагогам и психологам. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. Обратимся к реальным ситуациям. Исследователь С.Э. Карклина приводит такой пример:

Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!..»

Далее С.Э. Карклина пишет: «Я вызвала Иннину мать. Пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Оно посмотрела на меня поверх очков и чётко произнесла:

– Я сама знаю, что можно и что нет. Он негодяй, и дочь должна знать это. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой.

Ни учителя, ни родительская общественность не могли убедить Иннину мать, что она неправильно воспитывает дочь.

– Инна – это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдала ей… Я работаю день и ночь…

И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучших друзей, чем мать и дочь не найти.

Но это всё только казалось. Инна росла вздорной и эгоистичной. В классе её не любили». Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям (!): «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» «Женщина залилась слезами. Было трудно, но пришлось сказать ей всю правду:

– Вас об этом предупреждали не один раз. Вы сами подрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает».

Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания.

У подростков часто не ладятся отношения не только с родителями, но и со сверстниками, с учителями, с собой, наконец. Вот отрывок из письма девушки:

«О себе: зовут Наташа, мне 16 лет. Учусь в 11 классе. Надеюсь закончить школу с 2-3 четвёрками и остальными пятёрками.

Недавно мои родители в «Комсомолке» прочли в письме 15-летней девчонки: «Я разочарована в жизни». Они посмеялись над этим и сказали что-то вроде: «Ну и молодёжь».

Мои родители совершенно не знают меня. Я сама не помню, когда потеряла связь с ними. У меня нет сейчас ни малейшего желания делиться с ними своими переживаниями. Я болтаю о всякой чепухе, и они считают, что в нашей семье всё благополучно. Я не пью, не курю, не гуляю ночами, не стану внаглую хамить. Этого для всех достаточно. Для родителей ещё нужно, чтобы я много читала и готовилась к поступлению в институт. И никого – ни одного человека! – не волнуют мои взаимоотношения со сверстниками. Взрослые во всех нас видят лишь «ребёнка среди взрослого мира» … Пока я могу сказать лишь, что в своей жизни я не вижу ни малейшего смысла…»

Произошло отчуждение между родителями и ребёнком, которое уходит своими корнями в детство этой девушки, скорее, в период её отрочества. Родители, конечно, любят дочь. Но, видимо, любовь эта стала незаметной, повседневной, исчезли доверие и искренность в отношениях между членами семьи. Отец и мать не подозревают, что «проглядели» душевную драму своей уже взрослой дочери.

Но не всегда родители бывают столь педагогически слепы. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам.

Чем необходимо руководствоваться педагогу? Прежде, чем начать беседу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи). По определению социологов воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:

  • неполная семья;
  • конфликтная атмосфера в семье;
  • наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например, «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;
  • при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;
  • излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

б) убедить родителей (в каждом конкретном случае, используя нужный подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье

Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С.И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

Атмосфера любви — лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции». При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Атмосфера искренности. Родители не должны лгать детям ни при каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать, и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности….

Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что «слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия».

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом, мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родители обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам.

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Используемая литература

  1. Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
  2. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
  3. Новиков Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» // Умом и сердцем. – М.,1989.
  4. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
  5. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.
  6. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. — №6.
  7. Титаренко В. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость// Культура семейных отношений. – М., 1985.
  1. Ильин И.А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. — №9.

Статья на тему: Нравственное воспитание школьника

Нравственное воспитание школьников

     

Задачи нравственного воспитания в современной школе.

Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде, деструктивизм и дегуманизация проявлений молодёжи.

Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов и этносов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей. Это не случайно, как и не случайно, что смысловой ключ и ценностные основания жизнедеятельности человека лежат в плоскости морали, откуда черпает каждый человек свои смыслозначимые основы и символы жизни.

Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое ёмкое понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего человечества. Отсюда понятие «общечеловеческие ценности», употребляемое сегодня и акцентирующее ценностный аспект жизнедеятельности людей.

Так не должен ли стать этот ценностный аспект предметом первостепенной важности в образовательной деятельности школы! Не должно ли быть выделено ему специальное время, затрачены педагогические усилия во имя пробуждения в растущей душе ребёнка нравственных усилий стать человеком, быть готовым к нравственному выбору во имя жизни, человека, прогресса, культуры!

Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.

Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии.

Для этого необходимо вычленить сферу целеполагания в структуре учебно-воспитательного процесса и считать её определяющей в образовательной деятельности школы, формирующей не только интеллектуальное, но и нравственное взросление школьников, перспективные возможности их морального противодействия и противоядия негативным процессам в школьной и окружающей социальной среде.

Этого можно достигнуть при органичном включении в контекст учебно-воспитательного процесса школы адекватной его организационной структуре системы нравственного воспитания, отвечающей также социальным запросам общества и семьи. Органичное и естественное погружение подобной системы в логику учебно-воспитатель- ного процесса школы позволит реализовать её направленность на позитивные проявления детей и их стимулирование, создание ситуации успеха и нравственной защиты каждому ребёнку, включённость его в процесс взаимодействия со старшими и младшими.

Проблемы нравственного воспитания младшего школьника

     «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».

(Свадковский И.Ф. 1977, — 11).

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

     Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

     Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

     Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

     Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

     В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

     Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

     Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

     Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер.

     Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира — это характерный признак духовной жизни детской личности.

     Слово учителя — своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

     Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание — искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, — включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

     Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с уверенностью сказать, на сколько велико значение этой проблемы, что в школе необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления младших школьников.

Теория нравственного воспитания

Предпосылки и исторические основы нравственного воспитания

В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности.

Именно нравственное воспитание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества.

Проблема нравственного воспитания возникла очень давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Гораздо позже над данным вопросом работали советские исследователи: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко. Современные российские ученые Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый так же рассматривали вопросы нравственного воспитания.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность нравственного воспитания

«Нрав» на латинском языке звучат как «moralis», т.е. мораль. Нравы являются эталонами и нормами, на которые основываются люди в своем поведении и поступках. Нравы — категория изменяющаяся, они воспроизводятся обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. Они основываются на представлении о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически обусловлена. Со сменой общественно-экономических форм менялись нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Разные ученые давали свое определение понятию нравственность. По Григоровичу, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С. Марьенко в свою очередь определял нравственность, как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Из определений нравственности вытекает определение понятия нравственные нормы. Это правила, которые определяют, как человек должен поступить в определенной ситуации.

Нравственные нормы могут побуждать человека к конкретным поступкам и действиям, а могут запрещать их.

На основании описанных категорий и понятий легко сформулировать, что же такое нравственное воспитание. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой морали.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • формирование сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
  • получение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
  • трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
  • проявление уважения к окружающим людям посредством формирования устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание выполняет три основные задачи:

  • формирует нравственное сознание;
  • воспитывает и развивает нравственные чувства;
  • помогает выработать умения и привычки нравственного поведения.

В нравственном поведении личность, как правило, следует определенной последовательности:

  1. порождение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
  2. формирование мотива поведения;
  3. принятие решений;
  4. поступок.

В реализации нравственного воспитания можно выделить три основных этапа:

  1. формирование нравственных чувств;
  2. формирование нравственных представлений;
  3. формирование привычки нравственного поведения.

Особенности нравственного воспитания

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что к семи годам желательно, чтобы первые два этапа в формировании нравственного поведения были пройдены. Безусловно, и позже можно оказать влияние на формирование нравственных чувств и вызвать новые эмоции, но это более сложный процесс.

Еще одной сложностью и особенностью нравственного воспитания является несоответствие прививаемой человеку морали, исходящей от разных групп воспитателей. Ведь человек получает нравственное воспитание в образовательном учреждении, в семье, в окружающем социуме. Здесь важно насколько едины морально-нравственные нормы во всех этих группах. В противном случае воспитанник оказывается в ситуации двойной морали. Только при соблюдении правила единства нравственное воспитание может быть эффективным и полным.

Нравственное воспитание – это особая категория воспитательной деятельности. Оно предполагает непрерывное, постоянное участие воспитателя в жизни воспитуемого с целью поддержки, когда это необходимо.

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Нравственное воспитание: кто, как, зачем?

Нравственное воспитание — формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Раньше говорили проще: «воспитание нравов», отсюда и название.

С точки зрения практической психологии, за словами «воспитание нравственности» стоит практика социального научения, которая осуществляется вполне традиционными методами: через научение и приучение, выработку нравственных привычек, с помощью демонстрации привлекательных образцов и через организацию среды нравственного окружения, где нравственные нормы с помощью механизма социального заражения становится достоянием всех членов конкретной общности.

Традиционно существуют различия в мужском и женском подходе в воспитании нравственности: женский подход делает акцент на заботу, милосердие, сострадание, жалость и другие ценности гуманистического подхода (подход В.А. Сухомлинского), в то время как мужской подход предпочитает подход нравственного долга: требовательность, порядок и ответственность (подход А.С. Макаренко).

Конкретное содержание нравственного воспитания во многом зависит от конкретной страны, конкретного общества, конкретной школы и даже конкретной семьи, где происходит воспитание этой самой нравственности. В религиозном обществе в нравственном воспитании будут в первую очередь заботиться о соблюдении религиозных заповедей, уважении к религиозным текстам и религиозным иерархам, в светском обществе воспитывают уважение к закону, полиции и в целом — ко взрослым людям, поддерживающим в обществе принятые нормы и порядки.

Можно спорить, рождаются люди изначально добрыми или нет (скорее всего, люди рождаются разными), история показывает, что, если нравы специально не воспитывать, люди только портятся. Жить нравственной жизнью, как порядочные люди, это некоторое напряжение, а обычным людям всегда хочется жить полегче и попроще. И когда от них отстают, они свою жизнь делают попроще. Нравы — снижаются.

Мужчины перестают бриться, женщины перестают причесываться, все начинают ругаться и считать, что во всех бедах виноват кто-то другой…

Кто занимается поддержанием или воспитанием нравственности? Те, кому это интересно или выгодно. История человечества помнит многих людей, которые задали достаточно высокую планку нравственной жизни: это и основатели мировых религий (Христос, Магомет, Будда), и множество достойных людей, которые делали это просто потому, что считали это своим личным долгом. Назовем только тех, кто лучше знаком нашим читателям: Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Лютер Кинг, Махатма Ганди, Мать Тереза, в России — Серафим Саровский, Лев Толстой… В той или иной степени если не о воспитании, то хотя бы поддержании нравственности всегда заботились государство и церковь. Государство чисто экономически заинтересовано в том, чтобы лучше соблюдались законы и уменьшался криминалитет; кроме того, воспитание патриотизма, традиционно являющегося частью нравственного воспитания, укрепляет мощь государства и способствует успеху его внешней политики. Церковь обязана заниматься вопросами нравственности по своему уставу, хотя в большей степени заботиться не о нравственности вообще, а конкретно о воцерковлении прихожан.

Религиозная жизнь Израиля наглядно показывает, что между религиозными фанатиками иудаизма и сторонниками добропорядочной, нравственной жизни взаимопонимания нет. Если вы думаете, что мужчинам и женщинам можно быть рядом в общественном месте, или если вы в субботу решите поработать, пусть и на благо людей, у вас могут быть крупные неприятности. Вас будут избивать камнями, потому что религия и нравственность — не одно и то же.

В современной России почти единственной серьезной силой светского нравственного воспитания является, как ни странно, бизнес. В ситуации, когда нравственным воспитанием не занимается ни семья, ни школа, бизнесу приходится брать это на себя: из приходящих на работу непонятных мальчиков и девочек воспитывать ответственных и порядочных людей, которым можно поручать проекты и которые могут цивилизованно взаимодействовать с другими цивилизованными людьми: могут договариваться и выполнять договоренности, умеют предотвращать конфликты с трудными людьми и встречать клиентов с искренней доброжелательностью.

Статья на тему: Нравственное воспитание учащихся начальной школы

  Нравственное воспитание  учащихся начальной школы

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. В небольшой группе младший школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать своё общественное поведение. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие – это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.

Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.

Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу.

Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения.

Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

С младшими школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы.

Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный “климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление- процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

Педагогу необходимо путем организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда. когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

Специфика целей нравственного воспитания определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой, цельной личности.

Специфика процесса нравственного воспитания:

  • обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;
  • своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;
  • включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. Тогда педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

нравственное воспитание — Перевод на русский — примеры английский

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Существительное

нравственное воспитание нравственного воспитания

нравственному воспитанию

духовного воспитания

этическое воспитание

духовное воспитание

нравственное образование

нравственным воспитанием

нравственности

духовное обучение

моральное воспитание

преподаванию этики

морального воспитания

Другие переводы

Родителям и законным опекунам гарантируется свобода давать своим детям религиозное и нравственное воспитание в соответствии с их убеждениями.

Родителям и опекунам гарантирована свобода давать детям такое религиозное и нравственное воспитание , соответствует их убеждениям.

В Литве все учащиеся общеобразовательной школы должны изучать предмет нравственного воспитания , выбирая между этикой и религией.

В Литве все школьники, обучающиеся в общеобразовательных школах, должны пройти , нравственное воспитание, , пройти обучение или религию.

Обучение религиозной культуре и нравственное воспитание являются обязательными в учебных программах начальной и средней школы.

Занятия по начам религиозной культуры и нравственного воспитания в рамках курсов начальной и средней школы являются обязательными.

Как установлено в статье 31 Закона Литовской Республики об образовании, религия является необязательной частью программы нравственного воспитания .

Как устанавливается в статье 31 Закона Литовской Республики об образовании, религия представляет собой факультативную часть нравственного воспитания .

Случай, о котором идет речь в учебнике морального воспитания , вероятно, был единичным.

Прилагаются усилия для продвижения гражданских инициатив, сохранения традиций и нравственного воспитания как в литовских школах, так и в школах национальных меньшинств.

Предпринимаются усилия по гражданским инициативам, сохранению традиций и нравственному воспитанию как в литовских школах, так и в школах национальных меньшинств.

Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за создание угрозы нравственному воспитанию молодых людей.

Уголовный кодекс содержит положение об уголовном преступлении, связанном с угрозой для нравственного воспитания молодых людей.

Кроме того, учебная программа содержит сильные меры нравственного воспитания .

Также важно отметить, что основные ценности прав человека составляют часть более широкой темы нравственного воспитания во всех школах.

При этом важно отметить, что основные ценности прав человека являются составной частью более широкого нравственного воспитания во всех учебных заведениях.

Курсы подготовки учителей включают подготовку к преподаванию прав человека, учебной программы по жизненным навыкам и нравственного воспитания , в котором основное внимание уделяется терпимости ко всем этническим группам.

Курс педагогики включает подготовку к преподаванию таких предметов, как права человека, жизненные навыки и навыки воспитания , в ходе которого основное внимание уделяется воспитанию терпимости по отношению ко всем этническим группам.

Аликовский литературный музей сегодня является признанным историко-культурным центром Чувашской Республики, центром нравственного воспитания населения.

Аликовский литературно-краеведческий музей сегодня — состоявшийся исторический культурный центр в Чуваши, очаг нравственного воспитания населения.

Теперь правительства должны продемонстрировать свою политическую волю, убедив граждан в необходимости гарантировать права человека посредством укрепления гражданского и нравственного воспитания .

Правительствам надлежит отныне делом подтвердить проявленную ими политическую волю, обеспечить привлечение внимания к необходимости права человека на основе укрепления гражданского населения .

Учащийся или его родители могут выбрать один из следующих предметов обязательного нравственного воспитания : религиозное образование признанной традиционной религиозной общины или ассоциации или этики.

Учащиеся или их родители могут выбрать следующие темы обязательного нравственного воспитания : религиозное учение признанной религиозной общины или объединения или этика.

Последнее итальянское законодательство по этим вопросам полностью гарантирует религиозное и моральное воспитание их потомков в соответствии с их собственными убеждениями.

Самое последнее законодательство Италии, касающееся этих вопросов, в полном объеме гарантирует свободный выбор религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии с убеждениями их родителей.

b) продвижение нравственного воспитания в школах через такие предметы, как религиозное образование;

Скорее, инициативы свободного рынка и государственное регулирование должны быть сбалансированы по мере необходимости, поддерживаться более широким распространением высококачественного академического и морального образования в национальном и культурном контексте.

В каждом отдельном случае решения таких проблем необходимо искать возможности использования механизмов свободного рынка и государственного регулирования, которые могут подкрепляться расширением возможностей обеспечения качественного академического образования и нравственного воспитания с учетом национальных специфики и культурных возможностей различных стран.

Он только что разработал программу гражданского и нравственного воспитания , которая станет частью национальной учебной программы для начальной и средней школы.

В процессе обучения дать нравственного воспитания, детей;

Нет никаких препятствий с юридической или практической точки зрения для свободы родителей давать религиозное и нравственное воспитание своим детям в зависимости от их собственных убеждений.

Родители, желающие своим детям религиозное и , соответствующие их убеждениям, не сталкиваются ни с какими препятствиями с правовой или практической точки зрения.

Комитет высоко оценивает тот факт, что Конвенция была включена в программу педагогического колледжа, а также в программы гражданского и нравственного воспитания на уровне начальной школы.

Комитет с признательностью отмечает факт включения программы в программу педагогического колледжа и в учебные планы начальных школ по гражданскому и нравственному воспитанию ..

Нравственное воспитание ▷ Русский Перевод

Нравственное воспитание

Христианское образование направлено на обеспечение нравственного воспитания , основанного на высших ценностях. Цель христианского образования — нравственное воспитание , основанное на высших ценностях.Духовное и нравственное воспитание младших школьников // Гуманитарные научные исследования. Духовно- нравственное воспитание младших школьников // гуманитарные научные исследования.

Нравственного образования

На этом пути осуществляется подготовка бакалавров по педагогической дисциплине «Самопознание», деятельность которых направлена ​​на обеспечение духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. По данной траектории осуществляется профессиональная подготовка бакалавров в области преподавания учебной дисциплины «самопознание», деятельность которых направлена ​​на обеспечение духовно- нравственного образования подрастающего поколения.Для обеспечения религиозного и нравственного воспитания своих детей в соответствии со своими убеждениями родители могут свободно выбирать независимую школу. Родители могут выбирать религиозные школы для религиозного вероисповедания и нравственного образования .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>