МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

МКОУ "СОШ с. Псыншоко"

Добро пожаловать на наш сайт!

Психолого педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста: Статья (младшая группа): Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста

Материал (младшая группа) на тему: психолого-педагогические характеристики детей младшего возраста

Характеристика

на воспитанницу (учреждение) ФИ ребенка и г.р.

Диана посещает детский сад с 01.09.2016 г. Девочка посещает детский сад регулярно, болеет редко. Девочка спокойная, уравновешенная, неконфликтная, самостоятельная, добрая, ласковая, аккуратная и бережливая; в незнакомой обстановке проявляет небольшую робость. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные, в общение вступает легко и быстро. Диана в самообслуживании самостоятельна, умеет пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, долго обдумывает свои дальнейшие действия, замечает неполадки в своем внешнем виде, соблюдает порядок в своем шкафу (вещи не раскидывает, выворачивает). 

На занятиях по речевому развитию Диана пересказывает короткие сказки, рассказы по плану. Составляет описательный рассказ по образцу и с помощью вопросов воспитателя. Словарь девочки достаточен для общения со сверстниками. Не всегда согласовывает числительные с существительными, прилагательные в роде, числе, падеже. Ошибки наблюдаются в употреблении предлогов.

Диана проявляет интерес к произведениям искусства, эмоционально откликается на красивое.  Кисть, карандаш держит правильно. Соотносит предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга.  При работе с пластилином, использует усвоенные приёмы и способы лепки.

Диана самостоятельно планирует создание собственной постройки, постройки по рисунку, по образцу, по схеме. Диана любит использовать строительный материал. Девочка находит новые конструктивные решения, радуется, когда ее хвалят, но не всегда у Дианы получается работать коллективно (забирает детали конструктора у детей, пытаясь самостоятельно создать собственную постройку). Обижается, если предлагают объединить свою постройку с другими детьми. Может заупрямиться, не принимая в дальнейшем участия.

Диана любит играть в куклы, любит рисовать, собирать пазлы. Охотно играет в подвижные, дидактические игры, соблюдая правила игры, очередность. Радуется, когда ее ставят на ведущие роли. Часто играет с детьми в сюжетно ролевые игры, умеет согласовывать свои действия с действиями партнеров. Игрушками пользуется по назначению. Выполняет словесную инструкцию педагога, радуется, когда ее хвалят.

 

Характеристика

на воспитанника (учреждение) ФИ ребенка и г.р.

Роман. посещает детский сад с 01.09.2017 г. Адаптация мальчика проходила медленно (плакал, не играл, не шел на контакт со сверстниками, ходил кругами). Детский сад Роман посещает не регулярно, так ка часто болеет простудными заболеваниями.

Мальчик инертный, медлительный, замкнутый, в контакт со сверстниками и педагогом вступает медленно, с трудом.

Преобладающее настроение на занятиях подавленное, без особого оттенка, пассивен.

Навыки самообслуживания у Романа сформированы недостаточно. Наблюдается отставание в развитии мелкой моторики рук, что проявляется в слабом развитии навыков самообслуживания

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

У ребенка бурно развивается познавательная активность. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое примеривание, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи.

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10-20 лепетных слов, то к трем годам в его активном словаре насчитывается уже более 400 слов.

Возникновении речи тесно связано с деятельностью общения. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества.

У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4-5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок.

Появляются новые виды деятельности: игра – первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и т.д.

В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. В центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще в сего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.

К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом.

В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые способствуют формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника – требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного, оперирование образами-представлениями.

Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. В младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность. В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться – слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы. У него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.

Характеристика на ребенка младшего дошкольного возраста.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «ДЕТСКИЙ САД «………. »

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАННИКА

ФИО ребенка

…… …………..

Дата рождения

«

….

…………………….

………

Адрес регистрации по месту жительства

(населенный пункт, улица, дом, квартира)

Адрес фактического проживания

(населенный пункт, улица, дом, квартира)

Сведения о родителях/законных представителях

Мать:

ФИО

контактные данные

Отец

ФИО

контактные данные

С кем проживает ребенок

с родителями

Период адаптации средней тяжести. Преобладало нестабильное эмоциональное состояние в течении длительного времени.

посещает МБДОУ Д/с «………» с 20… года

В процессе посещения ДОУ произошла положительная, достаточная динамика роста.

В настоящее время

……………………

посещает

младшую

группу.

Программа обучения

Адаптированная программа общеразвивающей направленности

Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию самостоятельно и при взаимодействии со взрослым. За данный период показал себя ребенком активным, подвижным, проявляющим интерес к заданиям игрового характера. Инструкции взрослого понимает при непосредственном зрительном контакте, реагирует на игровые ситуации сверстников, вступает в общение спокойно без крика, проявляет доброжелательность. Активна при непосредственном постоянном участии взрослого в исследовании новых объектов

Навыки самообслуживания сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. Избирательна в пище. Сон спокойный. Заинтересована в контакте со взрослым . Речевые инструкции понимает после объяснения и показа, выполняет их при взаимодействии со взрослым. На групповых занятиях малоактивна, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. На занятиях художественно-эстетических работоспособность равномерная ,на познавательных групповых занятиях и занятиях по речевому развитию деятельность малопродуктивна. Активно себя проявляет на музыкальных занятиях и занятиях по физическому развитию. Помощь педагога по мере необходимости принимает, использует продуктивно.Она является либо разъясняющей, либо направляющей, либо стимулирующей.. У ребёнка слабо сформированы контроль и регуляция деятельности. Ребенок плохо подчиняется требованиям дисциплины, т. к. не до конца понимает инструкцию взрослого. А также у нее возникают некоторые трудности в общении со сверстниками, она испытывает затруднения в поддерживании игровых взаимоотношений с детьми группы, т.к. не может выстраивать речевой диалог. Проявляет заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

Отмечается отставание в речевом развитии. Общается при помощи естественных жестов и некоторых звукосочетаний, слов, речь малопонятна. Запас знаний и представлений об окружающем мире соответствует возрастным и индивидуальным особенностям.

Воспитанницу привлекают настольно-печатные дидактические игры, мелкий игровой материал, пазлы. Графические навыки сформированы в соответствии возрасту. Мелкая моторика развита , ведущая рука – правая. Во время прогулки активна, заинтересована в игровом взаимодействии со сверстниками. Взаимоотношения с группой сверстников положительные.

Уровень общего развития средний . Отмечается отставание от группы детей в речевом развитии, игровой деятельности.

Свои  имя , фамилию и  родственные связи понимает.

Осуществляется работа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида педагогом –психологом, педагогами группы, учителем –логопедом. Срок реализации адаптированной программы образовательной деятельности для ребенка с нарушениями слуха общеразвивающей направленности. – 1 год. На основе диагностики построен индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка-инвалида, который дал положительную динамику развития.

Условия реализации программы:

Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей ребенка-инвалида. Объем программы. Программа рассчитана на серию занятий, осуществляемых в течение учебного года и комплексное сопровождение образовательного процесса.

Формы занятий: подгрупповая и индивидуальная.

Форма работы: 1 раз в неделю – подгрупповое занятие (индивидуальное занятие), наблюдения в группе (по запросу или плану).

Время проведения занятий: от 10 до 15 минут.

Структура занятий: каждое занятие состоит из 4-х частей: организационной, мотивирующей, основной и заключительной (рефлексивной).

Продолжительность каждой части занятия зависит от состояния ребенка-инвалида, от общей направленности занятия, от этапа работы.

Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

Учитывая пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка хочется отметить стремление ребенка к взаимодействию с окружающим социумом, ее творческие способности . Программный материал усваивает не полностью.

Педагогическое представление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию.

«

»

20

г.

Воспитатель

………..

………..

подпись

расшифровка подписи

………..

………..

подпись

Заведующий МБДОУ «_________ »

подпись

расшифровка подписи

С характеристикой ознакомлен(а)

подпись

расшифровка подписи

«Психолого-физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста»

Психолого-физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста.

Рамки младшего дошкольного возраста ограничиваются психологами периодом от трех до четырех лет. В этом возрасте происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, поэтому недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может привести к искривлению осанки, может возникнуть плоскостопие, деформация суставов[8;138].

Происходит изменение и в психических процессах. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только моментами. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению[].

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами вызывает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями[1;19].

Дальше происходит общение ребенка с миром взрослых людей и детей. Для него взрослый как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него. В результате этого возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения с взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную образовательную деятельность со взрослым. Благодаря игре дети становятся более сплоченными и дружными[30;28].

Возраст от трех до четырех лет уникален для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире[1;27].

Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов. Эти реакции сохраняются и у средних дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать[8;142].

Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно[15;101].

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы дошкольника 3-4 лет приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки[12;3].

В середине дошкольного возраста у ребенка происходит решительный перелом в отношении к сверстникам. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра [22;67].

Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию[18;27].

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Дошкольники четвертого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями[13;22]: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становления сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель должен использовать ее в педагогической работе, что обеспечивает хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности[16;330].

Дети младшей группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обернется хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений[20;235].

Игра в детском возрасте преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому она является ведущей деятельностью дошкольного детства.

Игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов дидактической игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.

Дидактические игры используются для уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. В игре дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательности смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

Дошкольники младшего возраста отличаются от малышей ясельных групп физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.

Педагогическая характеристика на дошкольника готовая ℹ️ как правильно написать, требования к составлению, примеры и образцы заполнения документов

Педагогическая характеристика на дошкольника, готовые образцы которой вы найдете в данной статье, это официальный документ, заполняемый воспитателем детского сада и заверяемый печатью и подписью заведующей ДОУ. 

Данные указанного документа нужны для психиатра, логопеда, психиатра, для органов опеки и других специалистов, которые принимают участие в психолого-педагогическом обследовании.

Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя

Любая характеристика состоит из нескольких пунктов, которые учитываются при поступлении в школу. Воспитатель дает полное описание семьи воспитанника. Описывает, нравится ли ребёнку садик, у пропусков указывает причину. 

Указывает уровень общительности, самостоятельности, темперамент, отношение к занятиям, к труду. Какую работу лучше выполняет, от какой отказывается, доводит ли дело до конца.

Обратить внимание на поведение во время игры, какие роли выбирает.

В заключении к описанию психологического портрета даются рекомендации родителям и педагогам.

Как написать характеристику на ребенка

При составлении рассказывается обо всех качествах и особенностях личности. В карте ребенка данный документ должен всегда присутствовать, чтобы при переводе в другой сад или школу было первоначальное представление о ребенке.




Особенности игровой деятельности

Игра — доступный вид деятельности для детей. В игре полностью раскрываются способности и возможности, проявляется мышление, эмоциональное состояние, активность, общение и поведение в обществе. 

С помощью игр дети не только развиваются, но проходят процесс воспитания. Проявляются интересы и склонности.

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности

В данном пункте описываются эмоции и чувства. Как часто может меняется настроение. На что может реагировать неадекватно. Может ли контролировать свои поступки. 

Присутствуют ли негативные стороны характера. Все эти качества хорошо проявляются именно в обществе.


Примеры и образцы заполнения документов

Представляем примеры написания на ребенка в ДОУ, которые понадобятся при составлении характеристики.

Педагогическая характеристика на дошкольника для ПМПК

Она нужна для прохождения комиссии. Можно написать определенными пунктами или в произвольной форме, должна завершаться датой, подписью воспитателя, директора и печатью.

В первую очередь нужно указать название учреждения, группу. Личные данные ребенка. Дата и место рождения. Информация о родителях. Когда поступил в сад, в каком возрасте. 



Далее:

  1. Написать причину обращения на ПМПК. Это может быть задержка развития, трудности в обучении и воспитании.

  2. Написать пару слов о семье. Как прошел адаптацию в садике. Обратить внимание на причину пропусков заведения. Как принимает участие в играх и занятиях.

  3. Развитие речи: с какого возраста начал хорошо говорить, каков словарный запас, предложения составляет по картинке из одного или нескольких слов. Участие в беседах. При чтении произведений отвлекается ли на другие занятия. Учит стихотворения наизусть частично или полностью.

  4. Математические представления: умение считать до десяти в прямом и обратном порядке; отличает ли геометрические фигуры, левую сторону от правой.

  5. Игровая деятельность: какие игры предпочитает, пользуется ли игрушками по назначению, убирает ли оборудование на место после игры.

  6. Изобразительная деятельность: путает ли цвета, хорошо ли ориентируется на листе бумаги, рисует карандашами или кистью. После работы прибирает ли за собой принадлежности. Хорошо ли работает ли с ножницами. При лепке путает или нет формы.

  7. Физическое развитие: активно ли участвует в подвижных играх; нарушено ли чувство темпа.

  8. Самостоятельность: в данном возрасте должен делать некоторые вещи самостоятельно. Замечает или нет неряшливый внешний вид. Правильно ли пользуется ложкой, вилкой. Помогает другим или нет. Как реагирует на замечания воспитателя.

  9. Перечислить основные привычки.

  10. Поставить дату, подписи и заверить печатью.

Характеристика на ребенка с ЗПР для ПМПК

Схема такая же, как для ПМПК. Но обязательно нужны заключения специалистов: педиатра, ЛОРа, психиатра, невропатолога, офтальмолога.




Рассказать о психофизических пунктах развития. Именно: зрительное восприятие, слуховое внимание, память. Дать общую оценку степени учебных навыков (соответствие знаний и умений, требований).

Логопедические представления на ПМПК школьника

Логопедическая характеристика важна, так как опирается на формирование речи. Здесь надо обратить внимание на строение артикуляционного аппарата.




Указать на произношение звуков, описать дефектологическую характеристику звуков. Какие звуки путает, пропускает ли, смешивает ли.

Структура слов: меняет местами слоги, затруднения в произношении некоторых слов. Перестановка звуков и слогов.

Анализ речи: как строит предложения, односложные или хорошо описывает происходящее.

Лексический запас близок к возрасту.

В конце характеристики дать рекомендации родителям.

Характеристика на ребенка аутиста из детского сада

При написании данного вида характеристики надо знать об особенностях заболевания. Более подробно описать о возможностях ребенка с данной группой инвалидности. 

Аутисты обычно гиперактивные, у них часто меняется настроение. Очень негативно реагируют на замечания, даже на просьбу. 

Поэтому следует указать положительные и отрицательные стороны несовершеннолетнего. Как выполняет задания. Понимание просьб и обращений. Чем любит больше всего заниматься, какие здания выполнять. 

Подробно остановиться на личностных особенностях, рассказать о нарушениях эмоций и чувств.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста и выпускников ДОУ

Подготовка к школе в садике начинается в подготовительной группе в возрасте детей 5-6 лет.




Отличается от других характеристик тем, что нужно основываться на познавательных процессах: внимании, памяти, мышлении, развитии речи на уровне дошкольника, формировании учебной деятельности.

Подробно расписать о вербальных качествах. Понимание прочитанного текста, наличие заикания, есть ли нарушения при произношении звуков. Умение поддерживать диалог.

Какие коррекционные работы проводились с дошкольниками и родителями для решения трудных моментов в формировании личности. Результат и дальнейшие рекомендации учителям.

Заключение

При составлении характеристики учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Не забывайте о возрастных категориях (3-4 года, 4-5 лет).

Бывают случаи, когда нужна краткая характеристика. В таком случае её можно составлять по простой схеме.

В любом тексте характеристики не забывайте записывать о наградах и участии в конкурсах. Ведь на сегодня даже дети с ДЦП могут проявлять себя в разных соревнованиях, фестивалях и викторинах.


1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста. Народные традиции как средство воспитания младших дошкольников

Похожие главы из других работ:

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка…

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

Особенностям развития детей младшего дошкольного возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Б.Д. Эльконин и др. По мнению Б.Д…

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста

2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы

Общепризнано, что дети развиваются в процессе роста. Однако понимание закономерностей, по которым происходит это развитие, нередко носит ошибочный характер. На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения…

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста

2.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия…

Особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи у детей с нарушениями интеллекта

2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Прежде чем остановиться на описании речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия…

Педагогические условия формирования коммуникативных действий младших школьников

1.3 Психолого-педагогическая характеристика особенностей детей младшего школьного возраста

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике…

Правовое воспитание детей младшего школьного возраста

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В современной советской системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где дети идут в школу с шести лет…

Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста

1.2 Психолого — педагогическая характеристика глухих детей младшего школьного возраста

Наиболее характерным для периода 6 — 10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Это переходный период, характеризующийся тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами…

Развитие словесно–логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР 3-го уровня

Л.С.Волкова, С.Н. Шаховская отмечают: «третий уровень речевого недоразвития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития…

Роль предметно-практической деятельности в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка…

Совершенствование графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка…

Социально-педагогическая деятельность по профилактике склонности воровства у детей младшем школьном возрасте

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка…

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

1.1 Психолого-педагогическая характеристика одарённости детей младшего школьного возраста

Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей…

Формирование связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе логопедических занятий

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Интеллект (от латинского слова intellectus — разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» [30]. В концепции интеллектуального развития ребенка Ж…

Эффективность использования наглядности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного (младшего школьного) возраста

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» определил требования к системе образования. Начальную школу рассматривают, как самостоятельное звено в системе обязательного общего образования

Как характеризуются дети младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика детей в младшем дошкольном возрасте

Ведущая деятельность: ее характеристика

Особое значение приобретает сюжетно-ролевая игра. Именно через СР игру ребятишки младшего дошкольного возраста осваивают систему взаимоотношений между людьми (разыгрываются сюжеты взаимоотношений людей, которые она наблюдает в повседневной жизни).

Именно через игру можно увидеть, что восприятие взрослых в этот период происходит, прежде всего, как носителей общественных функций, определенных ролей (дети перенимают роли). Усвоение социального опыта взаимоотношений людей в 3-4 года идет на эмоциональном уровне.

Это – именно преимущественно усвоение, а не моделирование отношений взрослого мира, поэтому и сюжеты в этот период достаточно однообразны: «дочки-матери», «детский сад», «больница».

Дети играютСодержание ролей, которые выполняют малыши младшего дошкольного возраста, небогатый: роль врача ограничивается выслушиванием больного, роль матери – качание ребенка.

Сама роль довольно неустойчива и может меняться в процессе игры. «воспитательница» может со временем превратиться в «медсестру», «мать» на ребенка».

Неустойчивость выбранных в начале игры ролей свидетельствует о том, что детям этого возраста еще трудно поддерживать мысленный внутренний план событий.

Соединившись в небольшой коллектив и распределив роли, ребятишки младшего дошкольного возраста уже не интересуются поведением друг друга и играют сами по себе, но эпизодически они могут обменяться игрушками, показать что-то друг другу, а потом снова играют наедине.

Игра такая может возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться с собственного желания, замысла ребенка. Именно в последнем виде ребенок младшего дошкольного возраста больше всего развивается умственно и как личность, потому что именно эта игра строится на материале значимых для ребенка младшего дошкольного периода жизни чувств и впечатлений.

Другие виды деятельности

С 3-х до 4-х лет у детей формируется элементарное самообслуживание и труд. Так, ребенок может помогать матери тереть морковку, когда та готовит еду. Возникая на основе простого любопытства, эти действия постепенно вплетаются в более сложные отношения взаимопомощи, координации, распределения обязанностей между взрослыми и ребенком. Это, в свою очередь, порождает осознание значения своих действий для других, их важности.

Основным здесь является то, что ребенок готов себя элементарно обслуживать и усвоить простые правила культуры быта.

В дальнейшем развиваются другие виды художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста: музыкальная, художественно-речевая. Младший дошкольник может сравнить тихую и громкую мелодию, различить веселое или грустное настроение музыки, дети уже пытаются передать в движении ее ритм.

Вообще, общая высокая подвижность в этом возрасте, яркая эмоциональная отзывчивость приводит к тому, что движение под музыку является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности трехлетнего ребенка.

Однако, слуховое внимание еще неустойчиво, голос только начинает формироваться, поэтому способности к пению слабые. В 3-4 года появляются первые признаки музыкальной одаренности.

Дети этого дошкольного возраста могут различать поэтический и прозаический тексты, у них повышается интерес к слушанию сказок, стихов.

Игра детейВ процессе конструирования формируется универсальная способность построения любой детской деятельности и развивается креативность. На наглядном уровне оттачивается умение создания целостности из различных единиц и разными способами.

Постепенно это умение переходит во внутренний план действий деятельности ребенка. В трехлетних детей конструированию имеет ярко выраженный характер сюжетного конструирования, которое слито с сюжетно-ролевой игрой: строится дом, который является жилищем для зайчика.

Речь

Социальная ситуация развития, растущие потребности ребенка становятся факторами развития новых форм речи. Оно все более приобретает характеристика диалогичности.

Речь ребенка понятна не только лишь в определенной ситуации, но и становится понятным вообще, адекватно употребляются слова за их содержанием и контекстом.

Дети в этот период не только комментируют свои действия и с помощью слова регулируют их выполнение, но и корректируют поведение другого, планируют ближайшие цели, распределяют роли в игре. Однако речь все еще имеет внешнюю форму устной речи.

В этот период чрезвычайно высокая творческая направленность вещания. Так, дети конструируют слова, отсутствующие в словаре взрослого, комбинируют разные части слов между собой. Ребенок может образовать глагол от существительного и наоборот.

Так «копатка» образовано от слова «копать», а по форме напоминает существительное «лопатка».

Расширяется употребление детьми различных частей предложения. Новым является появление антонимов, обобщающих слов (одежда, обувь, посуда).

Наблюдаются значимые индивидуальные различия в развитии речевых способностей детей.

Воображение

Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и называть их. Так, в белом круге, что изображено на сером кругу, одна и также ребенок может «увидеть» миску, мяч, глаз человека, часы, яблоко, др.

Воображение продолжает быть все такой же неустойчивой, как и раньше, образы быстро меняются под влиянием внешних впечатлений.

Внимание – непроизвольное.

Эмоциональное развитие

Чувства ярко выражены и ситуативные. Дети легко проникаются эмоциями других. Они не только бессознательно проникаются чувствами других, но и могут их заметить, особенно у близких людей, обратить на них внимание. Характерна повышенная чувствительность к тону, настроению и отношение к себе окружающих.

Формируются моральные и интеллектуальные эмоции детей. Дети испытывают гордость за выполненное поручение, за действия, которые одобряются взрослыми. Начинают понимать, что красиво, а что некрасиво делать.

Характерным является то, что трехлетние дети стесняются только взрослых и стыд возникает только в конкретной реальной ситуации.

В целом дети достаточно импульсивные, эмоции легко возникают и быстро проходят.

Развитие волевой сферы

Вещание начинает играть значительную роль в регуляции деятельности ребенка. Однако детям этого возраста присущ ситуативный неумышленный характер деятельности. Им недоступно длительное намеренное осознанное контролирование своих движений.

Дети еще не умеют соотносить результат и условия деятельности, контролировать процесс достижения цели. Легко теряют основную цель деятельности.

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями

Библиографическое описание:

Хайдаров, И. О. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями / И. О. Хайдаров, Ш. М. Омонова, Ф. А. Нормурадова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55937/ (дата обращения: 12.10.2020).

Взаимодействие с другими людьми

В формировании и развитии гармоничного человека важно, чтобы воспитание и обучение соответствовали возрасту ребенка. В умственном и физическом развитии человека развитие всегда идет. Пока ребенок развивается умственно и физически, он проходит несколько этапов. Воспитание в большой степени связано с особенностями ребенка, с влиянием среды, в которой он живет.Необходимо помнить, что сущность микросреды, в которой должен жить ребенок, определяется людьми, которые влияют на его развитие и связь с ними. Ребенок будет в отношениях с членами семьи, опекунами, учителями, с близкими родственниками. Эти отношения играют очень большую роль в развитии ребенка. Ребенок воспитывается под влиянием своих близких.

Детство. Сознание ребенка дошкольного возраста — это конкретное сознание, и он думает о том, что осознает и представляет.Поэтому, когда дело касается чего-то неизвестного, нужно ему объяснять, сравнивая это с явлением, знакомым ребенку. Во время общения с окружающими у ребенка формируются собственные взгляды, и он начинает оценивать свои действия «хорошо» и «плохо». В этот период жизни ребенка вместе с игрой они начинают приобретать смысл и появляются первые навыки трудовой деятельности: ребенок начинает рисовать, лепить из глины разные вещи. Также они выполняют простые задания, поставленные взрослыми. Подключите их посильно и работа дает хороший результат.

Ребенок младшего школьного возраста 6–7 лет (некоторые ученые называют этот возраст «возрастом совершенствования») морально и физически готов к школе. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об образовании» все дети 6–7 лет идут в школу. Игровая деятельность, которая раньше играла важную роль в жизни ребенка, уступает место учебной деятельности. Поначалу переход к такой «ответственной работе» ребенку дается нелегко, но постепенно он начинает к ней привыкать.

У школьников маленького возраста есть определенное представление о социальном мире, и им очень интересно познать суть происходящих явлений. Организованные в школе образовательные мероприятия стимулируют развитие положительных качеств, необходимых для умственной деятельности. Следует отметить, что мозг школьников маленького возраста стремительно развивается: происходят изменения в его структуре. У них развиты легкие, но дыхательные пути и диафрагма развиты слабо, поэтому, если они остаются неподвижными в течение длительного времени, в организме не хватает кислорода.

Такие особенности физического развития требуют осторожного подхода к ученикам младших классов. Им нужно дать полную свободу действий; нужно уберечь их от стресса. Дети этого возраста должны больше двигаться, быть чище, отдыхать, спать — об этом должны позаботиться другие. Нужно быть осторожным, сидят ли они на столе. Во время игры нужно защищать их от резких движений.

Подростковый возраст. В интеллектуальном развитии особое внимание нужно уделять подростковому возрасту.Этот период — самый сложный период в развитии человека, и этот период называется переходным. Переходный период — это переход от детства к юности. Сложность подросткового возраста связана с анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями. В деятельности подростка особое место занимает учеба. Учеба для подростка превращается в привычное, повседневное дело, становится невнимательным. Наблюдается снижение усвоения уроков, но при выполнении самостоятельной работы их свидетельство наблюдается.В поведении подростка заметны отрицательные стороны. Это происходит потому, что подросток хочет быть независимым. Если учитель плохо осведомлен об особенностях своего ученика и между ними нет доверия, то в поведении подростка начинают проявляться такие негативные аспекты черт характера, как непослушание и неуважение к старшим, и это становится чертой характера . Внимание ученика привлекают вопросы вне школы. Чтобы сформировать у подростков активность и инициативу, необходимо их привлечение к общественным работам.Для подростка внимание сверстников, мнение общества даже важнее, чем мнение родителей. Поэтому он пытается заслужить честь, хочет стать лидером. Если он не может показать себя с хорошей стороны, он готов показать себя даже с плохой стороны. А это иногда приводит подростка к криминальной микросреде. Чтобы этого не произошло, правильное решение — дать каждому подростку работу по мере сил. Только тогда подросток понимает, что он нужен обществу. У подростка в этот период только начинает формироваться контроль над своими чувствами.Это отражается на его поведении: он становится грубым, нервным; эта черта характера особенно бросается в глаза во время дискуссий и споров. Даже если он ошибается, он хочет доказать, что он прав. В 13–14 лет у подростков начинают развиваться такие качества, как ответственность, чувство долга. В этот период у подростка появится желание выбрать для себя идеал, стремиться к цели. Формируются такие качества, как нравственный облик. Дюма играют особенно важную роль в жизни подростка.Одна из основных задач преподавателя — направить учеников в правильном направлении. Итак, имея дело с подростком, нужно запастись терпением. Ему нужно дать свободу, не приказать, а посоветовать, а это гарантия правильного воспитания подростков этого возраста.

Для его возраста характерна активность всех видов деятельности; учебная деятельность отодвигается на второй план. Ведущими мероприятиями можно считать общение со сверстниками. Так И.С. Кон утверждал, что полностью раскрыть себя подросток может только в общении со сверстниками.Поэтому чаще всего в этом возрасте мальчики и девочки выбирают дружбу со своими сверстниками, которые испытывают одинаковые чувства, испытывают одинаковые проблемы и имеют схожие интересы и увлечения. На этом этапе устанавливается крепкая дружба, которая отличается избирательностью отношений, стабильностью и глубиной. Между собой подростки яростно конфликтуют и примиряются. [6] Часто на этом этапе круг общения и интересов меняется. Важным моментом этого периода является поиск своего места в обществе и осознание того, что вы «имеете в виду» в кругу сверстников.У подростка есть мотивация занять определенное место в коллективе. Это поиск признания ценности самого себя. Подросток начинает испытывать чувство взрослости, которое Д.Б. Эльконин описал следующим образом: «Чувство взрослости — это новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит шаблоны для обучения, выстраивает свои отношения с других людей, и перестраивает свою деятельность »[9]. В общении со сверстниками происходит повторение различных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию.Общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое развитие моральных норм и ценностей. Образовалось главное новообразование психики — самосознание.

Под влиянием общества формируются мировоззрение, моральные убеждения и идеалы подростков. Чувства патриотизма, интернационализма, ответственности, волевые качества характера: развиваются упорство, целеустремленность. Взрослые часто вторгаются в эти процессы и хотят отправить подростка, который очень импульсивен в отношениях с другими.Конфликты возникают, когда они пытаются контролировать, наказывать, ограничивать, требовать от них подчинения, послушания, не принимают во внимание желания и интересы подростка. Такие методы абсолютно неприемлемы, так как травмируют психику подростка и разрушают доверие к нему. Подростку нужно предоставить больше возможностей для самостоятельного принятия решений, предоставить право выбора, сформировать чувство ответственности за свои действия и поступки. М. Н. Туго отметил, что подростки, получающие достаточную поддержку в обществе и семье, легче преодолевают эти трудности.

Что касается интересов и увлечений, следует отметить, что внимание девушки направлено на человека и сферу его бытия. У мальчиков более выраженная склонность отвлекаться на прямые дела, чем на то, что от них требуется. В целом круг интересов мальчиков шире, чем у девочек.

Один из важнейших моментов в подростковом возрасте — физическое развитие ребенка под воздействием гормонов. С физиологической точки зрения подростковый возраст обусловлен гормональными изменениями.Появление вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, рост лобковых волос, подмышек, развитие наружных и внутренних половых органов, появление менструации у девочек и половых сновидений у мальчиков), что свидетельствует о формировании репродуктивной функции . В норме половое и физиологическое созревание взаимосвязано. Под действием гормонов заметно увеличивается масса жировой ткани, за счет этого фигура феминизируется. В этот период в организме могут происходить различные изменения и нарушения, что в большинстве случаев вызвано перестройкой нервной, иммунной и эндокринной систем.Есть изменения в центральной нервной системе; наблюдается снижение порога возбудимости, пассивности вегетативной реакции. В этот период начинается проявление полового влечения. На этом этапе перестройки организма взрослый должен быть рядом и попытаться объяснить подростку причину изменений, происходящих в организме. Не избегайте разговоров об этом. Многие современные родители просто стараются не заострять на этом внимание, чтобы избежать деликатного разговора.Тем самым, еще больше усугубляя состояние подростка.

Только помня все это, можно помочь подростку подготовиться к взрослой жизни, тренировать его способность адекватно распознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, удовлетворять его потребности в соответствии с с морально-этическими нормами в нормах общества.

Ссылки:

  1. Каримов В. М. Психология семейной жизни.- Ташкент, 2006.
  2. Конституция Республики Узбекистан. — Ташкент, 2014.
  3. Семейная психология. Под редакцией Шомарова Г.Б. — Ташкент: Акула, 2000.
  4. Драгунова Т. В. Возрастная психология. Психологические особенности подростка. — М .: М., 1979. — 141 с.
  5. Божович Л. И., Под ред. Д. И. Фельдштейн. Проблемы формирования личности. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  6. Ильин, Э. П. Эмоции и чувства. — СПб .: Питер, 2002.- 752 с.
  7. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М .: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически) : MODEK.

.

Педагогическое значение развития сенсорного восприятия и чувств при подготовке детей к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЧУВСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Азамова М.Н.

В статье рассматриваются вопросы восприятия и развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста при их подготовке к школе; В статье есть несколько положений из исследовательской работы психологов и педагогов, изучающих психическое развитие детей, в частности, в контексте развития представлений об объектах окружающего мира, а также развития языковых навыков.Автор подчеркивает связь между восприятием и ощущениями ребенка и обогащением его языка, активизацией познавательной деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, сенсорное восприятие, чувства, идеи, объекты окружающего мира, языковое развитие, познавательная деятельность, подготовка к школе.

На современном этапе процесс дошкольного образования радикально обновлен с внедрением новых образовательных технологий, основанных на методике Монтессори.Дошкольное образование обогащается новыми идеями и опытом, суть которого заключается в том, что диапазон чувств и ощущений должен играть ведущую роль во всестороннем развитии ребенка и, в частности, в развитии речи.

Познавательная деятельность ребенка напрямую связана с его способностью обнаруживать специфические особенности окружающих предметов: форму, цвет, фактуру. Дети познают явления природы, флоры и фауны через свои чувства и восприятие.Понимая особенности вещей и предметов, дети воспринимают и запоминают обозначающие их слова, поэтому развитие речи является фактором, играющим особую роль в подготовке детей к школе. Такие свойства предметов, как цвет, форма, размер и пространственное распределение, дети воспринимают через орган зрения. Они начинают разрабатывать конкретные идеи — образы, а значит, и их лексическая база данных. Что касается других реалий — пения птиц, звука музыки, голосов людей — они воспринимаются органом слуха.В уме ребенка возникает ряд конфигураций, таких как определения громкого, тихого, спокойного и нежного. Органы осязания используются для восприятия качеств: твердого, мягкого, тяжелого, легкого, холодного, горячего и т. Д. Дошкольная подготовка детей предусматривает развитие их речи, формирование представлений в процессе совместной деятельности. Развитие речи ребенка — это интеллектуальный и мыслительный процесс, связанный с накоплением словарного запаса, овладением приемами построения предложений и умением их выражать.Этот процесс включает в себя ощущения, чувства, восприятие, память, воображение и мышление. Главное, чтобы этот процесс присутствовал в повседневной жизни и в деятельности детей.

При условии, что чувственная сфера детей постоянно развивается, их представления о реалиях мира также расширяются, а это значит, что на этапе дошкольного образования дети готовятся к учебной деятельности в рамках школы.

81

Развитие сенсорного восприятия и чувств детей — важная составляющая образовательного процесса. При дошкольном обучении необходимо принимать во внимание ряд факторов, влияющих на развитие сенсорного восприятия детей, в том числе: (а) опору на сенсорное восприятие, имеющееся в процессе развития; (б) активация слов, которые способствуют увеличению их представлений об объективной реальности в их речи.

С психологической точки зрения развитие детей дошкольного возраста на каждом этапе развития имеет свои особенности. Поэтому при организации учебных занятий с целью подготовки детей к школе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные качества детей, и на основе изложенного разрабатывать содержание учебных занятий, ориентируясь на по развитию речи и познавательной активности школьников.По мнению Н. Подякова и В. Аванесова, сенсорное восприятие детей во многом способствует их умственному развитию и формированию речевых навыков. Учебный процесс в дошкольных образовательных учреждениях должен быть ориентирован на развитие у детей способности к внимательному изучению и знакомству с окружающими их предметами реальной жизни. В результате речевая и познавательная деятельность детей будет постоянно развиваться.

Библиография

Аскарова М., Матчонов С. ва б. Кичик ёшдаги болалар нуткини устириш. — Тошкент: «Узбекистан», 2001. — 160 б.

Исмоилова Р. Идрок жараёни — етакчи омил: 6-7 ёшли болаларга тарбия. Журналы «Бошлангич таълим», 1999. — №3. — 36-37 б.

Нуримбекова Ё. Олти ёшли болаларда рукий жикатлар // «Бошлангич таълим» журнали -1999. — № 3. — 14-15 б. __

Юсупова П.Мактабгача тарбия педагогикаси. — Т .: «Укитувчи», 1993. — 264 б.

Якобсон П. М. Психология чувств и эмоций / П.М. Якобсон. — М .: Институт практической психологии, 1998. — 303 с.

Перевод с русского осуществляется Центральным бюро переводов «Знание»

82

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>