Как защитить права ребенка в школе?
С поступлением ребенка в школу многие родители понимают, что впереди долгие, насыщенные событиями годы. У большинства это время оставит в памяти приятный след, но некоторым учеба ребенка может запомниться негативными моментами и даже острыми конфликтами.
С чем это связано? Иногда с нарушением прав несовершеннолетних. Надо признать, такие факты, к сожалению, имеют место, и с ними периодически мне приходится сталкиваться в своей работе. Чаще всего родители жалуются на то, что не могут «устроить» ребенка в школу по своему выбору, на пресловутые «поборы» при поступлении или в период обучения, «субботники» и даже, привлечение детей к дисциплинарной ответственности. О последнем расскажу позже более подробно. Уверен, мало кто знает о том, что ученику можно объявить выговор…
Замечу, что иногда образовательные учреждения допускают нарушения прав учащихся по незнанию, но такие случаи единичны.
В остальных ситуациях, по моему мнению, руководители учреждений осознают противоправность своих действий либо относятся к ним безразлично, полагаясь на то, что не каждый родитель юридически подкован или настроен в защите прав ребенка «идти до конца». Я далек от мысли, что педагог с многолетним стажем работы в системе образования, назначенный на ответственную должность директора, не знает закона, регулирующего деятельность школ.
Хотя защищать нарушенные права бывает непросто, делать это следует обязательно. Поэтому, родителям полезно знать, что основные права обучающихся закреплены в отдельной статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В их числе права:
— на выбор образовательной организации;
— на предоставление условий для обучения с учетом психофизического развития и состояния здоровья;
— выбор факультативных и элективных предметов, курсов, дисциплин;
— на уважение человеческого достоинства;
— на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбление личности, охрану жизни и здоровья;
— на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
— на участие в управлении школой;
— на ознакомление с документами, регламентирующими деятельность образовательной организации и обжалование в установленном порядке актов образовательной организации.
Согласно части 1 статьи 45 Закона, защищая свои права, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе:
1) направлять в органы управления образовательной организации, в частности директору школы, общему собранию, педагогическому совету и другие, предусмотренные уставом образовательной организации, обращения о применении к работникам, нарушающим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемую из равного числа учащихся, родителей (законных представителей) учащихся и работников конкретного учреждения;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Очевидно, что применение первых двух пунктов затруднений и вопросов не вызывает, а третий требует уточнения.
Последний пункт предусматривает «иные», не запрещенные способы защиты, к которым помимо общественных объединений учащихся следует относить обращение: в прокуратуру, в суд, к Уполномоченному по правам человека, Уполномоченному по правам ребенка, а также в управление (отдел) образования, выступающее учредителем школы от имени органов местного самоуправления.
Приведу один интересный пример. Последним способом, то есть, обратившись ко мне и одновременно в Управление образования
г. Хабаровска, воспользовались родители ученика одной из гимназий, узнав от классного руководителя о том, что к их ребенку и еще 16 ученикам 7-го класса приказом директора применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Символично, что случилось это в первый день летних каникул, по традиции совпавший с Днем защиты детей.
Из разговора с учителем родители узнали не только о выговоре, но и о том, что ознакомиться с приказом сын должен без них – так распорядился директор. Между тем, пункт 13 Порядка применения к учащимся общеобразовательных учреждений мер дисциплинарного взыскания (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 № 185, возлагает на образовательную организацию обязанность довести изданный приказ о наказании под роспись не только до обучающегося, но и до их родителей (законных представителей).
Воспрепятствовав в ознакомлении с приказом, директор гимназии грубо нарушила требования Порядка. Фактически, родители были исключены из воспитательного процесса и не имели возможности получить полную информацию о причинах наказания и применения столь строгого взыскания. Что же еще было нарушено?
Согласно пункту 8 названного Порядка, до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Однако, как сообщили ученики и не отрицали в гимназии, объяснения ни с одного из семнадцати учащихся затребованы не были. Налицо еще одно нарушение.
Далее, Порядок закрепляет обязанность при выборе меры взыскания учитывать: тяжесть проступка, причины, обстоятельства его совершения, предыдущие «заслуги» наказуемого. К слову сказать, ребенок, чьи родители решили обжаловать приказ гимназии, никогда не имел дисциплинарных взысканий, принимал активное участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и благотворительных ярмарках, ежегодно награждался грамотами за хорошую учебу и активную жизненную позицию. Его родители неоднократно награждались благодарностями гимназии за воспитание сына. Однако, ничего из перечисленного учтено не было, а на вопрос «почему?» – родителям предложили эти самые грамоты за предыдущие годы порвать.
В этот момент, как мне представляется, конфликт между гимназией и родителями ученика перешел в иную, неюридическую плоскость. Возникает множество вопросов: насколько компетентен учитель и отвечает ли предъявляемым к нему требованиям, осознает ли он неэтичность своего предложения? Насколько допустимо игнорирование предыдущих успехов ребенка и их обесценивание? Возможно ли после подобного грубого высказывания сохранить репутацию и уважение в глазах учеников и их родителей? Вопросы риторические.
Возвращаясь к юридической стороне конфликтной ситуации, отмечу, что соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности также установлено Порядком, а именно пунктом 9. Однако, оценить правильность его применения в данном случае невозможно, так как внятно сформулировать претензии к ученикам ни директор, ни классный руководитель не смогли. Обвинение свелось к обобщенным фразам о нарушении классом дисциплины в течение года.
Важно отметить, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать мнение совета учащихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей). Норма является своего рода сдерживающим фактором для администрации образовательной организации, обеспечивающим максимальную объективность при наказании несовершеннолетнего и соблюдение его прав. Будь она применена, незаконный локальный акт не появился бы, однако ни с одним из перечисленных органов гимназии перед вынесением приказа директор советоваться не стала. И в этом очередное грубое нарушение.
В результате проверки, все изложенное в обращении родителей семиклассника нашло свое подтверждение, а незаконный приказ директора гимназии был отменен. Руководителю учреждения было указано на недопустимость подобных нарушений законодательства. Подросток по инициативе родителей переведен в другое учебное заведение.
Почему я привел этот пример? В Хабаровском крае в этом году за парты село более 152 тысяч учеников, и у каждого из них есть родители (законные представители), которые в большинстве своем, к сожалению, недостаточно осведомлены о правах и способах их защиты. Что касается педагогов, то соблюдение правовых, нравственных и этических норм в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является их прямой обязанностью.
Хочется надеяться, что все участники образовательных отношений, к которым Закон относит учеников, педагогов и родителей (законных представителей), будут уважительно относиться к правам друг друга, добросовестно выполнять возложенные обязанности и соблюдать действующее законодательство.
Только при таком условии наши дети будут чувствовать себя защищенными и не утратят веру в справедливость, противоправные действия педагогов не останутся безнаказанными, а родители будут уверены в силе закона, зная, что смогут защитить права ребенка.
Я со своей стороны в рамках предоставленных полномочий оказываю содействие в разрешении конфликтных ситуаций, повлекших нарушение прав граждан.
Игорь Чесницкий
Механизмы защиты прав ребенка
Согласно Закону о защите прав детей обязанностью каждого жителя является охранять безопасность своих и других детей, не позднее, чем в тот же день сообщать полиции, сиротскому суду или другому органу защиты прав ребенка о любом насилии над ребенком, о нарушении его прав или другой угрозе, а также, если лицо подозревает, что у ребенка есть предметы, вещества или материалы, способные угрожать жизни или здоровью самого ребенка или других лиц.
Присоединением и ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка Латвийское государство обязалось обеспечить не только все права ребенка, установленные конвенцией, но и создать эффективные национальные механизмы защиты прав (административные, судебные и др.), использованием которых обеспечивается защита прав детей.
Согласно конвенции, а также Закону о защите прав детей, первые лица, которые обеспечивают защиту ребенка и его прав, это – родители или опекуны ребенка. Это – лица, которые прямо или косвенно соприкасаются с ребенком в повседневной жизни, и которых ребенок обычно слушается и воспринимает как пример. Эти лица – главные, которым важны интересы, развитие и благополучие ребенка, и которые обязаны вовлекаться в осуществление механизма защиты прав детей.
Выбор наиболее подходящих механизмов защиты прав, защиты нарушенных прав ребенка, зависит от характера и существа нарушения прав, а также от того, кто и насколько ограничил соответствующие права. Латвийские нормативные акты предусматривают, что права и интересы ребенка в отношениях с родителями и опекунами защищает сиротский суд. В случае совершения преступления, при котором подвергается угрозе жизнь, здоровье ребенка, устранение нарушения прав ребенка осуществляет полиция, прокуратура, суд. В свою очередь, за обеспечение прав ребенку на социальное обеспечение несет ответственность учреждения государства и самоуправления, например, социальные службы самоуправлений. В государстве защиту прав ребенка согласно своей компетенции обеспечивают учреждения образования, здравоохранения, социальной помощи и культуры, а также работодатели, все органы государства и самоуправления, негосударственные организации, деятельность которых связана с оказанием поддержки и помощи детям.
Если права ребенка нарушены решением, принятым государственным или муниципальным учреждением, родители ребенка или лица, их заменяющие – опекуны вправе оспорить или обжаловать решение в вышестоящем учреждении. Существенно, что каждое государственное или муниципальное учреждение, принимая решение, затрагивающее права и интересы ребенка, должно его мотивировать. В решении должны быть указаны также применимые нормы законов, а также пояснение, почему именно эти нормы и в этом случае используются. В соответствующем решении должна быть информация и о том, где и в какой срок можно оспорить или обжаловать это решение.
О том, какой механизм защиты прав используется, и состоялось ли нарушение прав ребенка в соответствующей ситуации, лицо вправе проконсультироваться, также обратившись в Бюро омбудсмена.
Уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области
394018, г. Воронеж, пл. Ленина, д. 1
(473) 212-71-80, 271-17-13, 212-71-79
[email protected]
Попова Ирина Николаевна
Почтовый адрес: 394018, г. Воронеж, пл. Ленина, д.1
Прием граждан осуществляется по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, Д-12
Дни приема: Вторник с 10-00 до 13-00
Вниманию заявителей!
В соответствии с п. 2 ст.6 Закона Воронежской области от 04.03.2019 .№ 23-03 «Об уполномоченном по правам ребенка в Воронежской области» уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти Воронежской области, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории Воронежской области;
3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;
4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации и (или) Воронежской области, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;
5) направлять в органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;
6) направлять губернатору Воронежской области мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти Воронежской области в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;
7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя уполномоченного, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;
8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Воронежской области.
Во исполнение приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 23.07.2012 № 42 «Об организации работы телефонной линии «Ребенок в опасности» в Следственном комитете Российской Федерации» в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области организована работа телефонной линии по номеру 8(473) 222-60-02.
Работа телефонной линии организована в целях немедленного реагирования на обращения по вопросам защиты прав несовершеннолетних.
Прием сообщений в рабочее время с 9.00 до 18.00 осуществляет инспектор отдела по приёму граждан и документационному обеспечению, в остальное время прием сообщений осуществляется в автоматическом режиме.
ВНИМАНИЕ: ОТКРЫТА ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»
Информация о работе Уполномоченного по правам ребенка в Воронежской области с обращениями граждан на август 2021 г.
Календарь событий
Обращение детей к родителям
Твоя безопасность в твоих руках
Защищая права и интересы детей
24 октября 2020 г. 19:11
Адвокатам рассказали об особенностях защиты прав несовершеннолетних и перспективах развития законодательства, регулирующего семейные правоотношения
24 октября состоялся очередной вебинар ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов. С лекцией на тему «Актуальные вопросы защиты прав несовершеннолетних в семейных и гражданских отношениях» выступила заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, доктор юридических наук, профессор кафедры международного частного права и гражданского права им. Лебедева МГИМО МИД РФ Ольга Рузакова.
В начале выступления Ольга Рузакова рассказала о новеллах семейного законодательства – прежде всего, касающихся прав нетрудоспособных совершеннолетних лиц на алименты, а также преимущественного права несовершеннолетних братьев и сестер, проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства, на совместное обучение. По словам спикера, несмотря на то, что проблема, по сути, была решена, в процессе объединения учебных заведений в ряде населенных пунктов (в частности, в г. Москве и Санкт-Петербурге) здания одной школы оказались удаленными друг от друга на существенные расстояния, что также повлекло определенные сложности.
Одна из самых актуальных тем в рамках совершенствования семейного законодательства – имущественные права супругов, отметила Ольга Рузакова. По ее словам, перечень имущества становится все более разнообразным и включает в том числе корпоративные права. В связи с этим законопроект, регулирующий указанные правоотношения и уже принятый в первом чтении, определяет режим общего имущества, которое будет представлять собой совокупность активов и пассивов, нажитых супругами в период брака. Предлагается также закрепить правило, согласно которому при разводе разделу подлежит все имущество супругов в пропорциональных долях.
К наиболее сложным правовым вопросам лектор отнесла распределение долгового бремени супругов. Так, к общим обязательствам предлагается отнести долговые обязательства, которые были созданы каждым из супругов в период брака. Законопроектом также предусмотрен автоматический режим общей совместной собственности супругов на объекты недвижимости. Кроме того, предлагается изменить подход к признанию брачных договоров недействительными.
Особое внимание спикер уделила проблемам отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 СК РФ) и перспективам развития законодательства в этой сфере. Ольга Рузакова отметила, что в Госдуму внесены два законопроекта. Один из них предусматривает внесение поправок в гл. 38.1 ГПК РФ и устанавливает особый порядок рассмотрения споров об отобрании ребенка. Внесудебный порядок предлагается сохранить только в исключительных случаях. Обсуждается также вопрос о предоставлении бесплатной юридической помощи родителям в случае возникновения споров об отобрании детей.
Второй законопроект касается внесения изменений в СК РФ и предусматривает иной подход к решению проблемы, в том числе дифференцированные способы реакции государства на ситуации угрозы жизни и здоровью ребенка, а также обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Наибольшее число споров, отметила Ольга Рузакова, связаны с лишением родительских прав, взысканием алиментов, обеспечением права ребенка на имя, распоряжением имуществом несовершеннолетнего и др. В качестве иллюстрации Ольга Рузакова привела многочисленные примеры из судебной практики.
Были также затронуты перспективы развития законодательства в части определения порядка общения ребенка с родителями, другими родственниками и иными лицами в контексте практики Европейского суда. Спикер также рассказала о проекте поправок в СК РФ, касающихся возможности общения детей с лицами, не являющимися их родственниками.
В заключительной части лекции Ольга Рузакова ответила на вопросы аудитории.
Обращаем внимание, что трансляция будет доступна до 24.00 24 октября. Повтор трансляции состоится в воскресенье, 25 октября.
Кто и как может защитить права ребенка материал сайта Социальная работа в школе
Нарушение прав несовершеннолетних – явление распространенное. Чаще всего дети их родители не вступают в борьбу за свои права, поскольку либо не знают своих прав, либо не знают, как их правильно защитить, либо не хотят тратить на это усилия.Если вы все же хотите отстоять свои права, вы можете обратиться за помощью к специализированным организациям (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, полиция, прокуратура, суд, уполномоченный по правам ребенка и др. организации).
Также можно попытаться сделать это самостоятельно. Такое тоже возможно, но потребует кропотливого изучения законодательства, труда и времени.
В любом случае нужно понимать, что защита своих прав – дело нелегкое, отнимающее немало времени и энергии. Однако именно вам решать, что важнее: потраченные усилия и время или защита собственного достоинства.
Если вы все же решились отстаивать свои права, вот некоторые рекомендации.
Права могут быть защищены любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 ГК).Человек, права которого оказались нарушенными может заставить обидчика прекратить нарушение и восстановить нарушенные права, не обращаясь за помощью в милицию или в суд. Такое действие называется самозащитой гражданских прав и предоставлено любому человеку.
Однако способ самозащиты должен быть соразмерен нарушению и не выходить за пределы действий, которые необходимо предпринять, чтобы прекратить нарушение (ст. 14 ГК).
Будьте внимательны – иногда очень трудно провести грань, когда кончается самозащита гражданских прав и начинается самоуправство. Самоуправство- это преступление, предусмотренное ст. 330 УК РФ. Главное отличие самоуправства от самозащиты заключается в том, что при самоуправстве вы действуете, нарушая порядок, установленный каким-нибудь законом, распоряжением или иным правовым актом.
Защиту прав детей обязаны осуществлять их родители, а также органы опеки и попечительства, органы прокуратуры, суд.
При нарушении прав и законных интересов ребенка родителями, ребенок имеет право обращаться в органы опеки и попечительства самостоятельно, а при достижении 14 лет – в суд. Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ст. 56 СК).
Если между интересами детей и родителей имеются противоречия родители не могут представлять интересы своих детей. В этом случае органы опеки и попечительства защищают права ребенка или назначенный ими представитель для защиты прав и интересов детей (ст. 64 СК).
Ребенок и закон: как защитить жилищные права детей?
Ежегодно 20 ноября отмечается Всероссийский день правовой помощи детям
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а ровно через 30 лет – Конвенцию о правах ребенка. Именно поэтому 20 ноября считается Всемирным днем ребенка, а в нашей стране эта дата известна как День правовой помощи детям. Эксперты Кадастровой палаты ответили на несколько вопросов, связанных с правами детей на недвижимость, которые граждане чаще всего задают нам по телефону горячей линии.
Вопрос 1: Нужно ли делать прописку ребенку?
Ответ: Место жительства детей до 14 лет и граждан, над которыми установлена опека, – это место, где проживают их родители, усыновители или опекуны. Это означает, что зарегистрировать ребенка до 14 лет можно только по месту регистрации его законных представителей или одного из них, усыновителя или опекуна.
Ребенок может владеть или не владеть жильем своих законных представителей, но провести процедуру регистрации необходимо. Если этого не сделать, то собственника и должностных лиц, не узаконивших прописку несовершеннолетнего, могут привлечь к административной ответственности и назначить штраф.
Вопрос 2: Нужно ли согласие третьих лиц на вселение ребенка? Например, арендодателя или родственников, проживающих в этом же месте.
Ответ: Нет. Для вселения несовершеннолетних детей к их родителям не нужно согласие третьих лиц, имеющих права на помещение, в которое вселяется ребенок. Право на совместное проживание детей с родителями закреплено в законе. Это положение подтверждают и другие нормы. Например, статья 70 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 679 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопрос 3: Хочу продать жилье, в котором проживает маленький ребенок. Мне нужно получать согласие органов опеки и попечительства?
Ответ: Если ребенку не принадлежит доля отчуждаемого жилого помещения, а он просто проживает в нем, то согласие органов опеки и попечительства не требуется. Исключением является случай, описанный в пункте 4 статьи 292 ГК РФ.
Согласие потребуется, если несовершеннолетний владеет частью отчуждаемого недвижимого имущества. Эта норма направлена на то, чтобы избежать конфликта интересов между ребенком и родителями, опекунами или попечителями, так как дети не в состоянии в полной мере понять и защитить свои имущественные права.
Вопрос 4: Какие права получит ребенок, если его прописать в родительскую квартиру?
Ответ: Права пользования, то есть продавать, дарить или наследовать квартиру он не сможет.
Наличие регистрации у ребенка не означает, что он автоматически станет совладельцем жилплощади родителей или, наоборот, потеряет свои жилищные права.
Заместитель начальника правового управления Федеральной кадастровой палаты Сергей Коркунов подчеркнул: «Среди категорий населения дети наименее защищены, поэтому вопрос их правовой охраны всегда актуален. Они не могут повлиять на решения родителей, в том числе касающиеся жилищных вопросов, и не могут самостоятельно отстаивать свои интересы в силу возраста. Однако не стоит забывать, что маленькие граждане – всё же граждане. Поэтому наша профессиональная задача – с малых лет рассказывать россиянам об их правах и обязанностях, чтобы они выросли юридически грамотными».
Законодательство о недвижимости претерпевает поправки. Консультация квалифицированных специалистов поможет разобраться в тонкостях конкретной ситуации. По телефону горячей линии бесплатно и круглосуточно подскажут, куда и как обратиться, если ваши имущественные права или права ваших детей были нарушены.
Уполномоченный по правам ребенка в Санкт‑Петербурге
Митянина Анна ВладимировнаУполномоченный по правам ребенка защищает права и законные интересы детей, определенные в Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и другими федеральными законами и законами Санкт‑Петербурга.
Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, гласности, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности.
Приоритетной задачей Уполномоченного является защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с действующим законодательством Уполномоченный по правам ребенка:
- осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Санкт‑Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт‑Петербурге, их должностных лиц, организаций Санкт‑Петербурга, нарушающие права и законные интересы ребенка;
- проверяет самостоятельно или совместно с органами государственной власти Санкт‑Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт‑Петербурге и их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка;
- оказывает детям и их законным представителям бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка;
- осуществляет в установленном действующим законодательством порядке судебную защиту прав и законных интересов ребенка;
- вносит в органы государственной власти Санкт‑Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт‑Петербурге предложения о совершенствовании деятельности по осуществлению защиты прав и законных интересов ребенка;
- направляет в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти и местного самоуправления в Санкт‑Петербурге и организации Санкт‑Петербурга ходатайства о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов ребенка;
- информирует общественность о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов детей;
- осуществляет правовое просвещение граждан в сфере реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.
Ежегодные доклады о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Санкт‑Петербурге
Приемная Уполномоченного по правам ребенка
Санкт‑Петербург, переулок Гривцова, д.11.
Почтовый адрес: 190900, Санкт‑Петербург, BOX 1163
Телефон/факс: 576-70-00
Электронная почта: [email protected], [email protected]
Официальный сайт: http://www.spbdeti.org/
Права ребенка и их значение
Дети и молодые люди имеют те же общие права человека, что и взрослые, а также особые права, в которых признаются их особые потребности. Дети не являются ни собственностью родителей, ни беспомощными объектами благотворительности. Они люди и обладают собственными правами.
Конвенция о правах ребенка устанавливает права, которые должны быть реализованы, чтобы дети могли полностью раскрыть свой потенциал.
Конвенция предлагает видение ребенка как личности и члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его возрасту и стадии развития.Признавая таким образом права детей, Конвенция делает упор на ребенка в целом.
Конвенция признает основное человеческое достоинство всех детей и безотлагательную необходимость обеспечения их благополучия и развития. Он проясняет идею о том, что основное качество жизни должно быть правом всех детей, а не привилегией, которой пользуются немногие.
Курс: Права ребенка и их значение
Хотите узнать больше о правах ребенка? Пройдите этот короткий курс, чтобы изменить ваше понимание прав ребенка и подхода, основанного на правах ребенка, познакомить вас с мандатом ЮНИСЕФ в том, что касается прав ребенка, и вдохновить вас применить линзу прав ребенка к вашей повседневной работе и жизни.
Важность прав детей
Есть много причин для выделения прав детей в отдельную Конвенцию о правах человека:
Дети — физические лица
Дети не являются ни собственностью родителей, ни государством, ни просто людьми в процессе становления; они имеют равный статус как члены человеческой семьи.
Дети начинают жизнь как полностью зависимые существа
Дети должны полагаться на взрослых в вопросах воспитания и руководства, которые им необходимы, чтобы стать независимыми.В идеале такое воспитание обеспечивается взрослыми в детских семьях, но когда основные взрослые опекуны не могут удовлетворить потребности детей, именно государство как лицо, несущее основную ответственность, должно найти альтернативу в наилучших интересах ребенка.
Действия или бездействие правительства влияют на детей сильнее, чем на любую другую группу общества
Практически каждая область государственной политики — от образования до здравоохранения — в той или иной степени затрагивает детей. Недальновидная политика, не учитывающая детей, отрицательно сказывается на будущем всех членов общества.
Взгляды детей должны быть услышаны и приняты во внимание в политическом процессе
Дети обычно не голосуют и традиционно не принимают участия в политических процессах. Без особого внимания к мнениям детей, выражаемым дома и в школах, в местных сообществах и даже в правительстве, взгляды детей остаются неуслышанными по многим важным вопросам, которые затрагивают их сейчас или повлияют на них в будущем.
Многие изменения в обществе оказывают непропорциональное, а зачастую и негативное влияние на детей
Трансформация структуры семьи, глобализация, изменение климата, цифровизация, массовая миграция, изменение структуры занятости и сокращение сети социального обеспечения во многих странах — все это оказывает сильное влияние на детей.Воздействие этих изменений может быть особенно разрушительным в ситуациях вооруженного конфликта и других чрезвычайных ситуаций.
Здоровое развитие детей имеет решающее значение для будущего благополучия любого общества
Поскольку они все еще развиваются, дети особенно уязвимы — в большей степени, чем взрослые — по отношению к плохим условиям жизни, таким как бедность, неадекватное здравоохранение, питание, безопасная вода, жилье и загрязнение окружающей среды. Последствия болезней, недоедания и бедности угрожают будущему детей и, следовательно, будущему обществ, в которых они живут.
Неудача детей обходится обществу очень дорого
Результаты социальных исследований показывают, что ранний опыт детей значительно влияет на их будущее развитие. Ход их развития определяет их вклад или стоимость для общества в течение их жизни.
Защитники прав детей работают над продвижением повестки дня в США
Недавно я спросил своих 4-, 5- и 6-летних учеников, что, по их мнению, нужно всем детям, чтобы расти здоровыми и сильными.Они охотно ответили: много-много воды. Фрукты и овощи. Любовь. Школы. Дома. Родители. Жизнь. Вещи, с которыми можно поиграть. Пятилетний ребенок пошел еще дальше: «Лего». — огрызнулся шестилетний мальчик. «Лего? Они вам не нужны, но вы бы хотели их ».
Список, составленный моими учениками вокруг коврика для собраний, удивительно похож на список прав, указанных в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, одном из наиболее широко ратифицированных договоров в мире. Конвенция закрепляет право детей на образование, охрану здоровья, самовыражение и, да, на игру.В нем признается, что семья является основной ячейкой общества, и говорится, что семьям должна быть предоставлена необходимая защита и помощь для выполнения обязанностей перед своими детьми. Делегаты Соединенных Штатов сыграли активную роль в разработке проекта конвенции в конце 1980-х годов. С тех пор его ратифицировали все государства-члены Организации Объединенных Наций, за одним исключением: США.
Некоторые защитники прав ребенка в Соединенных Штатах заявили, что они ожидали, что страна ратифицирует конвенцию, если Хиллари Клинтон победит на президентских выборах.Теперь, когда администрация стремится увеличить военные расходы; сократить финансирование доступного жилья, образования и других программ помощи малообеспеченным семьям; и кардинально изменить соответствующую политику, они говорят, что приверженность правам детей имеет решающее значение для защиты детей и смягчения растущего неравенства. Эти защитники сталкиваются с противодействием со стороны тех, кто утверждает, что конвенция подрывает национальный и родительский суверенитет.
Соединенные Штаты — одна из самых богатых стран в мире, но у них один из самых высоких уровней детской бедности среди развитых стран.Национальный центр помощи детям в бедности обнаружил, что 43 процента детей в Соединенных Штатах живут в семьях, которые с трудом могут удовлетворить свои самые элементарные потребности. Одна из 25 семей с маленькими детьми живет примерно на 2 доллара в день или меньше, что, по мнению некоторых исследователей, превышает или сопоставимо с аналогичными показателями в России, на Западном берегу и в секторе Газа, а также в городских районах Китая. Младенческая смертность более распространена в Соединенных Штатах, чем во многих других экономически развитых странах. Тем не менее, Соединенные Штаты тратят меньшую долю своего ВВП на пособия для семей, чем другие богатые страны.
Дети в Соединенных Штатах имеют многие из тех же конституционных прав, что и взрослые, например, право на неприкосновенность частной жизни, надлежащую правовую процедуру и свободное выражение мнения. Родители могут подать в суд на школьную систему и местные органы власти, если они считают, что конституционные права их детей были нарушены. Джонатан Тодрес, профессор права, который много писал о правах детей, говорит, что многие права, упомянутые в конвенции ООН, вытекают из законодательства США, например, право на свободу религии и свободу выражения мнения.Тем не менее, утверждает он, ратификация имела бы дополнительную ценность: «Есть кое-что, что может принести конвенция с точки зрения предоставления как мандата, так и основы для действий. В его отсутствие нет таких же согласованных усилий и сосредоточения внимания на проблемах, затрагивающих детей ».
Адвокаты говорят, что какое-то соглашение о том, что детям нужно для процветания, необходимо для решения проблемы детской бедности. Кара Балдари, директор беспартийной группы защиты детей First Focus, утверждает, что, когда общество не приходит к официальному консенсусу относительно того, что важно для детей, дети в конечном итоге остаются без товаров, которые могут иметь решающее значение для их экономической мобильности. .Эти товары могут варьироваться от чистой воды до доступа в Интернет в школе. Профессора права Клэр Хантингтон и Элизабет Скотт написали в журнале The Future of Children , что политика, направленная на повышение благополучия детей, не является обязательной в Соединенных Штатах. В результате программы, которые способствуют благополучию детей, часто не имеют финансирования и сокращаются, когда это политически выгодно.
Защитники, такие как Тодрес, говорят, что ратификация конвенции может изменить это. Признавая, что реализация в разных странах отличается, Тодрес говорит, что многие исследования показывают, что большинство стран, ратифицировавших договор, включают некоторые аспекты во внутреннее законодательство.В некоторых странах приверженность конвенции способствовала активизации усилий по борьбе с детской бедностью. Например, в 2010 году в Великобритании был принят закон, устанавливающий твердые цели и стратегию сокращения детской бедности. Карла Кларк, эксперт по правовым вопросам Группы действий Великобритании по борьбе с детской бедностью, считает, что ратификация этой страны Конвенции о правах ребенка способствовала принятию закона.
«Дети в США имеют хороший уровень жизни независимо от ратификации этого договора.Некоторые сенаторы-республиканцы в США решительно сопротивлялись ратификации, заявляя, что договор подрывает суверенитет США в вопросах права и родительский суверенитет внутри страны. Выдающиеся либертарианские и христианские организации разделяют эти опасения. «Очевидно, что некоторые из формулировок не вызывают возражений и то, что вы хотите для детей», — говорит Трэвис Вебер, директор Центра религиозной свободы Совета по семейным исследованиям. «Но я бы опасался закреплять права в законе». Он предупредил, что у людей разные представления о том, что влекут за собой некоторые права, например право ребенка на социально-эмоциональное благополучие.
Совет по семейным исследованиям будет продолжать выступать против конвенции, говорит Вебер, из опасения, что она может вынудить американских законодателей признать права однополых родителей, предоставить подросткам доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и преодолеть желание родителей использовать телесные наказание. Стефано Дженнарини из социально консервативного Центра семьи и прав человека соглашается. Он признает, что рекомендации комитетов ООН не носят обязательного характера и что решать их или нет — дело каждого правительства.Тем не менее он выражает обеспокоенность по поводу того, что США действительно не будут знать, какие обязательства они возьмут на себя, если они ратифицируют договор.
Если говорить более фундаментально, противники вроде Вебера не видят необходимости в таком соглашении. «Дети в США имеют хороший уровень жизни независимо от ратификации этого договора», — говорит Вебер, позже отмечая, что он не знаком с исследованиями, показывающими широко распространенную детскую бедность в США. Он скептически относится к тому, что ратификация сделает что-либо для сокращения детской бедности. , и что это работа правительства — даже исправить это.
Защитники прав детей в США в последние месяцы подтвердили свою приверженность своей повестке дня, даже несмотря на то, что президент выразил пренебрежение к Организации Объединенных Наций и составил проекты приказов о сокращении вмешательства США. В преддверии инаугурации Трампа Ррика Матур из First Focus поделилась: «Во всяком случае, этот момент — возможность сказать людям, что у детей нет этих прав здесь, но они есть во многих других странах». Недавно созданная Группа действий США по борьбе с детской бедностью, созданная по образцу вышеупомянутого У.К. организация обратилась к новой администрации с призывом поставить цель сократить вдвое детскую бедность в ближайшее десятилетие. Матур признал, что на национальном уровне адвокатам, возможно, придется играть в защиту и обращаться к муниципальным и государственным уровням, чтобы настаивать на новых смелых инициативах.
Защитники прав детей в Калифорнии, занимающей 47-е место в США и Вашингтоне, округ Колумбия, по уровню экономического благополучия детей, надеются проложить путь. В декабре сенатор штата от Демократической партии Ричард Пэн внес на рассмотрение законопроект, который установит стандарты здоровья, безопасности, образования и благополучия и предоставит семьям возможность получить поддержку, необходимую для благополучия их детей.
«Мы пытаемся завязать разговор», — говорит Крейг Чеслог, содиректор Common Sense Kids Action, правозащитной группы, которая помогает подготовить закон. «На что должен иметь право каждый ребенок в Калифорнии с точки зрения программ и услуг, необходимых для его процветания? После того, как мы составим этот список, мы сможем привлечь к ответственности избранных должностных лиц и помочь найти доход ».
Тем не менее, законопроект о правах детей встретил резкую оппозицию, особенно со стороны родителей, которые выступают против вакцинации и вспоминают, что Пан спонсировал законопроект 2015 года, требующий, чтобы дети, посещающие школу, получали плановые вакцины.Родители, обучающиеся на дому, также выразили обеспокоенность тем, что закон ограничит их возможности. На более чем ста родительских собраниях по всему штату Common Sense Kids получила известия от сторонников и противников. Чтобы развеять опасения родителей, что их собственные права могут быть поставлены под угрозу (в Интернете идет активная торговля ничем не подкрепленными теориями заговора), создатели пересмотрели законодательство, преобразовав права детей в права родителей на доступ к услугам. «Доступ, доступ, доступ.Речь не шла ни о чем, кроме предоставления семьям дополнительных возможностей и поддержки », — говорит Чеслог.
Дженнарини из Центра семьи и прав человека, со своей стороны, говорит, что он открыт для государственных инициатив, подобных этой. «Я думаю, это фантастика, что штаты, города и местные органы власти хотят выступить с инициативами, чтобы помочь семьям выполнять свои обязанности», — говорит он. «Какую основу они примут, зависит от них».
Чеслог по-прежнему настаивает и надеется, что различные заинтересованные стороны сплотятся вокруг законопроекта: «Мы считаем, что Билль о правах детей и молодежи станет общенациональной моделью, которая будет определять то, что правильно для детей», — говорит он.«Мы увидим, как люди действительно объединятся вокруг этого видения».
Ваши права — права детей
Согласно Конституции и закону, дети, зависящие от системы социальной защиты детей, имеют права, и компания «Права детей» направлена на их защиту.
Дети, находящиеся в приемных семьях, и другие дети, зависящие от государственных систем социальной защиты детей, имеют важные юридические права в соответствии с Конституцией Соединенных Штатов, а также федеральными законами и законами штата, в том числе:
- Право на защиту от жестокого обращения, пренебрежения или другого жестокого обращения в приемных семьях, групповых домах и других местах размещения. Приемные родители и персонал учреждения должны находиться под надлежащим наблюдением и проверкой. Любое предполагаемое жестокое обращение должно быть быстро и тщательно расследовано.
- Право на достаточное питание, одежду и жилище.
- Право на соответствующее стабильное размещение в наименее ограничительной ситуации.
- Право на регулярную медицинскую и стоматологическую помощь, а также любые необходимые психиатрические услуги.
- Право на необходимые услуги в области развития и образования.
- Право на услуги по планированию дела и постоянное жилище в соответствии с целями вашего опеки.
- Право не портиться во время нахождения под стражей.
- Право не подвергаться дискриминации на основании расы, религии, пола, сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
Уже почти 25 лет организация «Права детей» защищает интересы детей.
С 1995 года мы сражаемся за защиту прав подвергшейся жестокому обращению, заброшенной и приемной / усыновленной молодежи, одерживая знаменательные победы и добиваясь радикальных улучшений в жизни детей в более чем дюжине штатов по всей стране.
Чтобы узнать больше о наших кампаниях по реформе социальной защиты детей, посетите сайт www.childrensrights.org/cases.
Чтобы связаться с нами, посетите www.childrensrights.org/contact.
«Права детей» возбуждает коллективные иски от имени детей в системах защиты детей. Мы не обеспечиваем прямого юридического представительства или консультируем по отдельным вопросам. Если вам нужен юрисконсульт, который представит вас или проконсультирует вас, обратитесь в местную коллегию адвокатов, в агентство по оказанию юридической помощи / юридических услуг или в суд для получения направления на юриста.
Права детей — Миссия:
Каждый день дети страдают из-за нарушенных в Америке систем защиты детей, ювенальной юстиции, образования и здравоохранения.Посредством неустанной стратегической защиты и судебных исков мы возлагаем на правительства ответственность за обеспечение безопасности и здоровья детей. Права детей оказали долгосрочное влияние, защитив сотни тысяч уязвимых детей, и мы готовы помочь еще миллионам. Они зависят от нас… и от вас.
###
Будьте в курсе! Присоединяйтесь к нашему списку адресов электронной почты для получения обновлений:
детей | Организация Объединенных Наций
Детское агентство ООН
После Второй мировой войны положение европейских детей было тяжелым, и новое агентство, созданное Организацией Объединенных Наций, вмешалось, чтобы обеспечить этих детей едой, одеждой и медицинским обслуживанием.
В 1953 году ЮНИСЕФ стал постоянной частью ООН и начал успешную глобальную кампанию против фрамбезии, уродливой болезни, поражающей миллионы детей, и болезни, которую можно вылечить с помощью пенициллина.
Декларация прав ребенка
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой определены права детей на защиту, образование, здравоохранение, кров и хорошее питание.
Образование
После более чем десятилетнего внимания проблемам детского здоровья ЮНИСЕФ расширил свои интересы, чтобы удовлетворить потребности всего ребенка.Так началось постоянное внимание к образованию, начиная с поддержки обучения учителей и оборудования классных комнат в новых независимых странах.
В 1965 году организация была удостоена Нобелевской премии мира «За содействие братству между народами». Сегодня ЮНИСЕФ работает более чем в 190 странах и территориях, уделяя особое внимание работе с наиболее уязвимыми и изолированными детьми на благо всех детей во всем мире.
Конвенция о правах ребенка
В своей работе ЮНИСЕФ руководствуется Конвенцией о правах ребенка (1989 г.).Конвенция является самым быстро и широко ратифицированным международным договором по правам человека в истории . Конвенция изменила отношение к детям и обращению с ними, то есть как к людям с особым набором прав, а не как к пассивным объектам заботы и благотворительности. Беспрецедентное принятие Конвенции ясно свидетельствует о широкой глобальной приверженности делу защиты прав детей.
Многое было сделано с момента принятия Конвенции — от снижения младенческой смертности до увеличения посещаемости школ, но многое еще предстоит сделать.
Положение детей в мире
Каждый ребенок имеет право на здоровье, образование и защиту, и каждое общество заинтересовано в расширении возможностей детей в жизни. Тем не менее, во всем мире миллионы детей лишены справедливого шанса ни по одной причине, кроме страны, пола или обстоятельств, в которых они родились.
Бедность непропорционально сказывается на детях. Во всем мире каждый шестой ребенок живет в крайней бедности, имея менее 1 доллара США.90 в день. Их семьи изо всех сил пытаются позволить себе базовое медицинское обслуживание и питание, необходимые для хорошего старта. Эти лишения оставляют неизгладимый отпечаток; в 2019 году 149 миллионов детей в возрасте до пяти лет страдали от задержки роста.
Несмотря на значительный прогресс в зачислении в школу во многих частях мира, более 175 миллионов детей не посещают дошкольное образование, упустив важную инвестиционную возможность и с самого начала страдая от глубокого неравенства. Согласно отчету ЮНЕСКО за 2017 год, 6 из 10 бросают начальную школу, не достигнув минимального уровня владения чтением и математикой.Эта проблема усугубляется все более затяжным характером вооруженного конфликта.
Дети и вооруженные конфликты
Более двадцати лет назад мир объединился, чтобы осудить и выступить против использования детей в вооруженных конфликтах. С тех пор тысячи детей были освобождены в результате выполнения Планов действий, утвержденных Советом Безопасности ООН, и других действий, направленных на прекращение и предотвращение вербовки и использования детей вооруженными силами и группами. Однако серьезные проблемы с защитой детей, затронутых вооруженным конфликтом, остаются.
В 2019 году 1,6 миллиарда детей (69%) проживали в стране, затронутой конфликтом, и примерно 426 миллионов детей (более одного из шести) жили в зоне конфликта. Миллионы детей, многие из которых остаются без сопровождения взрослых или разлучены со своими семьями, перемещаются в результате вооруженного конфликта. Эти дети подвергаются высокому риску серьезных нарушений в лагерях и вокруг них, а также в других местах убежища. Необходимо срочно принять меры для облегчения участи детей, перемещенных в результате вооруженного конфликта, и Генеральный секретарь призывает государства-члены уважать права перемещенных детей и детей-беженцев и предоставлять им необходимые вспомогательные услуги.
Насилие в отношении детей
Право детей на защиту от насилия закреплено в Конвенции о правах ребенка, и тем не менее один миллиард детей ежегодно подвергаются той или иной форме эмоционального, физического или сексуального насилия; и каждые семь минут один ребенок умирает от насилия.
Насилие в отношении детей не знает границ культуры, класса или образования. Это происходит в отношении детей в детских учреждениях, школах и дома. Насилие со стороны сверстников также вызывает озабоченность, как и рост киберзапугивания.Дети, подвергшиеся насилию, живут в изоляции, одиночестве и страхе, не зная, куда обратиться за помощью, особенно когда преступником является кто-то из близких. Пол детей, инвалидность, бедность, национальность или религиозное происхождение могут повышать риск насилия, причем самые молодые из них особенно уязвимы, поскольку они менее способны высказываться и искать поддержки.
В 2006 году исследование ООН предоставило набор рекомендаций о том, как положить конец насилию в отношении детей; Генеральный секретарь назначил Специального представителя для обеспечения их эффективных последующих мер и контроля за их выполнением.
Достигнут реальный прогресс: во многих штатах теперь есть законы, запрещающие физическое, психическое и сексуальное насилие и оказывающие поддержку жертвам; кампании повышают осведомленность о негативном воздействии насилия; пресекаются издевательства, сексуальное насилие и вредные обычаи в отношении детей. У нас также есть больше данных о масштабах и характере насилия в отношении детей.
Это значительные изменения, но еще многое предстоит сделать. Включение конкретной цели (16.2) Повестка дня на период до 2030 года продемонстрировала стремление мира положить конец всем формам насилия в отношении детей. Мы должны без промедления работать над тем, чтобы благородное видение стало реальностью для каждого ребенка.
Дети и цели в области устойчивого развития
В течение 15 лет Цели развития тысячелетия (ЦРТ) были руководящей силой по многим вопросам, влияющим на жизнь детей, молодых людей и их семей. За это время был достигнут огромный прогресс в сокращении предотвратимой детской смертности, увеличении числа детей в школах, сокращении крайней бедности и обеспечении большего числа людей доступа к безопасной воде и питательной пище.
Однако прогресс был неравномерным, и многие из наиболее актуальных для мира проблем, включая устранение неравенства, содействие инклюзивному экономическому росту, защиту детей от насилия и борьбу с изменением климата, не были должным образом отражены в ЦРТ.
С принятием новых целей в области устойчивого развития (ЦУР) в сентябре 2015 года мировые лидеры взяли на себя обязательство покончить с бедностью к 2030 году. Но если не будут предприняты ускоренные усилия:
- Почти 52 миллиона детей могут умереть, не дожив до пяти лет в период с 2019 по 2030 год.
- Вероятность смерти детей в странах Африки к югу от Сахары до достижения пятилетнего возраста в 16 раз выше, чем у детей в странах с высоким уровнем доходов.
- Девять из 10 детей, живущих в крайней нищете, будут жить в странах Африки к югу от Сахары.
- Более 60 миллионов детей младшего школьного возраста не будут посещать школу — примерно столько же, сколько не посещают школу сегодня. Более половины будут из стран Африки к югу от Сахары.
- К 2030 году еще более 150 миллионов девушек выйдут замуж до достижения 18-летнего возраста.
Это огромное неравенство и опасности не просто нарушают права и ставят под угрозу будущее отдельных детей. Они увековечивают циклы неблагополучия и неравенства из поколения в поколение, которые подрывают стабильность обществ и даже безопасность наций повсюду.
Дети и система ООН
От сосредоточения внимания на образовании Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) до усилий Международной организации труда (МОТ) по искоренению детского труда и до Программы для детей и молодежи Агентства ООН по оказанию помощи и организации работ для «Палестинские беженцы на Ближнем Востоке» (БАПОР), инициативы по школьному питанию и здоровью, поддерживаемые Мировой продовольственной программой (ВПП), кампании по искоренению болезней, проводимые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), система ООН работает для детей.
ресурсов
Права детей — Уполномоченный по правам человека
Права детей
Права детей продолжают нарушаться по всей Европе. Более того, детей не всегда признают полноправными носителями прав человека. Некоторый прогресс был достигнут, отчасти благодаря Конвенции ООН о правах ребенка. Совет Европы также внес свой вклад в защиту детей посредством прецедентного права Европейского суда по правам человека и Европейского комитета по социальным правам и путем принятия важных стандартов, касающихся усыновления, эксплуатации детей, ювенальной юстиции или детей в специальных учреждениях. .
Права детей не ограничиваются доступом к образованию, достаточному питанию или качественному медицинскому обслуживанию. Государства также несут ответственность за обеспечение того, чтобы интересы детей учитывались в первую очередь при принятии всех касающихся их решений. Они не должны дискриминировать детей, но должны выслушивать их и вовлекать их в каждое решение, касающееся их. Они также должны защищать их от всех форм насилия и эксплуатации. Более того, они обязаны обеспечивать защиту от бедности.
Защита прав детей занимает важное место в повестке дня Уполномоченного по правам человека. Она регулярно посещает учреждения по уходу, школы, учреждения, где содержатся дети, места, где дети живут в тяжелых условиях, а также организации, оказывающие услуги детям. Комиссар направляет рекомендации национальным властям о том, как они могут улучшить свои записи о правах детей.
Комиссар определила три области, вызывающие озабоченность, которым она уделяет особое внимание: 1) сохраняющаяся проблема безгражданства среди детей в различных государствах-членах; 2) все еще широко распространенная практика помещения некоторых групп детей, в том числе цыган и детей с ограниченными возможностями, в отдельные учебные заведения; и 3) положение с правами человека детей-мигрантов, особенно несовершеннолетних мигрантов без сопровождения взрослых.
О Конвенции о правах ребенка
Права детей — это права человека для детей. Конвенция 1989 г. о правах ребенка — это договор, в котором признаются особые права детей.
В этом году ЮНИСЕФ отмечает 30-летие договора и наше давнее обещание защищать права каждого ребенка во всем мире.
Права человека — это основные стандарты, по которым каждый человек имеет право выживать и развиваться с достоинством.Организация Объединенных Наций установила универсальный стандарт прав человека с принятием Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. С тех пор был разработан ряд договоров по правам человека, признающих основные права всех людей. У детей тоже есть эти права. Дети (младше 18 лет) также имеют особые права, признанные в Конвенции о правах ребенка 1989 г., с учетом их уязвимости и зависимости. Все права человека детей применимы ко всем детям во все времена без исключения.Обеспечение и защита прав детей, предусмотренных Конвенцией, является основной обязанностью правительств на всех уровнях, и реализация обещаний, предусмотренных Конвенцией, является постоянным и постепенным обязательством.
Конвенция о правах ребенка закрепляет эти права в 54 статьях и в наборе факультативных протоколов.
Дети имеют право на:
- Защита (например, от злоупотребления, эксплуатации и вредных веществ)
- Обеспечение (например, образование, здравоохранение и достаточный уровень жизни)
- Участие (e.g., прислушиваясь к мнению детей и уважая их развивающиеся способности)
- Особые меры защиты и положения для уязвимых групп населения, таких как дети из числа коренных народов и дети с ограниченными возможностями
Скачать Конвенцию о правах ребенка в формате PDF (на понятном для детей языке)
ЮНИСЕФ в Канаде считает, что все дети имеют право на здоровое, безопасное и счастливое детство. Кампания «Наше право на детство» призывает всех дать каждому ребенку шанс быть ребенком и оставаться ребенком столько, сколько они могут.
Конвенция о правах на практике
Некоторые критики опасаются, что Конвенция о правах ребенка слишком поощряет детей действовать индивидуально и игнорировать авторитетных взрослых в своей жизни. На самом деле, права, предусмотренные Конвенцией, касаются уважительных отношений. Это правовые обязательства правительства и других органов власти по отношению к детям, поэтому роль правительства в защите детей (например, с помощью законов, регулирующих вредные вещества) и обеспечении их основных потребностей (таких как создание системы качественного образования) основана на четких обязанностях. а не безоговорочно оказанные услуги.В Конвенции прямо подтверждается, что родители несут основную ответственность за развитие и защиту своих детей. Но действия и бездействие правительства также имеют большое влияние на детей. Конвенция обеспечивает основу, позволяющую правительствам уделять первоочередное внимание наилучшим интересам детей при принятии всех решений, создавать процессы управления, обеспечивающие приоритетность детей, воплощать права детей в соответствии с Конвенцией в законодательстве и справедливо относиться к детям при разработке законов и политики. и услуги, помогающие защитить их и способствовать их развитию.Надлежащее осуществление прав детей способствует уважительным отношениям между детьми и их сверстниками, а также между детьми и взрослыми.
Международные договоры о правах человека разрабатываются путем переговоров между правительствами. Государства-члены Организации Объединенных Наций разрабатывают общепринятый набор стандартов обращения с людьми со стороны своих правительств. Конвенция о правах ребенка отражает глобальный консенсус в отношении условий для хорошего детства.
Конвенция о правах ребенка — в Канаде
Канада ратифицировала Конвенцию 13 декабря 1991 года.С тех пор ряд законов, политики и практики, затрагивающих детей, расширил права детей на защиту, развитие и участие в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Фактически, Конвенция вдохновила процесс социальных изменений во всех регионах мира, переосмыслив основные потребности детей как права, которые необходимо защищать и обеспечивать, а не как необязательные благотворительные акты. В Конвенции разъясняется идея о том, что основное качество жизни должно быть правом всех детей, а не привилегией, которой пользуются немногие.Поскольку правительства, школы и другие учреждения Канады постепенно изменили ряд законов, политики и практики для защиты прав детей, дети защищены законом от военного назначения до вооруженных конфликтов, у детей, находящихся на попечении правительства, есть защитники, которые могут помочь, когда нет другие взрослые, которые могут, и все больше учеников участвуют и преуспевают в школах, где их взгляды ценятся и уважаются.
Тем не менее, некоторые дети страдают от бедности, бездомности, жестокого обращения, отсутствия заботы, предотвратимых болезней и неравного доступа к качественному образованию, системам защиты и правосудия.Стандарты и принципы, сформулированные в Конвенции, могут стать реальностью только тогда, когда их будут уважать все — в семье, в школах и других учреждениях, которые предоставляют услуги детям, в общинах и на всех уровнях государственного управления.
Зачем нужны отдельные права детей
Есть много причин для выделения прав детей в Конвенции о правах человека:
Дети начинают жизнь с большей уязвимости.Дети должны полагаться на взрослых в вопросах воспитания, защиты и руководства, которые им необходимы, чтобы стать независимыми. Поскольку они все еще развиваются, и поскольку во многих странах правовая база предоставляет детям меньший статус и защиту, чем взрослые, дети особенно уязвимы перед бедностью и неадекватным медицинским обслуживанием, образованием, питанием, безопасной водой, жилищем, общественными услугами, защитой и окружающей средой. загрязнение.
Действия или бездействие правительства влияют на детей сильнее, чем на любую другую группу общества.Практически каждая область государственной политики в той или иной степени затрагивает детей. Политика, не учитывающая детей, оказывает негативное влияние на будущее всех членов общества. И поскольку все права взаимосвязаны и имеют одинаковую важность, решения правительства в отношении любого из прав должны приниматься в свете всех других прав, предусмотренных Конвенцией.
Взгляды детей редко слышат и редко учитываются в политическом процессе. Дети не голосуют и не участвуют иным образом в политических процессах.Без особого внимания к детям при принятии затрагивающих их решений существует риск того, что последствия для детей будут пагубными.
Многие изменения в обществе оказывают непропорциональное и часто негативное влияние на детей. Глобализация, смена моделей занятости, рост экономического и социального неравенства и изменение климата оказывают сильное воздействие на детей.
Стабильное развитие означает стабильное будущее
Оптимальное развитие детей имеет решающее значение для благополучия любого общества.Ранний опыт детей существенно влияет на их будущее развитие. Качество развития детей в раннем возрасте оказывает сильное влияние на конечный вклад детей в общество на протяжении всей их жизни или их стоимость. Стареющие общества с растущим пожилым населением и уменьшающимся молодым населением зависят от оптимального развития каждого ребенка.
Информация о правах ребенка для детей
«Статья 1. Если вы моложе
лет.
18 лет, вы
ребенок, и у тебя есть права.”
— Конвенция о правах ребенка 1989 г.
У всех людей есть права.
Права — это то, что необходимо каждому человеку, чтобы выжить, чтобы с ним обращались справедливо и чтобы полностью реализовать свой потенциал. Права важны, потому что в них перечислены очень конкретные вещи, которые у нас есть и которые нужно жить достойно и с уважением. Права человека являются важной частью нашей повседневной жизни, и они важны для всех, независимо от того, откуда вы родом, вашего возраста, культуры, религии или любого другого статуса.
Как и взрослые, у каждого ребенка есть права.Каковы права детей? Права человека универсальны и часто выражаются и гарантируются законом в договорах, обычном международном праве, общих принципах и других источниках международного права. Дети и молодые люди имеют те же общие права человека, что и взрослые, но у них также есть особые права, в которых признаются их особые потребности как детей.
У детей, как и у взрослых, есть права. Права детей зафиксированы в специальном документе под названием Конвенция ООН о правах ребенка.Это было написано в ноябре 1989 года, и в нем перечислены все права, которыми обладают все дети.
Эти права принадлежат каждому ребенку в мире. Так что если вам меньше 18 лет — это ваши права!
Какие права есть у детей? Практически все страны мира согласились выполнять Конвенцию о правах ребенка 1989 года (КПР). Конвенция была первым инструментом, разработанным для включения всего спектра международных прав человека, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права, а также аспекты гуманитарного права, которые применимы только к детям.
Конвенция содержит четыре руководящих принципа, и они являются основными требованиями для реализации любых прав. Принципы:
- Недискриминация: 42 статьи КПР касаются прав КАЖДОГО ребенка, независимо от его религии, расы или способностей; все, что они думают или говорят; какова их культура; будь то мальчики или девочки, богатые они или бедные.
- Наилучшие интересы ребенка: любое принимаемое решение или любое предпринятое действие, которое может повлиять на детей, всегда должно отдавать приоритет наилучшим интересам ребенка.
- Обеспечение выживания и развития ребенка: каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и лица, принимающие решения, обязаны обеспечить им все возможности для развития и реализации своего потенциала,
- Участие: дети являются экспертами в своей жизни и опыте, и с ними следует консультироваться по поводу решений, которые их затрагивают. Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение и может дать совет и ценную информацию о том, как лучше всего защитить и реализовать свои права.Вы можете узнать больше о Конвенции здесь.
Например, каждый ребенок имеет право на защиту от всех видов насилия. Но каждый день многие дети видят или подвергаются насилию — дома, в школе или в своих общинах.
Каждый ребенок имеет право на то, чтобы его выслушивали и серьезно относились к его мнению при принятии решений, касающихся его жизни.Но многие взрослые не находят времени, чтобы выслушать мнения детей или поработать с детьми, чтобы найти лучший способ решения проблем, с которыми они могут столкнуться в своей жизни.
Правительства, взрослые и дети должны работать вместе, чтобы избавиться от этих препятствий, чтобы дети могли пользоваться всеми своими правами и быть лучшими.
Кто защищает права детей? Взрослые и правительства во всем мире обязаны защищать права детей.Комитет по правам ребенка — это группа из 18 независимых экспертов, которые следят за странами, подписавшими Конвенцию, чтобы убедиться, что они соблюдают Конвенцию о правах ребенка. Какое отношение права детей имеют к ЮНИСЕФ? Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций уполномочила ЮНИСЕФ выступать за защиту прав детей, помогать удовлетворять их основные потребности и расширять их возможности для полного раскрытия их потенциала.Такие организации, как ЮНИСЕФ, должны сыграть важную роль в напоминании правительствам об их ответственности перед детьми. Мы работаем, чтобы давать правительствам советы о том, как лучше всего защищать и продвигать права детей. Мы также работаем с правительствами, чтобы найти лучший способ сделать это для наибольшего числа детей.
Иногда, если правительство или взрослые плохо справляются с защитой прав детей или не имеют того, что им нужно для этого, ЮНИСЕФ вмешивается и работает с другими организациями, чтобы предоставить детям то, что им нужно. безопасны, выживают и растут, и к ним относятся справедливо.
Узнайте, как можно отстаивать права детей
Слушаем детей и молодежь
Дети и молодые люди имеют право высказывать свое мнение по вопросам, которые их затрагивают, а взрослые — выслушивать их и относиться к ним серьезно. Это фундаментальное право, которым должны обладать все дети и молодые люди. Это изложено в Конвенции ООН о правах ребенка, которая определяет мандат ЮНИСЕФ.
Мы приветствуем и приветствуем все комментарии, вопросы или жалобы по поводу ЮНИСЕФ и нашей работы от детей и молодежи.