Единые требования к устной и письменной речи 1-4 кл

Единые требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо.
Методическое письмо разработано Брянским институтом повышения квалификации работников образования (241000, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 34 «А») на основе методических писем и нормативных документов Министерства образования Российской Федерации. Предназначено для методистов и инспекторов отделов образования, заместителей директоров школ по учебно-методической работе, руководителей методических объединений, учителей начальных классов.

1. Требования к устной к письменной речи
Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности, признана обеспечить, прежде всего, школа. В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых умений и навыков: в программах усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся, во многих школах для этих целей широко используются факультативные занятия, большую помощь в воспитании у школьников внимательного отношения к слону и связной речи оказывают печать, радио, телевидение.
Ведущую роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи в среднем звене. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой речевая культура учащихся воспитывается в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во время внеклассных занятий. Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу единого речевого режима в школе. Следует включить вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутри школьного контроля, организовывать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи учащихся. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать стенды «Пиши правильной, «Люби и знай русский язык», «Правильно ли мы говорим».
Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от слаженной деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.
1.1 Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
давать ответ на любой вопрос, в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить,
правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например. «Потому что существительное 3-го склонения»);
развернутый устный или письменных ответ типа рассуждения должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент (ы), вывод,
говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
правильно и точно отбирать логический материал в соответствии си значением и стилистической окраской слова,
отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации:
оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
1) правила произношения и постановка ударений;
2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
3) правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и других.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.
1.2. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется:
1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок, грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.); писать разборчивым почеркам. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.
2. Учителям начальных классов показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм. норм лексической сочетаемости и так далее). Использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса учащихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи. Для совершенствования речи детей использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах и так далее.
3. Учителям-предметникам:
Больше внимания уделять формированию на всех уроках умений систематизировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и сообщения.
На уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя которые должны являться не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как, например, сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план.
Шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста.
Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов цитатного материала, списков литературы и так далее.
Систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять но мере необходимости.
Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
4. Всем работникам школы:
Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая пря этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражении как на уроке, так и вне его. В условиях диалектного говора учителя русского языка, зная особенности диалектной речи, должны предупреждать учителей других предметов о недостатках произношения школьников и проводить консультации о приемах исправления диалектных недочетов в речи учащихся.
Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся
Тщательно проверять грамотность плакатов, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся.
При планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.

2. О письменных работах учащихся общеобразовательных школ
Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.
1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
упражнения по русскому языку, математике (в 1 классе письменные домашние задания вводятся со 2-го полугодия);
планы статей и других материалов из учебников;
сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку;
фиксация наблюдений за природой в процессе изучения природоведения во 2-4 классах.
2 По русскому языку, математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы (проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается). Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проверки текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
после изучения наиболее значительных тем программы;
в конце учебной четверти, полугодия.
Время проведения итоговых контрольных работ
в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями (в общеобразовательный график включаются также и текущие контрольные работы, на выполнение которых отводится целый урок). В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели — не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не дотекая скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не допускается проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
3. Количество итоговых контрольных работ
Для выявления степени усвоения программного материала учителю целесообразно проводить следующее количество итоговых письменных контрольных работ:
Предметы Число итоговых контрольных работ в год по классам
Программа 1 — 3 Программа 1 — 4
1 2 3 1 2 3 4
Русский язык:
Диктанты 6 9 9 — 6 9 9
изложения — — 1 — — — 1
списывания — 3 2 — — 3 2
Математика 6 12 12 — 6 12 12

Примерный объем диктанта и текста для списывания:
Время проведения Программа 1-3 Программа 1-4
1 2 3 1 2 3 4
Конец первого полугодия или в начале второго полугодия 20-25 слов
1 –я четверть 32-45 слов 60-65 слов 20-25 слов 35-45 слов 60-65 слов
2 –я четверть 45-50 слов 65-70 слов 25-35 слов 45-50 слов 65-70 слов
3 –я четверть 50-55 слов 70-75 слов 30-35 слов 50-55 слов 70-85 слов
Конец года 30-40 слов 55-60 слов 70-85 слов 20-25 слов 35-40 слов 55-60 слов 70-85 слов
Объем текстов изложений примерно на 15 — 20 слов больше объема текстов диктанта.
Объем словарных диктантов:
Программа 1 – 3 Программа 1 – 4
1 2 3 1 2 3 4
7 – 8 слов 10 – 12 слов 12 – 15 слов 7 – 8 слов 10 – 12 слов 12 – 15 слов
В качестве контрольных работ (текущих н итоговых) проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две отметки отдельно за каждый вид работы.
Наиболее высокая работоспособность у учащихся младших классов приходится на 1 — 2 уроки. В эти часы целесообразно проводить контрольные работы.
Письменными текущими проверочными и обучающими работами являются:
в русском языке: диктант, словарный диктант, списывание текста, изложение, сочинение, грамматический разбор;
в математике: работы по проверке устных вычислительных навыков, письменных вычислительных навыков, умения решать задачи, комбинированные работы.
Письменная работа по математике может состоять только из примеров (при числе вычислительных действий не более 12), только из задач (2-3 задачи), быть комбинированной (одна задача, примеры и задания других видов, две задачи и примеры), или представлять собой математический диктант (12 или более арифметических действий).

2.1. Число и назначение ученических тетрадей

1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку в 1 — 4 классах — по 2 тетради (в период обучения грамоте первоклассники выполняют обучающие работы в тетрадях с печатной основой, но по усмотрению учителя часть упражнений может выполняться в обычных тетрадях). по математике в 1 — 4 классах — по 2 тетради по изобразительному искусству — 1 тетрадь по рисованию; по музыке — 1 нотную тетрадь. Фиксация наблюдений природных явлений по природоведению во 2 — 4 классах ведется в рабочей тетради.
2. Для контрольных работ и работ по развитию речи по русскому языку, математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками. В тетрадях по русскому языку записывается вид работы я строкой ниже — ее название.
Например:

Диктант.
Пушок.

Изложение.
В тайге.

Сочинение.
Моя Родина.
То же относится к обозначению кратковременных работ по математике, слова «Контрольная работа» не пишутся.
2.2. Порядок ведения тетрадей учащимися

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
1. Писать аккуратным разборчивым почерком.
2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи и т.п.), класс, номер и название школы, местонахождение школы, фамилию и имя ученика
Тетради учащихся 1 — 4 классов рекомендуется подписывать по следующему образцу:
Тетрадь
для работ по русскому языку (иди математике)
ученика 2 класса «А»
средней школы № 124 г. Брянска
Смирнова Андрея
Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем.
3. Соблюдать поля с внешней стороны (поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по русскому языку и математике в 1 — 4 классах и в тетрадях для контрольных работ по всем предметам. В остальных тетрадях поля выделяются по усмотрению учителя, если он их использует для рабочих пометок).

4. В I классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия первого класса, а также во 2 -4 классах обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца — прописью.
5. Писать на отдельной строке название темы письменных работ (изложений, сочинении, практических и других работ).
6. Обозначать номер упражнения» задачи или указывать вид выполняемой работы (план, ответы на вопросы и так далее), указывать, где выполняется работе (классная или домашняя).
7. Соблюдать красную строку.
8. Для учащихся 1 — 4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написана дата и наименование работы.
Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать тол ко 2 клеточки.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике — 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).
9. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения простым карандашом или ручкой, в случае необходимости с применением линейки или циркуля.
10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение — тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.
2.3. Порядок проверки письменных работ учителями

1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются по русскому языку и математике в 1 — 4 классах после каждого урока у всех учащихся
2. Изложения, списывание по русскому языку в литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
3. Контрольные работы учителями проверяются в следующие сроки:
— контрольные списывания, диктанты в контрольные работы по математике в 1 — 4 классах — к следующему уроку;
— изложения и сочинения в начальных классах — не позже чем через 2 дня.
4. В проверяемых работах учитель отмечает к исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
при проверка тетрадей и контрольных работ во русскому языку и математике учащихся 1 — 4 классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I — орфографическая ошибка, V — пунктуационная);
подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
проверив диктант, списывание, изложение; сочинение, учитель подсчитывает и записывает число орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок;
после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется отметка за работу.
5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал:
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку и математике в 3 — 4 классах оцениваются; отметки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
По остальным предметам все проверяемые работы оцениваются по усмотрению учителя, и отметки могут быть выставлены в журнал.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников, (Программа 1 — 3 — сборник приказов № 33 за 1984 г.; программа 1 — 4 журнал «Начальная школа» № 3 за 1987 г.).
6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Над ошибками, как правило, учащиеся работают в тех же тетрадях, в которых выполняли соответствующие письменные работы

.