Статья 131. Государственная регистрация недвижимости
1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.
6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Комментарий к ст. 131 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает общие требования к государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые уточнены и дополнены специальными законами, прежде всего Законом о государственной регистрации.
2. В п. 1 ст. 131 указывается на то, что:
1) государственной регистрации подлежат не сами недвижимые вещи, а права на них;
2) данная регистрация имеет правоустанавливающее значение, поскольку для возникновения, перехода и прекращения соответствующих прав необходима их регистрация;
3) регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации (см. Положение о федеральной регистрационной службе (Росрегистрации), утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 (СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110)), и его территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах, которые, как правило, совпадают с границами административно-территориальных единиц;
4) регистрация соответствующих прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории РФ по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный реестр содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимости, сведения об указанных объектах и о правообладателях.
Регистрация воздушных, морских и речных судов, космических объектов и некоторых других тесно связанных с ними объектов (например, аэропортов и аэродромов) осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов;
5) перечень прав на недвижимое имущество, подлежащих государственной регистрации, является примерным и может дополняться ГК и иными законами. В самом пункте названы лишь основные вещные права. Помимо них регистрации подлежит обременение недвижимости правами получателя ренты, арендатора, доверительного управляющего и др.
3. Специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, о которых упоминает п. 2 ст. 131, могут вводиться законом в различных целях и не имеют отношения к регистрации прав на них как на объекты недвижимости. Так, в особый реестр вносятся здания — памятники истории и культуры, предприятия, деятельность которых представляет особую опасность для окружающей среды, и т.д.
4. Пункт 3 ст. 131 возлагает на регистрирующий орган обязанность выдать правообладателю документ о зарегистрированном праве или подтвердить произведенную регистрацию совершением соответствующей надписи на документе, представленном на регистрацию. В соответствии со ст. 14 Закона о государственной регистрации таким документом является свидетельство о государственной регистрации права. Проведенная государственная регистрация сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельства и специальной надписи на документе устанавливаются Правилами ведения Единого государственного реестра прав.
5. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит открытый характер, что и подчеркивает п. 4 ст. 131. Согласно п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации, в котором развиты положения комментируемого пункта, регистрирующий орган обязан предоставить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие его регистрацию и полномочия его представителя). При этом данные сведения могут быть запрошены у любого регистрирующего органа независимо от места совершения регистрации.
Принцип гласности прав на недвижимость призван служить интересам потенциальных покупателей, залогодержателей, арендаторов и т.д. Интересы самих правообладателей ограждаются тем, что, во-первых, круг предоставляемых заинтересованным лицам сведений ограничивается описанием объекта недвижимости, зарегистрированными правами на него и ограничениями (обременениями) прав, и, во-вторых, по их запросам им представляется информация о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости.
6. При обжаловании отказа в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней в судебном порядке, о возможности которого упоминается в п. 5 ст. 131, необходимо учитывать, что срок для обращения с заявлением в суд составляет в данном случае три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав и законных интересов (ст. 256 ГПК, ст. 198 АПК). Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом, в противном случае пропуск срока может явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления.
Согласно п. 1 ст. 249 ГПК (п. 5 ст. 200 АПК) обязанность доказывания правомерности отказа в регистрации права возлагается на регистрирующий орган. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации установлен ст. 20 Закона о государственной регистрации.
7. Пункт 6 ст. 131 носит отсылочный характер. Помимо Закона о государственной регистрации правила о порядке государственной регистрации и основаниях для отказа в ней применительно к отдельным видам недвижимого имущества установлены ВК, КВВТ, КТМ и принятыми в их развитие подзаконными актами.
Судебная практика по статье 131 ГК РФ
Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2019 N 305-КГ18-21918 по делу N А41-91837/2017Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2019 N 308-ЭС19-359 по делу N А63-20761/2017
Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь статьей 130, пунктом 1 статьи 131, пунктом 1 статьи 218, статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 1, пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разъяснениями, приведенными в пунктах 11, 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», установив, что предпринимателю разрешена установка временного торгового павильона, который подлежит демонтажу по первому требованию администрации города без права регистрации как объекта капитального строительства, разрешение на строительство объекта недвижимости не выдавалось и земельный участок для целей капитального строительства не предоставлялся, суды пришли к выводу, что предприниматель не доказал наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения иска о признании права собственности на возведенный им спорный объект, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 18-КГ19-13
Государственной регистрации в едином государственном реестре в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, объект, подлежащий сносу в качестве самовольной постройки, должен отвечать признакам недвижимого имущества, то есть иметь прочную связь с землей и подлежать регистрации в качестве объекта недвижимости.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 N 762-О-Р
1. Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 23 ноября 2017 года N 2554-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Г. Горчакова на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 8.1, пунктом 1 статьи 131 и пунктом 2 статьи 223 ГК Российской Федерации, поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2019 N 305-КГ18-25556 по делу N А40-199158/2017
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами не применены нормы части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, неправильно применены нормы статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности», статьи 22 и 615 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2019 N 303-ЭС18-26243 по делу N А73-8753/2018
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, сославшись на статьи 131, 309, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьи 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разъяснения, приведенные в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Управления Росимущества неосновательного обогащения в виде внесенной истцом в декабре 2017 года арендной платы.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2019 N 5-КГ19-118
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2019 N 18-КГ19-54
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
В силу пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2019 N 5-КГ19-120
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2019 N 36-КГ19-6
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2019 N 306-ЭС19-17446 по делу N А65-26421/2018
Суды, руководствуясь положениями статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39.6, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пришли к выводу о несоответствии оспариваемых ненормативных актов требованиям действующего законодательства с учетом отсутствия выявленного нарушения земельного законодательства.
Статья 131 ГК РФ с комментариями
Полный текст ст. 131 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2021 год. Консультации юристов по статье 131 ГК РФ.
1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами .
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
5. Пункт утратил силу с 1 октября 2013 года — Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.
6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.
Комментарий к статье 131 ГК РФ
1. Вещные права, а также иные права на недвижимое имущество (недвижимые вещи) в случаях, предусмотренных ГК РФ и федеральным законодательством, подлежат государственной регистрации. Государственной регистрации также подлежат ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Относительно государственной регистрации ограничений на вещные права в материалах судебной практики имеется точка зрения о том, что, закрепляя такое требование, законодатель исходит из необходимости четкой фиксации наличия обременений в отношении таких объектов гражданских прав (см. апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.09.2013 по делу N 33-5725).
Государственная регистрация этих прав и их ограничений, возникновения, перехода и прекращения осуществляется Росреестром путем внесения установленных федеральным законодательством сведений в реестр.
Государственная регистрация вещных и иных прав на недвижимое имущество является своего рода дополнительным правовым основанием для того, чтобы недвижимая вещь приобрела оборотоспособность. Об этом делают вывод судебные органы при рассмотрении конкретных гражданско-правовых дел. Так, например, Иркутский областной суд пришел к выводу, что объект незавершенного строительства становится объектом гражданских прав после государственной регистрации соответствующего права. Помимо этого имеется мнение о том, что для регистрации права собственности на самостоятельный объект недвижимости необходимо получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012).
2. Законодательством могут быть установлены требования об осуществлении в отношении недвижимых вещей не только государственной регистрации, но и специальной регистрации или учета. Под специальной регистрацией следует понимать внесение сведений об объекте недвижимого имущества в специальный реестр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества одного определенного рода (вида). Так, например, в соответствии с ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» государственной регистрации подлежат права на воздушные суда и сделки с ними. Понятия учета отдельных видов недвижимого содержатся в специальных нормативных правовых актах. Так, например, согласно части 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
3. За Росреестром закреплена обязанность по обеспечению удостоверения государственной регистрации вещного или иного права в отношении недвижимой вещи либо ограничения этого права, его возникновения, перехода и прекращения. Способов такого удостоверения два:
1) выдача документа о зарегистрированном праве;
2) совершение надписи на документе, представленном для государственной регистрации.
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав.
В целях обеспечения такого удостоверения правообладателю необходимо направить в Росреестр ходатайство об удостоверении зарегистрированного права. Форма такого ходатайства федеральным законодательством не установлена, поэтому оно может быть подано в произвольной форме.
4. Информация о зарегистрированных вещных или иных правах на объекты недвижимого имущества, а также об ограничениях прав, их возникновении, переходе и прекращении предоставляется Росреестром любому лицу, к нему обратившемуся.
При этом такая информация может предоставляться в любом территориальном органе Росреестра независимо от места совершения государственной регистрации.
5. Применимое законодательство:
— ФЗ от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
— ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»;
— ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
— постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447;
— постановление Правительства РФ от 13.10.97 N 1301;
— приказ Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 N 180.
Судебная практика:
— апелляционное определение Иркутского областного суда от 30.07.2013 по делу N 33-6107-13;
— апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.09.2013 по делу N 33-5725;
— постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012.
Консультации и комментарии юристов по ст 131 ГК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 131 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Статья 131 ГК РФ ➔ текст и комментарии. Государственная регистрация недвижимости.
1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами .
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
5. Пункт утратил силу с 1 октября 2013 года — Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.
6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.
Комментарий к статье 131 Гражданского Кодекса РФ
1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.
Ведение регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделкам с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемые на практике злоупотребления.
О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130.
2. Для некоторых видов недвижимости установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, для воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК отнесены к недвижимым вещам. Так, в соответствии со ст. 33 ВК гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Названные воздушные суда могут быть также зарегистрированы в государственном реестре воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.
В порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, регистрируются государственные воздушные суда.
Статья 33 КТМ предусматривает необходимость регистрации морского судна в одном из реестров судов Российской Федерации — Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре — в зависимости от характеристики судна. Регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое можно оспорить лишь в судебном порядке.
Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России была заложена в Федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 932 (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 4003) и продленной на 2001 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1034 (СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 183).
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 149) государственный кадастровый учет земельных участков производится в Едином государственном реестре земель. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами непосредственно и через свои территориальные органы на местах.
3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон был подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г. и введен в действие 31 января 1998 г. Однако создание всей системы органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось поэтапно субъектами Российской Федерации и было завершено к 1 января 2000 г. (ст. 33 Закона о регистрации прав на недвижимость).
В Законе определены система органов, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации (подробнее см.: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под общей ред. П.В. Крашенинникова. Изд. 2-е. М.: Спарк, 2001, учитывая при этом изменения и дополнения, внесенные в Закон в 2001 — 2004 гг. — СЗ РФ, 2001, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711).
С момента введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимость потеряли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренные ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применялся действующий ранее порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК).
4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. После вступления в действие Закона о регистрации прав на недвижимость выдача информации осуществляется по правилам ст. 7, 8 названного Закона.
Информация предоставляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.
Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26.02.98 N 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» — СЗ РФ, 1998, N 9, ст. 1121. Изменения и дополнения в указанное Постановление были внесены Постановлениями Правительства РФ от 16.07.2002 N 529 — СЗ РФ, 2002, N 29, ст. 2968; от 13.10.2003 N 620 — СЗ РФ, 2003, N 42, ст. 4071). Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, предоставляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам предоставляется бесплатно.
Предоставление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» с изм. на 29.06.2004 (СЗ РФ, 1997, N 41, стр. 8220 — 8235; 2004, N 27, ст. 2711).
5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с гл. 23, 25 ГПК; арбитражные суды — по правилам АПК (гл. 24).
Другой комментарий к статье 131 ГК РФ
1. Государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, а также сделок с ними должна проводиться учреждениями юстиции. Она имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. Регистрация должна быть открытой (гласной), доступной третьим лицам. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в комментируемой статье, и специальным Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В настоящее время действует Закон о регистрации прав на недвижимость.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130 — 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статьей 31 Закона установлена ответственность учреждения юстиции за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимость и сделках с ним. К сожалению, Закон не говорит, о какой ответственности в данном случае идет речь. Во всяком случае, о возмещении ущерба сторонам регистрируемых сделок и обладателям прав на недвижимое имущество в Законе не упоминается.
В п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. Подобного рода регистрация или учет могут производиться в целях осуществления государственного надзора над деятельностью отдельных групп предприятий, в том числе предприятий с участием иностранного капитала (например, иностранных банков), обеспечения мер, связанных с правоохранительными, санитарно-оздоровительными мероприятиями, сбором статистических данных и т.п.
Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.
последние изменения и поправки, судебная практика
СТ 131 ВЗК РФ
1. Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
2. При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна.
3. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.
Комментарий к Статье 131 Воздушного кодекса России
Комментируемая статья 131 ВЗК устанавливает обязательный порядок страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна. Министерство финансов РФ в свое время дало разъяснение (от 13 мая 1997 г.), что в связи с введением в действие с 1 апреля 1997 года Воздушного кодекса РФ и в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ «О страховании» и ст. ст. 3, 935 и 936 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование осуществляется в силу федерального закона, определяющего порядок и условия проведения конкретного вида обязательного страхования.
Воздушный кодекс РФ предусмотрел обязательность страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами; жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна; ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна; ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем; ответственности эксплуатанта при авиационных работах. Однако Кодекс не определил порядок и условия проведения данных видов обязательного страхования.
В этой связи страхование, установленное ст. ст. 131 — 135 ВЗК РФ, может осуществляться в добровольной форме в соответствии с договорами, заключаемыми на основании залицензированных правил страхования, в объеме ответственности которых предусмотрено возмещение вреда указанным в этих статьях объектам при наступлении оговоренных в них страховых событий.
Однако данное разъяснение утратило силу с изданием письма Минфина России от 30 апреля 2003 г. N 24-05/25 в связи с выполнением поставленных задач.
Поэтому представляется, что нормы законодательства, устанавливающие для определенных случаев обязательное страхование, адресованы страхователю и, соответственно, обязанностей для другой стороны договора — страховщика — не устанавливает. Для последнего вступление в договорные отношения с лицом, на котором лежит обязанность заключить договор (со страхователем), осуществляется таким же образом, как и с теми, кто заключает договор по собственному желанию.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Примером может служить комментируемая статья 131 Воздушного кодекса России, которая предусматривает обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна (при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы составляет не менее двух минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна). Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна (ст. 132 ВЗК РФ), ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам (ст. 133), ответственности перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 134 Воздушного кодекса). Во всех подобных случаях страхователем выступает перевозчик. Исключение составляет лежащая на эксплуатанте воздушного судна обязанность по страхованию ответственности за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ, когда в роли лица, в интересах которого заключается договор страхования, может выступать любой и каждый.
Правовая природа правил страхования остается той же, сами по себе они никоим образом не связывают стороны. По этой причине содержащееся в Правилах страхования (стандартных) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте (одобрены на заседании экспертного совета при Министерстве финансов РФ) указание на то, что сами по себе «настоящие Правила становятся неотъемлемой частью договора страхования и обязательными для страховщика и страхователя», не совсем точно. Имеется в виду, что при наличии Закона об обязательном страховании за его пределами Правила становятся обязательными только при наличии в договоре соответствующей к ним отсылки.
Обязательство страхования, которое возникает из закона, не может рассматриваться как особый вид страхования уже потому, что подлинные отношения страхования начинаются лишь с заключения договора. В случаях обязательного страхования заключение договора означает прекращение вытекающего из закона обязательства вследствие его исполнения. Еще более явно указанное различие проявляется в том, что суть страхования как такового составляет юридическая связь между страхователем и страховщиком, в то время как в обязательстве заключить договор страхования, возникшем из закона, страховщик вообще не участвует.
Комментируемой статьей 131 Воздушного кодекса РФ также установлен минимальный размер страховой суммы при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.
Ст 131 Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (ГПК РФ) N 138-ФЗ
Статья 131. Форма и содержание искового заявления
1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
2. В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее адрес, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) сведения об ответчике: для гражданина — фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации — наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. В исковом заявлении гражданина один из идентификаторов гражданина-ответчика указывается, если он известен истцу;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом;
7.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
3. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
Исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство об обеспечении иска, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Другие статьи ГПК РФ
Статья 103. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела
Статья 61. Основания для освобождения от доказывания
Статья 378.2. Оставление кассационных жалобы, представления без движения
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации N 138-ФЗ ст 131 (действующая редакция 2021)
В ГК поправят положения о приобретательной давности — legal.report
Минэкономразвития России разработало поправки в часть первую Гражданского кодекса РФ, касающиеся порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности на недвижимое имущество.
Необходимость изменения законодательства в МЭРе объясняют следующими обстоятельствами. Согласно пункту 1 статьи 234 ГК РФ лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Данная норма требует соотнесения с пунктом 2 статьи 8.1 и пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, в которых определено, что все права на недвижимость должны быть зарегистрированы и возникают со дня госрегистрации. Следовательно, добросовестное владение чужой недвижимостью без регистрации прав на нее невозможно (не принимая в учет переходные правоотношения о ранее возникших правах, считающихся действительными вне зависимости от государственной регистрации (статья 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). В свою очередь, без добросовестного владения невозможно и возникновение прав в порядке приобретательной давности.
В действующей редакции ГК РФ нет ясности относительно начала приобретательной давности, поскольку указанный срок зависит от истечения срока исковой давности. Срок исковой давности зависит, в свою очередь, от многих иных обстоятельств, в том числе субъективных: какой способ был выбран собственником для защиты своего владения, имело ли нарушение владения частичный характер или собственник был лишен владения полностью, имеются ли основания для восстановления исковой давности.
Неясно также и то, какие обстоятельство или документ свидетельствуют о завершении истечения приобретательной давности. С одной стороны, в пункте 2 статьи 234 ГК РФ говорится о необходимости регистрации прав за новым собственником недвижимости, а с другой стороны — непонятно, каким документом должно быть подтверждено наступление срока исковой давности.
Что касается приобретения прав на земельные участки в порядке приобретательной давности, то данная возможность существенно ограничивается положениями статьи 214 ГК РФ, предусматривающей, что земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью.
Таким образом, любое фактическое владение земельным участком признавалось недобросовестным и не влекло возникновения прав в силу давностного владения (пункт 16 постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Между тем в стране имеется значительное количество земельных участков, используемых гражданами фактически на протяжении длительного времени. Такое использование объясняется и тем, что во время Великой Отечественной войны были уничтожены документы, касающиеся ранее предоставленных в установленном порядке земельных участков, и тем, что в разное время по различным причинам (в том числе чрезвычайного характера) объекты капстроительства возводились в сжатые сроки без соблюдения правил отвода земельных участков, а также с нарушениями порядка предоставления участков в 50–80-х годах, особенно на условиях вторичного землепользования, т. е. участков, предоставленных бывшими колхозами (совхозами) или госпредприятиями своим работникам. Неоформленность земельных правоотношений препятствует оформлению прав на здания, их реконструкции, сокращает размер земельных платежей.
Сложившаяся судебная практика предусматривает необходимость постановки недвижимой вещи на учет в качестве бесхозяйной как условие для дальнейшего признания права частной собственности на нее, поскольку именно в этом случае возможно добросовестное владение такой вещью. Здесь суды опираются на положения пункта 3 статьи 225 ГК РФ. Это ставит фактического владельца в непредсказуемую зависимость от действий органов местного самоуправления. При этом муниципалитеты не заинтересованы тратить собственные средства на описание и постановку на учет имущества, в котором нет необходимости для решения вопросов местного значения, что не дает возможности для дальнейшего приобретения имущества частными лицами.
Как отмечают в МЭРе, еще более остро, чем в отношении земельных участков, стоит вопрос о приобретении прав в порядке приобретательной давности на сооружения. Например, права примерно на 720 000 км линейных объектов не могут быть оформлены из-за отсутствия на них правоустанавливающих документов. Этому есть целый ряд причин. Во-первых, вследствие ускоренной приватизации имущества, включаемого в уставный капитал, оно не было описано надлежащим образом, что привело к невозможности подтверждения прав на большое количество зданий и сооружений. Во-вторых, значительная часть сооружений была построена в 1970–1990-х годах так называемым хозяйственным способом, т. е. без получения разрешений и оформления постройки. В-третьих, в отсутствие правил технического подключения многие линейные объекты были построены застройщиками и переданы на обслуживание линейным компаниям без надлежащего оформления возникновения и перехода прав собственности.
Общими чертами иностранного законодательства, регулирующего вопрос о приобретательной давности, являются требования открытости владения (правопритязания), продолжительного и непрерывного владения, к которому может добавляться срок признания владения предшественником фактического владельца. Другие условия — добросовестность владения, судебное признание права собственности в силу давности владения — не являются обязательными для этого правового института. Данные обстоятельства зависят от развитости системы регистрации прав, количества решений, которые предстоит принять по узакониванию недвижимости, находящейся в фактическом владении у граждан и организаций.
Законопроектом, в частности, сохраняется 15-летний срок приобретательной давности, однако в исключительных случаях вводится сокращенный срок (семь лет) приобретательной давности в отношении линейных объектов, являющихся объектами повышенной опасности или объектами, необходимыми для обеспечения населения коммунальными услугами, которые необходимо во всех случаях, на любом этапе жизненного цикла содержать в надлежащем состоянии.
Устанавливается, что течение срока приобретательной давности на недвижимые вещи, права на которые не зарегистрированы за гражданами или юридическими лицами, начинается со дня начала владения ими.
Если фактическое владение осуществлялось несколькими лицами, то в силу приобретательной давности у них может возникать общая долевая собственность на земельный участок или иную недвижимость.
Одновременно с поправками в ГК РФ предполагается принятие законопроекта, вносящего изменения в земельное законодательство и законодательство о градостроительной деятельности.
Статья 131. Государственная регистрация недвижимости
1. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ). Подробнее см. пункт 38 Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25.
2. Законодательством предусмотрено исключение из общего правила признания права собственности на недвижимость только при условии наличия соответствующей записи едином государственном реестре. См. ст. 31 ЖК РФ
«1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
3. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)
——————————————————————
Статьей 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ установлено, что действие положений части 4 статьи 31 не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Статья 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.02.2015 N 1-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
——————————————————————
4. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
5. По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда.
6. Бывший член семьи собственника, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений части 4 настоящей статьи, имеет права, несет обязанности и ответственность, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи.
7. Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ФРАНЧАЙЗИНГУ — УНИДРУА — Международный институт унификации частного права
Законодательство, принятое в России, не регулирует раскрытие информации в каких-либо деталях, но вместо этого предлагает регулировать определенные аспекты отношений между сторонами . Эти положения содержатся в главе 54 нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2, статьи 1027-1040), который вступил в силу 1 марта 1996 года. В главе 54 фактически не говорится о франчайзинге в тексте, а только о «коммерческих концессиях». . 1 Однако описания аспектов взаимоотношений, которые положения стремятся регулировать, явно относятся к франчайзингу, и действительно, опубликованные комментарии прямо относятся к франчайзингу.
Статья 1027 дает определение коммерческой концессии (статья 1027 (1)), условий, которые должен предусматривать контракт (статья 1027 (2)), и сторон договора коммерческой концессии (статья 1027 (3)). Статья 1028 касается формы и регистрации контракта, а статья 1029 — субконцессий.Также рассматриваются допустимые формы вознаграждения (статья 1030). Обязательства сторон описаны в статьях 1031 и 1032, а ограничение их прав — в статье 1033. Статья 1034 рассматривает субсидиарную ответственность. Возобновление контракта, его изменение и расторжение регулируются статьями 1035, 1036 и 1037 соответственно. Последствия передачи прав, предоставленных по договору коммерческой концессии, рассматриваются в статье 1038, а последствия изменения названия или товарного знака «правообладателя» (т.е. в случае франчайзинга — франчайзер) в статье 1039. Наконец, в статье 1040 рассматриваются последствия прекращения исключительных прав, предоставленных в контракте.
Можно отметить, что, хотя в главе не говорится о раскрытии в какой-либо подробности, статья 1031 действительно предусматривает, что правообладатель обязан передать техническую и коммерческую документацию пользователю и предоставить другую информацию, необходимую пользователю для осуществлять права, предоставленные ему по договору.
1 Английский перевод Гражданского кодекса см. В Гражданском кодексе Российской Федерации, выпущенном Исследовательским центром частного права при Администрации Президента Российской Федерации и опубликованном Международным центром финансового и экономического развития. , Москва, 1997. См. Также CCH, Business Franchise Guide, № 7235, где представлена еще одна английская версия положений, касающихся франчайзинга.
PDS RUSSIA RELIGION NEWS Апрель 2015
PDS RUSSIA RELIGION NEWS апрель 2015Государственная Дума РФ приняла поправки к Закон о религии
ЕЩЕ ОДИН ИЗМЕНЕНИЕ В ЗАКОНЕ РОССИИ О СВОБОДЕ СОВЕСТЬ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЮ РЕЛИГИОЗНЫХ УСТАВОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Портал-кредо.RU, 29 апреля 2015
Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» и различные законодательные акты Российской Федерации »были приняты в Апрель этого года парламентом России и в ожидании подпись президента России, портал-credo.ru сообщает корреспондент. Одно из положений закона предписывает эффективная перерегистрация всех религиозных организаций стране в предельно короткие сроки — до 1 января 2016 года.
Закон изложен в новой редакции пункта 1 статьи 8 действующего Закона РФ о свободе совесть: «Религиозная организация считается добровольное объединение граждан РФ и другие лица, которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории Российской Федерации, которая образована для цели совместного исповедания и распространения веры и зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве юридическое лицо [юридическое лицо].Вопросы участия учредители и другие юридические или физические лица в деятельности религиозные организации определяются уставом и / или внутреннее регулирование религиозных организаций. Основатель (учредители) религиозной организации могут выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегии орган религиозной организации в порядке установленных уставом и внутренними документами религиозная организация.«
Для освобождения религиозных организаций от требований гражданского и трудового законодательства, авторы Закон внес в него еще два новых положения: «Порядок для формирования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, и отношения между религиозной организацией и людьми состав его органов определяется уставом и внутренний регламент религиозной организации; »и« С в отношении религиозных организаций положения пункта 5, статья 50 и статья 531 ГК РФ федерации не применяются.«
Статья 131 внесена в Гражданский кодекс. РФ: «Реорганизация религиозной организации», согласно которая «религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы »
Также в Гражданском кодексе РФ фигурирует положение, освобождающее религиозные организации от ведения целый ряд правил кодекса: «Положения настоящего кодекса обращаться в религиозные организации, если что-то другое не установлены законом о свободе совести и вероисповедания. ассоциациями и другими законами.«
Закон предусматривает введение соответствующих внесение изменений в существующие уставы религиозных организаций после которые они имеют право «подать заявление на введение сведения о себе в Единый государственный реестр Юридические лица в период до 1 января 2016 года »
Следующее положение вставлено в Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях»: «Учредители. и участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединения) не имеют права собственности на имущество передаваемые ими организации, включая членские взносы.Учредители и участники (члены) общественных и религиозных организации (ассоциации) не несут ответственности за обязательств указанных организаций (объединений) и указанных организации (ассоциации) не несут ответственности за обязательства их учредителей и участников (участников) ». (тр. PDS, опубликовано 30 апреля 2015 г.)
Россия Религия Новости Текущие новости
Правовая оговорка редакции: RRN делает
не намерены подтверждать достоверность информации
представлены в статьях.RRN просто намеревается сертифицировать
точность английского перевода содержания
статьи по мере их появления в средствах массовой информации стран
бывший СССР.
Если материал указан, пожалуйста, укажите
публикация, из которой оно пришло. Не обязательно указывать
эта веб-страница. Если материал передается в электронном виде, пожалуйста,
включить ссылку на URL,
http://www.stetson.edu/~psteeves/relnews/.
: новинки IP&IT в России в 2019 году | Международная сеть юристов
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАНИЯ КАК НОВАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ПУНКТ
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», который вступает в силу 27 июня 2020 года, вводится новый институт гражданского права — появляется географическое указание. в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс).
Глава 76 Гражданского кодекса уже установила аналогичный институт гражданского права в отношении идентификации продукта по критериям его происхождения, который устанавливается как наименование места происхождения товара. Однако за долгое время своего существования наименование места происхождения товара не установило широкой практики его применения. Такое отсутствие практики регистрации в основном связано с наличием большого количества строгих требований к регистрации наименования места происхождения товара. Все эти требования заявляют о необходимости прочной связи с местом происхождения.Качество или характеристики продукта, охраняемого в качестве наименования места происхождения, должны исключительно или главным образом определяться его географическим происхождением. Так что на сегодняшний день всего зарегистрировано около 200 наименований мест происхождения товаров. Для сравнения: в России зарегистрировано около 744 100 товарных знаков (без учета Мадридской системы).
В Гражданский кодекс внесены изменения в связи с тем, что Российская Федерация стала членом Всемирной торговой организации (ВТО) с 2012 года и как член приняла на себя все обязательства, установленные законодательством ВТО.Одно из этих обязательств — привести внутреннюю правовую систему в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО, а также с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое касается защиты географических указаний и предусматривает определение правовой защиты. географических указаний в законодательстве ее членов.
Таким образом, Федеральный закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» предлагает механизм совершенствования законодательства в отношении географического указания, связанного с географическим происхождением продукта и качеством или характеристикой продукта. товар связан с местом его происхождения.
Владельцы географических указаний смогут использовать аналогичные инструменты защиты, доступные для правообладателей товарных знаков. В частности, они смогут ограничить любое дальнейшее использование географического указания или потребовать установленной законом компенсации.
ПРИНЯТИЕ НОВОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление) принято 23 апреля. 2019.
«Постановление» Пленума — важный документ, широко используемый в российской судебной практике. Он содержит рекомендации и интерпретации положений правовых актов, подготовленных вышестоящим судебным органом. На практике нижестоящие суды не могут игнорировать такой документ при разрешении споров.
Основными целями Постановления являются согласование и гармонизация судебной практики по делам об интеллектуальной собственности. Предыдущее Постановление Пленума Верховного Суда РФ по тем же вопросам действовало 10 лет и требовало множества изменений.
Постановление содержит около 200 положений и охватывает примерно все статьи части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей право интеллектуальной собственности. Небольшая часть ключевых положений Постановления представлена ниже:
- Если один объект интеллектуальной собственности используется разными способами и все эти средства охватываются единой экономической целью, все эти действия будут содержать единственное нарушение прав интеллектуальной собственности.Это положение показывает, что судебная практика в сфере интеллектуальной собственности в отношении расчета установленной законом компенсации была изменена по сравнению с предыдущим подходом (одно действие или объект интеллектуальной собственности равнялся одному нарушению), благодаря которому компенсация могла быть увеличена даже в несколько раз. за незначительное нарушение.
- Банкротство владельца товарного знака не является уважительной причиной неиспользования товарного знака (следовательно, возможно предыдущее прекращение действия товарного знака в связи с его неиспользованием).
- Использование ключевых слов, которые по крайней мере до степени смешения схожи с зарегистрированными товарными знаками в поисковой или контекстной рекламе на страницах веб-сайтов, не может являться нарушением прав владельца товарного знака, однако такое использование может быть признано недобросовестной конкуренцией.
- В случае невозможности предоставления доказательств истец имеет право подать иск против ответчика о раскрытии доказательств (что ранее было невозможно из-за местных процессуальных правил и негативной судебной практики по данному вопросу).
Подводя итог, новое Постановление можно в полной мере рассматривать как необходимый инструмент для судов по защите и защите интеллектуальной собственности.
НОВИНКИ В СФЕРЕ ИЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЦИФРОВЫЕ ПРАВА КАК НОВЫЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», который вступил в силу 1 октября 2019 года (далее — Федеральный закон. Law) в Гражданском кодексе появился новый гражданско-правовой Институт цифровых прав.
Федеральный закон содержит определение цифровых прав в статье 141.1, идентичное определению токена, поскольку это может быть любое право, содержание и условия реализации которого определяются в соответствии с правилами информационной системы. .
Кроме того, Федеральный закон устанавливает ряд новых требований в сфере гражданского права, например, в отношении формы, содержания и иных условий исполнения договоров.
ВЫСОКИЙ ШТРАФ ЗА НЕЛОКАЛИЗАЦИЮ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ГРАЖДАН РОССИИ
2 декабря 2019 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 405-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вводящий в действие новый составной элемент административное правонарушение — нарушение требований локализации.
В соответствии с положениями Федерального закона «О персональных данных» операторы обеспечивают учет, систематизацию, накопление, хранение, корректировку (обновление, изменение) и поиск персональных данных граждан Российской Федерации через серверы баз данных, расположенные в на территории РФ.
Изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что невыполнение оператором требования влечет наложение штрафа:
- для должностных лиц — до 200 000 рублей (примерно 3175 долларов США)
- для юридических лиц — до 6 000 000 рублей (примерно 95 240 долларов США)
Размер штрафа за повторное нарушение:
- для должностных лиц — до 800 000 рублей (примерно 12 700 долларов США)
- для юридических лиц — до 18 000 000 рублей (примерно 285 715 долларов США)
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРЕДУСТАНОВКА РОССИЙСКОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2-го декабря 2019 г.425-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации о защите прав потребителей» (далее — Федеральный закон).
Федеральный закон предусматривает, что при реализации отдельных видов технически сложных товаров потребителям должна быть предоставлена возможность их использования с предустановленным российским программным обеспечением.
Федеральный закон предоставил правительству России возможность определять перечень технически сложных товаров и порядок составления и ведения списка российского программного обеспечения, которое должно быть предварительно установлено на таких товарах, а также процедуру их предварительной установки.
«Технически сложные товары», на которые могут повлиять новые поправки, включают смартфоны, компьютеры и Smart TV.
Сокращение бедности с помощью инновационных бизнес-моделей
Успех как источник вдохновения для большего числа компаний
Чтобы улучшить перспективы людей, живущих в бедности, GIZ лидирует на международном уровне со своей крупнейшей в мире цифровой платформой IB. Разработан в партнерстве с международными организациями инклюзивного бизнеса.net предоставляет пространство, где предприниматели могут получать знания и создавать сети. Он предлагает экспертные знания, истории успеха и учебные курсы. Ежемесячно платформу посещают более 8 700 посетителей из 165 стран.
В то же время GIZ работает над улучшением общих условий для людей с низким доходом, которые могут участвовать в экономической деятельности и получать от нее выгоду. Его программа IB по разработке политики объединяет представителей политики, гражданского общества и частного сектора.
В Камбодже, например, это привело к разработке национальной стратегии IB, которая теперь улучшает среду для компаний IB.Государственный секретарь Хенг Соккунг из Министерства науки, технологий и инноваций убежден, что концепция работает. «Внедряя инновации и открывая новые сегменты рынка, IB вносит свой вклад в трансформацию нашей экономики. Выгоды появляются на трех уровнях: для компаний, для людей, живущих в бедности, и для общества в целом. GIZ является для нас важным стратегическим партнером в реализации IB ».
Подобные процессы были запущены в других странах региона GIZ в сотрудничестве с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (ASEAN).Извлеченные уроки будут переданы Нигерии и Замбии.
LifeBank также пользуется преимуществами сети GIZ — это одна из 131 компаний, которые приняли участие в тренингах и других форматах по IB. «Многие компании, использующие инклюзивный бизнес-подход, борются за расширение своих инновационных бизнес-моделей. GIZ предоставила нам ресурсы, необходимые для разработки стратегии распространения нашей модели на Кению в будущем », — говорит Теми Гива-Тубосун. У основателя стартапа большие планы. Она хотела бы и дальше развивать свою компанию, предоставляя еще большему количеству людей доступ к быстрой неотложной помощи и медицинской помощи, одновременно способствуя равенству возможностей с помощью привлекательной работы.
По состоянию на: август 2021 г.
.