Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка
И почему второе невозможно без первого
И почему второе невозможно без первого
Как научить ребёнка принимать решения самостоятельно, но обеспечить его безопасность и уберечь от необдуманных поступков? Психолог Данил Парникель рассказывает, как связаны между собой самостоятельность и ответственность и чем они различаются.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Самостоятельность — это «мама, я сам». То есть способность ребёнка выполнять действие без вмешательства и помощи родителя. Ответственность — это «мама, я сделаю». То есть готовность ребёнка соблюдать договоренности и действовать по принципу «сказал, что сделаю — сделал».
Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.
Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.
Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.
На принятие ответственности влияет много факторов: «сталкивался ли я с этой ситуацией раньше», «понимаю ли я, что происходит», «понимаю ли я пределы своих возможностей в этой ситуации», «чем я рискую, принимая решение».
Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать ихТо, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.
- Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.
- Опыт родителя не конвертируется в опыт ребёнка. «Поверь мне, я через это проходил» — одна из классических фраз, которой родитель пытается защитить ребёнка, рассказывая о своих ошибках. Но родитель сам пришёл к этому, совершая ошибки, и у него были свои родители, но ничего не поменялось. Дети могут прислушиваться к мнению родителей, учитывать их опыт, но никогда не смогут, просто выслушав «правильные» мысли и идеи, сделать их своими.
- Необходимо определиться с приоритетами: собрать портфель самому или успеть в школу, сделать уроки самостоятельно или лечь спать вовремя. Если вы искренне удивлены катастрофической несамостоятельностью ребёнка, вспомните, как проходит его практика. Классический пример: запрос родителя на развитие самостоятельности ребёнка сопровождается иллюстрацией: «Он всегда собирается ну ооочень долго, в итоге я сам закидываю вещи в портфель и мы бежим в школу».
Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.
1. Ответственность должна быть по силам ребёнка
Начинать надо с малого. Если вам кажется, что ребёнку пора научиться делать уроки без напоминаний, ведь это его зона ответственности, недостаточно сказать «Так! С сегодняшнего дня я тебе не напоминаю про уроки, следи за этим сам». Лучше начать с малого: предложите следить за временем, когда ему следует приступать к домашнему заданию, обсуждайте трудности, помогайте находить решения.
2. Поддержка, а не критика
Если ребёнку трудно справиться с какой-то ответственностью. С ответственностью нельзя «справляться», ответственность берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.
3. Личный пример
Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.
Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.
Фото: iStockphoto (jossdim)
Как научить ребенка ответственности | Подростки и самостоятельность
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как научить ребёнка ответственности. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Инфантилизм – состояние, присущее детям младшего и подросткового возраста. Привычка считать, что за всё отвечают взрослые, откладывается на подсознательном уровне. Родителям стоит воспитывать чувство ответственности в сыне или дочери. Маловероятно, что оно разовьётся само, ведь оставаться ребёнком проще и удобнее.
Что такое ответственность?
Ответственность – это способность:
- исполнять взятые на себя обязательства;
- анализировать жизненную ситуацию и прогнозировать возможные последствия совершаемых действий или бездействия;
- «примерять» к конкретной жизненной ситуации предыдущий опыт;
- выбирать формат собственных поступков с учётом возможных последствий;
- быть готовым отвечать за результаты сделанного выбора.
Несложно понять, что ребёнку такой «груз» кажется малопривлекательным. Картина мира его ещё не сложена, личный опыт ограничен, и проследить причинно-следственные связи между поступками и их последствиями в юном возрасте получается не всегда. Как научить ребёнка ответственности? Психологи разработали множество рекомендаций, реальность же всегда индивидуальна и зависит от характера младшего члена семьи. Взрослым приходится корректировать эти рекомендации и находить собственные решения.
Ответственность или послушание?
Многие взрослые не видят разницы между этими понятиями. Но послушание – это выполнение поручения, вне зависимости от осознания его целесообразности или правильности. Мотивировка поступает извне – имеет место простая исполнительность. Часто она подкрепляется страхом наказания или опасением выйти за рамки правил.
Ответственность подразумевает наличие осмысленного и самостоятельного решения, последствия которого человек оценивает.
С какого возраста можно развивать ответственность?
Это чувство начинает формироваться в раннем возрасте. Взрослым стоит терпеливо и тактично направлять своих детей, не отступая перед их нежеланием взрослеть, но и не оказывая чрезмерного давления. До 3 лет дети не могут оценивать последствий своих поступков. С 3 до 5 лет закладываются азы – малыши уже способны выполнять несложные обязанности. Например, полив цветов, уборка игрушек, прочие мелкие поручения. Ответственность в этом возрасте формируется поэтапно.
- Родитель учит маленького помощника выполнять несложную работу, объясняя цели и последствия невыполнения. Например, возможна такая логическая цепочка: цветок нуждается в воде, без неё он погибнет, люди, вырастившие растение, отвечают за него.
- Ребёнок осознает необходимость действий, принимает решение их выполнять, но периодически забывает. Ему нужно напоминать о его намерениях.
- Конечная цель – полная самостоятельность, ребёнок осознанно принимает решение заниматься чем-либо. В напоминаниях нужды не возникает.
Начиная с 5 лет список дел расширяется, но взрослые принимают решение, можно ли полностью передать заботу о чём-либо младшему члену семьи. Ведь он ещё не может правильно оценивать собственные возможности. Начиная с 7 лет инициативность и самостоятельность поощряются.
Стоит понимать, что все дети индивидуальны. Даже самый правильный подход не гарантирует, что к подростковому возрасту чувство ответственности сформируется полностью и будет охватывать все сферы жизни.
Комментарий психолога:
У ребёнка с трёх лет возникает желание взять ответственность в свои руки. Это всем известное: «Я сам». Важно уловить момент, поддержать инициативу и не отбить желания решать свои небольшие вопросы самостоятельно. «Не бери. Не трогай. Не делай, ты еще маленький», – плохая линия воспитания. В статье это хорошо описано. Но не нужно забывать, что перегрузки в этом вопросе тоже ни к чему. И если поручения слишком сложные и ребёнок не может с ними справиться, то эффект будет противоположным. Такая ситуация может напугать, и позже он станет избегать ответственности, пытаясь переложить на плечи других. Зона ответственности должна расти постепенно. В пять лет – одна. В семь – побольше. Далее с каждым годом или полугодием ответственность растёт и задачи усложняются.
О важности личного примера
Если родители не становятся примером ответственного поведения для своих детей, то об адекватном формировании этого чувства можно забыть.
Если взрослые обещают почитать сказку, прийти на утренник, купить игрушку, но не исполняют этого, то у ребёнка на подсознательном уровне формируется и закрепляется установка: безответственное отношение допустимо! Можно сказать, но не сделать. Это понимание закладывается, когда родители ещё являются эталоном поведения. Искоренить его потом, в подростковом возрасте, очень сложно. В этот период происходит переход на новый уровень в физиологическом и личностном (социальном, нравственном) развитии. Вопрос, как научить подростка ответственности и самостоятельности, обретает особую актуальность.
Подростковый возраст – очень сложный период. Именно на этом этапе формирование ответственности особенно необходимо. Учёба в старших классах без осознания её важности и соответствующего подхода не принесёт хороших результатов. В свою очередь, отсутствие базовых знаний не позволит продолжить обучение в престижном вузе и перечеркнёт возможные перспективы.
Как научить ребёнка ответственности?
Выработка ответственности – процесс индивидуальный, но существуют некоторые универсальные рекомендации.
Право на ошибку
Способность осознавать свои ошибки – одна из составляющих ответственного поведения. Взрослые должны признавать право своих детей как самостоятельных личностей на выбор и на ошибку. При этом важно донести до них, что жизнь невозможна без неудач, никто от них не застрахован. Бояться этого не стоит, нужно лишь уметь признавать и извлекать из ошибки урок. Связка «ошибка → наказание → страх повторения ситуации» приводит к боязни брать на себя ответственность. Правильной будет цепочка: самостоятельное принятие решения → ошибка → анализ произошедшего → осознание неправильности собственных действий. Наказание не решает проблемы, а лишь усугубляет ситуацию.
Отказ от навязывания целей
Навязывая своё мнение, родители могут добиться того, что подросток либо озлобится, либо потеряет желание быть самостоятельным, принимать собственные решения и отвечать за них.
Чтобы этого не произошло, нужно знать цели и желания своего ребёнка. Если они кажутся недостижимыми или глупыми, критиковать и высмеивать их не стоит – нужно обсудить ситуацию, рассказать, через что придётся пройти, чтобы добиться задуманного, выяснить, действительно ли есть готовность к этому. В процессе реализации своей цели подростки часто теряют к ней интерес – это их собственное решение, приняв его, они учатся признавать свои ошибки.
Отказ от сравнений
Распространённая ошибка при воспитании – сравнение с более успешными людьми. Это причиняет боль, воспринимается как несправедливый упрёк и в конечном итоге приводит к нежеланию принимать собственные решения и нести за них ответственность. Ведь всегда найдётся тот, кто будет лучше и успешнее.
Поощрение самостоятельности
Невозможно научиться ответственному отношению к жизни, не развив самостоятельности. Нужно дать возможность подростку обрести собственный опыт. Как позитивный, так и негативный. Проявление самостоятельности должно быть отмечено родителями – это даёт стимул к дальнейшему развитию качества. Можно задействовать таланты подростка на благо семьи – например, если он хорошо ориентируется в Сети, то вполне может подобрать несколько вариантов отелей для предстоящего семейного отпуска или найти дешевые авиабилеты.
Связка «права – обязанности»
В подростковом возрасте хорошо работает связка «права – обязанности». Чем больше обязанностей подросток на себя берёт и чем лучше их исполняет, тем больше прав он получает. И наоборот – не выполняя взятых обязательств, он теряет часть своих прав.
Комментарий психолога:
Если ребёнок все делает правильно – не скупитесь на похвалу. Очень важно, чтобы результат возложенной на себя ответственности, принятие решения и его выполнение вызывали положительные эмоции. Тогда такое поведение постепенно станет естественным.
Как научить ребёнка ответственно относиться к обучению?
Родители могут заставить ребёнка учиться, грозя наказанием или предлагая вознаграждение за успехи. Но это приносит временный результат и не способствует развитию адекватного отношения к учёбе. На школьном этапе ответственность – это осознанное решение учиться. Ученику нужно понимать, что даст ему обучение в школе, каких целей он сможет добиться. Важно, чтобы он не боялся получать плохие оценки, иначе в приоритете окажутся они, а не фактические знания.
К сожалению, современная школа не лишена недостатков – зачастую нежелание учиться даже при наличии правильной мотивации является следствием несовершенства учебного процесса.
По данным Росстата, в 2019 году число недовольных качеством образовательных услуг составило 13,3 % (опрос проводился среди людей, имеющих детей в возрасте до 15 лет).
Основные причины недовольства следующие:
- Программа даётся слишком легко. Такая ситуация характерна для одарённых детей. Пробуждению ответственного отношения к учёбе будет способствовать выход за рамки программы, но в условиях обычной школы это практически невозможно.
- Материал «не даётся», а учитель уже переходит к следующей, ещё более непонятной теме – ученик осознаёт необходимость учиться, но у него ничего не получается, возникает паника, опускаются руки.
- Конфликты с одноклассниками, неблагополучный класс – какой бы сильной мотивация ни была, в условиях постоянной эмоциональной встряски добиться хороших результатов в учёбе сложно.
- Конфликт с педагогами – учителя не всегда могут найти подход к ученикам и далеко не всегда правы. Это совсем не способствует успешному обучению. Особенно, если оценки занижаются намеренно. У школьника появляется ощущение, что ничего не исправить, поскольку его никто не будет слушать.
Такие ситуации не являются редкостью и никак не помогают развитию ответственности, а наоборот, полностью нейтрализуют её. Впоследствии это может негативно отразиться и на взрослой жизни.
Смена школы – решение сложное и не всегда осуществимое. Исходя из этого, многие родители выбирают более современный формат – обучение в Домашней школу «ИнтернетУрок». Такой формат образования возможен как с официальным зачислением и получением аттестата государственного образца, так и без зачисления, когда ученик самостоятельно выбирает интересные ему предметы или изучает сложные темы, не прерывая обучения в традиционной школе.
Гибкий подход к построению образовательного процесса пробуждает интерес и ученики более ответственно подходят к обучению. От получения знаний не отвлекают конфликты с одноклассниками или предвзятое отношение учителей.
Как научить подростка ответственности? Главными ее составляющими являются самостоятельность, умение признавать свои ошибки и делать выводы. На развитие этих качеств стоит обратить особое внимание.
Комментарий психолога:
Ответственность – качество, которое редко проявляется частично. Если человек ответственный, то он и к учёбе так относится. В качестве тренинга хорошо помогает дистанционное образование. В Домашней школе «ИнтернетУрок» ученик сам прописывает расписание, определяет дедлайны (крайние сроки выполнения поставленных перед ним задач). Это зона его ответственности. Для такой тренировки совсем не обязательно отказываться от привычной школы. Форматы «Экспресс»-формат или «С учителем» подразумевают совмещение дистанционного и очного обучения.
Для воспитания ответственности важна постановка задач, при невыполнении которых наступают понятные последствия. Если проспал, то не успел на нужный поезд в метро или на электричку – опоздал на урок. Или на тренировку. Если вышел без шапки на улицу, то простыл и неделю сидишь дома. Работает причинно-следственный анализ, на котором нужно акцентировать внимание. Не виноваты ни ветер, ни шапка, ни мама, которая не уследила…
Безответственное отношение к деньгам рождает ситуацию, когда их не хватает на что-то нужное, потому что они были потрачены на баловство. И здесь самостоятельный поход в магазин – очень хорошая тренировка. Задача – купить только то, что необходимо, и уложиться в бюджет. Как взрослый. Родителям тоже важно однажды отправить своего ребёнка за первыми покупками. Если по дороге нужно перейти оживлённую проезжую часть, ничто не мешает выйти из дома вместе, а после перехода разделиться. Для ребёнка это эпичный момент – идти с деньгами и определённой задачей. Выполнить её и благополучно добраться домой. Ну или к месту встречи….
Ответственность также хорошо развивают домашние животные. Небрежное отношение к ним чревато последствиями. То же с растениями. Если цветок не поливать, то очень скоро он станет пригодным лишь для гербария. Наступают необратимые последствия.
И ответственность – это не совсем про выполнение норм и правил. Можно прогуливать школу, если готов заниматься самостоятельно и способен понять материал. Но для этого нужно уметь объективно оценивать свои возможности.
Если говорить о том, чего нет в статье, то стоит вспомнить о методе, который называется «подключение ребёнка к соавторству своей жизни». Его суть в том, что ответственность любого человека развивается тогда, когда именно он решает, что дня него действительно важно и когда это нужно сделать. Случай, когда мама сказала, а ребёнок сделал… или не сделал и отчитался, малоэффективен. А вот когда мы садимся вместе и определяем, что и как нужно делать, – совсем другое. Нужно, чтобы ребёнок захотел и сказал, что сделает нечто. И принял бы решение, когда именно он это сделает. Потому что, когда он что-то пообещал сам себе, то по-настоящему взял на себя ответственность. Процесс требует старания и упорства со стороны родителей. Нужно, чтобы не «мама мне сказала», а «я сам так решил»… Такие обещания сложнее нарушать. Ведь ты сам это на себя взял.
Помогаем подростку стать самостоятельнее – Развитие ребенка
Рейтинг Рекомендации о том, как научить подростка быть самостоятельным и отвечать за свои поступки |
Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.
Подросток и самостоятельность
Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.
Любите и поддерживайте подростка
Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:
- Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.
- Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.
- Будьте хорошим слушателем.
- Чаще говорите ребенку, что вы любите его.
- Всегда считайтесь с мнением подростка.
- Не осуждайте и не оценивайте.
- Не высмеивайте его в присутствии других людей.
Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.
Уважайте эмоции и потребности подростка
Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:
- Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.
- Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.
Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.
Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы
Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:
- Хорошим способом показать ребенку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Важно, чтобы вы при этом были честны и устанавливали правила разумно. Например, нормально требовать от подростка, чтобы он возвращался домой в 9-10 часов вечера, но требовать быть дома к 7 часам – слишком строго.
- От друзей, сверстников и из Интернета подросток много узнает о сексе. Эта информация не всегда правильная, поэтому стоит открыто поговорить на эту тему с подростком. Говорите уверенно, не стесняясь. Поймите, что вы являетесь для него главным источником правильной, проверенной информации, поэтому будьте открыты для общения. Если вам некомфортно говорить на данную тему – попросите об этом супруга.
- Поговорите с ребенком о сексе, но акцентируйте его внимание на том, что вы не одобряете половую связь в раннем возрасте. Расскажите подростку о методах контрацепции, о негативных последствиях ранней беременности и о том, как обезопасить себя от сексуального насилия.
- Обязательно расскажите подростку о вреде наркотиков. Если ребенок решительно хочет попробовать алкоголь – предложите ему устроить дома вечеринку с друзьями и позвольте употребить алкоголь в небольшом количестве. Убедитесь, что все присутствующие на вечеринке пришли к вам с разрешения их родителей.
Поймите, что подросток – уже не ребенок
- Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.
- Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.
Подросток и ответственность за поступки
- Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.
- Расскажите подростку, что допускать ошибки в процессе взросления и обучения – нормально. Научите его признавать свои ошибки и радоваться правильным решениям. Также научите быть максимально честным и признавать ошибочные решения.
Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих
- Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.
- Приучите ребенка к тому, чтобы он придерживался установленных правил, всегда сообщал родителям, где он находится, слушал старших.
Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности
- Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. Скажите подростку, что он уже достаточно взрослый, и ему нужно выполнять хотя бы простейшие обязанности по дому. Позвольте ему помогать вам по мере возможностей и выполнять некоторые дела.
- В выполнении домашних обязанностей подросток может обращаться к вам за помощью, но при этом он должен проявить инициативу. Он уже достаточно взрослый для того, чтобы готовить ужин для всей семьи, ухаживать за растениями, покупать продукты.
Научите подростка готовить
- Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.
- Вместе с ребенком находите интересные рецепты в Интернете и готовьте их дома. Можно устраивать дни иностранной кухни и пробовать оригинальные блюда, а заодно больше узнать о культуре и обычаях других стран.
Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты
- Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.
- Подросток должен понимать, что некоторые дела могут казаться срочными, однако их можно отложить. И наоборот: он может откладывать важные дела из-за того, что они кажутся слишком сложными.
- Помогите подростку составить список дел на день. Предложите ему расставить дела в порядке их важности, начиная с наиболее срочных. Подскажите, где он неправильно расставляет приоритеты.
Научите ребенка заботиться о собственной безопасности
- Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.
- Объясните ребенку, что всегда необходимо заботиться о собственной безопасности, вне зависимости от того, насколько он уверен в своих силах. Не стоит гулять в опасных местах или идти гулять с людьми, с которыми он не чувствует себя в безопасности.
- Научите подростка не заходить в лифт с незнакомцами и не ходить на вечеринки к незнакомым людям.
Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности
- Ребенок должен наизусть выучить номера телефонов, по которым он может позвонить в опасных ситуациях или тогда, когда ему понадобится помощь.
- Подросток должен знать адрес ближайшего отделения полиции и больницы и то, как туда можно быстро добраться в случае необходимости.
Когда ваш ребенок переживает трудности подросткового возраста, вам тоже приходится непросто. Но подростковый возраст – хорошее время для того, чтобы поделиться с ним своими тревогами. Это даст ему понять, как сильно вы его любите и как сильно о нем заботитесь. Так он станет более ответственным и начнет заботиться о собственной безопасности.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
28.07.2017
Как прививать ответственность подростку последовательно и осознанно
«Мы в ответе за тех, кого приручили» – так говорил Лис из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. От себя же добавим, что мы также в ответе за себя и за свои поступки.
Уметь отвечать за свои слова и действия наряду с умением ставить перед собой цель и ее добиваться – навыки, необходимые каждому успешному человеку в современном мире. «Как научить подростка ответственности? Можно ли вообще это сделать?» — вопрос, который задают себе все ответственные родители. Конечно, ее можно воспитывать и собственным родительским примером. Но дело это не простое, это не вежливости ребенка научить, поэтому формирование ответственности у школьников требует дополнительных усилий.
Какая бывает ответственность?
Различают 2 вида ответственности: социальная ответственность подростков и правовая ответственность подростков.Кроме того, что эти темы дети проходят в средних классах, вам, родители, тоже необходимо рассказать своему ребенку о каждой из них.
- Социальная ответственность школьников – это их ответственность перед обществом и социальными институтами: семьей, школой, государством. У каждого человека есть свои права и обязанности, обсудите их со своими детьми более подробно.
- Правовая ответственность школьников. Да, ответственность подростков перед законом – не самая приятная тема. Но не говорить об этом нельзя. Ребенок обязан знать, что уже с 14 лет наступает ответственность подростков за правонарушения, что мелкая невинная кража из магазина не сойдет с рук, и за нее нужно будет понести наказание, не говоря уже о более серьезных проступках. Предупрежден значит вооружен, знаете же.
Беречь честь лучше смолоду, также и формирование ответственности у младших школьников будет эффективнее, чем у ребят постарше. Тем более, что развитие ответственности подростков происходит не сразу, а в несколько этапов.
Этапы формирования ответственности у детей
- Этап 1. Я могу. Самостоятельность и ответственность подростков идут рука об руку, и воспитание одного совершенно невозможно без другого. На первом этапе ребенок должен исследовать себя, свои возможности. Нужно научить его верить в свои силы.
- Этап 2. Мои цели. Научите ребенка правильно формулировать цели и продумывать пути их достижения. Чем четче цель поставит перед собой ребенок, чем подробнее он продумает план ее достижения, тем быстрее он ее достигнет.
- Этап 3. Я принимаю решение. Научите ребенка совершать выбор правильно и осознанно. Расскажите ему, как аргументировано высказывать свое мнение, это пригодится ему на следующем этапе.
- Этап 4. Мой результат. А вот уже когда выбор сделан, нужно научить ребенка за него отвечать. Ребенок должен видеть границы своей ответственности и понимать, что же это значит – отвечать за себя. Ответственность подростков – тема сложная, и для того, чтобы этому научить, необходим комплексный подход.
- Этап 5. Моя инициатива. Когда ребенок пройдет все предыдущие этапы, реально себя оценит и поймет за что он в силах отвечать, он сможет расширить свои возможности. Подросток осознает, что способен на большее, будет проявлять инициативу и действовать без страха неудач и сомнений.
Подводя итоги, выделим главное — залог формирование успешного и ответственного человек
- Воспитание мотивации к развитию,
- Навыков постановки целей
- Принятия ответственности за результат.
И чтобы ваш ребенок наверняка понял логику в ряде слов «подросток поступок ответственность», запишите его на наш тренинг «Я сам: развитие чувства ответственности» по ссылке http://tren-kot.ru/course/ya-sam-razvitiye-chuvstva-otvetstvennosti
Мы воспитаем чувство ответственности подростков, в том числе и вашего ребенка, а вы получите +1 к своей собственной ответственности Или следуйте этим правилам каждый день и увидите эффект.
Результаты программы подтвердили много теперь уже ответственных участников.
Приучение детей к ответственности и самостоятельности
«Не пойму, как мне ребёнка приучить к ответственности? Второй класс заканчивает, и никакой самостоятельности. Если сама портфель не соберу ему — забывает дома ручки, тетрадки, дневник. Кровать заправить, вещи по полкам разложить, ботинки в обувницу — всё я. Ну сколько можно?!»
— Татьяна, 31 год
Действительно, многие родители хотят привить ребенку чувство ответственности как можно раньше, иногда чуть ли не с самого рождения. Нужно ли постоянно заставлять быть ответственным за свои поступки или можно помочь ребенку самому развить это качество?
Поговорим о том, как создать питательную среду для естественного развития самостоятельности, и о том, как приучать подростков к ответственности.
Содержание:
Что мешает детям быть самостоятельными?
Как научить ребенка ответственности?
Как научить подростка ответственности, если упущен момент?
Ответственность и самостоятельность тесно связаны между собой. Эти черты свидетельствуют о психологическом развитии, взрослении человека. Психологически зрелый человек умеет сам принимать решения и управлять своим поведением, умеет нести ответственность за свои действия, различает разные эмоции и умеет управлять ими, осознаёт свои потребности.
В идеале, к окончанию школы подросток уже несёт ответственность за свои поступки и обладает начальными навыками саморегуляции, но так происходит не со всеми.
Самостоятельность — такой же навык, как и, например, устный счёт. Если у человека есть возможность развивать правильные установки и учиться нести ответственность за свои решения, например, в ходе прохождения программы модификации поведения 7Spsy, он неизбежно научится это делать. Если нет, то развитию навыка могут мешать негативные установки и привычка вести себя безответственно.
Можно выделить 2 основные причины, которые мешают детям взрослеть:
Чрезмерная опека. Родители или другие взрослые, которые растят ребёнка, часто делают всё за него и пресекают любые попытки проявить самостоятельность. Им кажется, что проще сделать быстро и хорошо за ребенка, чем дать «малышу» возможность потратить много времени и сделать самостоятельно, но плохо. И в итоге уже подросток не несёт ответственность за свои поступки и не стремится действовать самостоятельно.
«Сама наливаю за дочку сок, она непременно разольёт и вытереть потом не сможет нормально. Колготки тоже надеваю, маленькая ещё, возится долго, а если не получается, злится и плачет. Уж лучше я сама».
— Ольга, 23 года
Преждевременное приучение к самостоятельности. Если мы подталкиваем детей к тому, к чему они не готовы, у них возникает чувство тревоги и беспокойства. Дети будут вести себя как взрослые, но означает ли это, что они повзрослели? Нет. Маленький человек может имитировать поступки взрослых, но это будет всего лишь имитация, а не проявление внутренней зрелости. Например, из-за незрелости мозга дети в 5 лет с трудом контролируют свои эмоции. Взрослые могут заставить ребёнка скрывать и подавлять эмоции, но не могут заставить мозг созреть раньше естественного срока. Заставлять его взрослеть быстрее, чем он физиологически может — всё равно, что тянуть росток дерева вверх, чтобы выросло скорее.
Ни первый, ни второй подход к родительству, как бы ни хотелось, не воспитает в ребёнке самостоятельность и ответственность, потому что не даёт реального и своевременного опыта. Что же тогда делать?
Как научить ребёнка ответственности?Можно придерживаться одной и той же тактики, чтобы сформировать ответственность как у подростков, так и у детей младшего школьного возраста.
Психологи рекомендуют следовать следующим советам:
В первую очередь важно понимать, что взросление и независимость — длительный процесс, которому невозможно научить одномоментно. Но можно создать для своих детей благоприятную среду, основанную на естественной привязанности к родителям и ощущении безопасности, и тогда навыки самостоятельности постепенно разовьются и окрепнут. [1]
Опирайтесь на зону ближайшего развития вашего ребёнка, [2] чтобы научить его быть самостоятельнее. В эту зону входят умения и навыки, которые ребёнок пока не может использовать самостоятельно, только с помощью родителей. Например, сам ещё не может приготовить завтрак, но если родители порежут плиту и зажгут плиту, то справится с готовкой. В процессе совместной деятельности дети осваивают навыки и привыкают к самостоятельным действиям.
Весь процесс взросления происходит таким образом: родитель делает что-то вместо ребёнка — когда ребёнок готов, родитель делает что-то вместе с ребёнком — когда ребёнок осваивает навык, родитель отступает в сторону, но готов помочь.
Приведём пример:
Мама хочет, чтобы её сын научился собирать сам портфель: |
1 этап. Мама собирает портфель вместе с сыном. |
2 этап. Мама наблюдает за тем, как сын собирает портфель, иногда подсказывает. |
3 этап. Навык освоен, мальчик собирает портфель самостоятельно, но знает, что может обратиться за помощью к маме. |
Конечно, у всех детей свои сроки освоения навыка, которые зависят от сложности действий и индивидуальных особенностей. Но если ребёнок не может что-то делать даже с помощью взрослых, то, скорее всего, он ещё не готов к освоению этого навыка.
3. Учитывайте, что в процессе воспитания ответственности у детей могут быть спады и откаты. Дети могут отказываться делать то, что уже умеют, так как слишком устали, переживают кризис или просто хотят ощутить заботу и почувствовать себя в безопасности. Например, дошкольник может просить одеть или покормить его. И в такие моменты детям важно чувствовать, что они могут положиться на вас и довериться. Будьте рядом, чтобы вовремя подставить плечо.
Что же делать, если в процессе взросления мы допустили ошибки? Как в этом случае воспитать ответственность у подростка?
Как научить подростка или школьника ответственности, если упущен момент?Понимание того, что момент упущен, обычно настигает к началу подросткового возраста, когда родители устают ждать от подростка ответственного поведения. Самое бесполезное, что можно сделать в этом случае — заняться самобичеванием. Чувство вины тут не поможет. Поэтому лучше подумать о том, как исправить ситуацию и научить подростка ответственности и самостоятельности. Для начала выберите действия, которые ваш подросток может делать вместе с вами, но при этом вы должны чётко понимать, как эта деятельность воспитает у ребёнка чувство ответственности.
Чтобы привить ребёнку ответственность и самостоятельность, рекомендуем пройти курс модификации поведения 7Spsy. Задания выполняет сам ребёнок, находясь дома, — и это уже тренировка самостоятельности. А мы всегда будем на связи: наш психолог поддержит школьника и ответит на его вопросы дистанционно (онлайн-чат, e-mail, телефонные звонки и др.). Это делает процесс изменения поведения более быстрым по сравнению с очным посещением психолога раз в неделю. Через 2-6 недель вы уже сможете увидеть, что ваш ребёнок развивает ответственность и становится более самостоятельным.
Занятия полностью анонимны, и, если нужно, ребёнок с лёгкостью сохранит их в тайне от приятелей и учителей.
Помните, дети не птенцы, не стоит выталкивать их из гнезда силой. Лучше создать им благоприятные условия для естественного и здорового взросления.
Источники:
По материалам книг Г. Ньюфелда, автора концепции развития на основе привязанности.
На основе теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготского.
Как подготовить подростка к взрослой жизни
Ирина Балманжи
Работодатели и вузовские педагоги все чаще сетуют на несамостоятельность современной молодежи. Сегодня даже 25-летние юноши и девушки не готовы быть взрослыми: брать на себя ответственность, справляться с проблемами без посторонней помощи, искать нестандартные решения. Они ждут готовых инструкций, слишком тяжело переживают провалы и при этом считают себя суперзвездами. Усердный труд не для них: представители нового поколения хотят получить все и сразу. Многие полностью зависят от родителей и совсем не торопятся заводить собственную семью.
Почему так происходит? Джули Литкотт-Хеймс, декан первого курса Стэнфордского университета и автор книги «Отпустите их», уверена: дело в том, что мы сами не даем своим детям свободы. Если родители полностью контролируют жизнь ребенка и пытаются оберегать его от всех неприятностей, он не научится быть самостоятельным. Поэтому не ждите, что инфантильный подросток чудесным образом повзрослеет, как только ему исполнится восемнадцать лет.
Еще никогда в истории родители не опекали детей так, как сейчас. Мы стараемся сделать все, чтобы они стали успешными и уверенными в себе, но результаты оказываются противоположными.
Когда вы хвалите ребенка за самые незначительные достижения, все ему разрешаете, постоянно говорите, что он умница, и в любой ситуации готовы моментально броситься на помощь, будь то конфликт со сверстниками или сложное домашнее задание, — это одна крайность. Конечно, так он не научится быть самостоятельным и не поймет, насколько важно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться.
Источник
Второй подход тоже связан с гиперопекой, но проявляется иначе. Родители, наоборот, создают слишком много правил, давят на ребенка авторитетом и планируют каждый его шаг. Они решают, чем и когда ему заниматься, в какой вуз он пойдет, на какой факультет будет поступать. Вряд ли все это сделает человека счастливым и ответственным.
Если в обоих случаях дети вырастают неприспособленными к взрослой жизни, то что же нам делать? Джули Литкотт-Хеймс советует искать золотую середину. Всего существует четыре стиля воспитания: пренебрегающий, разрешающий, авторитарный и авторитетный. Пренебрегающий — худший вариант (родители совсем не заботятся о ребенке). Разрешающий и авторитарный, как мы только что выяснили, ни к чему хорошему не приводят. А вот об авторитетном поговорим подробнее.
Авторитетный стиль воспитания предполагает, что родители внимательно относятся к чувствам ребенка и позволяют ему действовать самостоятельно. При этом они устанавливают строгие, но справедливые правила. Взрослые, применяющие такой метод, никогда не говорят: «Потому что я так сказал». Вместо этого они объясняют, почему приняли то или иное решение, и при необходимости могут пойти на компромисс.
Все это позволяет ребенку сформировать способность к самоконтролю, которая так необходима во взрослой жизни. Именно от этого навыка, по мнению современных исследователей, зависит, станет ли человек успешным. В книге «Переходный возраст» профессор психологии Лоуренс Стейнберг объясняет, как помочь подростку научиться управлять собой. Вот три основных правила:
1. Проявляйте свою любовь. Не стесняйтесь говорить ребенку о своих чувствах к нему, не скупитесь на ласку, помогайте ему поверить в себя. Принимайте активное участие в его жизни, расспрашивайте о том, что с ним происходит. Будьте понимающим собеседником, который готов выслушать и поддержать. Но не давайте подростку готовых решений, он все-таки должен находить их самостоятельно.
Попробуйте задавать наводящие вопросы: «А как бы ты справился с проблемой? Хорошо, а что еще можно сделать?»
2. Устанавливайте правила. Без них никак не обойтись, ведь иначе ребенок не поймет, какое поведение считается приемлемым. Формулируйте свои ожидания предельно четко. Не говорите: «Ты должен убрать свою комнату». Вместо этого скажите: «Протри пыль, вымой пол, аккуратно сложи учебники и положи грязные вещи в стирку». Все ваши ожидания должны быть логичными и справедливыми. Не бойтесь обсуждать их с подростком и прислушиваться к его мнению. Иногда действительно стоит пойти на компромисс. Если ребенок нарушит правило, вы можете его наказать, но не слишком сурово. Ни в коем случае нельзя применять физическую силу, чрезмерно проявлять гнев, кричать и унижать.
3. Постепенно ослабляйте контроль. По мере взросления позволяйте ребенку действовать более автономно, давайте ему больше свободы. Пусть он учится контролировать себя без вашей помощи. Хвалите за старания, а не за результат или личностные качества. А в случае провала сделайте акцент на том, что у подростка получилось хорошо, и обсудите, что в следующий раз можно сделать по-другому.
Эти три принципа действуют только в сочетании друг с другом. Вседозволенность не поможет ребенку развить навык саморегуляции, как и тотальный контроль со стороны родителей. Без любви и понимания вы тоже не добьетесь успеха.
Источник
Еще несколько полезных мыслей из книги «Отпустите их»:
— Необходимо, чтобы ребенок овладел некоторыми жизненными навыками до совершеннолетия, иначе ему будет трудно привыкать к самостоятельности. Подросток должен уметь выполнять работу по дому, готовить обед, общаться с незнакомыми людьми, решать конфликты, ориентироваться в городе, заполнять бланки и так далее.
Отлично подойдет такая схема: сначала вы делаете это за него, потом вместе с ним, затем наблюдаете, как он справляется сам, и, наконец, прекращаете контролировать.
— Игры — важный элемент развития ребенка. Так он познает мир и учится мыслить нешаблонно. Неправильно расписывать день подростка по минутам, нагружать его различными секциями, дополнительными образовательными курсами и лишать свободного времени, которое он может посвятить играм с другими детьми.
— Без критического мышления трудно преуспеть в чем-либо и совершенно невозможно создать что-то новое. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок повзрослел, учите его думать, а не беспрекословно выполнять чужие указания. Например, можно попросить его найти пять способов решения какой-то проблемы. Задавайте вопросы об окружающем мире, обсуждайте литературные произведения и фильмы, анализируйте разные точки зрения.
Источник
— Психологически зрелый человек не боится совершать ошибки. Не пытайтесь уберечь ребенка от любых неприятностей. Не внушайте ему мысль, что он от рождения самый умный и талантливый. Люди с такой установкой испытывают сильнейший страх не оправдать ожидания. А в случае провала разочаровываются и впадают в уныние, вместо того чтобы делать выводы и искать выход.
Позвольте подростку набивать шишки и справляться с проблемами самостоятельно, хвалите за приложенные усилия. Тогда он сможет спокойно относиться к трудностям.
— Чтобы подросток стал самостоятельным и счастливым, не навязывайте ему вуз и специальность. Пусть он выберет то, что ему интересно, даже если вы не согласны с этим решением. Если ребенок еще не определился, книга «Ты можешь больше, чем ты думаешь» поможет ему найти себя, раскрыть свои сильные стороны и сузить круг подходящих профессий. Ну а тем, кто мечтает открыть собственное дело, не помешает прочитать бестселлер «Почему никто не рассказал мне это в 20?». Его автор, доктор наук Тина Силиг учит искать новые идеи, экспериментировать, решать проблемы и воспринимать жизнь как вызов.
Будущему предпринимателю, да и вообще любому человеку, полезно разбираться в экономике. Особенно такие знания пригодятся подростку, который вот-вот окажется в свободном плавании. Здесь как нельзя кстати придется книга «Как устроена экономика».
Еще один важный навык, без которого взрослому человеку будет непросто выжить в современном мире, — умение правильно распоряжаться своим временем. Как бы вам этого ни хотелось, не предлагайте подростку готовое расписание. Так, конечно, проще. Но гораздо полезнее научить ребенка самого составлять списки дел, определять приоритеты и бороться с отвлекающими факторами. Отличным помощником станет развивающая тетрадь «Планирование», где собраны полезные упражнения по тайм-менеджменту. Начать можно с этого:
«В течение дня тебе приходится заниматься множеством дел, которые можно выполнить менее чем за четыре минуты. Немного подумай и запиши все эти мини-дела. Или засеки, сколько времени тебе потребуется для определенных действий. Когда мы соприкасаемся с нелюбимыми делами, то часто переоцениваем их масштаб и поэтому откладываем их на потом. Выполняй каждую из четырехминутных задач сразу же, как только она возникает. Дело будет завершено быстро, а у тебя появится еще один повод для гордости».
Источник
Не менее важно, чтобы ребенок умел отстаивать свою позицию и на равных общаться с другими людьми. Как раз этих качеств не хватает очень многим представителям поколения миллениума.
Сегодня уже никого не удивляет, что родители узнают о правилах приема в вуз, стоят вместе с абитуриентами в очередях, заполняют документы. Потом они докучают звонками декану, а спустя несколько лет ходят с выпускниками на собеседования. Неужели подростки не могут справиться с такими простыми задачами? Зачем они ищут защиты и поддержки у взрослых? Дело в том, что современные дети просто не привыкли действовать самостоятельно. Дайте им больше свободы (не в 18 лет, а гораздо раньше) — и они обретут внутреннюю силу. Поработать над стойкостью и самооценкой поможет блокнот «Уверенность в себе» с интересными и необычными упражнениями. Делимся одним из них:
«Спроси у незнакомого человека, какой ресторан выбрать. Это упражнение поможет тебе обращаться к незнакомым людям с уверенностью. Возьми ручку и бумагу, выбери трех собеседников, которые тебе симпатичны, например на улице или на вокзале, и попроси их посоветовать тебе ресторан. Узнай название ресторана, адрес и уровень цен. Поинтересуйся любимыми блюдами собеседника. Запиши все это и поблагодари человека».
Возможно, вы думаете, что ребенка ждет слишком много ловушек и разочарований в реальном мире, поэтому следите за каждым его шагом. Но бояться нечего. Еще несколько десятков лет назад родителям и в голову не приходило так суетиться вокруг детей. На самом деле гораздо опаснее совсем не подготовить подростка к взрослой жизни. Если вы хотите воспитать самодостаточного, уверенного в себе, счастливого и ответственного человека, вам придется перебороть свои страхи.
Обложка поста отсюда.
Как научить подростка самостоятельности и ответственности
Если ребенок в 5-10 лет беспрекословно выполняет все просьбы родителей и никогда не вступает ни в какие конфликты и дискуссии, его называют послушным и хвалят. Но к 13-14 годам такой ребенок становится совершенно несамостоятельным, да еще и не хочет выполнять просьбы родителей. Как нужно приучать подростков к самостоятельности и ответственности?
Разговаривайте с ребенком о проблеме несамостоятельности.
Объясните ребенку, в чём состоит проблема, опишите всё до мелочей, ни в коем случае не ругайте его и не кричите, если в его безответственности есть Ваша вина (а скорее всего, так и есть), извинитесь перед ним и предложите ему способ решения. Это также улучшит Ваши отношения, он поймет, что к нему относятся как ко взрослому, а не как к ребенку.
Просите совета у своего ребенка.
Спрашивайте мнение у своего чада как в мелочах, так и в более крупных вещах. Спрашивайте, какая одежда Вам больше идет, что приготовить на ужин, какие выбрать обои в комнату – так ребенок поймёт, что Вы ему доверяете, и будет постепенно становиться более ответственным и самостоятельным.
Поощряйте мнение ребенка.
Чаще общайтесь с ребёнком на разные темы, дискутируйте с ним как со взрослым, не насмехайтесь над ним. Если ваши точки зрения расходятся, не реагируйте резко, наоборот, поощряйте его за то, что у него есть своё собственное мнение и не «прогибается» под чужое.
Доверяйте покупки.
Сначала составляйте список продуктов, которые нужно купить, вскоре ребенок будет становиться более ответственным и вскоре он сам сможет заглядывать в холодильник и предлагать Вам помощь и сам покупать продукты.
Учите ребенка планированию времени.
Расскажите ему, для чего это нужно. Планируйте вместе, объясняйте ему все тонкости. Если у него будет список дел, которые необходимо выполнить, у него появится больше времени, и он будет более ответственно подходить к выполнению задач.
Не ругайте ребенка за ошибки.
Если Вы доверили ребенку какое-то дело, и оно не получилось, ни в коем случае не ругайте его, лучше объясните его в чём состоит ошибка и исправьте ее вместе.
Если Вы будете кричать на ребенка, у него будет понижаться самооценка, он будет думать, что Вы его не уважаете и не любите. Разговаривайте с ним, и объясняйте, что ошибки – это нормально и нет идеальных людей.
Позволяйте ребенку делать выбор.
Давайте ребенку возможность делать выбор. Например, позвольте ребенку покупать себе одежду, не обязательно отпускать его в магазин одного. Вы также можете высказывать своё мнение, но он сам должен выбирать одежду. И не забудьте выполнить первый пункт и объяснить, что Вы хотите привить ему ответственность и больше доверять. Даже если Вам не очень нравится выбор вашего ребенка, поймите, что это его выбор, а не Ваш, в первую очередь он должен нравиться ему.
Не факт, что у ребёнка сразу получится сделать выбор, помогите ему – посчитайте плюсы и минусы, учите его делать выбор обдуманно и ответственно.
Терпение.
Нет никакой гарантии, что ребёнок сразу начнет сразу предлагать что-то делать, чтобы показать самостоятельность, даже если Вы с ним это обсудили. Здесь важно не отступать от данной цели и быть добрым и снисходительным, через время это войдёт в привычку. Вскоре Ваш ребёнок поймёт, что Вы к нему относитесь как к равному себе и будет становиться более самостоятельным и ответственным.
Елена, www.kraskizhizni.com
Помогая подросткам научиться независимости и ответственности — часть 4
Родители могут помочь подросткам научиться независимости и ответственности, помогая им принимать взвешенные решения, принимать результаты и брать на себя ответственность за действия.
Michigan State University Extension предлагает программу под названием «Создание сильных подростков» (BSA). BSA предлагает способы помочь подросткам научиться независимости и ответственности. Это четвертая статья из серии, озаглавленной «Как помочь подросткам научиться взаимозависимости и ответственности».
Важные цели воспитания детей — помочь подросткам принимать взвешенные решения, принимать результаты своих решений и брать на себя ответственность за свои действия. Родители могут помочь подросткам ответственно подойти к обретенной независимости.
Подростки нуждаются в руководстве, чтобы они могли уверенно и умело двигаться к своей цели — взрослой свободе и ответственности. Родители, дающие свободу без руководства, отправляют подростков в путешествие без карты. Подростки получают большую пользу от глубокого понимания и опытного руководства со стороны взрослых, а родители имеют право напрямую обучать подростков ряду навыков, которые помогут им действовать ответственно.
Родители могут проложить путь к ответственному выбору и действиям на протяжении всего подросткового пути, если они следуют этим рекомендациям:
Вовлекайте подростков в процесс принятия решений. Предложите подросткам составить планы относительно своей свободы. Это учит их думать наперед и внушает им, что свобода требует подготовки и тщательного обдумывания.
Будьте честны и дайте достоверную информацию. Предоставьте фактическую информацию о возможных последствиях действий. Знания помогают подросткам более тщательно продумывать свой выбор и решения.
Призовите подростков задуматься над проблемой. Призовите подростков к глубокому размышлению о проблемах. Помогите им выяснить, почему люди действуют определенным образом, законны ли причины или нет, и что они могут сделать (если вообще что-то) для решения проблем. Спрашивайте подростков, что они думают, поощряйте их к разговору и не позволяйте им сбиваться с пути словами «я не знаю» или «бьет меня».
Поощряйте обсуждение. Часто обсуждайте с подростком самые разные вопросы.Родителям необходимо обсудить ценности и мораль, роль ценностей в моральном выборе, а также примеры ответственности и безответственности из повседневной жизни. Подростки, которые учатся формулировать свои ценности и мнения дома, лучше подготовлены к тому, чтобы противостоять негативному давлению общества, когда они остаются одни.
Ранний старт. Когда дети находятся в раннем детстве и юности, родители должны начать давать им возможность практиковать ответственность.Помните, один успех зависит от другого. Дайте подросткам возможность быть независимыми в определенной области и продемонстрировать свою ответственность.
Если они добьются успеха, увеличьте их возможности для независимости.
Если им это не удалось, помогите им обдумать, что произошло. Если они не будут действовать ответственно, вы можете:
- Позвольте им учиться на последствиях своих ошибок.
- Просмотрите ситуацию, вернитесь к процессу принятия решений, определите, где они могли неверно оценить ситуацию или пренебречь, чтобы получить достаточно информации или правильную информацию.
Вам также может потребоваться сбросить границы; если их отсутствие ответственности подвергает их опасности (здоровью или безопасности), вам может потребоваться установить некоторые более жесткие ограничения для защиты подростков, уменьшив их привилегии; вернуться и потребовать от них «доказать» или продемонстрировать свои способности на более низком или более раннем уровне.
Прежде всего, поделитесь своим опытом. Помогите подросткам оценить решения и извлечь уроки из прошлого опыта. Родителям необходимо научить подростков оценивать, почему правильный выбор оказался удачным, и как признавать и исправлять ошибки.
Вы нашли эту статью полезной?
Расскажите, пожалуйста, почему
Представлять на рассмотрениеНаучите своего подростка независимости для будущего
Ваш подросток начинает приобретать навыки, которые помогут ему стать независимым взрослым — кем-то, кто сможет найти работу, развить свои способности и преуспеть в меняющемся мире. Как родитель вы можете поощрять независимость подростка, а также обеспечивать его безопасность и поддержку.Вот несколько способов побудить вашего подростка быть независимым и ответственным, а также иметь уверенность в своем будущем.
Различные виды независимости: дом, работа и школа
В то время как некоторые подростки жаждут свободы и независимости с раннего возраста, другим требуется небольшой толчок, чтобы стать уверенными и целеустремленными. Где бы ни находился ваш ребенок в этом спектре, он может научиться целому ряду навыков, которые помогут ему стать уверенным и независимым взрослым. Навыки, которые вы можете помочь им отработать:
- Быть независимым дома — учиться готовить, убирать и стирать
- управление своим временем — ответственность за свою работу и учебу
- быть уверенным во внешнем мире — встречаться с людьми и справляться с новыми ситуациями
- заботится о себе и своих друзьях — будучи ответственным, когда на улице.
Подростки созревают по-разному, поэтому то, что делают их друзья, может одновременно не подходить вашему подростку. Хорошо поддерживать открытый диалог со своим подростком. Поговорите об их развивающейся независимости и найдите точки соприкосновения, на которых они будут чувствовать себя независимыми, и вы будете уверены, что они в безопасности.
Поощряйте независимость, устанавливая четкие границы
Чтобы помочь подростку обрести независимость, необходимо согласовать границы его поведения, чтобы вы оба знали, чего ожидать, а что разрешено.Тогда у вашего подростка будет возможность исследовать и открывать для себя разные вещи, при этом чувствуя себя в безопасности и заботясь о нем. Границы будут разными для разных ситуаций и должны меняться по мере взросления вашего подростка. Вот некоторые области, в которых границы могут быть полезны:
- Встреча с друзьями — куда они могут пойти и как долго они могут остаться.
- Связываться с вами, пока они отсутствуют — когда и как часто им следует регистрироваться.
- Использование социальных сетей и устройств — какие платформы подходят и какое время без устройств.
Будьте терпеливы: чтобы заслужить доверие подростка, нужно время
Если ваш подросток хочет большей независимости, чем вам удобно, или в прошлом ему не доверяли, создайте занятия, где он сможет вернуть ваше доверие. Научиться быть ответственным и иметь свободу — все это часть того, чтобы стать взрослым. Постарайтесь укрепить доверие небольшими порциями, чтобы вы оба чувствовали себя в безопасности и чувствовали поддержку по мере их роста:
- Согласитесь, небольшие прогулки они могут пройти и без вас.
- Потренируйтесь оставлять их дома одних на короткое время.
- Дайте им место в доме. (Подростковые годы — это очень личное время.)
Развитие навыков принятия решений
Обучение вашего подростка тому, как принимать решения, — большой шаг в его подготовке к независимости. Если вы позволите им решать проблемы самостоятельно, они смогут выявлять и решать проблемы. Они также приобретут навыки рационального мышления и слушания, а также разовьют способность расставлять приоритеты и идти на компромисс:
- Поощряйте их сохранять спокойствие, слушать и обдумывать вещи.
- Заставьте их провести мозговой штурм по широкому кругу возможных результатов.
- Попросите их написать список плюсов и минусов, чтобы они увидели, стоит ли оно того.
- Поддержите их в том, чтобы прислушиваться к своим инстинктам и доверять тому, что они чувствуют внутри.
Научите их управлять своими деньгами
По мере того, как ваш подросток реализует свою независимость и начинает больше заниматься самостоятельно, деньги начинают играть большую роль в их жизни. Если вы в подростковом возрасте научитесь относиться к деньгам ответственно, это может навести их на правильный финансовый путь на всю жизнь.Вот несколько способов помочь им:
- Будьте образцом для подражания — продемонстрируйте ответственное управление деньгами в своей жизни.
- Поощряйте их зарабатывать деньги — платите им за выполнение определенных дел по дому или предложите им поискать работу на неполный рабочий день.
- Заставьте их ставить реалистичные цели по сбережению вещей, которые они хотят, — привычка, которая поможет им сформировать на всю жизнь.
- Позвольте им тратить деньги так, как они хотят — ошибки помогут им учиться.
- Дайте им право голоса в финансовых решениях, влияющих на семью, например, о том, какой отпуск или экскурсии запланировать.
Помогите им управлять своим временем
Ответственность за свое собственное время — важная часть того, чтобы стать взрослым. Вы можете помочь своему подростку почувствовать уверенность в том, что он справится со всем, что есть на его тарелке, с небольшим руководством:
- Сядьте вместе с ними и составьте еженедельное расписание — попросите их распланировать все свои действия и обязанности, а также когда они будут их выполнять.
- Научите их важности баланса — убедитесь, что у них есть время для работы и учебы, но также выделяйте свободное время.
- Поощряйте их быть реалистами — помогите им понять, сколько времени займет работа, и понять, что им нужно делать перерывы, задержки или проблемы.
- Познакомьте их с приложениями для управления временем — если они лучше владеют своим устройством, чем письменный список, хорошее приложение может помочь. Популярны Evernote, The Homework App, Trello и Google Calendar.
Это нормально, отпустить!
Как родитель вы хотите, чтобы ваш подросток вырос уверенным в себе и способным взрослым.Когда вы постепенно «отпускаете» и позволяете подростку становиться более независимым, вы учитесь доверять ему, а он учится доверять себе. Для этого требуется немного проб и ошибок с обеих сторон, но с вашим руководством они могут расти, учиться и идти к великим делам.
Вы нашли то, что вам нужно?
Помогая подросткам научиться независимости и ответственности — часть 2
Родители могут помочь подросткам научиться независимости и ответственности посредством моделирования, последовательности и обучения навыкам принятия решений.
Michigan State University Extension предлагает программу под названием «Создание сильных подростков», которая учит, как помочь подросткам научиться независимости и ответственности. Первая часть этой серии называется «Как помочь подросткам научиться независимости и ответственности — часть 1.
».Родители, моделирующие ответственное поведение, дают подросткам образец, по которому они смогут следовать на пути к независимости. Родители, которые серьезно подходят к своей работе, социальным и семейным обязанностям, являются лучшим негласным уроком ответственного образа жизни.Родители должны позитивно подходить к своим обязанностям и обязанностям, даже если задачи не всегда приятны (например, оплата налогов и счетов). Родители, которые проявляют смелость и заботу, принимая собственные решения, стараются изо всех сил, полностью используют свои сильные стороны, признают и исправляют свои собственные ошибки и постоянно пытаются улучшить себя, посылают своим подросткам важный сигнал об ответственности.
Также важна последовательность, то есть родители должны «практиковать то, что они проповедуют.»Подросткам трудно признать ценность ответственного поведения, если их родители избегают ответственности. Этого следует придерживаться, даже если самые маленькие подростки способны обнаруживать лицемерие и знать, когда родители не живут по их словам.
Научить подростков принимать правильные решения — это ключ к тому, чтобы помочь им стать ответственными. Наша цель как родителей — побудить детей задумываться о своем поведении ДО того, как они начнут действовать. Идея состоит в том, что подростки сначала примут правильное решение, а затем будут действовать в соответствии с этим решением ответственно, что приведет к большей ответственности за независимость.
Итак, когда же подросткам должна быть предоставлена свобода покупать всю свою одежду? Получите работу на неполный рабочий день? Купить машину? Идти куда они хотят на свидание? Свести своих друзей на игру за 30 миль? Никогда не бывает легко определить момент, когда подростки становятся достаточно зрелыми и ответственными, чтобы делать такие независимые выборы. Почти каждое решение родителей о предоставлении подросткам новой свободы связано со сложными вопросами и деталями. Как вы решаете, когда это делать их выбор, а не ваш? Есть много областей, в которых подростки могут и должны иметь контроль над своим выбором.При выборе:
- В первую очередь затрагивает подростка и его или ее мир.
- Не касается здоровья или безопасности подростка.
- Позволяет подростку исследовать свои интересы, способности или предпочтения.
- Не будет отрицательно влиять на других.
Тогда, вероятно, это та область, где подросток должен и может принимать свои собственные решения.
Иногда родителям бывает трудно позволить подросткам делать выбор, даже если они не думают, что их подросток или другие люди обязательно пострадают из-за неправильного решения.Часто родители не могут позволить детям принимать самостоятельные решения, потому что:
- Им кажется, что они знают, что лучше.
- Они хотят избавить своего подростка от боли или разочарования.
- Они обеспокоены тем, что решение, которое будет принято, не будет тем, которое они приняли бы в отношении подростка.
- Их беспокоят отношения или реакция других на это решение.
- Они хотят сохранить контроль над жизнью подростка.
Однако подростки не могут научиться нести ответственность без возможности попрактиковаться в принятии решений.Поэтому родители должны работать над тем, чтобы побудить подростков подходить к принятию решений вдумчиво. Так на что это похоже? Попробуйте научить своего подростка следующим шести шагам, которые необходимы для принятия правильного решения.
Шесть этапов принятия решений
- Посмотрите на решение, поскольку оно связано с вашими целями или с тем, чего вы действительно хотите.
- Соберите информацию.
- Рассмотрим альтернативы.
- Предскажите последствия.
- Вернитесь и подумайте о том, чего вы действительно хотите.
- Действуй и оценивай.
Начните с малого и дайте подросткам некоторый опыт практики принятия решений безопасными и подходящими способами. Например, спланируйте рыбалку с друзьями. Пройдите по этапам разработки плана, будучи консультантом, а не лицом, принимающим решения.
Вы нашли эту статью полезной?
Расскажите, пожалуйста, почему
Представлять на рассмотрениеКак помочь подростку стать независимым
По мере того, как подростки развиваются по жизни, они жаждут большей независимости — отчасти для того, чтобы доказать свои собственные навыки, а отчасти потому, что они находятся на заключительных этапах перехода во взрослую жизнь.В прошлом существовала четкая граница, согласно которой взрослость считалась этапом после окончания учебы. Сегодня все больше родителей обнаруживают, что молодые люди не могут развиваться самостоятельно, о чем свидетельствует исследование Pew, которое показало, что все больше молодых людей предпочитают продолжать жить с родителями после получения образования.
Хотя многим родителям нравится быть близкими со своими сыновьями, очень важно поощрять независимость, самостоятельность и самоуправление у подростков, чтобы они чувствовали себя способными достичь успеха самостоятельно.Без этого чувства независимости рост подростков замедляется, и они не могут влиться в мир, открыть свои собственные ценности и жить своей жизнью.
Ниже приведены несколько советов, которые могут помочь вашему подростку стать более независимым.
Используйте среду школы-интерната
Возможно, лучший способ помочь подросткам осознать свои существующие навыки и развить их стремление к независимости — это дать им пространство вдали от родителей, в котором они могут расти и развиваться.Среда военной школы-интерната обеспечивает структурированную среду, способствующую развитию самостоятельности подростков за счет представления новых возможностей, необходимости развития жизненных навыков и способности проверять внутренние ресурсы, необходимые, когда родителей нет рядом.
Многие родители изо всех сил стараются поощрять независимость подростков, поскольку они инстинктивно стремятся решать проблемы, возникающие в жизни их сыновей, защищая их от проблем, которые могут помешать им найти новые способы решения проблем.В школах-интернатах у учащихся нет другого выбора, кроме как полагаться на свои собственные способности, чтобы справляться с проблемами и преодолевать препятствия — это означает, что они учатся обращаться к другим только после того, как попытаются самостоятельно преодолеть проблемы. Согласно исследованиям, 70% учеников школ-интернатов обнаруживают, что жизнь кадетов дает им самодисциплину и независимость, которые им необходимы для процветания в дальнейшей жизни.
Поощрять развитие важнейших навыков
Независимость — это не просто способность делать что-то в одиночку; речь идет о наличии навыков и ресурсов для решения проблем.В некоторых случаях это означает решение проблемы в одиночку, тогда как в других может потребоваться общение с другими людьми или возможность попросить о помощи. Правильное развитие навыков имеет решающее значение не только для независимости, но и для будущего успеха. Самостоятельным подросткам нужно:
1. Навыки управления временем
Подобно тому, как кадетам необходимо научиться сочетать учебный график с внеклассной и общественной деятельностью, все независимые подростки должны понимать ценность планирования и управления временем. Подростки не должны полагаться на родителей, которые подталкивают их к выполнению задач, а должны брать на себя ответственность за свои действия и научиться планировать успех.
2. Навыки общения
Если вашему подростку что-то нужно, он должен уметь правильно и ясно изложить свою точку зрения, не полагаясь на кого-то другого в его битвах. Развивая коммуникативные навыки, подростки могут контролировать свою независимость и свою жизнь.
3. Навыки решения проблем
Независимо от того, какие планы существуют, проблемы могут возникать без предупреждения, и независимые подростки должны знать, как решать проблемы ответственным и зрелым образом.Узнав, как решать проблемы, от получения помощи с домашним заданием до опробования различных стратегий обучения, ваш подросток должен уметь использовать критическое мышление и самостоятельно находить потенциальные решения.
Дайте им понять ответственность и последствия
Важным фактором в развитии автономии и независимости является ответственность. Возлагая на подростка ответственность за определенные действия и задачи, вы не только даете ему понять, что верите в его возможности, но и подталкиваете его к тщательному обдумыванию своих действий.Курсанты Армейской и Военно-морской академии несут ряд важных обязанностей: от поддержания порядка в своих комнатах до выделения времени для учебы и даже поддержания своей формы в отличном состоянии. Эти обязанности учат подростков истинной ценности независимости, показывая им, что на самом деле означает быть взрослым.
В то же время ответственность дает кадетам возможность учиться на своих ошибках. Подростки достаточно взрослые, чтобы брать на себя ответственность за свои действия, свои обязанности и свои потребности.Без того, чтобы родители постоянно заставляли их принимать правильные решения, учащиеся должны научиться определять хорошее и плохое поведение самостоятельно и извлекать уроки из последствий своих действий. Чем больше они узнают, тем больше они смогут корректировать свое поведение, работать над своими слабостями и оттачивать свои сильные стороны.
Независимость в подростковом возрасте
Независимость дает подросткам уникальную возможность исследовать свои жизненные ценности и определить, чего они хотят достичь в будущем.С помощью Военно-морской академии студенты могут изучить навыки постановки целей, дисциплину и методы мотивации, необходимые не только для определения своих будущих амбиций, но и для создания действенных стратегий для достижения успеха.
Вот как научить подростков быть ответственными.
Ответственность — это ответственность за свои действия, хорошие или плохие. Обретение большей независимости и ответственности — это часть роста вашего подростка, и обучение ценности ответственности имеет большое значение, помогая ему или ей стать ответственным молодым человеком.Ответственность — это не только то, как выбор вашего подростка влияет на него, но и то, как его выбор и действия влияют на других. Если возложить на подростка большую ответственность на протяжении всего школьного периода, это поможет ему добиться успеха, когда он, в конце концов, покинет семейный дом.
Постарайтесь не контролировать своего старшеклассника на микроуровне. Вместо того, чтобы будить их по утрам, возьмите будильник или скажите им, чтобы они использовали его на своем телефоне. Вместо того, чтобы готовить для них каждый вечер, пусть они готовят ужин для семьи один или два дня в неделю.Пусть ваш подросток постирает стирку самостоятельно. Старайтесь не придираться к ним по поводу времени сна или экрана, а вместо этого позвольте им справиться с переутомлением в школе или переспать. Может быть трудно начать «перерезать веревку» в отношении ваших обязанностей перед подростком, но предоставление им возможности взять на себя еще большую ответственность за себя еще больше подготовит их к самостоятельности.
Постарайтесь не упускать последствий своего поведения. Большая часть ответственности связана с последствиями ваших собственных действий, и хотя ваш подросток может действительно хорошо нарушать домашние правила, ваша задача — обеспечить соблюдение последствий.Возможно, ваш подросток пропустил комендантский час и поэтому не имеет доступа к компьютеру в течение недели. Или, если они не помогают по дому, им не разрешают гулять с другом после школы. Устанавливая четкие ожидания и последствия, когда эти ожидания не оправдываются, вы учите подростка ответственности. Если вы часто не справляетесь с последствиями, ваш подросток поймет, что для начала нет реальной причины соблюдать правила дома.
Ресурсы Parent Toolkit были разработаны NBC News Learn с помощью профильных экспертов, в том числе Мориса Элиаса, директора Лаборатории социально-эмоционального развития и развития персонажей Рутгерса; Дженнифер Миллер, автор, «Уверенные родители», «Уверенные дети»; и Микеле Борба, писатель и педагог-психолог.
Поощряйте ответственность, независимость и активное обучение
Принятие на себя ответственности, самостоятельная работа и активное обучение являются важными качествами для успеха в школе. Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку развить эти качества.
Помогите своему ребенку быть ответственным и работать самостоятельно
- Установите правила. В каждом доме нужны разумные правила, которые дети знают и на которые могут положиться. Попросите ребенка помочь вам установить правила, а затем убедитесь, что вы их неуклонно соблюдаете.
- Дайте понять своему ребенку, что он должен брать на себя ответственность за то, что он делает, как дома, так и в школе. Например, не защищайте ребенка автоматически, если его учитель говорит вам, что он часто опаздывает на урок или мешает, когда находится в классе. Спросите его версию истории. Если обвинение верно, пусть он возьмет на себя последствия.
- Работайте со своим ребенком, чтобы выработать разумный, последовательный график работы по дому. Запишите их в календаре.Дети младшего возраста могут помочь накрыть стол или убрать игрушки и одежду. Дети постарше могут помочь приготовить еду и после этого убраться.
- Покажите своему ребенку, как разбить задание на маленькие шаги. Научите ребенка выполнять задание по шагам. Это работает для всего — для одевания, уборки в комнате или выполнения большого домашнего задания.
- Сделайте так, чтобы ваш ребенок каждое утро готовился к школе. Помогите ему привыкнуть вставать вовремя, убедитесь, что у него есть все необходимое на школьный день и так далее.При необходимости составьте контрольный список, чтобы помочь ему вспомнить, что ему нужно делать.
- Следите за тем, чем ваш ребенок занимается после школы, по вечерам и в выходные дни. Если вы не можете быть там, когда ваш ребенок вернется домой, поручите ему связаться с вами по телефону, чтобы обсудить его планы.
Поощрять активное обучение
- Детям необходимо активное обучение, а также спокойное обучение, такое как чтение и выполнение домашних заданий. Активное обучение включает в себя задавание вопросов и ответы на них, решение проблем и изучение интересов.Активное обучение также может иметь место, когда ваш ребенок занимается спортом, проводит время с друзьями, играет в школьной пьесе, играет на музыкальном инструменте или посещает музеи и книжные магазины.
- Чтобы способствовать активному обучению, прислушивайтесь к идеям своего ребенка и откликайтесь на них. Позвольте ему высказывать вопросы и высказывать свое мнение, когда вы вместе читаете книги. Когда вы поощряете такой тип взаимных уступок дома, участие вашего ребенка и его интерес к школе, вероятно, возрастут.
Ссылки
Как помочь вашему ребенку добиться успеха в школе .Министерство образования США. Впервые опубликовано в июне 1993 года. Пересмотрено в 2002 и 2005 годах.
Перепечатки
Вы можете распечатывать копии или переиздавать материалы для некоммерческого использования, если указана ссылка на Colorín Colorado и авторов. По вопросам коммерческого использования обращайтесь по адресу [email protected].
Обучение детей независимости и ответственности
Вы помните тот этап в жизни вашего ребенка, когда все, что вы слышали, было «Я хочу это сделать!»? Вы спешите и хотите помочь своему ребенку одеться, но ваш двух- или трехлетний ребенок не будет в этом участвовать.Вы должны подождать 15 минут, пока она освоит носки и обувь. Ваш отзывчивый ребенок в этом возрасте хочет вынести мусор, убрать столовое серебро, испечь печенье и убрать ванную. Что, черт возьми, происходит с этим независимым ребенком?
Не все дети, но многие, переходят в новую фазу. Собрать их игрушки — ужасная задача. Игра намного важнее, чем домашнее задание. Заставить их повесить пальто или заправить постель — все равно что вырвать им два передних зуба. В подростковом возрасте вы получаете еще один проблеск независимости, но это не совсем то, что вам нужно.Подростки настаивают на том, что все их учеба, социальные отношения и жизнь в целом находятся под контролем. Вы можете думать иначе, но кто вы? Для подростка вы просто старомодный и неразумный родитель.
Независимо от того, чего дети могут хотеть или думать, что им нужно, у родителей есть работа по обучению ответственности и независимости. Это пожизненное обязательство, которое не всегда так просто, но вот несколько советов, которые помогут вам не сбиться с пути.
Поощряйте независимость, отказываясь вмешиваться
Когда ваш ребенок достигнет возраста, чтобы заняться соответствующей ему деятельностью, покажите ему, как это делать, затем отпустите и позвольте ребенку бороться.Иногда бывает трудно наблюдать, как дети дерутся со шнурками или спотыкаются о словах в новой дружбе, но именно в такие моменты дети учатся. Радость, которую они испытывают, когда они обретают немного большей независимости, может быть очень полезным и сильным мотиватором для выполнения новых задач в будущем.
Верьте в своего ребенка
Дети должны знать, что вы в них верите. Поощряйте своих детей позитивными словами, например: «Ты умная девочка. Ты можешь понять это». Научите своих детей думать о себе положительно, моделируя это поведение на себе.Little Blue Engine не сдавался, а наградой была уверенность. Уверенность растет сама по себе, и ваш ребенок будет больше ценить себя, если вы поощряете независимость и ответственность.
Развитие жизненных навыков с помощью рутинных процедур
Рутинные упражнения дают вашему ребенку возможность практиковаться и повторяться. Если, например, после уроков после уроков вы убираете ланч-бокс и пальто, перекусываете и выполняете домашнее задание, ваш ребенок осваивает ответственность как образ жизни. Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка были хорошие навыки ухода за собой, сделайте чистку волос и зубов и мытье лица рутиной утром и перед сном.Когда ребенок делает одно и то же снова и снова, он учится независимости, даже не задумываясь об этом.
Позвольте детям упасть и испытайте на себе последствия
Не поддавайтесь желанию быть родителем-вертолетчиком и парить над вашим ребенком. Жизнь полна возможностей добиться успеха и совершить ошибки. Урок подкрепляется, и обучение происходит тогда, когда детям позволяют делать ошибки. Если ваш ребенок сделает неправильный выбор, позвольте ему испытать естественные или навязанные последствия. «D» или «F» на экзамене очень четко указывают на то, что ребенку нужно учиться усерднее.Эффект не тот, когда вы заставляете своего ребенка учиться, чтобы он не проиграл. Когда ваш ребенок делает выбор продлить свой комендантский час на час, он теряет возможность выходить куда-нибудь в следующие выходные. Гарантированно, что он дважды подумает, прежде чем в следующий раз задержаться допоздна.
Обучайте своих детей к независимости и ответственности
Когда ваш ребенок сталкивается с будущим или прошлым решением, задавайте множество открытых вопросов, которые побуждают вашего ребенка думать самостоятельно.»Как вы думаете, что вам следует сказать своему другу?» «Что бы вы могли сделать по-другому в этой ситуации?» Советы научат ваших детей тому, чего вы хотите и что считаете лучшим.