Открытое занятие «Путешествие по нартской земле»

                                  Ход занятия

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте!

— Сегодняшнее занятие буду вести я.

Зовут меня Эмма Хасанбиевна.

Я пришла к вам  из с. Псыншоко, слышала о вас много хорошего и решила с Вами познакомиться, узнать Вас получше. А чтобы всего этого добиться, хочу отправиться с Вами в путешествие – в Далекое прошлое.

 

     (Звучит музыка « Прекрасное далеко).

 

И под музыку появляется Сосруко.

 

— Ребята,   кто пожелал с нами отправиться в путь?

 

— Это богатырь, парень…

 

— Вы правы, это великий Сосруко, сын камня.

 

— Я хочу познакомить Вас с Нартскими героями. Нарты,  как и русские богатыри, защищали слабых, уничтожали зло и несправедливость. Они готовы были оказать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое – свою жизнь.

 

— Что вы знаете о богатырях?

 

— Вы знаете имена русских богатырей?

 

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

 

                    Показ древнерусских богатырей.

 

(Ребята отвечают по ним).

 

-Сегодня, ребята,  я познакомлю вас с героями нартского эпоса.

Перед вами герой нартского эпоса Бадыноко – пример мужества, честности и прямоты. Он прославился тем, что спас Нартов от голодной смерти. Он спас и своего отца от неминуемой гибели.

 

— Это великан  Иныж. Он является отрицательным героем нартского эпоса.

Иныж всегда делал зло, но зло всегда побеждает добро.

 

— А это героиня нартского эпоса Сатаней. Она поражала нартов своей красотой, добротой и мудростью. Сатаней – мать, воспитавшая Сосруко.

 

—  Сейчас, ребята, я покажу появление Сосруко на свет.                                        

                             (Показ слайда).

 

— Чтобы узнать его подвиг, я предлагаю  Вам послушать легенду о том, как Сосруко огонь добыл.

 

                                                  (Слушание аудиозаписи).  

Ответы на вопросы ( развитие речи)

— Вам понравилась легенда?

— О ком данная легенда?

— Ребята, почему о нем сочинили легенду?

— Он принес людям счастье.

— Правильно! «Только тот достоин счастья, кто добудет счастья людям!».

И Сосруко достоин великого счастья.

— Ребята, какой подвиг совершил Сосруко?

— Он вернул людям огонь.

— Что случилось бы с нартами, если бы Сосруко не добыл огонь?

— Остались бы без света, и тепла.

— У кого забрал Сосруко огонь?

— Он забрал его у великана Иныжа.

— Кто вам больше понравился?

— Что вы можете о нем сказать?

— Он был сильным и храбрым.

 

— Молодцы, ребята, вы хорошо отвечали на все мои вопросы.

 

— Нарты славились своим  трудолюбием. Они работали на поле. Давайте и мы сейчас, на нартской земле посеем пшено.

(Под музыку сеют – проводится физминутка).

           Сеем, сеем мы зерно

Сеем, не потеем

Вправо руки разведем

Влево мы согнем их.

Сядем мы теперь чуть — чуть

Встанем, разомнемся

И опять сажать начнем

Зерна яровые.

Птицы следом вот летят,

Хотят зернышка достать

Улетайте кыш, кыш, кыш

Вам и зерна не видать

— Ребята, в нашем современном мире вы встречали Нартов, слышали об их именах?

— В городе Нальчике в честь нашего гостя – нарта Сосруко в курортной зоне построен ресторан «Сосруко» — это одна из главных достопримечательностей и символов города Нальчика.

(Показ его изображения).

-Мы с вами познакомились с героями нартского эпоса, и сейчас мы займемся аппликацией. Вы должны составить картину с изображением Сосруко, его меча и огня. Элементы лежат у вас на столе.

Воспитатель показывает и объясняет этапы работы.

(Во время работы обратить внимание на осанку, на правильность выполнение работы; оказывать помощь детям, испытывающим затруднения).

     Звучит  национальная лирическая музыка.

— Молодцы, ребята, вы прекрасно поработали.

Сейчас сделаем выставку ваших работ.

— Понравилось ли  вам занятие?

— Да.

— Кто хочет быть похожим на Сосруко?

— Какое у него сердце?

— Горячее, доброе.

— Какой цвет подходит Сосруко: красный, желтый, синий и почему?

 

( Объясняю значение слов).

Красный — горячий.

Желтый  — теплый.

Синий – холодный.

     Ребята комментируют свой выбор.

 

На нартской земле было много праздников. И каждый праздник сопровождался танцами. В завершении путешествия я приглашаю вас на кабардинский танец.

              (Дети танцуют).

     Я рада, что я познакомилась с вами, попутешествовала с вами. Пусть сегодняшнее занятие останется у каждого из вас в памяти. А в этом помогут вам сувениры с нартской земли. Храните их и не забывайте Нартов.

 

 

— До свидания!

— До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Воспитателя СПДО

                                                                    МКОУ « СОШ с. Псыншоко»

Тхакаховой Эммы Хасанбиевны